Оценка механизмов социальной защиты населения в периоды экономической нестабильности

Размещено на /

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Факультет экономики

Специальность «Национальная экономика»


КУРСОВАЯ РАБОТА


По дисциплине: «Экономика социальной сферы»

на тему: «Оценка механизмов социальной защиты населения в периоды экономической нестабильности»


Содержание


Введение

Глава 1. Понятие социальной защиты населения

1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения

1.2 Принципы и функции социальной защиты населения

Глава 2. Социальная защита населения в кризисный период

2.1 Социальная защита населения в кризисный период

2.2 Антикризисные меры правительства РФ в сфере социальной защиты населения

Глава 3. Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения

3.1 Проблемы системы социальной защиты населения

3.2 Перспективы развития системы социальной защиты населения

Заключение

Список литературы


Введение


Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

В условиях экономического спада и проявляющихся кризисных явлений очевидным становится возросшее значение социальных последствий этих процессов. Преобразование структуры общества, производственных отношений, политической деятельности органически сливаются с проблемами в социальной сфере, от решения которых непосредственно зависит положение и деятельность человеческих ресурсов и интеллектуального капитала.

В настоящее время в российском обществе сложилась такая социальная ситуация, в связи с которой возникает острая необходимость в целенаправленном поиске новых подходов к формированию социальной политики государства, которая могла бы направить деятельность всех учреждений и служб социальной сферы на ликвидацию возникающих социальных проблем.

Особенности социальной защиты населения России в условиях экономического кризиса обуславливают необходимость разработки антикризисных мер социальной защиты и поддержки граждан с учетом складывающегося социально-экономического положения в стране, с привлечением теоретических идей и практического опыта стран с развитой рыночной экономикой, с сохранением при этом имеющихся форм социальных гарантий, обновлением механизма их предоставления, постепенным формированием новых эффективных средств и методов решения социальных проблем.

Актуальность данной темы вытекает из необходимости реализации социальной защиты населения на основе осуществления экономических, финансовых, правовых и других мер, методов и способов воздействия на негативные экономические и социальные тенденции с целью их предотвращения и устранения, а также решения таких экономических, организационных и социальных задач, как научное обоснование сущности и значения социальной защиты населения, в том числе и в кризисный период, разработка антикризисных мер социальной защиты населения.

Актуальность поставленных в исследовании проблем возрастает в связи с последствиями кризисных явлений в мировой экономике и продолжающимся процессом рыночного реформирования в России. Результативность проводимой социальной политики в условиях кризиса определяется уровнем функционирования механизма социальной защиты общества направленного на разрешение социальных проблем. Современное общество заинтересовано в смягчении социальной дифференциации, в создании среднего класса как основы стабильности и благополучия, что требует целенаправленного создания условий и возможностей для развития способностей разных социальных групп, что может быть реализовано через оптимальную организацию государственной и региональной систем социальной защиты населения. В этой связи актуальным являются формирование и активное применение механизма социальной защиты населения учитывающего особенности преодоления последствий экономического кризиса и перехода национальной экономики к инновационному типу развития.

Социальная защита населения как объект исследования привлекает значительное внимание ученых и специалистов. Однако к настоящему времени отсутствует однозначное понимание категории «социальная защита». Это обстоятельство дает основание для того, чтобы рассмотреть сущность данной категории в современных условиях.

Представляется обоснованный подход, при котором, категория «социальная защита» рассматривается в широком и узком смысле.

Социальная защита в широком смысле - это система мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны:

трудоспособным гражданам - путем создания условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью;

нетрудоспособным (социально уязвимым слоям населения) - гарантирование социальной защищенности и поддержки.

В узком смысле социальная защита населения определяется как система государственных мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения. Или как институт, целевая комплексная система, сформированная обществом для решения социально-экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также семей с детьми.


Глава 1. Понятие социальной защиты населения


1.1Понятие и сущность социальной защиты населения


Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы является социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений. Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

Объективная реальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений, выдвигает на первый план формирование научно обоснованной системы социальной защиты и социальной поддержки населения, ее наиболее уязвимых слоев. Необходимость создания этой системы обусловлена рядом факторов.

Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества и определяющих содержание социальной поддержки населения, является определённая система отношений собственности и права. Именно частная собственность обуславливает независимость гражданского общества от государства, делает человека полноценным субъектом и гарантирует необходимые условия его социальной жизнедеятельности. Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезни, нетрудоспособности вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, и военных конфликтов, стихийных бедствий, и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал. Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

- государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано обеспечить населению достойный уровень жизни;

- всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;

- социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения.

Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни. [10, 431].

Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

– социальное обеспечение;

– социальное страхование;

– социальную поддержку (помощь) [8, 315].

Центральным субъектом социальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основными формами социальной защиты являются законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; социальное вспомоществование; социальные услуги; целевые социальные программы.

Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно- правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.

Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем, социальная защита, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Одной из государственно-правовых форм социальной защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти. Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах Азии и Африки (которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.


1.2 Принципы и функции социальной защиты населения

экономика социальная защита кризис

Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено – формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.

С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, то есть обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономичного, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Комплексность обеспечивается:

единством целей, принципов и направлений деятельности;

сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;

всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);

координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;

контролем за осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

Огромное значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных потрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:

- помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду;

- развития надомного труда;

- поддержки негосударственных систем социального страхования;

- формирования частного сектора на основе добровольных взносов граждан и других средств;

- развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ, например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых медицинских компаний (помощь семье или отдельному человеку в выборе медицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских услуг);

- сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению воспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создает дополнительные системы для накопления населением денежных сбережений. А это означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и удовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей, укрепления их здоровья, улучшения жилищных условий и другое;

- поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием различных форм социальной помощи, участием в формировании рынка труда, использованием общественных работ и другое.

В этой связи представляется важным, чтобы каждое решение по социальной защите населения, каждый проект проходили экспертизу и оценивались с точки зрения возможности социально защитить людей в процессе будущей реализации, с позиций противодействия развитию негативных социальных явлений.

Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, то есть осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь; назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и другое.

Адресность социальной защиты, основанная на научных методах и расчетах и учитывающая индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека является средством обеспечения социальной справедливости и фактором активизации его внутреннего потенциала. Благодаря принципу адресно удается достичь главное – помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поощрить и поддержать их социальную инициативу и активность, их стремление самостоятельно разрешать возникшие проблемы.

В условиях ухудшения экономического положения возникла потребность в критериях оценки нуждаемости в материальной помощи и механизмах, обеспечивающих адресность.

Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

- размер совокупного семейного или среднедушевого дохода – он должен быть ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или по соответствующей величине регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и других). Следует, однако, заметить, что использование среднедушевого дохода в качестве единственного критерия, без учета потенциальных возможностей клиентов иметь дополнительный доход (например, за счет вторичной занятости, сдачи в аренду квартиры, машины, гаража и так далее), может стимулировать иждивенчество и не способствует развитию инициативы и социальной активности нуждающихся;

- отсутствие средств к существованию;

- одиночество и неспособность к самообслуживанию;

- материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф, в результате исполнения служебных обязанностей и других).

Адресность социальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы социума для оказания помощи человеку, учитывая, что именно в социуме проявляется вся совокупность условий и факторов, окружающих человека, составляющих поле его жизнедеятельности и влияющих на его социальное самочувствие, образ жизни.

Принцип адаптивности системы социальной защиты населения означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов осуществления и другие. Адаптивность системы социальной защиты населения означает ее способность к самосовершенствованию, развитию самозащитной активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к самопомощи, проявлению собственных средств социальной защиты. Это особенно важно, когда речь идет о социально-демократических, профессиональных и иных группах населения, региональных общностях.

Принципом социальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъект социальной защиты населения – государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции – целеполагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, - государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем. Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).

Эффективным элементом их воздействия на решение вопросов социальной защиты населения являются коллективные договоры, которые в условиях рыночных отношений становятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально защитные функции, профсоюзы обеспечивают необходимые производственные и социальные условия для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты. Практика социального партнерства государства с профсоюзными организациями, предпринимателями становится важным условием активизации их роли в социальной помощи и поддержке нуждающимся членам.

Субъектом социальной защиты населения являются общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты.

Еще один субъект социальной защиты – работодатели [9,21]. Они обеспечивают обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и другие). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовыми ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать социальные блага – бесплатные путевки, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов и так далее.

Названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни, но имеют и субъективную сторону. Они реализуются в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Функции – это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:

- экономическая;

- хозяйственно-бытовая;

- психолого-педагогическая;

- социально-медицинская;

- юридическая;

- культурно-досуговая;

- организации труда и другие.

В процессе развития системы социальной защите населения функции меняются, наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов.

В этом находит отражение процесс освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамках различных систем помощи населению.


Глава 2. Социальная защита населения в кризисный период


2.1 Социальная защита населения в кризисный период


После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Мировой ВВП упал в 2009 году почти на полпроцента. Практически во всех странах значительно снизились доходы населения.

У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

Правительством России разработана и реализуется комплексная программа по стимулированию деловой активности и социальной поддержке граждан в условиях мирового финансового кризиса. Однако, в целом преобразования в социальной сфере сдерживаются вследствие недостаточной ресурсной обеспеченности и слиянием Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития, а направленность и масштабы национальных проектов, федеральных целевых программ, международных проектов социального профиля пока не в полной мере соответствуют перечню и остроте проблем, связанных с социальной защитой уязвимых групп населения, снижением уровня бедности в стране.

В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировало использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

Для повышения устойчивости к кризисным явлениям в экономике важно укрепление национальных систем социальной защиты. Системы социальной защиты могут быть объединены с программами наращивания человеческого потенциала. При оценке и разработке систем социальной защиты страны и их партнеры в области развития должны использовать следующие методы: картирование — определение и мониторинг групп населения и соответствующего уровня их уязвимости; точно регулируемая адресная помощь в рамках программ помощи социально уязвимым группам населения; одинаковый подход к бенефициарам — программы должны быть справедливыми в плане предоставления помощи одинакового уровня домохозяйствам, находящимся на одинаковом уровне бедности (горизонтальное равноправие), и могут оказывать более щедрую помощь самым бедным бенефициарам (вертикальное равноправие) [3]. При этом, системы социальной защиты должны быть неразрывно связаны со средствами управления рисками, с тем, чтобы совместно смягчать воздействие возникающих кризисов и катастроф. Система должны индексироваться и предусматривать механизм корректировки уровня пособий с учетом тенденций цен на продовольствие и инфляции. Они должны включать наиболее эффективные средства предоставления помощи, позволяющие довести ее до уязвимых групп населения, и улучшать связи с другими базовыми социальными службами. В этой связи необходимо расширение возможностей по разработке и реализации политики и программ социальной защиты в целях создания основы для введения и/или увеличения масштаба существующих программ адресной помощи. Необходим переход к более эффективным программам по мере налаживания и совершенствования механизмов отбора бенефициаров и инструментария для эффективного осуществления программ в соответствии с уровнем национальных возможностей. Необходимо обеспечить подотчетность и прозрачность в области использования ресурсов за счет профилактики и снижения соответствующих реальных и потенциальных угроз и устранения возможных причин несправедливых отношений между различными субъектами в целях повышения гражданской ответственности и уверенности в справедливости и эффективности систем социальной защиты.

В условиях кризисной ситуации, роста безработицы и инфляции крайне актуально усилить меры социальной поддержки семей с детьми, которые в первую очередь попадают в «зону риска» бедности - малообеспеченные и многодетные семьи, семьи с одним родителем, беременные женщины и т.п. Необходимо принять пакет антикризисных мер социальной защиты семей с детьми на федеральном уровне, в том числе: предоставить право в случае ликвидации предприятия или прекращения срока трудового договора матери (отцу), имеющим право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, получать одновременно и пособие по безработице в случае признания её (его) безработной (безработным), а также беременной женщине получать одновременно пособие по беременности и родам, а также пособие по безработице (одинокой беременной женщине - в повышенном размере) в случае признания её безработной; установить мужчине, признанному безработным специальную надбавку до максимального размера пособия по безработице на период его действия, если его жена находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; установить безработным родителям, имеющим детей в возрасте до 16 лет, надбавку к пособию по безработице в размере 10% от назначенного пособия на период его действия; удвоить стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц для налогоплательщика, на обеспечении которого находится ребенок (дети) в случае, если другой родитель признан безработным или находится в отпуске по уходу за ребенком, или супруга находится в отпуске по беременности и родам. Для покрытия затрат на реализацию антикризисных мер поддержки семей с детьми необходимо: увеличить тариф отчислений в ФСС на 0,5% в пользу детей работников (сейчас 3 %), нестраховые выплаты производить за счет бюджета; восстановить страхование по безработице вместо современного бюджетирования, как более свойственного рынку метода регулирования труда и доходов; использовать для предлагаемых выплат по безработице запланированные средства федерального бюджета на реализацию региональных программ занятости в 2009 году; создать в субъектах Российской Федерации фонды поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, по аналогии с федеральным фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; ввести двухступенчатую (13 % и 15 %) шкалу налога на доходы физических лиц; увеличить акцизы на табачные изделия и алкоголь в пользу мер поддержки семей с детьми; использовать экономию средств по выплате материнского капитала из предусмотренных ныне федеральным бюджетом (70 млрд. в 2010г. и 100 млрд. в 2011г.); ввести налоговые преференции для организаций, реализующих социальные программы (учет coциальных затрат в себестоимости и пр.).

Кризис, распространившийся на все территории, по-разному отразился на уровне жизни всех слоев населения. Если в период экономического роста, когда часть трудоспособного населения, занятая в сфере наемного труда, имела возможность реализовать свой трудовой потенциал, а успешный частный бизнес через механизм перераспределения доходов в форме налогов и непосредственно в виде благотворительности поддерживал беднейшие слои населения, государство оказывало адресную помощь наиболее нуждающимся социальным группам. Во время же экономического спада социальная функция государства выходит на первый план, а государственный патернализм вынужденно распространяется на все общество. Именно такой подход позволяет сохранить человеческие и трудовые ресурсы, социальную и территориальную целостность страны, избежать групповой и национальной конфронтации, повысить управляемость и контроль за развитием ситуации и в конечном счете создать предпосылки для выхода из кризиса.


2.2 Антикризисные меры правительства РФ в сфере социальной защиты населения


Антикризисные меры правительства РФ были сформулированы в начале 2009 г., когда основные тенденции спада экономики уже были зафиксированы в статистических данных.

Комплекс намеченных действий в социальной сфере имел своей целью:

обеспечить нижнюю границу потребления для нетрудоспособных, а также временно потерявших работу;

стабилизировать материальное положение участников системы минимальных социальных гарантий;

не допустить увеличения численности населения, живущего за чертой прожиточного минимума;

способствовать замедлению темпов роста безработицы;

смягчить снижение доходов трудоспособного населения.

Приведенный перечень направлений показывает, что основной задачей было предотвращение роста бедности, особенно среди пожилого населения. К двум индексациям страховой части пенсии в феврале и апреле 2008 г., добавилось в августе, когда уже кризис наступил, одновременное ощутимое повышение базовой части пенсии на 15%, и страховой части - на 8% (табл.1) [4].

Несмотря на сокращение доходов бюджета, в 2010 г. были предприняты дополнительные меры по повышению жизненного уровня пенсионеров. Пенсионный капитал, заработанный человеком до начала пенсионной реформы т. е. до 1 января 2002 г., переоценивается с увеличением на 10%, и за каждый год работы в советский период (до 1991 г.) прибавка составит 1%. Пересчет пенсий коснется 36,5 млн. чел.


Таблица 1

Этапы повышения базовой и страховой части пенсий

Базовая часть Страховая часть
дата размер повышения, % дата размер повышения, %
2008 год


01.02 12,0


01.04 7,5
01.08 15,0 01.08 8,0
2009 год
01.03 8,7 01.04 17,5
01.12 31,4 01.08 7,5

Вторая задача по реализации антикризисных действий в социальной сфере нацелена на устранение ситуации, в которой часть пенсионеров живет за чертой бедности - для этого вводятся специальные социальные доплаты неработающим пенсионерам. В результате, пенсия со всеми социальными выплатами и доплатами будет не меньше величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. На повышение пенсий и социальные доплаты ассигновано 4,4 трлн. руб. бюджетных средств Пенсионного фонда РФ.

Социальные доплаты, позволяющие поднять уровень пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, получили с 1 января 2010 г. почти 5,7 млн. неработающих пенсионеров, в том числе 3,2 млн. чел. - из федерального бюджета, а 2,470 млн. чел. установлена региональная социальная доплата. Такое разделение связано с разбросом значения регионального прожиточного минимума пенсионера вокруг среднего по РФ. Если пенсионер проживает в регионе, где прожиточный минимум ниже, чем в среднем по стране, он получает федеральную доплату.

В условиях ухудшения экономической ситуации государство, включив социальную защиту населения в число приоритетных направлений антикризисной программы, при общем сокращении бюджетных расходов не только выполнило ранее взятые социальные обязательства, но и дополнительно увеличило финансирование социальной сферы.

Все социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета, в первую очередь пакет государственных пособий на детей, материнский (семейный) капитал, а также выплаты, производимые в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, были проиндексированы с учетом прогноза инфляции. На данные цели было выделено 12,7 млрд. руб. С 1 января 2009 г. все социальные выплаты были проиндексированы на 8,5%, с 1 апреля 2009 г. - на 13%. В результате, размер пособия по уходу за первым ребенком составил 1873 руб., за вторым и последующими детьми - 3746 руб., пособие при рождении ребенка достигло 9989 руб. Материнский капитал в результате индексации с 1 апреля 2009 г. составил 312,16 тыс. руб.

Увеличены выплаты по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, а также материнский капитал: все они проиндексированы с 1 января 2010 г. на 11%. Верхний предел пособия по беременности и родам составит около 35 тыс. руб. (в 2009 г. -