Психология стресса

Содержание


Введение

1. Современные теории и модели стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности

2. Разработка Программы профилактики организационного стресса для конкретной должности

Заключение

Список литературы


Введение


Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Цель данной работы – рассмотреть современные теории и модели стресса; классифицировать виды стресса.


1. Современные теории и модели стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности


В специализированной литературе можно встретить три различных подхода к определению и изучению стресса. Первый подход рассматривает профессиональный стресс как создающую негативное отношение или отрицательную характеристику трудовой среды и трактует его как независимую переменную – экзогенную причину нарушения здоровья. Это так называемый инженерный подход.

Второй подход определяет стресс в терминах физиологических последствий широкого ряда защитных и отрицательных стимулов. Он трактует стресс как зависимую переменную – как физиологический ответ на опасную среду. Этот подход получил название физиологического. Третий подход рассматривает профессиональный стресс в условиях динамичного взаимодействия человека и его рабочей среды. Это психологический подход1.

В современной теории стресса встречаются различные варианты психологического подхода, которые можно отнести к двум типам: интерактивному и транзакционному. Интерактивные модели фокусируются главным образом на структурных особенностях взаимодействия персоны со средой, а транзакционные - в большей степени связаны с познавательными характеристиками и способностями и представляют собой развитие интерактивных моделей.

Подобные теории могут быть использованы для установления связи между опытом и воздействием рабочего стресса и причинением вреда здоровью, а также выработки подхода к управлению рабочим стрессом на основе применения «контрольного цикла», который представляет постоянно функционирующую систему решения проблем для повышения стрессоустойчивости персонала и организаций и уже доказал свою эффективность.

Любой стресс можно рассматривать, как растение-паразит, корни которого – причины, или стрессоры, стебель – физиологическое и психологическое напряжение, листья – симптомы, а плоды – болезни. Стрессоры бывают физиологическими (например, повышенная геомагнитная активность, недостаток кислорода в помещении) и психологическими. Последние являются производными от ситуации и отношения человека к ней2.

Большинство современных теорий стресса делают поправку на индивидуальные различия в опыте стресса и на то, как и насколько хорошо человек справляется с ним. Исследователи полагают, что трудно установить прямую связь между рабочими характеристиками и здоровьем индивида, однако опыт стресса частично зависит от индивидуальных способностей человека справляться с требованиями, предъявляемыми его работой, а также от способов, которыми человек справляется с ними, и организационных контроля и поддержки.

Некоторые характерные симптомы стресса

Физиологические: стойкие головные боли, неопределенные боли, нарушение пищеварения, спазматические, резкие боли в животе, учащенные и аритмические сердцебиения, чувство нехватки воздуха на вдохе, подверженность аллергии, частые простудные заболевания, грипп, инфекции, быстрое увеличение или потеря веса тела, частые боли в шее и спине, чувство комка в горле, падение остроты зрения.

Интеллектуальные: нерешительность, ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, кошмары, ошибочные действия, потеря инициативы, постоянные негативные мысли, нарушение суждений, спутанное мышление, импульсивность мышления, поспешные решения. Эмоциональные: раздражительность, беспокойство, подозрительность, мрачное настроение, депрессия, суетливость, ощущение напряжения, истощенность, подверженность приступам гнева, циничный и неуместный юмор, ощущение нервозности, боязливости, тревоги, потеря уверенности, уменьшение удовлетворенности жизнью, чувство отчужденности, сниженная самооценка, неудовлетворенность работой.

Поведенческие: потеря аппетита или переедание, нарушение речи, дрожание голоса, плохое распределение времени, избегание поддержки, неухоженность, антисоциальное поведение, лживость, низкая продуктивность, нарушения сна или бессонница, более интенсивное курение и употребление алкоголя, доделывание работы дома.

Таким образом, на сегодня существует большое количество факторов, которые имеют потенциал для возникновения профессионального стресса, наиболее распространенные из них:

Рост ответственности

Недо- и перегруженность работой

Размытые обязанности, границы полномочий и ответственность

Недоступность необходимых для работы ресурсов

Рутинная работа

Отсутствие инструктажа

Отсутствие профессионального общения

Вызывающее стресс поведение других сотрудников

Высокий уровень стресса у руководителя

Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента

Нарушения эргономики труда

Низкий уровень мотивации

Низкая оргкультура

Изменения в структуре организации, стилях и технологиях работы

Личностные особенности

Конфликт работы с личной жизнью3

Стрессы можно подразделить на:

эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;

кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;

физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные4


2. Разработка Программы профилактики организационного стресса для конкретной должности


А) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Менеджер по персоналу».

В таблице 1 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.


Таблица 1

Диагностика организационного стресса

Модуль профессии Содержание работы Возможные организационные стрессоры
знание психологических особенностей профессии изучает личный состав организации и ее подразделений, установленную документацию по учету кадров, связанную с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников, а также расстановку работников, их деловые качества с целью подбора их на замещение вакантных должностей руководителей

Вызывающее стресс поведение других сотрудников

Высокий уровень стресса у руководителя

Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента

Личностные характеристики


Ответственность участвует в организации работы квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и в оформлении их решений Рост ответственности
Профессионализм и коммуникабельность

участвует в работе по профессиональной ориентации, а также в разработке учебно-методической документации (учебных планов и программ, пособий и рекомендаций, расписаний занятий учебных групп);

ведет учет работы по подготовке и повышению квалификации кадров, анализирует качественные показатели результатов обучения и его эффективность (изменение профессионально-квалификационного и должностного состава работников), ведет установленную отчетность5

Отсутствие инструктажа

Отсутствие профессионального общения

Низкий уровень мотивации

Низкая оргкультура



SWOT – анализ организационного стресса:

Работник

Сильные стороны

Высокий профессиональный уровень кадров

Эффективная кадровая политика, позволяющая сохранить сплоченный профессиональный коллектив

Многоступенчатая система обучения

Слабые стороны

Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров

Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня

Возможности

Эффективная система контроля качества труда

Угрозы

Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива

Конкуренция со стороны других организаций

Потеря части профессионального состава из-за плохого материального положения

Организационная среда

Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 2.


Таблица 2

Вид стрессора Способы профилактики на уровне

работника организации
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента Осознанное отношение к управлению стрессами в профессиональной деятельности менеджера Принципы организации эффективного самоуправления
Отсутствие профессионального общения Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности Развитие управленческой компетентности менеджеров
Низкий уровень мотивации Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом Развитие управленческой компетентности менеджеров
Низкая оргкультура Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать

Умение конструктивно критиковать.

Умение адекватно воспринимать критику


Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:

Повышение профессиональной компетентности в области психологии управленческого стресса, освоение базовых техник стресс-менеджмента

Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности

Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности

Формирования навыков антистрессового стиля жизни

Б) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Психолог».

В таблице 3 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.


Таблица 3

Диагностика организационного стресса

Модуль профессии Содержание работы Возможные организационные стрессоры
знание психологических особенностей изучает влияние психологических, экономически и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников организации в целях разработки мероприятий по улучшению условий их труда и повышению эффективности работы

Вызывающее стресс поведение других сотрудников

Высокий уровень стресса у руководителя

Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента

Личностные характеристики

знание физиологических особенностей проводит совместно с физиологом (эргономистом) обследования индивидуальных качеств работников, особенностей их трудовой деятельности, связанных с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенности трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы Вызывающее стресс поведение других сотрудников
профессионализм и коммуникабельность подготавливает рекомендации и предложения по внедрению в производственную практику результатов психологических исследований способствующих организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, и осуществляет контроль за их выполнением

Отсутствие профессионального общения

Низкий уровень мотивации

Низкая оргкультура


SWOT – анализ организационного стресса:

Работник

Сильные стороны

Высокий профессиональный уровень кадров

Многоступенчатая система обучения

Консультация руководителей организаций по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива

Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов в организации

Слабые стороны

Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров

Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня

Возможности

Эффективная система контроля качества труда

Угрозы

Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива

Конкуренция со стороны других организаций

Потеря части профессионального состава из-за плохого материального положения

Организационная среда

Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 4.


Таблица 4

Вид стрессора Способы профилактики на уровне

работника организации
Отсутствие профессионального общения Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности Развитие управленческой компетентности менеджеров
Низкий уровень мотивации Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом Развитие управленческой компетентности менеджеров
Низкая оргкультура Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать

Умение конструктивно критиковать.

Умение адекватно воспринимать критику


Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:

Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности

Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности

Формирования навыков антистрессового стиля жизни

Осуществление мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих

Б) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Социолог».

В таблице 5 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.


Таблица 5

Диагностика организационного стресса

Модуль профессии Содержание работы Возможные организационные стрессоры
знание социально-психологических особенностей проводит социологические исследования с целью разработки и внедрения мероприятий, направленных на создание на предприятии наиболее благоприятных социально-психологических условий, способствующих повышению степени удовлетворения материальных и духовных потребностей работников и производительности их труда

Вызывающее стресс поведение других сотрудников

Высокий уровень стресса у руководителя

Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента

Личностные характеристики


знание социальной ситуации внутри организации разрабатывает мероприятия по наиболее актуальным вопросам и проблемам социального характера с указанием конкретных сроков и исполнителей, а также необходимых финансовых и материальных средств, принимает меры по мобилизации трудовых коллективов на выполнение этих мероприятий

Недоступность необходимых для работы ресурсов


ответственность совместно с психологом и другими специалистами организации изучает наиболее актуальные вопросы и проблемы социального характера и пути устранения причин, вызывающих текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины и т. п. Размытые обязанности, границы полномочий и ответственность

SWOT – анализ организационного стресса:

Работник

Сильные стороны

Высокий профессиональный уровень кадров

Многоступенчатая система обучения

Консультация руководителей организаций по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива

Передовой отечественный и зарубежный опыт работы социологов в организации

Слабые стороны

Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров

Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня

Возможности

Эффективная система контроля качества труда

Угрозы

Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива

Конкуренция со стороны других организаций

Потеря части профессионального состава из-за плохого материального положения

Организационная среда

Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 6.


Таблица 6

Вид стрессора Способы профилактики на уровне

работника организации
Отсутствие профессионального общения Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности Развитие управленческой компетентности менеджеров
Низкий уровень мотивации Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом Развитие управленческой компетентности менеджеров
Низкая оргкультура Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать

Умение конструктивно критиковать.

Умение адекватно воспринимать критику


Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:

Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности

Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности

Формирования навыков антистрессового стиля жизни

Осуществление мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих


Заключение


Стресс — состояние нарушения (дезорганизации) жизненных функций организма под влиянием факторов, нарушающих привычный образ жизни и деятельности. Выделяются следующие основные виды профессионального стресса:

• информационный стресс — возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания;

• эмоциональный стресс — возникает при реальной или предполагаемой опасности: чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.;

• коммуникативный стресс — связан с реальными проблемами делового общения: повышенная конфликтность, неспособность контролировать себя, неумение тактично отказать в чем-либо и т. п.

Основные правила поведения в условиях стресса:

• наблюдать за самим собой;

• искать способы «остановки» самого себя;

• перевести свою энергию в другую форму деятельности;

• задуматься над тем, что помогает снять напряжение.

Список литературы


Меркулова О.С. Психология труда. – М.: Приор-издат, 2004.

Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр Академия, 2001.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Стрессы в жизни. // Медицинский журнал. – 2004. - №8.


1 Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-243.

2 Стрессы в жизни. // Медицинский журнал. – 2004. - №8. – с.-14-15.

3 Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — С. 476 — 477.

4 Меркулова О.С. Психология труда. – М.: Приор-издат, 2004. – с.-54.

5 Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - С. 125.