Метрологическая аттестация средств измерительной техники
упора в верхнее, а затем в нижнее положение. Коромысловый указатель должен совершать плавные, постепенно затухающие колебания. Число периодов колебаний должно быть не менее трех.Работу передвижных гирь проверяют перемещением основной гири при поднятом зубе и дополнительной гири вдоль шкал от одного упора до другого. В крайних положениях основной гири ее зуб должен показывать начальное или конечное значения основной шкалы. Зуб основной гири должен ложиться на фаски нарезных углублений, не касаясь их дна. Дополнительная гиря должна перемещаться по шкале свободно и не изменять своего положения из-за колебаний коромыслового указателя.
Работоспособность арретира и тарирующего приспособления проверяют как указано в п. 5.5.3 настоящей программы.
Определение непостоянства показаний ненагруженного указателя
На поддон помещают эталонные гири-допуски общей массой 1,6 г. При передвижных гирях, установленных на нулевых отметках шкал, тарируют коромысловый указатель вращением грузов точного тарирования относительного их нарезного стержня, приводя его в горизонтальное положение.
Для определения непостоянства показаний ненагруженного указателя выводят из положения равновесия нажатием руки, отклоняя его в одно из крайних положений, передвигают опорную призму указателя вдоль подушек его опорной стойки сначала в одно крайнее положение, а затем в другое. После прекращения указанных воздействий старированное состояние указателя должно восстановиться непосредственно или путем снятия с поддона или помещения на него гирь-допусков (1,6 г).
Непостоянство показаний определяют как массу снятых или наложенных гирь-допусков. Непостоянство показаний ненагруженного указателя не должно превышать ± 1,6 г.
Погрешность нагруженного указателя определяют при нагружении и разгружении весов в соответствии с таблицей 5.3.
Для каждой из поверяемых точек на поддон помещают эталонные гири на отметки, соответствующие номинальным показаниям указателя по основной и дополнительной шкалам.
Если при этом коромысловый указатель не приходит в положение равновесия, то его приводят в это положение, изменяя массу гирь на поддоне путем снятия или помещения на него гирь-допусков.
Таблица 5.3
Номер поверяемой точки |
Значение |
Показания коромыслового указателя, номинальное по шкалам |
Допускаемая погрешность, ± г |
||
поверяемой точки, кг |
массы гирь на поддоне (номинальное), кг |
основной, кг |
дополнительной, кг |
||
1 |
20 |
0,64 |
20 |
0 |
1,6 |
2 |
40 |
1,28 |
40 |
0 |
Продолжение таблицы 5.3
Номер поверяемой точки |
Значение |
Показания коромыслового указателя, номинальное по шкалам |
Допускаемая погрешность, ± г |
||
поверяемой точки, кг |
массы гирь на поддоне (номинальное), кг |
основной, кг |
дополнительной, кг |
||
3 |
45 |
1,44 |
40 |
5 |
1,6 |
4 |
50 |
1,60 |
40 |
10 |
|
5 |
55 |
1,76 |
40 |
15 |
|
6 |
60 |
1,92 |
40 |
20 |
|
7 |
80 |
2,56 |
80 |
0 |
|
8 |
100 |
3,20 |
100 |
0 |
|
9 |
120 |
3,84 |
120 |
0 |
3,2 |
10 |
140 |
4,48 |
140 |
0 |
|
11 |
160 |
5,12 |
160 |
0 |
|
12 |
180 |
5,76 |
180 |
0 |
|
13 |
200 |
6,40 |
200 |
0 |
|
14 |
220 |
7,04 |
220 |
0 |
|
15 |
240 |
7,68 |
240 |
0 |
|
16 |
260 |
8,32 |
260 |
0 |
|
17 |
280 |
8,96 |
280 |
0 |
|
18 |
300 |
9,60 |
300 |
0 |
|
19 |
320 |
10,24 |
320 |
0 |
|
20 |
340 |
10,88 |
340 |
0 |
|
21 |
360 |
11,52 |
360 |
0 |
|
22 |
380 |
12,16 |
380 |
0 |
|
23 |
400 |
12,80 |
400 |
0 |
|
24 |
420 |
13,44 |
420 |
0 |
4,8 |
25 |
440 |
14,08 |
440 |
0 |
|
26 |
460 |
14,72 |
460 |
0 |
|
27 |
480 |
15,36 |
480 |
0 |
|
28 |
500 |
16,00 |
500 |
0 |
Погрешность нагруженного указателя определяется как разность между номинальным и действительным значениями массы гирь на поддоне.
Погрешность нагруженного коромыслового указателя в каждой точке не должна превышать значений, указанных в таблице 5.3.
Чувствительность нагруженного указателя определяют при определении погрешности нагруженного указателя в поверяемых точках 2 и 28.
Уменьшение и увеличение массы гирь на поддоне на 1, 6 г для поверяемой точки 2 и на 4, 8 г для поверяемой точки 28 должны вызывать отклонение подвижного указателя равновесия не менее чем на 5 мм.
5.5.5.2 Определение непостоянства показаний ненагруженных весов
Непостоянство показаний ненагруженных весов определяют перед определением других метрологических характеристик нагруженных весов. При этом на платформу помещают гири-допуски массой равной 0,5е (100 г) и регулятором тары устанавливают весы в нулевое положение (положение равновесия).
Непостоянство показаний определяют относительным смещением призм коромыслового указателя по подушкам в пределах разбега и трехкратным включением и выключением арретира, В случае невозвращения указателя отсчетного устройства в нулевое положение (положение равновесия) необходимо снять или положить на платформу гири-допуски массой 0,5 е (100 г).
Непостоянство показаний ненагруженных весов не должно превышать ± 0,5е (± 100 г).
5.5.5.3 Проверка независимости показаний весов от положения груза на платформе
Независимость показаний весов от положения груза на грузоприемном устройстве проверяют при нагружении весов образцовыми гирями массой, равной 10 % НПВ (50 кг). Эталонные гири размещают над каждой из грузоприемных призм и на середине платформы.
Погрешность каждого из показаний весов при различном расположении груза на грузоприемном устройстве не должна превышать + 0,5е (± 100 г).
5.5.5.4 Определение погрешность нагруженных весов
Погрешность нагруженных весов определяют при трехкратном нагружении и разгружении нагрузками, равными НмПВ, 500е, 2000е и НПВ и нагрузками, равными трем значениям дополнительной шкалы при значении основной 0,1 НПВ (смотри таблицу 5.4).
Погрешность определяют при центральном расположении эталонных гирь IV разряда на весовой платформе. Погрешность весов при каждом значении нагрузки не должна превышать предела допускаемой погрешности, установленной в ТЗ (смотри таблицу 5.4).
Таблица 5.4
Номер поверяемой точки |
Значение поверяемой точки, кг |
Показания весов, номинальные по шкалам |
Предел допускаемой погрешности |
|
основной, кг |
дополнительной, кг |
|||
1 |
4 |
0 |
4 |
± 0,5е (± 0,1 кг) |
2 |
40 |
40 |
0 |
|
3 |
50 |
50 |
0 |
|
4 |
55 |
50 |
5 |
|
5 |
60 |
50 |
10 |
|
6 |
100 |
100 |
0 |
|
7 |
250 |
240 |
10 |
± 1е (± 0,2 кг) |
8 |
400 |
400 |
0 |
|
9 |
455 |
440 |
15 |
± 1,5е (± 0,3 кг) |
10 |
500 |
500 |
0 |
Если весы не приходят в положение равновесия, то их приводят в это положение, изменяя массу эталонных гирь на платформе путем снятия или наложения гирь-допусков.
Погрешность весов определяют как разность между их действительными показаниями и значениями поверяемой точки (номинальными показаниями весов).
Погрешность весов не должна превышать пределов допускаемой погрешности, соответствующих поверяемым точкам (смотри таблицу 5.4).
5.5.5.5 Определение чувствительности весов
Чувствительность весов определяют в процессе исследований по п. 5.5.5.4 при нагрузках, равных НмПВ, 0,5НПВ, НПВ (в поверяемых точках 1, 7 и 10) путем установки на весы и снятия с них гирь-допусков, равных по массе абсолютному значению предела допускаемой погрешности для соответствующей поверяемой точки. Это должно вызывать отклонение подвижного указателя равновесия коромыслового указателя не менее чем на 5 мм.
5.6 Оформление результатов метрологической аттестации
Результаты исследований, выполненных при проведении метрологической аттестации весов заносят в протокол, требования к содержанию и оформлению которого приведены в приложении Б ДСТУ 3215 [ 10 ].
Протокол подписывают лица, проводившие исследования.
При положительных результатах метрологической аттестации должно быть оформлено свидетельство о метрологической аттестации по форме, приведенной в приложении В ДСТУ 3215 [ 10 ].
При отрицательных результатах метрологической аттестации оформляют протокол с указанием полученных результатов или извещение о непригодности весов к применению с соответствующими обоснованиями.
6 РОЗРАХУНОК МАСИ ПЕРЕСУВНИХ ГИР
В більшості вагах або усе навантаження, або його частина урівноважують вантажами, пересовуючими по коромислу. Ці вантажі заведено називати пересувними гирями. Пересувні гирі звичайно відливають з чавуну. Вони мають форму прямого циліндру з закругленою верхньою основою та з отвором для коромисла.
d
X'
T
X
Рисунок 6.1 – Коромисло платформених вагів
Зробимо розрахунок маси пересувних гир.
Вихідні данні:
Р = 500 кг – найбільший діапазон вимірювань;
р = 20 кг – значення додаткової шкали;
d = 45 мм – довжина плеча навантаження;
L = 260 мм – довжина основної шкали;
= 305 мм – довжина додаткової шкали;
- відношення плеч важільної системи.
Маса великої гирі:
(6.1)
кг
Маса малої гирі:
(6.2)
кг
7 КІНЕМАТИЧНИЙ РОЗРАХУНОК ВАГОВОГО МЕХАНІЗМУ
Вихідні данні:
О А В
1
2
Рисунок 7.1 – Головний важіль
О1 А1 В1
1
2
Рисунок 7.2 – Проміжний важіль
1 = 100 мм – мале плече головного важеля;
2 = 500 мм – велике плече головного важеля;
1 = 120 мм – мале плече проміжного важеля;
2 = 750 мм – велике плече проміжного важеля.
Загальне передаточне відношення вагового механізму визначається за формулою:
, (7.1)
де - передаточне відношення головного важеля; (7.2)
- передаточне відношення проміжного важеля; (7.3)
; ;
8 РАСЧЕТ ПОГРЕШНОСТИ
НАГРУЖЕННОГО УКАЗАТЕЛЯ ВЕСОВ ВК 7297
Погрешность нагруженного указателя определяют при нагружении и разгружении весов в соответствии с таблицей 8.1
Таблица 8.1
Номер поверяемой точки |
Значение |
Показания коромыслового указателя, номинальное по шкалам |
Допускаемая погрешность, ± г |
||
поверяемой точки, кг |
массы гирь на поддоне (номинальное), кг |
основной, кг |
дополнительной, кг |
||
1 |
20 |
0,64 |
20 |
0 |
1,6 |
2 |
40 |
1,28 |
40 |
0 |
|
3 |
45 |
1,44 |
40 |
5 |
|
4 |
50 |
1,60 |
40 |
10 |
|
5 |
55 |
1,76 |
40 |
15 |
|
6 |
60 |
1,92 |
40 |
20 |
|
7 |
80 |
2,56 |
80 |
0 |
|
8 |
100 |
3,20 |
100 |
0 |
Для каждой из поверяемых точек на поддон помещают эталонные гири на отметки, соответствующие номинальным показаниям указателя по основной и дополнительной шкалам.
Если при этом коромысловый указатель не приходит в положение равновесия, то его приводят в это положение, изменяя массу гирь на поддоне путем снятия или помещения на него гирь-допусков.
Погрешность нагруженного указателя определяется как разность между номинальным и действительным значениями массы гирь на поддоне. Погрешность вычисляется по формуле:
D=mНОМ – mДЕЙСТВ , (8.1)
где mНОМ – номинальное значение массы гири, кг;
mДЕЙСТВ – действительно значение массы гири, кг.
Погрешность нагруженного коромыслового указателя в каждой точке не должна превышать значений, указанных в таблице 8.1
9 РАСЧЕТ ПОГРЕШНОСТИ НАГРУЖЕННЫХ ВЕСОВ ВК 7297
Погрешность нагруженных весов определяют при трехкратном нагружении и разгружении нагрузками равными НмПВ, 500е, 2000е и НПВ и нагрузками, равными трем значениям дополнительной шкалы, при значении основной 0,1НПВ (смотри таблицу 9.1).
Погрешность определяют при центральном расположении эталонных гирь IV разряда на весовой платформе. Погрешность весов при каждом значении нагрузки не должна превышать предела допускаемой погрешности, установленной ТЗ (смотри таблицу 9.1).
Таблица 9.1
Номер поверяемой точки |
Значение поверяемой точки, кг |
Показания весов, номинальные по шкалам |
Предел допускаемой погрешности |
|
основной, кг |
дополнительной, кг |
|||
1 |
4 |
0 |
4 |
± 0,5е (± 0,1 кг) |
2 |
40 |
40 |
0 |
|
3 |
51 |
50 |
1 |
|
4 |
60 |
50 |
10 |
|
5 |
70 |
50 |
20 |
|
6 |
100 |
100 |
0 |
|
7 |
250 |
240 |
10 |
± 1е (± 0,2 кг) |
8 |
400 |
400 |
0 |
Если весы не приходят в положение равновесия, то их приводят в