Разработка привода и системы управления путевой машины
Размещено на /
ФАЖТ РФ
Разработка привода и системы управления путевой машины
Курсовая работа по дисциплине «Приводы и системы управления путевой машины»
Пояснительная запискa
Руководитель: Разработал: студент
__________ ___________
(подпись) (подпись)
________________ ________________
(дата проверки) (дата сдачи на проверку)
Краткая рецензия:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________ ___________________________
(запись о допуске к защите) (оценка, подписи преподавателей)
2008
Содержание
1 Обзор приводов и систем управления путевых машин. Обоснование принятых схем и решений
2 Расчет параметров транспортера
3 Расчет параметров привода транспортера
4 Разработка принципиальной гидравлической схемы машины
5 Расчет параметров и подбор элементов гидропривода
6 Расчет параметров и подбор механических компонентов привода и электродвигателей
Список использованных источников
1 Обзор приводов и систем управления путевых машин. Обоснование принятых схем и решений
Выбор типа привода является одной из важнейших задач, которое необходимо решать при создании путевой машины. Тип привода определяется: характером загрузки привода, кинематикой перемещения, скоростью и другими характеристиками рабочего органа; условиями эксплуатации, механических воздействий, ресурсов и экономичности.
На путевых машинах применяются три типа привода: гидравлический, электрический и пневматический.
Наиболее распространен гидравлический привод. У гидропривода небольшие габариты и масса гидроагрегатов, простая конструкция защиты узлов от перегрузок, он легко управляется; может передавать большие усилия и мощности, обладает малой инерцией, высокой приемистостью, имеет небольшое время запаздывания при исполнении командных сигналов, малые маховые массы гидродвигателей вращательного действия (10-12% маховых масс электродвигателей той же мощности). Эти приводы широко применяются на путевых машинах, вытесняя пневмо- и электроприводы.
Недостатки гидропривода: большая жесткость внешних характеристик, требует высокой точности изготовления элементов (возможны утечки рабочей жидкости), проникновение воздуха в рабочую жидкость с нарушением равномерного движения гидроагрегатов.
Существуют объемные и гидродинамические гидроприводы, В первых в качестве выходного звена используют гидроцилиндры (путеукладчики, шпалоподбивочные машины и др.) и гидродвигатели. Гидродинамические приводы применяются для передачи и изменения крутящего момента в ходовых трансмиссиях мотовозов и дрезин.
Наиболее распространенные объемные гидроприводы по системе питания насосов – открытые, закрытые и комбинированные.
Открытая система проста, обеспечивает хорошие условия для охлаждения и отстоя жидкости, но в ней возможна кавитация, в нее проникает воздух; она имеет большие габариты. У закрытой системы давление при всасывании выше атмосферного, что предотвращает кавитацию и позволяет использовать скоростные малогабаритные насосы. Исключено попадание воздуха в систему. Закрытая система сложнее; в ней хуже охлаждается рабочая жидкость. В комбинированной системе часть отработавшей жидкости в гидродвигателе сливается в резервуар, а другая часть вместе с жидкостью, подаваемой подпиточным насосом, поступает в основной насос.
Электрический привод широко применяют на путевых машинах. Используют двигатели переменного и постоянного тока. Наиболее распространены электродвигатели переменного тока асинхронные с короткозамкнутым ротором. Для поступательного перемещения рабочих органов путевых машин широко используют сочетание электродвигателя, редуктора (червячного, конического, цилиндрического) и винта. Такой привод установлен на электробаластерах, выправочно-подбивочно-отделочных машинах, щебнеочистительных машинах. Его достоинства – простота, надежность, реверсивность, компактность при большой нагрузочной способности, возможность обеспечения большой точности перемещений, а также автоматизации управления рабочим органов. Недостатки – большие потери на трение и низкий К.П.Д., невозможность применения при больших скоростях перемещения.
Пневматический привод применяют на снегоочистительных, снего- и землеуборочных машинах, стругах, путеизмерителях, рельсошлифовальных вагонах. На прицепных машинах, перемещаемых локомотивом, сжатый воздух и пневмоприводу поступает от компрессора локомотива, в результате чего на путевой машине нет силовой установки и компрессора, что упрощает и удешевляет конструкцию машины, облегчает уход и обслуживание. На самоходных машинах устанавливают компрессор.
Пневмосистема путевой машины состоит из подводящих воздухопроводов, соединенных с локомотивом, предохранительных клапанов, кранов управления, разводящих трубопроводов, пневмоцилиндров и пневмодвигателей. Пневмопривод прост и дешев. Его недостатки – громоздкость исполнительных механизмов и малая скорость движения поршня.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также ориентируясь на исходные данные и условия работы, выбор останавливаем на гидравлическом приводе. Это позволит выполнить все поставленные для разработки условия, а также достаточно просто увяжется с системой управления.
Под системой управления понимается совокупность устройств и схемных решений для разрешения вопросов управления приводами и их защитой от нерабочих нагрузок. В задании оговорено, что следует предусмотреть защиту: 1) при наезде рабочим органом (транспортером) на препятствие; 2) от включения транспортера, если он не установлен в рабочее положение.
2 Расчет параметров транспортера
Цель расчета:
- определение производительности транспортера;
- расчет параметров и выбор ленты, барабана и роликоопор.
Условия расчета:
- гидроцилиндр изменения угла наклона транспортера закрепляется на его середине;
- угол наклона
транспортера
при переводе
из транспортного
положения в
рабочее (max)
равен
;
- Транспортер имеет желобчатое сечение с углом наклона боковых роликов 20˚.
Рисунок 1 – Схема для определения параметров транспортера
Производительность
транспортера
Q,
[2]:
,
(1)
где
скорость путевой
машины,
230
м/с ; А – площадь
вырезаемого
балласта:
,
(2)
где в – ширина вырезки балласта, в=1,8м ; h – глубина вырезки балласта, h=0,75м.
.
Производительность П, т/ч [2]:
(3)
где
-
плотность щебня
с загрязнителями,
.
Ширина ленты при транспортировании насыпных грузов В, м [ ]:
,
(4)
где
-
скорость ленты,
предварительно
принимаем по
[2],
;
k=240 – коэффициент,
зависящий от
угла естественного
откоса груза
[2];
=0,9
– коэффициент,
зависящий от
угла наклона
транспортера.
м.
Принята стандартная ширина ленты В=1200мм.
Принята
конвейерная
лента: Лента
– 2.1 – 1200 – 4 – БКНЛ
– 100 – 6 – 2 ГОСТ 20 –
85(лента типа
2.1 общего назначения
с шириной 1200мм,
с четырьмя
прокладками
из ткани БКНЛ
– 100, с толщины
резиновой
обкладки рабочей
поверхности
мм
и нерабочей
мм).
Уточнена
скорость ленты
,
м/с:
,
(5)
где В – ширина
ленты по расчету,
м;
- стандартная
ширина ленты,
м.
м/с.
Диаметр
барабана
,
мм [ ];
,
(6)
где к=140 – коэффициент для определения диаметра приводного барабана; z- число прокладок в ленте.
мм.
Принят стандартный
диаметр барабана
мм
по ГОСТ 22644.
По насыпной
плотности
щебня, ширине
ленты и области
применения
принята роликоопора
[ ]: Роликоопора
Ж 120 – 159 – 20 ГОСТ 22645
– 77 (роликоопора
верхняя желобчатая
типа Ж для ленты
шириной 120 см,
с диаметром
ролика 159 мм и
углом наклона
бокового ролика
).
3 Расчет параметров привода транспортера
Цель расчета: определение мощностей привода транспортера, поворота и наклона транспортера.
Условие расчета: обеспечение на рабочих органах тягового усилия, момента для поворота и силы для наклона транспортера.
Мощность
привода транспортера
,
кВт [2]:
,
(7)
где
-
тяговое усилие
транспортера,
Н[2];
=0,93
– кпд приводного
барабана.
,
(8)
где ω=0,04
– коэффициент
сопротивления;
-горизонтальная
проекция длины
конвейера, м:
м;
q – погонная масса груза, кг/м:
,
(9)
где
-
площадь поперечного
сечения груза
на транспортере,
:
;
-
погонная масса
движущихся
частей конвейера,
кг/м:
,
(10)
где
-
погонная масса
ленты, кг/м:
,
(11)
где ρ=1100кг/м – плотность ленты; В – ширина ленты, м; δ – толщина ленты, м.
;
-
погонная масса
вращающихся
частей рабочей
ветви;
-
погонная масса
вращающихся
частей холостой
ветви;
H – высота подъема груза, м:
м.
.
кВт.
Мощность
привода поворота
транспортера
,
кВт [2]:
,
(12)
где
-
крутящий момент,
;
-
угловая скорость,
.
.
Мощность
привода наклона
транспортера
,
кВт [2]:
,
(13)
где
-
сила на штоке
гидроцилиндра,
;
-
скорость
штока,
.
Рисунок 2 – Схема для определения силы на штоке гидроцилиндра
Сумма моментов относительно точки подъема транспортера:
;
Отсюда,
.
;
;
.
.
.
4 Разработка принципиальной гидравлической схемы машины
В данной курсовой работе разработана двухпоточная схема гидропривода машины. Эта схема изображена на чертеже ППМ М511.26.00.00.00.ГЗ.
Машина имеет три рабочих органа:
Рабочий орган вращательного действия - РО1 , имеющий привод от гидромотора, рабочий орган поступательного действия - РО2 , приводимый в действие гидроцилиндром, рабочий орган вращательного действия РО3, приводимый гидромотором.
Гидродвигатели приводятся в движение от гидронасосов. Машина имеет два гидронасоса.
В приводе рабочих органов используются распределители:
В приводе РО1 распределитель с закрытым центром, управление электрогидравлическое, в приводе РО2 распределитель предназначенный для гидрозамка, управление электрическое, в приводе РО3 – с закрытым центром, управление электрическое.
Наличие у распределителей сервоуправления значительно облегчает работу машиниста.
Для включения в работу РО1 машинист нажатием на кнопку управления распределителя Р1, подает напряжение на обмотку электромагнита распределителя, распределитель переключается в рабочую позицию и направляет поток жидкости к гидромотору М1. Жидкость идет через элементы : Б-Н1-Р1-М1-Р1-ТС- АТ-Ф-Б
Для остановки рабочего органа РО1 машинист, повторным нажатием на кнопку управления Р1, размыкает электрическую цепь обмотки электромагнита, в этот момент Р1 переключается в нейтральную запирающую позицию, срабатывает клапан первичной защиты КП1, автоматически переводимый в режим переливного. Жидкость от насоса идет через элементы : Б- Н1-КП1-ТС-АТ-Ф-Б.
При включении в работу РО2 машинист нажатием на кнопку управления распределителя Р2, подает напряжение на одну из обмоток электромагнитов распределителя, распределитель переключается в рабочую позицию и направляет поток жидкости к гидроцилиндру Ц. Жидкость идет через элементы : Б-Н2-Р2-ГЗ-Ц-ГЗ -Р2 -ТС- АТ-Ф-Б
Для остановки рабочего органа РО2 машинист, повторным нажатием на кнопку управления Р2, размыкает электрическую цепь обмотки электромагнита, в этот момент Р2 переключается в нейтральную запирающую позицию, срабатывает клапан первичной защиты КП2, автоматически переводимый в режим переливного. Жидкость от насоса идет через элементы : Б- Н2-КП2-ТС-АТ-Ф-Б.
Для фиксации гидроцилиндра Ц в определенном положении при нейтральной позиции распределителя, в схему введен гидрозамок ГЗ.
Включение рабочего органа РО3 аналогично включению РО2.
Для защиты элементов системы от инерционных перегрузок при торможении, а также от реактивных перегрузок, которые могут возникнуть в запертых гидродвигателях М1,М2 и Ц, в схему включены клапаны вторичной защиты ОПК1, ОПК2 и блок БОПК3, состоящий из обратно – предохранительных клапанов. Давление настройки клапанов вторичной защиты выше давления настройки первичной защиты на 2МПа.
Вторичная защита РО1 и РО3 установлена между силовыми линиями гидродвигателя за распределителем. Вторичная защита РО2 установлена между гидродвигателем и гидрозамком.
Клапан ОПК1 срабатывает, в момент торможения РО1, когда вал гидромотора вращается по инерции, мотор переходит в режим насоса. Тогда жидкость идет через элементы:
Клапан ОПК2 срабатывает при перегрузке в поршневой полости. Жидкость идет через элементы:
Блок БОПК3 срабатывает в момент торможения РО3, когда вал гидромотора вращается по инерции, мотор переходит в режим насоса. Тогда жидкость идет через элементы:
Гидросистема защищена от активных и инерционных перегрузок с помощью клапанов первичной защиты КП1 и КП2. При срабатывании КП1 рабочая жидкость идёт: Б -Н1-КП1-ТС-АТ-Ф1-Б, при этом гидромотор и рабочий орган останавливаются.
Данный клапан является управляемым, непрямого действия. Клапан подсоединяется входом к напорной линии насоса, а выходом со сливной линией, до фильтра.
Работа клапана КП2 аналогична работе КП1.
Для охлаждения
рабочей жидкости
в летний период
в сливную линию
перед блоком
фильтров включён
теплообменный
аппарат АТ,
который поддерживает
температуру
РЖ
+70
0С.
Перед АТ установлен термостат. Он срабатывает при повышении температуры жидкости выше +50 0С и направляет ее поток через АТ.
Установка манометров МН1 и МН2 позволяет машинисту контролировать давление в напорных линиях. Температура контролируется с помощью термометра Т, установленного в баке Б.
Чистота РЖ обеспечивается непрерывной фильтрацией полнопоточным фильтром Ф1. Засоренность фильтра машинист может контролировать при помощи контрольной лампы, связанной с датчиком, установленном в фильтре.
Для диагностирования гидроаппаратуры машины в гидросхему включены быстроразъемные соединения БР1 –БР9.
Заправка бака рабочей жидкостью осуществляется внешним насосом, через фильтр.
5 Расчет параметров и подбор элементов гидропривода
Цель расчета: определение параметров и выбор дизеля, насоса, гидродвигателей, рабочей жидкости, трубопроводов, распределителей, фильтров, предохранительных клапанов и других элементов.
Условие расчета: обеспечение на рабочих органах заданных движущих сил, вращающих моментов, скоростей и перемещений при установившейся работе гидродвигателей и оптимальной температуре рабочей жидкости.
Определение номинального давления. Выбор насосов и их параметров
Номинальное давление для насоса привода транспортера, МПа:
(14)
где
- мощность
привода транспортнра,
кВт.
.
Номинальное давление для насоса привода поворота транспортера, МПа:
.
Номинальное давление для насоса привода наклона транспортера, МПа:
.
Принято
номинальное
давление из
наличия комплектующих
.
Мощности приводов насосов, кВт:
(15)
привод путевой машина транспортер
где η=0,75 – значение полного кпд новой гидропередачи.
кВт;
кВт;
кВт.
Для приводов выбран аксиально-поршневой насоса 310.28. Для привода поворота и наклона аксиально-поршневой насоса 310.12. Насос выбран по необходимой мощности на их валу. Характеристики насосов сведены в таблицу 1.
Таблица 1 – Характеристики аксиально-поршневых насосов с наклонным диском