Планирование финансово-экономической деятельности предприятия

- цена единицы продукции конкурентов на планируемом рынке

сбыта, руб./ед.


Таким образом, продукция ООО “ Гермес” является конкурентоспособной, т.к. цена на единицу продукции ниже средневзвешенной рыночной цены, т.е. уровень цен приемлем.


Таблица 2.16


Анализ системы формирования спроса и стимулирования сбыта


п/п

Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа

Характеристика и оценка фактического состояния дел

Прогноз положения дел, оценка его показателями и действия по его улучшению

1

2

3

4

1. Есть ли программа ФОССТИС Да. Проект При успешной реализации всего проекта эта программа позволит формировать необходимое направление спроса и адекватного ему сбыта.
2. Каковы результаты ее реализации Нет См. пункт 1.
3. Какие приемы ФОССТИС используется Мини презентации товара, промоушены, рекламный материал и др. См. пункт 1.
4. Какова эффективность каждого 100% эффективность достигается только при совокупном использовании всех приемов. См. пункт 1.
5. Используете ли вы в рассрочку и другие виды кредита в качестве стимулятора сбыта Нет на начальном этапе. Для оптовых покупателей и постоянных клиентов фирмы
6. Известны ли потенциальным покупателям условия рассрочки и иных видов кредит. Если нет, то что нужно сделать, чтобы были известны. Да, для заинтересованных клиентов. Предполагается аннонссирование условий продаж всеми способами.
7. Передаете ли вы образцы товара на пробу. Передаются только кондиционный бой. Предполагается для постоянных клиентов
8.

Какие каналы распространения информации ФОССТИС вы используете:

“директ-мейл” (почта), пресса, радио, телевидение, выставки и ярмарки, симпозиумы, показ действующих установок.

Индивидуальный “директ-мейл”, СМИ. Объявления в компьютерных сетях, специализированных изданиях по строительству и ремонту.
9. Какие из перечисленных в п.8 каналов наиболее эффективны. По какому критерию эффективности Наибольшую эффективность имеет пресса (масштабы распространения при относительно низкой стоимости) Компьютерные сети и специализированные издания.
10. Какие приемы побуждения сбытового персонала вы используете Сравнительно высокие заработные платы. Планируется, что работники службы маркетинга, непосредственно отвечающие за сбыт готовой продукции, помимо оклада будут материально стимулироваться
11. Используете ли вы премиальную торговлю Нет Нет
12. Соответствует ли торговая сеть поставленным целям фирмы Нет Да, предполагается осуществить мероприятия по продвижению товара на всем возможные точки реализации.
13. Специализируется ли персонал по рынкам и товарам Да Предполагается проведение обучающих программ для персонала.
14. Как определяются предполагаемые объемы продаж. Исходя из анализа результатов предварительных маркетинговых исследований рынка. Постоянное отслеживание конъюнктуры рынка, ее анализ. Отслеживание активности конкурентов.
15. Как оцениваются результаты работы торгового персонала По объему товарооборота, наличию претензий от клиентов Предполагается скорейшее внедрение системы поощрений и наказаний.
16. Какие цели поставлены перед рекламой Обеспечение информационной поддержки предприятия, доведение достоинств товара до конечных потребителей Максимальный охват возможной территории с целью информационного наполнения.
17. Сколько выделено на нее средств 1660,8 руб. Сумма определится по мере формирования рынка данной продукции.
18. Как оценивают покупатели качество рекламных текстов Положительно Положительно
19. Какими критериями вы пользуетесь при выборе каналов распределения рекламы Массовость, скорость доведения новой информации, периодичность повторения, долговременность присутствия рекламы. Те же.
20. Прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли Да.
21. Имеется ли у вашей рекламы фирменный стиль Да
22.

Хорошо ли заметен ваш товарный знак среди конкурентов.


Да.

Упаковка



1. Насколько упаковка способствует увеличению уровня продаж, привлекая внимание Заметна, выделяется на фоне остальных. Предполагается разработка модифицированных образцов.
2. Сохраняет ли упаковка товар от повреждения Да
3. Облегчает ли упаковка работу продавца Да
4. Возможно ли использовать упаковку после изъятия из нее покупателем товара Нет, так как она теряет презентабельный вид. Предполагается разработка подобного варианта.
5. Узнаваем ли товар предприятия на фоне других в магазине или на улице Да. Да.
6. Что следует сделать, чтобы он был безусловно узнаваем. Обеспечение безусловной взаимной ассоциации товаром. То же.
7. Соответствуют ли варианты расфасовки (партионность) требованиям данного рынка (покупателя). Да Да

2.6 Организационный план


Для раскрытия сущности правовой формы функционирования предприятия составляется организационный план. В нем обосновывается организационная структура предприятия, производится оценка оргструктуры по интегрированному показателю эффективности оргструктуры ѕ Кэфу:

Зу * Куп

Кэфу = 1 - ,

Фо * Фв


где Зу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника АУ;

Куп – удельный вес численности управленческих работников в общей численности;

Фв – фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работника основного и вспомогательного производства);

Фо – фондоотдача (объем произведенной продукции (реализованной), приходящийся на единицу основных и оборотных фондов.)

В соответствии с рыночной производственной ориентацией фирмы генеральный директор назначает коммерческого директора, ведущего вопросы сбыта, маркетинга и рекламы продукции. Главный бухгалтер осуществляет деятельность по составлению документальных отчетов предприятия. Главный дизайнер руководит деятельностью по выпуску керамической продукции.

Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива является общее собрание, решающее вопросы заключения коллективного договора и порядка предоставления социальных льгот работников ООО «Гермес» из фондов трудового коллектива.

Организационная структура предприятия представлена на Рис. 4.


Генеральный директор




Главный дизайнер Коммерческий Главный

директор бухгалтер



Производство Сбыт, спрос, Бухучет, налоги,

стилистика маркетинг стат.отчетность




Старший Технолог

художник


Рис. 4. Организационная структура ООО « Гермес»


Рассчитав показатель Кэфу в ООО «Гермес» можно сделать вывод, что линейно-функциональная структура не в достаточной мере эффективна из-за больших административных расходов, т.к. чем ближе этот показатель к единице, тем эффективнее огрструктура.

В ООО “ Гермес” Кэфу составил = 1- (244 037 * 0,25 / (1,54 * 57057)) = 0,31.


2.7 План по рискам

В предпринимательской деятельности всегда существует опасность того, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично не достигнуты.

Из всего перечня рисков особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам, классификация и влияние которых отражены в табл. 2.17.

Таблица 2.17

Финансово-экономические риски


Виды рисков Отрицательное влияние на прибыль
Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен
Появление альтернативного продукта Снижение спроса
Снижение цен конкурентов Снижение цен
Увеличение производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен
Рост налогов Уменьшение чистой прибыли
Платежеспособность потребителей Падение продаж
Рост цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли из-за роста цен
Зависмость от поставщиков, отсутствие альтернативы Снижение прибыли из-за роста цен
Недостаток оборотных средств Увеличение кредитов

Для расчета риска из-за потерь прибыли (падение рентабельности) использовались статистические методы. Аналитическим данными являлись показатели среднеотраслевой рентабельности за предшествующие пять лет.

С тем, чтобы определить, насколько рискован запланированный проект, производятся расчеты в следующей последовательности:

Определяем средневзвешенную рентабельность через вероятности. Среднеотраслевая рентабельность составила за ряд лет – 15%, 15 %, 16%, 28%, 19%. Планируемый уровень рентабельности – 20 %.

Определяем средневзвешенную рентабельность ООО “ Гермес”:

15 * 1/5 + 15*1/5 + 16*1/5 + 28*1/5 + 19*1/5 = 18,6 %

Далее определяем дисперсию, как сумму произведений всех квадратов разниц между средней и фактической их величиной на соответствующую величину вероятности данного события:

Дисперсия = (15-18,6)2 * 0,2 + ( 15-18,6)2* 0,2 + ( 16 – 18,6)2 * 0,2 + ( 28 –18,6)2 * 0,2 + ( 19 – 18,6)2 * 0,2 = 24,23

Находим стандартное отклонение = = 4,92


Это значит, что наиболее вероятное отклонение рентабельности продукции от ее средней величины составит ± 4,92 %, т.е. по пессимистическому прогнозу можно ожидать рентабельность продукции на уровне 13,68 % (18,6 % – 4,92 %) , а по оптимистическому прогнозу 23,52 (18,6 % + 4,92%).

Построим график прогноза оптимистического, среднего и пессимистического уровня рентабельности на 1998 год, на котором выделим зону риска (потерь) планируемого уровня рентабельности.

Из этого можно сделать вывод, что проект умеренно рискован, т.к. планируемая рентабельность составила 20 % .


Финансовый план


В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес- плана и представляют их в стоимостном выражении.

Финансовый план предполагает выполнение следующих расчетов:

распределение чистой прибыли (планирование средств фондов накопления и потребление) (табл. 2.18);

баланс денежных доходов и расходов (табл. 2.19);

расчет доходов и затрат (табл. 2.20);

финансовый план предприятия на планируемый год (баланс доходов и расходов) (табл. 2.21);

прогнозный баланс активов и пассивов предприятия (табл. 2.22);

расчет показателей финансово-экономической деятельности предприятия (табл. 2.23)


Распределение чистой прибыли (табл. 2.18) осуществлено исходя из отчислений в фонд накопления в размере 90% и фонд потребления – 10% чистой прибыли. Такое распределение обусловлено тем, что ООО «Гермес» является новым предприятием, требующим развития своей материально-технической базы.

Сумма денежных средств на начало планируемого периода берется из отчетных балансов активов и пассивов предприятия, а на последующие планируемые периоды из п.6 предшествующего периода.

Планирование выручки от реализации осуществляется с учетом времени поступления денежных средств на счет предприятия за отгруженную продукцию (3 дня).

При планировании затрат на сторону следует учитывать также, как и при планировании денежных средств, время их уплаты предприятием (продолжительность нормальной кредиторской задолженности поставщикам, бюджету и др.) – 3 дня – поставщикам, 15 дней бюджету и банку и 9 дней – оплате труда с начислениями.

Прирост устойчивых пассивов на 1998 г. рассчитывается следующим образом.

Кредиторская задолженность по оплате труда (Кзп)

Кзп = ФОТ * 9 : 360 = ( 176200 + 67837) * 9 : 360 = 6100,93

Кредиторская задолженность по бюджету (Кб)

Кб = НЛ * Д : 360 = 281507 * 15 : 360 = 11828,92, где

НЛ – сумма налогов (5984,89+1624,39+5453,12+58994,85+209449,91= 281507,16)

Кредиторская задолженность поставщикам (Кп) за сырье, материалы, топливо и прочие услуги

Кп = СМ * Д : 360 = 554433,79 * 3 : 360 = 4620,28

СМ – общая сумма расходов на сырье, материалы, топливо и др. услуги

кредиторская задолженность банку (К%) за пользование кредитом:

К% = Скр * Д : 360 = 68299,28 * 15 : 360 = 2845,80

Скр – размер уплаты % за кредит – 243926 * 0,28 = 68299,28

Итого устойчивых пассивов на конец 1998 года = 6100,93+11828,92+4620,28+2845,8=25395,93 руб.

Устойчивые пассивы на начало 1998 года = норматив оборотных средств на 1998 год (табл. 2.10) = 3799,88

Прирост устойчивых пассивов в 1998 г. = 25395,93 –3799,88 = 21596,05


Размер устойчивых пассивов в 1999 году – 26488,06

Кзп = ( 179724 + 69193,74) * 9 : 360 = 6222,94;

Кб = 290716,64 * 15 : 360 = 12315,96

Кп = 581416,83 * 3 : 360 = 5103,36

Кб = 68299,28 * 15 : 360 = 2845,80

Прирост устойчивых пассивов в 1999 году = 26488,06 – 25395,93 = 1092,13


Устойчивые пассивы в 2000 г. = 26165,14

Кзп = 6344,93;

Кб = 12851,82

Кп = 5192,26

К % - 1897,20

Прирост устойчивых пассивов в 2000 г. =26165,14 –26488,06 = - 133,5


Погашение долгосрочного кредита планируется в течении 2 –х лет равными долями – 243926 : 3 = 81308,67 руб.


Основными источниками формирования средств фонда накопления являются: амортизационные отчисления, отчисления от чистой прибыли, прирост устойчивых пассивов, долгосрочный кредит банка (только в 1998 г.). Средства этого фонда использовались на уплату процентов за пользование долгосрочным кредитом, на приобретение основных фондов (только в 1998 г. и в 1999 г.), на прирост оборотных средств (начиная с 1999г.), на погашение долгосрочного кредита банка (согласно кредитному договору – начиная с 1999 г.)

Анализируя данные табл. 2.18 можно заметить уменьшение остатков фонда накопления в 2000 г. до 57741,76 руб., что объясняется выплатой 2/3 кредита банка.

Фонд потребления в динамике увеличивается (с 11053,7 руб.-1998 г. до 34693,25 руб. - в 2000 г.), т.к. использование средств этого фонда пока не планируется.

С тем, чтобы определить достаточно ли денежных средств у предприятия для осуществления бесперебойного процесса производства в каждый момент времени, составляется баланс денежных средств (табл. 2.19) Расчеты по данной таблице отражены в приложении

Данные предприятия ООО «Гермес» показывают, что плановый баланс денежных средств положительный, т.е. предприятие не будет ощущать дефицита денежных средств в течение планируемого периода. В 1998 г. для осуществления основной деятельности необходимо 1 145 511,29 руб. причем эта потребность возрастает до 1 421 164,29 – в 2000 г., что объясняется ростом объемов производства. Но т.к. имеется и остатки денежных средств после всех выплат, причем наблюдается положительная динамика их увеличения, то можно сделать вывод, что нет необходимости в привлечении дополнительных средств в виде краткосрочного кредита.

Таким образом, можно сделать вывод, что ООО « Гермес» ликвидное.


Таблица 2.18

Распределение чистой прибыли

п/п

Наименование показателей

Г О Д Ы



1998

1999

2000

1 2 3 4 5

Фонд накопления

1. Чистая прибыль (табл. 2.14) 110530,67 115614,25 120787,50

2.

Источники формирования средств фонда накопления:




2.1 Остатки средств фонда на начало планируемого периода новое предприятие 101563,73 107137,3
2.2 Амортизационные отчисления 48785,2 51131,2 51177,2
2.3 Отчисления от чистой прибыли (90%) 99477,60 104052,83 108708,75
2.4 Прирост устойчивых пассивов 21600,21 1092,13 -
2.5

Долгосрочный кредит банка

( по условию, но не более потребности в основных фондах)

243926,0

3.

Всего источников

413789,01 257839,89 266977,25

4.

Направления использования средств фонда накопления




4.1 Уплата процентов за пользование долгосрочным кредитом 68299,28 68299,28 45532,85
4.2 Затраты на приобретение основных фондов 243926,0 - -
4.3 Затраты на прирост оборотных средств - 1094,64 1085,31
4.4 Погашение долгосрочного кредита - 81308,67 162617,33
5.

Всего затрат

312225,28 150702,59 209235,49
6.

Излишек средств

101563,73 107137,3 57741,76

Фонд потребления

1.

Чистая прибыль

110530,67 115614,25 120787,5
2.

Источники формирования средств фонда потребления




2.1 Остатки средств фонда на начало планируемого периода - 11053,07 22614,5
2.2 Отчисления от чистой прибыли ( 10%) 11053,07 11561,43 12078,75
2.3 прочие поступления - - -
2.4 Фонд оплаты труда - - -
3.

Всего источников

11053,07 22614,5 34693,25
4.

Направления использования средств фонда потребления




4.1 Оплата труда - - -
4.2 Долевое участие в строительстве жилого дома для сотрудников - - -
4.4 Премирование - - -
5.

Всего затрат

- - -
6.

Излишек средств

11053,07 22614,5 34693,25
7.

Недостаток средств

- - -

Таблица 2.19

Баланс денежных средств

п/п

Наименование

показателей

на

1.01.98 г.

на

1.01.99 г.

на

1.01.2000

на

1.01.2001

1. Денежные средства на начало года 25000,0 3680,04 127039,67 132533,99
2.

Денежные поступления:





2.1 выручка от продажи с НДС - 1256869,0 1324860,58 1382501,5
2.2 кредиты - - - -
2.3 прирост устойчивых пассивов - 21600,21 1092,13 -
3.

Всего поступлений

- 1282149,25 1325952,71 1382501,5
4.

Платежи на сторону:





4.1 затраты на производство продукции без амортизации - 824447,03 868930,43 908939,28
4.2 уплата налогов, относимых на финансовый результат - 5735,52 6198,09 6251,94
4.3 затраты на приобретение основных фондов - - 11730 -
4.4 уплата процентов за кредит - 65453,48 68299,28 46481,45
4.5 норматив оборотных средств 21319,96 - - -
4.6 прирост оборотных средств - - 1094,64 1085,31
4.7 погашение кредита - - 81308,67 162617,33
4.8 уплата НДС - 202436,89 220488,36 230096,74
4.9 уплата налога на прибыль - 57036,66 62408,92 64923,36
5.

Всего платежей

21319,96 1155109,58 1320458,39 1420395,41
6.

Остаток денежных средств на конец периода

3680,04 127039,67 132533,99 94640,08

Расчет показателей данной таблицы отражен в Приложении № 3.


Далее, составлена таблица, отражающая доходы и затраты на производство продукции, а также рентабельность продукции и продаж (табл. 2.20), показывающая предполагаемый уровень развития фирмы во времени.

План доходов и расходов на 3 года в соответствии с прогнозом тенденций развития отрасли отражает, что в течении 1998-2000 гг. предприятие несмотря на рост издержек будет получать устойчивую прибыль, рентабельность продукции и продаж в динамике увеличивается, что является положительной тенденцией.

С тем, чтобы проверить правильность учета планируемых источников средств и их распределения составляется финансовый план, т.е. баланс доходов и расходов – «шахматка» (табл. 2.21), в которой по горизонтали отражаются возможные источники средств ( прибыль, амортизация и др. ), а по вертикали – направление использования средств (платежи в бюджет, арендная плата и др.)

Таким образом, столбцы по вертикали показывают распределение средств по каждой статье доходной части финансового плана, а строки по горизонтали – величину поступлений средств из различных источников, направленных на покрытие отдельных статей расходов.

Финансовый план ООО « Гермес» на 1998 год составлен правильно, т.к. общий итог по горизонтали равен общему итогу по вертикали и составил 1 481 034,51 руб.


Таблица 2.20

Доходы и затраты ООО « Гермес», рубли.


п/п


Показатели


1998 г.


1999 г.


2000 г.

1. Доходы ( выручка) от реализации без НДС 1056192,3 1104452,66 1152484,84
2. Полная себестоимость 880160,36 920377,22 960404,03

в т.ч. условно-переменные затраты 472344,91 504053,13 536654,56

-условно-постоянные затраты 407815,45 416324,09 423749,47
3. Налоги, относимые на финансовый результат 5984,89 6207,36 6253,88
4. Балансовая прибыль 170047,18 177868,08 185826,93
5. Налог на прибыль 59516,51 62253,83 65039,43
6. Чистая прибыль 110530,67 115614,25 120787,5
7. Рентабельность продукции, % (п.6:п.2 * 100 %) 12,55 12,55 12,55
8.

Рентабельность продаж, %

( п.6: п.1* 100 %)

10,46 10,46 10,46

Таблица 2.21

Финансовый план ООО « Гермес»

( баланс доходов и расходов)на 1998 год

Источники

средств


Направление

средств

Прибыль

Амортизация

Отчисления от себестоимости

Прочие доходы

Кредиты банков

Фонд потребления

Фонд накопления

ИТОГО


Платежи в бюджет
- налог на прибыль 58994 * * * * * - 58994
- налог на имущество * * * 3658,8 - * * 3658,8
- плата за воду * * 1624,3 * * * * 1624,3
- НДС * * * 200722 * * * 200722
- налог на рекламу * * * 83,04 * * * 83,04
- сбор на нужды образовательных учреждений * * * 1762,0 * * * 1762
- целевые сборы на содержание правоохранительных органов, благоустройства, нужды образования и др. цели * * * 480,96 * * * 480,96
2. Арендная плата - - 25750 * * * * 25750
3.Погашение банковских ссуд * * * * * * * -
4.Кап. вложения * * * * 243926 * * 243926
5. Прирост оброт. ср * * * * * * * -
6.Отчисления в дорожные фонды * * 5453 * * * * 5453
7.Расходы на социально-культурные мероприятия * * * - * * * -
8. Отчисления в фонд потребления 10956 * * * * * * 10956
9. Отчисления в фонд накопления 98605 48785 * - * * * 147390
10.Отчисления в пенсионные фонд