Управление персоналом
неумеющий): руководитель знает, какие методы можно использовать, но не умеет этого делать на практике. К руководителям данного типа относятся обычно начинающие руководители, имеющие хорошую теоретическую подготовку в области организации и управления, но незначительный опыт работы.Третий тип (умеющий – частично знающий): руководитель в основном умеет использовать методы, однако имеет слабые теоретические знания. Это так называемый тип руководителя-практика. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний, обогащению опыта новейшими методами.
Четвертый тип (неумеющий – незнающий): руководитель данного типа не является организатором. Именно такие руководители чаще всего совершают, как отмечал видный деятель НОТ П.М.Керженцев, «организационные преступления», т.е. своими действиями нарушают азбучные истины и принципы организации практического дела.
Тем, кто в состоянии представить шахматную доску и расставить типы по клеткам - я дам позднее систему классификации, которая выделяет 64 типа.
Однако в обыденной и профессиональной жизни мы используем классификации от 2 до 16 типов, чтобы было удобно работать. Магическая 7 семерка Мюллера работает.
Я считаю, что это связано с телом человека. 6 направлений: вверх - вниз, вперед - назад, вправо - влево + я в центре = 7. Исследования психологов говорят, что ребенок рождается и уже различает 3: себя, маму и третье, я надеюсь, папу.
Всем известный Айзенк выделил холерика, флегматика, сангвиника, меланхолика и центроверта. Я, например, был холериком, когда первый раз проходил тест. Но через год стал центровертом. С точки зрения Айзенка, центроверт лучше понимает все 4 типа. А с моей точки зрения, произошло научение и изменение в связи с получением и переработкой новой информации.
Не следует забывать, что в каждом тесте заложена психологическая концепция автора, а она может работать и на 99% и на 9/10 и на 2/3. Наша классификация относится к вопросам, которые чаще всего задают люди и руководители:
кто,
что,
как
почему
Удивительно, с одной стороны у нас существует избирательное восприятие и на что мы настроимся - то и видим, слышим и чувствуем. С другой стороны - многих из нас уже настроили родители, школа, преподаватели, начальство и партнеры . Так что, давайте, ближе к телу, выявим 4 основные настройки.
Четыре типа
Мы выделяем 4 типа: кто, что, как и почему. Каждый из типов имеет определенный приоритет и ориентацию.
Типы |
приоритет |
ориентация на |
Кто |
человек | человеческие отношения |
Что |
действия | достижение, лидерство |
Как |
Методы | факты, организация, стратегия |
Почему |
Идеи | концепции, теории, инновации |
Соответственно с каждым типом по разному строится коммуникация и осуществляется подача информации для анализа и принятия решения.
Типы менеджеров
По своему
отношению к
работе менеджеры
делятся на
пассивных и
активных.
Пассивные
используют,
как правило,
принципы
деятельности,
выработанные
другими, замыкаются
преимущественно
на своих подчиненных,
пытаясь контролировать
все их действия.
В повседневной
работе такие
менеджеры
ограничиваются
решением узких
проблем, причем
с рутинных
позиций. Они
берутся лишь
за то, что служит
на пользу их
карьере и позволяет
«набрать очки»,
да и здесь, боясь
риска, действуют
только по схеме
так, «чтобы
наверняка»,
не пытаются
расширить
кругозор, а
нехватку знаний
и идей пополняют
их воровством
у своих подчиненных.
В противоположность
пассивному
руководитель
активного типа
не сидит на
месте, стремится
к испытаниям,
полностью
отдает себя
работе. Он обладает
четкими жизненными
установками,
требователен
к себе и окружающим,
стремится к
совершенству.
Такой руководитель
постоянно
находится в
гуще жизни,
непрерывно
вырабатывает
и пересматривает
и соответствии
с обстановкой
принципы деятельности
для себя и для
других. Он стремится
конструктивно
использовать
любые, даже
конфликтные,
ситуации, не
боясь риска
и ответственности.
Активный менеджер
ищет и устанавливает
срочные контакты
с окружающими,
поощряет их
самостоятельность,
дает возможность
выдвинуться.
У активного.
менеджера есть
все необходимые
задатки для
того, чтобы
стать лидером
коллектива,
совмещающим
в себе официальное
признание
руководства
и неофициальное
подчиненных.
Существует
ещё два психологических
типа лидеров:
«игроки» и
«открытые».
Первые внешне
выглядят эффектными,
надежными,
гибкими. Они
умеют «пускать
пыль в глаза»,
а поэтому быстро
меняют позиции,
следуя исключительно
своим интересам.
На деле они не
умеют работать
с полной отдачей
и плохо справляются
с проблемами.
«Открытые»
лидеры не столь
заметны, но они
последовательны;
берутся за
любые самые
трудные дела,
стремятся
добросовестно
во все вникнуть,
чем завоевывают
прочное доверие
и уважение на
долгое время.
Они тоже гибки
и действуют
с учетом обстоятельств,
но живут не
сегодняшним
днем, а устремлены
в будущее. Именно
они являются
истинными
лидерами, обладающими
непререкаемым
авторитетом
у своих подчиненных.
С точки зрения
контактности
можно выделить
несколько типов
руководителей.
Во-первых, те,
кто большую
часть времени,
примерно 2/3, тратит
на своих подчиненных
и только 1/3 на
осуществление
внешних связей.
Во-вторых, те,
кто уделяет
тому и другому
примерно поровну
времени.
В-третьих,
те, кто осуществляет
только вертикальные
контакты с
начальством
и подчиненными,
но не желает
знаться с коллегами
своего уровня.
В-четвертых,
те, кто сторонится
вообще всех
контактов.
Первый и второй
типы руководителей
хороши для
оперативного
управления,
четвертый - для
стратегического,
Третий тип
руководителя
не отвечает
вообще требованиям,
предъявляемым
к современным
управляющим.
Окружающие,
как считают
психологи,
воспринимают
лидера по четырем
основным моделям:
1) «Один из нас»
2) «Лучший из
нас - образец
для подражания»
3) «Воплощение
добродетелей»
4) «Оправдание
всех ожиданий»
В соответствии
с чем и строят
свое отношение
к нему, позволяют
лидеру распространять
свое влияние
на коллектив
и каждого в
отдельности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бляхман Л. С. Введение в менеджмент .-СПб.:Издательство С-Петербургского университета экономики и финансов , 1994.
Как подбирать сотрудников и их учить. // За рубежом , 1993 , № 33
Мескон М. Х. , Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента .-М.:«Дело» , 1992.
Нессонов Г. Г. Управление персоналом коммерческой организации . Учебное пособие .-М.:«Триада» , 1997.
Подбор кадров Во Франции . // Человек и труд , 1993 , № 4 .
Поляков В. А. Технология карьеры .-М.:«Дело ЛТД» , 1995 .
Силин А. Н. Управление персоналом . Учебник по кадровому менеджменту .-Тюмень:ТГУ , 1994 .
Тарасов В. К. Персонал-технология : отбор и подготовка менеджеров .-Л:«Машиностроение» , 1989 .
Травин В. В. , Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента .-М.:«Дело» , 1995.
Шамхалов Ф. И. Американский менеджмент . Теория и практика . -М.:«Наука» , 1993.
1 Поляков В. А. Технология карьеры .-М.:«Дело ЛТД» , 1995 . стр. 97
2 Там же стр. 98.
3 Силин А. Н. Управление персоналом . Учебник по кадровому менеджменту .-Тюмень:ТГУ , 1994. Стр. 54-55.