Анализ состояния безработицы в России

Содержание


Введение

1 Теоретические аспекты проблемы безработицы в стране

1.1 Дифференциация российской безработицы по социально-демографическим группам

1.2 Социально-экономические последствия безработицы

1.3 Социальные проблемы безработицы и безработных

2 Социальная защита от безработицы в современной России

2.1 Сущность и функции социальной защиты от безработицы в современных условиях

2.2 Институт службы занятости и особенности его деятельности в современной России

2.3 Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации

3 Возможности совершенствования социальной защиты от безработицы в Российской Федерации

3.1 Институциональное обеспечение социальной защиты от безработицы

3.2 Страхование от безработицы как ключевой элемент национальной системы защиты от безработицы

3.3 Приоритеты государства при разработке активных программ содействия занятости

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность темы данной работы связана с тем, что ни в одной из областей экономической стратегии государства ломка социалистической системы не оказалась такой болезненной и чреватой потрясениями, как в перестройке социальной сферы. Падение объемов производства, структурные дисбалансы в экономике и кризис государственных финансов резко сократили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять между ее отдельными направлениями. Это привело к замедлению реформ социальной сферы, что опасно серьезными последствиями для стабильности общества в целом.

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания..

На состояние российского рынка труда влияют социально-экономические процессы, происходящие в стране в последнее десятилетие. Просчеты в ходе экономических реформ необратимым образом отразились на демографической ситуации и трудовом потенциале страны. Одной из его составляющих является категория «трудовые ресурсы», к которой относится население страны, находящееся в трудоспособном возрасте, обладающее способностью к трудовой деятельности. В России в соответствии с законодательством к нему относятся мужчины 15-59 лет и женщины 15-54 лет, за исключением неработающих инвалидов детства, труда и войны. К трудовым ресурсам относятся также работающие пенсионеры и работающие подростки в возрасте от 14 лет..

Доля трудоспособного населения напрямую зависит от ее пополнения населением моложе трудоспособного возраста, т. е. в значительной степени от демографического процесса, происходящего в стране. За период е 1992 по 2000 г. население России уменьшилось более чем на 4 млн. чел., сократилась и доля молодого населения в общей численности населения страны с 35,2 млн. чел. в 1992 г. до 29,1 в 2000 г. Это чревато неблагоприятными тенденциями в соотношении основных возрастных групп в сторону увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население. Определенно положительную роль в смягчении ситуации в сфере труда сыграл приток мигрантов в Россию. В конце 90-х гг. миграционное сальдо было положительным и составило около 130 тыс. чел., причем из стран СНГ - 2/3.

Предстоит принять конкретные действия по решению серьезных социальных проблем, главными из которых являются:

высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;

неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низким уровнем рождаемости, ожидаемой средней продолжительностью жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;

широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;

недостаточное финансирование организаций социально-культурной сферы.

Важнейшей задачей федерального правительства, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, детей, престарелых.

Серьезной проблемой в решении этой задачи является то, что финансирование социальной сферы в большей его части возложено на местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, доходная база которых была практически разрушена за последние три года.

Следующей проблемой является то, что пока не удалось построить такую систему планирования и финансирования расходов на социальную сферу, которая бы способствовала эффективному использованию ограниченных финансовых ресурсов государства.

Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы курсовой работы.

Целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей организации социальной профилактики.

Обоснование современной политики занятости, управление трудовыми ресурсами, профессиональная подготовка и качество трудового потенциала страны стали постоянными объектами научного анализа социологов, экономистов, политологов в период реформирования российского общества, становления новой системы трудовых отношений. Проблемы развития новых трудовых отношений, классификация их субъектов, формирование рынка труда были исследованы в работах Бойкова В.Э., Барбакова О.М., Бестужева-Лады И.В., Волгина Н.А., Граждан В.Д., Парыгина В.Д., Тощенко Ж.Т., Ракитского Б.В. Обоснованные в научных работах положения способствовали формированию новых концептуальных подходов к анализу трудового потенциала молодёжи в современных условиях. Изучение современного состояния, тенденций, перспектив трудовых отношений, возможностей отдельных социальных групп в сфере труда, форм и видов оптимизации трудовых отношений, как важного направления государственного регулирования трудовыми ресурсами было проведено в работах Здравомыслова А.Г., Кашепова А.В., Кадамцевой С.В., Осадчей Г.И., Осипова Г.В., Чернышевой Л.Д., Шаркова Ф.И., Ядова В.А. Вопросы подготовки кадров, их профессиональной ориентации, а также потребности рынка труда, перспективы его развития исследовались в работах Голенковой З.Т., Заславской Т.И., Ржанициной Л.С., Микульского Р.И., Шанина Т., Шкаратан Н.Е., Якимец В.Н.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

охарактеризована сущность безработицы и ее социально-экономические последствия;

проведен анализ государственных методов противодействия безработице;

выявлены основные направления совершенствования социальной защиты от безработицы.

Объектом исследования выступает социальное явление безработицы.

Предметом исследования выступают инструменты и методы социальной профилактики и защиты от безработицы.

Гипотезой исследования является предположение о том, что использование технологий профилактики безработицы, связанных с оптимизацией выбора будущей профессии, укреплении на найденном месте работы положительно влияют на сокращение уровня безработицы среди молодежи, что положительно повлияет на снижение уровня безработицы и среди остальных категорий населения.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


1 Теоретические аспекты проблемы безработицы в стране


1.1 Дифференциация российской безработицы по социально-демографическим группам


Под влиянием позитивных экономических факторов в январе-августе 2008 года численность занятых в экономике увеличивалась. Однако начавшийся финансовый кризис привел к снижению спроса на труд. Следствием этого стало снижение численности занятых в экономике, которая по оценке на конец декабря 2008 г. составила 70 млн. человек (на конец декабря 2007 г. – 70,4 млн. человек). Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних предприятиях и организациях (52,3% общей численности занятых).


Рис. 1.1 – Численность занятых в экономике (на конец периода)


Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, увеличилась в декабре 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 года на 1,2 млн. человек, достигнув к концу декабря 2008 г. 5,8 млн. человек, или 7,7% экономически активного населения. Такое резкое увеличение числа безработных также является негативным последствием складывающейся экономической ситуации под влиянием финансового кризиса. В целом за 2008 год численность безработных относительно 2007 года увеличилась на 197 тыс. человек.


Рис. 1.2 – Общая численность безработных (на конец периода)


Начиная с ноября 2008 года наблюдается рост численности официально зарегистрированных безработных. Однако к концу 2008 года численность этой категории безработных граждан на превысила показатель 2007 года и составила 1,522 млн. человек, или 2% экономически активного населения. Наибольший приток уволенных граждан, которые будут обращаться в государственные учреждения службы занятости в поисках работы, следует ожидать не раньше наступления 2009 года, так как законодательство Российской Федерации обязывает работодателей извещать работников учреждения службы занятости о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации не позднее, чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий. Сокращение численности занятых будет происходить, в первую очередь, в таких видах экономической деятельности, как: финансовая деятельность, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства.

Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, уменьшилась на конец 2008 ода по сравнению с 2007 годом на 231,6 тыс. человек, число вакансий в конце декабря 2008 г. составило 894,7 тыс. человек. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию), по сравнению с декабрем 2007 года увеличился с 1,5 до 1,9 в декабре 2008 года.


Рис. 1.3 – Численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода)


Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2009г. составил 9,5% и был на 2,5-2,4 процентного пункта выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.

Численность безработных и уровень безработицы в феврале 2009г. были в среднем на треть ниже, чем в феврале 1999г., когда было отмечено их максимальное значение.

Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 2,9 млн.человек, или на 4,2%, по сравнению с февралем 2008г. - на 1,8 млн.человек, или на 2,6%.


Рис. 1.4 – Уровень безработицы по методологии МОТ (в % от экономически активного населения)


Таблица 1.1

Экономическая активность населения


2008г. в среднем1) По квартальным обследованиям (без корректировки сезонных колебаний) Февраль 2009г. прирост, снижение (-) по сравнению с


февраль 2008г. ноябрь 2008г. февраль 2009г. февралем 2008г. ноябрем 2008г.
Тыс.человек





Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) 75757 74799 75892 74771 -28 -1121
занятые 70965 69491 70603 67664 -1827 -2939
безработные 4792 5308 5289 7107 1799 1818
В процентах





Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) 67,7 66,8 67,8 66,8 0 -1,0
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) 63,4 62,1 63,1 60,5 -1,6 -2,6
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения) 6,3 7,1 7,0 9,5 2,4 2,5

Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в феврале 2009г. составил 60,5% против 63,1% в ноябре 2008г. и 62,1% в феврале 2008 года.

По данным обследования населения по проблемам занятости в феврале 2009г., в численности безработных, по методологии МОТ, 725 тыс. человек (10%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработного в органах службы занятости населения. Среди них 315 тыс.человек (43%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 281 тыс.человек (39%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 129 тыс.человек (18%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

В феврале 2009г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2008г. - в 3,6 раза).


Рис. 1.4 – Динамика численности безработных (млн. человек)


По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных мужчин увеличилась на 36,3%, безработных женщин - на 32,1%. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в феврале 2009г. составила 44,4%.

Доля городских жителей среди безработных, по методологии МОТ, в феврале 2009г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 3,7 процентного пункта.


Таблица 1.2

Численность безработных и уровень безработицы по полу и месту проживания


Всего Мужчины Женщины Городское население Сельское население
Тыс.человек




Февраль 2008г. 5308 2791 2518 3269 2040
Ноябрь 2008г. 5289 2901 2388 3307 1982
Февраль 2009г. 7107 3953 3154 4702 2405
В процентах




Февраль 2008г. 100 52,6 47,4 61,6 38,4
Ноябрь 2008г. 100 54,8 45,2 62,5 37,5
Февраль 2009г. 100 55,6 44,4 66,2 33,8
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)




Февраль 2008г. 7,1 7,3 6,9 5,8 11,0
Ноябрь 2008г. 7,0 7,5 6,4 5,8 10,5
Февраль 2009г. 9,5 10,4 8,6 8,4 12,9

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза. Вместе с тем, размеры увеличения численности безработных среди городского населения были более значительными, чем среди сельского населения. В феврале 2009г. численность городских жителей, классифицируемых, в соответствии с критериями МОТ, как безработные, увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 42,2%, сельских жителей - на 21,3%.

Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года.

Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2008г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).

Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в феврале 2009г. составил 20%, в том числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения - 2,2 раза.

Около 36,4% безработных - лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,5% безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась на 5,8 процентного пункта.


Рис. 1.6 – Состав безработных по продолжительности поиска работы (в % от общей численности безработных)


Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских и в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%. По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы снизилась среди сельских жителей на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов.

Среднее время поиска работы безработными в феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У женщин оно составило 7,3 месяца, у мужчин - 6,5 месяца. Среди городского населения средняя продолжительность безработицы уменьшилась по сравнению с ноябрем 2008г. с 7,0 до 6,2 месяца, среди сельского - уменьшилась с 8,8 до 8,2 месяца.

Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, сократилась на 3,7 процентного пункта.

В феврале 2009г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников.


Таблица 1.3

Структура безработных по наличию опыта работы и обстоятельствам незанятости


Безработные Имеют опыт работы Из них оставили прежнее место работы в связи с Не имеют опыта работы



высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией организации, собственного дела увольнением по собственному желанию
Тыс.человек
Февраль 2008г. 5308 3788 1044 1115 1520
Ноябрь 2008г. 5289 3862 1079 1185 1427
Февраль 2009г. 7107 5453 2092 1566 1654
В процентах
Февраль 2008г. 100 71,4 19,7 21,0 28,6
Ноябрь 2008г. 100 73,0 20,4 22,4 27,0
Февраль 2009г. 100 76,7 38,4 28,7 23,3

Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.


1.2 Социально-экономические последствия безработицы


Понятие «занятость» непосредственно связано с понятием «границы производства», так как в системе национальных счетов (СНС) определено, что занятыми следует считать лиц, которые участвуют в создании товаров и оказании услуг в пределах границ производства1. Такой подход к определению занятости позволяет проводить совместный анализ показателей занятости и производства. При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа, согласно которому работы в течение одного часа в отчетном периоде в сфере экономической активности достаточно, чтобы это лицо было отнесено к числу занятых. В международных стандартах уточняется, что к отчетному периоду применяется критерий одной недели или одного дня. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Применение критерия одного часа вызвано тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, включая краткосрочную, случайную и другие виды нерегулярной занятости. Это позволяет определять суммарные затраты труда, которые в экономическом анализе соотносятся с размерами продукции, доходами от экономической деятельности и другими величинами. На основе данных о численности занятого населения и экономически активного населения можно рассчитать коэффициент занятости населения:



где Тt — численность занятых на t-ю дату.

Коэффициент занятости рассчитывается как по населению в целом, так и по полу и отдельным возрастным группам населения.2

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

а) не имели работы (либо занятия, приносящего доход);

б) искали работу;

в) готовы были приступить к работе.

При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше. Если речь идет о поисках работы, то имеется в виду активный поиск работы: обращение в государственные либо частные службы занятости, к администрации предприятий и организаций, использование либо помещение объявлений в печати, попытки организации собственного дела и т. д. В состав безработных включаются также лица, обучающиеся по направлению служб занятости. В качестве безработных учитываются учащиеся и студенты, инвалиды и пенсионеры в том случае, если они активно занимаются поисками работы и готовы к ней приступить. В настоящее время в России численность безработных определяется на основе вышеизложенной методологии, которая соответствует международным статистическим стандартам (методология Международной организации труда), а также устанавливается численность лиц, зарегистрированных государственными службами занятости и признанных безработными. Для характеристики уровня безработицы исчисляется коэффициент безработицы:



Бt - численность безработных на t-ю дату;

Рэ.ак - численность экономически активного населения на t-ю

В том случае, если в числителе стоит общее число безработных, то получают коэффициент безработицы по методологии МОТ, а если в числителе стоит численность официально зарегистированных безработных, то получают коэффициент официально зарегистрированной безработицы. При исчислении безработных следует обратить внимание на проблему, которая появилась в России и ряде других стран и которую необходимо решить. Данные о безработице разрабатываются по полу, возрасту и семейному положению. Экономически неактивное население измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории3:

учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневной формы обучения (включая магистратуру и аспирантуру);

пенсионеры по старости, на льготных условиях и лица, получающие пенсии по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста;

лица, получающие пенсии по инвалидности;

лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и т. п.

лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода.

Безработица — это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда, как на интегрированном рынке труда, так и в его различных сегментах. Термин "безработица" впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 г., затем употреблен в 1915 г. в отчете Минтруда США. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности. В экономической теории существуют различные подходы к объяснению необходимости и возможности существования безработицы. Марксистская теория рассматривает безработицу как исторически преходящее явление, свойственное обществу, основанному на частной собственности на средства производства. Появление безработицы связано с циклическими процессами накопления капитала и воспроизводства, с ростом органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а относительно потребности капитала. Последствиями безработицы является абсолютное и относительное обнищание наемных работников.4Неоклассическая школа признавала безработицу естественным явлением, выполняющим функцию кругооборота незанятой части трудоспособного населения. Кейнсианская школа искала ответ на следующие вопросы: какими факторами определяется уровень занятости в каждый момент конкретной экономической системы; почему занятость вместе с объемом производства и инвестициями время от времени испытывает резкие колебания; почему в обычных условиях уровень занятости относительно устойчив, устанавливается на таком уровне, что не достигает полной занятости (наблюдается безработица) и в то же время не опускается до социально-опасного нижнего предела. Основные идеи кратко можно свести к следующему:

при данном уровне инвестиций и денежной заработной платы экономическая система в любом краткосрочном периоде может находится в состоянии устойчивого равновесия при неполной занятости, что означает возможность существования вынужденной безработицы;

основные параметры занятости (фактический уровень занятости и безработицы, спрос на труд и уровень реальной зарплаты) устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке товаров и услуг. На рынке труда формируются уровень денежной зарплаты и зависящая от него величина предложения труда. Предложения труда указывают максимально возможный уровень занятости при данном размере денежной зарплаты;

в основе механизма формирования занятости лежат явления психологического порядка: склонность к потреблению, к сбережению, побуждения к инвестициям, предпочтения ликвидности. Уровень занятости зависит от поведения инвесторов, состояния их долгосрочных предположений, поведения всех экономических индивидов в качестве потребителей;

главный, решающий фактор формирования занятости — инвестиции оптимальных размеров. На этом пути хороши все средства, но особенно результативна с точки зрения перспектив расширения занятости организация разнообразных общественных работ, вплоть до строительства пирамид, дворцов, храмов и даже рытья и закапывания канав. Причем обладают большим мультипликационным эффектом автономные инвестиции, источником которых являются общественные инвестиции из госбюджета;

гибкая политика заработной платы (снижение зарплаты в ответ на рост безработицы) нереально в условиях экономической системы, где действуют отдельные соглашения об уровне зарплаты. Хотя сокращение зарплаты и способно привести к увеличению занятости, но косвенно, через те же кейнсианские факторы (склонность к потреблению, предельная эффективность капитала норма процента), более предпочтительна гибкая денежная политика, т.е. увеличение совокупного эффективного спроса. Изложенное содержание кейнсианской теории занятости было реализовано во многих программах государственного регулирования занятости зарубежных стран. Представители монетаристской школы исследовали взаимосвязь безработицы с динамикой реальной заработной платы, инфляции. Институциональная социологическая школа предложила свое ведение проблемы с позиции институциональных проблем, создания служб занятости и других социальных институтов. Контрактная теория занятости исследовала контрактные договорные отношения между работодателями и наемными работниками, политику трипартизма в регулировании занятости, безработицы и доходов. В последние годы наиболее популярны концепции "естественного", "нормального", "социально-допустимого" уровня безработицы, исследующие взаимосвязи безработицы и инфляции, денежного обращения, равновесной цены труда, соотношения спроса и предложения на труд. Разработка стратегии и тактики государственного регулирования занятости, поддержки безработных ведется с применением методов экономико-математического моделирования и графического анализа (кресты Маршала, кривые Филипса, кривая Бэвериджа и др.).5

Безработица не может рассматриваться односторонне. Она имеет и положительные и отрицательные стороны.

Рассмотрим положительные стороны:

Во-первых, безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который всегда можно задействовать. Например, при структурной перестройке или сезонном колебании спроса на рабочую силу.

Во-вторых, умеренная безработица повышает дисциплину труда. Здесь действует риск потери работы.

В-третьих, умеренная безработица может содействовать оптимизации структуры занятости по половозрастному признаку.

В-четвертых, умеренная безработица способствует предпринимательской деятельности, охлаждая пыл наемных работников и профсоюзов, которые выдвигают непомерно высокие требования в области улучшения условий труда.

Но в то же время безработица имеет и отрицательные стороны:

Во-первых, безработица снижает экономический потенциал общества за счет его недоиспользования. Также она приводит к потере квалификации высвободившихся работников и к снижению производительности их труда.

Во-вторых, с социальной точки зрения безработица содействует криминализации общества.

В-третьих, с безработицей связывается ухудшение психического здоровья нации. Медики утверждают, что отрицательная реакция, полученная при извещении об увольнении, по-своему воздействию на психику человека равнозначна реакции на сообщение о смерти самых близких родственников и сильнее сообщения о тюремном заключении.

В-четвертых, безработица может усиливать политическую нестабильность общества.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:



где Y – фактический ВНП, а Y* - потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».



В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы, b - коэффициент Оукена (b > 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:



где Yt – фактический ВВП данного года, Yt - 1 – фактический ВВП