Учет затрат и исчисление себестоимости продукции молочного скотоводства

расходы по содержанию зданий и сооружений;

- расходы на ремонт основных;

- расходы по рационализации и изобретениям;

- расходы по охране труда;

- прочие расходы.

Цеховые расходы распределяются в порядке, установленном учетной политикой организации. Как правило, их распределяют по видам продукции пропорционально расходам на оплату труда рабочих.

Для целей управления общехозяйственные расходы могут учитываться в полном размере в составе:

- производственной себестоимости продукции, работ и услуг;

- себестоимости проданной продукции, работ и услуг.

Общехозяйственные расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", распределяются организацией ежемесячно исходя из ее отраслевой принадлежности и в соответствии с ее учетной политикой.

А.В.Луговой в «Учет общехозяйственных расходов» [48] также дает определение общехозяйственным расходам – это расходы, не имеющие непосредственного отношения к производственному процессу и связанные лишь с его организацией и управлением предприятием в целом.

Автор дает их классифицикацию и различные методы их распределения.

По дебету счета 26 в течение месяца отражаются все расходы, относимые в состав общехозяйственных с кредита различных счетов в зависимости от характера понесенных расходов

Собранные таким образом общехозяйственные расходы подлежат распределению и включаются в состав затрат (остатка по счету 26 на конец месяца нет):

- основного производства (дебет счета 20, кредит счета 26);

- вспомогательных производств (дебет счета 23, кредит счета 26).

Затем они подлежат распределению между конкретными видами продукции (работ, услуг) с использованием какой-либо базы распределения. Порядок распределения общехозяйственных расходов между отдельными объектами учета регулируется отраслевыми инструкциями по планированию и калькулированию.

В качестве базы распределения могут быть использованы отработанные человеко - часы, станко - часы, машино - дни, заработная плата основных производственных рабочих.

М.З.Пизенгольц в [53] «Учет оплаты труда в сельском хозяйстве» большое внимание уделяет учету заработанной платы в сельскохозяйственных предприятиях занимает, т.к. это связано как с большим разнообразием работ, так и со значительным привлечением сезонной рабочей силы. Это вызывает большое количество применяемых первичных документов, разнообразие способов их накапливания, группировки и записей в бухгалтерские регистры.

В животноводстве в большинстве случаев начисление оплаты производят работникам исходя из размеров полученной продукции, при этом привлекают соответствующие документы о получении продукции: по дояркам - журналы учета надоя молока и акты на оприходование приплода; по скотникам - ведомости взвешивания животных и расчеты определения прироста живой массы животных; по работникам овцеводства - акты настрига и приемки шерсти и т.п.

Данные из первичных документов накапливаются в двух направлениях:

- для начисления и выплаты заработной платы каждому работнику и последующего отражения в регистрах по учету начисленной оплаты труда;

- для накапливания по объектам учета затрат и последующего отнесения сумм в регистры по учету затрат.

Для накапливания данных о затратах на производство по объектам учета затрат (в том числе и оплаты труда) применяется накопительная ведомость по учету затрат ф. N 301-АПК. Данная ведомость является универсальной для накапливания производственных затрат по многочисленным счетам синтетического и аналитического учета. Основой для записи в регистры этой группы являются накопительные ведомости учета затрат ф. N 301-АПК. На их основе составляют лицевые счета (производственные отчеты) подразделений ф. N 83-АПК, а также сводные лицевые счета отраслей. Эти же накопительные ведомости используются для составления ведомости ф. N 78-АПК, на основании которой делается группировка затрат труда и родственных с нею статей затрат для записей в журнал - ордер N 10-АПК.

Н.В.Парушина в [54] рассматривает и анализирует особенности учета готовой продукции в зависимости от применяемого способа ее оценки.

Пунктом 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.03.2000), предусмотрена возможность оценивать выпущенную продукцию по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, которая включает затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям затрат.

Выбранный организацией метод оценки готовой продукции подлежит закреплению в приказе об учетной политике.

Н.Г.Иванова в [50] статье «Аудиторская проверка затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции» замечает, что в бухгалтерском учете себестоимость продукции определяется как совокупность расходов по обычным видам деятельности, понесенных в связи с производством и реализацией продукции в отчетном периоде.

Затраты на производство продукции включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей.

Калькуляция - это определение себестоимости единицы отдельных видов продукции или всей товарной продукции. Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы продукции дает возможность отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне производственного процесса. Таким образом, важной составляющей аудита затрат является проверка правильности калькулирования, т.е. определения себестоимости единицы продукции.

Состав расходов в каждой отрасли экономики различен и определяется соответствующими отраслевыми (или межотраслевыми) инструкциями и методическими рекомендациями.

Н.С.Воробьева в [43] подчеркивает, что спецификой деятельности животноводческого предприятия является самопроизводство. Это означает, что значительная часть готовой продукции (молодняк, навоз, корма) не подлежит реализации, а остается в хозяйстве.

На сумму фактической себестоимости такой продукции сельскохозяйственным предприятием оформляются проводки:

дебет счета 11 кредит счета 20, субсчет 2 "Животноводство" - на сумму стоимости приплода;

дебет счета 10 кредит счета 20, субсчет 2 "Животноводство" - на сумму стоимости навоза.

Н.С.Воробьева приводит основные наиболее характерные для животноводческого предприятия проводки по формированию себестоимости продукции.


В молочном скотоводстве согласно п.9.6 Методических рекомендаций по калькулированию себестоимости себестоимость 1 ц молока и 1 головы приплода определяется затратами на содержание молочных коров и быков - производителей за исключением затрат, отнесенных на другие виды продукции (побочная продукция): навоз, шерсть - линька и волос - сырец.

После исключения из общей суммы затрат в молочном скотоводстве стоимости навоза, шерсти - линьки и волоса - сырца оставшиеся затраты распределяются в соответствии с расходом обменной энергии кормов:

на молоко - 90 процентов;

на приплод - 10 процентов.

В [47] Н.А. Климцов в статье «Учет побочной продукции» предлагает методику по учету побочной продукции, которую учитывают по ценам возможной реализации или использования. Стоимость навоза складывается из нормативных затрат на его уборку (амортизация навозонакопителей, машин для удаления навоза из навозохранилища) и стоимости подстилки.

Учет жидкого навоза зависит от его влажности. Обычно делают пересчет на условный подстилочный навоз по установленным в хозяйстве коэффициентам. Навоз приходуют, когда с фермы его привозят в навозохранилище Дебет 10 субсчет "Сырье, материалы, удобрения, средства защиты растений и животных" Кредит 20 субсчет "Животноводство". Для этого составляют накладную по форме N 264-АПК. В ней указывают, с какой фермы поступил навоз, его количество и влажность. На птицефабриках и в крупных животноводческих комплексах даже назначают материально ответственного за хранение навоза.

Для удобрения своих сельскохозяйственных культур навоз отпускают из навозохранилищ по товарно-транспортной накладной (форма N 190-АПК): Дебет 20 субсчет "Растениеводство" Кредит 10 субсчет "Сырье, материалы, удобрения, средства защиты растений и животных" - использован навоз в качестве удобрения.

Но навоз могут продавать и другим хозяйствам. В этом случае в учете его нужно отразить как готовую продукцию на счете 43.

Ю.В.Подпорин в «Формирование себестоимости для целей налогообложения» [55] затрагивает многие вопросы по формированию себестоимости для целей налогообложения, такие как: решение о применении механизма ускоренной амортизации активной части основных фондов (в пределах установленного перечня) принимается предприятием как элемент учетной политики в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.

Дополнительные отчисления отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 02 "Износ основных средств".


1. Экономическая сущность себестоимости

1.1 Методы учета затрат и калькулирование себестоимости продукции, принятые в отечественной практике


Себестоимость продукции – это затраты на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме.

В условиях рыночных отношений себестоимость является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определение рентабельности производства и отдельных видов продукции; выявление резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисление национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий.

В настоящем Положении по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденное Приказом Минфина России N 33н от 06.05.1999 (ПБУ 10/99) устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей настоящего Положения не признается расходами организации выбытие активов:

-- в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
       -- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

-- перечисление средств (взносов, выплат и т.п.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

 - в порядке предварительной оплаты материально - производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

- в виде авансов, задатка в счет оплаты материально - производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

 -  в погашение кредита, займа, полученных организацией. Для целей настоящего Положения выбытие активов именуется оплатой.
      Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

-расходы по обычным видам деятельности;

-операционные расходы;

-внереализационные расходы.

Для целей настоящего Положения расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам также относятся чрезвычайные расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов.

В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы, операционные расходы и внереализационные расходы, а в случае возникновения - чрезвычайные расходы.
      В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

- расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;

  • изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году;

- расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).

Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

Так, для сельскохозяйственных организаций установлены следующие типовые статьи затрат:

  1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды;

  2. Семена и посадочный материал;

  3. Удобрения минеральные и органические;

  4. Средства защиты растений и животных;

  5. Корма;

  6. Сырье для переработки;

  7. Содержание основных средств

В том числе:

    1. Нефтепродукты;

    2. Амортизация основных средств;

    3. Ремонт основных средств.

  1. Работы и услуги;

  2. Организация производства и управления;

  3. Платежи по кредитам;

  4. Потери от падежа животных;

  5. Прочие затраты.

На основании типовой номенклатуры статей затрат с учетом конкретных условий хозяйствования в сельскохозяйственных организациях для каждой отрасли формируется конкретная номенклатура статей затрат.

Одним из основных показателей работы организации является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции, выполненных работ и оказанных услуг называется калькуляцией. Калькуляция – это заключительный этап учета затрат на производство и выхода продукции, в процессе которого группируются затрат и исчисляется себестоимость продукции с помощью определенных методов.

Весь процесс учета производственных затрат подразделяется на этапы:

  1. Группировка затрат по объектам учета.

  2. Распределение затрат по объектам калькуляции.

  3. Определение себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

Калькуляция начинается с использования данных о производственных затратах и количестве полученной продукции и заканчивается оценкой продукции по фактической себестоимости.

В зависимости от времени и порядка составления различают плановую, проектную, нормативную, ожидаемую (провизорную) и отчетную калькуляции.

Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов считаются средними для планируемого периода. Плановые калькуляции предназначены для расчета плановой себестоимости продукции, работ, услуг при составлении бизнес-плана. Плановые калькуляции являются основой для разработки планово-учетных цен на сельскохозяйственную продукцию, товарно-материальные ценности, услуги.

Разновидность плановой калькуляции – проектная (сметная) калькуляция, которая составляется на вновь проектируемые, осваиваемые изделия или на работы разового порядка. Обычно она служит основанием для плановых калькуляций в период массового выпуска новых изделий после их освоения или расчетов с заказчиками на разовые работы.

Нормативная калькуляция применяется при нормативном методе планирования учета затрат и составляется на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. В отличие от плановой, в нормативную калькуляцию вносятся уточнения в процессе производства по мере изменения норм и устанавливаются отклонения в течение отчетного периода.

Ожидаемая (провизорная) калькуляция составляется на первое октября текущего отчетного года по фактическим данным бухгалтерского учета за прошедшие 9 месяцев и предполагаемым данным по затратам и выходу продукции на оставшийся период до конца отчетного года. Данные провизорной калькуляции используются для предварительного определения результатов работы организации или отрасли, а также для разработки мероприятий по дальнейшему снижению себестоимости продукции и повышению рентабельности на оставшееся до конца года время.

Отчетные или фактические калькуляции составляют по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) за отчетный период. Показатели фактической себестоимости используются для определения фактического финансового результата производственной деятельности организации.

В зависимости от места совершения расходов и величины затрат, включаемых в себестоимость продукции, различают хозрасчетные, производственные, полные (коммерческие) калькуляции.

Хозрасчетная себестоимость состоит из фактических затрат на оплату труда, стоимость товарно-материальных ценностей по планово-учетным ценам, фактических общебригадных (бщецеховых, общефермовских) расходов, стоимости услуг вспомогательных производств по планово-учетным ценам и суммы общехозяйственных расходов по смете. Хозрасчетная калькуляция является разновидностью отчетной, но отличается от нее тем, что отражает фактические затраты ресурсов в плановых ценах.

Производственная себестоимость продукции и работ в целом по организации состоит из хозрасчетной себестоимости и суммы отклонений фактической стоимости товарно-материальных ценностей от планово-учетных цен, отклонений фактических общехозяйственных расходов от сметы.

Полная (коммерческая) себестоимость слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных (коммерческих) расходов, связанных с реализацией продукции.

Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за снижением себестоимости продукции и выявлением резервов ее снижения. Основным элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все элементы действуют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Таким образом, основными задачами калькулирования являются:

  1. Экономически обоснованное установление объектов учета затрат и объектов калькуляции.

  2. Точный и экономически обоснованный учет затрат на производство.

  3. Учет объема, качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

  4. Контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управления.

  5. Калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг и контроль за выполнением плана по себестоимости.

  6. Определение результатов деятельности структурных подразделений предприятия по снижению себестоимости продукции.

  7. Выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Организация учета затрат на производство и исчисление себестоимости продукции строится на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений; определение состава производственных затрат.

Общие правила формирования, классификации, оценки и признания расходов по обычным видам деятельности установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн (в ред. Приказа Минфина России от 30 декабря 1999 г.№ 107н), а также главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса Российской Федерации (федеральный закон от 6 августа 2001 года №110-ФЗ). В связи с этим Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о формировании финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552, утратило силу.

В настоящее время нормативными документами, формирующими систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, принятыми во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 283, определяются общие для всех хозяйствующих субъектов требования, принципы, правила и способы ведения организациями отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций.

Организация производственного учета является внутренним делом хозяйствующего субъекта. В условиях рыночной экономики администрация организации должна самостоятельно принимать решение, в каких разрезах классифицировать затраты; насколько детализировать места возникновения затрат и каким образом их увязать с центрами ответственности; вести учет фактических или плановых (нормативных), полных или частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат.

Многообразие организаций, определяемое формами собственности, экономическими, юридическими, организационными, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентность руководителей и их потребность в той или иной управленческой информации обуславливает и предопределяет многообразие конкретных форм организации производственного учета создается в целях принятия соответствующих управленческих решений в определенной сфере деятельности организации.

Учитывая изложенное, необходимость разработки соответствующих отраслевых рекомендаций по вопросам планирования и учета затрат на производство продукции (работ, услуг), вопросам калькулирования в целях решения организациями определенных задач управления является обоснованной. При этом выбор того или иного подхода в решении вопросов учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (отдельных ее видов, групп однородной продукции, выпуска продукции в целом и пр.) зависит от нужд управления организацией, а также должны учитываться стоящие перед организацией задачи по формированию полной и достоверной отчетной информации, порядок раскрытия этой информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Для организации бухгалтерского учета производственных затрат огромное значение имеет выбор синтетических и аналитических счетов и объектов калькуляции. Из-за сложности процесса производства и разнообразия затрат на предприятиях АПК используют следующие счета:

20 «Основное производство»,

23 «Вспомогательные производства»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

28 «Брак в производстве»,

29 «Обслуживающие производства и хозяйства»,

40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»,

46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»

97 «Расходы будущих периодов».

По дебету названных счетов указываются, расходы, а по кредиту – их списание. По окончанию отчетного периода учтенные на собирательно-распределительных счетах (25,26,28,97) затраты списывают на счета основного и вспомогательного производств. С кредита счетов 20 и 23 списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг). Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство. Аналитические счета открываются на каждый объект учета затрат. Объекты учета затрат зависят от отраслей и видов производства. В сельскохозяйственных организациях объектами учета затрат могут быть возделываемые культуры (ячмень, подсолнечник, молоко и др.), виды работ (подъем зяби текущий ремонт основных средств, снегозадержание и др.) и т. д. В перерабатывающих отраслях АПК объектами учета могут выступать отдельные переделы (переработка молока на сливки, изготовление кирпича-сырца и др.), виды работ и т. д.

Допускается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на группу. Аналитический учет затрат на производство организуется таким образом, чтобы объекты учета производственных затрат максимально совпадали с объектами калькуляции. Объекты калькуляции представляют собой отдельные виды готовой продукции, изделий, полуфабрикатов, работ и услуг, себестоимость которых определяется. Чем больше объекты учета и объекты калькуляции будут совпадать, тем больше затрат на производство будет включаться в себестоимость конкретного вида продукции по прямым признакам, а поэтому точнее будет исчислена себестоимость продукции.

В сельскохозяйственных организациях объекты учета производственных затрат и объекты калькуляции зачастую не совпадают, т.к. из основного производства получают несколько видов сопряженной продукции. Например, в животноводстве:

Скотоводство

Молочный крупный рогатый скот


Объект учета затрат Объект исчисления себестоимости продукции Единица исчисления себестоимости продукции
1. Основное стадо молочного скота (коровы и быки-производители)

Приплод

Молоко

1 голова

1 ц

2. Животные на выращивании и откорме (телки и бычки всех возрастов, коровы, бычки-производители и волы, выбракованные из основного стада, коровы-кормилицы)

Прирост живой массы


Живая масса


1 ц


1 ц



Для каждого объекта калькуляции необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу, которая должна соответствовать характеру продукции, его физическим свойствам.

Для этого применяют в основном натуральные (центнеры, тонны, головы животных, гектары, рабочие дни, штуки, киловатт-часы и т.д.) и условно-натуральные единицы, исчисленные с помощью коэффициентов (далы, тубы и т.д.).

В конце отчетного периода расходы, учтенные на счетах 25,26,28 , списывают на счета 20,23 и др. В течение отчетного периода с кредита счетов 20 и 23 списывают плановую, нормативную или фактическую себестоимость выпущенной продукции или выполненных работ и услуг. В конце отчетного периода плановая или нормативная себестоимость готовой продукции, работ и услуг доводится до уровня фактической дополнительной записью или методом «красного сторно». Сальдо этих счетов означает величину затрат на незавершенное производство.


Под методом учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции понимается совокупность приемов, применяемых для учета затрат и исчисления фактической себестоимости отдельного вида продукции, работ, услуг или их единицы.

В отечественной практике применяются следующие методы учета затрат на производство и калькуляции:

  1. Простой (прямой)

  2. Позаказный

  3. Попередельный (полуфабрикатный и бесполуфабрикатный варианты)

  4. Попроцессный

  5. Метод исключения затрат на побочную продукцию

  6. Метод коэффициентов

  7. Пропорциональный

  8. Нормативный

  9. Комбинированный.

Неизменным и единым для всех производственных отраслей при исчислении себестоимости продукции остается принцип балансового обобщения затрат, который выражается равенством затрат в незавершенном производстве на начало года и затрат текущего года, с одной стороны, и затрат, относящихся на себестоимость готовой продукции и незавершенное производство на конец года, - с другой.

Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, особенностей, наличия незавершенного производства, длительности производственного процесса, номенклатуры производимой продукции и др.

Простой (прямой) метод калькулирования основан на прямом расчете себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг. Этот метод применяется, когда из производства получают только один вид продукции. В этом случае объект учета затрат совпадает с объектом калькуляции. Тогда себестоимость единицы продукции рассчитывают путем деления суммы затрат на количество продукции. Этот метод используется при исчислении себестоимости услуг вспомогательных и некоторых других производств.

К методу прямого расчета относится и позаказный метод, когда объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Аналитические счета открываются по видам заказов (под заказом понимается изделие, вид ремонтных работ и т.д.). Этот метод применяется в ремонтных, столярных, швейных мастерских, в строительстве. Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня открытия заказа до дня его выполнения. Следовательно, недостаток этого метода состоит в невозможности проконтролировать себестоимость в течение выполнения заказа.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в основном на перерабатывающих предприятиях АПК и в промышленных производствах сельскохозяйственных организаций, где обрабатываемое сырье и материалы проходят последовательно несколько фаз обработки (переделов).

Аналитические счета по учету затрат на производство открываются по переделам.

В связи с особенностями технологии в переработке сырья и материалов применяют полуфабрикатный и бесполуфабрикатный варианты попередельного метода.

Полуфабрикатный вариант попередельного метода применяется, когда каждый передел, за исключением последнего, представляет собой законченную стадию обработки сырья, в результате которой получаются полуфабрикаты собственного производства, готовые для дальнейшего использования в производстве либо для реализации. В этом случае калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела, что позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки и тем самым обеспечивать более действенный контроль над себестоимостью продукции.

Бесполуфабрикатный вариант предусматривает только учет затрат по переделам, себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют себестоимость уже готового продукта.

Попроцессный метод - самый распространенный в сельскохозяйственных организациях. Сущность его заключается в том, что производственные затраты собираются в течение всего процесса производства по отношению к определенным видам продукции. Объектам учета затрат на производство являются отдельные процессы, а объектом калькуляции – отдельные виды получаемой продукции.

Метод исключения затрат на побочную продукцию применяется при исчислении себестоимости продукции и заключается в том, что производственную продукцию по своему составу делят на основную и побочную. Причем калькулируется только основная продукция. Побочная продукция оценивается по заранее установленным ценам. При исчислении себестоимости основной продукции стоимость побочной продукции вычитается из общей суммы затрат. Оставшаяся сумма составляет себестоимость основной продукции.

Недостатком этого метода является то, что на практике не вся побочная продукция приходуется. Следовательно, происходит искусственное завышение себестоимости основной продукции. Кроме того, в разных организациях наблюдается неодинаковая оценка побочной продукции.

Метод коэффициентов применяется для исчисления себестоимости в том случае, когда затраты, учтенные по одному объекты, необходимо распределить между несколькими видами продукции, т.е. объект учета затрат не совпадает с объектами калькуляции. Поэтому для распределения затрат устанавливаются коэффициенты, с помощью которых полученная продукция переводится в условную. В результате исчисляется себестоимость условной продукции, а затем натуральной.

Пропорциональный метод исчисления себестоимости продукции применяется в том случае, когда из производства получают несколько видов продукции, на которые коэффициенты не установлены базой для распределения фактических затрат между видами продукции в этом случае могут быть цены реализации, занимаемая площадь и т.д. затраты распределяют между объектами калькуляции пропорционально выбранной базе.

Нормативный метод учета затрат применяют в основном в тех отраслях, которые наименее зависимы от природных условий, т.е. в перерабатывающих отраслях АПК. В этом случае отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников, фиксируют изменения норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции слагается из суммы затрат по текущим нормам, отклонений от норм и изменений норм:

Зфакт = Знорм + О + И,

где Зфакт - затраты фактические

Знорм - затраты нормативные

О – величина отклонений от норм

И – величина изменений норм.

Комбинированный метод исчисления себестоимости продукции предусматривает несколько методов из вышеперечисленных. Так, при исчислении молока и приплода в сельскохозяйственных организациях применяют метод исключения затрат на побочную продукцию, а затем пропорциональный метод.

Организация учета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции предполагают в качестве важнейшего условия обязательное закрытие счетов операционных счетов: собирательно-распределительных (25,26), калькуляционных (20,23,29), сопоставляющий (46), финансово-результативного (99). Закрытием счета называются операции, в результате которых на балансовом счете не остается никакого сальдо.

При закрытии собирательно-распределительных счетов общепроизводственные и общехозяйственные расходы включаются в затраты калькуляционных счетов пропорционально той или иной базе.

Для закрытия калькуляционных счетов исчисляется фактическая себестоимость продукции, работ и услуг. После этого плановая оценка продукции, работы услуг, по которой они оцениваются в течение отчетного периода, доводится (корректируется), до уровня фактической в части завершенного производства. Этим самым условные обороты по кредиту калькуляционных счетов (в течение отчетного периода) доводятся до фактических расходов, учтенных по дебету счетов. Корректировка плановой себестоимости до уровня фактических затрат производится методами:

  1. Дополнительных записей в случае превышения фактических затрат над плановыми;

  2. «Красного сторно» - в случае превышения плановых затрат над фактическими.

При закрытии сопоставляющих счетов и финансово-результатных счетов финансовые результаты списываются по назначению.

Закрытие операционных счетов производится в определенной последовательности. В первую очередь следует закрывать тех отраслей и производств, которые получают наименьшее количество услуг от других отраслей, а сами оказывают максимальное количество услуг. В последнюю очередь закрываются счета с наибольшим количеством встречных и минимальным количеством оказываемых услуг. Следовательно, при закрытии счетов наибольшее число условностей приходится на долю тех счетов, которые закрываются первыми, т.к. они не принимают на себя сумм корректировок по последующим счетам. Счета, которые закрываются в последнюю очередь, принимают на себя калькуляционные разницы, списываемые со всех ранее закрытых счетов.

Каждый закрытый счет в последующих расчетах уже не используется и в дальнейшем на него не относятся никакие суммы калькуляционных разниц. Такого же принципа следует придерживаться при закрытии аналитических счетов внутри каждого синтетического счета.

В настоящее время принята определенная последовательность закрытия операционных счетов. Прежде всего, исчисляется себестоимость работ, услуг и продукции вспомогательных производств, потребителями которых являются отрасли основного производства. По данным отчетных калькуляций выявляются и списываются калькуляционные разницы по работам, выполненным вспомогательными производствами, в результате чего обеспечивается учет их в составе затрат основного производства по фактической себестоимости, а счет 23 закрывается.

После закрытия счета 23 в сельскохозяйственных организациях распределяются по объектам учета затрат амортизационные отчисления, затраты на ремонт основных средств, расходы по орошению, осушению земель, собранные на отдельных аналитических счетах счета 20 «Основное производство».

Затем распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

После начинается калькулирование фактической себестоимости продукции, списываются калькуляционные разницы по видам продукции и закрываются счета 20,28,29.

После закрываются счета 46,99.

Калькуляционные расчеты в бухгалтерском учете оформляются соответствующими калькуляционными листами.

В сельскохозяйственных организациях в