Проектирование электродвигателя асинхронного с короткозамкнутым ротором мощностью 37 кВт
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
курсовой проект
по дисциплине: «Электрические машины»
на тему: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ АСИНХРОННОГО С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ МОЩНОСТЬЮ 37 кВт»
Содержание
Введение
Расчет и конструирование двигателя
1.1 Выбор главных размеров
1.2 Расчет обмотки статора
1.3 Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
1.4 Расчет ротора
1.5 Расчет магнитной цепи
1.6 Расчет параметров рабочего режима
1.7 Расчет потерь
1.8 Расчет рабочих характеристик
1.9 Расчет пусковых характеристик
1.10 Тепловой и вентиляционный расчет
1.11 Механический расчет
Моделирование двигателя
Исследовательская часть
Выбор схемы управления двигателем
Заключение
Список литературы
Введение
Значение электрической энергии в народном хозяйстве и в быту непрерывно возрастает.
Промышленность, транспорт, сельское хозяйство и быт населения обусловливает необходимость применения разнообразного электротехнического оборудования.
Основой автоматизированного электропривода являются электрические двигатели. По мере развития силовой полупроводниковой техники и микропроцессорных систем управления двигатели постоянного тока в замкнутых системах электропривода постепенно вытесняются более надежными и дешевыми асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором.
Двигатели серии 4А выпускались в 80-х годах в массовом количестве и в настоящее время эксплуатируются практически на всех промышленных предприятиях. Серия охватывает диапазон мощностей от 0,6 до 400 кВт и построена на 17 стандартных высотах вращения от 50 до 355 мм. Серия включает основное исполнение двигателей, ряд модификаций и специализированное исполнение.
В данной курсовой работе будет произведено проектирование асинхронного двигателя, номинальные данные которого и указания о режиме его работы приведены в техническом задании. Проектирование новой машины начинаем с выбора базовой модели, на которую ориентируемся при проведении всех расчётов, начиная с выбора главных размеров, и при разработке конструкций отдельных узлов. За базовую выберем конструкцию двигателя серии 4А – 4А200М2У3, основные технические данные которого сведены в таблицу:
37 | 0,82 | 40,3 | 4,3 | 90 | 0,89 | 1,4 | 2,5 | ||
4,1 | 0,028 | 0,094 | 0,021 | 0,12 | 0,031 | 0,060 | 0,16 | 1,9 | 11,5 |
Полностью учесть все требования технического задания к характеристикам двигателя, не ориентируясь на данные выпущенных машин, невозможно. Поэтому перед началом расчёта детально изучим конструкцию базового двигателя.
Расчет и конструирование двигателяВыбор главных размеров
По табл. 8.6 [1, c.275] принимаем внешний диаметр статора .
При определении внутреннего диаметра статора , принимая, что размеры пазов не зависят от числа полюсов машины, получаем приближенное выражение:
, |
где – коэффициент, характеризующий отношение внутренних и внешних диаметров сердечников статоров асинхронных двигателей.
По табл. 8.7 [1, c.276] принимаем .
Внутренний диаметр статора .
Находим полюсное деление по формуле:
, |
где – число пар полюсов.
.
Определяем расчётную мощность по формуле:
где – мощность на валу двигателя, кВт;
– отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению, значение которого принимаем по рис. 8.20 [1, с,276].
Предварительные значения и находятся по ГОСТ. Приближенные значения и определяем по кривым рис. 8.21 [1, с,277].
Определяем электромагнитные нагрузки (предварительно по рис. 8.22 [1, с,278]):
; .
Обмоточный коэффициент для двухслойной обмотки при принимаем .
Определяем расчетную длину магнитопровода по формуле:
где – синхронная угловая скорость двигателя, ;
– коэффициент формы поля.
.
Критерием правильности выбора и служит отношение , которое в данном случае находится в допустимых пределах, показанных на рис. 8.25 [1, с,280].
На этом выбор главных размеров заканчивается.
Выполняем сравнение параметров проектируемого АД, полученных в данном разделе, с теми же параметрами аналога:
Величина | |||
Проектируемый АД | |||
Аналог |
Расчет обмотки статора
Принимаем зубцовое деление по рис. 8.26 [1, с.282].
Предельные значения : ;
Тогда возможность числа пазов статора, соответствующих выбранному диапазону ,
. |
Тогда
Окончательно число пазов статора из выбранного диапазона, тогда . Обмотка двухслойная.
Зубцовое деление статора (окончательно):
.
Число эффективных проводников в пазу (при условии наличия параллельных ветвей ):
где – принятое ранее значение линейной нагрузки, ;
– номинальный ток обмотки статора, А.
. |
Тогда
.
.
Принимаем , тогда по 8.19 [1, с.284] проводников.
Полученное число округляем до четного целого: .
Окончательное число витков в фазе обмотки:
. |
Имеем
.
Окончательное значение линейной нагрузки, :
. |
Получим
.
Далее определяем обмоточный коэффициент исходя из того, что общим аналитическим выражением для расчета большинства современных симметричных обмоток с фазной зоной, равной электрическому углу радиан, и с целым числом пазов на полюс и фазу является:
, |
где – номер гармоники ЭДС (для основной гармоники );
– число пазов на полюс и фазу;
– относительный шаг обмотки, в двухслойных обмотках асинхронных двигателей выполняют с укорочением, близким к .
Поэтому
.
После расчета уточняем значение потока :
. |
Тогда
.
Определяем индукцию в воздушном зазоре:
|