Проектирование электродвигателя асинхронного с короткозамкнутым ротором мощностью 37 кВт
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
курсовой проект
по дисциплине: «Электрические машины»
на тему: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ АСИНХРОННОГО С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ МОЩНОСТЬЮ 37 кВт»
Содержание
Введение
Расчет и конструирование двигателя
1.1 Выбор главных размеров
1.2 Расчет обмотки статора
1.3 Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
1.4 Расчет ротора
1.5 Расчет магнитной цепи
1.6 Расчет параметров рабочего режима
1.7 Расчет потерь
1.8 Расчет рабочих характеристик
1.9 Расчет пусковых характеристик
1.10 Тепловой и вентиляционный расчет
1.11 Механический расчет
Моделирование двигателя
Исследовательская часть
Выбор схемы управления двигателем
Заключение
Список литературы
Введение
Значение электрической энергии в народном хозяйстве и в быту непрерывно возрастает.
Промышленность, транспорт, сельское хозяйство и быт населения обусловливает необходимость применения разнообразного электротехнического оборудования.
Основой автоматизированного электропривода являются электрические двигатели. По мере развития силовой полупроводниковой техники и микропроцессорных систем управления двигатели постоянного тока в замкнутых системах электропривода постепенно вытесняются более надежными и дешевыми асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором.
Двигатели серии 4А выпускались в 80-х годах в массовом количестве и в настоящее время эксплуатируются практически на всех промышленных предприятиях. Серия охватывает диапазон мощностей от 0,6 до 400 кВт и построена на 17 стандартных высотах вращения от 50 до 355 мм. Серия включает основное исполнение двигателей, ряд модификаций и специализированное исполнение.
В данной курсовой работе будет произведено проектирование асинхронного двигателя, номинальные данные которого и указания о режиме его работы приведены в техническом задании. Проектирование новой машины начинаем с выбора базовой модели, на которую ориентируемся при проведении всех расчётов, начиная с выбора главных размеров, и при разработке конструкций отдельных узлов. За базовую выберем конструкцию двигателя серии 4А – 4А200М2У3, основные технические данные которого сведены в таблицу:
|
|
|
|
|
|
|
|
||
37 | 0,82 | 40,3 | 4,3 | 90 | 0,89 | 1,4 | 2,5 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4,1 | 0,028 | 0,094 | 0,021 | 0,12 | 0,031 | 0,060 | 0,16 | 1,9 | 11,5 |
Полностью учесть все требования технического задания к характеристикам двигателя, не ориентируясь на данные выпущенных машин, невозможно. Поэтому перед началом расчёта детально изучим конструкцию базового двигателя.
Расчет и конструирование двигателяВыбор главных размеров
По табл. 8.6 [1,
c.275] принимаем
внешний диаметр
статора
.
При определении
внутреннего
диаметра статора
,
принимая, что
размеры пазов
не зависят от
числа полюсов
машины, получаем
приближенное
выражение:
|
|
где
– коэффициент,
характеризующий
отношение
внутренних
и внешних диаметров
сердечников
статоров асинхронных
двигателей.
По табл. 8.7
[1, c.276] принимаем
.
Внутренний
диаметр статора
.
Находим полюсное деление по формуле:
|
|
где
– число пар
полюсов.
.
Определяем расчётную мощность по формуле:
|
|
где
– мощность на
валу двигателя,
кВт;
– отношение
ЭДС обмотки
статора к
номинальному
напряжению,
значение которого
принимаем по
рис. 8.20 [1, с,276].
Предварительные
значения
и
находятся по
ГОСТ. Приближенные
значения
и
определяем
по кривым рис.
8.21 [1, с,277].
Определяем электромагнитные нагрузки (предварительно по рис. 8.22 [1, с,278]):
;
.
Обмоточный
коэффициент
для двухслойной
обмотки при
принимаем
.
Определяем расчетную длину магнитопровода по формуле:
|
|
где
– синхронная
угловая скорость
двигателя,
;
– коэффициент
формы поля.
.
Критерием
правильности
выбора
и
служит отношение
,
которое в данном
случае находится
в допустимых
пределах, показанных
на рис. 8.25 [1, с,280].
На этом выбор главных размеров заканчивается.
Выполняем сравнение параметров проектируемого АД, полученных в данном разделе, с теми же параметрами аналога:
Величина |
|
|
|
Проектируемый АД |
|
|
|
Аналог |
|
|
|
Расчет обмотки статора
Принимаем
зубцовое деление
по рис. 8.26 [1, с.282].
Предельные
значения
:
;
Тогда возможность
числа пазов
статора, соответствующих
выбранному
диапазону
,
|
|
Тогда
Окончательно
число пазов
статора из
выбранного
диапазона,
тогда
.
Обмотка двухслойная.
Зубцовое деление статора (окончательно):
.
Число эффективных
проводников
в пазу (при условии
наличия параллельных
ветвей
):
|
|
где
– принятое
ранее значение
линейной нагрузки,
;
– номинальный
ток обмотки
статора, А.
|
|
Тогда
.
.
Принимаем
,
тогда по 8.19 [1,
с.284]
проводников.
Полученное
число
округляем до
четного целого:
.
Окончательное число витков в фазе обмотки:
|
|
Имеем
.
Окончательное
значение линейной
нагрузки,
:
|
|
Получим
.
Далее определяем
обмоточный
коэффициент
исходя из того,
что общим
аналитическим
выражением
для расчета
большинства
современных
симметричных
обмоток с фазной
зоной, равной
электрическому
углу
радиан, и с целым
числом пазов
на полюс и фазу
является:
|
|
где
– номер гармоники
ЭДС (для основной
гармоники
);
– число пазов
на полюс и фазу;
– относительный
шаг обмотки,
в двухслойных
обмотках асинхронных
двигателей
выполняют с
укорочением,
близким к
.
Поэтому
.
После расчета
уточняем значение
потока
:
|
|
Тогда
.
Определяем индукцию в воздушном зазоре:
|