Педагогические ценности учителя физической культуры

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Факультет физической культуры и спорта


КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»


Тирасполь – 2006

План


Введение

1. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью

1.1 Ценности физической культуры и спорта

1.2 Инновационные подходы к освоению ценностей физической культуры и спорта

2. Ценности профессионального физкультурного образования

2.1 Изучение понятия «ценность» в теории физкультурного образования

2.2 Педагогические ценности учителя физкультуры

Заключение

Библиография


Введение


Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека [1]. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке [3]. Физическая культура с присущим, ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные структуры, то ее влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.

Важным аргументом в пользу значимости физической культуры для всестороннего развития человека может стать осмысление ценностного потенциала этого феномена.

Объект исследования: аксиологический компонент физкультурного образования.

Предмет исследования: педагогические ценности учителя физкультуры.

Цель исследования: раскрыть содержание аксиологического компонента в физкультурном образовании.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия «ценность» в физкультурном образовании;

2) охарактеризовать педагогические ценности учителя физической культуры.

Методы исследования. В исследовании применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, методы сравнения, индукции, дедукции, контент-анализ.


1. Современный ценностный потенциалфизической культуры и спортаи пути его освоения обществом и личностью


1.1 Ценности физической культуры и спорта


Ценность – это понятие, которое получило широкое распространение в социологии при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Они существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, насколько осваиваются ценности данной культуры. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеют свою специфическую систему ценностей [7].

В этой связи, говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный – и представлять механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние каждой личности [6].

К общественным ценностям физической культуры мы относим накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения – все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни [I]. Особенно важно подчеркнуть значение для общества интенционных ценностей, которые определяют значимость и престижность физической культуры и спорта среди других социальных явлений. Финансирование, правовая основа, сформированность положительного общественного мнения – вот основные показатели, характеризующие уровень значимости интенционных ценностей физической культуры в данном социуме.

В то же время по данному показателю можно в значительной мере судить о степени цивилизованности общества, развития культуры страны в целом [2].

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спор-тивной деятельностью.

Особое значение для личности имеет освоение мобилизационных ценностей физической культуры. Именно они помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь ух и редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии – вот тот неполный перечень ситуаций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для ответа на «нештатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека [2].

Валеологические ценности физической культуры в рассматриваемом аспекте так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание.

Так, к валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Интегративность валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умений и навыков, физической подготовленности, работоспособности – всех этих качеств, существенно определяющих состояние здоровья человека.

Мобилизационные ценности физической культуры также имеют явную валеологическую направленность: самоорганизация здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды – результат освоения валеологических ценностей физической культуры.

И, наконец, валеологические ценности физической культуры – это возможности для формирования мотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью.

Содержание ценностей физической культуры и спорта во многом совпадает. Тем не менее следует учитывать их функциональное несовпадение. Физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации, а спорт – как средство и форма выявления социального признания высших способностей человека.

Специфические ценности спорта обладают высокой интегративностью и вариативностью. В первую очередь это относится к воспитательной ценности спорта. Мы часто называем спорт «школой характера», «школой эмоций», «школой воли», «школой честной игры», утверждая таким образом эмоциональные, нравственные, эстетические ценности спорта. В русле широкого олимпийского движения возрастает ценность спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческой логике.

Говоря о ценностном потенциале спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных способностей человека. Осваивая все новые, не изведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих возможностей, спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и намечают ориентиры своих будущих рекордов. Таким образом, выполняя «пионерскую функцию» познания человеческих возможностей, спорт несет в себе одну из самых важнейших и незаменимых социальных ценностей.

При характеристике социальной ценности спорта важно иметь в виду его немалое экономическое значение. Не зря сейчас развернулась такая ожесточенная борьба за право организации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований. Экономическая значимость спорта уже давно доказана. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начиная со здоровья нации и кончая финансовыми доходами от коммерческой стороны спорта.

Содержание ценностного потенциала физической культуры и спорта не исчерпывается отмеченными выше характеристиками. В ходе развития общества физическая культура и спорт наряду с другими социальными явлениями постоянно расширяют границы своего влияния на жизнь людей. Однако структура современного ценностного потенциала остается относительно стабильной, что и позволило нам сделать первую попытку его анализа и классификации.


1.2 Инновационные подходы к освоению ценностей физической культуры и спорта


В основу современной системы освоения ценностей физической культуры и спорта необходимо заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры в последнее десятилетие.

Рассмотрим подробнее каждое из инновационных направлений, определяющих содержательную и педагогическую сущность физической культуры и спорта.

Физкультурное воспитание. Целевая направленность современных педагогических программ совершенно определенно утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей, учащихся, студентов, обосновывая тем самым философско-культурологический подход в организации учебного процесса по физическому воспитанию [4].

Но традиционно процесс физического воспитания сводился к физическому развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков занимающихся, т.е. акцент делался на биологическом, двигательном аспекте развития индивида.

Физкультурное воспитание преследует более широкие цели – воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание – это прежде всего педагогический процесс формирования физической культуры личности.

Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие: забота человека о поддержании в норме усовершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности); многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения; степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков [8].

В таком случае реализовать целевую культурологическую направленность физкультурного воспитания возможно при условии понимания человека в единстве его биологических и социальных качеств [5]. В этой связи философским основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности.

Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Основополагающим принципом физического воспитания является единство интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов.

Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.

Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание.

Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.

Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием [9].

Специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.

Новый подход к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных изменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокой профессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов, обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведений.

Валеологическое воспитание. В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового обpaзa жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.

Здоровье человека – проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять, как это делают сами люди. Мы с удивлением наблюдаем примеры девиантного поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей. Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в благополучных по экономическим показателям обществах (им-то чего не хватает!).

Решение данных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо утверждают, «не купишь в аптеке». Необходимо с детства учить ребенка внимательно, со всей осторожностью, как полную драгоценную чашу нести и без надобности не расплескивать тот потенциал, который закладывает природа в здоровье каждого человека.

И нет особой надобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления человека. Именно физическая культура позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности. Таким образом, можно утверждать, что по силе валеологического потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере «работает» на здоровье человека.

В связи с этим возрастает роль валеологического воспитания, ключевой проблемой которого становится процесс формирования физической культуры личности.

Программа валеологического воспитания помимо других разделов валеологии должна содержать следующие приоритетные направления:

– воспитание физической культуры человека;

– воспитание потребности и навыков здорового стиля жизни;

– практическое освоение оздоровительных систем.

Олимпийское воспитание. В содержании олимпийского воспитания, так же как и в других видах рассматриваемого нами процесса воспитания, приоритет должен отдаваться освоению ценностей физической культуры, в первую очередь в связи с познанием их исторического и гуманистического потенциалов.

Одним из путей реализации гуманитарного образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания – вот те человеческие ценности, которые заложены в основе физической и спортивной культур. Олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физического воспитания и спортивной подготовки философией объединяющей, как указывается в Олимпийской хартии, «в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума». Олимпизм – социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры и спорта.

Олимпийская культура с ее мощным гуманизирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской хартии.

Олимпийская культура – это специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциалы. В связи с этим возрастает роль олимпийского образования, содержание которого, на наш взгляд, должно определяться освоением ценностей олимпийской культуры.

В программу олимпийского образования детей и молодежи необходимо заложить по крайней мере три основных направления: познавательное, мотивационное, практическое.

I направление: формирование знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;

II направление: формирование интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях, стремление к достижению спортивного результата;

III направление: формирование умений и навыков для практического освоения принципов и ценностей олимпизма путем активного участия детей и молодежи в традиционных и нетрадиционных моделях физкультурно-спортивной деятельности (спортивных соревнованиях, спартианских играх, культурно-спортивных мероприятиях).

Трансляция олимпийской культуры через систему образования будет служить интеграции спорта, образования, здорового стиля жизни и сближению людей в духе олимпизма.


2. Ценности профессионального физкультурного образования


2.1 Изучение понятия «ценность» в теории физкультурного образования


На рубеже второго тысячелетия для развития теории физической культуры и ее специфического направления – теории физкультурного образования – возникла необходимость создания новой методологической базы, основанной на разработке ценностно-гуманистических, интегративных аспектов физкультурной деятельности [16, 17]. Кроме того, решение проблемы выбора ценностей обусловлено тенденциями в мировом образовательном пространстве, в частности положениями, провозглашенными Болонской декларацией. В связи с этим разработка ценностей профессионального физкультурного образования становится особенно актуальной. Ее решение имеет значение не только для модернизации подготовки кадров, но и для развития теории физической культуры как вида культуры продолжения работы научной школы профессора В.М. Выдрина, представителями которой являются авторы данной статьи.

Исследование литературных источников показало, что обычно ценностями называют явления материального и духовного порядка, обладающие особой значимостью для людей и удовлетворяющие какие-либо человеческие потребности. Однако это не сами по себе объекты материальной или духовной культуры, а их социальное качество, соотносимое с деятельностью человека [8]. Они определяют свойства предмета, его значение и отношение человека к предмету. Не имея сами по себе реальной силы, ценности начинают функционировать тогда, когда попадают в сферу потребностей человека и он включается в деятельность по их достижению. В последнее время наряду с традиционной трактовкой ценностей как значимых для человека предметов и явлений, высших социальных, духовных идеалов [5] развивается идея автономной значимости ценностей, не существующей в сути объекта [7]. Вместе с тем большинство авторов сходятся в том, что определяющим фактором сущности ценностей является их значимость для субъекта.

В философии, культурологии ценности классифицируют по их отношению к природе, материальному производству, социально-политической деятельности, духовной жизни, эстетической, нравственной, научной сферам.

На основе культурологического подхода теория ценности начинает развиваться в педагогике. Изучение и отбор педагогических ценностей определяют содержание образования. По мнению Н.Б. Крыловой [10], в педагогической сфере ценности очень разнообразны, поэтому можно условно различать только группы базовых ценностей: ценности-добродетели (альтруизм, другодоминантность, терпимость, эмпатия) и ценности жизнедеятельности (самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка). В структуре профессионально-педагогической культуры будущих учителей выделяют ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания [10]. В последние годы разрабатывается иерархия ценностей образования, в которой определены доминантные ценности (знания, познавательная деятельность, общение); нормативные (стандарты, нормы); стимулирующие (методики, технологии, способы контроля за качеством образования); сопутствующие (умения, понимание изучаемых явлений) [18, c. 119]. В педагогической области начинают возникать свои научные школы, исследующие культурологические аспекты образования, вопросы теории ценностей [10], развивается педагогическая аксиология [18].

В сфере теории физической культуры пока не наблюдается связи с достижениями в педагогической аксиологии. Вместе с тем ценности исследуются на основе определения общекультурных положений и специфики физкультурной деятельности. Количество работ в этом направлении пока невелико. В предлагаемых классификациях ценностей физической культуры рассматривают материальные, физические, психические, духовные, социальные, а также важнейшие ценности – человека и саму физическую культуру [4]; общесоциальные и специфические [15]; общественные и личностные [1]; ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, интеллектуальные, мобилизационные, интенционные [2]. Имеющиеся классификации дают достаточно полное представление о физкультурных ценностях, хотя необходимость в дальнейших исследованиях в этой области сохраняется. В этом направлении, в частности, целесообразно изучать ценности отдельных компонентов физической культуры (спорта, физкультурного образования, физкультурной рекреации, физкультурной реабилитации, адаптивной физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры).

Проблема ценностей физкультурного образования еще не стала предметом глубокого изучения. Ряд авторов лишь касались этих вопросов в своих работах. В физическом воспитании, например, в качестве ценностей рассматривается формирование двигательных навыков, умений, знаний, воспроизводство духовных и телесных сил, формирование личности, умственное развитие, эстетическое, нравственное воспитание и др. [17, c. 135]. В исследовании М.А. Арвисто показано, что в физкультурно-спортивной деятельности студентов ведущее место занимают ценности, связанные с формированием физического «Я» (физические качества, здоровье, телосложение), функциональным содержанием деятельности (подвижность, физические нагрузки, эмоции), самоактуализацией (успех, самоутверждение, самовыражение), морально-волевыми качествами [20]. Однако фактически не проводилось специальных исследований аксиологии профессионального физкультурного образования.

Для проведения таких исследований необходимо учитывать важнейшее методологическое положение, различающее специфику профессионального (специального) и непрофессионального (неспециального) физкультурного образования. Оно заключается в том, что в системе неспециального физкультурного образования личность осваивает ценности физической культуры преимущественно для индивидуального потребления, поскольку готовится к иной сфере труда. В системе профессионального физкультурного образования личность осваивает ценности не только для личного потребления, но и главным образом для передачи этих ценностей другим людям.


Таблица 1. Общекультурный уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном образовании

Название группы ценностей Состав ценностей Главная ценность уровня
Общечеловеческие ДОБРО, КРАСОТА, ИСТИНА ОБЩЕСТВО
Ценности системы российского образования Нравственность, гуманизм, духовность, соборность, фундаментальность, всесторонность, целостность познания

Таблица 2. Специфический уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном образовании

Название группы ценностей Состав ценностей Главная ценность уровня
Ценности ФК (по В.К. Бальсевичу, Л.И. Лубышевой, 1995) Интеллектуальные, двигательные, технологические, мобилизационные, интенционные СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ценности профессиональной (специальной) подготовки Основы профессионально-педагогического мастерства

Таблица 3. Личностный уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном Образовании

Название группы ценностей Состав ценностей Главная ценность уровня
Ценности мотивационно-нравственной сферы личности Нравственность, целесообразная деятельная активность ЛИЧНОСТЬ
Ценности познавательной сферы личности Образованность, умение исследовать объекты и явления
Ценности двигательной сферы личности Всесторонность, универсальность способностей, способность к самостоятельной творческой деятельности

В основу рассмотрения ценностей положено представление о структуре культуры, построенной на проекции человеческой деятельности, и выделении в ней общего, особенного и единичного [6]. Соответственно этому определяются специфические субъекты деятельности – родовой, видовой и элементарный. Подобную идею выдвигает М.Я. Виленский [3], предлагая исследовать физическую культуру на всеобщем уровне (физическая культура общества), специфическом (физическая культура социально – профессиональных групп) и единичном (физическая культура личности). Отсюда вытекает один из основополагающих принципов подготовки физкультурных кадров – принцип взаимосвязи, преемственности общекультурной, профессиональной подготовки, личностного совершенствования.

Подготовка специалиста обеспечивается посредством трех основных компонентов: мотивационно-нравственного (стимулирующего деятельность будущего специалиста), познавательного (обеспечивающего всю полноту овладения содержанием образования), двигательного (отражающего специфику профессии и обеспечивающего механизм познания). Все компоненты направлены на овладение ценностями профессионального физкультурного образования и достижение его цели – формирование культуры личности специалиста [19].

В соответствии с указанными положениями на первом уровне выделяются общекультурные ценности, имеющие общечеловеческое значение, отражающие взаимодействие образования и культуры в русле нового педагогического мышления (табл. 1).

Выбор данных ценностей неслучаен. ДОБРО, КРАСОТА и ИСТИНА имеют древние исторические корни, составлявшие основу античного мироощущения и выражавшиеся в понятии «калокагатия» – гармоничное сочетание в человеке нравственности, эстетики и знания. В настоящее время они остаются актуальными, поскольку определяют человеческое поведение, сознание, являются, по сути, центральным звеном ценностного комплекса и критерием оценки деятельности человека и общества.

Кроме того, на общекультурном уровне целесообразно учитывать ценности отечественной системы образования – нравственность, гуманизм, духовность, соборность, фундаментальность, всесторонность и целостность познания окружающей действительности, провозглашенные русскими педагогами, учеными, мыслителями М.В. Ломоносовым, А.Н. Радищевым, А.С. Хомяковым, Н.И. Пироговым, П.Ф. Лесгафтом, Л.Н. Толстым, В.С. Соловьевым и др.

Главной ценностью на этом уровне является общество, которое нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных удовлетворить его разнообразные потребности в сфере физической культуры, обеспечить необходимый биопотенциал населения для активной всесторонней жизнедеятельности. В то же время общество хранит и воспроизводит ценности.

На следующем уровне выделяются специфические ценности (табл. 2). Их особенности обусловлены тем, что подготовка кадров, с одной стороны, относится к системе образования, а с другой – к системе физической культуры. Поэтому в подготовке специалистов функционируют ценности физической культуры [2]. Наряду с ними актуальными являются компоненты личности, которые создают предпосылки формирования важнейшей ценности специалиста – его профессионального педагогического мастерства [9]. Основа данного комплекса специфических ценностей – специалисты в области физической культуры.

Ценности конкретизируются не только на специфическом, но и на личностном уровне (табл. 3). Здесь же определяются ценности, непосредственно относящиеся к конкретному человеку. Их достижение должно обеспечиваться мотивационной, двигательной и информационно-познавательной сферами деятельности учащегося [12 – 14, 21 и др.]. В результате развития мотивационной сферы осуществляется достижение таких ценностей, как нравственность личности, ее целесообразная деятельная активность. Развитие познавательного компонента направлено на формирование образованности, умения исследовать и решать возникающие проблемы с научно обоснованной позиции. Двигательная сфера ориентирована на всесторонность, универсальность личности, ее способность к самостоятельной творческой деятельности. Особо следует подчеркнуть такую ценность, как духовность личности, имеющую неутилитарный, идеальный характер. Именно благодаря этой ценности развивается «человеческое в человеке». В центре ценностей на данном уровне находится сама человеческая личность. Культура личности формируется при условии образования ее целостности, то есть объединения, гармоничного соотношения в человеке биологического и духовного начала, а также интеграции мотивационной, познавательной и двигательной сфер [17 и др.].


2.2 Педагогические ценности учителя физкультуры


Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Педагогические ценности учителя физкультуры – это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее – искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей. При таком подходе мы сразу же вынуждены ставить вопрос – существуют ли специальные педагогические способности? Видные знатоки педагогического труда отвечают на него утвердительно.

Вопрос о педагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки. Педагогические способности – качество личности, интегрирование выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужаются до умения выполнять конкретные действия – красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей и т.п. Выделены главные группы способностей.

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.

2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.п.

3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4. Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

6. Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Все ли способности одинаково важны в практической деятельности педагога? Оказывается, нет. Научные исследования последних лет выявили «ведущие» и «вспомогательные» способности. К ведущим, по результатам многочисленных опросов педагогов, относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть отнесены к разряду сопутствующих, вспомогательных.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог – это всегда великий труженик.

Поэтому важными профессиональными качествами педагога, выступающими в качестве педагогических ценностей, мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развивается конкуренция – неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для учителя качество – гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Учитель – это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог – образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности воспитателя учащиеся не должны чувствовать и видеть. Еще А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов – испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на учащихся, не нервничать по пустякам.

Душевная чуткость в характере учителя – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога – профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбы подрастающего поколения.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. По ним учащиеся судят об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет нравственного авторитета педагога, как его умение быть объективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь призму собственных оценок, необъективный педагог становится пленником схем и установок. До обострения отношений, конфликта, невоспитанности, сломанной судьбы – рукой подать.

Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Мастера воспитания учитывают возможности развивающейся личности.

Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка – все, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.

Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Чем ближе к нашему времени, тем выше требования общества к учителю. В. Сухомлинский, творивший в 70-е годы, на первое место выдвигал воспитательный аспект деятельности учителя. Каким бы «очищенным» от воспитания ни было обучение, считал он, оно является прежде всего нравственным формированием человеческой личности. Нет, не может и не должно быть обучения, «непричастного» к воспитанию. Учитель воспитывает не только идеями, заложенными в знаниях, но и тем, как он их несет в класс. В обучении взаимодействуют не только умы. Душа учителя соприкасается с душой ученика.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Научная увлеченность – обязательное учительское качество. Само по себе оно не может и не имеет непосредственного значения, но без него невозможен процесс нравственного воспитания. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процессами человеческого развития.

Любовь к своему профессиональному труду – качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества – добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.

Личность современного учителя, воспитателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть и носителем высокой личной культуры. Хотим мы этого или нет, но учитель всегда являет собой наглядный образец учащимся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести.


Заключение


Проведенный анализ ценностного потенциала физической культуры и спорта и новых путей его освоения обществом и личностью, а также педагогических ценностей учителя физкультуры, надеемся, позволит получить представление о разных направлениях и подходах, которые формируются в современной теории и практике физической культуры.

Специалистам, работающим в сфере физической культуры и спорта, необходимо в первую очередь самим осознать все богатство этих социальных явлений, а далее нести в общественное сознание философское, а не утилитарное понимание, которое на сегодняшний день еще господствует в обществе. Только таким путем можно действительно поднять авторитет и престиж занятий физическими упражнениями и спортом, добиться подлинной массовости физкультурно-спортивного движения и экономического расцвета отрасли «физическая культура и спорт».


Библиография


Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиC, 1988. – 208 с.

Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры. 1995, №4, с. 2–8.

Визитей Н.Н. Физическая культура личности. – Кишинев: Штиинца, 1989.

Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999, №10, с. 2–5.

Выдрин В.М., Николаев Ю.М. О ценностном аспекте физической культуры // Теория и