Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

психологической близости испытуемого с ближайшими друзьями и другими значительными лицами (отец, мать, другие члены семьи, классный руководитель, любимый учитель, и другие) были применены три отдельных показателя: «понимание» (вопрос: «Насколько хорошо понимает вас перечисленные лица?»), «доверительность» (вопрос: «Делитесь ли вы с этими людьми своими сокровенными мыслями и переживаниями?»), и «субъективная лёгкость общения» (вопрос: «Насколько легко вы себя чувствуете в общении с перечисленными людьми?»).

Оценки, которые дали юноши и девушки пониманию их окружающими людьми, в целом оказались довольно высокими: почти во всех случаях они стоят ближе к положительному полюсу. Однако во всех возрастах, и у юношей и у девушек, «ближайший друг» (как правило - сверстник своего пола) занимает ведущее положение.

Психологическая близость девятиклассников с разными значимыми людьми были изучены и посредством методики самооценки. Каждый испытуемый оценивал себя по 16 качествам, а затем должен был предсказать, как оценят его по тем же параметрам мать, отец, ближайший друг, любимый учитель и одноклассники. Очевидно, что чем выше предполагаемая у испытуемого степень понимания его определённым лицом, тем ближе будут ожидаемые им оценки со стороны этого лица к собственной самооценке. Наибольшее совпадение оказалось опять-таки в случае с другом. Более того, друг оказался единственным человеком, от которого девятиклассник ждёт более высоких оценок, чем его собственная самооценка. Это можно считать косвенным указанием на то, что одной из ключевых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности.

Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение формирования самопознания; расширение и дифференциация среды общения и деятельности; проявление новых интимных привязанностей.

Образ «Я», который у юноши ещё только формируется, у взрослого человека уже сложился в определённую устойчивую структуру. Жизненный опыт позволяет ему более или менее реалистически оценивать себя, свои достижения и возможности. Взрослый человек на умеет соизмерять свои притязания с потребностями , его сознание более предметно, менее эгоцентрично, нежели юношеское, поэтому потребность в психологическом «зеркале» у него снижается. Функция самопознания, столь важная в юношеской дружбе, теперь отходит на задний план, и дружеское общение в значительной мере теряет свою исповедальность. Чтобы разрешить многие проблемы и трудности, обусловленные преувеличением собственной уникальности, не похожести на других, юноше иногда достаточно сказать вслух, поделиться с другом. Проблемы, волнующие взрослого человека значительно сложнее, простым разговором их не разрешить. Поэтому его общение с друзьями имеет более предметный характер.

В юности дружба занимает привилегированное положение, поскольку она складывается, когда у человек нет ещё ни собственной семьи, ни профессии, ни любимой. Единственный «соперник» юношеской дружбы - любовь к родителям, но эти чувства находятся в разных плоскостях. С появлением новых, «взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает своё привилегированное положение.

Таким образом, в развитии личных отношений есть свои закономерности. Один вид отношений подготавливает другой, более сложный, но может и препятствовать ему. Например слишком тёплые отношения в семье, дающие застенчивому подростку максимум психологического комфорта, иногда тормозят его вхождение в общество сверстников, где за положение и понимание надо бороться. Тесная юношеская дружба порой также создаёт конфликтные ситуации. Пример - судьба «последнего в компании», который настолько поглощен своими друзьями и совместной с ними деятельностью, что не ищет других привязанностей. Его друзья один за другим влюбляются, женятся, а тот, кто полнее всего идентифицировался с группой как целое, остался один. Он запоздал с переходом в следующую стадию.


9

Я убедился, что самооценка играет большую роль в становлении личности человека. Исходя из этого я провёл небольшой эксперимент по выявлению самооценки в ( классе общеобразовательной школы.

Методика называется уровень самооценки личности:

Ученикам был предложен ряд качеств личности человека. В нег входили и моральные и волевые качества. Ученикам надо было выбрать из них от 10 до 20 качеств и расположить их в два столбика. В первом столбике эти качества должны быть расположены в том порядке, по убыванию их значимости, в котором по мнению учеников они должны присутствовать в идеале человека. Во втором столбике эти же качества в самом человеке.

Моя цель заключалась в установлении уровня самооценки ученика 9 класса и выявление качеств личности, по которым он оценивает себя и окружающих.

Предложенные качества:

Вдумчивость, упорство, аккуратность, доброта, мнительность, злопамятство, уступчивость, терпеливость, решительность, обаяние, нежность, осторожность, отзывчивость, подвижность, искренность, заботливость, жизнерадостность, рассудительность, сдержанность, сострадание, энтузиазм, настойчивость, застенчивость, гордость, стыдливость, радушие, увлекаемость, восприимчивость, непринуждённость, принципиальность, мечтательность, капризность.

Результаты:

аккуратность 92%
доброта, энтузиазм 85%
жизнерадостность 77%
обаяние, нежность, гордость, терпеливость, настойчивость 69%
решительность, осторожность, заботливость 62%
искренность, рассудительность, сострадательность 54%
подвижность, радушие 46%
вдумчивость, упорство, стыдливость 38%
сдержанность, непринуждённость, мечтательность 31%
отзывчивость, увлекаемость, принципиальность 23%
застенчивость, восприимчивость 15%
мнительность, злопамятность, уступчивость 8%

1.Для идеала:

По важности: первостепенное место занимают: доброта, искренность, вдумчивость.

второстепенное место занимают: аккуратность, упорство, обаяние, нежность, осторожность, заботливость, жизнерадостность, рассудительность, застенчивость.

2.Для самого себя:

По важности: первостепенное место занимают: доброта, осторожность, жизнерадостность.

второстепенное место занимают: решительность, нежность, радушие, сдержанность.

Уровень самооценки подсчитывается по формуле Спирмена: , где р - коэффициент корреляции рангов, представляющий собой количественное выражение самооценки;

n - число рассматриваемых качеств;

d - разность номеров рангов;

- обозначение суммы.

при р = 0...0,4 - низкая самооценка,

0,4...0,7 - средняя самооценка

0,7 - 1,0 - высокая самооценка.

После обработки данных у меня получилось, что в классе в среднем у всех средняя самооценка и у 3-х завышенная самооценка. Детей с заниженной самооценкой не было.

Исходя из изложенной теории я получил данные, которые ожидал. Но для того, чтобы получить более полную картину о самооценке в этом возрасте я проведу социальное исследование. С помощью него я смогу узнать насколько адекватна самооценка у юношей и девушек в данном классе.

Вообще, метод социометрии с латинского обозначает «общество + измеряю». Это социально психологический тест, применяемый для оценки межличностных, эмоциональных связей в группе.

По теории, у большинства самооценка должна быть адекватна и совпадать с выбором, социальным положением в группе. Самооценка в этом возрасте довольно адекватна и устойчива. Хотя, как писал И.С.Кон юноша всё-таки рассчитывает на то, что оценки его самого его же лучшим другом будет выше, чем его собственная. Я с этим согласен. Я предполагаю, что оценки окружающими должны совпадать с оценкой самого себя, в моём классе.

Эксперимент проводится в том же классе. Ребятам предложили ответить на три вопроса:

1.«Кого из класса ты пригласил/а бы к себе на день рождения?»

2.«С кем из класса ты стал/а бы готовиться к экзамену?»

3.«С кем из класса ты стал/а бы готовиться к КВНу?»

Вопросы подобранны с учётом различной сферы деятельность, то есть личная сфера, внутри класса и общественная. Каждый должен был выбрать трёх человек в первую, вторую и третью очередь по важности.

Таблица (смотри приложение).

По самооценке завышенная оказалась у Ж.Борзило, Я.Макушина и Л.Гасликовой. После социометрии выяснилось, что Я.Макушина и Л.Гасликовой всего 33% и 10 % выбора соответственно. Ж.Борзило набрала 55% голосов. О.Кузнецова набрала 110% голосов притом, что его самооценка средняя, ближе к заниженной. Ю.Абахова набрала 24% выбора при средней самооценке.

Мои предположения не сошлись с полученными данными. Я думаю, что Я.Макушин и Л.Гасликова находятся в подростковом возрасте, то есть у них ещё не до конца завершился переход в юношеский период.

Результат полученный по О.Кузнецовой можно сравнить с уже давно полученными данными о том, что она себя оценивает так, а от окружающих ждёт более высоко оценки.


10

Я сделал вывод, что несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка встречается. В моём эксперименте ни у одного из старшеклассников не было заниженной самооценки, в большинстве случаев можно было сказать, что самооценки совпадают с социометрическим исследованием. Можно сделать вывод, что класс состоит из нормальных детей, у которых адекватная самооценка, немного склонная к завышению.

Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?») , а с другой стороны - осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе - необходимый признак развитой личности и целенаправленного самовоспитания.


Список литературы:

1.«Возрастная психология и педагогика»,

под редакцией М.В.Гомезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва, «Просвещение», 1984

2.«Практикум по возрастной и педагогической психологии»,

под редакцией проф. А.И.Щербакова, Москва, «Просвещение», 1982

3.«Психология юношеского возраста»,

И.С.Кон, Москва, 1975

4.Особенности оценки старшеклассниками моральных и волевых качеств своих сверстников. В.Ф.Сафин, в книге «Психологические проблемы юности», Москва, 1961

5.«Возрастная и педагогическая психология»,

под редакцией А.В.Петровского.


Оглавление:

1. Введение. 1
2. Направленность личности у старшеклассников. 2
3. Формирование самооценки. 5
4. Самосознание: «открытие Я». 8
5. Самовоспитание старшеклассников. 12
6. Взаимоотношения со значительными взрослыми - родителями.

15

7. Взаимоотношения со значительными взрослыми - учителями. 20
8. Взаимоотношения со сверстниками. 22
9. Эксперимент. 26
10. Заключение. 30
11. Список литературы. 32


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1.Абахова х
13




2




12


3 123
2.Арутюнян
х




123 2



23


3

12
3.Борзило 13
х 1






3





123

4.Ботвинко

3 х



12

123





123

5.Волобуева



х 13 12 23








13

2
6.Гасликова



1 х 123
2







3

123
7.Захаров





х 3 2

2


13



123
8.Каверина
1



13 х 2





23



123
9.Кузнецова


3


12 х

13 23






12
10.Макушин







123 х




123 123



11.Морозов

1




3
х 3

1


13

12.Миронов

2 12



1
23 х 3




13

13.Махина

3



13 1
1
х
13





14. Невзорский
123



3 12




х





3
15.Поволодский

1 2



3
13 2 13
х


2

16.Рязанцев






2 123 123




х
13


17.Сударикова
3 12



2
12




1 х 3 3

18.Тетроева





2 3 12 13




13
х

2
19.Фомина

13 13






13





х

20.Шохолевич 123






2









х
21.Яковлев



1
123 123 123










х

24% 24% 52% 33% 10% 10% 52% 81% 110% 33% 24% 52% 24% 10% 24% 48% 14% 33% 62% 14% 71%

1 - день рождения;

2 - экзамен;

3 - КВН.