Регулирование оплаты труда руководителей

об отставке председателя правления и создании комиссии по подбору его преемника.

В США все чаще собрания акционеров проходят в конфликтной обстановке. В 1992 г. держатели акций 43 корпораций из списка 500 журнала «Fortune», в том числе IBM, «Kodak», «Bell Atlantic», «Chrysler», поставили  под сомнение правильность установления зарплаты у высших должностных лиц этих компаний. Прокатившаяся в том же году волна критики размеров доходов и привилегий директорского корпуса привела к тому, что в феврале 1993 года Национальной ассоциацией директоров была создана специальная комиссия по проблеме заработной платы высших управленческих кадров, которая подготовила рекомендательный доклад. Его основными пунктами стали:

сокращение доли базовой заработной платы и гарантированных льгот в структуре совокупных выплат руководителей корпораций;

создание действительно независимых советов по выплатам, которые периодически должны держать ответ перед акционерами;

отказ от использования систем стимулирования, в основе которых лежит оценка достижений по критериям, устанавливаемым самим управленческим персоналом без учета мнения акционеров. [13]

Таким образом, в США пытаются решить проблему регулирования оплаты труда руководителей.

Заключение

В заключении курсовой работы хочется сказать о необходимости разработки в нашей стране законопроекта о регулировании оплаты труда руководителей акционерных обществ и государственных предприятий, т.к. бесконтрольный рост доходов и заработной платы руководителей предприятий вне зависимости от результатов производственной деятельности и доходов работников предприятий, при массовой задержке выплаты зарплаты ведет к усилению социальной напряженности. Поэтому на переходный период, по мнению многих авторов, необходимо поставить доходы и зарплату руководителей всех форм собственности в зависимость от размера тарифной ставки работника 1 разряда и результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Для выработки такого законопроекта могла бы быть создана комиссия, включающая в себя все заинтересованные в этом вопросы группы (директора крупных промышленных предприятий и акционерных обществ, профессиональные консультанты по заработной плате и материальному стимулированию, ученые из академических центров).

Создавая законопроект эта комиссия могла бы использовать, особенно для акционерных обществ, зарубежный опыт. Если для государственных предприятий устанавливались нормативы определения доходов руководителей  и государство может контролировать эти доходы через соответствующие ведомства и министерства, то в акционерных обществах доход руководителя практически не контролируется. Нынешнее американское законодательство также не разрешает вмешиваться правительству в подобные вопросы на том основании, что жалованье, наградные и другие компенсационные выплаты являются внутренним делом фирмы. Но крупные инвесторы и другие держатели акций стремятся найти союзников в верхних эшелонах власти для продвижения своей идеи ограничения размеров выплат в законодательном порядке.

Под давлением лоббистов, представляющих интересы крупных держателей акций и их сторонников в конгрессе, правительственный регулятивный орган - Комиссия по ценным бумагам и деятельности фондовых бирж - ввела новые правила о предании гласности данных о величине доходов высших управленческих кадров американских корпораций. Новые нормы требуют детальной информации о том, из чего складывается сумма выплат у управленцев высшего звена и по каким критериям она определялась.

В Российской Федерации решение вопроса о регулировании оплаты труда руководителей тоже можно было бы начать решать с огласки доходов руководителей акционерных обществ. Акционеры должны знать соответствует ли доход директора положению, сложившемуся на предприятии. Нередко предприятие находится в упадке, заказы на его продукцию падают, заработная плата промышленно-производственного персонала уменьшается, а доходы директора, несмотря ни на что, растут.

Приложения.

Приложение 1

Распределение численности руководителей предприятий по количеству работающих и к величине кратности установленного им должностного оклада к величине тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии за 4 квартал 1995 г. и 4 квартал 1994 г.


Государственные предприятия

Всего

1995

из них по предприятиям со списочной численностью

Всего

1995

из них по предприятиям со списочной численностью
год до 200 чел.

200- 1500

чел.

1500- 100000

чел.

свыше

100000 чел.

год до 200 чел.

200- 1500

чел.

1500- 100000

свыше

100000 чел.

Всего руководителей предприятий 725 564 130 26 5 848 645 165 33 5
из них
руководители предприятий, заключившие договора 542 430 84 24 4 560 433 96 27 4
из общего числа руководители, имеющие оклады с кратностью
до 10 раз 665 540 110 12 3 779 613 142 20 4
11-12 раз 29 15 8 6 31 14 14 3
13-14 раз 8 4 2 1 1 8 6 1 1
15-16 раз 4 2 1 1 8 4 1 3
свыше 16 раз 19 3 9 6 1 22 8 7 6
средний размер кратности 6 5 8 14 15 5 5 7 12 18
руководители предприятий, должностные оклады которых установлены в соответствии с постановлением РФ №210 всего 343 281 55 5 2 314 253 56 3
В т.ч. руководители, имеющие должностные оклады с кратностью
до 10 раз 323 271 47 4 1 294 243 47 2
11-12 раз 12 7 4 1 - 13 6 7 -
13-14 раз 2 - 1 - 1 3 1 1 1
15-16 раз 1 - 1 - - 1 - 1 -
свыше 16 раз 5 2 3 - - 3 3 - -
средний размер кратности 5 4 7 8 10 5 5 7 9
руководители предприятий, должностные оклады которых установлены на других условиях, всего 382 283 75 21 3 534 392 109 30
В т.ч. руководители, имеющие должностные оклады с кратностью