Кредитная система Республики Казахстан
VALIGN=TOP>2.3 Стратегия развития деятельности АО «Халық Банк»
Стратегическое планирование в АО «Халық Банк» четко отрегулировано, определены основные направления развития. Основными задачами стратегического планирования Банка являются:
Выработка окончательной стратегической позиции Банка;
Определение осуществляющих и перспективных банковских продуктов и операций, рынков, регионов, а также областей деятельности, в которых банк уже достиг особых преимуществ над конкурентами, и тех, в которых рассчитывает добиться устойчивого конкурентного преимущества, а также определение последовательности реализации намеченных долгосрочных стратегических целей.
Сегментирование рынка – сегментация деятельности Банка по ее отдельным направлениям и функциональным подразделениям в соответствии с характеристиками и потребностями отдельных сегментов рынка.
Каждое подразделение должно работать в соответствии с утвержденной стратегией, а не собственным представлением о ней. Задача (миссия) Банка должна представлять собой четко сформулированную причину его осуществления, установить то, к чему банк стремиться, и затрагивать уровень организационных подразделений, отчерчивая круг их деятельности.
В миссии четко определены приоритеты развития Банка. Большинство банков определяют свою задачу как получение максимальной прибыли.
Но получение прибыли это сугубо внутренняя проблема банка, выдвижение которой ограничивает простор для принятия управленческих решений. Вложенные Банком деньги приносят ему прибыль только за счет услуг, что они удовлетворяют чью – то потребность. Поэтому основной задачей своей деятельности для данного Банка является поиск именно во «внешнем» мире, в удовлетворении определенных потребностей.
Некорректное определение собственной миссии ведет к тому, что:
Происходит рассредоточение усилий;
Проявляется непоследовательность в действиях менеджмента, обусловленная сложностью выбора приоритетов.
Цели банка представляют собой расшифровку основной задачи.
Цели АО «Халық Банк» установлены для каждого вида деятельности, которые по мнению банка, является важным, и выполнение которого он хочет наблюдать и измерять.
Показатели операций с наличной иностранной валютой за 2009 г.
№ | Показатели | За 2009 год, тыс.тенге |
Отклонения: |
||
На 01.01.2009. | На 01.01.2007. | ||||
1. |
Объем продажи Наличной валюты |
$ | 198 201 198 | 205 301 077 | +7 099 879 |
EE | 15 206 771 | 22 546 428 | +7 339 657 | ||
RR | 312 665 071 | 638 193 546 | +325 528 475 | ||
Som | 247 370 | 301 692 | +54 322 | ||
2. |
Объем покупки Наличной валюты |
$ | 169 994 209 | 224 387 807 | +54 393 598 |
EE | 15 829 858 | 23 303 821 | +7 473 963 | ||
RR | 310 342 996 | 647 316 996 | +336 974 000 | ||
Som | 248 099 | 290 476 | +42 377 | ||
3. | Чистый доход: | 214 608 | 275 885 |
Объемы купли-продажи иностранных валют увеличились на 72,2 % по всем валютам, в том числе по долларам США - на 17 %, по Евро на 48 %, по рублям России на 97 %.
В течение 2009 года сохранялась относительная стабильность валютного рынка. На стабилизацию валютного курса значительное влияние оказало позитивное улучшение макро и микроэкономических показателей в целом по Республике Казахстан.
Эти данные свидетельствуют, что рынок банковских услуг в Казахстане требует дальнейшего развития и имеет для этого все условия.
Вторым основным направлением в стратегическом планировании Банка является разработка стратегии развития по новым направлениям банка.
При изучении новых направлений установлено, что Банк в своей стратегии в основном придерживается устоявшихся направлений, и не предлагает в своем стратегическом развитии новые виды услуг.
Стратегические же решения – это решения, последствия которых имеют долгосрочный характер и позволяющий изменить направление деятельности банка, или одного из его подразделений или сферы деятельности.
Рассмотрим отдельные из них:
Таблица 5. Капитализация АО «Халық Банк»
Показатели капитала |
На 01.01.2009. |
На 01.01.2007 |
Отклонения | |
Абсолютное | Относительное | |||
Капитал 1 уровня: Оплаченный уставный капитал в пределах зарегистрированного. Дополнительный капитал Резервный капитал. Прибыль прошлых лет |
1 300 000 534 094 30 901 |
1 299 560 861 410 112 613 |
- 440 + 327 316 + 81 712 |
- + 161,3 % + 364,4 % |
За исключением: | ||||
Нематериальные активы (за исключением амортизации) | 16 518 | 52 824 | + 36 306 | + 319,8 % |
ИТОГО: капитал 1 уровня | 1 848 477 | 2 220 759 | + 372 282 | + 120,1 % |
Капитал 2 уровня: Превышение доходов т.г. над расходами т.г. Резерв по переоценке Общие резервы (провизии). Субординированный срочный Долг. |
112 016 1 746 46 826 |
324 150 1 723 117 664 |
+ 212 134 - 23 + 70 838 |
+ 289,4 % - + 251,0 % |
ИТОГО: капитал 2 уровня | 160 588 | 443 537 | + 282 949 | + 276,1 % |
Собственный капитал | 2 009 065 | 2 664 296 | + 655 085 | + 132,6 % |
При размещении 7 эмиссии акций, 1000 простых и 1200 привилегированных акций было выкуплено Банком для обязательной котировки акций маркет-мейкером на Казахстанской фондовой бирже.
Рост собственного капитала Банка в 2007 году на 6557,0 млн. тенге или на 132,6 % произошел в результате увеличения капитала первого уровня на 3742,2 млн. тенге и капитала второго уровня – на 2832,9 млн. тенге.
цель же стратегического управления и планирования - внедрять и развивать новые направления деятельности и банковские продукты так, чтобы они способствовали росту объема операций, доходности. наиболее доходными операциями были:
чистый доход банка, основная доля которого приходится на кредитные, валютные, расчетно-кассовые операции;
операционная деятельность банка – прием депозитов юридических и физических лиц;
Выпуск в обращение облигаций;
Увеличение дополнительного капитала.
Эти показатели свидетельствуют, что Банк развивает те виды услуг, что и другие банки.
Вместе с тем, в процессе изучения финансово хозяйственной деятельности АО «Халық Банк», установлено, что данный банк имеет прочную основу.
На сегодняшний день банк имеет разработанную кредитную политику, процентную политику, социальную политику. Политику развития рынка услуг. Однако новых услуг в данной стратегии нет. Следовательно, данный вопрос не рассмотрен и не принят к исполнению.
Подкреплять цели, пути их достижения реальными исследованиями.
Остановимся, например, на отчетных данных которые свидетельствуют, что одним из приоритетных направлений развития Банка является расширение его деятельности в сфере международных расчетов, в то же время нет расчетов как это будет происходить.
АО «Халық Банк» активно работает на финансовых рынках Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Проведение конверсионных операций с безналичной валютой на межбанковском рынке в 2009 году осуществлялось в соответствии с разработанной программой «Форекс». Данная программа была ориентирована на создание мощного дилингового торгового центра, специализирующегося по всем валютам мира и функционирующего в круглосуточном режиме. Целью программы является получение прибыли и увеличение доходности банка от проводимых операций.
В апреле был создан отдел дилинга, все специалисты которого имеют высшее образование, специальную квалификацию и опыт работы на рынке Forex. АО Казкомерцбанк первый среди 11 региональных банков Казахстана установил информационный и торговый терминалы международного информационного агентства Рейтер:
информационный терминал обеспечивает дилеров информацией о котировках валют и ставках депозитов, мировых экономических и политических новостях, обзорах мировых валютных и товарных рынков, новостных лентах по финансовым рынкам и т.д.,
торговый терминал позволяет вести переговоры с дилерами других банков и быстро и конфиденциально заключать различные сделки.
Установка данного оборудования позволила работать с банками – контрагентами напрямую, минуя посредников. Преимущество данного оборудования так же заключается в том, что передача информации через торговый терминал имеет высокую степень защиты и позволяет автоматически оформлять сделки. Для возможности работы на всех основных сессиях для дилеров был расширен график работы, а также список валют – GBP, EUR, JPY и др. Увеличено количество банков-контрагентов по проводимым операциям. Заключение сделок на различные сроки валютирования позволило проводить операции с расчетами по неттингу, то есть, не привлекая дополнительные ресурсы на данные операции. Изучены и внедрены в работу операции с лимитными ордерами.
Форексные сделки предусматривают анализ валютных рынков с помощью построения графиков и анализа фундаментальных факторов.
В то же время фактические данные свидетельствуют, что данный вид услуг развивать в глубь нецелесообразно. Рассмотрим отчетные данные Банка за 2008 – 2009 год.
Таблица 6. Доходы Банка
Основные статьи доходов: | 2008г. | 2009г. | ||
Сумма | % | Сумма | % | |
- по кредитам и депозитам | 605477 | 56,1 | 1281884 | 60,5 |
- плата за обслуживание, перевод | 164895 | 15,3 | 178960 | 8,4 |
-по дилинговым операциям | 252636 | 23,4 | 488485 | 23,1 |
- прочие операционные доходы | 22971 | 2,1 | 47346 | 2,2 |
- доход от продажи основных средств | 34 | 0,0 | 89 | 0,0 |
Доход от переоценки | 4509 | 0,4 | 19571 | 0,9 |
Прочие доходы | 26241 | 2,4 | 51057 | 2,5 |
- доходы по ценным бумагам | 3365 | 0,3 | 50637 | 2,4 |
ИТОГО: | 100 | 100 | 2118029 | 100 |
данные таблицы свидетельствуют, что в целом, за 2009 год структура доходов не изменилась, по прежнему доходы кредитной деятельности являются приоритетными. необходимо отметить рост доходов от дилинга, что свидетельствует об активизации работы банка в данном направлении.
Основными факторами увеличения данной статьи являются:
наличие широкой разветвленной сети пунктов обмена наличной иностранной валюты;
развитие операций на международных валютных рынках и рынках аффинированных драгоценных металлов: операции на рынке forex;
открытие металлических счетов для проведения операции по безналичному золоту.
Для того чтобы осуществить стратегическое планирование необходимо произвести анализ доходов, за истекший период времени. Так данные свидетельствуют, что Банк в целом имеет те же доходы, что и прошлом году. Из данных таблицы, приведенной выше можно заключить, что в основном разивались такие виды услуг как депозиты и кредитные услуги.
В стратегии развития данный банк предполагает их дальнейшее развитие. Это является обоснованным решением, так как удельный вес их в общем объеме доходов составлял 56,1 %, в 2009 – 60,5%. Следовательно, данный вид услуг является прогрессирующим. При рассмотрении вопроса о стратегии развития демпинговых услуг считаю, что данный вид услуг хоть и является одним из стратегических, однако его дальнейшее развитие нецелесообразнно. Так в абсолютной сумме произошло увеличение в 1,8 раза, однако в общем объеме услуг данный вид услуг имеет тенденцию к снижению.
Следовательно, в стратегическом планировании необходимо учесть данный фактор и не планировать больше достигнутого прошлого года. Но необходимо изучить все факторы, послужившие такому положению. Так как данный банк является в основном монополистом на данном рынке, и следовательно объем рынка не позволит его расширить.
Кредитные и депозитные операции же имеют тенденцию к постоянному росту. В связи с этим необходимо расширять данный вид услуг, особенно – депозитные операции.
Следует отметить, что АО «Халық Банк» не развивает такие виды услуг как костодиальная, трастовая.
В то же время по мере увеличения финансовых активов в промышленно развитых странах коммерческие банки расширяют доверительные (трастовые, от англ. trast -доверие) операции. Эти услуги банков связаны с отношениями по доверенности. Траст-отделы коммерческих банков действуют по поручению клиентов на правах доверенного лица и осуществляют операции, связанные в основном с управлением собственностью, а также выполняют другие услуги. Банки совершают доверительные операции для частных лиц, предприятий и фирм, благотворительных компаний (фондов) и прочих учреждений. Доверительные операции можно разделить на три вида: управление наследством; выполнение операций по доверенности и в связи с опекой; агентские услуги.
Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по слияниям и поглощениям, новым инвестициям и реконструкции предприятий, составлению годовых отчетов). В настоящее время возросла роль банков в предоставлении клиентам экономической и финансовой информации.
При анализе установлено, что Банк до настоящего времени имеет небольшой объем факторинговых операций. Данный вид операций в 2009 году составил 23724,0 тыс. тенге. Однако, как показывает зарубежный опыт и имеющиеся фактические данные данный вид услуг имел бы значительный успех на финансовом рынке.
Исследовав значение - Факторинг (англ. factoring от factor-агент, посредник) – это сравнительно новый вид услуг в области организации расчетов, разновидность торгово-комиссионных операций, сочетающихся с кредитованием оборотного капитала клиента. Такие операции проводят специальные факторинговые фирмы, которые, как правило, тесно связаны с банками или являются их специализированными филиалами и компаниями. В коммерческих банках РК эти операции осуществляют факторинговые отделы, работающие на принципах хозяйственного расчета. Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг) является новым для казахстанского законодательства. Его конструкция была разработана с учетом международного опыта осуществления подобных финансовых операций. В настоящее время указанные правоотношения регулируются Конвенцией УНИДРУА о международном факторинге (Оттава, 28 мая 1988 г.). Однако она имеет ограниченное применение.
Во-вторых, она ратифицирована незначительным числом государств и, следовательно, не получила всеобщего применения. Республика Казахстан не является участницей этой конвенции.
Учитывая перечисленные недостатки, Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮН-СИТРАЛ) в настоящее время занимается подготовкой проекта конвенции об уступке при финансировании под дебиторскую задолженность
В материалах комиссии оон по праву международной торговли договор, аналогичный договору финансирования под уступку денежного требования, именуется «финансированием под уступку дебиторской задолженности».
Финансирование под дебиторскую задолженность включает факторинг, форфейтинг, секьюритизацию, проектное финансирование и рефинансирование, но не ограничивается ими.
Термин «факторинг» происходит от английского слова factor |-маклер, посредник. Это не случайно.
Во-первых, конвенция регулирует часть операций по финансированию под уступку требований, охватываемых понятием факторинга; не распространяется она и на продажу потребительской задолженности, а также коммерческие долговые обязательства, не являющиеся денежными и вытекающие из контрактов купли-продажи товаров (ст.1).
Факторинг является, безусловно, посреднической операцией, Факторинг впервые возник в США в конце XIX в., а затем распространился в промышленно развитых странах Западной Европы. Особенно широко его начал применять коммерческие банк стран Запада в 70-90 годах. К началу 90-х годов общее число действующих факторинговых компаний возросло в 3,6 раза, причем в их совокупном платежном обороте в 2 раза уменьшилась доля США и в 1,5 раза возросла доля стран Западной Европы.
Советское законодательство, а позднее казахстанское до недавних пор не содержали в себе положения, регулирующие отношения факторинга. Только с интеграцией в мировое сообщество, развитием рыночных отношений, законодательства и, в частности, принятием Общей части Гражданского кодекса встала острая необходимость развития такого рода институтов.
Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Особенная часть), введенный в действие с 1 июля 1999 года, посвятил целую главу по факторингу. В пункте 1 статьи 729
В ГК РК говорится, что по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать деньги в распоряжение другой стороны (клиента), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту свое денежное требование к третьему лицу, вытекающее из отношений клиента(кредитора) с этим третьим лицом (должником).
В настоящее время факторинг все больше используется как для финансирования в банковской сфере. Факторинг начинает использоваться в международных расчетах. Так, недавно в Российской Федерации была создана Восточно-Европейская факторинговая ассоциация, которая в большей степени «отошла» от понятийного аппарата, используемого в конвенциях ООН, Гражданских кодексах Российской Федерации и Республики Казахстан. Правила факторинговой деятельности, утвержденные этой же ассоциацией, регулируют «факторинговые контракты», под которыми понимаются контракты, в соответствии с которыми одна сторона (поставщик) передает или обязуется передать другой стороне (фактор-фирме) денежные требования поставщика к третьему лицу с целью финансирования поставщика (или без финансирования поставщика), а также выполнения в интересах поставщика по меньшей мере одной из функций:
- административное управление дебиторской задолженностью;
- взимание дебиторской задолженности;
- защита от риска неплатежа дебиторов.
При этом субъектами выступают: поставщик - сторона, которая выставляет счет на поставляемый товар или оказываемые услуги, дебитор - сторона, которая несет обязательство по погашению задолженности, возникшей из поставки ей товаров или оказания услуг; экспорт-фактор (экспортная фактор-фирма) - сторона, которой поставщик уступает денежные требования в соответствии с факторинговым контрактом; импорт-фактор (импортная фактор-фирма) - сторона, которой экспорт-фактор уступает денежные требования в соответствии с правилами факторинговой деятельности. При всей достаточной сложности факторинга он не мог быть более усложнен и нагроможден новыми терминами и схемами, которые вполне могут дать возможность к неправомерному применению факторинга и превратить его в так называемый «инструмент по выбиванию денег». Сама схема, предложенная ассоциацией, была настолько усложнена, что использование ее в практике затруднительно. Хотя, безусловно, данная ассоциация при всех ее недостатках должна сыграть свою положительную роль на пути к дальнейшему совершенствованию факторинговых отношений.
Нормативно-правовая база, регулирующая отношения факторинга, подлежит дальнейшему развитию. При этом крайне важно применить опыт мирового сообщества, который до сих пор работает над совершенствованием этого института. Это, в свою очередь, могло бы дать дополнительный толчок к дальнейшему интегрированию Республики Казахстан в мировую экономику как равноправного члена мирового сообщества.
Факторинговые операции заключаются в том, что банк покупает у своих клиентов их требования к дебиторам, оплачивая им от 70 до 90% требований в виде аванса и уплаты остающейся части (за вычетом процента за кредит) в строго обусловленные сроки, независимо от поступления платежа от дебиторов. В современных условиях коммерческие банки могут определить финансовый риск при покупке требований, так как они располагают информацией о финансовом положении большинства предприятий, в том числе и зарубежных. Это возможно благодаря существованию в промышленно развитых странах обширной компьютерной информационной сети крупных банков, сотрудничающих между собой. В рамках данной системы банки готовы предоставлять своим клиентам всевозможную бухгалтерскую, статистическую и другую информацию.
Факторинг является универсальной системой финансового обслуживания клиентов, так как последние могут не вести бухгалтерского учета своих требований, не заниматься проверкой платежеспособности своих покупателей и способны аккумулировать необходимые им ликвидные средства. Банки могут регулярно информировать клиентов о платежеспособности покупателей, брать на себя гарантию и за платежи в зарубежных странах, а также соответствующие риски в случае неплатежеспособности покупателей. В свою очередь банкам выгодно проводить эти операции из-за их высокой доходности. Стоимость факторинговых услуг составляет в развитых промышленных странах от 0,75 до 3% годового оборота в зависимости от размера акционерного капитала, финансового положения клиента, вида продукции, объема работы и т.д.
Для того, чтобы занять место, достойное своему статусу, АО «Халық Банк» в мировом сообществе, неизбежно предстоит ориентироваться на сформированные в мировой экономике нормы и правила, связанные с охраной окружающей среды.
Одной из главных направлений в стратегическом планировании является развитие услуг в сфере экологических проблем.
Проблема наличия практически всех видов загрязнений окружающей среды и получение загрязнителем прибыли без учета последствий, результат отсутствия на данном участке каких бы то ни было препонов со стороны как государства, так и общественных организаций.
Такое положение будет способствовать загрязнению до тех пор, пока величина санкций за такие действия не превысит уровень прибыли или пока уровень загрязнения не начнет напрямую отражаться на результатах финансово-экономической деятельности конкретного предприятия. Поэтому наиболее эффективное воздействие на рыночные механизмы с целью охраны окружающей среды возможно осуществлять путем целенаправленной государственной политики через банковскую систему, количество предоставляемых услуг которой превысило двести и охватывает широкий спектр клиентов - от домохозяйств до транснациональных корпораций.
Особенно остро проблема охраны окружающей среды и рационального природопользования актуальна для Казахстана с его исключительно выгодным географическим положением, богатыми недрами, развитым транспортом, а также высококвалифицированными учеными, специалистами и рабочими. Однако она превратилась в зону экологического бедствия, характеризующуюся высокой степенью урбанизации и существованием мощных промышленных конгломератов, малопригодными для жизнедеятельности человека.
Предотвращение глобальных экологических последствий от антропогенной деятельности затрагивает прежде всего производителей и потребителей озоноразрушающие вещества, а также производств, требующих выбросов углекислого газа, который в наибольшей степени влияет на нежелательные климатические изменения. Следовательно, с определенного момента перед отечественными производителями будет поставлен серьезный барьер экспорту и импорту товаров, содержащих запрещенные компоненты.
Особого внимания заслуживает предварительная оценка экологичности финансируемых программ, проектов, технологий для конкретных условий строящихся и действующих предприятий. Привлечение инвестора к гражданской или уголовной ответственности вследствие неучтенных экологических требований, удорожание проекта или увеличение срока его реализации, а также возможное банкротство кредитуемого предприятия - все эти события являются крайне нежелательными для финансовых учреждений. Ведь такие действия связаны с задержкой платежей, падением курса акций кредитуемой компании, увеличением стоимости или срока на реализацию проекта, невозвращением кредита при банкротстве. К тому же, если банк финансирует экологически опасные проекты, его репутация и престиж могут значительно пострадать. Следовательно, целенаправленная защита банковскими структурами своих финансово-экономических интересов позволит придать природоохранной деятельности профилактическую направленность, прогнозировать ожидаемую техногенную нагрузку на биосферу и принесет ощутимую экономическую выгоду. Так, по данным Международного банка реконструкции и развития, возможное повышение стоимости проектов, связанных с проведением оценки воздействия на окружающую среду и последующим учетом в рабочих проектах экологических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет, включение природоохранных требований в полном объеме в процедуру принятия решений еще на стадии проектирования оказывается в 3-4 раза дешевле последующей доустановки очистного оборудования, а затраты на ликвидацию экологических последствий от использования неэкологической технологии и оборудования оказываются в 30-50 раз выше тех затрат, которые потребовались бы для разработки экологически чистой технологии и применения экологически совершенного оборудования. Таким образом, и с позиции охраны окружающей среды, и с точки зрения экономических выгод ориентация на минимизацию вреда окружающей среде должна быть повсеместна - от возникновения замысла до его реализации и воссоздания состояния окружающей среды после завершения хозяйственной деятельности в рамках этого проекта.
Стратегическое планирование – одна из самых актуальных тем для банковской системы.
Обсуждение единого мнения по вопросам развития банковской системы обсуждалось на проведенном в начале ноября международном семинаре «Банки с государственным участием: проблемы и перспектива», при участии Внешэкономбанка. На ней был затронут такой вопрос как проблему управления банком, а отсутствие видения и четко выработанной стратегии – это проблема управления – стратегического управления.
И если банкам хотят работать в нормальных условиях (а под этим понятием подразумевается достаточно плотная конкурентная среда, наличие законодательной базы), которые непременно приведут к улучшению ассортимента и качества, предоставляемых банками продуктов и услуг (а значит и увеличит и доверие вкладчиков к банкам), то необходимо научиться использовать и применять стратегическое управление.
К сожалению одной из основных проблем казахстанских финансово – кредитных учреждений является отсутствие не просто современных, но хотя бы каких – ни будь форм и методов управления на стратегическом уровне.
Большинство казахстанских Банков озабочено скорее оперативным, чем стратегическим аспектом деятельности. Если банки и используют элементы стратегического управления, то в неявном виде и на интуитивном уровне. Однако возросшие темпы и непредсказуемость изменения окружающей среды требуют увеличения объема использования стратегического управления.
Если анализировать крупнейшие банки мира в этом направлении, то не найдем ни одного банка, не имеющего четко выработанной стратегии. это не дань моде. это – реальная необходимость и результаты, отраженные в рейтингах говорят сами за себя. анализ же систем казахстанских банков приказывает, что большинство банков не имеют не только системы стратегического управления, но и системы стратегического планирования, являющегося важнейшим элементом стратегического управления.
Стратегические решения - это решения, последствия от принятия которых имеют долгосрочный характер и позволяют изменить направление деятельности банка или одного из его подразделений.
Одной из основных проблем казахстанских банков является отсутствие не просто современных, а вообще каких-нибудь форм и методов управления банком на стратегическом уровне. Если банки и используют элементы стратегического планирования, то в неявном виде и на интуитивном уровне.
Сущность стратегического планирования банковской деятельности определяют четыре ключевые идеи:
- Стратегическое видение Банка (описание организации, направлений деятельности и главной стратегии).
- Управление отдельными подразделениями Банка как инвестиционным портфелем, состоящим из отдельных стратегических бизнес - единиц.
- Точная оценка будущей прибыли каждого подразделения с учетом темпа роста рынка и положения на нем Банка.
- Планирование стратегической деятельности каждого отдельного подразделения.
Сегодня большинство банков интересуется скорее оперативными, чем стратегическими аспектами деятельности. Однако увеличивающиеся темпы развития отечественной банковской системы, рост конкуренции и непредсказуемость изменений окружающей среды требуют увеличения объема использования стратегического планирования.
Стратегическое и оперативное управление являются двумя принципиально важными направлениями в управлении. Ни одним из них не следует пренебрегать, поскольку они дополняют друг друга.
Четко выработанная стратегия - это не дань моде, а реальная необходимость и прекрасные результаты.
Процесс стратегического планирования имеет два иерархических уровня:
- Корпоративный уровень
- Уровень подразделений. При таком подходе разрабатывается осмысленная стратегия, отвечающая реальным потребностям Банка и связанная с действительными возможностями развития подразделений.
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РК
При выполнении кредитной системой своей функции возникают кредитные отношения. Экономические связи между кредитными учреждениями и разными субъектами по поводу и аккумуляции, и перераспределения временно свободного денежного капитала на условиях возврата и платы определяют содержание кредитных отношений.
Однако содержание кредитных отношений не исчерпывается лишь аккумуляцией денежного капитала и передачей его юридическим и физическим лицам во временное пользование. В процессе кредитования создается дополнительная масса платежных средств для производственной стоимости, т.е. для денежного оборота расширенного воспроизводства. Громадный поток платежного оборота проходит через кредитную систему, создавая экономические отношения между плательщиками и кредитными учреждениями и между последними и получателями, дополняя содержание кредитных отношений.
Кредитные отношения носят двусторонний характер и в одинаковой мере необходимы как для хозяйствующих субъектов, так и учреждений кредитной системы. Хранение денег в кредитных учреждениях означает создание кредитных ресурсов, а их размещение для нужд экономики и населения — предоставление кредита.
Двусторонние отношения могут быть между: хозяйственными организациями и кредитной системой, кредитной системой и населением, между государством и кредитной системой, между кредитными учреждениями, между кредитными учреждениями разных государств.
Как мы выяснили выше, кредитные отношения осуществляются в основном в денежной форме при функционировании экономической категории кредита.Внешнее проявление кредитных отношений характеризует форма кредита. Она синтезирует сущность и организацию кредитных отношений. Изменение производственных отношений приводит к изменению содержания кредитных отношений и форм кредита.
Кредит бывает в двух формах: товарный и денежный. Товарный кредит представляет собой первую основу коммерческого кредита. Принимая товарную форму при выдаче ссуд хозяйствующими субъектами друг другу, данный кредит поглощается денежной формой. Дело в том, что получающий субъект выписывает кредитору в подтверждение полученного товарного кредита вексель, закладные листы или другие документы, которые предъявляются кредитором в банк для получения ссуды в денежной форме. Субъектами кредитных отношений здесь являются хозяйствующие субъекты и банк. Вследствие изменений в ее содержании кредитных отношений товарная форма перерастает в денежную форму.Таким образом, на основе товарной формы возникает и развивается денежная форма кредита, прежде всего банковского.
Совокупность кредитных отношений, форм кредита и кредитных учреждений составляет понятие кредитной системы в широком смысле.
Кредитная система в узком смысле — это сеть кредитных учреждений, организующих кредитно-расчетные отношения, регулирующих денежное обращение и оказывающих другие финансовые услуги в стране.
Другими словами, кредитная система характеризуется совокупностью банковских и иных кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций. Выделяются две подсистемы организации кредитных отношений: в рамках банковских и небанковских институтов. Соответственно образуются два основных звена кредитной системы: банковские и специализированные кредитно-финансовые учреждения.
Каждому этапу историко-экономического развития экономики соответствует свой тип организации кредитного дела, своя структура кредитной системы, отвечающие соответствующим потребностям в кредитно-денежном обслуживании.Например, планово-централизованной экономике СССР соответствовала жесткая централизованная структура кредиткой системы во главе Госбанка, для рыночной экономики нужна другая широкая сеть демонополизированной структуры из банковских и небанковских учреждений.
Совместная кредитная система имеют сложную, многозвенную структуру.Если за основу классификации принять характер услуг, которые кредитные учреждения предоставляют своим клиентам, то можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы: Центральный (эмиссионный) банк; коммерческие банки; специализированные кредитные учреждения (страховые, сберегательные, ипотечные, трастовые и т.д.)
В соответствии с функциональной специализацией, объемом и количеством предоставляемых хозяйственным звеньям кредитно-финансовых услуг ядро кредитной системы составляет банковская система, а единым органом, координирующим деятельность кредитных институтов, является Центральный банк.
Центральный банк — главный государственный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт любой страны независимо от того, называется ли он государственным, народным или национальным банком.Центральный банк — это "банк банков". Он не ведет операций с юридическими и физическими лицами. Его клиентура — коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные услуги.
Прямое и непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции Центральный банк выполняет только по отношению к банковским учреждениям. На остальные звенья кредитной системы Центральный банк может в основном оказывать только опосредствованное воздействие, проявляющееся во взаимосвязи кредитных и денежных операций, различных секторов рынка, кредитно-финансовых услуг.
Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Они выполняют большинство финансовых операций и услуг, известных в практике предпринимательства. Коммерческие банки традиционно играют роль стержневого, базового звена кредитной системы любой страны. Они по-прежнему остаются центром финансовой системы, сосредоточивая вклады правительства, деловых кругов и миллионов частных лиц. Через ссудные и инвестиционные операции коммерческие банки открывают доступ к своим фондам различного рода заемщикам.
Специализированные кредитные учреждения (их еще называют парабанковские) являются важным и объективно нужным звеном кредитной системы в рыночной экономике. Без этих учреждений услуги, оказываемые кредитной системой в различных звеньях экономики и населению, остались бы неполными.
Парабанковские учреждения ориентируются либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление в основном одного-двух видов услуг. Их деятельность концентрируется в большинстве своем на обслуживании небольшого сегмента рынка и, как правило, предоставлении услуг специфической клиентуре.
Для этих учреждений характерна двойная подчиненность: с одной стороны, будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций, они вынуждены руководствоваться соответствующими требованиями Центрального банка; с другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных или иных операциях, они попадают под регулирующие действия соответствующих ведомств.
ПОНЯТИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ КАК СОВОКУПНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Кредитное дело представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, направленной на торговлю деньгами, выполнение на этой основе кредитных операций. Их осуществляют самые разнообразные кредитные институты. Основными по масштабам операций и значимости в обслуживании хозяйственного оборота являются банки.
Прежде чем рассмотреть виды кредитных учреждений, в т.ч. банковских, нам необходимо выяснить сами понятия "банк" и "банковская деятельность". В мировой практике чаще всего под банковской деятельностью понимают прием депозитов и предоставление ссуды как главных профессиональных функций банка. Именно такое понятие утверждено в законодательствах о банках вИталии, Испании, Бельгии, Греции и других странах, А в Германии и Франции банком или кредитным учреждением считается любое учреждение, занимающееся оказанием таких услуг своим клиентам, как расчеты, торговля ценными бумагами, лизинговые и другие операции. В то же время небанковским институтам законодательно запрещено принимать депозиты, проводить расчеты, выдавать страховые гарантии и т.п.
В Англии, Дании, Швеции и других странах более либеральный подход к отнесению учреждений к кредитной системе. Для этого