Проект совершенствования технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей в строительной фирме "Агровод" г. Ижевска
формуле:К′4ср = (2.5)
где А1, А2, Аn – количество автомобилей в интервале пробега, для которого принимается значение коэффициента К4′ (см. исходные данные и (26, табл. 2.11));
К′14, К′n4 – коэффициент корректирования, учитывающий пробег с начала эксплуатации.
К′4 принимаем по (26, табл. 2.11)
dторн принимаем по (26, табл. 2.6).
К′4ср1 = = 0,99
dтор1 = 0,35 Ч 0,99 = 0,35 (дн/1000 км)
После приведения расчета, результаты расчета сводим в таблицу 2.1
Расчет коэффициента технической готовности выполняем по формуле:
αт = Дэ/(Дэ + Дтор + Дкр) (2.6)
где αт – расчетный коэффициент технической готовности;
Дэ – дни эксплуатации в цикле;
Дтор – дни простоя за цикл в ТО и ремонте;
Дкт – дни отсутствия авто на АТП по причине кап. ремонта.
Дни эксплуатации в цикле рассчитываем по формуле:
Дэ = Lкрс/1сс (2.7)
где 1сс – среднесуточный пробег.
Дэ1 = 51600/58 = 890 (дней)
Обращаем внимание на размерность подставляемых величин, она должна быть однозначной.
Дни простоя в ТО и ремонте рассчитываем по формуле:
Дтор = dтор ∙ Lкр/1000 (2.8)
Размерность величин в формуле: [dтор] = дн/1000 км, Lкр км.
Дтор1 = 0,35 ∙ 54000/1000 = 19 (дней)
Расчетные значения дней эксплуатации и дней простоя в ТО и ремонте должны иметь целое значение.
Дни отсутствия автомобилей на АТП по причине нахождения на капитальном ремонте:
Дкр = dкр + dтран (2.9)
где dкр – дни нахождения авто на капитальном ремонте на спец. АРЗ;
dтран – дни транспортировки авто на кап. ремонте.
dтран = (0,15…0,20) · dкр (2.10)
dкр принимаем по (26, табл. 2.6)
Дкр1 = 18 + 0,2Ч18 = 27
αт1 = 890/(890 + 27 + 19) = 0,95
После расчета по одной группе, результаты сводим в таблицу 2.1
Коэффициент выпуска автомобилей рассчитывается по формуле:
αи = Дрг · αт · Ки /365 (2.11)
где αи – коэффициент выпуска автомобилей;
Дрг – дни работы в году авто на линии;
Ки – коэффициент внеэксплуатационного простоя.
Коэффициент внеэксплуатационного простоя характеризует организацию работы подвижного состава и учитывает простой по причине отсутствия водителей, отсутствия работы, простоя без топлива, по причине бездорожья и т.д.
Принимаем Ки = 0,95
Дрг – 253 дней
αи1 = 253 Ч 0,95 Ч 0,95 /365 = 0,626
Коэффициенты рассчитываем с точностью до тысячных.
По остальным группам расчет ведется аналогично, результаты оформляем в таблицу 2.1
Расчет годового пробега по марке подвижного состава производится по формуле:
Lг = 365 ∙ Аи · 1сс · αи (2.12)
где Аи – списочное число подвижного состава.
Lг1 = 365 Ч 9 Ч 58 Ч 0,626 = 119300 (км)
Расчет годового пробега ведем с точностью до целых сотен километров.
По остальным группам расчет аналогичный, результаты в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Расчет и корректирование годового пробега автопарка
Показатели | 1 группа | 2 группа | 3 группа | ||||
Lкрн, тыс. км. | 100 | 150 | 300 | ||||
Lкр, тыс. км. | 54 | 81 | 162 | ||||
А′u | 7 | 1 | 12 | ||||
А″u | 2 | 6 | 2 | ||||
Lкрс, тыс. км. | 51,6 | 67,1 | 157,4 | ||||
А1 | К′4 | 4 | 0,7 | 1 | 0,7 | 5 | 0,7 |
А2 | К′42 | 2 | 1 | 0 | 1 | 5 | 1 |
А3 | К′43 | 1 | 1,3 | 0 | 1,2 | 2 | 1,2 |
А4 | К′44 | 2 | 1,4 | 6 | 1,3 | 2 | 1,3 |
К′4ср | 0,99 | 1,21 | 0,96 | ||||
dторн, дн/1000 км. | 0,35 | 0,45 | 0,5 | ||||
dтор, дн/1000 км. | 0,35 | 0,54 | 0,48 | ||||
1сс, км. | 58 | 46 | 60 | ||||
Дэ, дн. | 890 | 1459 | 2623 | ||||
Дтор, дн. | 19 | 44 | 78 | ||||
Дкр, дн. | 27 | 23 | 33 | ||||
dтран, дн. | 9 | 8 | 11 | ||||
dкр, дн. | 18 | 15 | 22 | ||||
αт | 0,95 | 0,96 | 0,96 | ||||
αи | 0,626 | 0,632 | 0,632 | ||||
Lг, тыс. км. | 119,3 | 74,3 | 193,8 |
2.3.2 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию
Цель раздела – рассчитать производственную программу для объекта проектирования по техническому обслуживанию, диагностике и определить количество обслуживаний для расчета трудоемкости работ.
Расчет количества уборочно-моечных работ.
Количество ежедневных обслуживаний рассчитывается по автомобилям.
Nео = Lг/1сс (2.13)
где Nео – годовое количество ежедневных обслуживаний.
Nео1 = 119300/58 = 2057
Годовое количество уборочно-моечных работ не совпадет с годовым количеством ежедневных обслуживаний.
Количество УМР за год следует рассчитать по формулам (2.14, 2.15):
– для легковых автомобилей
Nумр = (1,10– : – 1,15) ∙ Neo (2.14)
где Nумр – годовое количество уборочно-моечных работ.
Nумр1 = 1,1 ∙ 2057 = 2263
– для грузовых автомобилей
Nумр = (0,75– : – 0,80) · Nео, (2.15)
Nумр2 = 0,8 · 1615 = 1292
Сменная программа уборочно-моечных работ, для ее расчета воспользуемся формулой:
Nумс = Nумр/(Дргу · Ссм) (2.16)
где Nумс – сменная программа уборочно-моечных работ.
Дргу – количество дней работы в году зоны УМР. (Задаемся с учетом дней работы в году авто на линии).
Ссм – число смен работы за сутки зоны уборочно-моечных работ, в нашем случае 1.
Nумс1 = 2263/(253 · 1) = 9
После приведения примера, результаты расчета сводим в таблицу 2.2
Корректирование периодичности технического обслуживания.
Корректирование периодичности ТО-1 выполняем по формуле:
L1 = L1н · К1 · К3 (2.17)
где L1 – скорректированная периодичность ТО-1.
L1н – нормативная периодичность ТО-1, принимаем по (26, табл. 2.1)
L11 = 4000 · 0,6 · 0,9 = 2160
Корректирование периодичности ТО-1 по кратности к среднесуточному пробегу.
n1 = L1/lcc (2.18)
где n1 – коэффициент кратности периодичности ТО-1 к среднесуточному пробегу.
n11 = 2160/58 = 37,24 ≈ 37
Коэффициент кратности рассчитывается с точностью до сотых, с последующим округлением до целого значения.
Расчетная периодичность ТО-1
L1p = 1cc · n1 (2.19)
где L1p – расчетная периодичность ТО-1.
Расчетная периодичность ТО-1 округляется до целых сотен километров.
L1p1 = 58 · 37 = 2146 ≈ 2200
Результаты расчета оформляем в таблицу 2.3
Корректирование периодичности ТО-2.
Корректирование выполняем по формуле:
L2 = L2н · K1 · K3 (2.20)
где L2 – скорректированная периодичность ТО-2.
L2н – нормативная периодичность ТО-2, принимаем по (26, табл. 2.1)
L21 = 16000 · 0,6 · 0,9 = 8640
Корректирование периодичности ТО-2 по кратности к периодичности ТО-1.
n2 = L2/L1р (2.21)
где n2 – коэффициент кратности периодичности ТО-2 к периодичности ТО-1.
n21 = 8640/2200 = 3,93 ≈ 4
Расчетная периодичность ТО-2.
L2р = L1р · n2 (2.22)
где L2р – расчетная периодичность ТО-2.
Расчетная периодичность ТО-2 округляется до целых сотен километров
L2р1 = 2200 · 4 = 8800
Результаты расчета оформляем в таблицу 2.3
Расчет производственной программы по техническому обслуживанию.
Годовое количество ТО-2 рассчитывается по формуле:
N2 = Lг/L2р (2.23)
где N2 – годовое количество ТО-2.
N21 = 119300/8800 = 13,6 ≈ 14
Годовое количество ТО-1 рассчитываем по формуле:
N1 = Lг/L1р – N2 (2.24)
где N1 – годовое количество ТО-1.
N11 = 119300/2200 – 14 = 40,2 ≈ 40
Рассчитываем сменную программу.
Техническое обслуживание №1
N1с = N1/(Дрт · Сст) (2.25)
где N1с – сменная программа по ТО-1.
Дрт и Сст задаемся исходя из дней работы в году авто на линии, авторемонтной мастерской и обеспечения выполнения работ в межсменное время.
В нашем случае режим работы 253 дня в году и 1 смена в сутки.
N1с1 = 40/(253 · 1) = 0,16
Техническое обслуживание №2.
N2с = N2/(Дрт · Сст) (2.26)
где N2с – сменная программа по ТО-2.
В зоне ТО-2 режим работы 253 дня в году и 1 смена.
N2с1 = 14/(253 · 1) = 0,06
На основании сменной программы по ТО необходимо определиться со способом организации выполнения работ.
В нашем случае при сменной программе технических обслуживаний №1 не превышающих 1 обслуживания в 2 дня по автопарку не целесообразно использовать поточную линию, в случае с ТО №2 обслуживаний еще меньше, и это значит, что поточную линию использовать не стоит. На предприятии лучше всего применять метод универсальных постов, это связано с разномарочностью подвижного состава и небольшой производственной программы.
Результаты расчета производственной программы по техническому обслуживанию сводим в таблицу 2.3
Расчет годового количества сезонных обслуживаний выполняем по формуле:
Nсо = 2 · Аи (2.27)
где Nсо – годовое количество сезонных обслуживаний.
Nсо1 = 2 · 9 = 18
Расчет программы работ на постах поэлементной диагностики.
Nд2 = 1,2 · N2 (2.28)
где Nд2 – годовая программа по Д-2.
Число обслуживаний рассчитывается по автомобилям.
Nд21 = 1,2 · 14 = 16,8
Сменная программа на постах Д-2
Nд2с = Nд2/(Дрд ·Ссд) (2.29)
где Nд2с – сменная программа работ по Д-2.
Дрд – число дней работы в году постов Д-2, 253 дня.
Ссд – число смен работы в сутки постов Д-2, 1 смена.
Nд2с1 = 16,8/(253 ·1) = 0,07
После приведения примера, результаты сводим в таблицу 2.4
Расчёт программы работ на постах общей диагностики.
Годовое количество обслуживаний на постах Д-1.
Nд1 = 1.1 · N1 + N2 (2.30)
где Nд1 – годовая программа по Д-1.
Nд11 = 1.1 · 40 + 14 = 58
Сменная программа на постах Д-1
Nд1с = Nд1/(Дрд · Ссд) (2.31)
где Nд1с – сменная программа работ по Д-1
Дрд – число дней работы в году постов Д-1.
Ссд – число смен работы в сутки постов Д-1.
На нашем предприятии принимаем число дней работы 253, и количество смен 1.
Nд1с1 = 58/(253 · 1) = 0,23
Результаты расчетов по остальным группам, приводим в таблице 2.4
2.3.3 Корректирование трудоёмкости технического обслуживания
Корректирование трудоемкости ежедневного обслуживания.
tео = tеон · К2 · К5 (2.32)
где tео – скорректированная трудоемкость ЕО.
tеон – нормативная трудоемкость ЕО.
К5 – коэффициент учитывающий размеры АТП и число технологически совместимых групп п/состава.
tеон принимаем по (26, табл. 2.2)
К5 принимаем по (26, табл. 2.12)
tео1 = 0,35 · 1,0 · 1,05 = 0,37
Результаты корректирования оформляем в таблицу 2.2
Расчет трудоемкости уборочно-моечных работ.
Трудоемкость работ ежедневного обслуживания включает в себя уборочные, моечные и обтирочные работы, на данном предприятии выполняемые вручную 100% без применения механизации.
Трудоемкость работ при использовании механизации рассчитывается по формуле:
tумр = tео · Пр (2.33)
где tумр – трудоемкость уборочно-моечных работ.
Пр – процент работ выполняемых вручную.
Как видим из формулы при 100% ручном выполнении уборочно-моечных работ, их трудоемкость численно равна трудоемкости ежедневного обслуживания.
Для распределения рабочих в организационной части проекта необходимо знать процент работ каждого вида выполняемых ручным способом.
Результаты расчета трудоемкости и примерное распределение ручных работ приведены в таблице 2.2
Корректирование трудоемкости технического обслуживания №1 выполняем по формуле:
t1 = t1н · К2 · К5 (2.34)
где t1 – скорректированная трудоемкость ТО-1.
t1н – нормативная трудоемкость ТО-1.
К5 – коэффициент, учитывающий размеры АТП и количества технологически совместимых групп п/состава.
t1н принимаем по (26, табл. 2.2)
t11 = 2,5 · 1 · 1,05 = 2,63
После приведения примеров корректирования результаты расчета сводим в таблицу 2.3
Корректирование трудоемкости технического обслуживания №2 выполняем по формуле:
t2 = t2н · К2 · К5 (2.35)
где t2 – скорректированная трудоемкость ТО-2.
t2н – нормативная трудоемкость ТО-2, (26, табл. 2.2).
t21 = 10,5 · 1 · 1,05 = 11,03
Результаты расчета оформим в таблицу 2.3
Трудоемкость дополнительных работ сезонного обслуживания рассчитываем по формуле:
tco = Cco · t2 (2.36)
где tсо – трудоемкость дополнительных работ сезонного обслуживания.
Ссо – процент дополнительных работ по сезонному обслуживанию от трудоемкости ТО-2, (26, п. 2.11.2).
Нормативы трудоемкости СО составляют от трудоемкости ТО-2: 30% для холодного и жаркого сухого районов (26, п. 2.11.2)
tco1 = 0,2 · 11,03 = 2,21
Результаты расчета вносим в таблицу 2.3
Корректирование трудоемкости общей диагностики выполняем по формуле:
tд1 = tд1н · К2 · К5 (2.37)
где tд1 – скорректированная трудоемкость Д-1.
tд1н – нормативная трудоемкость Д-1. (2, прил. 3)
tд11 = 0,32 · 1 · 1,05 = 0,34
Результаты корректирования приведены в таблице 2.4
Корректирование трудоемкости поэлементной диагностики выполняем по формуле:
tд2 = tд2н · К2 · К5 (2.38)
где tд2 – скорректированная трудоемкость Д-2.
tд2н – нормативная трудоемкость Д-2. (2, прил. 4).
tд21 = 1,72 · 1 · 1,05 = 1,81
После корректирования результаты расчета оформлены в таблицу 2.4
2.3.4 Расчет годовой трудоемкости работ
Ежедневное обслуживание.
Годовую трудоемкость уборочно-моечных работ рассчитываем по формуле:
Тумр = tумр · Nумр (2.39)
где Тумр – годовая трудоемкость уборочно-моечных работ.
Тумр1 = 0,37 · 2263 = 837,3
По остальным группам расчет аналогичный, результаты в таблице 2.2
Общая диагностика.
Годовую трудоемкость общей диагностики рассчитываем по формуле:
Тд1 = tд1 · Nд1 (2.40)
где Тд1 – годовая трудоемкость общей диагностики.
Тд1 = 0,34 · 58 = 19,7
По остальным группам расчет аналогичный, результаты в таблице 2.4
Поэлементная диагностика.
Годовую трудоемкость поэлементной диагностики рассчитываем по формуле:
Тд2 = tд2 · Nд2 (2.41)
где Тд2 – годовая трудоемкость поэлементной диагностики.
Тд21 = 1,81 · 16,8 = 30,4
После приведения примера расчета, результаты по остальным группам сводим в таблицу 2.4
Годовая трудоемкость ТО-1
Годовую трудоемкость ТО-1 рассчитываем по формуле:
Т1 = t1 · N1 (2.42)
где Т1 – годовая трудоемкость ТО-1.
Т11 = 2,63 · 40 = 105,2
Результаты по остальным группам п/состава вычисляются аналогично, результаты в таблице 2.3
Годовая трудоемкость ТО-2 и сезонного обслуживания.
Годовую трудоемкость ТО-2 рассчитываем по формуле:
Т2 = t2 · N2 (2.43)
где Т2 – годовая трудоемкость ТО-2.
Т21 = 11,03 · 14 = 154,4
Годовую трудоемкость сезонного обслуживания рассчитываем по формуле:
Тсо = tco · Nco (2.44)
где Тсо – годовая трудоемкость дополнительных работ по сезонному обслуживанию.
Тсо = 2,21 · 18 = 39,8
После приведения примеров расчета результаты по остальным группам п/состава сводим в таблицу 2.3
2.3.5 Расчет годовой трудоемкости работ зон ТО-1 и ТО-2
Зона технического обслуживания №1.
Трудоемкость работ в зоне ТО-1 рассчитываем по формуле:
Т13 = с · Т1 – Тд1 + Тcoп1 (2.45)
где Т1 – годовая трудоемкость работ в зоне ТО-1.
с – коэффициент, учитывающий способ организации выполнения работ в зоне ТО-1.
Тсоп1 – трудоемкость сопутствующего текущего ремонта, выполняемого в зоне ТО-1.
с = 1 при организации производства ТО-1 без применения поточной линии.
Тсоп1 = 0,20 · Т1 (2.46)
Т131 = 1 · 105,2 – 19,7 + 0,2 · 105,2 = 106,5
Приводим пример расчета, и результаты оформляем в таблицу 2.3
Зона технического обслуживания №2.
Трудоемкость работ в зоне ТО-2 рассчитывается по формуле:
Т23 = с · (Т2 + Тсо) – Тд2 + Тсоп2 (2.47)
где Т2 – годовая трудоемкость работ в зоне ТО-2.
с – коэффициент, учитывающий способ организации выполнения работ в зоне ТО-2.
Тсоп2 – трудоемкость сопутствующего текущего ремонта, выполняемого в зоне ТО-2.
с = 1 при организации производства ТО-2 без применения поточной линии.
Тсоп2 = 0,20 · (Т2 + Тсо) (2.48)
Т231 = 1 · (154,4 + 39,8) – 30,4 + 0,2 · (154,4 + 39,8) = 202,6
Остальные группы рассчитываются аналогично, результаты сведены в таблицу 2.3
Таблица 2.2 – Расчет программы УМР
Показатели | 1 группа | 2 группа | 3 группа | Всего за год |
Nео | 2057 | 1615 | 3230 | 6902 |
Nумр | 2263 | 1292 | 2584 | 6139 |
Nумс | 9 | 5 | 10 | - |
tеон, чел. ч | 0,35 | 0,45 | 0,4 | - |
tео, чел. ч | 0,37 | 0,47 | 0,42 | - |
% ручных работ в т.ч. | 100 | 100 | 100 | - |
уборочные | 30 | 23 | 23 | - |
моечные | 55 | 65 | 65 | - |
обтирочные | 15 | 12 | 12 | - |
tумр, чел. ч | 0,37 | 0,47 | 0,42 | - |
Tумр, чел. ч | 837,3 | 607,2 | 1085,3 | 2529,8 |
Таблица 2.3 – Расчет программы технического обслуживания
Показатели | 1 группа | 2 группа | 3 группа | Всего за год |
L1н, км. | 4000 | 3000 | 3000 | - |
n1 | 37 | 35 | 27 | - |
L1р, км. | 2200 | 1600 | 1600 | - |
N1 | 40 | 34 | 91 | 165 |
N1с | 0,16 | 0,13 | 0,36 | - |
t1н, чел. ч | 2,5 | 2,7 | 3,2 | - |
t1, чел. ч | 2,63 | 2,84 | 3,36 | - |
T1, чел. ч | 105,2 | 96,6 | 305,8 | 507,6 |
Tсоп1, чел. ч | 21 | 19,3 | 61,2 | - |
T13, чел. ч | 106,5 | 76,9 | 238,2 | 421,6 |
L2н, км. | 16000 | 12000 | 12000 | - |
n2 | 4 | 4 | 4 | - |
L2р, км. | 8800 | 6400 | 6400 | - |
N2 | 14 | 12 | 30 | 56 |
N2с | 0,06 | 0,05 | 0,12 | - |
t2н, чел. ч | 10,5 | 10,8 | 12 | - |
t2, чел. ч | 11,03 | 11,34 | 12,6 | - |
T2, чел. ч | 154,4 | 136,1 | 378 | 668,5 |
Tсоп2, чел. ч | 38,8 | 33,6 | 89,7 | - |
T23, чел. ч | 202,6 | 163,3 | 458,4 | 824,3 |
Nсо | 18 | 14 | 28 | 60 |
tсо, чел. ч | 2,21 | 2,27 | 2,52 | - |
Tсо, чел. ч | 39,8 | 31,8 | 70,6 | 142,2 |
Таблица 2.4 – Расчет программы диагностики
Показатели | 1 группа | 2 группа | 3 группа | Всего за год |
Nд1 | 58 | 49,4 | 130,1 | 237,5 |
Nд1с | 0,23 | 0,2 | 0,51 | - |
tд1н, чел. ч | 0,32 | 0,75 | 0,95 | - |
tд1, чел. ч | 0,34 | 0,79 | 0,99 | - |
Tд1, чел. ч | 19,7 | 39 | 128,8 | 187,5 |
Nд2 | 16,8 | 14,4 | 36 | 67,2 |
Nд2с | 0,07 | 0,06 | 0,14 | - |
tд2н, чел. ч | 1,72 | 2,52 | 2,11 | - |
tд2, чел. ч | 1,81 | 2,65 | 2,22 | - |
Tд2, чел. ч | 30,4 | 38,2 | 79,9 | 148,5 |
2.3.6 Расчет годовой трудоемкости текущего ремонта
Корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта.
Корректирование выполняем по формуле:
tтр = tтрн · К1 · К2 · К3 · К4ср · К5 (2.49)
где tтр – скорректированная удельная трудоемкость ТР.
tтрн – нормативная удельная трудоемкость ТР.
К1-5 – коэффициенты корректирования.
Принимаем значения нормативных величин по:
tтрн (26, табл. 2.2)
К1, К2, К3, К5 соответственно в (26, табл. 2.8, 2.9, 2.10, 2.12) и получаем, 0,6; 1; 0,9; 1,05.
К4ср рассчитывается аналогично К′4ср.
tтр = 3 · 0,6 · 1 · 0,9 · 0,99 · 1,05 = 1,7
Результаты корректирования приведены в таблице 2.5
Годовую трудоемкость работ по текущему ремонту рассчитываем по формуле:
Ттр = tтр · Lг/1000 (2.50)
где Ттр – годовая трудоемкость работ текущего ремонта.
Ттр1 = 1,7 · 1193000/1000 = 202,8
Расчеты по другим группам аналогичны, результаты в таблице 2.5
Годовую трудоемкость работ в зоне ТР рассчитываем по формуле:
Ттр3 = Сз · Ттр – Тсоп1 – Тсоп2 (2.51)
где Ттр – годовая трудоемкость работ в зоне ТР.
Сз – процент работ ТР, выполняемых в зоне ТР.
Принимаем по [2] равный 60%.
Ттр3 = 0,6 · 202,8 – 21 – 38,8 = 61,9
Пример расчета и результаты по остальным группам в таблице 2.5
Таблица 2.5 – Расчет программы текущего ремонта
Показатели | 1 группа | 2 группа | 3 группа | Всего за год |
tтрн, чел. ч/1000 км. | 3 | 4 | 5,8 | - |
tтр, чел. ч/1000 км. | 1,7 | 2,7 | 3,2 | - |
Tтр, чел. ч | 202,8 | 200,6 | 620,2 | 1023,6 |
Tтр3, чел. ч | 61,9 | 67,5 | 221,2 | 350,6 |
2.3.7 Расчет численности производственных рабочих
При расчете численности производственного персонала различают явочное или технологически необходимое – Рт и Рш число исполнителей.
Явочное число рабочих (число рабочих мест).
Рт = Тдт/Фрм (2.52)
где Рт – число рабочих мест;
Тдт – годовой объем работ ТО и диагностики (трудоемкость);
Фрм – годовой фонд времени рабочего места.
Т1 принимается по предыдущим расчетом для зоны поэлементной диагностики Д2.
При пятидневной рабочей неделе
Фрм = Тсм · (Дкг – Дв – Дп) (2.53)
где Тсм – продолжительность рабочей смены, при пятидневной Тсм = 8 ч.
Дкг – число календарных дней в году;
Дв – число выходных дней в году;
Дп – число праздничных дней в году;
Фрм = 8 · (365 – 105 – 7) = 2024
Рт = 1724,1/2024 = 0,85
Штатное число исполнителей.
Рш = Тдт/Фэр (2.54)
где Рш – численность штатных рабочих;
Тдт – годовой объем работ ТО и диагностики (трудоемкость);
Фэр – эффективный годовой фонд времени штатного рабочего.
Фэр принимаем согласно рекомендации (2, стр. 30)
Рш = 1724,1/1840 = 0,94
По расчетам получилось, что при таком маленьком автопарке на проведение всех операций диагностики и технического обслуживания необходим один слесарь, но мы принимаем 2 человека, т. к. большинство операций невозможно производить в одиночку. Один из слесарей должен знать приемы производства диагностических операций.
2.3.8 Расчет количества постов в зонах технического обслуживания
Расчет числа постов зоны технического обслуживания.
Расчет основного числа постов выполняем по формуле:
Nто = τп/R (2.55)
где Nто – расчетное число основных постов зоны ТО;
τп – такт поста;
R – ритм производства.
Такт поста, т.е. время обслуживания авто на посту, рассчитывается по формуле:
τп = + tп (2.56)
где Тi – годовой объем работ в зоне ТО
Ni – годовая программа работ в зоне ТО
Рп – среднее число исполнителей одновременно работающих на посту.
tп – время установки и снятия автомобиля на пост.
Среднее число исполнителей на посту рекомендуется принять для зон ТО Рп = 2 исполнителя.
Время на установку и перемещение авто по постам принимается tп = 2 мин.
Ритм производства, т.е. время полного обслуживания авто, рассчитывается по формуле:
R = (2.57)
где Тсм – продолжительность работы зоны ТО в смену, час;
Ссм – число смен работы зоны ТО в смену;
Niсм – сменная программа по соответствующему виду обслуживания.
Количество постов в зоне ТО – 1 рассчитываем с учетом операции связанных с диагностикой в зоне ТО – 1.
τп1 = + 2 = 53,8
R1 = = 302
Nто-1 = 53,8/302 = 0,18
Количество постов в зоне ТО – 2 рассчитываем с учетом операции связанных с диагностикой в зоне ТО – 2.
τп2 = + 2 = 201
R2 = = 960
Nто-2 = 201/960 = 0,21
Число постов подпора для зон техобслуживания принимаем[2]:
15% сменной программы ТО-1
40% сменной программы ТО-2.
Общее число постов зоны ТО определяется суммированием основного числа постов и постов подпора.
Nто-1 = 0,18+1,59Ч0,15 = 0,42
Nто-2 = 0,21+0,5Ч0,4 = 0,41
Целесообразнее всего обслуживания и диагностики проводить на совмещенном посту для полной занятости рабочих. В имеющейся планировке лучше всего последовательно расположить два поста: совмещенный пост ТО-1 и сопутствующей диагностики; совмещенный пост ТО-2 и сопутствующей диагностики. На этих постах будет занято 2 человека, один из которых мастер – диагност, другой слесарь по техническому обслуживанию.
2.3.9 Расчет производственной площади совмещенного участка технического обслуживания и диагностики
Предварительная площадь производственных помещений зон ТО и постов диагностики рассчитывается по площади в плане наибольшего автомобиля по формуле:
F = Fa · N · Kп, (2.58)
где: F – расчетная площадь зоны (ТО и Д), м2.
Fa – площадь наибольшего авто в плане.
N – количество постов в зоне, принимаем 2.
Кп – коэффициент плотности расстановки постов.
При одностороннем расположении постов [2] Кп = 6,5;
F = 7,9Ч2,5Ч2Ч6,5 = 256,75
Окончательные размеры ширины и длины зоны уточняем по шагу колонн и пролетам помещения. Ширина помещения 9 м, необходимо определить длину участка.
L = F/B = 256,75 / 9 = 28,53
Принимаем ширину участка кратную 6 в нашем случае 30 м, тогда окончательная площадь участка равна
F = 9Ч30 = 270 (м2)
2.3.10 Подбор технологического оборудования
В большинстве случаев оборудование, оснастку, необходимую для выполнения работ на постах ТО и диагностики, подбирают по технологической необходимости, так как они используются периодически. Поэтому никакого расчета в подборе оборудования нет.
При выборе оборудования руководствуемся следующими принципами:
– обеспечение выполнения работ по диагностике и ТО в полном объеме;
– обеспечение всех исполнителей рабочими местами и объемом работ.
Другими словами, необходимо оборудование подобрать так, чтобы выполнить любые работы по ТО и диагностике для заданного парка подвижного состава и в тоже время обеспечить всех исполнителей работой.
Число единиц, подъемно-транспортного оборудования определяется числом постов ТО и диагностики, а также предусмотренным в проекте уровнем механизации производственных процессов.
Количество производственного инвентаря (верстаков, стеллажей и т.п.), который используется в течение всей рабочей смены, определяют по числу работающих в наиболее загруженной смене.
На предприятии имеется мастерская с оборудованием, предлагаю дополнить ее по части ТО и диагностики.
3. Конструкторская разработка
3.1 Цель разработки
Техническая диагностика – отрасль знаний, изучающая закономерности изменения технического состояния машин и разрабатывающая методы и средства его определения. Многообразие условий и режимов эксплуатации приводит к значительному рассеиванию ресурса составных частей. Поэтому важно иметь методы и средства для оценки их технического состояния с целью контроля работоспособности для прогнозирования остаточного ресурса и с целью поиска дефектов и выявления причин отказа.
Техническое диагностирование – это процесс определения технического состояния изделия с определенной точностью. Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии изделия с указанием места, вида и причины дефекта.
Методы и средства диагностирования должны быть удобны для применения, должны обеспечивать контроль изделия без разборки или с минимальной разборкой и быть экономически целесообразными. Данная разработка предназначена для комплексной оценки состояния топливной аппаратуры высокого давления без снятия агрегатов с машин.
3.2 Оценка существующих конструкций для диагностирования дизельной топливной аппаратуры
В настоящий момент существует довольно много приборов и приспособлений, предназначенных для диагностирования топливной аппаратуры высокого давления. Рассмотрим наиболее близкие по концепции и конструкции приспособления с оценкой их отрицательных сторон, часть из которых решена в данной разработке. Общий вид всех аналогов приведен в листе ЭМДП.01.009.000.Д4
Приспособление КИ – 16301А
Состояние плунжерных пар проверяют приспособлением КИ – 16301А, а нагнетательных клапанов – этим же приспособление и секундомером.
Приспособление представляет собой