Муниципальная собственность как объект муниципального управления (на примере МО “Город Архангельск”)

финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации») муниципальное имущество используется муниципальным образованием для получения определённых финансовых средств, используемых – в свою очередь – для осуществления присущих местному самоуправлению социально-экономических функций. Также, по закону, муниципальное имущество служит обеспечением муниципальных облигаций, что опять-таки позволяет муниципальному образованию привлекать денежные средства.

Для наиболее полного изучения правовых основ управления муниципальной собственностью необходимо рассмотреть также Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», так как приватизация, будучи сложным и значительным процессом «возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц»1 (ст. 1 закона), является довольно значительным аспектом взаимоотношений муниципальных образований (через создаваемые ими органы) с физическими и юридическими лицами, действующими на данной территории и зачастую являющимися собственниками. Покупателями муниципального имущества (по сути – участниками отношений, возникающих в ходе приватизации), в соответствии с пунктом 1 статьи 5 закона, могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений и других лиц (в соответствии с законом). Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» (п.1 ст. 13) предусматриваются следующие способы приватизации муниципального имущества:

  • продажа муниципального имущества на аукционе,

  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе,

  • продажа муниципального имущества на конкурсе,

  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг,

  • продажа муниципального имущества посредством публичного предложения,

  • продажа муниципального имущества без объявления цены,

  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления,

  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество,

  • внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Таким образом, приватизацию муниципального имущества можно проводить большим количеством способов, основная часть которых сводится к продаже данного имущества. При этом, приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом (п. 5 ст. 13).


2.1.2. Муниципальные нормативные правовые акты


Тема дипломного проекта предполагает изучение муниципальной собственности на примере МО «Город Архангельск». В этой связи необходимо проанализировать, с учётом избранной темы, законодательство муниципального образования в области управления муниципальной собственностью. Основу правового регулирования отношений муниципальной собственности в г. Архангельске, а также управления муниципальной собственностью составляют следующие нормативные правовые акты:

  • Устав муниципального образования "Город Архангельск";

  • Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию "Город Архангельск", утверждённое решением Архангельского городского Совета депутатов от 15 октября 1999 года № 157;

  • Концепция управления имуществом муниципального образования «Город Архангельск», утверждённая решением Архангельского городского Совета депутатов от 25 сентября 2001 года № 93;

  • Программа приватизации имущества, принадлежащего муниципальному образованию "Город Архангельск", утверждённая решением Архангельского городского Совета депутатов от 31 января 2002 года № 13.

Устав муниципального образования "Город Архангельск" имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам органов местного самоуправления и по вопросам регулирования муниципальной собственности базируется на положениях Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это свидетельствует от том, что общие принципы регулирования отношений муниципальной собственности на территории г. Архангельска соответствуют прописанным в федеральном законодательстве. Следовательно, особенности управления муниципальной собственностью, присущие данному муниципальному образованию, раскрыть через анализ Устава муниципального образования "Город Архангельск" не представляется возможным. Это возможно при изучении нормативных правовых актов, принятых Архангельским городским Советом депутатов – представительным органом муниципального образования.

Рассмотрим некоторые из них, а именно названные выше Положение, Концепцию и Программу. Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию "Город Архангельск" регулирует порядок осуществления (от имени муниципального образования) деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, иных уполномоченных на то лиц по реализации в рамках их компетенции правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом города Архангельска. В первую очередь, в целях учета муниципального имущества и прав на него, контроля за состоянием и использованием, систематизации информации о муниципальном имуществе последнее подлежит обязательной пообъектной регистрации в реестре муниципального имущества (п. 1 ст. 3 Положения). При этом основаниями для включения в реестр и исключения из него объекта муниципального имущества являются возникновение и прекращение права собственности города Архангельска на данный объект.

В данном нормативном правовом акте большое внимание уделяется муниципальным предприятиям (учреждениям) и имуществу, находящемуся в их владении. Решения об учреждении, реорганизации и ликвидации муниципального предприятия (учреждения) принимаются Архангельским городским Советом депутатов. Он же, в частности, определяет предмет и основные цели деятельности муниципального предприятия, а также размер подлежащей перечислению в бюджет города прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, что соответствует статье 295 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В то же время, решения о наделении действующего муниципального предприятия муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения, а также решения об изъятии у муниципального предприятия закрепленного за ним муниципального имущества принимаются мэром города Архангельска (п. 2 ст. 4 Положения). Такой же порядок установлен и в отношении муниципального учреждения, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления (п. 5 ст. 5 Положения). Мэр также принимает решение о предоставлении муниципальному предприятию согласия на распоряжение имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения (за исключением сдачи в аренду). Таким образом, статьи 4 и 5 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию "Город Архангельск", определяют участников процесса управления муниципальной собственностью, закреплённой за муниципальными предприятиями и учреждениями. Положением также определяется распределение правомочий органов и должностных лиц муниципального образования «Город Архангельск» в отношении данной собственности, которое показывает, что ключевые решения, определяющие дальнейшую деятельность (или её завершение) предприятия или организации, принимает представительный орган муниципального образования, как бы задавая тем самым исходные положения. При этом текущей деятельностью создаваемых городом юридических лиц занимается мэрия и – в большей степени – мэр города Архангельска.

Одним из аспектов управления муниципальной собственностью является отчуждение муниципального имущества, его передача в безвозмездное пользование, залог и доверительное управление. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 названного выше Положения, решения об отчуждении муниципального имущества путем дарения, мены, продажи и иным образом принимаются Архангельским городским Советом депутатов. Решение о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, залог и доверительное управление также принимается Архангельским городским Советом депутатов (п. 3 ст. 7 Положения). В то же время вопросы приобретения имущества в собственность города Архангельска и изменения статуса муниципального имущества находятся в ведении мэра города (ст. 8 Положения). Мэр города Архангельска принимает решения:

  • о приобретении имущества в собственность города;

  • о переводе нежилых помещений в жилые;

  • о переводе жилых помещений в нежилые;

  • об изменении профиля использования и переоборудовании жилых помещений без перевода их в нежилые;

  • о включении жилых помещений в число служебных;

  • об исключении жилых помещений из числа служебных.

Данная информация, таким образом, дополняет предыдущий вывод о распределении правомочий между ветвями власти. А именно в том, что – по сути – городской Совет депутатов ведает вопросами отчуждения муниципальной собственности, а администрация муниципального образования – вопросами приобретения имущества в собственность города. Очевидно, что законодатель руководствовался здравым смыслом: отчуждение муниципальной собственности – более ответственное мероприятие, поскольку при неграмотном или злонамеренном руководстве в данном случае интересам города может быть нанесён больший вред, чем при приобретении муниципальной собственности. Именно поэтому дарение, мена, продажа и тому подобные действия в отношении муниципальной собственности относятся к компетенции представительного органа муниципального образования.

Рассмотрим также Концепцию управления имуществом муниципального образования «Город Архангельск», целями которой являются:

  • формулирование и закрепление в нормативно-правовой форме интересов города в сфере управления собственностью,

  • определение основных направлений, способов, методов и механизмов использования муниципальной собственности для решения задач, стоящих перед муниципальным образованием «Город Архангельск».

В качестве цели управления муниципальным имуществом Концепция провозглашает «обеспечение доходной части бюджета для решения социально-экономических проблем города, повышение благосостояния и жизненного уровня населения, создание благоприятной среды для проживания»1. В данном нормативном правовом акте большое внимание опять же уделяется муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. В частности, относительно муниципальных предприятий говорится, что существующее законодательство не позволяет эффективно управлять ими (см. далее).

Концепция управления имуществом муниципального образования «Город Архангельск» рассматривает также вопросы управления недвижимостью и приватизации. Так, в сфере управления недвижимостью в качестве основных зафиксированы следующие цели2:

  • максимально возможное повышение доходности объектов муниципальной недвижимости;

  • наиболее эффективное выполнение городом своих социальных функций в процессе использования муниципальной недвижимости;

  • стимулирование за счёт недвижимости развития реального сектора экономики, «сделать доступ предпринимателей к объектам недвижимости максимально простым и удобным»;

  • вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершённого строительства.

Целью городской политики в области приватизации, в соответствии с настоящей Концепцией, является проведение процесса приватизации, результатом которого должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом. Среди основных задач приватизации, прописанных в данном документе:

  • создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса;

  • создание широкого слоя эффективных собственников;

  • рациональное наполнение доходной части бюджета, с акцентом на бюджет развития.

Также приватизация должна рассматриваться не как изолированный этап решения отдельных задач, связанных с единовременным пополнением бюджета, а «как структурный элемент единой местной политики по управлению муниципальным имуществом»1.

Более полно на процесс приватизации (принципы, закономерности и т.д.) в г. Архангельске позволит посмотреть Программа приватизации имущества, принадлежащего муниципальному образованию "Город Архангельск", утверждённая решением Архангельского городского Совета депутатов от 31 января 2002 года № 13. «Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления города Архангельска по вопросам приватизации муниципального имущества не могут противоречить настоящей Программе»2 (п. 5 ст. 1 Программы). Центральным моментом, интересующим нас в рамках данного параграфа, является статья 3 «Способы и условия приватизации муниципального имущества». В первую очередь здесь говорится, что «приватизация муниципального имущества осуществляется способами, определенными законами о приватизации и настоящей Программой» (п. 1 ст. 3 Программы). Одним из принципов, прописанных в данной статье, является то, что приватизация муниципального имущества осуществляется на возмездной основе, за исключением случаев, когда законом прямо установлена возможность приватизации муниципального имущества на безвозмездной основе. При этом начальная цена (цена) объектов приватизации определяется в размере рыночной стоимости подлежащего приватизации муниципального имущества, определенной в соответствии с действующим законодательством (п. 6 ст. 3 Программы). Также не допускается приватизация ряда объектов: кладбищ, крематориев, памятников, садов, парков, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений – и других объектов (что не противоречит федеральному законодательству), приватизация которых не допустима ввиду их особой значимости.

Отметим также, что решения о приватизации муниципального имущества, способе, сроках и иных условиях его приватизации принимаются органами и должностными лицами местного самоуправления города Архангельска в соответствии с их компетенцией, определенной Уставом города и настоящей Программой (п. 1 ст. 4 Программы).

Итак, рассмотрение законодательных актов муниципального образования в сфере приватизации показывает, что – во-первых – приватизация как процесс на территории города основана на федеральных законах и является неотъемлемой частью местной политики в области управления муниципальным имуществом. То есть это полноценный и постоянно продолжающийся процесс. Во-вторых, приватизация должна осуществляться не только не в ущерб муниципальному образованию, но и с целью извлечения выгоды (для города) из реализации муниципальной собственности.


2.2. Характеристика муниципальной собственности МО «Город Архангельск»


Процесс формирования муниципальной собственности неоднократно оказывался в центре внимания при обсуждении проблем местного самоуправления. Большинство муниципальных образований пошло по пути принятия решений о передаче в муниципальную собственность объектов, соответствующих предметам ведения местного самоуправления. Однако процесс передачи носил спонтанный и затяжной характер, а решение принималось по каждому конкретному объекту1. В Архангельской области и в г. Архангельске, в частности, формирование муниципальной собственности проходило способами, характерными для Российской Федерации в целом. Наряду с реформированием политической и экономической систем в стране после распада СССР имела место также реформа местного самоуправления. В период реформы МСУ формирование муниципальной собственности происходило за счёт:

  • муниципальной собственности, имеющейся на момент разграничения (1990 год);

  • объектов государственной собственности, переданных на безвозмездной основе в муниципальную собственность для осуществления полномочий МСУ;

  • безвозмездной передачи находящихся в государственной собственности предприятий, включая акции приватизированных предприятий, расположенных на территории МО;

  • приобретения собственности и создание муниципальных предприятий засчёт собственных или заёмных средств;

  • имущества на территории МО, не имеющего собственника.

В определённый период современной истории формирование муниципальной собственности было взаимосвязано с процессом приватизации, но в связи с отсутствием средств муниципальные образования фактически не участвовали в этом процессе.

Последние несколько лет в МО «Город Архангельск» продолжена работа по уточнению состава муниципальной собственности: проведена инвентаризация тепловых и водопроводно-канализационных сетей, сетей уличного освещения и жилищного фонда1. За 2003 год в муниципальную собственность принято 6 жилых зданий общей площадью 10980 кв.м., нежилые помещения площадью 291 кв.м., 19 зданий технического назначения, 38,155 км. сетей различного назначения и другие объекты инфраструктуры города. Балансовая стоимость муниципального имущества увеличилась на 10,5 млн. рублей за счёт капитальных ремонтов и реконструкции объектов.

Жилищный фонд города Архангельска по состоянию на начало 2003 года составил 7,7 млн. кв.м. общей площади. Для сравнения, в большинстве муниципальных образований Архангельской области жилищный фонд относительно небольшой. К примеру, в таких крупных районах, как Лешуконский или Мезенский, жилищный фонд составляет 0,307 и 0,394 млн. кв.м. соответственно2, а доля муниципального жилищного фонда здесь ещё меньше. В то же время в муниципальной собственности МО «Город Архангельск» находятся 4438 жилых домов общей площадью более 6 млн. кв.м., в том числе 3413 домов – в деревянном исполнении, из них 782 дома – в ветхом состоянии, физический износ которых свыше 60%. Согласно нормативному сроку службы значительное количество домов требует различного рода действий, направленных на поддержание их в функционально пригодном состоянии. Например, 2296 домов требуют замены свай.

Всё это свидетельствует о значительности жилищного фонда города Архангельска и – соответственно – о больших сложностях в его содержании и использовании.

В Едином государственном регистре предприятий и организаций на 1 января 2004 года из общего числа хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики на территории МО «Город Архангельск» было учтено 312 организаций с муниципальной формой собственности, что составляет 3,1% от общего числа организаций1. В числе действующих предприятий и организаций города в 2003 году хозяйственную деятельность осуществляли 46 муниципальных унитарных предприятий.

Таблица 2.1.

Структура муниципальных унитарных предприятий

в сфере жилищно-коммунального хозяйства 16
в сфере бытового обслуживания 10
в сфере торговли 3
специализированных предприятий 12
Транспортных 5

Данные, приведённые в таблице, показывают, что деятельность более половины муниципальных предприятий направлена на обеспечение жизнедеятельности населения. Малая же численность предприятий транспорта и торговли отражает соответствующую политику городских властей, осуществляемую, очевидно, ввиду малой эффективности этих предприятий. Например, за 2001-2003 годы в городе планомерно сокращалось число трамвайных и троллейбусных маршрутов (при этом росла стоимость проезда на них)2.

В городе действует также 201 муниципальное учреждение.

Таблица 2.2.

Структура муниципальных учреждений

в сфере образования 149
в сфере культуры 18
в сфере спорта 9
в сфере здравоохранения 18
в сфере социальной защиты населения 7

Мы видим, что основная часть учреждений работает в сфере образования. При этом в других отраслях учреждения муниципальной формы собственности представлены мало. Это позволяет говорить о слабой развитости отраслей обслуживания населения по таким важным направлениям как сфера культуры или спорта. Число учреждений здравоохранения также может показаться незначительным (относительно общего числа учреждений), но – на самом деле – их достаточно для обслуживания более 350 тыс. человек, проживающих на территории изучаемого муниципального образования.

В состав муниципальной собственности входит также водопроводно-канализационное хозяйство. Протяжённость водопроводно-канализационной сети города составляет 1094 км., из них более 210 км. – ветхие.

Кроме перечисленных, в состав муниципальной собственности города Архангельска входят и другие объекты в соответствии с федеральным законодательством (например, муниципальные земли, финансово-кредитные учреждения и пр.), а также финансы муниципального образования.

Рассмотрение вопроса о формировании и составе муниципальной собственности МО «Город Архангельск» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, процесс формирования муниципальной собственности в городе проходил характерными для всей Российской Федерации способами; при этом в процессе приватизации муниципальное образование практически не участвовало. Во-вторых, общий фонд муниципальной собственности, находящейся на балансе города, является довольно значительным и громоздким, если сравнивать по данному параметру (количество объектов муниципальной собственности) областной центр с другими городами и районами области. И, в-третьих, значительная часть объектов муниципальной собственности находится в аварийном или ветхом состоянии, что требует от городских властей больших затрат по обслуживанию и содержанию этих объектов.


2.3. Система органов управления муниципальной собственностью и их роль


Рассматривая систему органов местного самоуправления, участвующих в управлении муниципальной собственностью, нельзя не отметить – в первую очередь – её двухуровневость (Приложение 1). Систему органов управления муниципальной собственностью составляют:

  • первый уровень: органы МСУ;

  • второй уровень: так называемые органы муниципального управления – структурные подразделения, осуществляющие оперативное управление муниципальной собственностью, в том числе на территории определённого территориального округа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления (органы МСУ) – это «выборные и другие органы, наделённые полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти». Здесь же мы обнаруживаем понятие должностного лица местного самоуправления. При этом закон выделяет:

  • должностное лицо МСУ – «выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих»;

  • выборное должностное лицо МСУ – «должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделённое согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения».

Из названных выше должностных лиц нас интересуют, прежде всего, выборные должностные лица МСУ, поскольку они наделены полномочиями на решение вопросов местного значения в то время, как первые призваны обеспечивать деятельность органов МСУ. К тому же, как упоминалось ранее, в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 2 ст. 6), владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесены к вопросам местного значения.

Итак, рассмотрим органы и должностные лица МСУ муниципального образования «Город Архангельск», участвующие в управлении муниципальной собственностью, а также органы муниципального управления и их роль в этом процессе.

2.3.1. Органы МСУ и муниципального управления МО «Город Архангельск» как субъекты управления муниципальной собственностью


К органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным, региональным или местным законодательством (Уставом МО), а также другие органы. В соответствии с законом, наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным (п. 2 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В муниципальном образовании «Город Архангельск» выборным является представительный орган – Архангельский городской Совет депутатов. Помимо него в городе функционирует мэрия, которая создана для осуществления исполнительно-распорядительных функций в определенных отраслях и сферах управления и на отдельных территориях. «Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения»1 (п. 3 ст. 14.). Итак, рассмотрим выше названные органы местного самоуправления «Город Архангельск» и определим – на этой основе – роль, которую они играют в процессе управления муниципальной собственностью.

Архангельский городской Совет депутатов – представительный орган местного самоуправления города Архангельска. Он состоит из 30 депутатов и избирается на 4 года. Городской Совет является правомочным, если в его состав избрано не менее двадцати депутатов (п. 1 ст. 11 Устава МО «Город Архангельск»). Основными формами работы городского Совета являются сессии и работа постоянных комиссий. Порядок деятельности городского Совета, основные правила и процедуры его работы устанавливаются Регламентом городского Совета, который утверждается большинством голосов от установленного числа депутатов городского Совета. К исключительному ведению городского Совета депутатов относятся такие вопросы, как:

  • принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;

  • принятие планов и программ экономического и социального развития города Архангельска или отдельных его территорий с указанием источников их финансирования;

  • установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, условий приобретения, создания и преобразования ее объектов, порядка и условий приватизации муниципального имущества;

  • принятие решений об учреждении, реорганизации или ликвидации муниципального предприятия (учреждения);

  • определение порядка предоставления земельных участков;

  • определение правил охраны и использования памятников природы, истории и культуры;

  • присвоение имен и переименование организаций, находящихся в муниципальной собственности.

Городской Совет осуществляет контроль за деятельностью мэра, мэрии и ее должностных лиц, в том числе по вопросам, изложенным выше. Принятое городским Советом решение в течение трех рабочих дней направляется мэру города Архангельска для подписания. Мэр города Архангельска в течение пяти дней подписывает принятое решение либо отклоняет его. Отклоненное решение городского Совета с обоснованием мотивов отклонения или поправками направляется мэром для повторного рассмотрения на сессии городского Совета. Если при повторном рассмотрении за решение городского Совета в ранее принятой редакции проголосует не менее двадцати депутатов, то оно подлежит подписанию мэром города в течение трех дней и опубликованию.

Мэрия города Архангельска – это наименование администрации города. Руководство деятельностью мэрии осуществляет мэр города Архангельска; мэр города образует структурные подразделения мэрии. Порядок образования мэрии, вопросы организации и деятельности определяются Положением о мэрии, утверждаемым городским Советом (п. 4 ст. 20 Устава МО «Город Архангельск»). В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию «Город Архангельск», на основании решений Архангельского городского Совета депутатов, постановлений мэра города Архангельска, принятых в пределах их компетенции, мэрия:

  • совершает сделки, связанные с распоряжением муниципальным имуществом;

  • самостоятельно определяет условия договоров, связанных с распоряжением муниципальным имуществом, если решения Архангельского городского Совета депутатов и мэра города Архангельска о заключении указанных договоров не содержат конкретных указаний на определенные условия;

  • совершает действия, связанные с учреждением, реорганизацией и ликвидацией муниципальных предприятий и учреждений, закреплением за ними муниципального имущества;

  • самостоятельно определяет положения устава муниципального предприятия или учреждения, за исключением прямо указанных в соответствующем решении мэра города Архангельска.

Мэрия самостоятельно принимает решения о необходимости применения в установленном законом порядке санкций и расторжения договоров, связанных с распоряжением муниципальным имуществом, в случаях нарушения контрагентами условий договоров и правовых норм, регулирующих данные виды сделок.

Большую роль в осуществлении деятельности мэрии города по управлению муниципальной собственностью играют её структурные подразделения, которые в совокупности составляют систему органов муниципального управления. Руководители структурных подразделений мэрии действуют на основе единоначалия. Они издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения служащими этих подразделений и подведомственными службами города Архангельска.

В качестве основных органов муниципального управления стоит выделить департамент муниципального имущества, департамент экономики, промышленной политики и инвестиций, финансово-казначейское управление мэрии города Архангельска, а также администрации территориальных округов. Ключевым структурным подразделением мэрии является департамент муниципального имущества. Его функции заключаются в следующем. Департамент:

  • организует учет имущества, принадлежащего муниципальному образованию "Город Архангельск" (недвижимость, в том числе и земельные участки, участки леса, недр и другие природные объекты, имущество, доли и т.д.);

  • организует управление и подготовку вопросов распоряжения муниципальным имуществом (закрепление имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, сдача в аренду, передача в безвозмездное пользование, залог, наделение имуществом муниципальных предприятий и учреждений, осуществление приобретения, отчуждения, мены и т.д.);

  • обеспечивает реализацию городской программы приватизации, осуществление всех действий, связанных с приватизацией объектов муниципальной собственности, представление интересов муниципального образования "Город Архангельск" как участника (акционера, учредителя) юридических лиц;

  • организует подготовку и оформление документов на приемку в муниципальную собственность объектов федеральной и областной собственности, имущества, принадлежащего на праве собственности гражданам и юридическим лицам;

  • проводит торги по всем продажам муниципального имущества, в том числе земельных участков и торгов на право заключения договоров аренды имущества.

Департамент экономики, промышленной политики и инвестиций также в своей деятельности касается вопросов управления муниципальной собственностью, а именно в области развития муниципального сектора экономики. Разрабатывает перспективные и текущие (годовые) планы развития муниципального сектора экономики, что включает:

  • перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;

  • сводный план предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями и распорядителями бюджетных ресурсов;

  • стандарты по штатной численности, размеры заработной платы сотрудников муниципальных унитарных предприятий.

Осуществляет также контроль за исполнением планов развития муниципального сектора экономики, координирует деятельность муниципальных унитарных предприятий (МУП) и муниципальных учреждений в области эффективного использования бюджетных средств, муниципального имущества, земли. Департамент также формирует методологию реализации мероприятий по экономическому стимулированию деятельности МУП.

Департамент финансов и казначейского исполнения бюджета анализирует состояние муниципальной экономики и финансов и разрабатывает предложения по повышению эффективности хозяйствования, по финансовому и налоговому стимулированию хозяйственной деятельности, способствующей увеличению поступлений в городской бюджет. Разрабатывает с участием налоговых и других заинтересованных органов предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, исходя из необходимости обеспечения устойчивости местных финансов, оптимальных финансовых условий для осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятиями и организациями, социально справедливого перераспределения доходов.

Администрация территориального округа является структурным подразделением мэрии города, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления. Администрация округа создается для осуществления отдельных полномочий мэрии города на территории округа. Данное структурное подразделение на соответствующей территории осуществляет следующие функции в области планирования, экономики, управления имуществом и финансами:

  • вносит предложения о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений, расположенных на территории округа;

  • участвует в решении вопросов использования муниципального имущества.

Таким образом, анализ функций рассмотренных структурных подразделений показывает значительную роль как самих структурных подразделений в качестве органов муниципального управления, так и мэрии в целом. Роль мэрии заключается и в осуществлении городской политики в сфере управления муниципальной собственностью и в её формировании. В то же время Архангельский городской Совет депутатов законодательно наделён рядом существенных полномочий в области управления муниципальной собственностью. К примеру, «установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, условий приобретения, создания и преобразования ее объектов, порядка и условий приватизации муниципального имущества» (п. 1 ст. 13 Устава МО «Город Архангельск»). В осуществление данной функции городским Советом были принятии такие нормативные правовые акты, как Концепция управления имуществом муниципального образования «Город Архангельск» или Порядок приватизации имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск».

В соответствии с данным Порядком, утверждённым решением Архангельским городским Советом депутатов от 25 сентября 2001 года № 94, городской Совет принимает решения о приватизации муниципального имущества следующими способами1:

  • продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

  • отчуждение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ.

В соответствии с Порядком приватизации имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск», это является исчерпывающим перечнем способов, которыми городской Совет депутатов может постановить приватизировать тот или иной объект. То есть в способах осуществления приватизации городской Совет ограничен в отличие, скажем, от мэра города (см. далее).

Мэрия города Архангельска участвует в процессе приватизации в ином качестве – назначается продавцом муниципального имущества. При этом она совершает сделки приватизации муниципального имущества в соответствии с планом приватизации, а также осуществляет организационные функции и другие в соответствии с законодательством. Для подготовки и решения отдельных вопросов, связанных с приватизацией муниципального имущества, при мэрии создаётся постоянно действующая комиссия по приватизации муниципального имущества. Среди прочих членов комиссии в неё входят должностные лица и специалисты мэрии.

Таким образом, участие в процессе приватизации данных органов местного самоуправления можно оценить как практически равноценное: хотя Архангельский городской Совет депутатов уполномочен на принятие решений по приватизации, определяющих порядок действий в отношении того или иного объекта, но без участия мэрии города её реализация невозможна.


2.3.2. Должностные лица МСУ МО «Город Архангельск», участвующие в управлении муниципальной собственностью


К должностным лицам местного самоуправления г. Архангельска Устав муниципального образования относит:

  • мэра города;

  • муниципальных служащих города Архангельска, имеющих статус должностных лиц.

Из них значительными полномочиями обладает лишь мэр (это наименование Главы муниципального образования). Он является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Мэр избирается жителями г. Архангельска на альтернативной основе сроком на четыре года на принципах всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Мэр непосредственно на основе единоначалия или через структуры мэрии города Архангельска решает вопросы социально-экономической жизни города, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет иные функции местного самоуправления (п. 1 ст. 18 Устава МО «Город Архангельск»).

Компетенцию мэра города составляет довольно широкий круг полномочий. В сфере же управления муниципальной собственностью закон (п. 2 ст. 18 Устава МО «Город Архангельск») предусматривает такие правомочия:

  • функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета;

  • использование средств внебюджетных и иных, в том числе валютных фондов, в соответствии с действующим законодательством и решениями городского Совета;

  • представляет на утверждение городского Совета программы экономического и социального развития города Архангельска.

Таким образом, Устав города отводит мэру не большой, но значительный по содержанию, круг полномочий в области управления муниципальной собственностью.

Исходя из Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию «Город Архангельск» (п. 2 ст. 4, п. 5 ст. 5 Положения), решения о наделении действующего муниципального предприятия (учреждения) муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), а также решения об изъятии у муниципального предприятия (учреждения) закрепленного за ним муниципального имущества принимаются мэром города Архангельска. Он же принимает решение о предоставлении муниципальному предприятию согласия на распоряжение имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения (за исключением сдачи в аренду). Мэр города также принимает (перечисленные выше) решения относительно жилого и нежилого фонда, а также о приобретении имущества в собственность города.

Порядком приватизации имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск», для мэра предусмотрены следующие способы приватизации муниципального имущества1:

  • приватизация муниципального имущества на аукционе (в том числе продажа акций в процессе приватизации открытых общества на специализированном аукционе);

  • продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации их работниками;

  • выкуп арендованного муниципального имущества;

  • преобразование муниципальных предприятий в открытые акционерные общества;

  • отчуждение находящихся в собственности города Архангельска акций открытых акционерных обществ владельцам муниципальных ценных бумаг;

  • другие не запрещённые законом способами.

Итак, мэр города наделён существенными полномочиями по управлению муниципальной собственностью; а если учесть, что им осуществляется общее руководство деятельностью мэрии и соответствующие решения данного органа местного самоуправления принимаются на основе принципа единоначалия, то можно с уверенностью говорить о функциях мэра города Архангельска как о самых значительных (в сравнении с другими субъектами управления муниципальной собственностью).

3. ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В МО «Город Архангельск»


3.1. Экономическая эффективность управления муниципальной собственностью


Чтобы оценить деятельность городских властей с точки зрения её эффективности, необходимо рассмотреть показатели, характеризующие эту деятельность. В данной работе за отчётный период возьмём конец 2003 года, с учётом имеющихся в нашем распоряжении материалов.

Наилучшим образом эффективность использования и управления муниципальной собственностью отражает такой показатель, как неналоговые доходы бюджета муниципального образования. Его анализ выявляет две тенденции: во-первых, рост с 2000 по 2003 год неналоговых доходов (Рис. 3.1.), во-вторых, их удельный вес относительно общего объёма поступлений в бюджет ещё небольшой и составил в 2003 году 6,65 процентов.

Динамика роста неналоговых поступлений в бюджет

МО «Город Архангельск» (2000-2003гг.), тыс. рублей

Рис. 3.1.


Формирование доходной части городского бюджета от использования муниципального имущества в 2003 году происходило по следующим основным направлениям1:

  • доход от сдачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда (122775 тыс. рублей);

  • доход от сдачи в аренду земельных участков (41974 тыс. рублей);

  • доход от приватизации и продажи имущества (8425 тыс. рублей).

То есть 66,52 процента доходов в бюджет по статье «Неналоговые доходы» поступает от сдачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда и 22,74 процента – от аренды земельных участков. За прошедший год осуществлялась деятельность упорядочению договорных отношений с арендаторами муниципального имущества. Практически закончена инвентаризация договоров аренды нежилых помещений. По состоянию на 1 января 2004 года заключено 1148 договоров2. Помимо арендной платы за нежилые помещения и земельные участки в городской бюджет в прошлом году было взыскано за несвоевременную уплату арендной платы за нежилые помещения в сумме 1,3 млн. рублей и за аренду земельных участков – в сумме 0,9 млн. рублей. В то же время, не удалось существенно снизить величину недоимки по арендной плате, что, очевидно, связано с несовершенством российского законодательства, которое не предоставляет достаточных рычагов воздействия на должников. Но планомерная работа по взысканию задолженностей через арбитражный суд ведётся: за 2003 год было подано 133 исковых заявления, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением арендаторами условий договоров аренды нежилых помещений на сумму 2,4 млн. рублей. Также ведётся работа по взысканию задолженностей по арендной плате за землю в форме заседаний городской комиссии по контролю за поступлением арендной платы. По результатам проведения комиссий