Лицензирование импорта товаров

лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

В индивидуальной лицензии обычно указывается имя импортера, время ее действия, количество товара, его стоимость и страна отправления, а в ряде случаев также и пункт, через который будет осуществлен вывоз или ввоз товара. Лицензия направляется вместе с товаром или высылается в таможенные учреждения заблаговременно и служит разрешением на пропуск перечисленных в ней товаров через государственную границу.

Исключительная лицензия - лицензия, предоставляющая исключительное право экспорта или импорта отдельного вида товара [20, 23].

Для получения лицензии на ввоз товаров из числа лицензируемых участник внешнеторговой деятельности направляет уполномоченному Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации следующие основные документы:

- заявление о предоставлении лицензии по форме, утвержденной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 6 октября 2005 г. № 251 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 364), по одному экземпляру на бумажном и магнитном носителе.

- копия договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку (в случае оформления разовой лицензии), заверенная подписью и печатью заявителя;

- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - для юридических лиц;

- свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа - для физических лиц;

- копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении импорта которого введено лицензирование;

- выписка из протокола Межведомственной комиссии по организации и проведению конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот или сертификат Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, являющиеся основанием для запроса лицензии (в случае установления количественных ограничений экспорта или импорта);

- другие документы, если они определены законодательством Российской Федерации.

Копии документов должны быть прошиты, заверены подписью и печатью участника внешнеторговой деятельности. Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых сведений.

Лицензирующий орган регистрирует в установленном порядке представленные документы.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок до 20 рабочих дней со дня регистрации документов.

Решение об отказе в выдаче лицензии должно содержать мотивированное обоснование и представляться заинтересованному участнику внешнеторговой деятельности в письменной форме.

Заявителю может быть отказано в выдаче лицензии по следующим основаниям:

- неправильное оформление заявления о предоставлении лицензии;

- сообщение недостоверных сведений о производимой импортной сделке;

- исчерпание квоты (при лицензировании в случае введения временных количественных ограничений на импорт отдельных видов товаров).

В случае изменения организационно-правовой формы, наименования или места регистрации заявителя - юридического лица, либо изменения фамилии, имени, отчества или места жительства заявителя - индивидуального предпринимателя, либо утраты лицензии заявитель (лицензиат) обязан не позднее чем через 15 дней представить в соответствующий лицензирующий орган письмо с просьбой о переоформлении лицензии с приложением нового заявления и документов, подтверждающих такие изменения или утрату лицензии.

Выдача переоформленной лицензии осуществляется в срок до 5 дней со дня регистрации документов заявителя. Внесение изменений в выданную лицензию не допускается.

Лицензии оформляются на бланках, формы которых утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (таблица 2) [20].

Лицензия оформляется на один вид товара в привязке к коду товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России, независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор).

Оформленная лицензия выдается представителю внешнеторгового оператора, имеющему соответствующую доверенность, под роспись в журнале выдачи лицензий, после предъявления платежного поручения с отметкой банка об исполнении (оплате стоимости лицензий).


Таблица 2 Лицензия

1. Лицензия №

2. Срок действия до

3. Тип лицензии

Генеральная/разовая/исключительная

Экспорт/импорт

4. Контракт

от

5. Заявитель (наименование, полный адрес), код ИНН

6. Покупатель/продавец (наименование, полный адрес)

7. Страна назначения/происхождения

8. Страна покупателя/продавца


9. Наименование товара

10. Код

ТН ВЭД

11. Единица

измерения

12. Количество


13. Валюта платежа

14. Фактурная стоимость

15. Дополнительная информация

16. Основание для выдачи лицензии

17. "Согласовано"

Ф.И.О.

Должность

Подпись и печать имеются Дата

18. Уполномоченный государственный орган

Ф.И.О.

Должность Телефон

Подпись и печать

Дата


В соответствии с подпунктом 71 пункта 1 статьи 333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации за действия связанные с лицензированием взимается государственная пошлина в размере:

  • за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 рублей;

  • за предоставление лицензии - 1000 рублей;

  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.

Плата взимается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и поступает в доход федерального бюджета.

Оформленная лицензия выдается в 1 экземпляре и не подлежит передаче другим заявителям.

Решение о прекращении или приостановлении действия лицензии принимается уполномоченным государственным органом в следующих случаях:

- представление владельцем лицензии соответствующего обращения;

- представление для получения лицензии недостоверных сведений или данных;

- утрата лицензии;

- отзыв лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с импортом товара;

- невыполнение владельцем лицензии требования, согласно которого владельцы генеральных и исключительных лицензий обязаны ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала, представлять в уполномоченный государственный орган отчет о ходе ее исполнения. Владельцы разовых лицензий обязаны в 10-дневный срок после окончания срока действия разовой лицензии представить в уполномоченный государственный орган копию лицензии с отметкой таможенных органов о ее исполнении.

Решение о прекращении или приостановлении действия лицензии направляется в письменной форме уполномоченным государственным органом в течение 3 рабочих дней после его принятия владельцу лицензии и в таможенные органы с указанием причин, повлекших такое решение.

Таможня, где находятся оригиналы лицензий, в свою очередь информируют о прекращении или приостановлении действия лицензии таможни, расположенные в местах перемещения товаров из (в) страны (у).

После устранения причин, по которым действие лицензии было приостановлено, лицензия возобновляется. Действие лицензии считается возобновленным после принятия уполномоченным государственным органом соответствующего решения, которое направляется в течение 3 рабочих дней владельцу лицензии и в таможенные органы.

Лицензия не подлежит передаче лицензиатом другим лицам, в том числе при реорганизации юридического лица, и хранится у владельца лицензии.

Лицензия является одним из документов, необходимых для таможенного оформления лицензируемых товаров.

Оригинал лицензии и заверенная лицензиатом копия лицензии представляются:

- в таможенный орган Российской Федерации - если таможенное оформление товара будет производиться только в этом таможенном органе Российской Федерации;

- в таможенный орган Российской Федерации по месту нахождения лицензиата - если таможенное оформление будет производиться в нескольких таможенных органах Российской Федерации.

В случае выдачи разовой лицензии лицензиат обязан в 10-дневный срок после окончания срока ее действия представить в выдавший ее лицензирующий орган фотокопию оригинала лицензии, на котором проставлялись отметки таможенных органов Российской Федерации о фактическом объеме товара, пропущенного через таможенную границу Российской Федерации.

Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы в установленном порядке.

Федеральный банк выданных лицензий, формируемый Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации содержит [23]:

1. Сведения о выданных лицензиях, включая следующую информацию:

- наименование, организационно-правовая форма и юридический адрес - для юридического лица;

- фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика;

- вид, номер и срок действия лицензии;

- номер договора, оформившего внешнеторговую сделку, и дата его подписания; наименование иностранного лица (покупателя или продавца) и его юридический адрес;

- наименование товара с указанием кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;

- количество товара и его статистическая стоимость;

2. Сведения о приостановлении действия лицензии или об ее аннулировании;

3. Сведения о ходе исполнения разовых лицензий.

Формирование федерального банка выданных лицензий осуществляется на основании сведений, полученных от территориальных органов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в виде электронных копий лицензий через специализированное программное обеспечение с функциями информационного обмена.

Сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, хранятся и обрабатываются в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации. В целях предотвращения полной утраты указанных сведений Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации формируются резервные копии таких сведений на электронных носителях, которые должны храниться в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналами.

Сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, предоставляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления бесплатно, с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

Срок предоставления указанных сведений не может превышать 5 дней со дня поступления соответствующего запроса.

Сведения, содержащиеся в федеральном банке выданных лицензий, используются при подготовке для иностранных государств информации о выданных лицензиях, если предоставление такой информации предусматривается международным договором Российской Федерации.

Таким образом, нетарифные меры являются составной частью комплекса мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование включает лицензирование импорта отдельных видов товаров.

Лицензирование импорта - форма государственного контроля внешнеторговой деятельности, которая предусматривает обязательное получение предварительного разрешения государства на совершение импортной операции. Лицензия является одним из документов, необходимых для таможенного оформления лицензируемых товаров.

Контроль импорта лицензируемых товаров осуществляют таможенные органы Российской Федерации.

Глава 2. Исследование лицензирования импорта товаров


2.1. Характеристика таможенного органа


Белгородская таможня является структурным подразделением Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Образована 14 февраля 1992 года. Начальник Белгородской таможни - генерал-майор таможенной службы Ушаков Анатолий Васильевич.

Белгородская таможня выполняет следующие основные функции:

- участвует в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализует эту политику;

- обеспечивает соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации. Принимает меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

- обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

- защищает экономические интересы Российской Федерации;

- применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

- взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

- участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;

- обеспечивает соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- ведёт борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекает незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

- осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создаёт условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;

- ведёт таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации;

- ведёт товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

- содействует развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

- содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

- осуществляет контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

- осуществляет валютный контроль в пределах своей компетенции;

- обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; участвует в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

- проводит научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

- обеспечивает в установленном порядке государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

- реализует единую финансово-хозяйственную политику, развивает материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создаёт необходимые условия труда для работников этих органов.

В соответствии с законодательными актами Российской Федерации таможня вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.

В настоящее время Белгородская таможня - одна из самых крупнейших в России. Зона ее деятельности - Белгородская область. Пограничные с ней области Украины - Луганская, Сумская и Харьковская. Протяженность таможенной границы - 540, 9 км. Практически все товары, идущие в нашу страну с юга, и не только из Украины, проходят по белгородскому направлению.

В регионе деятельности Белгородской таможни разработана и успешно действует технологическая схема взаимодействия должностных лиц железнодорожных станций, таможни, владельцев складов временного хранения и грузополучателей.

В пунктах коммерческого осмотра вагонов и поездов приграничных станций Белгород и Валуйки внедрена автоматическая система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКОПВ), установлены экспортные тензометрические вагонные весы.

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот в регионе в 2005 году составил 3395,0 млн. долларов США, что в 1,5 раза больше уровня 2004 года. За январь - декабрь 2005 года география экспортных поставок в регионе деятельности таможни была весьма обширна - 74 страны мира. Плановое задание по перечислению таможенных платежей в Федеральный бюджет в 2005 году в сумме 12147,450 млн. рублей белгородскими таможенниками выполнено на 100,56%. 2

Общая номенклатура оформленных товаров содержит 427 наименований по экспорту и 563 по импорту. Среди экспортных товаров наибольший удельный вес (по стоимости) имеют черные металлы, руды и концентраты железные и цемент. Среди основных товарных групп импорта можно отметить черные металлы и подсолнечное масло.

В 2005 г. внешнеэкономическую деятельность в области осуществляли 862 участников внешнеэкономической деятельности (юридические лица – 717, физические – 145). Они вели взаимную торговлю с партнерами из 74 стран мира, входящих в различные международные организации, союзы и содружества.

Наиболее крупными участниками внешнеэкономической деятельности являются: Оскольский электрометаллургический комбинат, Лебединский горно-обогатительный комбинат, Стойленский горно-обогатительный комбинат, ОАО Белгородская швейная фабрика "Россиянка", АО "Осколцемент" и др.

В 2004 г. при Белгородской таможне создан консультативный совет по работе с участниками внешнеэкономической деятельности. Консультативный совет (в его состав входят представители таможни и деловых округов) является совещательным органом при начальнике таможни по вопросам, которые касаются улучшения внешнеэкономических связей.

В него входят представители руководства и профильных отделов Белгородской таможни, а также деловых кругов нашего региона. Возглавляет консультативный совет начальник Белгородской таможни, генерал-майор таможенной службы А. В. Ушаков. Среди членов совета - представители таможни, областной Торгово-промышленной палаты, предприятий региона, активных экспортеров.

Таможенный контроль импорта лицензируемых товаров в Белгородской таможне осуществляет отдел торговых ограничений и экспортного контроля (приложение 2).

Основные задачи отдела: контроль за ввозом и вывозом лицензируемых товаров; товаров, подлежащих экспортному контролю; контроль за безопасностыо здоровья людей и окружающей среды, воинскими грузами и товарами двойного применения, товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности; контроль за фактическим перемещением энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации.

Их выполнение отдел производит на основе оперативной работы по следующим направлениям:

- создание условий для эффективности функционирования таможни в условиях рыночной экономики;

- создание условий на законных основаниях для участников внешнеэкономической деятельности в торговом обороте;

- быстрое регулирование и устранение нестандартных ситуаций в вопросах нетарифного регулирования, их анализ и подготовка конкретных предложений по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем;

- разделение процесса таможенного оформления и обеспечение независимости друг от друга документального и фактического контроля.

Отдел выполняет следующие функции:

- обобщает и анализирует практику осуществления таможенной политики Российской Федерации на таможенных постах, по вопросам, относящимся к его компетенции;

- участвует в осуществлении таможенными постами мер по защите государственной безопасности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды, по защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

- организует взаимодействие с областными подразделениями государственных контролирующих органов;

- участвует в организации, координации и контроле применения таможенными постами средств таможенного регулирования экономической деятельности, обобщает и анализирует практику их применения, оценивает их практическую действенность, подготавливает предложения о совершенствовании этих средств, своевременно вносит изменения (дополнения) в утвержденные Порядки взаимодействия таможни с государственными органами для исключения нарушений на таможенных постах.

- участвует в организации, координации и контроле применения таможенными постами мер экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе лицензирования и других нетарифных мер, а также мер, обеспечивающих соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- участвует в осуществлении единой государственной политики в области экспортного контроля, контролирует таможенное оформление и проводит контроль за соблюдением мер нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров, подпадающих под экспортный контроль. Организовывает и контролирует таможенные посты, в части применения экспортного контроля;

- разрабатывает и осуществляет меры, направленные на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации ядерных, специальных неядерных материалов, опасных отходов, наркотических, сильнодействующих веществ, психотропных, ядовитых и отравляющих веществ, лекарственных средств и медицинских изделии, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, частей и дериватов предметов старины и искусства, составляющих культурные ценности, других товаров;

- обеспечивает организацию и контроль подразделений таможни за применением мер, направленных на защиту прав интеллектуальной собственности. Ведет реестр объектов интеллектуальной собственности, защищаемых Федеральной таможенной службой России;

- обеспечивает в рамках своей компетенции взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в вопросах контроля за соблюдением мер нетарифного регулирования и защиты интеллектуальной собственности;

- обеспечивает таможенный контроль таможенных постов за фактическим перемещением энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации, осуществляет методическое руководство таможенных постов и взаимодействие с Центральной энергетической таможней Федеральной таможенной службы России;

- согласовывает (визирует), а также готовит проекты нормативных актов Белгородской таможни по вопросам, относящимся к его компетенции;

- участвует в организации, координации и контроле проведения таможенными постами таможенного контроля по вопросам, относящимся к его компетенции;

- участвует в обобщении и анализе практики проведения таможенного контроля, а также в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение его действенности;

- ведет специальную статистику, осуществляющей сбор, обобщение и анализ данных по вопросам, относящимся к его компетенции;

- анализирует данные таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики в регионе деятельности Белгородской таможни;

- участвует в выявлении, пресечении и предупреждении правонарушений в сфере таможенного дела, обобщает, анализирует, выявляет и изучает тенденции этих правонарушений в пределах своей компетенции;

- принимает меры по защите прав и интересов организации н граждан при осуществлении таможенного дела;

- обеспечивает своевременное рассмотрение жалоб на решения руководителей таможенных постов, а также заявлений и запросов организаций, учреждений и граждан по вопросам необходимости применения к товарам нетарифных ограничений;

- осуществляет контроль за решениями, принимаемыми должностными лицами таможенных постов, по вопросам, относящимся к его компетенции;

- разрабатывает и вносит на рассмотрение руководства таможни проекты технологических схем проведения таможенного контроля по направлениям, находящимся в его компетенции;

- осуществляет методическое руководство деятельностью таможенных постов по направлениям деятельности отдела;

- участвует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников подразделений таможни по вопросам, относящимся к его компетенции; организовывает и обеспечивает проведение соответствующих занятий (в т.ч. индивидуальных) и семинаров;

- участвует в разработке методических материалов по вопросам, относящимся к его компетенции [35].

Таким образом, отдел нетарифного регулирования и экспортного контроля – одно из структурных подразделений Белгородской таможни.

В структуру отдела входят следующие подразделения:

  1. группа по контролю лицензий Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;

  2. группа контроля за качеством и безопасностью ввозимых товаров;

  3. информационно-аналитическая группа.


2.2. Динамика развития импорта лицензируемых товаров


В качестве объектов внешнеторговой деятельности выступают, прежде всего, товары, обращающиеся в международном обмене. Важной особенностью здесь являются устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен товарами отличается крупными объемами, широтой ассортимента, и, как правило, высокой конкурентоспособностью.

Объем внешнеторгового оборота изменяется и зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. К одному из внешних факторов, влияющих на объем товарооборота, можно отнести сложившуюся в мире конъюнктуру. Внутренние факторы представлены следующими: экономическая ситуация в стране, социально-политическая обстановка в обществе и проводимая государством внешнеторговая политика.

Кроме вышеперечисленных факторов, на изменение внешнеторгового оборота товаров, подлежащих лицензированию, большое влияние оказывают установленные государством количественные ограничения экспорта/импорта товаров, а также географическое положение региона (страны).

Путем установления квот государство ограничивает объем внешнеторгового оборота.

Проведем анализ динамики, структуры, географии импорта товаров, подлежащих лицензированию.

Импорт лицензируемых товаров, перемещавшихся через таможенную границу Российской Федерации в регионе деятельности Белгородской таможни, в период с 2001 по 2003 годы претерпевал значительные изменения.

Отделом торговых ограничений и экспортного контроля в исследуемом периоде по структуре и географии импорта товаров, подлежащих лицензированию, велась статистика. Поэтому далее расчеты будут производиться по данным отдела торговых ограничений и экспортного контроля Белгородской таможни.

Стоимость импорта основных групп лицензируемых товаров представлена в таблице 3.


Таблица 3

Стоимость импорта основных групп лицензируемых товаров в зоне деятельности Белгородской таможни в 2001 – 2003 гг.

№ п/п

Товарные группы

Стоимость, долл. США

Отклонение, тыс. долл. США



2001 г.

2002 г.

2003 г.

2002 год к 2001 году

2003 год к 2002 году

2003 год к 2001 году

1

Сахар-сырец

43110,9

410, 0

-

-42700,9

-

-

2

Витамины

6759,6

2789,8

1204,5

-3969,7

-1585,4

-5555,1

3

Лекарственные средства

6731,7

132,0

42,3

-6599,7

-89,7

-6689,4

4

Химические средства защиты растений

15236, 9

196,6

2571,2

-15040,3

2374,6

-12665,7

5

Патока крахмальная

96,1

-

44,1

-

-

-52,0

6

Шлак гранулированный

11464, 7

315, 0

330, 0

-11149,7

15,0

-11134,7

7

Прочие товары

1026,4

38,03

6,9

-988,4

-31,1

-1019,5

Итого:

84426, 3

3881,5

4199,0

-80544,8

317,5

-80227,3

Как видно из таблицы, динамика стоимости импорта практически всех основных групп лицензируемых товаров в зоне деятельности Белгородской таможни в 2001 – 2003 гг. имеет тенденцию к снижению.

Структура импорта лицензируемых товаров представлена в таблице 4.


Таблица 4

Структура импорта основных групп лицензируемых товаров в зоне деятельности Белгородской таможни в 2001 – 2003 гг.

№ п/п

Товарные группы

2001 г.

2002 г.

2003 г.



Стоимость, тыс. долл. США

Удельный вес, %

Стоимость, тыс. долл. США

Удельный вес, %

Стоимость, тыс. долл. США

Удельный вес, %

1

Сахар-сырец

43110,9

51,1

410, 0

10,6

-

-

2

Витамины

6759,6

8,0

2789,8

71,9

1204,5

28,7

3

Лекарственные средства

6731,7

8,0

132,0

3,4

42,3

1,0

4

Химические средства защиты растений

15236, 9

18,0

196,6

5,1

2571,2

61,2

5

Патока крахмальная

96,1

0,1

-

-

44,1

1,1

6

Шлак гранулированный

11464, 7

13,6

315, 0

8,1

330, 0

7,9

7

Прочие товары

1026,4

1,2

38,03

1,0

6,9

0,2

Итого:

84426, 3

100,0

3881,5

100,0

4199,1

100,0


В 2001 году объем импорта товаров, подлежащих лицензированию, достиг максимального значения в исследуемом периоде. Это произошло в основном за счет значительного увеличения доли сахара-сырца и его производных.

Наибольший удельный вес в структуре импорта лицензируемых товаров в 2001 году принадлежит сахару-сырцу – 51,1% от общего объема импорта. В 2002г. его удельный вес был резко сокращён, и в 2003 году на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. «Об отмене лицензирования импорта сахара –сырца в Российской Федерации» произошла отмена лицензирования этого товара.

В связи с этим в 2002 году возросла доля от общего объема импорта витаминов с 8% до 71,9%, хотя наблюдалась тенденция к сокращению импорта в стоимостном выражении. Удельный вес витаминов в 2003 году сократился на 43,2% по сравнению с 2002 годом и составил 28,68% от общего объема импорта.

Наименьший удельный вес в структуре импорта занимают патока крахмальная, лекарственные средства и прочие товары. На долю патоки крахмальной в 2001 году приходилось всего лишь 0,1% от общего объема импорта лицензируемых товаров, в 2002 году этот товар не импортировался, а в 2003 году ее доля от общего объема импорта составила 1,1%.

Удельный вес лекарственных средств в 2001 году составил 8% от общего объема импорта лицензируемых товаров, в 2002 году – 3,4%, а в 2003 году – 1%. По данной товарной позиции наблюдается тенденция снижения объемов импорта.

Нельзя оставить без внимания такую товарную группу как химические средства защиты растений. Импорт данного товара за исследуемый период очень неоднородный. Наименьший удельный вес он занимал в 2002 году – 5,1% от общего объема импорта лицензируемых товаров, а в 2003 он возрос до 61,2%.

Для того, чтобы лучше проследить изменения импорта в период с 2001 по 2003 годы, необходимо определить прирост либо сокращение объема импорта лицензируемых товаров, а также оценить интенсивность этого изменения. Для этого необходимо рассчитать некоторые показатели по данным отдела торговых ограничений и экспортного контроля Белгородской таможни. Представим динамику импорта лицензируемых товаров в 2001 – 2003 годах в таблице 5.

Таблица 5

Динамика импорта лицензируемых товаров за 2001 – 2003 гг.

Годы

Объем импорта, долл. США

Абсолютный прирост, долл. США

Темп роста

Темп прироста, %



базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

2001

84426290

19114136

19114136

129,266

129,266

29,266

29,266

2002

3881461

-61430693

-80544829

5,943

4,597

-94,057

-95,403

2003

4199019

-61113135

317558

6,429

108,181

-93,571

8,181


Отмеченные изменения импорта лицензируемых товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в зоне деятельности Белгородской таможни, сопровождались расширением географии внешнеторговых партнеров, что прослеживается при ее анализе.

Основным внешнеторговым партнером России в импорте товаров, подлежащих лицензированию, в 2001 году была Бразилия (табл.6). На ее долю приходится 50,05% общего объема импорта.

Вторым (по величине удельного веса) внешнеторговым партнером России является Куба (32%). Другие страны занимают небольшую долю в общем объеме импорта. Можно отметить лишь такие страны, как ЮАР (3,73%), Украина (3,65%), Франция (2,14%).

В 2002 году прежними внешнеторговыми партнерами при импорте лицензируемых товаров остались: Бразилия, Куба, Франция и Украина (на их долю приходится около 67,05%). Появились новые внешнеторговые партнеры, среди которых – Таиланд, Кипр. Следует отметить также сокращение доли стран, занимавших ранее наибольший удельный вес, (Бразилии с 50,05% до 46,37%, Кубы с 31,91% до 15,73%).

Таблица 6

География импорта лицензируемых товаров в 2001-2003 годах


В 2003 году объем импорта лицензируемых товаров возрос. Увеличились поставки из Кубы (с 15,73% до 45,52%). Появился новый внешнеторговый партнер – Колумбия, на долю которого пришлось 7,47% от общего объема импорта 2003 года.

Таким образом, в 2001 году объем импорта товаров, подлежащих лицензированию, достиг максимального значения в исследуемом периоде. Это произошло в основном за счет высокого показателя доли сахара-сырца (51,1%) в общем объеме импорта.

В 2002 году по сравнению с 2001 годом объем импорта уменьшился на 84426,3 тыс. долл. США, что в процентном выражении составило 29,26%. В 2003 году по сравнению с 2002 годом импорт лицензируемых товаров немного вырос на 315 тыс. долл. США, а в 2003 году по сравнению с 2001 годом – уменьшился на 80227,3 долл. США.

Анализ географии импорта товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в зоне деятельности Белгородской таможни, выявил, что основными внешнеторговыми партнерами являются страны дальнего зарубежья – Бразилия, Куба, Колумбия, на их долю приходится более 90% от общего объема импорта. Эти страны являются экспортерами сахара-сырца, удельный вес которого в структуре импорта составляет 94%. Страны Содружества независимых государств представлены лишь Украиной, доля которой всего 1, 5 % от общего импорта лицензируемых товаров.


2.3 Оценка организации таможенного контроля импорта лицензируемых товаров


Организация таможенного контроля импорта лицензируемых товаров на Белгородской таможне осуществляется в соответствии с Приказом ГТК Российской Федерации от 15.12.2002г. № 1342 "О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров".

Данный приказ издан в целях совершенствования контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле в части применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и повышения эффективности взаимодействия между таможенными органами при осуществлении указанных контрольных функций.

Приказом утверждена Инструкция об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, устанавливающая единый порядок регистрации и учета лицензий в таможенных органах Российской Федерации и таможенного контроля ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации товаров, в отношении которых российским законодательством установлено лицензирование.

Определены порядок заполнения лицензии и процедура представления оригинала и копии лицензии ее владельцем в уполномоченное подразделение таможни.

Действие приказа позволяет участникам внешнеэкономической деятельности, соблюдая нормы права, обеспечить выполнение требований таможенных органов в части контроля за лицензируемыми товарами.

Технологическая схема таможенного оформления и таможенного контроля за ввозом и вывозом лицензируемых товаров в Белгородской таможне заключается в следующем.

Владелец лицензии до фактического перемещения товаров через таможенную границу РФ должен представить в отдел торговых ограничений и экспортного контроля таможни оригинал лицензии с зарегистрированным в отделе документационного обеспечения (ОДО) заявлением на имя начальника таможни с просьбой о регистрации лицензии по форме, приведенной в приложении 3, и пакетом документов, необходимых для ее регистрации (рис. 1).




Рис. 1. Схема обработки оригинала лицензии


Перечень документов, прилагаемых к лицензии:

1. Письмо - заявление от организации с просьбой о регистрации лицензии.

2. Контракт (копия), заверенный организацией.

3. Ксерокопия лицензии.

4. Копия заявления на выдачу лицензии.

5. Паспорт сделки.

6. Копии документов, указанных в гр. 11 и 18 лицензии.

7. Сертификат ПККН.

8. Справка о постановке на учет из налоговой инспекции 3.

9. Справка из Госкомстата.

10. Доверенность на предъявителя владельца лицензии.

Регистрацию лицензий производит главный инспектор группы контроля лицензий отдела торговых ограничений и экспортного контроля (ТО и ЭК) таможни. Доступ других лиц к указанным документам не допускается.

Главный инспектор проверяет наличие необходимых документов и оставляет лицензию с пакетом документов для проверки сведений.

Срок регистрации лицензии не может превышать 14 дней с момента подачи документов при полном объеме пакета документов и при соответствии сведений, заявленных в них.

В течение этого срока, специально уполномоченное должностное лицо отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни проверяет следующие данные:

- правильность заполнения лицензии. Лицензии, заполненные в нарушение установленного порядка, не принимаются;

- соответствие сведений, указанных в лицензии, сведениям, содержащимся в прилагаемом пакете документов;

- регистрирует лицензию в журнале регистрации лицензий;

- заносит сведения из регистрируемой лицензии в электронную базу данных.

После осуществления проверки должностное лицо отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни на оборотной стороне оригинала лицензии вносит следующие сведения:

а) при оформлении товара на таможенных постах Белгородской таможни - номер лицензии, срок действия, количество товара по лицензии, единица измерения, наименование таможенных постов и количество товара, выделяемое на эти таможенные посты в основных и дополнительных единицах