Показатели возможной экономической эффективности инвестиций

border="0" /> - денежный поток в прогнозных ценах;

- общий индекс инфляции тенге;

- общий индекс иностранной валюты.

Учет инфляционной премии в ставке процента.

Процентная ставка – это относительный (в процентах или долях) размер платы за пользование кредитом в течение определенного периода времени. Процентная ставка, взимаемая банком по кредитам, называется кредитной процентной ставкой. Процентная ставка, выплачиваемая банком по депозитным вкладам, называется депозитной процентной ставкой.

Кредитная Ии депозитная процентные ставки могут быть номинальными, реальными и эффективными.

Номинальная процентная ставка – процентная ставка, объявляемая кредитором. Реальная процентная ставка – процентная ставка в постоянных ценах (при отсутствии инфляции), величина которой обеспечивает такую же доходность займа, что и номинальная ставка при наличии инфляции.

Реальная процентная ставка получается из номинальной за счет исключения влияния инфляции и используется при анализе процентных ставок, а также для приближенного пересчета платежей по займам при оценке эффективности инвестиционного проекта в текущих ценах. Связь между реальной и номинальной процентными ставками определяется по формуле И.Фишера:

,

где r – реальная процентная ставка;

rн – номинальная процентная ставка;

i – темп инфляции (темп роста цен).

Эффективная процентная ставка – доход кредитора за счет капитализации процентов, выплачиваемых в течение периода, для которого объявлена процентная ставка.

Если номинальная процентная ставка равна (в долях), а выплата процентов по условию займа происходит m раз в год, то при каждой выплате уплачивается процент по ставке . В этом случае эффективная процентная ставка за год равняется (в долях):

.

Анализ чувствительности в условиях высокого уровня инфляции. Когда нет достаточно точных прогнозов относительно будущего поведения инфляции, зачастую первоначальные расчеты по проекту делают в базовых, начальных ценах, а затем с помощью анализа чувствительности проверяют влияние инфляции на эффективность проекта.

Цель анализа чувствительности – выявление важнейших факторов, способных наиболее серьезно повлиять на проект и проверить воздействие последовательных изменений этих факторов на результаты проекта. Среди варьируемых факторов, рассматриваемых на практике, наиболее важными являются показатель инфляции. При проведении анализа чувствительности можно последовательно анализировать виды инфляции:

общая;

переменных издержек;

заработной платы;

основных фондов;

постоянных издержек и накладных расходов и т.д.

Отдельно для инфляции можно построить вектор чувствительности, позволяющий выявить наиболее чувствительные переменные инфляции ,для которых целесообразно провести дополнительные исследования в рамках количественного анализа рисков [14].

Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, т.е о них нет полной и точной информации, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; это неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта.

Факторы неопределенности делят на внешние и внутренние. Внешние факторы – законодательство, реакция рынка на выпускаемую продукцию, действия конкурентов и др. Внутренние – компетентность персонала фирмы, ошибки при определении характеристик проекта и т.д.

Следует отметить некоторые важные особенности, связанные с учетом неопределенности в инвестиционном проектировании.

Неопределенность нельзя трактовать как отсутствие какой бы то ни было информации об условиях реализации проекта, речь может идти только о неполноте и неточности имеющейся информации. Соответственно учет неопределенности подразумевает сбор и наиболее полное использование всей имеющейся полезной информации об условиях реализации проекта и степени их возможности. Иными словами, упор делается не на отсутствие, а на наличие информации; имеющаяся информация должна рассматриваться как точная и обоснованная и использоваться при оценке проекта.

Неопределенность может относиться не только к информации о будущих условиях реализации проекта, но и использованной при проектировании информации об уже осуществленных действиях. Поэтому факторы неопределенности необходимо учитывать и при подготовке исходной информации для разработки проекта, и при оценке результатов его реализации, и при корректировке хода реализации на основе поступающей новой информации.

Под риском понимается вероятность возникновения условий, приводящих к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта. Однако приведенное определение не охватывает всего содержания этого термина. Для более полной характеристики целесообразно ввести понятие «ситуация риска».

Ситуацию можно рассматривать как сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности. Среди различных видов ситуаций особое место занимают ситуации риска. Функционированию и развитию многих экономических процессов присущи элементы неопределенности. Это обусловливает появление ситуаций, не имеющих однозначного исхода (решения). Если существует возможность количественно и качественно определить степень вероятности того или иного варианта, то это и будет ситуация риска.

Ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности. Ситуация неопределенности характеризуется тем, что вероятность наступления результатов решений или событий в принципе неустановима. Таким образом, ситуацию риска можно охарактеризовать как разновидность неопределенности, когда наступление событий вероятно и его вероятность может быть определена.

Влияние факторов риска и неопределенности приводит к тому, что содержание, состав инвестиционного проекта и методы оценки его эффективности существенно изменяются. Основным отличием проектов, разрабатываемых и оцениваемых с учетом неопределенности, является то, что условия их реализации и существующие затраты и результаты точно не известны. поэтому приходится принимать во внимание весь спектр их возможных значений, а также степень возможности каждого из них.

Из вышесказанного вытекают и другие отличия:

Необходимость введения новых и обобщения «обычных» показателей эффективности проекта;

Изменение экономического содержания понятия эффективности проекта;

Потребность в существенном изменении содержания инвестиционного проекта, прежде всего в части усложнения организационно-экономического механизма его реализации;

Необходимость введения в рассмотрение дополнительных показателей, характеризующих неопределенность и риск.

Полная определенность и отсутствие риска при оценке и принятии инвестиционного проекта являются нереалистичным условием. Поэтому денежный поток инвестиционного проекта можно оценить с той или иной степенью достоверности. Кроме того, разные проекты часто имеют разный уровень риска. Например, проекты, связанные, с совершенствованием существующих и внедрением новых видов товаров всегда вязаны с достаточно высоким риском.

В этой связи необходимо подчеркнуть важность анализа внешней маркетинговой среды, которая характеризуется изменчивостью и непредсказуемостью. Здесь используется вариантность расчетов проекта — при благоприятных и неблагоприятных условиях, например при низких и высоких ценах на сырье, материалы, энергию и т.д.

Для повышения качества принимаемых решений по инвестиционным проектам целесообразно проверить устойчивость их эффективности при различных значениях исходной информации в границах возможного колебания ее и наиболее вероятных неблагоприятных условиях их реализации. Проект считается устойчивым, надежным, если во всех вариантах влияние неблагоприятных последствий устранимо за счет создания запасов и резервов или они могут быть возмещены страховыми компаниями. Степень устойчивости проекта к возможным неблагоприятным изменениям его осуществления может быть охарактеризована показателями.

Предельного уровня объема производства, цен производимой продукции и других параметров проекта.

Предельное значение параметра проекта для конкретного года его реализации - значение параметра в данном году при нулевой чистой прибыли.

Наиболее распространенным приемом оценки устойчивости проекта является определение «точки безубыточности», которая показывает тот минимальный объем продаж подлежащей выпуску продукции, при котором выручка от ее реализации покрывает только издержки производства и сбыта продукции.

«Точка безубыточности» (минимальный объем выпуска продукции Мб) может быть определена по формуле:

где Ц - цена единицы продукции;

Зп - условно-постоянные издержки предприятия в целом;

Зпер - переменные затраты на производство единицы продукции.

Проект считается относительно надежным, если номинальный объем продаж превышает «точку безубыточности».

3. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

3.1 Классификация методов оценки приемлемости инвестиционных проектов

Центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами занимает финансово-экономическая оценка инвестиционных проектов. С развитием рыночных отношений в нашей стране стали применяться различные методы оценки эффективности инвестиций, адекватно отражающие конкретные предпринимательские цели хозяйствующих субъектов, банков, корпораций и частных лиц. Естественно, в сфере государственного управления потребовалась разработка новых рыночных подходов к обобщенной оценке эффективности инвестиционной деятельности различных субъектов. Эта задача была реализована в Методических рекомендациях, утвержденных Минфином в 1994 г. В них авторитетные ученые сделали попытку приблизиться к общепризнанным методам оценки инвестиций, применяемым в мировой практике.

Сравнение инвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них производились с использованием различных показателей. Среди них: чистый, дисконтированный доход или интегральный эффект, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости, другие показатели, отражающие интересы участников или специфику проекта.

Нередко оценка производится, когда проект разработан лишь в самых общих чертах и исходная информация о его показателях ориентировочная. Такой расчет (экспресс-оценка эффективности) принципиально ни чем не отличается и не должен отличаться от «обычного». Различия здесь носят только технический характер (укрупненный подсчет затрат и доходов) и обусловлены прежде всего ограниченностью сроков проведения экспресс-оценки.3 Неполнота и неточность исходной информации при этом учитываются путем:

разбиения расчетного периода на более крупные шаги;

использования менее детальной разбивки затрат;

применение упрощенных методов расчета тех статей доходов и расходов, которые несущественно влияют на эффективность проекта;

использование существенно ограниченного перечня интегральных показателей эффективности проекта;

завышения размеров запасов и резервов [14].

В современных условиях многообразия критериев эффективности Методические рекомендации утратили функцию единого критерия как главного мерила выгодности. Решение обычно принимает предприниматель или группа лиц на основе рассматриваемой совокупности оценочных показателей и анализа влияния множественных факторов в их иерархической системе на микро-, мезо- и макроуровне.

Показатели оценки эффективности инвестиций:

Первая группа – динамические показатели, основанные на применении концепции дисконтирования. Рассчитываются с помощью методов:

определения чистого дисконтированного дохода (ЧДД);

расчета индекса доходности (ИД);

расчета внутренней нормы доходности (ВНД).

Вторая группа – статические показатели, основанные на учетных ставках. Оцениваются путем:

расчета срока окупаемости инвестиций (СО);

определения бухгалтерской рентабельности инвестиций (БР).

Все показатели оценивают инвестиционный проект или различные его варианты только по одному критерию и не дают возможности достаточно обоснованно принять инвестиционное решение, поскольку в хозяйственной практике возникают ситуации, когда инвестору необходимо сделать выбор из нескольких возможных для реализации инвестиционных проектов.

В деловой практике каждый из общепринятых методов оценки эффективности инвестиций имеет своих сторонников, часто их используют в комбинации друг с другом. Результаты рыночного анкетного опроса 103 крупнейших судоходных компаний мира в 2003 г. о частоте применения тех или иных методов оценки приемлемости инвестиций представлены в табл. 2. Наиболее часто в качестве основного измерителя используется внутренняя норма доходности, на втором мете – срок окупаемости, и наконец, на третьем – чистый дисконтированный доход. Однако для окончательного решения привлекаются дополнительные критерии, в том числе неформальные.


Частота применения методов оценки приемлемости проектов

Таблица 2

Название метода

Частота применения в качестве


основного

вспомогательного

Дисконтные

1. Чистая текущая стоимость 32 39
2. Внутренняя норма доходности 69 14
3. Другие методы 12 21
Бухгалтерские

1. Срок окупаемости 49 34
2. Рентабельность 18 30
3. Другие методы 14 23

Примечание: многие компании использовали в качестве основных или дополнительных несколько показателей, поэтому общий результат в каждой колонке превышает 103.

Наиболее популярна следующая триада формальных показателей (45% опрошенных судоходных компаний): внутренняя норма доходности и срок окупаемости – в качестве основных, а чистый дисконтированный доход – как дополнительный показатель. Очевидно, что явного преимущества какого-то одного метода оценки инвестиций нет.

Проведение анализа накопленного мирового опыта в этой области позволило выявить причины использования того или иного метода на практике. Например, приверженцев наиболее общих и, возможно, самых несложных методов (срок окупаемости) часто критикуют за их неспособность правильно оценить проект. В то же время среди сторонников, использующих методы дисконтирования денежных потоков, продолжается спор о том, что лучше: внутренняя норма доходности или чистый дисконтированный доход, хотя чаще ученые склоняются в сторону последнего [23].

3.2 Методика оценки инвестиционных проектов

Рассмотрим некоторые из методов оценки инвестиционных проектов.

Метод определения чистого дисконтированного дохода. В мировой практике для обозначения этого метода используют разные термины: «чистая текущая стоимость», «чистый приведенный доход», «чистая дисконтированная стоимость», «общий финансовый итог от реализации проекта», «текущая стоимость», «чистая текущая стоимость проекта», «чистая приведенная стоимость», «интегральный эффект» и т.д. Однако во всех работах этот метод имеет русскую аббревиатуру – ЧДД (Net Present Value, NPV) и в ряде случаев различные алгоритмы для расчета.

Суть метода определения чистого дисконтированного дохода - сравнение текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для его реализации. Этот метод анализа инвестиций основан на определении чистой текущей стоимости, которая обеспечивает прирост денежных средств компании в результате реализации инвестиционного проекта. Он исходит из двух предпосылок: любая компания стремится к максимизации потоков денежных средств, разновременные затраты имеют неодинаковую стоимость.

Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:

,

где Рt – результаты, достигаемые на шаге расчета t;

Зt – затраты, осуществляемые на том же шаге;

Е – коэффициент дисконтирования;

Эt = (Рt – Зt) – эффект, достигаемый на шаге расчета t.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, это означает, что в результате реализации такого проекта собственные средства компании возрастут и, следовательно, инвестирование пойдет ей на пользу, т.е. проект может считаться приемлемым. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном ЧДД, инвестор понесет убытки, т.е. проект неприемлем.

Следует особо рассмотреть ситуацию, когда ЧДД = 0, т.е. собственные средства предприятия не меняются. Однако проект с ЧДД = 0 имеет дополнительный аргумент в свою пользу: в случае реализации проекта возрастут объемы производства. Поскольку нередко этот факт рассматривается как положительная тенденция, то проект все же считается приемлемым.

На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД. Для этого из состава Зt исключают капитальные вложения:

,

где Кt – капиталовложения на шаге расчета t;

К – сумма дисконтированных капиталовложений.

Через Иt обозначают затраты на шаге расчета t при условии, что в них не входят капиталовложения. В формулу для К притоки денежных средств входят со знаком «плюс», а оттоки денежных средств – со знаком «минус». Тогда формула для ЧДД имеет вид:

.

Эта формула выражает разницу между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вложений (К). ЧДД снижается, если растет норма дисконта (процентная ставка, которую взяли в расчет).

Показатель ЧДД применяется при определении коммерческой (финансовой), экономической и бюджетной эффективности проекта. При определении коммерческой эффективности наряду с ЧДД используется показатель потока реальных денег (cash flow). Потоком реальных денег (Фt) называется разность между притоком (Пt) и оттоком (Оt) денежных средств на каждом t-м шаге расчета:

Фt = Пt - Оt.

Показатель ЧДД отражает также прогнозируемую оценку изменения экономического потенциала предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта.

Широкая распространенность метода оценки инвестиций решений на основе ЧДД объясняется тем, что он обладает достаточной устойчивостью при разных комбинациях исходных данных, позволяя во всех случаях находить экономически рациональное решение. Однако он дает ответ лишь на вопрос, способствует ли анализируемый вариант инвестирования росту собственных средств компании, но не говорит об относительной мере такого роста. А эта мера имеет большое значение для любого инвестора. Поэтому для восполнения такого пробела используется иной показатель – метод рентабельности инвестиций.

Метод расчета индекса доходности. Этот метод в мировой практике имеет следующие названия: «индекс доходности», «рентабельность», «простая норма прибыли (без дисконтирования)», «индекс выгодности инвестиций», «показатель рентабельности инвестиций», «индекс прибыльности». Во всех случаях этот метод имеет аббревиатуру – ИД (Profitability Index, PI).

Индекс доходности – это показатель, позволяющий определить, в какой мере возрастут собственные средства предприятия в расчете на одну денежную единицу инвестиций. Метод расчета данного показателя является как бы продолжением метода расчета чистой текущей стоимости. Показатель ИД, в отличии от показателя ЧДД, является относительной величиной. Он рассчитывается по формуле:

,

где К – сумма дисконтированных капиталовложений;

Рt – результаты, достигаемые на шаге расчета t;

Иt – затраты на шаге расчета t;

Е – коэффициент дисконтирования.

Если ИД>1, реализация проекта целесообразна, причем чем больше ИД превышает единицу, тем больше инвестиционная привлекательность проекта. Иными словами, дисконтированные доходы от реализации проекта в ИД раз превосходят дисконтированные инвестиционные затраты. Если ЧДД положителен, то и ИД>1, и наоборот.

Индекс доходности, выступая как показатель абсолютной приемлемости инвестиций, в то же время предоставляет возможность для исследования инвестиционного проекта еще в двух аспектах: с его помощью можно определить меру устойчивости проекта и ранжировать различные инвестиции с точки зрения их привлекательности.

Однако индекс доходности показывает уровень эффективности инвестиций при одном ограничении – при принятой норме дисконта. Устраняет этот существенный недостаток метод расчета внутренней нормы доходности.

Метод расчета внутренней нормы доходности. В мировой практике используются следующие названия этого метода: внутренняя норма доходности, доходность дисконтированных денежных поступлений, внутренняя норма рентабельности, внутренняя норма прибыли, внутренняя ставка отдачи, внутренний коэффициент рентабельности, внутренняя норма окупаемости инвестиций. Аббревиатура этого метода – ВНД (Internal Rate of Return, IRR).

Внутренняя норма доходности – та расчетная ставка процентов, при которой капитализация регулярно получаемого дохода дает сумму, равную инвестициям, и, следовательно, капиталовложения являются окупаемой операцией. Иными словами, внутренняя норма доходности представляет собой уровень окупаемости средств, направленных на цели инвестирования, и по своей природе близка к различного рода процентным ставкам, используемым в других аспектах финансового менеджмента. В основном рассматриваются стандартные инвестиционные проекты, при реализации которых необходимо сначала осуществить затраты денежных средств (допустить отток средств) и лишь потом можно рассчитывать на денежные поступления (притоки средств).

Таким образом, ВНД – это коэффициент дисконтирования (Евн), при котором величина приведенных к одному и тому же временному интервалу эффектов равна приведенным капиталовложениям:

,

где Рt – результаты, достигаемые на шаге расчета t;

Иt – затраты на шаге расчета t;

Евн – коэффициент дисконтирования;

Кt – капиталовложения на шаге расчета t.

Если расчет ЧДД инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является он приемлемым или нет при некотором заданном коэффициенте дисконтирования (Е), то ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Если ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, то инвестиции в данный инвестиционный проект оправданы, и можно рассматривать вопрос о его принятии.

Формально ВНД – это коэффициент дисконтирования, при котором ЧДД=0, т.е. инвестиционный проект не обеспечивает роста собственных средств компании, но и не ведет ее к снижению. Именно поэтому в отечественной литературе ВНД иногда называют проверочным дисконтом, так как она позволяет найти граничное значение коэффициента дисконтирования, разделяющее инвестиции на приемлемые и неприемлемые. Для этого ВНД сравнивают с тем уровнем доходности вложений, который компания выбирает для себя в качестве стандартного с учетом того, по какой цене она получила капитал для инвестирования. Этот стандартный уровень желательной доходности часто называют барьерным коэффициентом HR (hurdle rate).

Принцип сравнения этих показателей: если ВНД>HR – проект приемлем, если ВНД<HR – проект неприемлем, а если ВНД=HR – можно принимать любое решение.

Таким образом, ВНД становится критерием, по которому отсеиваются неприемлемые проекты. Этот показатель может служить основой для ранжирования проектов по категории их приемлемости, но лишь при прочих равных условиях сравниваемых проектов (равная сумма инвестиций, одинаковая продолжительность, равный уровень риска, одинаковые схемы формирования денежных поступлений).

Наконец, этот показатель служит индикатором уровня риска по проекту: чем в большей степени ВНД превышает принятый фирмой барьерный коэффициент HR, тем больше запас прочности проекта и тем менее вероятны ошибки при оценке величин будущих денежных поступлений.

Если сравнение альтернативных (взаимоисключающих) инвестиционных проектов (вариантов одного проекта) по ЧДД и ВНД приводит к противоположным результатам, то предпочтение следует отдавать ЧДД, так как этот метод обладает большей достоверностью.

Метод расчета срока окупаемости инвестиций. Для этого метода используют следующие наименования: «срок окупаемости», «окупаемость», «срок окупаемости (без дисконтирования)», «период окупаемости инвестиций», «время окупаемости инвестиций», «период окупаемости проекта». Аббревиатура этого критерия – СО (Payback Period. PP).

Срок окупаемости – это минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится ив дальнейшем остается неотрицательным. Иными словами, это период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.

Результаты и вложения, связанные с осуществлением проекта, можно вычислять с дисконтированием или без него. Соответственно, получают два различных срока окупаемости.

Если не учитывать фактор времени (т.е. равные суммы дохода, получаемые в разное время, рассматриваются как равноценные), то показатель срока окупаемости определяется традиционным способом – как соотношение капитальных вложений и полученных от проекта результатов.

Период окупаемости – это промежуток времени, в течение которого недисконтированные прогнозируемые поступления денежных средств превысят недисконтированную сумму инвестиций. Это число лет, необходимых для возмещения стартовых инвестиционных расходов.

Более обоснованным является другой метод определения срока окупаемости, использующий концепцию дисконтирования. При данном методе под сроком окупаемости (СО) понимают продолжительность периода, в течении которого сумма чистых денежных поступлений, дисконтированных на момент начала инвестиций, равна сумме инвестиций:

.

Допущения при использовании показателем периода окупаемости:

все сопоставляемые с его помощью инвестиционные проекты имеют одинаковый срок жизни;

все проекты предполагают разовое вложение первоначальных инвестиций;

после завершения вложения средств инвестор начинает получать примерно одинаковые ежегодные денежные поступления на протяжении всего периода жизни инвестиционных проектов.

Основной недостаток показателя срока окупаемости как меры эффективности – он не учитывает весь период функционирования инвестиций и, следовательно, на него не влияет вся та отдача, которая лежит за пределами СО. Отсюда следует, что показатель срока окупаемости не должен служить критерием выбора, а может использоваться лишь в виде ограничения при принятии решения. Если срок окупаемости проекта больше, чем принятые ограничения, то он исключается из списка возможных инвестиционных проектов.

Период окупаемости имеет прямую связь с внутренней нормой доходности и соответственно, с уровнем коэффициента дисконтирования [23].

3.3 Оценка эффективности инвестиционного проекта по производству кисло-молочной продукции

3.3.1 Проект бизнес-плана. Цель проекта, описание предприятия

Целью проекта является создание мини-цеха по производству кисломолочных продуктов в городе Жезказган для обслуживания жителей и гостей города.

Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественного питания для людей со средним уровнем дохода.

Данный проект планируется реализовать с образования юридического лица с упрощенной формой налогообложения и упрощенной финансовой отчетностью.

Для финансирования проекта планируется получить кредит в сумме 5000000 тенге сроком на 2 года под 21% годовых в «Банке «Центр Кредит».

Для организации производства требуется:

Приобрести технологическое оборудование (холодильные камеры, посуды, сепараторы и т.д.).

Произвести небольшой ремонт помещения. Помещение планируется взять на правах долгосрочной аренды.

Основные требования к персоналу – наличие необходимой профессиональной квалификации. Общее количество создаваемых рабочих мест, включая руководителя – владельца свидетельства на частную предпринимательскую деятельность – 5 человек.

3.3.2 План сбыта

Описание рынка

Анализ рынка и маркетинговая стратегия.

Анализ факторов внешней среды, правильное и полное представление сильных и слабых сторонах предприятия позволяет составить прогноз сбыта, являющегося основой всего внутрифирменного планирования.

Поставщики – деловые партнеры фирмы, обеспечивающие предприятие сырьем, оборудованием. Важно предварительно заключить договора на поставку продукции, чтобы не сорвать план по реализации заданной цели.

К потребителям относятся организации и отдельные лица, приобретающие продукцию.

Потребители, решая, какие товары для них желательны и по какой цене, определяют для предприятия почти все, относящееся к его деятельности: объем производства того или иного наименования продукции, приблизительную цену по которой товар будет реализовываться на рынке, следовательно себестоимость данной продукции и примерные затраты на производство. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие предприятия с поставщиками.

Территория продажи продуктов ограничивается городом Жезказган. Клиентами являются:

Сети магазинов и независимые магазины;

Население г. Жезказган.

На сегодняшний день в нашем городе существует несколько предприятий по производству молочной продукции, а также других источников реализации на рынке молочной продукции:

Компания «Фудмастер» города Алматы, их продукты привозятся частниками и перераспределяются по магазинам и киоскам по ценам столицы с разрывом хранения в холодильнике;

Российские компании, поставляющие в основном сыры и пастерилизованное молоко;

Жезказганская компания «Жезказган Сут»;

Население, оно продает молоко, окисленное молоко, сметану и творог на рынках без соблюдения норм санитарии и порой разбавленное.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что идет неудовлетворенность молочными продуктами из-за следующих факторов:

Местное производство недостаточного количества;

Местное производство не пригодное для некоторых употреблений, как покупка большими предприятиями для коллективного питания из-за несоблюдения санитарных норм и старой упаковки;

Продукты, ввозимые из России очень дорогие и порой не доступны некоторым слоям населения.

Продукты из города Алматы часто бывают просроченными.

Описание продукции

Выпуск продукции предприятия зависит от многих факторов: наличия, состава, состояния и производительности оборудования, режима работы предприятия, квалификации кадров, состава сырья и материалов. Из таблицы 3 можно рассмотреть ассортимент продукции.

Ассортимент продукции

Таблица 3

Продукция Единица измерения Жирность продукции Расфасовка продукции Цена за 1 шт.
Кефир 0,5 л. 2,5 Пластиковая упаковка 30 тенге
Сметана 250 грамм 20 Пластиковая упаковка 52 тенге

Основные факторы успеха деятельности предприятия – это большой спрос на молочные продукты и быстрая их реализация.

Территория продажи продуктов ограничивается городом Жезказган.

Таким образом, мини-цех по производству кисло-молочных продуктов будет отвечать местному спросу на качественные продукты, недорогие, так как произведены на месте, и упакованы в практичную современную упаковку.

Инвестиционный план

В подготовительный период необходимо выполнить следующий объем работ:

1. Получить кредит в «Банке «Центр Кредит»;

2. Заключить договор на аренду помещения;

3. Закупить необходимое для организации производственного процесса оборудование;

4. Произвести доделку и дооборудование помещения;

5. Произвести подбор персонала;

6. Заключить договора на поставку сырья и расходных материалов;

7. Получить разрешение на продажу кисло-молочных продуктов.

Длительность третьего этапа «Покупка оборудования для производства» составляет 120 дней ввиду того, что оборудование покупается с рассрочкой платежа по следующей схеме:

Авансовый платеж в размере 1000$;

Поставка оборудования в 20-ти дневный срок после поступления аванса на расчетный счет поставщика;

Выплата остальной суммы в течении двух месяцев после поставки, равными ежемесячными платежами.

После окончания подготовительного периода запускается производство. Срок выхода на проектную мощность определен в два месяца.

3.3.3 Производственный план

Описание технологии производства

Технологический процесс – это целенаправленное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт с заданными свойствами, пригодный к производственному потреблению.

Молоко на предприятие поступает от частных хозяйств, затем оно проходит через фильтр, далее проходит несколько этапов переработки, это сепарация, гомогенизация.

Сепарация или снимание сливок заключается в отделении жиров от молока, она осуществляется с помощью сепаратора.

Гомогенизация это факультативный процесс, применяемый для стандартного молока, предназначенный для производства кефира.

Будет изготавливаться: кефир 2,5% жирности и сметана 20% жирности. Все будет упаковываться в современные упаковки.

План персонала

Для обеспечения производственного процесса предусмотрено следующее штатное расписание:

Производство

Таблица 4

Должность Кол-во (чел.) Сумма,тенге Выплаты
Водитель 1 7000 Ежемес.
Уборщица 1 4000 Ежемес.
Рабочие 2 6000 Ежемес.

Подбор персонала планируется осуществлять перед пуском производства с учетом следующих требований:

Наличие профессиональной подготовки и квалификации по данной специальности;

Наличие опыта работы на аналогичных предприятиях общественного питания;

Коммуникабельность;

Знание нормативных документов, регламентирующих работу в сфере торговли.

Общие издержки

В процессе производства запланированы следующие ежемесячные постоянные издержки.

Расходы

Таблица 5

Наименование Сумма Выплаты В течение…
Налоговые платежи по упрощенной системе 3000 Ежемес. Всего проекта
Аренда помещения 30000 Ежемес. Всего проекта
Транспортные расходы 14300 Ежемес. С 2 по 24 мес.
Прочие расходы 10000 Ежемес. С 2 по 24 мес.
Сырье (молоко) 100000 Ежемес. С 2 по 24 мес.
Упаковка 34000 Ежемес. С 2 по 24 мес.

Финансовый план

Для финансовых расчетов были приняты следующие исходные данные:

Дата начала проекта: 10.05.2007

Продолжительность: 2 года

Основная валюта проекта: тенге

Капитал: для финансирования проекта планируется взять льготный кредит в сумме 5 000 000 тенге сроком на 24 месяца под 21% годовых.

Выплаты процентов по кредиту планируется осуществлять ежемесячно. Погашение кредита одной суммой, через 24 месяца с момента действия кредитного договора. Кредитные средства планируется израсходовать на покупку оборудования, ремонт помещения и запуск производства.

3.3.4 Оценка эффективности инвестиционного проекта

Расчет экономической эффективности проекта