Управление трудом в рыночных условиях

align="BOTTOM" border="0" />

3.3 3

7.7 4

23 5

7.7 6

5.7

Весовые коэффициенты рассчитываются по формуле:


(5)


(6)

n – число недостатков (n = 6).

Результаты расчетов представим в таблице 2.3


Таблица 2.3Расчет весовых коэффициентов




доля %
1 0.77 0.088 8.8
2 0.55 0.064 6.4
3 1.28 0.148 14.8
4 3.83 0.442 44.2
5 1.28 0.148 14.8
6 0.95 0.11 11

8.66 1 100

По результатам проведенных исследований было выявлено, что наиболее значимым недостатком является подавление инициатив и творческая работа сотрудников.

Устранение этого недостатка позволит достичь производственных успехов во многом определяющих социально-психологический климат в коллективе, удовлетворение культурных, бытовых и других потребностей работающих, достижения сплоченности коллектива, повышения уровня его нравственной зрелости.


3. Методики изучения социально-трудовых отношений в коллективе


3.1 Социологическое исследование трудовой деятельности


Знание объективного состояние трудовой организации играет не последнюю роль в принятия эффективного управленческого решения. При этом в трудовых организациях, как в целостных системах, постоянно происходят непрерывные изменения, движение и воспроизводство их элементов. Эти изменения представляют собой совокупность социальных действий, процессов или явлений. Все эти процессы можно условно подразделить на три группы:

Процессы формирования и развития организаций:

Прогнозирование потребности в кадрах, их подготовка и переподготовка, движение кадров.

Подбор и расстановка кадров.

Стабилизация коллектива.

2) Процессы изменения условий, качества труда и жизни членов коллектива:

Условия использования трудового потенциала.

Условия удовлетворения первичных жизненных потребностей.

Условия труда, развитие социально-производственной инфраструктуры.

Условия быта, развитие социально-бытовой инфраструктуры.

Условия удовлетворения духовных потребностей.

Условия удовлетворения трудовых и гражданских прав.

Условия участия трудящихся в управлении делами коллектива.

3) Динамика формирования и развития социальных качеств людей:

Изменения в системе потребностей и ценностных ориентациях работников.

Динамика состояния дисциплины и правопорядка в трудовой организации.

Изменения в уровне и направленности трудовой, социальной и других видах активности.

Изменения в образовательной подготовке и культурном уровне развития работников.

Динамика формирования и готовности работников к инновационной деятельности.

Такое разделение социальных процессов на группы позволяет их абстрагировать и исследовать с помощью социологических методов для получения текущей ин формации о состоянии организации.


3.2 Определение трудового потенциала работника (самообследование)


Трудовой потенциал работника состоит из четырех взаимосвязанных элементов:

психофизиологический потенциал (психологический возраст, уровень здоровья, темперамент, уровень интеллекта и т.д.);

квалификационный потенциал (профессиональное соответствие, степень ответственности, стаж работы);

мотивационный потенциал (потребности, интересы, мотивы);

социальный потенциал (ценностные ориентации, моральный контроль, правдивость).

На основе существующей методики (Приложение 1) рассчитаем собственный трудовой потенциал.


3.2.1 Определение психологического возраст человека

Мне 20 лет. Я считаю, что доживу до 95 лет. В таблице 3.1 выделю число, соответствующее указанному возрасту (с точностью до 5 лет). А потом оцениваю каждое пятилетие своей жизни по степени насыщенности важными для меня событиями. Оценка производится по пятилетиям постановкой знака (+) в соответствующую клетку таблицы 3.1 (10 баллов – максимальная степень насыщенности, 1 балл - минимальная)


Таблица 3.1

Возрастной

интервал,

лет

Степень насыщенности важными событиями, баллы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
До 5


+





6-10






+

11-15





+


16-20








+
21-25








+
26-30






+

31-35




+



36-40




+



41-45





+


46-50






+

51-55






+

56-60






+

61-65





+


66-70




+



71-75



+




76-80


+





81-85

+






86-90
+







91-95 +









Обработка результатов:

Общая сумма баллов по всем пятилетиям составила 118 баллов.

На прошедшие пятилетия приходится 29 баллов.

Разделим сумму баллов «прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий, получим: 29/118=0,24

Умножим найденный показатель на предполагаемую продолжительность жизни: 0,24*95=22,8

Полученный результат и есть психологический возраст.

Для человека нормой считается естественный возраст +2-3 года, т.к мои показатели соответствуют этим значениям, то это говорит о высоком потенциале.


3.2.2 Определение уровня здоровья

Возраст – 20 лет. Каждый год дает один балл = 20 баллов.

Вес. Вес = 52 кг, рост = 171 см. 171-110 = 61кг - нормальный вес. Мой вес ниже нормы на 9 кг, значит, прибавляем 45 баллов.

Курение. Некурящий получает 30 баллов. Т.к. я не курю, то + 30 баллов.

Физическая активность. Занимаюсь спортом один раз в неделю + 5 баллов.

Пульс в покое. Эталон числа сокращений в покое 90, за каждый удар пульса из этой разницы плюс, минус 1 балл (пульс 64, то +26 баллов)

Сумма баллов = 126- высокий уровень здоровья.

Эталон теста___

- Не более 20 баллов – у работника могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем (низкий потенциал)

- 21-60 баллов – у работника средний уровень здоровья (средний потенциал)

- 61- более 100 баллов– у работника высокий уровень здоровья (высокий).


3.2.3 Определение темперамента

Из четырех предложенных ниже описаний характера необходимо выбрать то, которое более всего подходит. Его порядковый номер будет соответствовать названию ведущего темперамента. Поскольку чистые темпераменты встречаются редко, из оставшихся описаний необходимо выбрать еще одно, которое подходит в большей степени, чем остальные. Его номер будет соответствовать дополнительному темпераменту.

1. Я - человек энергичный и напористый, не всегда контролирую свои эмоции. Если выхожу из себя, то успокаиваюсь не сразу. Своим делом занимаюсь энергично и с полной отдачей, на посторонние вещи не отвлекаюсь. Прямолинеен в делах, и в отношениях. Даже самые трудные препятствия предпочитаю преодолевать, а не обходить.

2. Я - человек спокойный и уравновешенный, меня очень трудно вывести из себя. По характеру терпелив, умею ждать. Медленно приспосабливаюсь к новой обстановке. В дело вникаю глубоко, работаю неторопливо, шаг за шагом продвигаясь в выбранном направлении, не люблю отвлекаться от основного занятия.

3. Я - человек гибкий и динамичный, всегда нуждаюсь в разнообразии внешних впечатлений. Хотя легко возбуждаюсь, но так же быстро и успокаиваюсь. Предпочитаю расширять круг своих контактов и легко переключаюсь с одного занятия на другое. Ни при каких обстоятельствах не падаю духом, умею находить выход из любого положения.

4. Я - человек чувствительный и изменчивый, очень завишу от своего внутреннего состояния. Легко расстраиваюсь по пустякам и долго не успокаиваюсь. Из-за тонкой восприимчивости душевное равновесие дается мне с трудом, поэтому я нуждаюсь в эмоциональной поддержке близких. О моих перепадах настроения посторонним трудно догадаться.

Я выбираю 3 описание характера, как основной; 2 описание характера, как дополнительный.

Эталон теста:

холерический (средний потенциал)

флегматический (средний потенциал)

сангвинический (высокий)

меланхолический (низкий потенциал)


3.2.4 Определение уровня интеллекта

Шкала интеллекта определяет уровень логического мышления и формируется в ответах на вопросы 1, 2, 3, 14, 25, 26, 7, 8. При этом ответ «НЕТ» в 1, 2, 4, 8 вопросах. Ответ «ДА»—в вопросах 3, 5, 6, 7. Результат определяется по сумме совпадений. Максимальный балл равен 8(высокий потенциал). Средний потенциал — от 4 до 6.Низкий – ниже 6

Ответьте «ДА» или «НЕТ» на следующие вопросы.

Если бы сказали, что север находится на юге и что ночью светло, то должны были бы назвать ураган бедой - нет (1);

Я предпочитаю избегать ситуаций, где могу оказаться хужедругих – нет (1);

Я люблю заниматься делом, требующим полной отдачи – да (1);

«Стул» так относится к «мебели», как «Луна» к «Солнцу» - нет (1);

Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд чисел 1, 2, 3, 6, 5, ..., — будет 10 – нет (0);

Я предпочитаю сложные задачи и цели – нет (0);

Если стрелки часов встречаются через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти первые часы спешат – нет (0);

Я больше других озабочен тем, что обо мне думают люди – нет (1).

Общее количество баллов = 5, что говорит о среднем потенциале.


3.2.5 Определение профессиональной направленности

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей.


Таблица 3.2

Код профессии Выбор (фиксировать плюсом) Сумма плюсов
1. + 1
2. ++++++ 6
3. ++++++ 6
4. +++++++ 7
5. +++++++++++ 11
6. +++++++++ 9

Инженер (1) - Социолог (2)

Кондитер (1) – Священнослужитель (З)

Повар (1) - Статистик (4)

Фотограф (1) - Торговый администратор (5)

Механик (1) - Дизайнер (6)

Философ (2) - Врач (3)

Эколог (2) - Бухгалтер (4)

Программист (2) - Адвокат (5)

Кинолог (2) - Литературный переводчик (б)

Страховой агент (3) - Архивист (4)

Тренер (3) - Телерепортер (5)

Следователь (3) - Искусствовед (6)

Нотариус (4) - Брокер (5)

Оператор ЭВМ (4) - Манекенщица (6)

Фотокорреспондент (5) - Реставратор (6)

Озеленитель (1) - Биолог-исследователь (2)

Водитель (1) - Бортпроводник (3)

Метролог (1) - Картограф (4)

Радиомонтажник(1) - Художник по дереву (6)

Геолог (2) - Переводчик-гид (3)

Журналист (5) - Режиссер (6)

Библиограф (2) - Аудитор (4)

Фармацевт (2) - Юрисконсульт (3)

Генетик (2) - Архитектор (6)

Продавец (3) - Оператор почтовой связи (4)

Социальный работник (3) - Предприниматель (5)

Преподаватель вуза (3) - Музыкант-исполнитель (6)

Экономист (4) - Менеджер (5)

Корректор (4) - Дирижер (6)

Инспектор таможни (5) - Художник-модельер (б)

Телефонист (1) - Орнитолог (2)

Агроном (1) - Топограф (4)

Лесник (1) - Директор (5)

Мастер по пошиву одежды (1) - Хореограф (б)

Историк (2) - Инспектор ГАИ (4)

Антрополог (2) - Экскурсовод (3)

Вирусолог (2) - Актер (б)

Официант (3) - Товаровед (5)

Главный бухгалтер (4) - Инспектор уголовного розыска (5)

Парикмахер-модельер (б) - Психолог (3)

Пчеловод (1) - Коммерсант (5)

Судья (3) - Стенографист (4)


Подсчитаем количество плюсов в бланке ответов. Максимальное количество плюсов указывает на принадлежность к одному из шести профессиональных типов. Мой тип – это:

5. Предприимчивый тип (высокий потенциал)

Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.

Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.


3.2.6 Определение уровня ответственности

Шкала ответственности содержит вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. «НЕТ» — в ответах на вопросы 1, 2, 4, 5, 6. «ДА» — в от ветах на вопросы 3,7,8 Результат определяется по сумме сов падений в обеих группах вопросов. Максимальный балл равен 8(высокий потенциал). Средний потенциал — от 4 до 6.Низкий – ниже 6

Ответьте «ДА» или «НЕТ» на следующие вопросы.

Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе – нет (1);

В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам – нет (1);

Человек, который не смог добиться успеха в работе, скорее всего не проявил достаточно усилий – да (1);

Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека – нет (1);

Как правило руководство оказывается более эффективным, когда жестко контролирует действия своих подчиненных – да (0);

Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства – да (0);

Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно решать, что и как делать – нет (0);

То, что со мной случается — дело моих собственных рук – да (1).

Общее количество баллов = 5, что говорит о среднем потенциале.


3.2.7 Определение мотивационного потенциала

Наказывали ли вас в детстве (очень часто – 2, по заслугам – 3, нет – 1)

В вашей семье отмечают совместно памятные даты (всегда – 3, иногда – 2, никогда – 1)

В вашей семье принято дарить (сувениры – 3, крупные подарки -2, деньги – 1)

Будете ли вы рады подаренной открытке (всегда – 3, только от любимого – 2, нет – 1)

В осознано выбрали профессию (да – 3, скорее да – 2, нет – 1)

Легко ли вам дается обучение (да – 3, скорее да – 2, нет – 1)

Согласны ли вы трудиться какое-то время в «копилку будущего» (да – 3, скорее да – 2, нет – 1)

В шкале «жизненных ценностей» на первое место вы поставите: интересная работа – 3, материальное благополучие – 2, развлечения – 1)

Поддерживаете ли вы отношения со своими школьными друзьями (да – 3, скорее да – 2, нет – 1)

Совпадают ли ваши потребности с вашими возможностями (да – 3, скорее да – 2, нет – 1)

Готовы ли вы пожертвовать своим свободным временем ради реализации поставленной цели (да – 3, скорее да – 2, нет – 1)

Быстро ли вы переходите к действию после возникновения какой-то потребности (да – 3, скорее да – 2, нет – 1)

Вас все устраивает в сегодняшней жизни (да – 1, скорее нет – 2, нет – 3)

Возраст: до 22 лет – 2, до 35 – 3, после 35 – 1

Пол: муж – 1, жен – 2

Общее количество баллов = 31, что говорит о среднем потенциале.


3.2.8 Определение социального потенциала

Шкала морального контроля содержит вопросы 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13. Ответ «НЕТ» в вопросах 8, 9, 11, 13. Ответ «ДА»— в вопросах 2, 4, 6, 10. Результат определяется по сумме совпадений в обеих группах вопросов. Максимальный балл равен 8(высокий потенциал). Средний потенциал — от 4 до 6.Низкий – ниже 4.

Шкала правдивости содержит вопросы 1, 3, 5, 7, 12, 14. При этом ответ «НЕТ» — в ответах на вопросы 1, 5. Ответ «ДА» — в 3, 7, 12, 14. Результат определяется по сумме совпадений. Максимальная величина шкалы доверия равняется 6 (высокий). Результат считается не достоверным, если балл по шкале доверия меньше 3.

Ответьте «ДА» или «НЕТ» на следующие вопросы.

Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше – нет (+)шкала правдивости;

Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, был порядок – да (+) шкала морального контроля;

Мне бывает трудно признать, что я не прав – да (+) шкала правдивости;

Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятностей, чем с другими людьми – нет (-) шкала морального контроля;

Когда мне что-то удается, я нахожу эти дела легкими - да (-) шкала правдивости;

Думаю, что усилия, потраченные на составления планов, никогда нелишни – да (+) шкала морального контроля;

Иногда я соображаю хуже, чем обычно – да (+) шкала правдивости;

Когда вопрос, который надо решить, очень труден и тре бует от меня много усилий, я стараюсь заняться другим делом – да (-) шкала морального контроля;

Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной – нет (+) шкала морального контроля;

Дома в свободное время я обычно отдыхаю от всех дел – да (+) шкала морального контроля;

Я думаю, что не все надо делать одинаково тщательно – нет (+) шкала морального контроля;

Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям – да (+) шкала правдивости;

Ночью мне снятся фантастические, порой нелепые сны – да (-) шкала морального контроля;

Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной – нет (-) шкала правдивости.

Общее количество балов по шкале морального контроля = 5, что говорит о среднем потенциале.

Общее количество баллов по шкале правдивости = 4, это тоже является средним потенциалом.

На основе проделанной методики был определен уровень трудового потенциала - совокупности качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

По всем пройденным тестам у меня преобладают средние показатели, что не вызывает тревог и говорит о перспективе хорошего работника.


Заключение


Качественно новый уровень развития экономики не может быть достигнут без эффективного использования персонала предприятий и фирм всех форм собственности. Это давно поняли на большинстве фирм промышленно развитых стран. Пришло время для осознания этого и в России.

Из представленного материала можно сделать следующие выводы:

Управление ресурсами становится одним из важнейших факторов выживания предприятий в условиях рыночных отношений. Порой минимальные вложения и максимальное использование «человеческих ресурсов» позволяют предприятию выиграть в конкурентной борьбе.

Центры управления персоналом необходимы на каждом более или мене крупном предприятии, а роль руководителя этой службы возрастает. Он становится одним из основных руководителей современного предприятия или фирмы.

Кадровое планирование как инструмент целенаправленной и эффективной работы с персоналом является составной частью стратегии и тактики выживания и развития предприятия при рыночных взаимоотношениях. По мере развития личности работника приходится все чаще согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников предприятия. Развитие производства, все в большей степени нуждается в планировании его кадрового обеспечения.

Эффективному использованию «человеческих ресурсов» предшествуют отбор и подбор персонала предприятия. Этому вопросу уделяется обычно наибольшее внимание в работе центров управления персоналом. Ошибка в подборе кадров влечет за собой цепь непредвиденных осложнений в работе фирмы связанных с возможным перемещением, а иногда и увольнение сотрудника.

Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей перспективе будут постоянно находится в центре внимания руководства. В будущем с развитие научно-технического прогресса содержание и условия труда приобретут большее значение, чем материальная заинтересованность.

Даже благополучные компании постоянно испытывают проблемы, связанные с уходом грамотных и инициативных специалистов. Это свидетельствует о недостаточной проработке методики мотивации их профессионализма. Если для компаний с низким уровнем специализации труда данная проблема не актуальна, так как замена ушедшему специалисту может быть подготовлена в короткие сроки, то для инновационных и других организаций с высоким уровнем специализации решение этой проблемы имеет жизненно важное значение. Утечка квалифицированных кадров для них оборачивается настоящей катастрофой.

В ходе развития общественного производства возрастают не только сложность управления, но и требования к качеству, эффективности принимаемых решений. Для того чтобы повысить обоснованность решений и учесть многочисленные факторы, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности. Для этого мы провели экспертный опрос, по результатам которого с учетом построенного диагностического профиля выявлена проблемная область организации труда - это организация нормирования труда.

Так же на основе проведенного исследования установили недостатки в проблемной зоне и выявили, что наиболее значимым недостатком является подавление инициатив и творческая работа сотрудников.

Устранение этого недостатка позволит достичь производственных успехов во многом определяющих социально-психологический климат в коллективе, удовлетворение культурных, бытовых и других потребностей работающих, достижения сплоченности коллектива, повышения уровня его нравственной зрелости.

На основе проделанной методики был определен уровень трудового потенциала - совокупности качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

Знание объективного состояние трудовой организации играет не последнюю роль в принятия эффективного управленческого решения. При этом в трудовых организациях, как в целостных системах, постоянно происходят непрерывные изменения, движение и воспроизводство их элементов. Эти изменения представляют собой совокупность социальных действий, процессов или явлений.

Разделение социальных процессов на группы позволяет их абстрагировать и исследовать с помощью социологических методов для получения текущей ин формации о состоянии организации.

Для того чтобы узнать свой трудовой потенциал провели самообследование на основе существующей методики (Приложение 1), определили:

психофизиологический потенциал (психологический возраст, уровень здоровья, темперамент, уровень интеллекта и т.д.);

квалификационный потенциал (профессиональное соответствие, степень ответственности);

мотивационный потенциал (потребности, интересы, мотивы);

социальный потенциал (моральный контроль, правдивость).

По всем пройденным тестам у меня преобладают средние и высокие показатели, что не вызывает тревог и говорит о перспективе хорошего работника.


Список литературы


Цыпкин Ю.А. Управление персоналом, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Управление персоналом: Учебник для вузов, ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, М.: ЮНИТИ, 2008.

Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: Инфра-М, 2006.

Кибанов А.Я Экономика и социология труда, М.: Инфра-М, 2008.

Бахтина Т.С., Бондаренко О.В. Экономика и социология труда - М.: Ростов - на - Дону, 2009.

Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения, М.: Инфра-М, 2005.

Туровец О. Г., Бухалков М. Организация производства и управление предприятием, М.: Инфра-М, 2005.

Виханский О.С. Стратегическое управление, М.: Гардарики, 2006.

Цветаев В.М. Управление персоналом, СПб: Питер, 2007.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда, М.: Норма, 2006.

Н. Горелова, М. Винокуров Экономика труда, СПб: Питер, 2009.

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия, М.: Инфра-М, 2007.

Егоршин А. П. Управление персоналом, Н. Новгород: НИМБ, 2009.

Борис Прошкин, Евгений Баканов Моральное стимулирование труда: попытка оптимизации: Оплата, мотивы, стимулы труда // Человек и труд, 2008.


Приложение 1


1.Определение психофизиологического потенциала


1.1Определение психологического возраст человека


Представьте себе мысленно всю свою жизнь – прошлое, настоящее и будущее. Как вы думаете, до какого возраста вы доживете?

В таблице 1 обведите кружком число, соответствующие указанному возрасту (с точностью до 5 лет). А теперь попытайтесь оценить каждое пятилетие вашей жизни по степени насыщенности важными для вас событиями. Оценка производится по пятилетиям постановкой знака (+) в соответствующую клетку таблицы 3.1 (10 баллов – максимальная степень насыщенности, 1 балл - минимальная)

Обработка результатов

Подсчитайте общую сумму баллов по всем пятилетиям.

Подсчитайте, сколько баллов приходится на прошедшие пятилетия (Если вам, к примеру, 21 лет, то следует взять сумму баллов от 1-5 до 16-20 лет включительно с поправкой: к имеющейся сумме «прошлого» прибавьте 1/5 балла, стоящего в графе 21-25 лет и т.д.)

Разделите сумму баллов «прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий.

Умножьте этот показатель на предполагаемую вами продолжительность жизни.

Полученный результат и есть ваш психологический возраст

Эталон теста:

Для человека нормой считается естественный возраст +2-3 года, если ваши показатели соответствуют этим значениям, то данная характеристика относится к высокому потенциалу.

Если возраст больше естественному, то к среднему, если меньше, то к низкому.


Таблица 3.1

Возрастной

интервал, лет

Степень насыщенности важными событиями, баллы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
До 5









6-10









11-15









16-20









21-25









26-30









31-35









36-40









41-45









46-50









51-55









56-60









61-65









66-70









71-75









76-80









81-85









86-90









91-95










Экспресс-тест на определение уровня здоровья


Возраст. Каждый год дает один балл. Если вам 20, значит, вы имеете 20 баллов.

Вес. Нормальный вес условно равен росту в сантиметрах минус 100 для мужчин (110 для женщин). За каждый килограмм ниже нормы + 5 баллов, за каждый килограмм выше нормы -5 баллов.

Курение. Некурящий получает 30 баллов. За каждую выкуренную сигарету -1 балл.

Физическая активность. Занимаетесь спортом ежедневно +30 баллов, 4 раза в неделю +25 баллов, 3 раза в неделю +20 баллов, 2 раза +10 баллов, один раз + 5 баллов, ведете