Государство и религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Митрополиту Сергию предоставлено было здание бывшего костела, переоборудованного под общежитие, по ул. Водников, 15. В короткий срок проведен был необходимый ремонт. На первом этаже был открыт храм с престолом, посвященным иконе Казанской Божией Матери, а на втором — были устроены покои патриаршего местоблюстителя. Этот дом на долгие месяцы 1941–1943 гг. стал православным центром для всего Советского Союза. Здесь совершались хиротонии и назначения архиереев, проводились совещания духовенства по вопросам возрождения религиозной жизни во вновь открываемых (или воссоздаваемых) епархиях и приходах, обсуждались формы возможной церковной патриотической деятельности, принимались представители различных государственных органов, оглашались важнейшие послания Церкви и отсюда они рассылались по епархиям и за пределы страны, сюда поступала разнообразная почта из регионов СССР и из-за рубежа.

По поручению патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия в Москве оставался митрополит Николай, который представлял Московскую патриархию в сношениях с государственными инстанциями, с прибывавшими в Москву иностранными дипломатами и религиозными деятелями. Он же от лица Церкви в начале ноября 1942 г. был введен в состав Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК) по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. В составе делегаций Комиссии митрополит Николай побывал в Калужской, Московской, Смоленской, Тульской и других областях. Отметим, что на Комиссию возлагалась обязанность учитывать и тот ущерб, который понесли религиозные организации в период временной оккупации советской территории.

Кроме задачи возобновления и всяческого устроения церковной жизни на всей территории Союза ССР, руководство Русской церкви видело одними из своих главных задач оказание всемерной помощи государству в противостоянии чужеземному нашествию, а также призыв православных граждан страны к достойному патриотическому служению. Прежде всего, это выражалось в посланиях и обращениях Церкви. В январе 1942 г. митрополит Сергий направил специальное послание духовенству и верующим, находящимся на временно оккупированной территории СССР. Он призывал их давать отпор врагу, поддерживать и участвовать в партизанском движении.

Начиная с ноября 1942 г. и в последующие годы митрополит Сергий вместе с митрополитом Николаем неоднократно обращались с посланиями к православным Чехословакии, Югославии, Греции, Румынии, к христианам других оккупированных Германией стран, с призывом объединяться в антифашистский фронт, оставить немецкие ряды и перейти на сторону антифашистской коалиции.

Как многочисленные общецерковные послания, так и послания епархиальных архиереев Русской православной церкви касались вопросов сбора денежных средств, вещей, драгоценностей и продуктов питания в патриотические фонды и для оказания поддержки военных госпиталей, детских домов. Широкую патриотическую работу проводили возрождающиеся православные монастыри, где нередко устраивались госпитали, детские дома. Проявляя заботу о детях воинов, сражавшихся на фронтах, Церковь объявила сбор средств во всех действовавших православных храмах в особый фонд помощи детям, а Московская патриархия первой сдала 1 миллион рублей.

В 1942 г. в Советском Союзе широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковых колонн. В 1942–1943 гг. на деньги советских граждан построено было более сотни танковых колонн. Митрополит Сергий 30 декабря 1942 г. призвал верующих жертвовать средства на сооружение особой танковой колонны имени Дмитрия Донского. На танковом заводе в Челябинске были выстроены 40 танков, которые в марте 1944 г. от лица Церкви передал Красной Армии митрополит Николай. Танковая колонна участвовала в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии. Многие офицеры и солдаты были отмечены за свой ратный подвиг государственными наградами — орденами и медалями20. Одновременно продолжался сбор средств на авиаэскадрилию имени Александра Невского.

Церковь, обращаясь к пастве внутри страны и за ее пределами, разоблачала антигуманную сущность фашизма, его человеконенавистническую расовую теорию, злодеяния, творимые на временно захваченной советской территории, осуждала ту часть духовенства, что перешла на услужение немецко-фашистским захватчикам. Проповеди, статьи и сообщения на эти темы регулярно публиковались на страницах «Журнала Московской патриархии», издававшегося с 1943 г.

В самом конце августа 1943 г. митрополит Сергий возвратился в Москву. Находившиеся здесь митрополиты Николай и Алексий сообщили ему о желании властей принять руководителей Московской патриархии. Такая встреча митрополитов Сергия, Алексия и Николая с И.В. Сталиным и В.М. Молотовым состоялась в ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. и в ходе нее были приняты решения о возрождении Церкви. 8 сентября в новом здании Московской патриархии (Чистый пер., 5) собрался Архиерейский собор Русской православной церкви, в котором участвовало 19 иерархов. Единогласно патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Московский и Коломенский Сергий. 12 сентября в Богоявленском (Елоховском) соборе состоялась интронизация новоизбранного патриарха. Избрание патриарха Московского воспринято было с одобрением не только в Советском Союзе миллионами верующих, но и большинством автокефальных православных и иных христианских церквей. Поздравительные послания по случаю избрания Сергий получил от Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского патриархов.

В те восемь месяцев, что суждено было Сергию Страгородскому в сане патриарха возглавлять Церковь, началось действительное возрождение русского православия в СССР. Патриарх уделял особое внимание выстраиванию новых взаимоотношений с государством, интересы которого представлял председатель Совета по делам Русской православной церкви Г.Г. Карпов. Первая их официальная встреча состоялась 29 октября 1943 г. В ходе нее и в последующем патриарх и председатель обсуждали все самые сложные проблемы жизни Русской церкви в СССР и за ее пределами, и находили способы их разрешения, о чем свидетельствуют сохранившиеся записи этих бесед.

Церковь получила возможность восстановления контактов с религиозными организациями за рубежом. В сентябре 1943 г. СССР посетила первая официальная религиозная делегация — Англиканской церкви во главе с архиепископом Йоркским К.Ф. Гарбетом. Делегации Русской православной церкви в 1944–1945 гг. посетили Англию, Болгарию, Югославию, страны Ближнего Востока. Это способствовало восстановлению и развитию братских отношений с Поместными православными церквами и установлению нормальных взаимоотношений с инославными Церквами и иными религиозными объединениями.

С избранием митрополита Сергия патриархом патриотическая деятельность Церкви приобрела особо масштабный и организованный характер. Возросли сборы и отчисления в Фонд обороны страны и другие патриотические фонды, активизировались на местах епископы и местные общины. По мере продвижения Красной Армии на запад православные общины в освобожденных районах включались в общецерковную патриотическую деятельность, помогая Родине продуктами питания, деньгами, ценностями, своим трудом. Общая сумма денежных средств, собранная православными верующими за годы войны, составила более 300 миллионов рублей.

Тогда же становятся известными факты патриотических поступков духовенства и верующих на оккупированных ранее территориях. О них сообщалось в поступавших в Московскую патриархию письмах от верующих и в докладах священнослужителей, посылавшихся на освобожденную территорию для организации церковной жизни. Руководство церкви узнает о сотнях священнослужителей, которые за свою патриотическую деятельность подвергались оккупантами арестам, тюремным заключениям, истязаниям, были заживо сожжены или расстреляны. Действовавшие партизанские отряды и группы подпольщиков имели своими надежными связными, соратниками, помощниками многих православных священнослужителей и мирян21.

Патриотическая деятельность Русской церкви приобретала столь значимые масштабы, что к награждению государственными орденами и медалями стали представляться священнослужители и активные верующие. Первое большое награждение состоялось осенью 1943 г. в Ленинграде, когда медалями «За оборону Ленинграда» награждена была группа духовенства. Спустя год, в 1944 г., медалями «За оборону Москвы» награждены были представители московского и тульского духовенства. Практика награждения православного духовенства и иерархов государственными наградами за патриотическую деятельность в годы войны продолжалась и в 1945–1946 гг.

15 мая 1944 г. скончался патриарх Сергий. Согласно его завещанию, местоблюстителем патриаршего престола назначался митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. В годы войны он не разлучался со своей паствой в осажденном Ленинграде. Постоянно служил в немногих действовавших церквах, проповедовал, ободрял паству, призывал к патриотическому служению. 28 мая митрополит Алексий обратился с первым посланием к пастве, в котором извещал о принятии на себя обязанностей предстоятеля Церкви и о неуклонном следовании церковному курсу патриарха Сергия. «Мы переживаем время, — говорилось в нем, — когда Господь дарует нам утешение видеть близость победы нашего оружия над врагом. Усилим, братие, нашу молитву о небесной помощи нашему воинству; усилим и нашу, хотя малую, как капля в море, но, если она дается от искреннего сердца, действенную помощь на нужды военные; и словом, и примером да не престаем призывать нашу паству к бодрости душевной, к непоколебимой вере в торжество правды, в победу нашего правового дела"22.

Первейшей задачей местоблюстителя стала подготовка Поместного собора. 21–23 ноября 1944 г. состоялся Архиерейский собор с участием 50 епископов. Он утвердил программу предстоящего Поместного собора и порядок избрания патриарха. 31 января-2 февраля 1945 г. в московском храме Воскресения в Сокольниках проведены были заседания Собора. Участвовал 171 делегат от 89 епархий: 46 архиереев, 87 священников и 38 мирян. Присутствовали делегации от автокефальных православных церквей — Александрийской, Антиохийской, Грузинской, Иерусалимской, Константинопольской, Румынской, Сербской.

Основными были два вопроса: избрание патриарха и утверждение «Положения об управлении Русской православной церкви». На первом заседании единогласно было принято Положение об управлении Русской православной церковью, заменившее Определения Поместного собора 1917–1918 гг. На последнем заседании 2 февраля Собор единогласно избрал патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Интронизация новоизбранного патриарха состоялась 4 февраля в Богоявленском соборе.

О существенных изменениях в государственно-церковных отношениях, происшедших в годы войны, свидетельствовало выступление на Соборе Г.Г. Карпова. От имени правительства Советского Союза он заявил: «Православная Русская церковь в дни тяжелых испытаний, которым неоднократно подвергалась наша Родина в прошлом, не порывала своей связи с народом, жила его нуждами, чаяниями, надеждами и вносила свою лепту в общенародное дело. В церквах и монастырях зародилась письменность, и складывались первые летописи о жизни нашей страны; стены церквей и монастырей неоднократно выдерживали осады иноземных завоевателей; многие выдающиеся деятели Церкви пожертвовали своей жизнью за благо Родины. И в наши дни, когда гитлеровские разбойники злодейски напали на нашу священную землю, когда все народы Советской державы в могучем порыве поднялись на Великую Отечественную войну за свою честь, свободу и независимость, — Православная Русская церковь с первого дня войны приняла самое горячее участие в защите Родины всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и возможностями… Патриотическая деятельность Церкви нашла свое выражение не только в посланиях, церковных проповедях, но и в сборе пожертвований на строительство танков, самолетов, на помощь больным, раненым, инвалидам, сиротам войны. Правительство Советского Союза с глубоким сочувствием относилось и относится к мероприятиям Церкви, направленным на помощь в борьбе с врагом"23.

Внешняя и внутренняя церковная линия патриарха Алексия направлена была на всемерное укрепление Церкви внутри страны и за рубежом. Он стремился возвратить под юрисдикцию Московской патриархии зарубежные православные приходы, а также добиться положительного решения таких вопросов, как приобретение собственной типографии для печатания богослужебной и иной литературы; выделение земли для строительства специального дома для патриарха, Синода и Управления делами патриархии; учреждение мастерских по изготовлению церковной утвари; отмена запрета на производство колокольного звона в церквах; расширение сети духовных учебных заведений и т.д.

Особое внимание в годы войны уделялось вопросам открытия храмов, и, прежде всего, на освобождаемой немецко-фашистских захватчиков территории. Благодаря активным усилиям Церкви и помощи Совета по делам Русской православной церкви, количество православных молитвенных зданий и монастырей, официально признанных государством, и потому имевших возможность функционировать, постоянно возрастало. Об этой динамике свидетельствует таблица, составленная в Совете по делам Русской православной церкви:

Годы 1943 сентябрь 1944 август 1945 июль 1946 январь 1947 январь
Всего в республиках: 9829 8809 10243 10547 13813
Белоруссия нет сведений 550 633 621 нет сведений
Молдавия нет сведений 1100 615 582 нет сведений
Прибалтика нет сведений нет сведений 343 343 нет сведений
РСФСР нет сведений 1907 2297 2816 3082
Украина нет сведений 5206 6072 6007 8815
Всего монастырей нет сведений нет сведений 75 75 99

Часто вопрос о предоставлении православным, как и иным религиозным общинам, культовых зданий осложнялся тем, что многие из них были перестроены, потеряли церковный вид, а то и просто — разрушены. К уничтоженным в 30-х годах культовым зданиям добавились сотни и сотни новых потерь.

По данным (далеко неполным) Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной территории были сожжены или полностью уничтожены, разграблены или осквернены 1670 церквей, 237 костелов, 69 часовен, 59 синагог и 258 других зданий религиозных организаций. Среди них бесценные памятники истории, культуры и архитектуры, относящиеся к XI-XVII вв., в Новгороде, Чернигове, Смоленске, Полоцке, Киеве, Пскове. Только в Московской области уничтожены 50 церквей, а в Литве — 40 костелов. В груды развалин превращены церкви и монастыри Петергофа и Пушкина в Ленинградской области, древние монастыри в Новгородской области, Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, Киево-Печерская лавра в Киеве. (Заметим, что эти и многие другие памятники были впоследствии восстановлены советским государством). Немало культовых зданий было превращено оккупантами в тюрьмы и места пыток, в конюшни и скотобойни, кабаре и казармы, гаражи и общественные уборные.

В работе территориальных комиссий по расследованию злодеяний фашистов участвовал не только митрополит Николай, но и другие иерархи и священнослужители Православной церкви. Их наблюдения, свидетельства и выводы передавались в государственные органы, помещались на страницах церковной литературы. К примеру, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), побывав в январе 1944 г. в освобожденных Петергофе и Пушкине, писал: «Прекрасный Петергофский собор стоит с разобранными куполами, с которых немцы содрали золоченые листы, с разбитыми стенами, зияющими окнами. Говорят, они простреливали из пистолетов иконы в Петергофском соборе. Другие церкви представляют еще более удручающее зрелище. Разбита церковь бывшего Серафимо-Дивеевского подворья, совершенно разрушена кладбищенская церковь в Старом Петергофе. Там собрались, спасаясь от бомбежек, верующие и все, кто только мог добежать до нее, — старики, дети. В неимоверной тесноте — их была не одна тысяча,- задыхаясь в спертом воздухе, в течение нескольких дней и ночей, выбегая, чтобы глотнуть свежего воздуха, просидели эти несчастные люди в храме. Но это их не спасло: немцы упорно бомбили храм, затем обстреливали его из орудий и, в конце концов, превратили его в груды развалин, под которыми нашли свой ужасный конец несчастные петергофцы. Теперь как памятник позорного фашистского зверства лежит на земле огромная груда красных, напоенных кровью русских жертв германского злодейства, кирпичей"25.

Вынужденные под натиском советских войск покидать ранее оккупированные территории, немецко-фашистские захватчики вывозили из молитвенных зданий тысячами предметы культовой утвари, иконы, картины, книги, изделия из драгоценных металлов и пр. Они были выявлены, собраны и подготовлены к отправке специальными военными, полувоенными и гражданскими учреждениями и организациями — «Изобразительное искусство», «Наследие», «Восток», «Кунсткомиссия«,