Внедрение отдела маркетинга на предприятие

План 1. Маркетинг как система управления предприятием в условиях ориентации на требования рынка.
1.1. Основные понятия маркетинга;
1.2. Пять позиций маркетинга;
2. Общая характеристика предприятия;
2.1. Основные виды продукции, потребители;
2.2. Основные технико-экономические показатели;
3. Постановка проблемы;
3.1. Постановка проблемы;
3.2. Пути выхода;
4. Организация службы маркетинга;
4.1. Определяющие факторы, выбор структуры;
4.2. Функциональная организация маркетинга;
4.3. Цели маркетинговой деятельности;
4.4. Создание отдела маркетинга
5. Положение об отделе маркетинга;
5.1. Общие положения;
5.2. Задачи;
5.3. Функции;
5.4. Взаимоотношения отдела с другими подразделениями;
6. Должностные инструкции;
6.1. Менеджер по маркетингу;
6.2. Старший инженер по организации рекламы;
6.3. Экономист по сбыту;
6.4. Экономист по планированию и прогнозированию рынка;
7. Комплекс маркетинга;
8. Реклама - один из компонентов маркетинга;
9. Заключение;
10. Литература 1. Маркетинг как система управления предприятием в условиях ориентации на требования рынка. 1.1. Основные понятия маркетинга

 МАРКЕТИНГ  (от английского market - рынок ) - комплексная система
организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка,изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг. Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса ) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических,политических, научно-технических и социальных факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.

1.2. Пять позиций маркетинга

Управление маркетингом может осуществляться с позиции 5 разных подходов. Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благоволить товарам, доступным по низким ценам, и следовательно, задача руководителя — совершенствовать экономическую эффективность производства и снижать цены. Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители оказывают предпочтение товарам высокого качества и, следовательно, больших усилий по сбыту не требуется. Концепция интенсификации коммерческих усилий базируется на том, что товары организации не будут покупать в достаточных количествах, если не побуждать потребителей к этому с помощью значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Концепция маркетинга строится на утверждении, что фирма должна выявить с помощью исследований нужды и запросы точно очерченного целевого рынка и обеспечить их желаемое удовлетворение.

Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов и рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.

Интерес к маркетинговой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства осознают, что именно маркетинг способствует их успешному выступлению на рынке.

2. Общая характеристика предприятия

АО "Волманский леспромхоз" — лесозаготовительное предприятие.

Все лесозаготовительные предприятия относятся к добывающим отраслям промышленности; основной предмет труда — естественный лес, продукты природы, а технологический процесс заключается в заготовке лесоматериалов для удовлетворения потребностей народного хозяйства.

Весь процесс лесозаготовок происходит на закрытом воздухе, под воздействием климатических и атмосферных условий.

Одной из особенностей лесозаготовительного производства является также постоянное, систематическое перемещение места работы по мере использования лесных площадей. В связи с этим возникает необходимость в обследовании лесосечного фонда и выборок лесосек; подготовка их для организации лесозаготовительных работ, прокладка дорог и другие подготовительные работы, от которых зависит производительность и выполнение плана.

Предприятие оснащено различного вида транспортом, и другими механизмами. К объектам анализа относится техническая оснащенность предприятия, использование оборудования и механизмов по времени, местам и местам работы. 2.1.Основными видами продукции

Основными видами продукции АООТ "Волманский леспромхоз" являются, в основном, продукты переработки древесины.

К ним относятся:

пиловочник лиственный;
пиловочник хвойный;
баланс березовый;
фансырье;
шпальный кряж;
баланс хвойный;
баланс лиственный;
пиломатериал хвойный;
пиломатериал лиственный;
дрова технологические ;
дрова топливные;
доски обрезные;
доска обрезная;
руддолготье.

Кроме того в последние годы был освоен еще один вид производства производство бруса цилиндрованного, из которого по желанию заказчика могут быть изготовлены: дачный домик, колодец и другие постройки образца которых здесь же представлены.

Потребителями выше перечисленных продуктов являются как клиенты нашей области —

"Лесбумопторг" г. Киров;
"ВяткаЛесИнвест" г. Киров;
"Пульсар" г. Киров;
"КировОблбаза" г. Киров;
"Фрегат" г. Киров;
"Кировская лесоперевалочная база" г. Киров;
"Красный якорь" г.Слободской,

и клиенты других областей —

"Альт" г. Сыктывкар;
"Котлас кий ЦБК" г. Котлас,

кроме того, в Финляндию леспромхоз поставляет уже выше названный цилиндрованный брус.

2.2. Основные технико-экономические показатели ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОКАЗАТЕЛЬ 1995 г. 1996 г.
Выручка от реализации 25604893 18920820833
Себестоимость реализованного товара 23606293 13320228
Коммерческие расходы 2058935 1584178
Прибыль (убыток) от реализации - 60335 +4016427
Прочие операционные доходы (расходы) 4095556 2251006
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности - 56491 + 3338956
Прибыль от внереализационных доходов 77945 510
Нераспределенная прибыль - 4524970 1337045

БАЛАНС НА 1.01.97.

1.Убытки
2. Отвлеченные средства за счет прибыли
114789906 р.
налог на прибыль 541781000 р.
НДС 649120000
спецналог 15000
санкции налоговой службы 50351000
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде 750333300
ИТОГО 1316310300
3. Фонд потребления 2060760946
Постановка проблемы 3.1. Постановка проблемы

В последнее время наша страна находится на пути к рыночной экономике, и это не могло не отразиться на работе всех предприятий страны, в том числе и ОАО "Волманский леспромхоз".

Как и большинство предприятий, леспромхоз прошел этап акционирования в ходе приватизации государственной собственности. Теперь это — акционерное общество открытого типа. Как и в любом АО есть здесь законодательный и исполнительный органы. Было выпущено 30125 обыкновенных акций номиналом 1000 рублей. Вообще, в целом, процесс приватизации предприятия можно назвать успешным. Но этого еще недостаточно, для того чтобы нормально функционировать в новых условиях. Это и подтверждает практика хозяйственной деятельности ОАО "Волманский леспромхоз". В основном, это зависит, по моему мнению, от подготовки высшего органа управления, его способности приспосабливаться к новым условиям. Ведь ход приватизации ничего качественно нового с точки зрения состава управленческого звена не преподнес. Остались те же органы управления, какие существовали во время плановой экономики. Структура экономики страны претерпела изменения, а предприятие по прежнему руководствуется старыми методами управления. Результатом этого стала потеря большей связи клиентов, нарушение ранее крепких связей, а отсюда — кризис неплатежеспособности. Инертность руководства привела к тому, что леспромхоз потерял выгодные делянки (сейчас вырубка идет практически за 100 километров от места переработки, и по качеству лес нельзя назвать отличным), близлежащие лесозаготовительные предприятия опередили в распределении лучших делянок, кроме того они пользуются дорогами, построенными настоящим предприятием. Кроме того, на предприятии нарушен принцип инициативы, упала заинтересованность в труде всех работников, начиная от директора предприятия, заканчивая простым разнорабочим.

Все это показывают представленных выше технико-экономических показатели.

3.2. Пути выхода

С моей точки зрения, для выхода из кризиса необходимо принять уже сегодня следующие решения:

выявить подразделения которые висят мертвым грузом, и избавиться от них; в леспромхозе отсутствует отдел маркетинга — отсюда плохо развита реклама продукции, не достаточно широк круг клиентов, не выявлены потребности в ассортименте; мало внимание уделяется важнейшему компоненту рыночной экономики — качеству; отсюда малоконкурентный товар; практически нет никаких социальных приемов, вызывающих заинтересованность рабочих в труде ; слабо развита реклама продукции; необходимо постоянно выявлять новые возможности предприятия как в сфере производства новых товаров, так и в самой сфере производства; необходимо постоянно искать новое применение столь важному ресурсу лесу, ценность которого с экономической точки зрения не падает; необходимо искать и внедрять новые технологии в процесс лесозаготовки, лесопереработки а также в организацию труда.

Я хочу предложить один из путей выхода из кризиса предприятия — создание отдела маркетинга в организационной системе управления предприятием. Это я считаю наиболее эффективным методом выхода и сложившегося положения.

Здесь должны решаться почти все вопросы, которые, с моей точки зрения не решаются по причине отсутствия важнейшего звена предприятия во время рыночной экономики.

4. Организация службы маркетинга 4.1. Определяющие факторы, выбор структуры

Фирма должна разработать такую структуру маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу, включая планирование.

Существует много схем организации отдела маркетинга (функциональная, организация по географическому признаку, по товарному производству, по рыночному принципу и по товарно-рыночному принципу). Принципы построения определяются прежде всего отношением руководства предприятия к службе маркетинга, оценкой значимости и степенью использования маркетинговых исследований для организации управлением предприятия.

Определяющие факторы:

цели предприятия;
с технико-экономической точки зрения организация должна обеспечить выполнение задач, облегчить руководство предприятием, минимизировать координационные проблемы;
должна быть обеспечена мобильность организации, мотивированность работников и реализация их творческого потенциала;
условия среды:
Внешние:
конкуренция;
внешние каналы сбыта;
число и величина рынка;
число, структура потребителей и конкурентная способность потребителей;
правовые нормы;
политические и общественные отношения

Внутренние:
величина предприятия и его возраст;
число и разнородность продукции;
квалификация продукции;
финансовый потенциал;
каналы сбыта.

Оптимальная структура и форма организации маркетинга зависит от различных факторов и условий ситуации в котором находится предприятие.

4.2. Функциональная организация маркетинга

С моей точки зрения для АООТ "Волманский ЛПХ" наиболее подходит функциональная организация отдела маркетинга.

Функциональная организация отдела маркетинга является наиболее распространенной схемой. Здесь специалисты по маркетингу руководят разными видами (функциями) маркетинговой деятельности. Они подчиняются менеджеру по маркетингу, который координирует их работу.

Основным достоинствам функциональной организации является простота управления.

Функциональная организация означает, что маркетинг выступает как линия на ряду с другими функциями предприятия. Она предполагает стандартизацию управленческих процессов, четкое разграничение компетентности. Все это предполагает высокую эффективность этой организационной системы.

Как и всякая другая организационная структура функциональная имеет свои проблемы:

групповой эгоизм, трудность в координации; решение