Финансы предприятий и организаций
Финансы предприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы, ибо без преувеличения именно они составляют основу финансовой системы. Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные ресурсы, однако они все же меньше финансов предприятий. Это следует уже хотя бы из того, что бюджеты государства и фондов на девять десятых формируются за счет части средств предприятий, а целое всегда больше частного. Финансы предприятия можно определить как фонды ресурсов, которые аккумулируются отдельным хозяйствующим субъектом для последующего распределения - государству, работникам, инвесторам (акционерам), контрагентам (в том числе участникам страхового рынка).
1. Принципы корпоративных финансов представляют собой основополагающие правила, на которых базируется деятельность предприятия, по крайней мере, ее экономическая часть. Строго говоря, они представляют собой принципы функционирования экономической экономики в целом, и в этом смысле связывают финансы предприятий с другими звеньями финансовой системы:
Обеспечение многообразия и защиты права собственности, наличие правовой защиты и регламентация основных прав и обязанностей |
Присутствие спроса и предложения на рынках (капитала, труда, товаров и т.д.) |
Свободное ценообразование на рынках, присутствие конкуренции |
Свобода договора, воли сторон, принятия решений, самостоятельность в осуществлении деятельности, подчиненность только своей прибыли |
Правило самофинансирования и самоокупаемости, ведения деятельности за свой страх и риск |
Говоря о принципе многообразия прав собственности, необходимо отметить, что основным видом является собственность частная. В большинстве стран она защищается законом, причем основным законом страны - Конституцией. Еще с древних времен применяются два основных способа защиты прав собственности - истребование имущества из незаконного владения (т.н. виндикационный иск) либо требование о прекращении нарушений прав собственника (т.н. негаторный иск). В настоящее время существуют многие другие способы, однако главное правило неизменно - частная собственность священна и неприкосновенна. Вместе с тем, нынешнее столетие явило образец неслыханного вмешательства государства не только в экономику в целом, но и в частнособственнические отношения, в частности. В юридической практике это явление получило название сервитутов, а в экономическом плане означает использование всех или части ресурсов предприятия иными субъектами | Данный принцип раскрывается следующим образом: если финансы предприятий представляют собой отношений по аккумулированию и перераспределению денежных средств, то эти денежные потоки должны быть чем-либо обеспечены. Как правило, "приход" денежных средств обеспечивается продажей товаров (работ, услуг), а расход средств связан с заработной платой, налогами, закупкой следующей партии товаров для продажи или сырья для производства и т.д. Таким образом, финансы предприятия вряд ли способны нормально функционировать без наличия спроса и предложения на соответствующих рынках (товарных, сырьевых, трудовых и т.д.). Следовательно, одним из правил корпоративных финансов является необходимость наличия таких рынках и свободного на них доступа. В этом смысле указанный принцип неразрывно связан с принципами свободной конкуренции на рынках и автономии воли. | "Реклама - двигатель торговли" - это правило хорошо известно. Оно означает, что производитель или продавец должен бороться за контрагента или покупателя; причем сама борьба имеет два важных аспекта: (1) убедить потребителя в необходимости приобрести и (2) убедить его в своем превосходстве над конкурентами (иначе потребитель в полной уверенности в необходимости товара приобретет его не у компании А, а у компании В, а рекламные расходы А окажутся напрасными). Чистой конкуренции (т.е. полного равенства участников рынка, его открытости для прихода новых участников и выхода из него) практически не бывает. Однако функция государства как гаранта правовой защищенности хозяйствующих субъектов в том, чтобы максимально снизить негативные последствия той или иной монополизации рынка, а также содействовать установлению чистой конкуренции. В таком случае ценообразование будет стабильным и предсказуемым, что положительно отражается на финансовых потоках предприятия. Кстати говоря, это во многом справедливо и для рынков внутри предприятия, к примеру, трудовым ресурсам | Этот принцип логично вытекает из принципа защиты частной собственности и гарантии многообразия собственности в целом. Невозможно заключать договоры с контрагентами, нанимать работников и развивать бизнес, если ты не самостоятелен в принятии всех этих и многих иных решений. Нельзя купить сырье, произвести товар и продать его с прибылью для себя, если предприятие не свободно в этом аспекте (что, у кого, когда, в каком объеме покупать; чего и сколько производить и продавать). Поскольку экономические отношения опосредуются договорами, соглашениями и т.д. Именно свобода воли сторон договора является основой независимости принятия решений, что ведет к тому, что при желании максимизировать прибыль эти решения становятся все более и более рациональными. Этот принцип означает также, что бизнес - решения, как правило, принимаются собственниками (к примеру, акционерами) либо уполномоченными ими лицами (директора), а не "спускаются" предприятию сверху из главка или министерства. | Ранее указывалось, что решение по поводу ведения деятельности принимаются, как правило, собственниками. Это значит, что они несут ответственность за это решение, рискуют своим капиталом, но и получают прибыль. Это логично: тот, кто вкладывает средства, рискует, но и получает добавочный капитал. Следовательно, финансирование расходов предприятия должно осуществляться за счет средств самого предприятия (либо привлеченных, но кредиты необходимо возвращать), т.е. его собственников. Подобное самофинансирование подразумевает больший риск (госбюджет не покроет непрофессионализм директора), большую ответственность, но и, как правило, большую прибыль. Причем прибылью приходится "делиться" только с государством - в виде налогов, но не надо отдавать вышестоящему комитету, министерству и т.д.. Разумеется, это правило достаточно идеально и нередко нарушается на практике, но соблюдение принципа крайне важно |
2. Роль финансов предприятий в перераспределении общественных благ
Мы рассматривали выше различные схемы взаимодействия звеньев финансовой системы и подчеркивали, что основной особенностью является перетекание финансовых ресурсов из одной сферы в другую с относительной легкостью. Это в полной степени справедливо для финансов предприятий и их взаимодействия с финансами бюджетов различных уровней, страхового рынка, внебюджетных фондов.
Представим себе рассматривавшуюся выше ситуацию с точки зрения всех звеньев финансовой системы. Предприятие А торгует с предприятиями В и С, товары продаются Иванову и Петрову, происходит страхование у компании D, уплачиваются налоги и т.д. Более того, на приведенном примере можно увидеть элементы того, как финансовая система взаимодействует с денежно-кредитной.
Разумеется, приведенная схема достаточно условна и несовершенна. Так, показаны не все финансовые потоки (налоги, кредиты, расчеты, в том числе, по заработной плате), не указаны ни центральный банк, ни территориальные бюджеты. Однако нашей задачей было показать примерную схему перелива средств. Особенно важно то, что схема показывает, как средства предприятий тем или иным образом попадают в государственный бюджет. Из него они затем расходуются на различные цели - вмешательство в экономику, оборону, социальную помощь, капитальное строительство, правоохрану и т.д. В какой-то степени кругооборот средств повторяется. Важно отметить то, что основой такого кругооборота и отчисления средств предприятий на финансирование общественных благ является расширенное воспроизводство, т.е. прибыль, получающаяся в результате действий предприятий.
3. Финансовое регулирование деятельности предприятий
Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил:
(1) внешнее, т.е. государственное регулирование;
(2) внутреннее, "корпоративное" регулирование. Последнее можно условно разделить на два вида:
(а) регулирование со стороны хозяев (акционеров) предприятия;
(б) его руководителей.
Финансовое регулирование со стороны акционеров
В учредительных документах предприятия (будь то акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество или производственный кооператив) может и должно быть зафиксировано правило о том, учредители (для упрощения будем именовать их акционерами) утверждают положение об учетной политике, финансовую (публичную) отчетность предприятия, одобряют совершение крупных и особо крупных сделок, а также участвуют в финансовом регулировании иным образом.
Так, законодательством закреплено, что только акционеры вправе принимать решение о внесении изменений в учредительные документы, изменении уставного капитала, размещении акций и т.д. Особо важным является то, что акционеры утверждают ревизора общества, счетную комиссию и финансовую отчетность. Дело в том, что контролировать не менее важно, чем непосредственно управлять, и финансовое регулирование в данном случае принимает форму контроля. Акционеры также утверждают аудитора общества, а сущность аудита заключается в проверке финансового состояния предприятия и представлении рекомендаций по возможным путям его улучшения. На основе этих рекомендаций акционеры смогут принять решение на ежегодном собрании о корректировке деятельности предприятия в ту или иную сторону, таким образом контроль непосредственно переходит в управление.
Финансовое регулирование со стороны руководства
Руководство предприятия (президент, директор, совет директоров и т.д.) осуществляет общее руководство деятельностью предприятия и, соответственно, функции финансового регулирования. Именно директору предприятия приходится выбирать, разрабатывать и рекомендовать акционерам утвердить положение об учетной политике, распоряжается средствами предприятия, в том числе денежными - на счетах, осуществляет руководство учетом и отчетностью. В этом отношении необходимо отметить основополагающее различие между видами учета предприятия:
(1) финансовым;
(2) управленческим. Финансовый учет предназначен для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, государственных органов и т.д.) и подлежит аудиторской проверке. Управленческий учет предназначен для самого руководства, является наиболее достоверным и может содержать информацию, составляющую коммерческую тайну.
Однако именно этот вид учета теснее всего связан с финансовым регулированием, так как содержит планы расходования средств, "увязку" этих планов с календарем поступления средств на предприятие, наиболее подробные и точные данные по себестоимости продукции (работ, услуг), кредиторской и дебиторской задолженности и т.д. и т.п. Через управленческий учет и планирование в наибольшей степени проявляется финансовое регулирование деятельности предприятия его руководством. Схематично различие между видами учета (и анализа бухгалтерской информации) можно представить следующим образом:
Учет для целей налогообложения |
Финансовый учет |
Аудит и Внутренний контроль |
Управленческий учет |
|
Нормативная база | Налоговое законодательство | GAAP, IAS, иные национальные стандарты учета, которые в той или иной степени базируются на общепринятых | GAAP, GAAS (общепринятые аудиторские стандарты) Кроме того, для внутреннего аудита могут использоваться свои, как правило, более "жесткие" стандарты | Экономическая целесообразность, т.е. калькуляция максимальной прибыли. Для этого используют различные методы, наиболее распространенный - "директ-костинг" |
Цель | Рассчитать размер подлежащих уплате налогов | Записать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты и оценки | Выдать заключение относительно правильности и корректности учета. Для внутреннего учета - сообщить акционерам о добросовестности руководства | Упростить планирование и контроль, а также предоставить информацию для принятия решений |
Метод получения данных | Обобщение данных, отраженных в документации (бухгалтерской, первичной) | Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет) | Обобщение и анализ данных, представленных в отчетности, а также полученных в ходе проверки | Определение хода и результатов деятельности в прошлом, настоящем и будущем, в зависимости от задачи |
Отчетный период | Годовой, квартальный и т.д. (прошлый период) | Годовой, квартальный и т.д. (прошлый период) | Годовой, а также двухлетний , в случае внутреннего аудита - любой | Любой период, в зависимости от задачи |
Форма отчета | Специально установленные формы | Баланс, Отчет о прибылях и убытках, отчет о движении средств | Заключение | Бюджет, отчет о движении цен, отчет о выполнении, специальные аналитические отчеты |
Получатель отчета | Руководитель, налоговые органы | Все заинтересованные лица (акционеры, кредиторы и т.д.), руководство |