Сфера гостиничных услуг: анализ основных результатов деятельности предприятия и пути их улучшения в условиях конкуренции

категории оборудованы для приема гостей с физическими недостатками (инвалидов); некоторые планируют создание таких номеров. Также есть гостиницы с семейными номерами.

Порядка 50% гостиниц имеют на своей территории охраняемую стоянку для автомашин (почти у 80% стоянка платная).

Характерным для гостиниц, находящихся в районах Гомельской области, является предоставление за плату услуг по пользованию электроприборами (холодильник, телевизор, чайник и т.д.).

Цены за предоставление гостиничных услуг варьируются как в зависимости от регионального расположения средства размещения, так и в зависимости от наличия у гостиницы разрядности. Так, минимальная цена за обычный одноместный однокомнатный номер в гостинице без разряда составляет порядка 10 тыс. руб, 2-х местный – порядка 12 тыс. руб, а цена за 3-х местный номер варьируется в пределах 11-12 тыс. руб. на человека. Если гостинице присвоен разряд, цена увеличивается. Следует отметить, что часто под разными разрядами предлагаются номера с одинаковыми характеристиками, что влечет за собой широкий разброс цен, обусловленный, как правило, отличиями в характеристиках номеров и качеством предоставляемых услуг гостиниц, относящихся к одной категории.

Стоимость проживания для граждан дальнего зарубежья выше примерно в 2 раза чем для граждан Республики Беларусь. С 1 января 2008 г. гостиницы установили для российских туристов такую же плату за проживание, как и для граждан Беларуси.

Наибольшим спросом пользуются номера среднего ценового сегмента. В Гомельской области массовый потребитель выбирает гостиницы не по количеству звезд, а по соотношению цена-качество.

В некоторых гостиницах предусмотрена гибкая система скидок на тарифы по оказанию услуг гостиницами (в качестве основных критериев предоставления скидок выступают следующие: для туристических групп; в зависимости от длительности проживания; для постоянных клиентов и др.).

Развитие гостиничного рынка напрямую зависит от развития туризма, включая как формирование привлекательности образа Республики Беларусь у иностранных и белорусских туристов, так и создание всей необходимой туристской инфраструктуры.


Таблица 1.6 - Размещение на ночлег туристов и других лиц по Гомельской области за 2008 г.* [18]

Наименование страны Размещено гостей Предоставлено койко-суток, ед.
Всего: 207 269 739 354
в том числе:

жители Республики Беларусь 186 000 673 103,5
гости из стран СНГ 14 115 32 499,5
гости из иностранных государств 7 154 33 751
* кол-во организаций включенных в свод: 48



Рисунок 1.2 - Структурное деление посетителей в зависимости от страны проживания

Примечание. Источник: собственная разработка


За 2008 г. в средствах размещения г. Гомеля и Гомельской области было принято более двухсот тысяч человек. Из них 90 % - граждане Республики Беларусь. Порядка 10% приходится на гостей из стран СНГ и дальнего зарубежья. Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно большого круга стран, наиболее часто встречались представители из России, Украины, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании и Латвии. Средняя продолжительность пребывания туристов в гостинице составляет 3,5 дня.

Согласно данным опроса гостиниц Гомельской области, проводимого в феврале 2008 г., командированные составляют примерно 80% от общего числа клиентов гостиниц. В структуре притока иностранных граждан около 65% приходится на деловые поездки. Большая заполняемость гостиниц в основном наблюдается в областном центре, что объясняется, прежде всего, более высокой долей бизнес-составляющей при посещении города. Большинство гостей прибывают в Гомель с деловыми и профессиональными целями. Туризм и отдых в целях приезда значится меньше (17%).

Стоит отметить, что отдых в Беларуси становится все более популярным. Причем в качестве места размещения чаще всего выступают не гостиницы, а туристические базы, находящиеся вблизи лесных массивов (база «Хлупинская буда», «Дом рыбака и охотника», туристический комплекс «Лясковичи» и др.). Приезжие с целью оздоровления составляют самую малочисленную категорию.

Узнать о наличии номеров в какой-либо гостинице в Гомельской области и в Беларуси в целом затруднительно не только иностранцам, но и отечественным тур-агентствам: нет единой компьютерной сети, куда гостиницы могли бы подавать сведения о количестве и стоимости свободных номеров.

В ближайшее время планируется строительство небольших гостиниц на трассах наиболее востребованных туристских маршрутов, автокемпингов с необходимым оборудованием для приема туристических автобусов. Это будет способствовать развитию придорожного сервиса, который весьма важен для почти трети въезжающих иностранцев, путешествующих транзитом.


1.2 Характеристика основных показателей деятельности предприятия, функционирующего на рынке гостиничных услуг


Эффективность сферы услуг означает получение экономического результата от:

организации услуг;

обслуживания в сфере услуг;

производственно-обслуживающего процесса предприятия сферы услуг.

Экономическая эффективность сферы услуг является составным элементом общей эффективности общественного труда.

Экономическая эффективность развития сферы услуг на микроуровне характеризуется системой экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации всех видов услуг и их качественную сторону:

объем потока услуг;

величина расходов на услуги;

состояние и развитие материально-технической базы;

показатели финансово-экономической деятельности.

К показателям, характеризующим объем услуг конкретно на рынке гостиничных услуг относятся: общее количество проживающих в гостинице, количество койко-суток.

Общее количество проживающих измеряется количеством человек, которые прожили в гостиницы за определенный период времени. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения гостиничными услугами и определяется путем суммирования количества проживающих за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.

Количество койко-суток измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества проживающих на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного проживающего в гостинице.

Показатели финансово-экономической деятельности гостиничных услуг включают:

выручку от реализации гостиничных услуг;

показатели использования ресурсов рабочей силы;

показатели использования основных фондов и оборотных средств;

показатели производительности труда и фонда заработной платы;

показатели финансового состояния предприятия гостиничных услуг.

Выручка от реализации гостиничных услуг или оборот по услугам является важным показателем. Она должна покрыть все произведенные затраты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации гостиничных услуг определяется:

при расчетах наличными деньгами – при их поступлении в кассу как произведение цены единицы услуги на его реализованное количество;

при безналичных расчетах – по мере поступление денежных средств на расчетный счет организации в учреждение банка за реализованные гостиничные услуги.

Для определения влияния факторов, связанных с эффективностью использования основных средств организации используются следующие формулы:

Изменение оборота по услугам в целом:


, (1.1)


где ОУ1;ОУ0 – оборот по услугам за отчетный и базисный год соответственно;

в том числе за счет изменения:

а) эффективности использования основных средств (уровня фондоотдачи):


, (1.2)


б) объема основных средств:


, (1.3)


где ФО1; ФО0 – уровень фондоотдачи за отчетный и базисный год соответственно;

– среднегодовая стоимость основных средств за отчетный и базисный год соответственно.

Для определения влияния факторов, связанных с эффективностью использования трудовых ресурсов используются следующие формулы:

Изменение оборота по услугам за счет изменения:

а) эффективности использования трудовых ресурсов (уровня производительности труда):


, (1.4)


б) среднесписочной численности работников:


(1.5)


где ПТ1; ПТ0 – уровень производительности труда в сопоставимых ценах (оборот по услугам в среднем на одного работника) за отчетный и базисный год соответственно;

Ч1; Ч0– среднесписочная численность работников за отчетный и базовый год соответственно.

Для анализа изменения оборота по услугам в действующих и сопоставимых ценах, используются следующие формулы:

Изменение оборота по услугам:

за счет изменения:

а) цен на тарифы и услуги:


; (1.6)


б) физического объема:


(1.7)


где ОУсоп – оборот по услугам в сопоставимых ценах отчетного года; который определяется по формуле:

(1.8)


где Iр – индекс потребительских цен.

Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия измеряется такими показателями, как производительность труда и трудоемкость оказания услуги, использование рабочего времени, рентабельность персонала.

Производительность труда в сфере услуг измеряется отношением объема оказанных услуг к среднесписочной численности за определенный период.

Рентабельность персонала определяется как отношение прибыли, полученной за определенный период, к затратам на содержание персонала (фонду заработной платы).

Показатели эффективности использования трудовых ресурсов могут быть следующими:

среднесписочная численность;

расходы на оплату труда;

расходы на оплату труда, отнесенные к расходам на реализацию услуг в процентах к обороту по услугам;

расходы на оплату труда, отнесенные к расходам на реализацию услуг в процентах к фонду заработной платы;

расходы на оплату труда и другие выплаты из прибыли в процентах к обороту по услугам;

расходы на оплату труда и другие выплаты из прибыли в процентах к фонду заработной платы;

производительность труда к обороту по услугам;

производительность труда по прибыли;

средняя заработная плата;

рентабельность средств на оплату труда.

По характеру участия в производственно-обслуживающем процессе большая часть средств труда относится к основным фондам. Под основными фондами понимается совокупность материально-вещественных ценностей (в стоимостном выражении), служащих в течение длительного времени и утрачиваемых свою стоимость по частям (здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и др.)

На основе данных баланса организации сферы услуг можно рассчитать ряд показателей, которые характеризуют состояние и воспроизводство основных средств.

Показатели движения.

Коэффициент поступления (ввода) (Квв):

Квв = (Стоимость вновь поступивших основных средств) / (Стоимость основных средств на конец отчетного периода), (1.9)

Коэффициент обновления (Коб):

Коб = (Стоимость новых основных средств) / (Стоимость основных средств на конец отчетного периода), (1.10)

Коэффициент выбытия основных средств (Квыб.):

Квыб. = (Стоимость всех выбывших основных средств) / (Стоимость основных средств на начало отчетного периода), (1.11)

Коэффициент ликвидации (Кл):

Кл = (Стоимость ликвидированных основных средств) / (Стоимость основных средств на начало отчетного периода). (1.12)

Показатели состояния.

Коэффициент износа (Ки):

Ки = (Сумма износа) /(Полная стоимость наличных

основных средств (1.13)

Коэффициент годности (Кг):

Кг = (Остаточная стоимость основных средств) / Полная стоимость наличных основных средств). (1.14)

Для характеристики использования основных средств применяется система показателей. Наиболее общим показателем, характеризующим эффективность основных средств, является фондоотдача, которая рассчитывается по формуле:


ФО = О / ОФ, (1.15)


где ФО – уровень фондоотдачи; О – объем деятельности организации; ОФ – среднегодовая стоимость основных средств.

Значение показателя фондоотдачи отвечает на вопрос: какой объем реализации гостиничных услуг оказан на единицу стоимости основных средств.

Фондоотдача является прямой величиной уровня использования основных средств. Показатель, обратный фондоотдаче, называется фондоемкостью:


ФЕ = ОФ / О. (1.16)


Фондоемкость отражает, сколько основных средств приходится в данном периоде на единицу стоимости объема оказываемых услуг, Этот показатель позволяет установить влияние изменений в использовании основных средств на общую потребность в них.

Условия труда и фондооснащенности предприятий гостиничных услуг выражает показатель фондовооруженности:


ФВ = ОФ / Ч (1.17)


где Ч – среднесписочная численность работников, чел.

Из всех вышеуказанных показателей одним из наиболее важных является фондорентабельность – отношение прибыли отчетного периода к среднегодовой стоимости основных средств, измеряется в процентах. Он означает доходность организации по основным средствам.

Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансированных в оборотные производственные фонды и фонды обращения, обеспечивающие непрерывный кругооборот денежных средств. Понятие оборотных средств определяется их экономической сущностью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения.

Оборачиваемость оборотных средств - это продолжительность прохождения оборотными средствами отдельной стадии производства и обращения. Время, в течение которого оборотные средства находятся в обороте, составляют период оборота оборотных средств, Скорость оборачиваемости оборотных средств исчисляется трех взаимосвязанных показателей:

коэффициента оборачиваемости (количество оборота за отчетный период);

продолжительность одного оборота в днях (оборачиваемость оборотных средств в днях);

коэффициента загрузки оборотных средств.

Простейшим из показателей является коэффициент оборачиваемости оборотных средств, равный частному от деления выручки от реализации услуг за данный период на среднегодовую стоимость оборотных средств:


Коб = О / ОС (1.18)


где ОС – среднегодовая стоимость основных средств.

По сути, коэффициент оборачиваемости оборотных средств – это фондоотдача оборотных средств. Его рост свидетельствует о более эффективном их использовании. Одновременно он показывает число оборотных средств за отчетный период.

При исчислении показателя средней продолжительности одного оборота в днях для некоторого упрощения принято считать продолжительность периода, за который определяется степень использования оборотных средств, любого месяца, равную 30 дням, квартала – 90 дням, года – 360 дням. Продолжительность одного оборота в днях исчисляется по формуле:


Д = Дп / Коб (1.19)


где Дп - длительность периода, за который определяется показатель;

Коб = коэффициент оборачиваемости.

Чем меньше продолжительность оборота или больше число совершаемых им кругооборотов при том же объеме реализованных услуг, тем меньше требуется оборотных средств, и, наоборот, чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.

Затраты организации по реализации услуг авансируются за счет оборотных средств. По мере реализации продукции и поступления на расчетный счет выручки оборотные средства восстанавливаются, а понесенные организацией издержки возмещаются. Для определения финансового результата необходимо выручку от реализации (оборот по услугам) сопоставить с затратами на ее создание и реализацию. Если оборот по услугам превышает затраты, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если оборот по услугам равен затратам, то организации удалось возместить затраты на создание и реализацию услуг. При затратах, превышающих оборот по услугам, организация несет убыток.

Как экономическая категория прибыль представляет собой чистый доход, созданный в сфере услуг, а на уровне организации чистый доход принимает форму прибыли.

Принято различать множество видов прибыли – номинальную, минимальную, максимальную (целевую), экономическую, бухгалтерскую, чистую и т.д.

В отечественной практике в переносе на сферу услуг применяются следующие показатели прибыли:

прибыль от реализации услуг, которая определяется как разница между суммой выручки от реализации услуг (за минусом косвенных налогов) и суммой затрат на производство и реализацию услуг, а также налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых из выручки в соответствии с действующим законодательством;

прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов есть сальдо между операционными доходами и расходами, полученными от продажи активов (кроме ценных бумаг и иностранной валюты), от операций с ценными бумагами и от участия в уставных фондах других организаций (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей, включаемых в операционные доходы), плюс (минус) прибыль (убыток) от совместной деятельности с другими предприятиями. Эту прибыль называют еще и прибылью от прочей реализации;

прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов есть сальдо между внереализационными доходами (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) и внереализационными расходами. К внереализационным расходам относятся расходы на содержание на содержание обслуживающих производств и хозяйств; штрафы, пени, неустойки, по исполнению хозяйственных договоров; списанная дебиторская и кредиторская задолженность; курсовая разница; благотворительная помощь; недостача и т.д.

прибыль (убыток) организации от вех видов деятельности за отчетный период (в практике ее называют балансовой прибылью) – конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации, который представляет собой сумму: а) прибыли (убытка) от реализации услуг; б) прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов; в) прибыли (убытка) от внереализационных доходов и расходов;

налогооблагаемая прибыль равна разнице между прибылью организации за отчетный период (балансовой прибылью) и суммой налога на недвижимость и льгот по налогу на прибыль, израсходованной на соответствующие цели в соответствии с законодательством;

льготируемая прибыль – это сумма прибыли, освобождаемая (полностью или частично) от уплаты налога на прибыль;

чистая прибыль определяется разницей между налогооблагаемой прибылью организации и суммой налога на прибыль, рентных платежей из прибыли предприятия, налога на экспорт и импорт, других сборов и расходов из прибыли, это показатель и является одним из наиважнейших из финансовых показателей деятельности организации.

Чтобы определить уровень эффективности работы организации, полученную ей прибыль необходимо сопоставить с соответствующими затратами.

Соотношение прибыли с единовременными или текущими затратами выражает рентабельность. В широком смысле рентабельность означает прибыльность и доходность. Наиболее распространенными показателями рентабельности являются: рентабельность услуг; рентабельность текущих активов; рентабельность собственного капитала; рентабельность инвестированного капитала; рентабельность основных фондов; рентабельность заемных средств; рентабельность активов и т.д.

Экономическая эффективность – это результативность реального процесса деятельности в сфере услуг. Она отражает уровень развития и степень использования ресурсов, текущих затрат и характеризуется успехами в достижении прибыли – конечного результата хозяйственно-финансовой деятельности.

Обобщающими показателями экономической эффективности организации являются

оборот по услугам;

прибыль отчетного периода;

чистая (нераспределенная) прибыль (Пч);

общий экономический потенциал, представляет собой сумму среднегодовой стоимости основных средств (ОФ), среднегодовой стоимости оборотных средств (ОС), фонда заработной платы (ФЗП);

функционирующий капитал – сумма среднегодовой стоимости основных средств (ОФ) и среднегодовой стоимости оборотных средств (ОС);

прибыль в процентах к экономическому потенциалу: П/(ОФ+ОС+ФЗП) х 100;

прибыль в процентах к функционирующему капиталу: П/(ОФ+ОС) х 100;

прибыль в процентах к расходам на реализацию услуг: П/Р х 100;

чистая прибыль в процентах к экономическому потенциалу: Пч/(ОФ+ОС+ФЗП) х 100;

чистая прибыль в процентах к функционирующему капиталу: Пч/(ОФ+ОС) х 100;

чистая прибыль в процентах к расходам на реализацию услуг: Пч/Р х 100;

ресурсоотдача ресурсов (экономического потенциала): ОУ/(ОФ+ОС+ФЗП);

ресурсоотдача функционирующего капитала: ОУ/(ОФ+ОС).

Для комплексной (интегральной) оценки эффективности организации сферы услуг используется следующая формула:


Sусл = ОУ/(ФЗП+ОС+ОФ), (1.20)


где ОУ – оборот по услугам;

ФЗП – фонд заработной платы;

ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств;

ОФ - среднегодовая стоимость основных средств.

Для комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности организации Sфин в числителе формулы 1.20 вместо оборота по услугам проставляют данные о сумме прибыли.

Для оценки эффективности трудовой деятельности необходимо определить уровень производительности труда на каждый рубль средней заработной платы (Sтруд) по формуле:


Sтруд = Пр/СРзпт, (1.21)


где Пр – производительность труда работников организации;

СРзпт – средняя заработная плата на одного работника организации.

Для обобщающей оценки эффективности всей хозяйственной деятельности нужно определить интегральный показатель эффективности хозяйствования (Sхоз) по следующей формуле:


Sхоз = 3√ Sусл + Sфин + Sтруд (1.22)


Первые три показателя эффективности хозяйствования могут быть абсолютными и относительными. Темп изменения интегрального показателя эффективности всей хозяйственной деятельности (Тхоз) исчисляется по формуле:


Тхоз = (Sхоз1/ Sхоз0) х 100, (1.23)


где Sхоз1, Sхоз0 – отчетное и базисное значения интегрального показателя эффективности хозяйствования.

Далее необходимо построить модель стратегического регулирования оборота по услугам, обеспечивающую эффективность хозяйственной деятельности организации сферы услуг, с учетом следующего с отношения:

Iпр>Iоу>Iфзп>Iчр (1.24)

где Iпр – индекс прибыли;

Iоу - индекс оборота по услугам;

Iфзп – индекс фонда заработной платы;

Iчр – индекс численности работников.


Для оценки интенсивности сферы услуг необходимо определить прирост объема по услугам за счет интенсивных факторов по следующей формуле:


Динт = [(Пр1 – Пр0)Ч1 + (ФО1 – ФО0)ОФ1] х 100/ (∆ОУ х2), (1.25)


где Динт – доля прироста объема по услугам за сет интенсивных факторов;

Пр1, Пр0 – отчетное и базисное значение показателей производительности труда работников;

Ч1 – фактическая среднесписочная численность работников за отчетный период;

ФО1, ФО0 – отчетное и базисное значения показателей фондоотдачи;

ОФ1 – фактическая среднегодовая стоимость основных средств за отчетный период;

∆ОУ – прирост оборота по услугам по сравнению с планом или в динамике.

Основными задачами анализа в системе управления организацией являются:

- оценка хозяйственной ситуации;

- выявление факторов и причин достигнутого состояния;

- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;

- выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Результаты анализа способствуют росту осведомленности администрации организации и других пользователей экономической информации о состоянии интересующих их объектов. Главная цель - это получение минимально необходимого числа ключевых показателей, позволяющих дать точную оценку текущего состояния объекта и перспектив его развития

В целом оценка эффективности деятельности организации имеет следующие цели:

- оценку динамики показателей, определяющих основные результаты деятельности организации;

- оценку обоснованности и сбалансированности принятого плана, конечные результаты его выполнения;

- сравнение результатов, достигнутых в отчетном году, с соответствующими показателями предыдущих лет и базового года.

Эффективность хозяйственной деятельности можно измерить посредством относительных показателей. Экономический рост производства может достигаться как экстенсивным, так и интенсивным способом. Превышение темпов роста производства услуг над темпами роста ресурсов или затрат свидетельствует об интенсивном росте производства услуг.

Определяют источники эффективности или резервы роста производства услуг, которыми могут быть только производственные ресурсы. Оборот производственных ресурсов можно проследить по обороту финансовых ресурсов, что позволяет дать характеристику не только потребления средств производства и труда в процессе производства услуг, но и применения основных производственных фондов и оборотных средств. Пути повышения интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности представлены на рисунке 1.3.



Факторы экстенсивного и интенсивного развития производства




























Экстенсивные факторы
Интенсивные факторы




























Увеличение количества используемых ресурсов
Увеличение времени использования ресурсов
Устранение непроизводи-тельного использования ресурсов
Совершенство-вание качественных характеристик используемых ресурсов
Совершенство-вание процесса функциониро-вания используемых ресурсов




























Увеличение: 1) численности рабочей силы 2) количества предметов труда 3) количества средств труда
Увеличение: 1) продолжи-тельности функциониро-вания основных производст-венных фондов 2) времени использования средств труда 3) времени использования рабочей силы
Устранение: 1) непроизво-дительного использования рабочей силы 2) непроизво-дительного использования предметов труда 3) непроизво-дительного использования средств труда
Совершенст-вование: 1) использу-емой рабочей силы 2) использу-емых предметов труда 3) использу-емых средств труда
1) ускорение оборачива-емости производст-венных фондов 2) совершен-ствование организации управления 3) совершен-ствование организации труда и производства

Рисунок 1.3 - Классификация факторов экстенсивного и интенсивного развития производства услуг [19]


Заключительным этапом анализа деятельности организации является рассмотрение выявленных резервов повышения эффективности ее хозяйствования, разработка рекомендаций по их реализации, выработка решений по оптимальному управлению. Основная задача – составить прогноз финансово-хозяйственной деятельности организации и показать, каким образом можно предупредить неблагоприятные факторы и тенденции экономического и социального развития.

Экономический анализ состояния и развития гостиничных услуг КТСУП «Отель» г.Гомель

2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности КТСУП «Отель» г.Гомель


Коммунальное торгово-сервисное унитарное предприятие “Отель” - юридический адрес и местонахождение: Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Крестьянская,16.

КТСУП «Отель» создано в связи с переименованием из коммунального унитарного предприятия «Гостиничное хозяйство» и выходом из структуры коммунального унитарного предприятия «Гомельское управление жилищно-коммунального хозяйства» решением Гомельского городского исполнительного комитета №1032 параграф 5 от 16.10.02г. и зарегистрировано Гомельским областным исполнительным комитетом решением №418 от 14.07.00г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400071380.

КТСУП «Отель» является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, входящим в состав коммунальной собственности г. Гомеля.

Гостиница «Сож» введена в эксплуатацию в 1960 г, с 1972 года действует гостиница «Гомель», июля 2008 года гостиница «Гомель» продана ОАО «Белеврогрупп». В 1992 году реконструирована часть здания гостиницы «Сож» и введен в эксплуатацию новый корпус. С 2001 г. открыт ресторан «Сож» после капитального ремонта.

Целью деятельности КТСУП «Отель» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли и удовлетворение социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества.

Основными направлениями деятельности организации являются предоставление гостиничных услуг гостям нашего города, осуществление розничной и оптовой торговли, торгово-производственной деятельности.

Основными поставщиками материалов, энергоносителей и услуг, необходимых для обеспечения реализации гостиничных услуг являются предприятия г. Гомеля. В течение ряда лет поставщиками материалов, энергоносителей и услуг являются РУП «Водоканал», ЗАО «Снежинка», филиал Гомельские тепловые сети РУП «Гомельэнерго», Гомельское межрайонное отделение Энергонадзора, РУП «Гомельоблтелеком», ЗАО «Гомельлифт»,ОАО ГТТЦ «Горизонт» и др.

К услугам населения предоставляются номера высшей, первой и третьей категории. В сфере оказания гостиничных услуг КТСУП “Отель” ориентировано на клиентов с различной покупательской способностью, т.е. на широкие слои населения.

Основными конкурентами КТСУП «Отель», г. Гомель являются: гостиница «Турист»; гостиница «Октябрьская»; все продовольственные и др. предприятия розничной торговли, расположенные вблизи КТСУП «Отель».

Однако КТСУП «Отель» имеет ряд конкурентных преимуществ перед всеми другими предприятиями – расположением предприятия в центре города, организацией качественного обслуживания, оказанием дополнительных услуг проживающим и покупателям.

Основной целью стратегии маркетинга в организации в отношении потребителя выступает привлечение новых сегментов, за счет расширения ассортимента товаров и услуг, нацеленного на разные уровни доходов населения, расширения видов деятельности.

Так, наряду с предоставлением гостиничных услуг в новых, комфортабельных номерах гостиницы «Сож» будет расширен ассортимент дополнительных услуг, оказываемых населению. Гостиница будет оснащена бильярдными столами, на этаже будет работать бар. Планируется оборудовать в гостинице мини-сауну, бассейн, конференц-зал.

Весь прирост товарооборота и прибыли будет составлять прямой эффект от реализации стратегии маркетинга.

В состав коммунального торгово-сервисного унитарного предприятия «Отель» входят следующие структурные подразделения:

1. Головное предприятие.

2. Гостиница «Сож» на 198 мест. Четырехэтажное здание с подвалом, расположено в центре города на пересечении улиц Советская и Крестьянская, имеет все виды внутреннего благоустройства. Общая площадь здания составляет – 7378 м. кв. Год постройки – 1960. При гостинице имеется автостоянка обслуживающая гостей города. Численность работающих составляет 76 человек.

3. Участок хозрасчетных услуг и работ, расположен адресу улица Федюнинского, 21, работающих - 10 человек. Участок представляет собой комплекс зданий и сооружений огражденные железобетонным забором в состав которого входят:

- трехэтажное здание административного корпуса общей площадью – 1729,46 м.кв.

- цех ремонта автомобилей с подсобными помещениями площадью – 815,73 м.кв.

- складские помещения – 652,7 м.кв.

- отдельно расположена асфальтированная автостоянка с контрольно- пропускным пунктом площадью – 8104,1 м.кв.

Большую часть помещений и сооружений участка арендует УСП «Агенство развития и содействия инвестициям администрации СЭЗ «Гомель – Ратон», где указанное предприятие предоставляет услуги по таможенному оформлению грузов предприятий-резидентов свободной экономической зоны.

Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 - Основные показатели хозяйственной деятельности КТСУП «Отель» в 2007-2009 гг.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение (+,-) Темп роста (снижения), %




2008 г

от

2007 г

2009 г

от

2008 г

2009 г

от

2007 г

2008 г

к

2007 г

2009 г

к

2008 г

2009

к

2007

1.Выручка от реализации, млн. руб. (О) 4011 4144 3581 +133 -563 -430 103,3 86,4 89,3
2.Доходы, млн. руб. (Д) 3305 3441 2925 +136 -516 -380 104,1 85,0 88,5
3.Расходы, млн. руб. (Р) 2922 3066 2730 +144 -366 -192 104,9 89,0 93,4
4.Прибыль отчетного периода, млн.руб. (П) +383 +375 +195 -8 -180 -188 97,9 52,0 50,9
5.Среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб. (ОФ) 6293 5390 12051 -903 +661 +5758 85,7 223,6 191,5
6.Среднесписочная численность, чел. (Ч) 228 187 143 -41 -44 -85 82,0 76,5 62,7
7.Фондоотдача, р. (О:ОФ) 0,637 0,769 0,297 +0,132 -0,472 -0,341 120,7 38,6 46,6
8.Фондоемкость, р. (ОФ:О) 1,569 1,301 3,365 -0,268 +2,064 +1,769 82,9 258,6 214,5
9.Фондовооруженность, млн.р. (ОФ:Ч) 27,6 28,8 84,273 +1,2 +55,473 +56,673 104,3 292,6 305,3
10.Фондорентабельность, % (П:ОФ*100) 6,08 6,96 1,618 +0,88 -5,342 -4,462 114,5 23,2 26,6
11.Однодневный оборот, млн.р. (Оо) 10,989 11,353 9,811 +0,364 -1,542 -1,178 103,3 86,4 89,3
12.Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн.р. (ОС) 704 769 839 +65 +70 +135 109,2 109,1 119,2
13.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз (О:ОС) 5,697 5,389 4,268 -0,308 -1,121 -1,429 94,6 79,2 74,9
14.Оборачиваемость оборотных средств, дней (ОС:Оо) 64,1 67,7 85,5 +3,6 +17,8 +21,4 105,6 126,3 133,4
15.Рентабельность оборотных средств, % (П:ОС*100) 54,4 48,76 23,24 -5,64 -25,52 -31,16 89,6 47,7 42,7
16.Расходы на оплату труда, млн.р. (З) 1177 1326,5 1088,4 +149,5 -238,1 -88,6 112,7 82,1 92,5
17.Расходы на оплату труда в процентах к обороту, % (З:О)*100 29,3 32,01 30,39 +2,71 -1,62 +1,09 109,2 94,9 103,7
18.Призводительность труда, измеренная по следующим показателям:








18.1.Обороту, млн.р. (О:Ч) 17,59 22,16 25,04 +4,57 +2,88 +7,45 126,0 113,0 142,4
18.2.Прибыли, млн.р. (П:Ч) 1,68 2,0 1,36 +0,32 -0,64 -0,32 119,0 68,0 80,9
19. Средняя заработная плата, млн.р. (ФЗП:Ч) 5,16 7,09 7,61 +1,93 +0,52 +2,45 137,4 107,3 147,5
20.Рентабельность средств на оплату труда,% (П:З*100) 32,54 28,27 17,92

-4,27

-10,35 -14,62 86,9 63,4 55,1
21.1.Экономический потенциал, всего (ОФ+ОС+ФЗП) 8174 7485,5 13978,4

-688,5

+6312,9 +5804,4 91,6 186,7 171,0
21.2.в том числе функционирующий капитал, млн.р. (ОФ+ОС) 6997 6159 12890 -838 +6731 +5893 88,0 209,3 184,2
22.Ресурсоотдача:








22.1.Ресурсов (экономического потенциала),р. (О/(ОФ+ОС+ФЗП)) 0,49 0,55 0,26

+0,06

-0,29 -0,23 112,2 47,3 53,1
22.2.Функционирующего капитала, р. (О/(ОФ+ОС)) 0,57 0,67 0,28

+0,1

-0,39 -0,29 117,5 41,8 49,1

Примечание. Источник: собственная разработка на основании приложений А, Б, В


Таблица 2.1 показывает, что выручка от реализации услуг в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 13,6% и составила 3581 млн.руб., хотя в 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдался рост на 3,3%. Соответственно аналогично изменялись и доходы в организации. В 2009 году они составили 2925 млн.руб., что на 15% меньше, чем в 2008 году. А в 2008 году доходы были выше, чем в 2007 году на 136 млн.руб.

Что касается расходов, то в 2009 году они снизились по сравнению с 2008 годом на 366 млн.руб., а в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличились на 144 млн.руб. и составили 3066 млн.руб.

За весь анализируемый период организация имеет прибыль в отчетном периоде, хотя она в динамике уменьшается, так в 2009 году она составила 195 млн.руб., что на 180 млн.руб. меньше, чем в 2008 году и на 188 млн.руб. меньше, чем в 2007 году.

К 2009 году стоимость основных средств значительно увеличилась и составила 12051 млн.руб. Это объясняется тем, что в конце 2009 года была построена, за счет бюджетных средств, и введена в эксплуатацию, путем присоединения к КТСУП «Отель» новая гостиница по