Статистика промышленной продукции
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра: «Экономики и менеджмента»
Контрольная работа
по дисциплине: Статистика
Хабаровск 2010 г.
Содержание
1. Тесты по теме «Статистика промышленной продукции»
2. Задача 1
3. Задача 2
Список литературы
1. Тестовое задание по теме «Статистика промышленной продукции»
1. Напишите формулу расчёта валовой продукции.
Ответ: ВП = ВО – ВЗО,
где ВП – валовая продукция,
ВО – валовой оборот,
ВЗО – внутризаводской оборот.
2. Целью деятельности промышленного предприятия является…
Ответ: Целью деятельности промышленного предприятия является производство продукции, выполнение работ, услуг промышленного характера высокого качества при минимальных затратах.
3. Стоимость продукции, произведенной всеми подразделениями предприятия, независимо от ее назначения называется…
Ответ: Стоимость продукции, произведенной всеми подразделениями предприятия, независимо от ее назначения называется валовым оборотом промышленного предприятия.
4. Услуги, с улучшением потребительских свойств продукта, называются…
Ответ: Услуги, с улучшением потребительских свойств продукта, называются работами промышленного характера.
5. Систематизированный перечень всех изделий, изготавливаемых на предприятии, называется….
Ответ: Систематизированный перечень всех изделий, изготавливаемых на предприятии, называется учетной номенклатурой продукции.
6. К производственным услугам относится:
1) производство товара;
2) рекламирование товара;
3) ремонт зданий;
4) ремонт собственного оборудования.
Ответ: 4) ремонт собственного оборудования.
7. Внутризаводским элементом является:
1) капитальный ремонт;
2) произведенная продукция;
3) изменение остатков полуфабрикатов;
4) полуфабрикаты собственного производства.
Ответ: 3) изменение остатков полуфабрикатов.
8. Товарная продукция определяется по формуле:
1) ВП − ВзО − СМЗ;
2) ВО – ВзО – СМЗ;
3) ВП – ВзЭ – СМЗ;
4) ВП – МЗ.
Ответ: 3) ВП – ВзЭ – СМЗ;
9. Во внутризаводской оборот включаются:
1) внутризаводские элементы;
2) незавершенное производство;
3) полуфабрикаты собственного производства, изготовленные для собственных нужд;
4) капитальный ремонт собственного оборудования.
Ответ: 3) полуфабрикаты собственного производства, изготовленные для собственных нужд; 4) капитальный ремонт собственного оборудования.
10. Стоимость реализованных бракованных изделий включается:
1) в валовую продукцию;
2) в товарную продукцию;
3) в реализованную продукцию;
4) нет правильного ответа.
Ответ: 4) нет правильного ответа.
11. Выбрать элементы, включаемые в товарную продукцию:
1) стоимость внутризаводских элементов;
2) стоимость полуфабрикатов, отпущенных на сторону;
3) стоимость реализованных бракованных изделий;
4) стоимость готовых изделий.
Ответ: 2) стоимость полуфабрикатов, отпущенных на сторону; 4) стоимость готовых изделий.
2. Задача 1
Выпуск продукции молочного комбината характеризуется данными, представленными в таблице 1.
Таблица 1. Выпуск продукции
Продукция | Отпускная цена, руб. | План на квартал, тыс. л | Фактический выпуск, тыс. л | |||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
|||
Молоко 1% жира | 13,05 | 140 | 133 | 120 | 140 | 100 |
Молоко 1,5% жира | 13,73 | 250 | 257 | 250 | 242 | 251 |
Молоко 2,7% жира | 14,52 | 270 | 273 | 276 | 256 | 240 |
Определить:
1) выпуск молока в условно-натуральных единицах, если за условную единицу принято молоко с жирностью 2,7%;
2) выполнение плана по выпуску молока в условно-натуральном выражении за год;
3) ритмичность выпуска;
4) равномерность выпуска;
5) выполнение плана по ассортименту.
Сделать выводы.
Решение:
1. Разновидностью натурального учета является учет продукции в условных натуральных измерителях. Сущность метода условных натуральных измерителей состоит в том, что разнообразные продукты данного вида выражаются в единицах одного продукта, условно принятого за единицу измерения.
Для определения объема продукции в условных натуральных единицах измерения (qусл) следует объем продукции в натуральных единицах измерения (qнат) умножить на коэффициент пересчета (Кпересеч):
(1)
Коэффициент пересчета определяется отношением:
(2)
Рассчитаем выпуск молока в условно-натуральных единицах в табл. 2.
Таблица 2. Выпуск молока по кварталам.
Продукция | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | ||||||||
Факт. выпуск, тыс. л | Коэффициент пересчета | Факт. выпуск, тыс. усл.-нат. ед. | Факт. выпуск, тыс. л | Коэффициент пересчета | Факт. выпуск, тыс. усл.-нат. ед. | Факт. выпуск, тыс. л | Коэффициент пересчета | Факт. выпуск, тыс. усл.-нат. ед. | Факт. выпуск, тыс. л | Коэффициент пересчета | Факт. выпуск, тыс. усл.-нат. ед. | |
Молоко 1% жира | 133 | 0,52 | 69,2 | 120 | 0,43 | 51,6 | 140 | 0,55 | 77 | 100 | 0,42 | 42 |
Молоко 1,5% жира | 257 | 0,94 | 241,6 | 250 | 0,91 | 227,5 | 242 | 0,94 | 227,5 | 251 | 1,05 | 263,6 |
Молоко 2,7% жира | 273 | 1,00 | 273 | 276 | 1,00 | 276 | 256 | 1,00 | 256 | 240 | 1,00 | 240 |
Итого: | 663 | – | 583,8 | 646 | – | 555,1 | – | 560,5 | – | 545,6 |
2. Выполнение плана по выпуску молока в условно-натуральном выражении за год определим с помощью относительной величины выполнения плана (ОВв.п.), которая представляет собой соотнесение фактически достигнутого уровня явления в исследуемом периоде (уф) с планируемым уровнем этого явления (упл):
(3)
Сначала определим выпуск молока в условно-натуральных единицах по видам продукции всего за год:
– молока 1% жира:
В = 69,2+51,6+77+42 = 239,8 тыс. усл.-нат. ед.
– молока 1,5 % жира:
В = 241,6+227,5+227,5+263,6 = 960,2 тыс. усл.-нат. ед.
– молока 2,7 % жира:
В = 273+276+256+240 = 1045 тыс. усл.-нат. ед.
Пересчитаем план каждого квартала в условно-натуральных единицах:
– молока 1% жира:
1 квартал: П1 = 140*0,52 = 72,8 тыс. усл.-нат. ед.
2 квартал: П2 = 140*0,43 = 60,2 тыс. усл.-нат. ед.
3 квартал: П3 = 140*0,55 = 77 тыс. усл.-нат. ед.
4 квартал: П4 = 140*0,42 = 58,8 тыс. усл.-нат. ед.
План за год: Пгод. = П1+П2+П3+П4 = 72,8+60,2+77+58,8 = 268,8 тыс. усл.-нат. ед.
– молока 1,5 % жира:
1 квартал: П1 = 250*0,94 = 235 тыс. усл.-нат. ед.
2 квартал: П2 = 250*0,91 = 227,5 тыс. усл.-нат. ед.
3 квартал: П3 = 250*0,94 = 235 тыс. усл.-нат. ед.
4 квартал: П4 = 250*1,05 = 262,5 тыс. усл.-нат. ед.
План за год: Пгод. = 235+227,5+235+262,5 = 960 тыс. усл.-нат. ед.
– молока 2,7 % жира:
1 квартал: П1 = 273*1,00 = 273 тыс. усл.-нат. ед.
2 квартал: П2 = 276*1,00 = 276 тыс. усл.-нат. ед.
3 квартал: П3 = 256*1,00 = 256 тыс. усл.-нат. ед.
4 квартал: П4 = 240*1,00 = 240 тыс. усл.-нат. ед.
План за год: Пгод. = 273+276+256+240 = 1045 тыс. усл.-нат. ед.
Выполнение плана по выпуску молока в условно-натуральном выражении за год составит:
– молока 1% жира:
– молока 1,5 % жира:
– молока 2,7 % жира:
План по выпуску молока 1% жира в условно-натуральном выражении недовыполнен на 10,8%; по выпуску молока 1,5% жира и 2,7% жира выполнен на 100%.
Ритмичность выпуска – это степень выпуска продукции в течение года. Коэффициент ритмичности рассчитывается по следующей формуле:
Кр.=, (4)
где ΣВф – фактический объем выпуска продукции за год в пределах плана;
ΣВпл – плановый выпуск продукции.
Коэффициент ритмичности составит:
– молока 1% жира:
, или 88%
– молока 1,5 % жира:
, или 99,2%
– молока 2,7 % жира:
, или 95,9%
Чем ближе коэффициент ритмичности к единице, тем ритмичнее велась работа на молочном комбинате. Наиболее ритмичным являлся выпуск молока 1,5% жира (99,2%).
Коэффициент равномерности (R) определяется по формуле:
, (5)
где – коэффициент вариации.
Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:
, (6)
где – среднее квадратическое отклонение;
хср – средний процент выполнения плана;
х – процент выполнения плана за каждый период;
n – количество периодов.
Среднее квадратическое отклонение рассчитывается по формуле:
(7)
Составим расчетную таблицу 3.
Таблица 3. Расчет коэффициента равномерности
Продукция | Процент выполнения плана, % | хср , % | R | ||||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | ||||||
Молоко 1% жира | 95 | 85,7 | 100 | 71,4 | 88 | 473,85 | 10,88 | 12,4 | 87,6 |
Молоко 1,5% жира | 102,8 | 100 | 96,8 | 100,4 | 100 | 18,08 | 2,13 | 2,13 | 97,87 |
Молоко 2,7% жира | 101,1 | 102,2 | 94,8 | 87,9 | 96,5 | 130,5 | 5,71 | 5,92 | 94,08 |
Выпуск молока 1% жира отклоняется от плана на 12,4%; молока 1,5% жира – на 2,13%, молока 2,7% жира – на 5,92%. Более равномерно на молочном комбинате идет выпуск молока 1,5% жирности.
Оценка выполнения плана по всему ассортименту предусматриваемой предприятием продукции исчисляется с помощью среднего процента выполнения задания по ассортименту (Ас, %).
Наиболее точно характеризует степень выполнения плана по ассортименту средний процент, исчисленный по способу наименьшего числа, т.е. в счет выполнения плана принимается наименьшее число из двух величин: планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию.
Средний процент выполнения задания по ассортименту рассчитывается как отношение фактически выпущенной продукции в пределах плана к плановому выпуску продукции.
Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Составим расчетную таблицу 4.
Таблица 4. Выполнение плана по ассортименту
Продукция | План на квартал | Выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана | Всего за год | Процент выполнения плана по ассортименту, % | Средний годовой процент | ||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | ||||
Молоко 1% жира | 140 | 133 | 120 | 140 | 100 | 493 | 95 | 85,7 | 100 | 71,4 | 88 |
Молоко 1,5% жира | 250 | 250 | 250 | 242 | 250 | 992 | 100 | 100 | 96,8 | 100 | 99,2 |
Молоко 2,7% жира | 270 | 270 | 270 | 256 | 240 | 1036 | 100 | 100 | 94,8 | 88,9 | 95,9 |
План по ассортименту в целом не выполнен по всем видам продукции – по молоку 1% жира недовыполнен на 12%; по молоку 1,5% жира – на 0,8% и по молоку 2,7% жира – на 4,1%. Наибольший процент выполнения имеет выпуск молока 1,5% жира.
По результатам расчетов можно сделать следующий вывод:
На исследуемом молочном комбинате план по выпуску молока 1% жира в условно-натуральном выражении недовыполнен на 10,8%; по выпуску молока 1,5% жира и 2,7% жира выполнен на 100%. Наиболее ритмичным и равномерным являлся выпуск молока 1,5% жира. Наибольший процент выполнения плана по ассортименту имеет выпуск молока 1,5% жира.
3. Задача 2
Имеются данные о производстве продукции на промышленном предприятии с длительным циклом производства за отчетный месяц, млн. руб.:
• Произведено готовой продукции…………………....... 200
В том числе реализовано………………………………… 150
• Произведено полуфабрикатов………………………… 100
Из них:
− переработано в своем производстве………………………………. 10
− отпущено на сторону………………………………………….…… 80
• Остатки незавершенного производства:
− на начало месяца………………………………………………..…... 10
− на конец месяца……………………………………………….…….. 15
• Ремонтным цехом произведен:
− капитальный ремонт своего оборудования………………… 2
− текущий ремонт оборудования……………………………… 1
− капитальный ремонт заводских зданий………………….…. 20
− монтаж металлоконструкций по заказу со стороны………… 5
• Электростанцией произведено электроэнергии………………. 50
В том числе:
− использовано на промышленно-производственные нужды….. 40
− отпущено жилому комплексу…………………………………… 10
• Остатки готовой продукции на складе на начало месяца…….. 25
• Остатки готовой продукции на складе на конец месяца………. 20
•Остатки готовой продукции, отгруженной, но не оплаченной покупателем на начало месяца…………………………………………... 15
• Остатки готовой продукции, отгруженной, но не оплаченной покупателем на конец месяца…………………………………………….. 0
• Реализовано бракованных изделий…………………………………. 4
• Получена оплата за продукцию, поставленную в предыдущем месяце………………………………………………………………… 25
Продукция и работы, отпущенные на сторону, оплачены.
Необходимо:
1) определить валовой оборот, внутризаводской оборот, валовую продукцию (двумя методами), внутризаводские элементы, товарную продукцию (двумя методами), отгруженную продукцию, реализованную продукцию;
2) определить коэффициент реализации, коэффициент отгрузки, коэффициент товарности, коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота, коэффициент внутризаводского комбинирования;
3) провести анализ показателей балансовым методом, если в предыдущем месяце отчетные показатели были следующими: ВО = 370, ВП = 320, ТП = 290, ОП = 280, РП = 250;
4) провести анализ показателей индексным методом. Определить долю влияния каждого фактора на объем реализованной продукции.
Сделать выводы.
Решение:
Валовой оборот (ВО) характеризует в стоимостном выражении объем продукции, произведенной за отчетный период всеми промышленно-производственными цехами предприятия, независимо от того, потреблена эта продукция в других его промышленно-производственных цехах или отпущена за пределы предприятия.
В состав валового оборота включаем:
1) стоимость произведенной готовой продукции (200);
2) стоимость произведенных полуфабрикатов (100);
3) стоимость изменения остатков незавершенного производства (15–10);
4) стоимость работ, произведенных ремонтным цехом (2+1+20+5);
5) стоимость произведенной электроэнергии (50);
6) стоимость изменения остатков готовой продукции на складе (20–25);
7) стоимость изменения остатков отгруженной продукции, но не оплаченной покупателем (0–15);
8) стоимость реализованных бракованных изделий (4);
9) оплата за продукцию, поставленную в предыдущем месяце (25).
Таким образом, валовой оборот составит:
ВО = 200+100+5+28+50+(-5)+(-15)+4+25 = 392 млн. руб.
Внутризаводской оборот (ВЗО) представляет собой стоимость продукции своего производства, потребленной на собственные промышленно-производственные нужды.
В состав внутризаводского оборота входят: полуфабрикаты, переработанные в своем производстве (20); капитальный ремонт своего оборудования (2); текущий ремонт оборудования (1); капитальный ремонт заводских зданий (20) и электроэнергия, использованная на промышленно-производственные нужды (40).
Таким образом, внутризаводской оборот составит:
ВЗО = 20+2+1+20+40 = 83 млн. руб.
Валовая продукция (ВП) – это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени.
Валовая продукция рассчитывается двумя способами:
1 способ: как разница между валовым и внутризаводским оборотом:
ВП = ВО – ВЗО (8)
ВП = 392 – 83 = 309 млн. руб.
2 способ: на основе поэлементного подсчета.
При поэлементном подсчете рассчитывается величина каждого элемента без внутризаводского оборота, и результаты по всем элементам суммируются.
В валовую продукцию входят:
1) стоимость произведенной готовой продукции (200);
2) стоимость полуфабрикатов, отпущенных на сторону (80);
3) стоимость изменения остатков незавершенного производства (15–10);
4) стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказу со стороны – монтаж металлоконструкций (5);
5) стоимость электроэнергии, отпущенной жилому комплексу (10);
6) стоимость изменения остатков готовой продукции на складе (20–25);
7) стоимость изменения остатков отгруженной продукции, но не оплаченной покупателем (0–15);
8) стоимость реализованных бракованных изделий (4);
9) оплата за продукцию, поставленную в предыдущем месяце (25).
Таким образом, валовая продукция составит:
ВП = 200+80+5+5+10+(-5)+(-15)+4+25 = 309 млн. руб.
Внутризаводские элементы (ВЗЭ) включают изменение остатков незавершенного производства (15–10) и остатки готовой продукции для собственных нужд предприятия (200–150).
ВЗЭ = 5+50 = 55 млн. руб.
Показатель товарной продукции (ТП) характеризует конечный результат промышленно-производственной деятельности, полностью подготовленный в отчетном периоде к отпуску на сторону, т.е. для использования за пределами основной деятельности.
Товарная продукция рассчитывается двумя способами:
1 способ: как разница между валовой продукцией и внутризаводскими элементами:
ТП=ВП–ВЗЭ (9)
ТП = 309 – 55 = 254 млн. руб.
2 способ: на основе поэлементного подсчета.
При поэлементном подсчете в валовую продукцию включаем:
1) стоимость готовой реализованной продукции (150);
2) стоимость реализованных полуфабрикатов;
3) стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказу со стороны – монтаж металлоконструкций (5);
4) стоимость электроэнергии, отпущенной жилому комплексу (10);
5) стоимость изменения остатков готовой продукции на складе (20–25);
6) стоимость изменения остатков отгруженной продукции, но не оплаченной покупателем (0–15);
7) стоимость реализованных бракованных изделий (4);
8) оплата за продукцию, поставленную в предыдущем месяце (25).
Таким образом, товарная продукция составит:
ТП = 150+80+5+10+(-5)+(-15)+4+25 = 254 млн. руб.
Отгруженная продукция (ОП) определяется как разность товарной продукции и остатков готовой продукции на складе (ΔОгп):
ОП=ТП–ΔОгп (10)
ΔОгп = Огп(к) – Огп(н) = 20 – 25 = -5 млн. руб.
ОП = 254 – (-5) = 259 млн. руб.
Реализованная продукция (РП) характеризует стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащей оплате потребителями.
Реализованная продукция отличается от объема отгруженной продукции на величину изменения остатков продукции отгруженной, но по различным причинам не оплаченной заказчиками (ΔОПнеопл.):
РП=ОП–ΔОПнеопл. (11)
ΔОПнеопл. = 0 – 15 = -15 млн. руб.
РП = 259 – (-15) = 274 млн. руб.
Коэффициент реализации (Кр) рассчитывается по формуле:
(12)
Определим коэффициент реализации:
– за прошлый месяц:
– за отчетный месяц:
Коэффициент отгрузки (Ко) рассчитывается по формуле:
(13)
Определим коэффициент отгрузки:
– за прошлый месяц:
– за отчетный месяц:
Коэффициент товарности (Кт) рассчитывается по формуле:
Определим коэффициент отгрузки:
– за прошлый месяц:
– за отчетный месяц:
Коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота (Кв) рассчитывается по формуле:
(15)
Определим коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота:
– за прошлый месяц:
– за отчетный месяц:
Сведем в таблицу 5 показатели предыдущего месяца и рассчитанные показатели отчетного месяца и посчитаем отклонение показателей отчетного месяца от предыдущего.
Таблица 5. Показатели объема промышленной продукции.
Показатель | Прошлый месяц | Отчетный месяц | Изменение, млн. руб. |
Валовой оборот, млн. руб. | 370 | 392 | +22 |
Валовая продукция, млн. руб. | 320 | 309 | -11 |
Товарная продукция, млн. руб. | 290 | 254 | -36 |
Отгруженная продукция, млн. руб. | 280 | 259 | -21 |
Реализованная продукция, млн. руб. | 250 | 274 | +24 |
По данным таблицы 5 видно, что в отчетном месяце по сравнению с предыдущим валовой оборот увеличился на 22 млн. руб.; объем реализованной продукции – на 24 млн. руб. А объемы валовой, товарной и отгруженной продукции снизились на 11, 36 и 21 млн. руб. соответственно.
Взаимосвязь показателей может быть представлена следующим образом:
(16)
или
(17)
Рассматриваемая модель может быть использована для оценки влияния изменения всех включенных в нее факторов на изменение результативного показателя – объема реализованной продукции – индексным методом:
(18)
Определим индексы:
, или 109,6%
, или 118,5%
, или 105,7%
, или 90,7%
, или 91,1%
, или 105,9%
По результатам расчетов можно сделать следующий вывод:
Проведенный анализ показывает, что объем реализованной продукции в текущем периоде вырос на 9,6%, в том числе за счет увеличения объема валового оборота на 5,9%. Коэффициент, характеризующий соотношение валовой продукции и валового оборота снизился на 8,9%, что говорит о том, что степень готовности изделий, производимых на предприятии, снизилась, внутризаводской оборот увеличился. На рост объема реализованной продукции наиболее значительное влияние (18,5%) оказал рост реализации произведенной продукции, что свидетельствует об улучшении в оплате продукции заказчиками. Коэффициент отгрузки вырос на 5,7%; это означает, что отправка готовой продукции потребителям происходила быстрее, чем в предыдущем периоде. Отрицательное влияние на рост реализованной продукции оказал коэффициент товарности, составивший 90,7% от уровня предыдущего года, что говорит об увеличении накопления внутризаводских элементов, это значит, что службы внутрипроизводственного оперативного планирования работали менее четко, чем в прошлом месяце.
Список литературы
1. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 265 с.
2. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480 с.
3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для ВУЗов / под редакцией М.Г.Назарова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 771 с.
4. Салин В.Н., Медведев В.Г., Кудряшова С.И., Шпаковская Е.П. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2002. – 336 с.
5. Статистика промышленности / под редакцией Адамова В.Е. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 456 с.
23