Статистика промышленной продукции

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Кафедра: «Экономики и менеджмента»


Контрольная работа

по дисциплине: Статистика


Хабаровск 2010 г.

Содержание


1. Тесты по теме «Статистика промышленной продукции»

2. Задача 1

3. Задача 2

Список литературы


1. Тестовое задание по теме «Статистика промышленной продукции»


1. Напишите формулу расчёта валовой продукции.

Ответ: ВП = ВО – ВЗО,

где ВП – валовая продукция,

ВО – валовой оборот,

ВЗО – внутризаводской оборот.

2. Целью деятельности промышленного предприятия является…

Ответ: Целью деятельности промышленного предприятия является производство продукции, выполнение работ, услуг промышленного характера высокого качества при минимальных затратах.

3. Стоимость продукции, произведенной всеми подразделениями предприятия, независимо от ее назначения называется…

Ответ: Стоимость продукции, произведенной всеми подразделениями предприятия, независимо от ее назначения называется валовым оборотом промышленного предприятия.

4. Услуги, с улучшением потребительских свойств продукта, называются…

Ответ: Услуги, с улучшением потребительских свойств продукта, называются работами промышленного характера.

5. Систематизированный перечень всех изделий, изготавливаемых на предприятии, называется….

Ответ: Систематизированный перечень всех изделий, изготавливаемых на предприятии, называется учетной номенклатурой продукции.

6. К производственным услугам относится:

1) производство товара;

2) рекламирование товара;

3) ремонт зданий;

4) ремонт собственного оборудования.

Ответ: 4) ремонт собственного оборудования.

7. Внутризаводским элементом является:

1) капитальный ремонт;

2) произведенная продукция;

3) изменение остатков полуфабрикатов;

4) полуфабрикаты собственного производства.

Ответ: 3) изменение остатков полуфабрикатов.

8. Товарная продукция определяется по формуле:

1) ВП − ВзО − СМЗ;

2) ВО – ВзО – СМЗ;

3) ВП – ВзЭ – СМЗ;

4) ВП – МЗ.

Ответ: 3) ВП – ВзЭ – СМЗ;

9. Во внутризаводской оборот включаются:

1) внутризаводские элементы;

2) незавершенное производство;

3) полуфабрикаты собственного производства, изготовленные для собственных нужд;

4) капитальный ремонт собственного оборудования.

Ответ: 3) полуфабрикаты собственного производства, изготовленные для собственных нужд; 4) капитальный ремонт собственного оборудования.

10. Стоимость реализованных бракованных изделий включается:

1) в валовую продукцию;

2) в товарную продукцию;

3) в реализованную продукцию;

4) нет правильного ответа.

Ответ: 4) нет правильного ответа.

11. Выбрать элементы, включаемые в товарную продукцию:

1) стоимость внутризаводских элементов;

2) стоимость полуфабрикатов, отпущенных на сторону;

3) стоимость реализованных бракованных изделий;

4) стоимость готовых изделий.

Ответ: 2) стоимость полуфабрикатов, отпущенных на сторону; 4) стоимость готовых изделий.


2. Задача 1


Выпуск продукции молочного комбината характеризуется данными, представленными в таблице 1.


Таблица 1. Выпуск продукции

Продукция Отпускная цена, руб. План на квартал, тыс. л Фактический выпуск, тыс. л



I

квартал

II

квартал

III

квартал

IV

квартал

Молоко 1% жира 13,05 140 133 120 140 100
Молоко 1,5% жира 13,73 250 257 250 242 251
Молоко 2,7% жира 14,52 270 273 276 256 240

Определить:

1) выпуск молока в условно-натуральных единицах, если за условную единицу принято молоко с жирностью 2,7%;

2) выполнение плана по выпуску молока в условно-натуральном выражении за год;

3) ритмичность выпуска;

4) равномерность выпуска;

5) выполнение плана по ассортименту.

Сделать выводы.

Решение:

1. Разновидностью натурального учета является учет продукции в условных натуральных измерителях. Сущность метода условных натуральных измерителей состоит в том, что разнообразные продукты данного вида выражаются в единицах одного продукта, условно принятого за единицу измерения.

Для определения объема продукции в условных натуральных единицах измерения (qусл) следует объем продукции в натуральных единицах измерения (qнат) умножить на коэффициент пересчета (Кпересеч):


(1)


Коэффициент пересчета определяется отношением:


(2)


Рассчитаем выпуск молока в условно-натуральных единицах в табл. 2.


Таблица 2. Выпуск молока по кварталам.

Продукция 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал

Факт. выпуск, тыс. л Коэффициент пересчета Факт. выпуск, тыс. усл.-нат. ед. Факт. выпуск, тыс. л Коэффициент пересчета Факт. выпуск, тыс. усл.-нат. ед. Факт. выпуск, тыс. л Коэффициент пересчета Факт. выпуск, тыс. усл.-нат. ед. Факт. выпуск, тыс. л Коэффициент пересчета Факт. выпуск, тыс. усл.-нат. ед.
Молоко 1% жира 133 0,52 69,2 120 0,43 51,6 140 0,55 77 100 0,42 42
Молоко 1,5% жира 257 0,94 241,6 250 0,91 227,5 242 0,94 227,5 251 1,05 263,6
Молоко 2,7% жира 273 1,00 273 276 1,00 276 256 1,00 256 240 1,00 240
Итого: 663 583,8 646 555,1
560,5
545,6

2. Выполнение плана по выпуску молока в условно-натуральном выражении за год определим с помощью относительной величины выполнения плана (ОВв.п.), которая представляет собой соотнесение фактически достигнутого уровня явления в исследуемом периоде (уф) с планируемым уровнем этого явления (упл):


(3)


Сначала определим выпуск молока в условно-натуральных единицах по видам продукции всего за год:

– молока 1% жира:

В = 69,2+51,6+77+42 = 239,8 тыс. усл.-нат. ед.

– молока 1,5 % жира:

В = 241,6+227,5+227,5+263,6 = 960,2 тыс. усл.-нат. ед.

– молока 2,7 % жира:

В = 273+276+256+240 = 1045 тыс. усл.-нат. ед.

Пересчитаем план каждого квартала в условно-натуральных единицах:

– молока 1% жира:

1 квартал: П1 = 140*0,52 = 72,8 тыс. усл.-нат. ед.

2 квартал: П2 = 140*0,43 = 60,2 тыс. усл.-нат. ед.

3 квартал: П3 = 140*0,55 = 77 тыс. усл.-нат. ед.

4 квартал: П4 = 140*0,42 = 58,8 тыс. усл.-нат. ед.

План за год: Пгод. = П1+П2+П3+П4 = 72,8+60,2+77+58,8 = 268,8 тыс. усл.-нат. ед.

– молока 1,5 % жира:

1 квартал: П1 = 250*0,94 = 235 тыс. усл.-нат. ед.

2 квартал: П2 = 250*0,91 = 227,5 тыс. усл.-нат. ед.

3 квартал: П3 = 250*0,94 = 235 тыс. усл.-нат. ед.

4 квартал: П4 = 250*1,05 = 262,5 тыс. усл.-нат. ед.

План за год: Пгод. = 235+227,5+235+262,5 = 960 тыс. усл.-нат. ед.

– молока 2,7 % жира:

1 квартал: П1 = 273*1,00 = 273 тыс. усл.-нат. ед.

2 квартал: П2 = 276*1,00 = 276 тыс. усл.-нат. ед.

3 квартал: П3 = 256*1,00 = 256 тыс. усл.-нат. ед.

4 квартал: П4 = 240*1,00 = 240 тыс. усл.-нат. ед.

План за год: Пгод. = 273+276+256+240 = 1045 тыс. усл.-нат. ед.

Выполнение плана по выпуску молока в условно-натуральном выражении за год составит:

– молока 1% жира:

– молока 1,5 % жира:

– молока 2,7 % жира:

План по выпуску молока 1% жира в условно-натуральном выражении недовыполнен на 10,8%; по выпуску молока 1,5% жира и 2,7% жира выполнен на 100%.

Ритмичность выпуска – это степень выпуска продукции в течение года. Коэффициент ритмичности рассчитывается по следующей формуле:


Кр.=, (4)


где ΣВф – фактический объем выпуска продукции за год в пределах плана;

ΣВпл – плановый выпуск продукции.

Коэффициент ритмичности составит:

– молока 1% жира:

, или 88%

– молока 1,5 % жира:

, или 99,2%

– молока 2,7 % жира:

, или 95,9%

Чем ближе коэффициент ритмичности к единице, тем ритмичнее велась работа на молочном комбинате. Наиболее ритмичным являлся выпуск молока 1,5% жира (99,2%).

Коэффициент равномерности (R) определяется по формуле:


, (5)


где – коэффициент вариации.

Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:


, (6)


где – среднее квадратическое отклонение;

хср – средний процент выполнения плана;

х – процент выполнения плана за каждый период;

n – количество периодов.

Среднее квадратическое отклонение рассчитывается по формуле:


(7)


Составим расчетную таблицу 3.


Таблица 3. Расчет коэффициента равномерности

Продукция Процент выполнения плана, % хср , %

R

1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.




Молоко 1% жира 95 85,7 100 71,4 88 473,85 10,88 12,4 87,6
Молоко 1,5% жира 102,8 100 96,8 100,4 100 18,08 2,13 2,13 97,87
Молоко 2,7% жира 101,1 102,2 94,8 87,9 96,5 130,5 5,71 5,92 94,08

Выпуск молока 1% жира отклоняется от плана на 12,4%; молока 1,5% жира – на 2,13%, молока 2,7% жира – на 5,92%. Более равномерно на молочном комбинате идет выпуск молока 1,5% жирности.

Оценка выполнения плана по всему ассортименту предусматриваемой предприятием продукции исчисляется с помощью среднего процента выполнения задания по ассортименту (Ас, %).

Наиболее точно характеризует степень выполнения плана по ассортименту средний процент, исчисленный по способу наименьшего числа, т.е. в счет выполнения плана принимается наименьшее число из двух величин: планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию.

Средний процент выполнения задания по ассортименту рассчитывается как отношение фактически выпущенной продукции в пределах плана к плановому выпуску продукции.

Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

Составим расчетную таблицу 4.


Таблица 4. Выполнение плана по ассортименту

Продукция План на квартал Выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана Всего за год Процент выполнения плана по ассортименту, % Средний годовой процент


I кв.

II

кв.

III кв.

IV

кв.


I кв. II кв. III кв. IV кв.
Молоко 1% жира 140 133 120 140 100 493 95 85,7 100 71,4 88
Молоко 1,5% жира 250 250 250 242 250 992 100 100 96,8 100 99,2
Молоко 2,7% жира 270 270 270 256 240 1036 100 100 94,8 88,9 95,9

План по ассортименту в целом не выполнен по всем видам продукции – по молоку 1% жира недовыполнен на 12%; по молоку 1,5% жира – на 0,8% и по молоку 2,7% жира – на 4,1%. Наибольший процент выполнения имеет выпуск молока 1,5% жира.

По результатам расчетов можно сделать следующий вывод:

На исследуемом молочном комбинате план по выпуску молока 1% жира в условно-натуральном выражении недовыполнен на 10,8%; по выпуску молока 1,5% жира и 2,7% жира выполнен на 100%. Наиболее ритмичным и равномерным являлся выпуск молока 1,5% жира. Наибольший процент выполнения плана по ассортименту имеет выпуск молока 1,5% жира.


3. Задача 2


Имеются данные о производстве продукции на промышленном предприятии с длительным циклом производства за отчетный месяц, млн. руб.:

• Произведено готовой продукции…………………....... 200

В том числе реализовано………………………………… 150

• Произведено полуфабрикатов………………………… 100

Из них:

− переработано в своем производстве………………………………. 10

− отпущено на сторону………………………………………….…… 80

• Остатки незавершенного производства:

− на начало месяца………………………………………………..…... 10

− на конец месяца……………………………………………….…….. 15

• Ремонтным цехом произведен:

− капитальный ремонт своего оборудования………………… 2

− текущий ремонт оборудования……………………………… 1

− капитальный ремонт заводских зданий………………….…. 20

− монтаж металлоконструкций по заказу со стороны………… 5

• Электростанцией произведено электроэнергии………………. 50

В том числе:

− использовано на промышленно-производственные нужды….. 40

− отпущено жилому комплексу…………………………………… 10

• Остатки готовой продукции на складе на начало месяца…….. 25

• Остатки готовой продукции на складе на конец месяца………. 20

•Остатки готовой продукции, отгруженной, но не оплаченной покупателем на начало месяца…………………………………………... 15

• Остатки готовой продукции, отгруженной, но не оплаченной покупателем на конец месяца…………………………………………….. 0

• Реализовано бракованных изделий…………………………………. 4

• Получена оплата за продукцию, поставленную в предыдущем месяце………………………………………………………………… 25

Продукция и работы, отпущенные на сторону, оплачены.

Необходимо:

1) определить валовой оборот, внутризаводской оборот, валовую продукцию (двумя методами), внутризаводские элементы, товарную продукцию (двумя методами), отгруженную продукцию, реализованную продукцию;

2) определить коэффициент реализации, коэффициент отгрузки, коэффициент товарности, коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота, коэффициент внутризаводского комбинирования;

3) провести анализ показателей балансовым методом, если в предыдущем месяце отчетные показатели были следующими: ВО = 370, ВП = 320, ТП = 290, ОП = 280, РП = 250;

4) провести анализ показателей индексным методом. Определить долю влияния каждого фактора на объем реализованной продукции.

Сделать выводы.

Решение:

Валовой оборот (ВО) характеризует в стоимостном выражении объем продукции, произведенной за отчетный период всеми промышленно-производственными цехами предприятия, независимо от того, потреблена эта продукция в других его промышленно-производственных цехах или отпущена за пределы предприятия.

В состав валового оборота включаем:

1) стоимость произведенной готовой продукции (200);

2) стоимость произведенных полуфабрикатов (100);

3) стоимость изменения остатков незавершенного производства (15–10);

4) стоимость работ, произведенных ремонтным цехом (2+1+20+5);

5) стоимость произведенной электроэнергии (50);

6) стоимость изменения остатков готовой продукции на складе (20–25);

7) стоимость изменения остатков отгруженной продукции, но не оплаченной покупателем (0–15);

8) стоимость реализованных бракованных изделий (4);

9) оплата за продукцию, поставленную в предыдущем месяце (25).

Таким образом, валовой оборот составит:

ВО = 200+100+5+28+50+(-5)+(-15)+4+25 = 392 млн. руб.

Внутризаводской оборот (ВЗО) представляет собой стоимость продукции своего производства, потребленной на собственные промышленно-производственные нужды.

В состав внутризаводского оборота входят: полуфабрикаты, переработанные в своем производстве (20); капитальный ремонт своего оборудования (2); текущий ремонт оборудования (1); капитальный ремонт заводских зданий (20) и электроэнергия, использованная на промышленно-производственные нужды (40).

Таким образом, внутризаводской оборот составит:

ВЗО = 20+2+1+20+40 = 83 млн. руб.

Валовая продукция (ВП) – это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени.

Валовая продукция рассчитывается двумя способами:

1 способ: как разница между валовым и внутризаводским оборотом:


ВП = ВО – ВЗО (8)


ВП = 392 – 83 = 309 млн. руб.

2 способ: на основе поэлементного подсчета.

При поэлементном подсчете рассчитывается величина каждого элемента без внутризаводского оборота, и результаты по всем элементам суммируются.

В валовую продукцию входят:

1) стоимость произведенной готовой продукции (200);

2) стоимость полуфабрикатов, отпущенных на сторону (80);

3) стоимость изменения остатков незавершенного производства (15–10);

4) стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказу со стороны – монтаж металлоконструкций (5);

5) стоимость электроэнергии, отпущенной жилому комплексу (10);

6) стоимость изменения остатков готовой продукции на складе (20–25);

7) стоимость изменения остатков отгруженной продукции, но не оплаченной покупателем (0–15);

8) стоимость реализованных бракованных изделий (4);

9) оплата за продукцию, поставленную в предыдущем месяце (25).

Таким образом, валовая продукция составит:

ВП = 200+80+5+5+10+(-5)+(-15)+4+25 = 309 млн. руб.

Внутризаводские элементы (ВЗЭ) включают изменение остатков незавершенного производства (15–10) и остатки готовой продукции для собственных нужд предприятия (200–150).

ВЗЭ = 5+50 = 55 млн. руб.

Показатель товарной продукции (ТП) характеризует конечный результат промышленно-производственной деятельности, полностью подготовленный в отчетном периоде к отпуску на сторону, т.е. для использования за пределами основной деятельности.

Товарная продукция рассчитывается двумя способами:

1 способ: как разница между валовой продукцией и внутризаводскими элементами:


ТП=ВП–ВЗЭ (9)


ТП = 309 – 55 = 254 млн. руб.

2 способ: на основе поэлементного подсчета.

При поэлементном подсчете в валовую продукцию включаем:

1) стоимость готовой реализованной продукции (150);

2) стоимость реализованных полуфабрикатов;

3) стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказу со стороны – монтаж металлоконструкций (5);

4) стоимость электроэнергии, отпущенной жилому комплексу (10);

5) стоимость изменения остатков готовой продукции на складе (20–25);

6) стоимость изменения остатков отгруженной продукции, но не оплаченной покупателем (0–15);

7) стоимость реализованных бракованных изделий (4);

8) оплата за продукцию, поставленную в предыдущем месяце (25).

Таким образом, товарная продукция составит:

ТП = 150+80+5+10+(-5)+(-15)+4+25 = 254 млн. руб.

Отгруженная продукция (ОП) определяется как разность товарной продукции и остатков готовой продукции на складе (ΔОгп):


ОП=ТП–ΔОгп (10)


ΔОгп = Огп(к) – Огп(н) = 20 – 25 = -5 млн. руб.

ОП = 254 – (-5) = 259 млн. руб.

Реализованная продукция (РП) характеризует стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащей оплате потребителями.

Реализованная продукция отличается от объема отгруженной продукции на величину изменения остатков продукции отгруженной, но по различным причинам не оплаченной заказчиками (ΔОПнеопл.):


РП=ОП–ΔОПнеопл. (11)


ΔОПнеопл. = 0 – 15 = -15 млн. руб.

РП = 259 – (-15) = 274 млн. руб.

Коэффициент реализации (Кр) рассчитывается по формуле:


(12)

Определим коэффициент реализации:

– за прошлый месяц:

– за отчетный месяц:

Коэффициент отгрузки (Ко) рассчитывается по формуле:


(13)


Определим коэффициент отгрузки:

– за прошлый месяц:

– за отчетный месяц:

Коэффициент товарности (Кт) рассчитывается по формуле:

Определим коэффициент отгрузки:

– за прошлый месяц:

– за отчетный месяц:

Коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота (Кв) рассчитывается по формуле:


(15)

Определим коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота:

– за прошлый месяц:

– за отчетный месяц:

Сведем в таблицу 5 показатели предыдущего месяца и рассчитанные показатели отчетного месяца и посчитаем отклонение показателей отчетного месяца от предыдущего.


Таблица 5. Показатели объема промышленной продукции.

Показатель Прошлый месяц Отчетный месяц Изменение, млн. руб.
Валовой оборот, млн. руб. 370 392 +22
Валовая продукция, млн. руб. 320 309 -11
Товарная продукция, млн. руб. 290 254 -36
Отгруженная продукция, млн. руб. 280 259 -21
Реализованная продукция, млн. руб. 250 274 +24

По данным таблицы 5 видно, что в отчетном месяце по сравнению с предыдущим валовой оборот увеличился на 22 млн. руб.; объем реализованной продукции – на 24 млн. руб. А объемы валовой, товарной и отгруженной продукции снизились на 11, 36 и 21 млн. руб. соответственно.

Взаимосвязь показателей может быть представлена следующим образом:


(16)

или

(17)

Рассматриваемая модель может быть использована для оценки влияния изменения всех включенных в нее факторов на изменение результативного показателя – объема реализованной продукции – индексным методом:


(18)


Определим индексы:

, или 109,6%

, или 118,5%

, или 105,7%

, или 90,7%

, или 91,1%

, или 105,9%

По результатам расчетов можно сделать следующий вывод:

Проведенный анализ показывает, что объем реализованной продукции в текущем периоде вырос на 9,6%, в том числе за счет увеличения объема валового оборота на 5,9%. Коэффициент, характеризующий соотношение валовой продукции и валового оборота снизился на 8,9%, что говорит о том, что степень готовности изделий, производимых на предприятии, снизилась, внутризаводской оборот увеличился. На рост объема реализованной продукции наиболее значительное влияние (18,5%) оказал рост реализации произведенной продукции, что свидетельствует об улучшении в оплате продукции заказчиками. Коэффициент отгрузки вырос на 5,7%; это означает, что отправка готовой продукции потребителям происходила быстрее, чем в предыдущем периоде. Отрицательное влияние на рост реализованной продукции оказал коэффициент товарности, составивший 90,7% от уровня предыдущего года, что говорит об увеличении накопления внутризаводских элементов, это значит, что службы внутрипроизводственного оперативного планирования работали менее четко, чем в прошлом месяце.


Список литературы


1. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 265 с.

2. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480 с.

3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для ВУЗов / под редакцией М.Г.Назарова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 771 с.

4. Салин В.Н., Медведев В.Г., Кудряшова С.И., Шпаковская Е.П. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2002. – 336 с.

5. Статистика промышленности / под редакцией Адамова В.Е. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 456 с.

23