Современные представления о профилактике наркомании
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений
Основы профилактики наркомании и наркопреступности
ЛЕКЦИЯ
по теме № 8: «Современные представления о профилактике
наркомании»
для сотрудников правоохранительных органов по повышению
квалификации в образовательных учреждениях
правоохранительных органов
Авторы:
доцент кафедры ОР и РП
В.Г. Гаврилов;
преподаватель кафедры ОР и РП,
канн. социол. наук,
капитан милиции
К.С. Колесник
Обсуждена и одобрена
на заседании кафедры ОР и РП
БелЮИ МВД России
«13» марта 2006 г.
Протокол № 10
Белгород – 2006
Цели лекции:
Учебная: ознакомить сотрудников правоохранительных органов с целями и задачами первичной профилактики, стратегией её проведения.
Воспитательная: выработать у сотрудников чувство высокой ответственности как будущих специалистов правоохранительных органов в сфере противодействия НОН.
Развивающая: сформировать у сотрудников стремление к самостоятельному изучению современных представлений о профилактике наркомании.
Метод проведения занятия – лекция.
План лекции | Страницы |
Вступительная часть | 4 |
Учебные вопросы: | |
1. Современные представления о профилактике наркомании. | 6 |
2. Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ, её цели и задачи. |
12 |
3. Что необходимо знать педагогам, родителям и сотрудникам правоохранительных органов при проведении профилактической работы по предупреждению распространения наркотиков и злоупотребления ими в молодежной среде. |
26 |
Заключительная часть (подведение итогов) | 39 |
Литература:
Основная:
Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. – М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001.
Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Учебное пособие. Часть II. / Под ред. А.Н. Сергеева. – М.: ГУБНОН СКМ МВД России, Московская академия МВД России, Изд-во «Щит-М», 2001.
Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты / Коллективная монография: Итоговые материалы международного проекта. – Харьков: Декарт, 2002.
Легальный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Апель А.Л., Бабянская Н.С./- СПб.: СЗ ИПК ФСКН России, 2007.- 116с.
Тонков Е.Е., Гаврилов В.Г., Польщиков В.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. к.ю.н., доцента В.А. Галкова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
Дополнительная:
Перед лицом наркоагрессии. Сборник материалов, посвященных проблеме борьбы с наркотиками. – М., 2002.
Новые тенденции в старой проблеме наркотиков: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. Б.П. Велинского. – М: ВНИИ МВД России, 2002.
Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М., 2000.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:
Введение
В конце XX века злоупотребление1 алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами2 (далее ПАВ) приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Происходит неуклонное «омоложение» наркомании3. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к наркотическим средствам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.
Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические, социально-идеалогические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия – глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям, личностям.
Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как рынки сбыта наркотиков в детско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным.
Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны – массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой – растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ.
Обращает также на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60% опрошенный детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.
В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью, - учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании.
Вопрос 1. Современные представления о профилактике наркомании
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика1 является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.
На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80% всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т.д. Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиков отдыху, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым.
Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. В ряде стран для детей и подростков «группы риска»1 развернута целая сеть учреждений социальной помощи - «жилые общины» для молодежи, женщин с детьми, «кризисные» молодежные временные убежища, ночные приюты.
В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:
Медицинская модель2 ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.
Образовательная модель3 направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.
Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
В настоящее время различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам - от разрешения на легальную торговлю «легкими» наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак).
Система профилактических мер, несомненно, нуждается в экономической оценке.
Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов — медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для образовательной среды это выглядит следующим образом:
ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде;
снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов;
распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и молодежи.
Как итог этих потерь:
незавершенное среднее и высшее образование (в том числе зачастую - незаконченное основное общее образование);
нереализованное среднее образование;
снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.
Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании - гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди детей и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств, необходимых для лечения наркоманов.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:
криминализация общества;
распространение субкультуры наркозависимых;
деформация иерархии общественных ценностей;
ухудшение демографических показателей (в т.ч. снижение рождаемости уже в ближайшем будущем).
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой1 наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена - школы, профессиональные училища, менее активно — колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах отмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы).
Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми и молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи.
В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.
Представляется важным анализ правового поля в России с точки зрения профилактики злоупотребления ПАВ.
Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 4, пункт 2) особо отмечает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Федеральным законом от 24 июня 1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.
На пути решения поставленных задач профилактики стоит целый ряд серьезных препятствий.
Первое — Федеральной закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусматривает оказание наркологической (в том числе реабилитационной помощи) исключительно в учреждениях системы здравоохранения. В то же время представляется необходимым обеспечить возможность оказания реабилитационной помощи несовершеннолетним и молодежи в учреждениях системы образования, получивших в установленном законом порядке лицензию на указанный вид деятельности. До сих пор не принят федеральный закон «О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией», призванный регламентировать порядок оказания реабилитационной помощи лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим наркотическими средствами, в том числе совершившим общественно опасные деяния (преступления).
Второе — действующее законодательство допускает медицинское освидетельствование потребителей наркотических средств только по постановлению органов прокуратуры, органов дознания, следователя или судьи. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы с оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков. Иногда приходится ждать недели, за это время наркотик выводится из организма и в результате экспертный анализ биологических сред подростка, подозреваемого в употреблении наркотиков, не дает положительного результата.
Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды.
Совместно с МВД России, Минздравом России, ФСКН России, иными заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть определены формы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления, взаимного информирования и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечения распространения наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях.
Вопрос 2. Первичная профилактика зависимости от психоактивных
веществ, её цели и задачи
Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Такая политика позволяет надеяться, что противостояние наркомании станет действительно общенациональным делом и включит в себя усилия, как на правительственном уровне, так и по линии неправительственных структур и движений.
При разработке новой целостной системы первичной профилактики нашей стране следует исходить из следующих основных условий:
социально-экономическое и правовое обеспечение государственной системы первичной профилактики;
этапность формирования государственной системы первичной профилактики с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;
поддержка научных исследований в области профилактики наркомании;
реализация долгосрочной антинаркотической пропагандистско-информационной компании, прежде всего ориентированной на детей и молодежь, образовательную среду и семью;
целенаправленное и широкое подключение к антинаркотической деятельности общественных движений, организаций и граждан;
стимулирование коммерческих и финансовых структур, заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании;
обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга1 не только распространенности употребления, но и эффективности действия системы первичной профилактики на каждом этапе её становления и функционирования.
Цели первичной профилактики
Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:
изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Стратегия первичной профилактики
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность, — семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
развитие социально-поддерживающей инфрастуктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, заболевшего наркоманией.
Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое содержание, этапность и динамику развития, определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами.
Такое понимание профилактики как системы деятельности позволяет в общегосударственной системе профилактики употребления и оборота наркотических средств выделить подсистему профилактической деятельности в образовательной среде, которая имеет специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции прежде всего Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управления образованием и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное (образовательное) направление. Исходя из объективных условий состояния наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания наркомании, разработана Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР), которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики наркомании объединение в единый комплекс образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и других образовательных учреждений, а также использовать последние достижения современных образовательных, психологических и медико-социальных технологий в области профилактики наркомании. Следовательно, КАПР позволяет решать задачи не только первичной, но и обязательно вторичной и третичной профилактики, т.е. вовремя, на максимально ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых и перейти к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивов заболевания. При таком подходе обеспечивается решение вопросов контролирования групп детей и подростков, прошедших первичное лечение или реабилитацию по поводу наркомании и вернувшихся в то или иное образовательное учреждение.
Профилактическая деятельность в образовательной среде согласно Концепции КАПР включает следующие основные принципы:
1. Комплексность Согласованное взаимодействие:
на межведомственном уровне — органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);
на профессиональном уровне — специалисты различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних);
в системе образования — органов управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.
2. Дифференцированность
Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом: во-первых, возраста. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста (15-16 лет), юношеского возраста (17-18 лет) и молодежи (от 18 лет); во-вторых, степени вовлечения в наркогенную ситуацию. При этом значимо выделение детско-подростковых и молодежных групп, не вовлеченных в наркогенную ситуацию, но относящихся к «группе риска наркотизации», например, лишенных родительского попечения и находящихся в условиях безнадзорности; имеющих различные проблемы в развитии и поведении («трудные и проблемные» дети и подростки); начавших употреблять наркотики (потребители наркотиков); заболевших наркоманией. В этом контексте приобретает свою специфику профилактическая работа со студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений.
3. Аксиологичность (ценностная ориентация)
Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания служит основанием для социальной реадаптации и реабилитации.
Многоаспектность. Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:
социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;
психологический аспект, направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков;
образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.
Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объектных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприятий:
социально-средовое воздействие, направленное на разрушение групп наркотизирующихся детей и подростков и на создание социально-поддерживающей инфраструктуры;
воздействие на «саморазрушающее» поведение детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся («девиантные») формы поведения детей группы риска;
воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами оказания профилактической помощи.
5. Последовательность (этапность)
Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:
разделены на общие, стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;
на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием;
для обеспечения последовательности или «алгоритма» шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания, распространения, системы социально-психологической поддержки.
6. Легитимность
Легитимность предусматривает необходимую правовую базу антинаркотической профилактической деятельности. К правовой базе указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы антинаркотической профилактики предусматривают:
действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры;
действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия.
Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляющих профилактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфические задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках концепций активной, системной первичной профилактики; использование мирового и российского опыта в правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков, организации раннего выявления потребителей и их оздоровления, социально-психологической реабилитации, с одной стороны; защиты их прав и законных интересов - с другой. Для этого необходима соответствующая специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов, участвующих в оказании профилактической помощи. Особое внимание должно быть обращено на правовые гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему активных профилактических мер, влекущих принуждение и ограничение его прав. Нельзя представлять органам и лицам, осуществляющим профилактику, право проводить диагностику наркотического опьянения, употребления ПАВ, не сформировав в том же нормативном акте механизм защиты прав и достоинства ребенка, по отношению к которому осуществляются эти действия.
Цели Концепции КАПР в образовательной среде:
снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;
снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями1 и алкоголизмом, а также сопутствующих заболеваний;
снижение численности групп риска потребления ПАВ;
снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.
Основные задачи Концепции КАПР в образовательной среде:
вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех без исключения учреждений системы образования;
улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи антинаркотических установок;
улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся;
повышение качества здоровья детей и молодежи;
улучшение криминогенной обстановки в регионе, разъединение наркотических асоциальных групп;
возвращение в образовательные учреждения детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью, и осуществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания;
оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи;
осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи;
создание в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношениях к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся;
создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.);
реализация этапов профилактической деятельности, создание организационных структур; подготовка: кадров, нормативно-правовой базы, дифференцированных программ профилактики, программ научных исследований, взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации.
Активная антинаркотическая профилактическая помощь семье в рамках КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия мнений и отношения отдельных семей к самой проблеме, дефицита компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни, трудностей установления контактов и взаимодействия со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи, в условиях, когда сами профессиональные группы лиц, работающих с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) также нуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию со своими подопечными.
Внедрение новой системы профилактики происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всех желательных нововведений. Главным является четкое определение этапов внедрения, что позволяет сделать КАПР наиболее эффективной.
Первый этап - этап неотложных мероприятий Организационно-методически данный этап может быть реализован в рамках текущего финансирования и действующего законодательства. Принятие концепции КАПР в качестве стратегического направления позволяет использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия по профилактике наркомании в системе образовательных учреждений. Внедрение первого этапа происходит постепенно по мере готовности отдельных составляющих:
создание единого организационно-методического центра в структуре системы образования согласно концепции КАПР с соответствующими тематическими отделами (организационно-методический, учебный, профилактический, реабилитационный, юридический, медицинский, отдел мониторинга, отдел информационной службы и взаимодействия с общественностью);
разработка нормативно-правовой базы профилактической деятельности в образовательной среде;
создание центра реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью;
открытие профилактических кабинетов в средних и высших профессиональных учреждениях;
создание инструктивно-методологической базы для профилактики наркозависимости и реабилитации детей и молодежи с проблемами зависимости от ПАВ в действующих ППСМ-центрах;
модификация существующих программ профилактики;
внедрение интернерт-информационной системы по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи;
разработка системы показателей и методического обеспечения проведения мониторинга наркотической ситуации в детско-молодежной среде;
модификация системы профилактических осмотров;
создание пакета информационно-методической документации для начальной переподготовки кадров на местах.
Второй этап - этап организационных мероприятий:
создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации воспитателей, педагогов, психологов дошкольных образовательных учреждений и школ, социальных работников;
создание региональной сети учебно-методических центров профилактики;
создание специализированного издательства, включая издание газеты и журнала;
разработка альтернативных программ в системе концепции КАПР, адаптированных к различным регионам;
создание полномасштабной системы мониторинга в России, позволяющей оценить не только уровень распространения наркомании, но и степень эффективности профилактических мероприятий, в том числе и в отношении сопутствующих заболеваний и других осложнений;
разработка различных моделей позитивных ценностных ориентаций в области социально-духовной деятельности;
организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга.
Фактически данный этап следует рассматривать как переходный, подготовительный для 3 этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере условно, поскольку его реализация начинается уже в период действия 1 этапа. 3адачи 2 этапа реализуются постепенно по мере готовности организационной, нормативно-правовой, научно-методической и финансово-материальной базы.
Третий этап - этап полного развертывания программ, соответствующих концепции КАПР. Данный этап вводится дифференцировано по различным регионам:
внедрение в большинстве регионов;
мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер;
разработка новейших методов и приемов профилактики;
сравнительное обобщение российского и международного опыта.
Концепция КАПР предполагает создание следующих профилактических программ:
активная профилактическая деятельность в образовательных учреждениях;
активная профилактическая деятельность в семье;
активная профилактическая деятельность в организации внеучебной и досуговой деятельности детей и молодежи.
В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманией проводится путем использования различных профилактических моделей. Структура последних зависит от конкретных условий отдельных стран и регионов. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и молодежи - семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Вопрос 3. Что необходимо знать педагогам, родителям и отрудникам правоохранительных органов при проведении профилактической
работы по предупреждению распространения наркотиков
и злоупотребления ими в молодежной среде
Как это не покажется парадоксальным, но даже сегодня, в эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса, которые бы не подвергались тщательному препарированию в СМИ, далеко не все имеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в грозную опасность для граждан и государственных институтов. Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах и особенно среди молодёжи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом.
Поэтому нередко единственной и реальной спасительной преградой на пути молодого человека в тот иллюзорный и страшный мир, из которого мало кому удалось вернуться к полноценной и здоровой жизни, на сегодня наряду с родителями остаётся учитель. Именно он, как никто другой, знает о немалочисленных проблемах и подводных камнях, которые угрожают юным и неопытным душам на пути познания жизни и становления личности.
Уже давно известно, что только единицам наркоманов из миллионов удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик - это сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько, что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему.
Поэтому наиболее реальным делом в борьбе с наркоманией является её профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно). А чтобы вовремя предупреждать наркоманию, учителям обходимо постоянно проявлять внимание к своим ученикам.
Если Вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:
как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);
предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);
с учётом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;
позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.
Необходимо помнить, что молодые люди нуждаются в том, чтобы им более обстоятельно и доходчиво растолковывали, что же представляет собой наркотик в реальной человеческой жизни и как он может повлиять на состояние организма и судьбы человека. И нет ничего плохого в том, что, начав беседу, Вы коснетесь азов обсуждаемой тематики.
Какие причины и условия способствуют приобщению подростка
к наркотикам?
Таких причин и условий довольно много и знание хотя бы основных из них должно помочь в целенаправленной профилактической работе. Ведь, как известно, чтобы победить врага; его нужно знать
Глобальные причины
Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения.
Сформировавшаяся наркотическая субкультура и "мода" на наркотики среди молодежи.
Сложная социально-экономическая ситуация в стране (экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).
Относительная доступность наркотиков "на черном рынке" (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев).
Активная деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики.
Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытость границ).
Несовершенство антинаркотического законодательства.
Наличие значительной собственной сырьевой базы, химических препаратов, оборудования, а также специалистов для незаконного производства наркотиков.
Сверхвысокая доходность наркобизнеса.
Частные причины
Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга.
Сокращение сети государственных специальных лечебных учреждений для наркоманов.
Отсутствие эффективных методик лечения наркоманов.
Агрессивная пропаганда1 наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например регги- и рок-групп) и слабая бессистемная антинаркотическая пропаганда.
Деятельность различных сект, общественных организаций, выступающих за легализацию наркотиков, декриминализацию ответственности за незаконные действия с ними.
Воспрепятствование со стороны определенных сил принятию нового более совершенного антинаркотического законодательства.
Недостаточное финансирование программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и