Анализ инфляционных процессов в РК
после шести лет высоких темпов развития экономики прирост ВВП составил лишь 1,3%. В обрабатывающей промышленности сокращение производства началось еще в третьем квартале 1998 года. Его основные причины - нехватка рабочей силы, значительный прирост заработной платы, высокие процентные ставки, низкая мировая конъюнктура и слабая ди-намика внутренних инвестиций.В 1999 году произошло падение объема капиталовложений из-за значительного их сокращения в нефтегазовую промышленность, а также снижения цен на нефть в 1998 году. Это неблагоприятно отразилось на обрабатывающей промышленности, специализирующейся на нефтяном и газовом оборудовании для месторождений на континентальном шельфе. К этому добавилось снижение конкурентоспособности норвежской продукции на мировых рынках, связанное со значительным ростом заработной платы в течение предшествовавших лет экономического бума. В 1999 году положение на рынке труда несколько ухудшилось и число безработных увеличилось. Это относится, прежде всего, к традиционным отраслям обрабатывающей промышленности. Инфляция сохраняется на низком уровне. Ожидается, что ухудшение конъюнктуры продлится недолго и в 2005 году ситуация улучшится, а ВВП возрастет на 3%. Однако уровень нефтедобычи приблизился к максимуму и инвестиции в эту отрасль начнут значительно сокращаться. Такое развитие событий отражает неустойчивость цен на нефть.
В 1999 году в Дании после шести лет высоких темпов экономического роста активность на внутреннем рынке снизилась. Это стало результатом жесткой кредитно-финансовой политики в сочетании с повышением процентных ставок и падением оптимизма потребителей. ВВП страны увеличился лишь на 1.6%. Торговый и, следовательно, платежный баланс значительно улучшились благодаря повышению спроса на мировых и снижению курса датской кроны. Вследствие роста процентных ставок и ужесточения кредитно-финансовой политики сократились инвестиции в жилищное строительство. Напротив, возрастали капиталовложения в машины, оборудование и транспортные средства. В течение года заметно выросли потребительские цены в результате повышения цен на энергию и ослабления национальной валюты. Инфляция составила около 2.5%.
В обществе продолжались дискуссии о возможном вступлении страны в Европейский валютный союз. Дата референдума по этому вопросу, возможно, будет назначена на съезде Социал-демократической партии. Считается, что референдум произойдет не ранее начала 2006 года. Предполагается, что Дания станет членом ЕВС в 2002 году, еще до того, как она займет пост председателя ЕС летом того же года.
В 1999 году в Финляндии продолжался бурный экономический рост. ВВП увеличился на 3,5% (в среднем в 1995-1999 году его годовой прирост составлял 4,7%). При этом в связи с улучшением мировой экономической конъюнктуры основной движущей силой роста экономики стал не только внутренний спрос, но и экспорт.
Личное потребление в 1999 году вновь возросло, чему способствовали повышение реальной заработной платы в результате низких процентных ставок в Европе и низкая инфляция.
Положительное воздействие на личное потребление оказало и обещанное снижение подоходного налога. Продолжали увеличиваться инвестиции в жилищное строительство. Этому благоприятствуют такие важные факторы, как общий рост внутреннего спроса и перемещение сельского населения в города. Прирост государственного потребления оставался весьма скромным.
В 1999 году улучшилась конъюнктура на мировых рынках для продукции таких отраслей финской промышленности, как электронная, лесная, металлургия и машиностроение. Основную роль в успешном развитии экспорта продолжает играть расширение телекоммуникаций отрасли. Инфляция в 1999 году составила примерно 1%. Столь низкая цифра отражает прежде всего незначительный рост цен на продовольственные товары и низкие процентные ставки по ипотичному жилищному кредиту. Если в 1998 году прирост этих двух позиций в индексе цен на продовольственные товары составил 0,6% при совокупной годовой инфляции 1,4%, то в 1999 году – лишь 0,2-0,3%. Но с 2005 года положительное воздействие этих факторов ослабло из-за повышения процентных ставок в ЕС и цен на недвижимость внутри страны. Кроме того, сказалось подорожание нефти и сырьевых товаров.
инфляция казахстан правовой антиинфляционный
2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
2.1 Правовые основы регулирования инфляционных процессов
В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для эффективной деятельности как хозяйствующих субъектов, так и потребителей. В силу этого правовое регулирование ценообразования и ценовая политика государства являются первостепенными в решении экономических и социальных задач, включая ограничение инфляции.
В соответствии с Конституцией РК основы ценовой политики находятся в исключительном ведении РК, что требует принятия федерального закона, определяющего ее основные принципы. Законодательного определения порядка установления и регулирования цен уполномоченными на то государственными органами требует также Гражданский кодекс РК.
В настоящее время государственная политика цен и порядок ценообразования регламентированы в сфере естественных монополий. Кроме того, под государственным контролем находятся цены на продукцию оборонного значения и протезно-ортопедические изделия, оплата населением жилья, коммунальных, ритуальных и социальных услуг, надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, платные медицинские и санитарно-эпидемиологические услуги, цены на продукты детского питания и некоторые другие.
Отсутствие единого закона о ценообразовании «компенсируется» множеством других законов и подзаконных актов. Это более 30 законов, десятки указов президента и постановлений Правительства РК, а на региональном уровне они дополняются постановлениями (распоряжениями) субъектов РК и органов местного самоуправления. Во всем этом сложно разобраться даже специалисту.
Еще тяжелее обстоят дела с правообеспечением контроля за регулируемыми государством ценами. В последнее время президент страны и ряд политических деятелей не раз выражали озабоченность ростом цен на социально значимые товары, в первую очередь медикаменты. Однако в сфере ценообразования на важнейшие виды продукции, а также социально значимую продукцию (услуги) полностью отсутствует нормативная регламентация контроля за исполнением законодательства, а органы контроля за ценами, действующие во всех субъектах РК, не имеют никаких полномочий по проведению проверок, санкций за нарушение регулируемых государством цен.
Единственный действующий в настоящее время правовой акт — Указ Президента РК, в соответствии с которым к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере. Нормы же, определяющие понятие правонарушения в сфере регулирования цен и порядок применения санкций, отсутствуют. Поскольку взыскание штрафов может производиться только по решению суда, а органы контроля, не имея законодательного статуса, лишены права предъявления в суд исков в защиту государственных интересов, большая часть выявленных нарушений остается безнаказанной.
В бюджет поступают лишь штрафы, добровольно выплачиваемые предприятиями-нарушителями.
Новым Кодексом об административных правонарушениях установлен штраф с юридических лиц в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Однако, как показывает практика применения взысканий за правонарушения в сфере регулирования цен.
Таким образом, Кодекс не позволяет применять штрафную меру с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, имущественного положения правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Поэтому в одних случаях столь большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности. В других случаях этот штраф не компенсирует потери общества. Избежать несправедливости можно взысканием, помимо административного штрафа, всей суммы излишне полученной выручки.
Следствием установления государственного регулирования цен является ограничение дохода, который может быть получен в результате производства (реализации) отдельных видов продукции (услуг). Нарушение государственной дисциплины цен ведет к получению дохода за счет других лиц, интересы которых охраняет государство, ограничивая цены. Нарушитель не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которую он получил за счет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Поэтому эта часть имущества должна быть возвращена их владельцам, что представляет собой его законное изъятие, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Поскольку взыскание всей суммы излишне полученной выручки не относится к штрафам за административное правонарушение, применение такой санкции в соответствии с требованиями Гражданского кодекса должно быть установлено соответствующим законом. В тех случаях, когда есть возможность установить потребителей, пострадавших от завышения цен, закон должен предусматривать возврат потребителям незаконно полученных с них сумм, что позволит не только осуществлять карательные меры, но и восстанавливать социальную справедливость.
Причины нарушения ценового законодательства имеют субъективный и объективный характер. К объективным можно отнести отсутствие единой концепции государственной ценовой политики, наличие множества законов и подзаконных актов, регламентирующих отдельные вопросы ценообразования. Одной из главных субъективных причин является отсутствие правового регулирования ценовой и контрольной деятельности. Новый Кодекс об административных правонарушениях так определяет понятие нарушения порядка ценообразования: «завышение или занижение регулируемых государством цен, установленных надбавок (наценок) к ценам.., а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования». Следовательно, в правоприменительной деятельности неизбежно различное толкование установленного порядка ценообразования хозяйствующими субъектами и контрольными органами.
Законность в сфере контроля за ценами могла бы быть обеспечена введением единых правовых норм, критериев и стандартов государственного регулирования цен, а также функций государственных органов, осуществляющих контроль за реализацией законодательства о регулировании цен.
В настоящее время в находится на рассмотрении проект закона «О государственном контроле за порядком применения цен и тарифов», который определяет систему соответствующих контрольных органов, принципы их деятельности, компетенцию, основные задачи и направления деятельности, ответственность должностных лиц. Эти нормы создают предпосылки для эффективного осуществления государственной ценовой политики, направленной в том числе на ограничение инфляции. Слово за депутатами и правительством.
2.2 Анализ влияния инфляционных процессов в Республике Казахстан за 2005-2008 гг.
По официальным данным Агентства по статистике [4.-С.6], инфляция на конец 2006 года составила 6,4%, в том числе цены на продовольственные товары повысились на 8,8%, на непродовольственные товары – на 4,5%; на платные услуги населению – на 3,5%. В 2005 году эти показатели составляли соответственно 9,8–12, 8 – 6,1–7,1%.
В течение года динамика инфляционных процессов складывается следующим образом. В первом квартале инфляция составила 2,5% (2,7% - в первом квартале 2005 года), в первом полугодии – 3,7% (4,5%), за девять месяцев – 3,8% (5,6%). Как и в прошлом году, наибольшее влияние на уровень инфляции оказал рост цен на продовольственные товары. Значение этого фактора особенно значимо с учетом того, что в составе потребительских расходов населения порядка 50% расходов приходится на продовольственные товары, из которых около 90% расходуются на продукты питания. В отличие от 2005 года сдерживающим фактором на пути роста цен стали умеренные темпы роста цен в реальном секторе экономики. Так, если индекс цен предприятий – производителей промышленной продукции в 2005 году примерно в 2 раза превышал показатель роста потребительских цен, то в прошлом году отмечено их снижение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
В прошлом году наиболее значительный рост цен был зафиксирован на фрукты и овощи (на 17,9%), мясопродукты (на 17,8%), рыбу (17,9%) и молокопродукты (на 11,4%). По остальным позициям группы продовольственных товаров рост цен был менее значительным. Снизились цены на крупы, сахар и яйца. Отличительной особенностью прошлого года стало снижение цен на бензин на 15,%. По остальным позициям группы непродовольственных товаров наблюдался умеренный рост цен. Еще одной особенностью года стал самый нижний за всю историю экономики Казахстана–рост цен на платные услуги населению, который составил всего 3,5%. После гиперинфляции начала 90 годов, когда она измерялась тысячами процентами, наиболее низкий её уровень в размере 1,9% был зафиксирован на конец 1997 года. Апрельская девальвация 2003 года привела к росту инфляции к концу года до 17,8%. Результаты двух последних лет позволили перейти с двузначной на однозначный уровень инфляции, что, естественно, не может не радовать. По этому показателю мы вплотную приблизились к уровню развитых стран. Напомним, что в последние 5 лет инфляция в этих странах составила от 0,6 до 3%. Наиболее высокий уровень инфляции среди развитых стран в 2005 году отмечался в США – 3,4%, а в Японии в 200 – 2005 годах наблюдалось снижение цен.
ДИАГРАММА
Если сравнить уровень инфляции со странами СНГ, например, с Россией, то в Казахстане он ниже в несколько раз. В России инфляция в 2005 году превысила 20%, а в 2006 году ожидается на уровне 18–19%. Относительно низкий уровень инфляции у нас в стране объясняется, вероятно, более сбалансированной монетарной политикой, проводимой Национальным банком, и проведенной ранее реформой в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, на темпах инфляции сказывается достаточно низкие параметры внутреннего спроса, связанные с низким уровнем доходов населения. Российское правительство в последние годы брало на себя целый ряд обязательств, связанных с увеличением расходов на социальную сферу, и выполняло их. Впрочем, и августовский кризис 1998 года более негативно отразился на уровне жизни россиян по сравнению с последствиями девальвации тенге в Казахстане. Уровень инфляции, достигнутый в 2006 году, для правительства оказался, похоже, неожиданным. Дело в том, что инфляция первоначально в бюджет 2006 года закладывалась на уровне 6,9%. Такой прогноз был подтвержден и в заявлении правительства, опубликованном в конце марта прошлого года. Однако сразу после этого правительство выступило с предложением внести поправки в бюджет 2006 года и утвердить индекс цен на уровне 8,4%. Надо полагать, что поправки были внесены исходя из фактического уровня инфляции 1 квартала. Такая вольность в обращении с главным экономическим документом свидетельствует, вероятно, о том, что у правительства нет эффективной программы, а немонетарные аспекты инфляции сведены главным образом к удержанию тарифов на услуги естественных монополий.
По данным Агентства по статистике [5.-С.4], инфляция в мае сложилась на самом высоком в текущем году уровне. Значительное увеличение инфляции произошло в результате роста цен на бензин на 31,6% за месяц.
Ситуация на финансовых рынках в отличие от ценовой сферы в мае не претерпела серьезных изменений и продолжала оставаться стабильной. Биржевой курс на конец мая составил 153,18 тенге за доллар США. Тенге по отношению к доллару за месяц девальвировал на 0,12%, с начала года – на 1,48%. Объем биржевых операций с начала года составил 856 млн. долларов, в мае – 216,8 млн. долларов и по сравнению с апрелем увеличился на 8,6%. При этом более 100 млн. долларов на бирже было куплено Национальным банком. На внебиржевом валютном рынке наблюдалось снижение объемов операций как по сравнению с предыдущим месяцем (на 24,5%), так и аналогичным периодом предыдущего года (на 31,7%). Объем операций на внебиржевом рынке в мае составил 316,8 млн. долларов, с начала года – 1758,1 млн. долларов. В мае по сравнению с апрелем существенно возросли объемы эмиссии ценных бумаг, как Министерства финансов, так и нот Национального банка (в 3,4 раза и 1,8 раза соответственно). Возросли и объемы ценных бумаг в обращении: Министерства финансов на 6,6% до 85,2 млрд. тенге, нот Национального банка на 18,5% до 32,4 млрд. тенге. Доходность по обращающимся ценным бумагам Минфина в мае осталась практически на уровне апреля, а доходность по эмитированным нотам Национального банка снизилась с 6,05% до 5,94%. После традиционного снижения объема депозитов в начале года в апреле произошло увеличение ресурсной базы банков за счет роста главным образом депозитов физический лиц. Объем депозитов на начало мая составил 455,5 млрд. тенге и увеличился по сравнению с началом года на 4%. Прирост депозитов физических лиц за 4 месяца составил 16,1 млрд. тенге, юридических лиц 1,5 млрд. тенге. Объем кредитов банков реальному сектору за 4 месяца вырос на 38,5 млрд. тенге, т.е. до 528,3 млрд. тенге. В апреле ставка вознаграждения по тенговым срочным депозитам физических лиц повысилась с 11,2% до 11,5%. Произошло снижение доходности по банковским кредитам. Средневзвешенная ставка вознаграждения по выданным тенговым кредитам юридическим лицам снизилась с 15,7% до 15,0%, а физическим лицам с 25,4% до 24,8%. Замедление темпов роста на депозитном рынке сказалось на динамике активов банковского сектора. Совокупные активы банковской системы за 4 месяца выросли на 3,6% и составили 847,8 млрд. тенге. Вместе с тем в этот период наблюдались более высокие темпы роста собственного капитала банков. Собственные средства банковского сектора выросли с начала года на 9,2%, достигнув 132,2 млрд. тенге. Ликвидная позиция банков оставалась избыточной - средний уровень ликвидности по банковскому сектору в апреле составил 0,84 (при норме не менее 0,3). Не изменялось в мае количество банков, имеющих лицензию на проведение банковских операций: по состоянию на 1 мая в республике функционировало 42 банка.
Инфляция в Казахстане в июле 2007 года составила 0,9 процента по сравнению с 0,8 в июне. В январе-июле 2007 года инфляция составила 5,5 процента по сравнению с 5,1 процента за тот же период 2006 года.
Таблица 1
Индекс потребительских цен в Казахстане
Июль 2007г. | Июнь 2007г. | Июль 2006г. | Июль 2007г. к декабрю2006г. | Июль 2006 г. кдекабрю 2005г. | |
К предыдущему периоду в % | +0,9 | +0,8 | +0,2 | +5,5 | +5,1 |
в том числе: | |||||
продовольственные товары | +0,8 | +0,9 | -0,4 | +6,6 | +5,0 |
непродовольственные товары | +1,4 | +0,7 | +0,9 | +4,3 | +3,4 |
платные услуги | +0,6 | +0,5 | +0,5 | +5,2 | +7,0 |
В 2006 году инфляция в годовом выражении (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года) составила 8,4 процента по сравнению с 7,5 процента за аналогичный период предыдущего года.
Власти Казахстана прогнозируют среднегодовую инфляцию в 2007 году в пределах 5-7 процентов.
Национальный банк Казахстана прогнозирует инфляцию в 2007 году в пределах 7,3-8,3 процента.
Ранее правительство и Нацбанк республики прогнозировали, что среднегодовая инфляция в 2007 году сложится в пределах 5-7%. Однако в июле прогнозируемый коридор уровня инфляции был увеличен до 9%. Среднегодовая инфляция в Казахстане в 2006 году составила 8,6%.
За январь-сентябрь этого года, по данным госстатведомства, инфляция в Казахстане составила 8,6%, в том числе в сентябре - 2,2% против 0,7% в августе.
Вместе с тем инфляция в годовом выражении (сентябрь 2007 года к сентябрю 2006 года) составила 11,2%, среднегодовая (январь-сентябрь 2007 года к январю-сентябрю 2006 года) - 8,6%.
В Казахстане за первые 4 месяца 2008 года инфляция составила 4,5%. В годовом выражении — 19,5%, передает корреспондент «Росбалта» со ссылкой на Агентство РК по статистике.
Только за май инфляция составила 1%. Цены на продовольственные товары повысились на 1,4%, непродовольственные — на 0,6%, платные услуги — на 0,9%.
На рынке продовольственных товаров наибольший рост цен был зарегистрирован на хлебопродукты и крупы, в том числе на рис и на пшеничную муку.
Подорожали масло подсолнечное, мясопродукты, сахар. Среди непродовольственных товаров заметно подорожали моющие средства, бензин, медикаменты. Повысились тарифы на железнодорожный пассажирский транспорт, на медицинские услуги. Коммунальные услуги также стали дороже.
Инфляция в годовом выражении (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года) составила 9,5%, указывается в распространенном в понедельник сообщении госагентства по статистике.
Вместе с тем среднегодовая инфляция (январь-декабрь 2008 года к январю-декабрю 2007 года) составила 17%.
Темпы роста потребительских цен в Казахстане в 2009 году составят 10%, прогнозируют аналитики Межгосударственного статистического комитета СНГ".
По данным комитета, самый высокий уровень инфляции на пространстве Содружества в нынешнем году ожидает Азербайджана и Украину - 18%.
Инфляция в Таджикистане составит 15%, в Кыргызстане - 13%, России, Беларуси и Узбекистане - 11%, Молдове и Казахстане - 10%. Наименьший рост уровня инфляции в 2009 году среди стран СНГ ожидается в Армении - 6 - 7%. В среднем по Содружеству инфляция в 2009 году составит 11 - 12%. Вместе с тем, по данным Статкомитета СНГ, реальный рост валового внутреннего продукта (ВВП) в Таджикистане, наряду с Узбекистаном и Арменией, в 2009 году составит 7%. Более высокий темп роста ВВП прогнозируется Азербайджану - 13 - 15%, и Белоруссии - 9 - 10%. В России и Кыргызстане темпы роста ВВП составят 6%, Молдове - 5 - 6%, в Казахстане и Украине - 5%. Как сообщалось ранее, по словам главы Национального банка республики Григория Марченко в 2009 году инфляция в Казахстане составит 11%. Ожидается, что в этом году инфляция будет находиться в коридоре 11%". В этом году ожидается некоторое ускорение инфляции в феврале. Но в последующий период ситуация стабилизируется, чему будет способствовать снижение негативных ожиданий на рынке.
В Казахстане в 2009 году не будет наблюдаться угроза высокой инфляции. Такой прогноз сделан Министерством экономики и бюджетного планирования (МЭБП) РК в ходе интернет-конференции по реализации послания главы государства народу Казахстана "Повышение уровня благосостояния - главная цель государственной политики", передает агентство со ссылкой на сайт "Электронное правительство РК".
Угроза той высокой инфляции, которую мы все с вами наблюдали в прошлом году, не будет наблюдаться в 2009 году.
Это объясняется двумя главными факторами. Во-первых, правительство РК прилагает эффективные меры по сдерживанию инфляции, что уже в текущем году привело к значительному снижению инфляции по сравнению с прошлым годом. Во-вторых, уже на протяжении последних нескольких месяцев наблюдается спад цен на продовольствие и энергоресурсы во всем мире и экономисты всех стран прогнозируют дальнейший спад цен на эти товары в следующем году.
В ответе напоминается, что если в 2007 году инфляция за год составила 18,8%, то в этом году она ожидается в пределах не более 9,9%. "На данный момент инфляция с начала года составила 8,1%, и стабильно снижающаяся динамика роста инфляции в этом году позволяет полагать, что целевой уровень в этом году будет достигнут.
Инфляция была вызвана в первую очередь ростом цен на продовольствие и энергоресурсы. Правительство Казахстана применило оперативные меры, которые привели к стабилизации цен на внутреннем рынке продовольствия и цен на топливо, свидетелями чего вы стали сами: цены на продовольствие удалось полностью стабилизировать путем насыщения рынка, улучшения торговой цепочки и регулирования цен. Так за последние два месяца (август, сентябрь) цены на продовольствие остались неизменными, на уровне июля 2008 года", - считают в МЭБП.
Насыщение внутреннего рынка продовольствия и топлива в республике в результате примененных мер правительства, создание продовольственных резервов в стране для стабилизации цен в ближайшем будущем позволяет Казахстану застраховать себя от главного фактора инфляции - роста цен на продовольствие.
Таким образом, инфляция, которую пережило мировое сообщество, включая Казахстан, в 2007-2008 годах, в тех масштабах не будет угрожать нам в 2009 году. По прогнозам Нацбанка РК, инфляция в 2009 году снизится до уровня 7,5%-9,5%.
2.3 Анализ антиинфляционной политики в Казахстане
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность: чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую. Косвенные методы включают: регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком. обязательные денежные резервы коммерческих банков. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг. Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг. Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как: прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством. государственное регулирование цен. государственное регулирование пределов заработной платы. государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом. государственное регулирование валютного курса.
Правлением Национального банка Казахстана утверждены Основные направления денежно-кредитной политики на 2007-2008 гг. Программный документ носит среднесрочный характер, а в самой программе сказано, что, начиная с 2007 г., ориентиры денежно-кредитной политики будут определяться Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением, что связано с достижением в стране относительной макроэкономической стабильности.
В своей программе Национальный банк объявил о переходе к новому режиму денежно-кредитной политики. Основным направлением денежно-кредитной политики Национального Банка Казахстана в ближайшие 3 года станет подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагает постепенный отход от целевых показателей по денежной базе и золотовалютным резервам к целевым показателям по инфляции.
Основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в пределах 4-6% – в 2007 году. За 3 года суммарный уровень инфляции составит 18-20%. История инфляционных процессов в Казахстане выглядит несколько лучше российской.
Отметим, что антиинфляционная политика пока не мешает экономическому росту, наметившемуся в Казахстане. В 2007 году ожидается, что экономический рост превысит показатель 2006 года (9,8%) и составит более 10%.
Национальный Банк планирует сохранить режим свободно плавающего обменного курса тенге и не будет вмешиваться в его формирование, осуществляя минимальное присутствие на внутреннем валютном рынке
Предполагается, что основными инструментами денежно-кредитной политики в 2007-2009 годах останутся операции открытого рынка, официальные ставки и переучетные операции с векселями. Национальный Банк будет делать упор на операции открытого рынка.
Перспективным направлением денежно-кредитной политики, по мнению Национального банка, также является осуществление дальнейшей либерализации валютного режима, что предполагает, в первую очередь, изменение валютного регулирования и контроля над вывозом и ввозом капитала. Либерализация вывоза капитала будет включать в себя поэтапную отмену лицензирования или расширение круга не лицензируемых операций по некоторым видам валютных операций, связанных с движением капитала.
В настоящее время это метод практикуют более десяти стран. Целью перехода к принципам инфляционного таргетирования является достижение относительной стабильности цен без негативных последствий для роста производства и занятости. На первый взгляд переход на новый метод не представляется чем-то новым: целевые параметры инфляции установились Национальным банком страны и ранее. Вместе с тем переход на новый метод предполагает соблюдение определенных требований и включает в себя ряд элементов [4, с.6].
Основой успешного введения указанного метода считается соблюдение таких факторов, как устойчивое состояние бюджета и гарантии макроэкономической стабильности, стабильность финансовой системы, независимость центрального банка, понимание взаимосвязей между инструментами центрального банка и инфляции, информационная открытость. Новый метод означает сугубо прагматический подход к решению проблемы инфляции и дает Национальному банку свободу действий в выборе моделей и инструментов, и даже целей с условием, что его политика в обязательном порядке должна одним из своих итогов иметь показатели инфляции, находящиеся на заранее определенном уровне. Новая форма организации денежно-кредитной политики позволяет денежным властям использовать находящиеся в их распоряжении инструменты в соответствии со складывающимися обстоятельствами. Отличительной чертой политики тарегетирования инфляции является её гибкость по отношению к способам по достижению конечной цели, то есть определенного уровня инфляции.
Вместе с тем новый метод предполагает повышенную ответственность регулирующих органов за достижение намеченных показателей, повышенную транспарентность монетарной политики путем оповещения общественности о целях и планах финансовых властей. Так, центральные банки отдельных стран, перешедших на метод инфляционного таргетирования, регулярно публикуют так называемые инфляционные отчеты, в которых сообщают о достижениях и объясняют свои дальнейшие действия. В свою очередь открытость информации в сочетании с успехом деятельности по достижению провозглашенных целей предполагает большую предсказуемость реакции экономики на результаты политики, осуществляемой органами денежного регулирования[12, c.56].
Быстрый рост экономики, особенно с учетом специфики нашей нефтедобывающей страны, давал возможность расти всем. А одна