Предпринимательство

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Экономика и управление на предприятии»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая социология»

На тему: Предпринимательство


Выполнил студент гр.0003(з) Хомич М.В.


Минск 2003


Содержание


Сущность предпринимательства………………………………………….2


Исторические и социальные корни предпринимательства………….....2


Типы предпринимательства…………………………………………....…..4


Специфика предпринимательской деятельности в Беларуси………….…6


Литература……………………………………………………………..……


1. Сущность предпринимательства.

Современная цивилизация, как современная экономика, начало которой по­ложил капитализм и индустриальная революция, невозможны без предприни­мательства. Предприимчивость — их движущий механизм. Предпринимателем (или бизнесменом) называют человека, организовавшего или организующего ка­кое-либо важное дело, человека, имеющего для этого необходимые средства (собственные или заемные). Предпринимателем может быть единоличный соб­ственник небольшого предприятия, управляющий акционерным обществом либо руководитель кооператива. Его отличает особое поведение, для которого харак­терно'.

Свобода в выборе целей и методов, самостоятельность в принятии решении.

Ответственность за принятое решение в терминах возможного риска пли
краха.

Сильная ориентация на достижение коммерческого успеха, получение при-­
были.

Многие виды человеческой деятельности не обладают подобными признака­ми. Рабочий или мелкий клерк заняты исполнительским трудом, поэтому они не свободны в своем выборе, не отвечают за принимаемые решения и их послед­ствия, у них нет ориентации на прибыль. В случае неуспеха их увольняют, а пред­приниматель — разорится и потеряет все свое состояние. Специалисты, под­черкивая различие между предпринимательством, считают, что первому научиться нельзя, а второму можно. Для этого необходимо приобрести технические знания в области финансов, купли и продажи, маркетинга и т. д.

Менеджер и предприниматель — практически одно лицо в мелком бизнесе и разные — в крупном. Руководитель предприятия необязательно является пред­принимателем-собственником. Тем более им не является менеджер среднего эвена. Менеджеры — наемные работники. Предприниматель принимает личное участие в:

а) формировании начального капитала фирмы,

б) управлении фирмой.

Кроме того, он несет материальную ответственность за результаты деятельности фирмы, определяет стратегию ее развития и имеет право распределения прибыли. Если предприниматель организовал компанию только за счет собственных средств, он является ее собственником. Если же это произошло с привлечением не своих, а чужих капиталов, то он называется организатором деля. т. е. предпринимателем. В чистом виде 90% из двух миллионов американцев, называемых миллионерами, обязаны своим состоянием созданию собственной фирмы.

Если бизнесмен— обязательно владелец фирмы, то предприниматель — не всегда владелец. Предпринимателем можно считать менеджера или служащего, если они отличаются предпринимательским типом мышления и деятельности. Предпринимательство — не просто особый вид деятельности. Это еще опреде­ленный стиль и тип поведения, образ мыслей и жизни. Слагаемыми такого стиля выступают инициатива, поиск нетрадиционных решений, деловая хватка, риск и ориентация на достижение.

Хотя слова «предприятие» и «предпринимательство» имеют один корень, счи­тается, что не всякое предприятие можно называть предпринимательством. Если предприятие ограничивается рутинной деятельностью, основывается на достигну­том и избегает риска, оно не является предпринимательским. В основе предпри­нимательства лежит постоянный поиск новых технологий, видов продукции и услуг, новых рынков сбыта. Это целенаправленный, организованный поиск новшеств.


2. Исторические и социальные корни предпринимательства.


Исторические типы предпринимательства. Для экономиста пред­принимательство существует чуть ли не как универсальный тип деятельности. Между тем, по свидетельствам историков, средневе­ковый предприниматель довольно сильно отличался от современ­ного, причем не только по характеру своих предприятий, но и по типу хозяйственных действий. Средневековое предприниматель­ство представлено целой галереей весьма колоритных фигур. Это воинствующие торговцы наподобие не расстававшихся с мечом варяжских купцов. Это рыцари, кормившиеся «из стремени», и аристократы, промышлявшие морским разбоем, пиратствовавшие первооткрыватели типа сэра Уолтера Рейли или Френсиса Дрей­ка, миссионеры и искатели несметных богатств. К крупнейшим «мирным» предприятиям в ту пору следует отнести подряды на строительство государственных и культовых учреждений. Средне­вековый архитектор, как правило, занимался не только проектом, но и организацией всей работы, неся перед заказчиком полную ответственность за готовый объект. Другого рода крупный пред­принимательский подряд был связан с откупом налоговых сборов. Среди фигур помельче находим разного рода сомнительный люд — полубродячих торговцев и ремесленников, изобретателей и аван­тюристов, первых биржевых спекулянтов, увлекаемых с XVII в. волнами грюндерских лихорадок. Родоначальник теории предпри­нимательства Р. Камтильон, например, вообще включал в число предпринимателей бродяг и разбойников. Все эти фигуры с со­временной точки зрения трудно отнести к «чистому» предприни­мательскому типу.

В период средневековья предпринимательство оставалось на обочине основной экономики. Базовые потребности большинства населения удовлетворялись без помощи рынка. Сколько-нибудь крупные купцы специализировались на поставках предметов рос­коши высшим общественным классам. А, сколотив состояние, мно­гие из них оставляли хозяйственное поприще. Прожектерство, игорно-спекулятивная страсть, жажда быстрого обогащения непо­средственно еще не были обращены на практику хозяйственной деятельности. И если кто и проявлял устойчивую предпринима­тельскую наклонность, так это крупнейший распорядитель ресур­сов — государство.

Силуэт современного предпринимателя начал вырисовываться в Новое время с появлением экономических субъектов, у которых древняя жажда богатства соединяется с предприятием, принимая форму непреодолимого стремления к прибыли на вкладываемый капитал как универсальной хозяйственной стратегии. В противоположность традиционным добуржуазным субъектам они облада­ют не только личной независимостью, но также законодательно подкрепленными возможностями капитализации собственности.

Вместе с достижением институциональной стабильности и юридической защищенности предпринимательство все более спе­циализируется и одновременно обретает цивилизованное обличие. Дух риска и авантюризма, который ранее требовался даже для обычного торгового дела, теснится духом устойчивого разви­тия и рационального использования возможностей рынка. Сре­дневековый торговец - вечный странник, путешественник, по­груженный в мир случайного. Новое время приносит ему разви­тую систему коммуникаций, позволяя перейти к оседлой жизни, вести дела «из дома» или из конторы. А вместе с оседлостью появ­ляется и забота о репутации. Бродячий торговец пребывает в веч­ном движении, он сегодня здесь, а завтра там; он не стеснен мест­ными нормами и зачастую избегает расплаты за невыполненные обязательства. Оседлому предпринимателю приходится сторонить­ся явно неприглядных сделок; опасаясь последующего раскрытия обмана, он вынужден становиться более «консервативным». Рис­ковые (а то и авантюрные) формы предпринимательства тоже со­храняются, но переносятся больше в сферу финансовых манипу­ляций и «фиктивного капитала» (фигуры таких предпринимате­лей предстают в рельефных образах Ф. Каупервуда у Т. Драйзера или Саккара у Э.Золя).

Сам предпринимательский тип тоже не остается неизменным. По свидетельству В. Зомбарта, раннекапиталистический предпри­ниматель еще соразмеряет свою активность с удовлетворением ес­тественных человеческих потребностей. Он дорожит спокойстви­ем и далек от того, чтобы убивать себя работой. Начатки конку­ренции подавляются, коммерческая реклама под строгим запре­том. И только у современного предпринимателя дело способно полностью поглотить жизнь, обратив все окружающее в инстру­мент приращения капитала.

По мере завоевания хозяйственного и социального простран­ства происходят серьезные сдвиги в социальной базе предпринима­тельства. В раннебуржуазных обществах большинство создателей новых предприятий не только были собственниками этих пред­приятий, но частенько и сами трудились на них своими собственными руками. То был своего рода «золотой век» для «старого среднего класса», когда в весьма обширных предпринимательских слоях более или менее гармонично сочетались разные статусные позиции: наличие собственности и уровень дохода, профессио­нальная квалификация и социальный престиж, организационно-хозяйственные полномочия и политическое влияние.

Но если такой «золотой век» когда-либо и существовал, то он остался в далеком прошлом. Нарастающее акционирование капи­тала, ведущее отсчет со времен Ост-Индской Компании, а затем появление в середине XIX столетия обществ с ограниченной от­ветственностью подготавливают почву для перелома, который про­исходит в ведущих западных странах (где-то раньше, где-то поз­же) в первой трети XX века. Семейные фирмы все более уступают место корпорациям, собственность которых распылена среди ты­сяч и сотен тысяч вкладчиков. Начиная с 30-40-х годов эта собст­венность все более обезличивается и концентрируется в руках раз­ного рода юридических лиц. Наблюдается уменьшение числа и доли независимых собственников. Пропасть между крупным и мелким бизнесом неумолимо расширяется. Одновременно «раска­лывается» и фигура молодого буржуазного предпринимателя.

В итоге на одной стороне оказывается основатель мелкой фир­мы, формально сохраняющий за собой позиции независимого соб­ственника. Его предприятие сталкивается с жесткими проблема­ми выживания; свобода принятия хозяйственных решений на по­верку оказывается весьма ограниченной; инновации же — часто просто не под силу из-за нехватки ресурсов. К тому же в этой сфере концентрируются далеко не самые образованные слои, по крайней мере, до всплеска технологического предпринимательст­ва в 70-х годах. Будучи зажатой между тремя крупными силами: государством, крупным капиталом и организованным наемным трудом, эта «стесненная группа» мелких собственников (городских и сельских) становится на все более консервативные политические позиции. И даже если присущие им в этой борьбе на три фронта вспышки отчаянного радикализма принимают облик революционности, то нацелены они бывают не на социальные изменения, а скорее на сохранение «статус кво».

На другой стороне мы обнаруживаем организаторов крупного производства. Владельцы крупных капиталов (не говоря уже об основной массе мелких рантье — держателей одной-двух стодолларовых акций) «освобождаются» от проблем реальной организации. Многие прерогативы в принятии хозяйственных решений переходят в руки менеджеров, которые, занимая свое место в рационально выстроенной бюрократической иерархии, вынуждены подчиняться корпоративному интересу. Персональная ответственность менеджера в значительной степени размывается бюрократической коллегиальностью, а мотив извлечения прибыли отступает перед мотивами устойчивости финансовых показателей и личного карьерного продвижения. Вслед за мелким собственником, организатор крупного производства начинает утрачивать подлинно предпринимательские черты.

Помимо изменений в социальной базе предпринимательства происходит также расчленение предпринимательской функции. Вместо одной фигуры появляются несколько:

финансист (поставщик капитала);

«изобретатель» технической или маркетинговой идеи (поставщик нового знания);

эксперт с юридическим или экономическим образованием, предлагающий организационно-правовые формы для создания или трансформации предприятия (поставщик организационной схемы);

менеджер, выстраивающий структуру внутренних и внешних связей нового предприятия (поставщик управленческих технологий).

Конечно, возможно совмещение некоторых функций. Так, механик-изобретатель Г. Форд смог когда-то вырасти в основателя автомобильной империи. Но с течением времени такое совмещение ролей все более затрудняется даже для организаторов не слишком крупных предприятий. Функция предпринимателя расщепляется на специальные сферы деятельности, труднее становится обнаружить действительного лидера и инициатора инноваций. Порою он и вовсе не показывается на поверхности.


3. Типы предпринимательства.


Мелкие предприниматели и самостоятельные ра­ботники — это прежде всего лица, занятые ненаемным и самостоятельным трудом. Их доход носит свободный ха­рактер, он не фиксируем и не гарантирован, относительно сильно колеблется, неустойчив, зависим от многих трудно­прогнозируемых факторов — случая, здоровья и настро­ения, погоды, информации и человеческих связей. Дея­тельность самостоятельных работников и предпринимате­лей часто связана с мелкой собственностью — личной, арендуемой. В реальности возможно также использование ими и "чужих" средств (государственных и даже частных предприятий). Эти ситуации различаются не только эко­номически, но и психологически, например степенью чув­ства собственника, удовлетворенности этим чувством.

Социальную основу самостоятельной работы и мелкого предпринимательства составляет индивидуальная деятель­ность. В то же время между занятыми такой деятельностью возможны ассоциации, распространены психология, тра­диции и договорные формы взаимопомощи, сотрудничест­ва. Часто используются семейно-родственные формы учас­тия. Объединение самостоятельных работников и мелких* предпринимателей в организованные предприятия приво­дит к 'вырождению" их как класса, превращению в наем­ных рабочих и служащих.

Своим главным преимуществом самостоятельные ра­ботники и мелкие предприниматели считают свободу и, если их положение благополучно, скептически относятся к наемному труду рабочего и служащего. Главная же проблема самостоятельных работников и мелких предпри­нимателей — высокая личная ответственность; в этом плане наемные рабочие и служащие имеют преимущество, особенно если у них высокая и гарантированная заработная плата. Сочетание свободы и ответственности — это первая социальная особенность положения рассматриваемой груп­пы; вторая заключается в одновременном сочетании нескольких глобальных экономических ролей: самостоятель­ные работники и мелкие предприниматели чаще всего и работают, и управляют, и распоряжаются (владеют), т.е. их труд носит совершенно не разделенный характер.

Внутренняя дифференцированность самостоятельных работников и мелких предпринимателей основывается прежде всего на таких критериях, как производство това­ров, оказание услуг, операции в финансово-экономической сфере, арендодательство. Социально-экономические раз­личия между разными категориями внутри рассматривае­мой группы являются, по мнению ее представителей, су­щественными.

Вхождение в класс самостоятельных работников и мел­ких предпринимателей и "профиль" их деятельности часто определяются простыми факторами. Наиболее типичные примеры — наличие собственного транспорта, избыточно­го жилья и помещений; участка земли и других ценностей, которые могут быть использованы в производственных, деловых и коммерческих целях; владение определенной профессией, специальностью, способностями, которые по­зволяют иметь достаточный доход; региональные особен­ности — приближенность места жительства к лесу, воде, природным ресурсам и т.д.

Среди самостоятельных работников и мелких предпри­нимателей мы видим как тех, кто вынужден чем-то зани­маться вследствие потери работы на предприятии или в учреждении, так и тех, кто по собственному желанию покинул такую работу ради индивидуальной трудовой деятельности и предпринимательства. В данную социаль­но-экономическую группу входят и пожилые люди, уже не способные к прежней работе по возрасту, но нуждающиеся в средствах, и молодежь, еще не определившаяся в сфере профессионально-трудовой деятельности. В современных отечественных условиях в данной группе велик удельный вес лиц любого возраста, совмещающих по экономическим соображениям индивидуальную деятельность с наемным трудом рабочего или служащего. Для одних социальных категорий самостоятельная работа и мелкое предпринима­тельство являются постоянным занятием, для других — лишь переходной ступенькой к каким-то другим социаль­но-экономическим ролям и статусам.

Рассматриваемая социально-экономическая группа как явление может оцениваться неодинаково. Например, уве­личение ее удельного веса в обществе может связываться

либо с кризисом и безработицей, либо со стабилизацией и подъемом; она либо выступает показателем "ненормаль­ной" диффузии собственности, тормозящей общественное развитие, либо представляется фактом демократизации социально-экономических отношений, создающей значи­тельные стимулы и перспективы в этом развитии. Удель­ный вес этой группы в обществе — самостоятельный фактор, определяющий ее реальную позицию и имидж как "трудящегося" или "праздного" класса. Например, если говорить о нашей отечественной действительности, то мы видим, как развитие занятости наемного характера посте­пенно приводит к превращению предпринимателей и само­стоятельных работников из обособленного и почти элитар­ного круга людей в "широкое народное движение".

Из кого состоит сегодня и будет формироваться в будущем класс предпринимателей и самостоятельных ра­ботников? Изучая данный вопрос, необходимо учитывать, что в традиционных для нас социально-экономических группах (рабочий класс, интеллигенция, служащий, уп­равленцы, крестьяне) есть категории и типы людей, предрасположенные и непредрасположенные к занятости предпринимательским и самостоятельным трудом по объ­ективным и субъективным причинам. Это значит, что формирование новой экономики у нас не может связывать­ся с каким-либо одним из традиционных классов. Во всех таких классах есть специфические слои, обладающие мо­тивацией занятости в негосударственном секторе и способ­ные действительно развивать этот сектор.


4. Специфика предпринимательской деятельности в Беларуси.

Анализируя исторические и социальные корни предпринимательства, М. Вебер и В. Зомбарт связывали его становление с формированием так называемого капиталис­тического духа, т.е. совокупности психических черт, присущих хозяйствующим субъектам на данной стадии развития общества.

У В. Зомбарта новый капиталистический субъект объединял дух предпринима­тельства и дух мещанства, у М. Вебера — предпринимательства и бюрократической организации. Отличительными чертами, предпринимателя от мещанина и бюрократа выступали нацеленность на инновацию, стремление к самореализации путем осу­ществления того или иного организационного прибыльного проекта.

По определению российского автора В. Савченко, современный предпринима­тель —это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на ини­циативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственнос­ти, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства с целью получения дополнительного дохода.

В рыночной экономике предприниматель выступает в качестве центральной фи­гуры. Он может работать индивидуально, создавать малое предприятие, представ­лять крупную фирму, т.е. способен реализовать свой творческий потенциал в различ­ных социально-экономических и организационно-хозяйственных формах.

Происходит дифференциация предпринимательской деятельности, выделение из некоего обобщенного образа предпринимателя представителей отдельных видов дея­тельности: предпринимателя-коммерсанта, предпринимателя-финансиста, предпри­нимателя-изобретателя, предпринимателя-менеджера и т л.

Особую роль в экономической системе выполняет малое предпринимательс­тво. Имея возможность быстро приспосабливаться к изменениям потребительского спроса, малое предпринимательство придает рыночной экономике необходимую гибкость, восприимчивость к инновациям. Оно выступает также постоянным иници­атором создания новых рабочих мест.

В экономически развитых странах малый бизнес привлекает до 50-60 % работос­пособного населения и формирует до 70-80 % новых рабочих мест. На его долю при­ходится от 20 до 60 % ВВП. В США, например, на малый бизнес приходится около 50 % всех научно-технических разработок.

Соединение предпринимательского инноваторства с коренными научно-техно­логическими преобразованиями производительных сил в эпоху НТР позволили разви­тым странам совершить существенный отрыв в социально-экономическом развитии, усилить конкурентоспособность своей экономики по сравнению с другими странами.

Осознающее новаторскую роль предпринимательства и заинтересованное в про­грессе экономики государство поддерживает институт предпринимательства, созда­ет благоприятные условия для его нормального функционирования. Это способству­ет повышению социального статуса предпринимателя в обществе, повышению его жизнестойкости, превращению из «презренной» в массовую фигуру рыночного хо­зяйства.

Роль государства в институционализации предпринимательства заключается в:

-предоставлении благоприятного налогового режима предпринимательской де­ятельности;

-формировании широкой инфраструктуры поддержки предпринимательства;

- создании системы защиты интеллектуальной собственности на изобретения, продукцию, идеи, методы деловой активности;

 - дебюрократизации системы регулирования предпринимательской деятельности.
Развитию малого предпринимательства в Беларуси препятствует ряд причин.

Среди них выделяются следующие:

1. В обществе не понята в полном объеме и не признана стратегическая роль пред­
принимательства в становлении и нормальном функционировании рыночной эконо­
мики.

2. Несовершенна законодательная база, регулирующая предпринимательскую дея­-
тельность, отсутствует надлежащая правовая защита малого предпринимательства.

3. Крайне слабая инфраструктура поддержки начинающих предпринимателей в части создания консультационных, инновационных и внедренческих центров пред­принимательства, курсов подготовки предпринимателей и т.д.

В результате в республике отсутствует устойчивая социальная поддержка час­тной предпринимательской деятельности, стремление включиться в нее широкой об­щественной инициативы. По данным республиканского опроса населения, проведен­ного НИСЭПИ в конце 1999 г., лишь 14,0 % опрошенных участвовали и собираются участвовать дальше в предпринимательской деятельности. 8,7 % — участвовали, но продолжать участвовать не собираются; 34,4 %—не участвовали, но хотели бы учас­твовать и 42,9 % — никогда не участвовали и не собираются участвовать.

В целом по результатам названного исследования белорусский социолог О. Манаев строит типологию населения Беларуси по отношению к частному предпринима­тельству .


Типы населения Удельный вес, %
Убежденные сторонники предпринимательства 16,1
Колеблющееся большинство 70,9

Убежденные противники

предпринимательства

13,0

Формированию института предпринимательства в белорусском обществе не спо­собствует сложившийся в советской системе менталитет населения, ориентирован­ный на равенство доходов, отрицательное отношение к частной собственности. Это вызывает и поныне у части населения нетерпимость к предпринимательству, к неиз­бежной дифференциации доходов различных групп населения.

Негативному или по крайней мере настороженному восприятию в общественном мнении республики института предпринимательства способствует позиция ряда государственных структур, средств массовой информации, формирующих негативный образ частного предпринимателя.

В обществе отсутствует также должная культура самой предпринимательской де­ятельности.


Литература


Галко И.К. Экономическая социология / И.К. Галко, Е.З. Ломоносов.-Мн.: Бел. Навука, 2001.-С.507-508.


Дорин А.В Экономическая социология: Учеб. пособие-Мн.: Экоперспектива, 1997.-С.50-52.


Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие.-М.: Аспект Пресс, 2000.-С.96-124.


Яковчук В.Н. Экономическая социология. Сокращённый курс: Учебно-практическое пособие.-Мн.: БГЭУ, 2002.-С.64-66.