История развития политической мысли
Размещено на /
1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Уже в Древнем мире с появлением государства складывались свои представления о том как должен происходить процесс управления государством и в чьих руках должна находиться власть.
Прежде чем переходить к рассмотрению конкретных течений хочется обзорно представить социальную структуру древнеазиатского общества.
Выделим общие характерные черты для древнекитайской и древнеиндийской цивилизации:
- примат коллективного труда, исключительная внутренняя цельность, прочность и монолитность азиатской общины, слитность индивида с коллективом;
- господство государственной собственности как верховной собственности правителя, отсутствие частной собственности на землю;
- медленное формирование рынка, товарно-денежных отношений;
- преобладание внеэкономических методов принуждения и стимулирования труда, когда цена товара назначалась по усмотрению главенствующего распорядителя, с которым зависимый производитель вынужден был либо безоговорочно соглашаться, либо продукт вообще у него изымался путем откровенного разбоя;
- специфическое сословно-кастовое иерархическое деление общества, с особым местом в нем колоссальной прослойки чиновников, которые, не владея собственностью, от имени патрона ею распоряжались и в любое время могли быть лишены этого права по прихоти верховного владельца собственности — правителя;
- зависимое положение личности от социального статуса.
Далее в виде сводных таблиц представлен обзор политических учений наиболее развившихся в древнем Китае (таблица 1.1) и древней Индии (таблица 1.2)
Таблица 1.1 – Древнекитайская политическая мысль
Критерий оценки | Даосизм | Конфуцианство | Моизм | Легизм |
Время возникновения | VI век до н.э. | 551-479 гг до н.э. | 479-400 гг. до н.э. | 390—338 гг. до н. э. |
Общая идея | Государством правит «Сын Неба» власть которого сродни божественной. | |||
Государство |
Государство искусственно созданная структура. Даосизм отрицает административную иерархию и призывает вернуться к естественной простоте человека. |
Отрицал необходимость государства если «правила ритуала» соблюдаются всеми. | Государство - средство обуздания хаоса и анархии, единственно разумный путь преодоления разногласий, путь к великому идеалу – унификации (абстрактной идеи справедливости, которая достигается действиями неограниченной власти). | Деспотия основанная на равенстве всех перед законом (уголовный закон, репрессии, распоряжения министров и правительства) |
Управление (власть) | Управлять государством должны умные вожди из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть чудесную тайну Дао и повести за собой народ. | Управлять государством призваны благородные мужи во главе с «сыном Неба». К ним относятся все те, кто независимо от своего социального происхождения добродетелен и талантлив, готов самосовершенствоваться. Выступал против управления на основе законов. | Управление государством не требует обучения, а основывается на знаниях из жизни. Исполнители насилия должны хорошо оплачиваться. Глава государства - мудрый правитель, отлаженный инструмент исполнительных органов. Поощрялись доносы, порядок поддерживается посредством наказаний и наград. | В обществе должен царить жесткий порядок в форме суровой дисциплины, за нарушение которой следует строго наказывать. Все приносится в жертву закона. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу. Единое государство со строгой централизацией. |
Отношение к человеку (обществу) | Человек должен жить лишь за счет своего труда. Даосизм рассматривал человека как часть великого целого Дао. Человек должен был стать снова частью природы. | Существует 2 типа людей: ”Дзюнь-цзы” и “сяо-жень”. «Дзюнь-цзы» — рыцари морали и долга, которые вправе и обязаны руководить другими, вести их за собой. Другие же этого морального права не имеют. Сяо-жень («мелкие людишки»). | Человек прежде всего эгоист, стяжатель, которого необходимо обуздать, поэтому важной задачей считал преодоление в человеке антисоциального путем выгоды и расчета. | Человек - “быдло” так как он глуп и порочен. За пороки его следует наказывать, а глупость даже удобна. Человека надо сознательно оглупить. В обществе должен царить жесткий порядок в форме суровой дисциплины. |
Чьи интересы защищали | Мелкособственническая знать и общинная верхушка | Слои, стремившиеся примирить имущественную и наследственную знать | Свободные земледельцы, ремесленники, торговцы, низшие чины в государственном аппарате. | Чиновники и правитель. |
Таблица 1.2 – Древнеиндийская политическая мысль
Критерий оценки | Законы Ману | Артхашастра | Буддизм |
Общая идея | Каждый занимает то жизненное положение, которое он заслужил делами и поступками, совершенными им в прошлой жизни. Чем больше человек совершает добрых дел при жизни, чем старательнее он работает, тем выше по статусу будет его следующее перерождение. | Осуждение всяческих теологических воззрений того времени. Кроме того, в зависимости от времени, было признание равенства достоинств всех людей и непротивление власти, принятие ее. | |
Государство | Во главе стоят высшие сословия, представители которых получили свои места благодаря праведности своей прошлой жизни. Государство имеет 7 элементов: царь, советники, страна, крепость, казна, войско и союзники. Ключевая фигура- царь. | Государство с государем во главе должно служить народу, помогать ему, заниматься благотворительностью, в меру содействовать народным увеселительным мероприятиям, однако, народ все также обязан следовать своему предназначению, полученному от рождения, не позволяя себе лишней праздности. | |
Управление (власть) | Для управления, кроме морально-психологических методов, применялись так же и инструменты государственного принуждения, принимаемые как продолжение карающей силы богов. |
Сильная централизованная царская власть, правитель обладает абсолютной властью. Однако, деятельность правителей должна быть направлена на укрепление государства, извлечения пользы для него. Освобождение государства от влияния религиозных традиций, первенство светской власти. |
|
Отношение к человеку (обществу) | Человек от рождения приобретает строго определенную пожизненную принадлежность к определенной касте, которая и определяет его жизненное предписание. Человек мог перейти в более высшую касту только после соей смерти и только при условии, что он смиренно исполнял свое жизненное предписание своему согласно кастовому статусу. | Сохранилось кастовое деление, однако на передний план выдвигались нравственны ценности утверждения достоинства человека. | |
Чьи интересы защищали | Высших сословий, а именно духовенства. | Интересы высших сословий, однако, в данном случае приоритет отдавался уже светской их составляющей, кроме того, уделяется интерес положению и низших сословий | Концепция буддизма достаточно широко адаптируема, вследствие чего буддизм в разное время использовался для защиты интересов разных групп населения, кроме брахманства. В большинстве им пользовались кшатрии. |
Прежде чем перейти к рассмотрению политических идей в античном мире так же хочется обрисовать общую картину особенностей культуры древнегреческого общества.
Для Древней Греции характерным являлось не централизованное государство с большим количеством городов, а противоположное явление – большое количество карликовых городов-государств, занимавших небольшую территорию. Природные особенности Древней Греции способствовали развитию полисов, однако небольшие территории требовали повышения продуктивности земледелия и увеличения доходов за счет развития ремесел и торговли. За счет торговли организовывались экономические связи между греческими полисами и негреческим миром, что способствовало развитию производства, стимулировало личную инициативу и предприимчивость граждан, расширяло кругозор. Однако на фоне всех положительных аспектов нельзя упускать и то, что возникала борьба за власть между различными слоями общества.
Древнеримские мыслители развили в последствии идеи древнегреческих философов. Политические учения в Древнем Риме имели свои особенности в связи с большим развитием рабовладельческого способа производства.
Далее представлена сводная таблица времени рассвета древнегреческой философии и политико-правовой мысли и идеи представителей древнеримской философской школы.
Таблица 1.3 – Древнегреческая политическая мысль
Критерий оценки | Сократ | Платон | Аристотель |
Общая идея | Идеалом являлась аристократия мудрых правителей | ||
Государство | Все формам предпочитает аристократию. |
Государство создается людьми, которые не могут в одиночку удовлетворять свои потребности. Предпочтительными выделяет: монархию и аристократию. Отрицал частную собственность, т.к. она ведет к нарушению нормального политического строя. |
Природа государства в улучшении жизни граждан, в защите справедливости и права. Собственность – условие стабильности и процветания общества и государства. |
Управление (власть) | Власть должна принадлежать «лучшим», т.е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданами. Подвергал критике недостатки современной ему демократии | Мудрость правителя может компенсировать отсутствие закона, однако подлинная гарантия процветания государства заключается в системе законов и неукоснительном их исполнении. Идеальное государство должно быть мудро, мужественно и рассудительно, это могут сохранить лишь правители-философы. | Закон рассматривается как высшая инстанция на основе которой происходит управление государством. |
Отношение к человеку (обществу) | Все люди стремятся к удовольствиям, они говорят о справедливости, мужестве, прекрасном, считают их самыми важными, а сами не знают, что это такое | Отождествляет человека с государством. Если справедливость свойственна человеку, то она присуща и целому государству. Человек должен стремиться к совершенству, чтобы быть подобным богу, т.е. должен быть идеальным. Душе человека присущи 3 части: разумное, яростное и вожделеющее. | Человек (гражданин) является первичным элементомм государства. Не гражданин существует для блага государства, а государство для блага граждан. Человек – политическое животное, стремящееся к «совместному сожительству». |
Чьи интересы защищали | Аристократия | Аристократия | Средний класс, граждане. |
Таблица 1.4 – Древнеримская политическая мысль
Критерий оценки | Цецерон | Сенека |
Общая идея | Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. | |
Государство |
Государство определяет как дело, достояние народа. Государство и право возникают из природы людей, носят божественный характер, основаны на разуме и справедливости. Идеал - аристократическую сенатскую республику. |
Он считает, что вселенная - это естественная государство со своим естественным правом, признание чего - дело необходимое и разумное. Членами этого государства, по закону природы, есть все люди, независимо от того, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человечества, а лишь для ограниченного круга людей. |
Управление (власть) |
Управление государством – это сочетание науки и искусства, требующее знаний и добродетели, умения их практически применять в интересах общего блага. Для устойчивости государства необходимы смешанные формы власти. |
Сенека полагал, что монархия при справедливом царе, носителе разума, может быть залогом благоденствия государства |
Отношение к человеку (обществу) | Народ – соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов. Сообщество состоит из разных групп: свободных, достойных людей и презренных (ростовщики, мелкие торговцы и др) | Все люди равны и в том смысле, что они – «сотоварищи по рабству», поскольку одинаково находятся во власти судьбы. Люди не в силах изменить мировые отношения, они могут только мужественно переносить предначертания судьбы. |
Чьи интересы защищали | граждане | Богатые слои населения |
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА
Политическая мысль в средние века была подвержена большому влиянию религии и церкви. Религия в этот период была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем его культуры. Вся политическая история средневековья характеризуется ожесточенной борьбой между римско-католической церквью, папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе, поэтому одной из центральных проблем политического знания того времени был вопрос приоритета власти.
В эпоху Возрождения и Реформации политические идеи из профеодальных перешли в анти феодальные, раннебуржуазные, подрывавшие устои старого средневекового мира. В первой половине XVI века начало разворачиваться широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической сути и религиозное по идеологической форме. Ближайшей целю этого движения было изменение доктрин римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройки взаимоотношений церкви и государства. Так же в эту эпоху возникает социализм.
Политическую мысль в Европе удобнее рассматривать разделяя ее на три направления: либеральное (таблица 2.1), церковно-реформаторское (таблица 2.2) и социалистическое (таблица 2.3).
Таблица 2.1 – Либеральная политическая идеология
Критерий оценки | Н.Макиавелли |
Общая идея | Основа политики выгода и сила. Политика автономная сфера человеческой деятельности. |
Государство | Умеренная республика, сочетающая демократический, аристократический и монархический элементы власти. |
Управление (власть) |
Для контроля допустимы любые средства (пренебрежение моралью), основа власти - хорошие законы и хорошее войско. Правитель должен сочетать в себе черты льва и лисицы. |
Отношение к человеку (обществу) |
Человек наделен могучими творческими возможностями, способен сопротивляться судьбе противопоставляя свою энергию и проницательность. |
Чьи интересы защищали | высшие слои общества |
Таблица 2.2 – Политические воззрения реформаторов церкви
Критерий оценки | М.Лютер | Ж. Кальвин | Т.Мюнцер |
Общая идея | Спасение в вере и государстве приближающимся к «Царствию Божьему». | ||
Государство | Монархия |
Олигархия, Аристократическая республика |
Форма демократии- «христианский союз и братство» |
Управление (власть) |
В основе - светская власть монарха, освященная религиозным авторитетом Руководство на основе практической целесообразности |
Всякая власть – божественна Запрет инакомыслия, Управление в рамках доктрины тирании |
Власть в руках простого народа Управление на основе «общей пользы», Идеальное общество |
Отношение к человеку (обществу) | Человек обязан исполнить свое призвание, назначенное богом | Человек – бессильное существо, подвластное Богу | Человек обладает свободной волей и не является послушным рабом |
Чьи интересы защищали |
Аристократия |
Духовенство, Нарождающаяся Буржуазия |
Крестьяне, бедняки |
Таблица 2.3 – Политические идеи представителей раннего утопического социализма
Критерий оценки | Т. Мор | Т. Кампанелла |
Общая идея | Переход от частной собственности к общественной. | |
Государство | Государственное устройство Утопии характеризует четкая иерархическая система управления, нарушитель которой является преступником и отсутствуют какие-либо рациональные каналы изменения государственных институтов так как существующее устройство уже есть наилучшим, остается его только поддерживать. |
Город Солнца — теократическая республика, организованная по образцу монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков. В круг обязанностей должностных лиц Города Солнца входит также попечение о досуге, общении и здоровье каждого сословия. Государство вмешивается даже в творчество поэтов, предписывая им те формы, в которые они должны облекать свое вдохновение. |
Управление (власть) |
Государственный строй несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Общественное устройство Утопии основано на принципах социализма и справедливости. Более того, в Утопии действует коммунистический принцип - распределение по потребностям. |
В городе Солнца господствует духовная аристократия Система публичной власти складывается из трех ветвей. Ветвями власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами. Венчает управленческую пирамиду власти верховный правитель — Метафизик, превосходящий всех граждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам. |
Отношение к человеку (обществу) |
Общество является результатом заговора богачей, которые силой, хитростью и обманом подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства. Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку. |
Установлено равенство мужчины и женщины. Община уравнивает людей. Они одновременно и богатые, и бедные. Богатые потому, что у них есть все, бедные потому, что у них нет своей собственности. |
Чьи интересы защищали | Бесправных слоев населения | Бесправных слоев населения |
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
В начале XVII века появляются два направления политической мысли. Первое направление требовало заменить феодально-сословное неравенство юридическим равенством, обосновывало незыблемость частной собственности, требовало защиты личности от феодального произвола. Нарождающаяся буржуазия была недовольна своим приниженным положением, ограничением прав, была заинтересована в ликвидации феодальных отношений и главным образом в превращении феодальной земельной собственности в капиталистическую, чтобы этим расчистить почву для широкого применении я наемного труда крепостных. Второе направление политической мысли выражало устремления того зарождающегося класса, который был предшественником пролетариата.
Рассмотрение идей конкретных представителей эпохи проведем отдельно для разных стран – Англии, Франции и Германии.
Таблица 3.1 – Английская политическая мысль
Критерий оценки | Т. Гоббс | Дж.Локк |
Отношение к общественному договору | Для объединения людей необходима политическая власть, которая создаст общественный договор, служащий гарантом соблюдения законов. | |
Государство | Государство рассматривал как грандиозное искусственную формирование - «Левиафан» | Конституционная монархия Государство, по Локку, - это не демократия или какая-либо другая форма правления, а любое независимое сообщество. |
Управление (власть) |
Власть должна удовлетворять потребности граждан. И власть должна преодолеть “войну всех против всех”, экстремальные состояния общества. Решительно отвергал концепцию разделения властей. Отстаивал единство верховной власти и неделимость суверенитета, но признавал аспект теории разделения властей как необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и управления. |
Власть должна защищать естественные права человека. Разделял власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также вводил принцип сдержек и противовесов. |
Отношение к человеку (обществу) |
Гоббс был уверен, что государство – это и есть общество, а общество – это есть государство, которые стоят над человеком Считал что человек пребывает во власти эмоций. Межличностные конфликты по принципу «человек человеку волк», реализуется как «война против всех» |
Суверенитет народа выше суверенитета созданного им государства. Оправдывает восстания с целью возвращения на путь закона и свободы. |
Чьи интересы защищали | Буржуазия | Буржуазии |
Таблица 3.2 – Французская политическая мысль
Критерий оценки | Вольтер | Ш.Монтескье | Ж.-Ж. Руссо |
Отношение к общественному договору | Общественный договор заключается для гарантии естественных прав человека. | Разделяя концепцию общественного договора, он рассматривает государство не как произвольное, а как исторически необходимое условие, что определяется объективными факторами общественного развития. | Человек в естественном состоянии одинок, но здоров, счастлив и свободен. Прогресс привел к образованию обществ, что приводит к необходимости в общественном договоре, чтобы человек отказался от личных прав, и принять права общественные. |
Государство | Сторонник идеи просвещенного абсолютизма, монархии, опирающейся на образованную часть общества, на интеллигенцию. | Выделил три формы правления, для каждой из которых преобладают соответствующие этические нормы (республиканская, или демократическая – добродетель; монархическая – честь; деспотическая – страх). Первым проследил связь между формами правления и географического фактора. | Республика |
Управление (власть) | Просвещенный правитель обладает властью. | Согласно его теории, должны быть три ветви власти равноправные и независимые от воли монарха, но подчиняющиеся принципу сдержек и противовесов. | Против разделения властей, Верховная власть не делима. Исполнительная власть представляется как деятельность одного или нескольких чиновников. |
Отношение к человеку (обществу) | Люди злы и чем умнее, тем опаснее. | Произвол, злоупотребление властью вытекает из человеческой природы. |
Суверенитет народа незыблем. Общество способно функционировать только при условии, что граждане, являясь законодателями, осознают и принимают свои гражданские обязанности. |
Чьи интересы защищали | Буржуазии | Буржуазии и дворянства | Народа |
Таблица 3.3 – Немецкая политическая мысль
Критерий оценки | И.Кант | Г.Гегель |
Общая идея | Общественный договор заключают между собой морально развитые люди. Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже как членов государства. | |
Государство |
конституционная монархия опирающаяся на право, ориентированная в своей деятельности на него, согласовывающая все свои действия |
Государство — это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом. Проявлением единого нравственного сознания людей в государстве является религия. |
Управление (власть) | Идею разделения властей трактует как идею равновесия властей. Законодательная власть, - принадлежащая только суверенной "коллективной воле народа". Исполнительная власть - сосредоточена у законного правителя и подчинена законодательной верховной власти. Судебная власть - назначена властью исполнительной. Субординация и согласие трех ветвей власти способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства. |
Разделение власти: государь (формальный глава, объединяет государственный механизм в единое целое), исполнительная чиновники, управляющие государством на основе закона(чиновники, управляющие государством на основе закона) и законодательная власть (законодательное собрание состоящие из двух палат). Бюрократическая система — опора государства. |
Отношение к человеку (обществу) | Оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на восстание и опускается только легальное и в некотором смысле пассивное сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право - неповиновение. | Гражданское общество — это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности». Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). |
Чьи интересы защищали | Монарха |
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ
Политическая мысль России достойна отдельного рассмотрения. Россия всегда шла по своему пути и сочетала элементы как западной, так и восточной культур, что естественным образом сказалось и на развитии политических воззрений.
История политической жизни России начинается на рубеже VIII-IX веков, теоретическое осмысление обществен6но-политических процессов началось позже (XI-XIII вв.) и отразилось в следующих политических идеях:
- в условиях сложного формирования единого централизованного государства доказывалась идея и право на самостоятельность и независимость русского государства, его равенство с другими государствами;
- развивалось представление о необходимой форме правления – сильной княжеской власти, об управлении по монархическому типу;
- одним из основных вопросов в этот период встал вопрос об отношении государства, религии и церкви, о духовной и светской власти.
Далее рассмотрены сводные таблицы основных представителей различных эпох исторического развития политической мысли в русском обществе
Таблица 4.1 – Политическая мысль древней Руси
Критерий оценки | Владимир Мономах | Иларион | Нестор | Д.Заточник |
Общая идея политических воззрений эпохи | Независимость Киевского государства от Византии. Самостоятельность развития и необходимость единства русских княжзей. | |||
Государство | Монархия заботящаяся о сильной стране |
Гарантия мира – военная мощь государства. Единое княжеское государство. |
Русское государство связывает с первоначальным распространением на Руси православия. | Считал необходимостью сильную княжескую власть как условие успешной борьбы с внешними врагами. |
Управление (власть) | Власть — это не дар, возвышающий того, кто её получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает её носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. | Сильное государство с сильным князем. Главенство киевского князя над всеми русскими князьями. | Разработал идею династического княжения. Однако центром сплочения древнерусских князей признавал не великокняжескую власть, а церковь. | Считал, что при князе должен был создан Совет «думцев». Князь и Совет действуют по «правде», князь должен быть умным, мудрым, но и грозным что необходимо для обеспечения внешней безопасности и подавления боярского произвола, это «правда власти». |
Отношение к человеку (обществу) | Властитель должен быть прежде всего человеком, которому надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т. д. | Считал необходимостью наличие справедливости в обществе, жизни не только по формальному закону, но по совести. Иначе говоря, закон должен совпадать с «правдой». | Считал необходимость подчинения человека церкви и всяческое противление уловкам бесов. | Осуждает общество, не доверяет людям, видит лицемерие. Осуждает глупость, Призывает судить людей по поступкам, |
Чьи интересы защищали | Всего русского народа и земли Русской. | Русского государства, независимость и церковное равноправие. | Княжеской династии | Защищал интересы человека в не зависимости от его социального статуса. |
Таблица 4.2 - Политическая и правовая мысль в России XIV-XVI веков
Критерий оценки | Ф. И. Карпов | И. Пересветов | А. Курбский | Иван Грозный |
Общая идея | Объединение людей для защиты собственных прав. | Царь полностью владеет всеми правами человека. | ||
Государство | Сторонник сословно-представительной монархии, но дополнял монархию республиканскими элементами. | Сторонник сословно-представительной монархии, но обосновывает необходимость социальной опоры государства – дворянства. | Сторонник сословно-представительной монархии. Царь не должен осуществлять правление единолично. | Абсолютистская форма монархии. Царь не несет ответственности ни перед кем, даже перед Богом. |
Управление (власть) | Государство должно действовать на основе правды, закона и милости. Разделение государства и церкви. Полное подчинение церкви светской власти. Власть дана царю для справедливого управления, защиты невинных и т.д. | Властью должны обладать образованные мудрые люди. Продвижение по службе и назначения на посты только по заслугам. |
Царь наделяется властью и ответственен перед народом. Народ имеет право на сопротивление несправедливому царю. Власть царя – божественна. |
Власть царя - божественна, абсолютна |
Отношение к человеку (обществу) | Человека могут легко испортить власть и богатство, и тогда он будет грабить и унижать подданных ему. | Человек имеет право на свободу. Отвергает все формы закрепощения крестьян. Несвободный человек может изменить государству. | Человек обладает естественными неотъемлемыми правами, и при их ущемлении имеет право их защищать. | Человек беспомощен перед царской властью. Государство вмешивается во все сферы жизни человека. |
Чьи интересы защищали | Дворянство | Правящего монарха |
Таблица 4.3 – Политические идеи русских мыслителей XVII века
Критерий оценки | Петр I | М.В.Ломоносов | А.Н.Радищев |
Общая идея мыслителя |
Укрепление государственной власти. | Улучшить жизнь общества, можно лишь посредством просвещения | Общество свободных и равноправных собственников. |
Государство | Монархия. | Основой государства видел самодержавие с сильным Императором. | Будущее государственное устройство России представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. |
Управление (власть) | Идеалом государственного устройства было “регулярное государство”, модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. | С его точки зрения: благополучие, слава и цветущее состояние государства происходит: от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, от победоносных действий против неприятеля, с заключением придаточного и славного мира, от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами через купечество. | Радищев ставил знак равенства между всеми вариантами монархической организации власти. Не верил в возможность появления на троне просвещенного монарха. Критикует бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращенность и продажность чиновников, окружающих трон. Концепцию разделения властей не признает, ибо только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти у себя. |
Отношение к человеку (обществу) | Простое и непринужденное приводящее к обесцениванию человеческой жизни и бесправию простого народа. | Восхвалял русское общество. Презрительно относился к западному обществу. | С его точки зрения у человека особая роль, он, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. |
Чьи интересы защищали | Государства | Интересы науки и российского образования. | Защищал интересы народа. |
Таблица 4.4 – Основные направления российской политической мысли XIX века
Критерий оценки | Н.С.Мордвинов | М.М.Сперанский | К.Д.Кавелин | Б.Н.Чичерин |
Общая идея | Свобода человека, который не может быть собственностью другого | Опирался на теорию естественного права. | Естественные права человека как основа смысла права | |
Государство | Парламентская монархия | Конституционная монархия | Конституционная монархия | Конституционная монархия |
Управление (власть) | Двухпалатный Сенат (парламент) с выборной нижней палатой | Видел необходимость в разделения властей, но так же и учитывал специфику России. | Власть должна выть инициатором и двигателем прогресса | считал необходимым введение представительных форм правления - двухпалатный парламент. |
Отношение к человеку (обществу) | Необходимость отмены крепостного права в будущем | Видел необходимость дать человеку гражданские и политические права. | Каждый человек должен обладать свободой и правами, которые являются основой гражданского общества | |
Чьи интересы защищали | Дворян-помещиков | Народа | Народа | Народа |
5 ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ
Таблица 5.1 –Теория элит
Критерий оценки | Моска | Паретто |
Общая идея | ||
Государство | ||
Управление (власть) | ||
Отношение к человеку (обществу) | ||
Чьи интересы защищали |
политическое учение теория
Таблица 5.2 – Теория бюрократии и государства всеобщего благоденствия
Критерий оценки | Вебер | Кейнс |
Общая идея | ||
Государство | ||
Управление (власть) | ||
Отношение к человеку (обществу) | ||
Чьи интересы защищали |
Таблица 5.3 – идея технократии и третьей волны
Критерий оценки | Веблен | Тофлер |
Общая идея | Технократия | Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. |
Государство | при правительстве должен существовать своеобразный «мозговой центр» из интеллектуалов, технических специалистов, способствующих более рациональной деятельности государства | Тоффлер настаивает на постепенном исчезновении государства-нации как института, порожденного Второй волной. |
Управление (власть) | Переход власти от капиталистов к управляющим, администраторам, ученым, экспертам и другим. формирование «техноббюрократии» | Основой для власти служит не принуждение и сила, а знание и интеллект. Власть- неизбежная часть процесса производства |
Отношение к человеку (обществу) | поведение человека зависит от инстинктов и привычек. Причем инстинкты человека, которые он наследует подсознательно, отличаются от инстинктов животных. Веблен выделяет инстинкты труда, мастерства, праздного любопытства, родительский инстинкт, инстинкт себялюбия, а также инстинкт подражания | Тоффлер видит будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе. |
Чьи интересы защищали | Люди науки и производственной индустрии |
Таблица 5.4 – Теория конвергенции