Комплексный анализ социально-экономической ситуации в субъекте РФ - Санкт-Петербурге
связи считаю, что было бы целесообразным активизировать деятельность Российско-Польского совета по сотрудничеству Санкт-Петербурга с регионами Польши, а также Рабочей группы по сотрудничеству Санкт-Петербурга с Данией. Надеемся, что МИД России окажет нам в этом помощь. К сожалению, значительно снизилась активность Рабочей группы по сотрудничеству северных регионов России и Норвегии. Мы считаем, что в том виде, каком существует эта группа, – она не может внести существенного вклада в углубление сотрудничества. На наш взгляд, следует расширить географию ее деятельности. Было бы целесообразно включить в нее все регионы Северо-Запада России. Нужно также решить вопрос с сопредседателем этой группы с российской стороны. Важной составной частью международного сотрудничества является приграничное сотрудничество. Со вступлением Финляндии в Европейский Союз в 1996 году, в Санкт-Петербурге в рамках Программы ЕК ТАСИС "Приграничное сотрудничество" было реализовано более 30 проектов на общую сумму около семи миллионов евро. Однако до настоящего времени мы неоднократно высказывали представителям Европейской Комиссии наше разочарование тем, что система отбора проектов в ТАСИС нас не удовлетворяет. Значительная часть проектов, получивших поддержку через ТАСИС, не учитывали приоритеты развития Петербурга.Надеюсь, что с началом нашей работы в рамках Программы Соседства и Партнерства (ПСП) ситуация изменится. Для повышения эффективности использования средств Еврокомиссии мы совместно с коллегами из Юго-Восточной Финляндии разрабатываем совместную Стратегию сотрудничества, которая определит совместные приоритетные "зонтичные" проекты, реализация которых позволит получить реальную выгоду для обеих сторон-партнеров. Уверена, что реализация этой Стратегии позволит нам подготовить крепкую базу для начала работы Европейской Комиссии в 2008 году. Считаю, что было бы целесообразным подписать Соглашение о сотрудничестве с регионами Юго-Восточной Финляндии, основой которого будет данная Стратегия. В этой связи мы предлагаем, чтобы МИД России, во-первых, обсудил бы с Европейской Комиссией возможность разработки типового соглашения о приграничном сотрудничестве между регионами России и Европейского Союза. Во-вторых, нужно проработать вопрос об учреждении совещательного органа, объединяющего представителей региональных и местных властей России и стран ЕС для обсуждения представляющих взаимный интерес вопросов. Кроме того, для повышения эффективности сотрудничества необходимо решить ряд других проблем. Выстраивая отношения с Евросоюзом, российской стороне следует решить вопрос о совместном финансировании Программы соседства и партнерства на федеральном уровне. Сегодня сложилась ситуация, когда регионы Северо-Запада России активно готовятся к участию в этой Программе, а федеральный центр не высказывает поддержки. Не откладывая "в долгий ящик", следует согласовать необходимые документы по Программе соседства и партнерства и дать ей старт. Не менее важным для развития приграничного сотрудничества является Регламент Совета ЕС "Об установлении режима пересечения границ для приграничных регионов стран Евросоюза", направленный на упрощение порядка пересечения границ между странами ЕС и соседними государствами. Новый режим пересечения границ мог бы стать реальным инструментом приграничного сотрудничества. На наш взгляд, Россия не подготовлена к восприятию этого новшества. Нужен федеральный закон о приграничном сотрудничестве с четким определением параметров зоны приграничного сотрудничества и пограничной зоны, с разграничением функций федерального центра и субъектов РФ. Подготовка этого закона идет медленно, а в одном из последних вариантов в него даже забыли включить Санкт-Петербург как участника приграничного сотрудничества.
Активная международная деятельность Санкт-Петербурга ведется в тесном сотрудничестве с российскими регионами. Мы координируем и согласовываем свои интересы с интересами прежде всего Ленинградской области, с которой у нас достаточно много совместных международных проектов. Процесс глобализации и расширения Европейского Союза ставит новые вызовы и вопросы по выработке подходов к развитию региональной политики, как перед странами – членами Европейского Союза, так и перед Россией, в особенности ее регионов, прилегающих к Европейскому Союзу. Уверена, что ведущее место в этих процессах должны занимать Северо-Запад России и Санкт-Петербург как центр этого региона. Именно здесь сосредоточены многие глобальные интересы европейской политики России".
Общие выводы о месте региона в экономике страны и актуальных проблемах его социально-экономического развития
Место Санкт-Петербурга в экономике России огромно. Санкт- Петербург был основан в качестве порта. Город стал пунктом, через который осуществлялась связь России с Европой, которая была невозможна до основания города. Эта же роль города сохранилась и в наши дни. Развитие морского транспорта города имеет очень сильное влияние на экономику России в целом. Почти все экономические связи России с дальним зарубежьем осуществляется морем, потребность России в перевозках грузов морем оценивается примерно в 210 млн. т грузов в год.
Санкт- Петербург один из самых динамично развивающихся регионов России. Промышленность города растет быстрее, чем в целом по стране, а основу промышленного роста составляет не добыча сырья, как в большинстве других благополучных регионов и Росси в целом, а производство сложной продукции и транспортно-логистических услуг.
Администрация Санкт-Петербурга принимает решительные меры по наведению порядка в экономике города, укреплению финансовой дисциплины, стимулированию эффективных мероприятий. Все последние инициативы властей направлены на привлечение в город инвестиций. Текущие результаты развития городской экономики свидетельствуют о действенности такой политики. Город уверенно позиционируется как один из регионов России- лидеров по формированию инвестиционного климата.
Существует концепция социально-экономического развития города на долгосрочный период. В этом документе укрупнено отражаются общие представления о стандартах качества жизни населения города в виде макроэкономических показателей, сценарного и территориального аспекта развития Санкт-Петербурга. Необходимость иметь концепцию развития региона на долгосрочный период определяется Конституцией Российской Федерации и рядом федеральных законов. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга – правовой акт, содержащий систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики мегаполиса, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей, а также прогноз основных параметров социально-экономического развития города. Концепция социально-экономического развития утверждается Правительством Санкт-Петербурга на срок не более 20 лет. В основу разработки Концепции положен прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года
Наименование показателя | Прогноз на 2025 г. |
Оптимистический вариант прогноза | |
Численность постоянного населения на начало года, тыс. чел. | 4736 |
Продолжительность жизни, лет | 73 |
Коэффициент рождаемости, % | 9,9 |
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения, % | -3,9 |
ВРП на душу населения, тыс. руб./чел. | 1440 |
Индекс загрязненности атмосферы, единиц | 4,09 |
Среднемесячная заработная плата в расчете на 1 работающего, долл США | 1980 |
Миграционный прирост населения, тыс. чел. в год | 35 |
Среднегодовые темпы прироста ВРП, % в год | 6-9 |
Доля услуг в ВРП, % | 65 |
Объем инвестиций в основной капитал в 2025 году, млрд. руб. | 2133 |
Количество туристов, посетивших Санкт-Петербург в 2025 году, млн. чел. | 8 |
В рамках стратегического анализа были рассмотрены благоприятные возможности и потенциальные угрозы, содержащиеся во внешней среде, сильные и слабые стороны внутренней среды Санкт-Петербурга, стратегии развития Санкт-Петербурга при различных сочетаниях внешних условий и внутренних возможностей. В данный прогноз внесет свои коррективы финансовый кризис, но несмотря на это Санкт-Петербург останется одним из крупнейших, процветающих городов России.
Приграничное и приморское положение Санкт-Петербурга, его близость к Европейскому союзу и Москве в сочетании с ростом международной торговли будут способствовать развитию Санкт-Петербурга как важнейшего транспортного узла на направлении Россия – Европейский союз.
Наличие дворцовых, парковых ансамблей, памятников истории и культуры мирового значения в сочетании с ростом мирового туризма должны быть использованы для увеличения посещаемости Санкт-Петербурга туристами и развития туристической инфраструктуры в Санкт-Петербурге.
Многоотраслевая структура экономики и наличие сектора производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции в сочетании с высоким темпом институциональных и структурных реформ в России создают предпосылки для успешного развития конкурентоспособных отраслей, выдвигают Санкт-Петербург на одну из ведущих по конкурентоспособности позиций в стране и Балтийском регионе.
Совершенствование миграционного законодательства и увеличение мобильности населения способны сгладить проблемы рынка труда, обусловленные старением населения и низкой продолжительностью жизни в Санкт-Петербурге.
Рост инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку Санкт-Петербурга, успешная защита прав собственности позволяют произвести модернизацию основных фондов.
В целом во внешней и внутренней среде Санкт-Петербурга содержится значительный потенциал для успешного развития. Поэтому деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга должна быть целенаправленно ориентирована на использование имеющихся преимуществ и благоприятных возможностей одновременно с исправлением обнаруженных недостатков и предупреждением потенциальных угроз.
Использованные материалы
Данные Росстат
Журнал "Внешнеэкономические связи", № 11, 2007г
Интернет сайты:
infopiter/
rspb/jobmarket/toda.html
ms45.edu/ms45/create/2005_06/9/9a/severo-zapad/spec.htm
quote/stocks/news/
regnum/news/
rosbalt.biz/
investportal.spb/
vneshmarket/content/