Эффективность координированного управления

Дисциплина: «Информационные

технологии в экономике (в маркетинге


М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е

по курсовой работе


“Управление проектами”


Каракол-2008г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е



Введение………………………………………………………… 3
1. Информационные процессы в экономике 3
1.1. Основные понятия……………………………………… 3
1.2. Влияние информационных систем на развитие бизнеса и управления…………………………………………………………

7

1.3. Классификация информационных систем…………… 8
2. Корпоративные информационные системы ………… 9
2.1. Стандартизация и интеграция систем………………………… 10
2.2. Примеры информационных систем управления предприятием 11
2.3. Технология и системы поддержки корпоративного планирования и аналитических исследований………………

13

2.4. Экспертные и справочно-правовые системы………………… 15
3. Введение в раздел «Управление проектами»………………… 17
3.1. Обоснование постановки курсовой работы “Управление проектами”…………………………………………………………

17

3.2. Краткие сведения о методе управления проектами……… 17
4. Пример выполнения курсовой работы ………………………… 19
4.1 Задание на выполнение курсовой работы …………………… 19
4.2. Построение сетевого графика проекта строительства производственного объекта и определение продолжительности выполнения проекта……………………………………

21

4.3. Составление графика расходования редств…………………… 22
4.4. Определение наиболее выгодного срока сокращения строительства………………………………………………… 27
45 Разработка проекта выполнения работ по сокращенному варианту строительства объекта…………………………………

34

46 Определение возможных внутренних резервов финансирования и поиск оптимальных путей их использования………

36

47 Поиск оптимального пути вложения свободных средств… 38

Выводы……………………………………………… 44

Литература……………………………………………………… 45

Приложения…………………………………………………… 46

Введение


Информационные процессы оп­ределяются как процессы создания, сбора, обработки, накоп­ления, хранения, поиска, распространения, потребления ин­формации и охватывают тем самым все сферы человеческой деятельности.

Под информационной системой понимается организованная совокупность программно-технических и дру­гих вспомогательных средств, технологических процессов и функционально-определенных групп работников, обеспечивающих сбор, представление и накопление информационных ресур­сов в определённой предметной области, поиск и выдачу сведений, необходимых для удовлетворения информационных по­требностей установленного контингента пользователей - абонентов системы.

Информационные системы, в которых представление, хранение и обработка информации осуществляются с помощью технических средств и вычислительной техники, называются автоматизирован­ными, или сокращенно АИС. Таким образом, информационные системы являются основ­ным инструментарием решения задач информаци­онного обеспечения.

Расчетные функции информационных систем заключают­ся в обработке информации, находящейся в системе, по опре­деленным расчетным алгоритмам для различных целей. К чис­лу подобных задач относится вычисление определенных статических характеристик и показателей по экземплярам различных типов объектов и отношений.

Технологические функции информационных систем заключаются в автоматизации всего технологического цикла или отдельных его компонент какой-либо производственной или организационной структуры. К системам, обеспечивающим подоб­ные задачи, относится широкий класс автоматизированных систем управления (АСУ, АСУ ТП).

Целью данного пособия является дать краткие сведения об информационных технологиях и системах в экономике, выделить из системы компонент, обладающий наибольшей автономностью и сформировать по нему задание к курсовой работе.


1. Информационные процессы в экономике


Основные понятия

Информационные технологии связаны с процессами получения, хранения, передачей и преобразованием информации, на основе которой формируются управленческие решения. С изобретением микропроцессор­ной технологии, появлением персонального компьютера, компьютерных сетей и систем передачи данных в конце 60-х годов 20-го столетия резко интенсифицировались инфор­мационные процессы. На рубеже 50-70х годов в результате бурного роста интеллектуальной деятельности произошел так называемый "информационный взрыв ". Все это стимулировало научные исследования, разработку и создание автоматизированных средств создания, обработки и передачи информации. В этот период была сформулирована концепция развития «информационного об­щества».

Под информационным обществом понимается общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни. В нем большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализаци­ей информации, источником которой послужили результаты научной и творческой деятельности человека. Производство информационного про­дукта, а не продукта материального, служит движущей силой развития общества. Информация приобрела статус товара и сравнялась по значимо­сти для общества с другими материальными ресурсами. Так, более половины в себестоимости современного автомобиля составляет стоимость информа­ции.

Ключевым центром экономики становится сектор создания средств информационных технологий, обработки информации и информа­ционных услуг. Мировой экспорт информационных услуг и интеллектуальной собственности равен объединённому экспорту продуктов питания и нефтепродуктов. Во многих странах проводится активная и целенаправленная техническая политика развития ключевых технологий информационного общества. Эта политика получила название — «информатизация».

Информатизация — организованный социально-экономический и на­учно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетво­рения информационных потребностей субъектов экономики.

Под экономической информацией понимается совокупность сведений, отображающих состояние или определяющих изменение и развитие эко­номики и всех ее элементов. Экономическая информация является важной частью управленческой информации, основным ресурсом организационно-экономического управления.

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные мас­сивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информа­ционных системах).

Информационная технология (ИТ) — это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, об­работки, хранения, передачи и преобразования информации с целью полу­чения информации нового качества для формирования управленческих решений.

Информационные технологии в экономики — это комплекс методов переработки исходных данных в опе­ративную информацию для принятия и реализации решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения функционала качества.

Информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопле­ния, поиска, и распространения информации. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными ком­муникациями.

Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе ком­пьютерных сетей и современных средств связи.

Свойства информации. Основ­ными свойствами информации являются достоверность, полнота, актуаль­ность.

Количественная оценка информации и данных. За единицу информации принимают количество информации, заключенное в выборе одного из двух равновероятных событий. Эта единица называется двоич­ной единицей, или битом (binary digit, bit). Сообщение указывает на один из равновероятных вариантов, оно не­сет количество информации n, равное log2 а. Ту же формулу можно словесно выра­зить иначе: количество информации равно степени n, в которую необходимо возвести 2, чтобы получить число равноправных вариантов выбора, т.е. 2n = 16, где: n = 4 бита, а = 16.

В информатике и вычислительной технике принята система представления дан­ных двоичным кодом, наименьшей единицей которого является бит.

Байт—это группа взаимосвязанных битов. 1 байт = 8 бит. Одним байтом коди­руется один символ текстовой информации.

1 Килобайт (Кб) – 210 байт = 1024 байт.

1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб.

1 Гигабайт (Гб) =1024 Мб.

1 Терабайт (Тб) = 1024Гб.

Тенденции развития в сфере информационных тех­нологий и информационных систем. В настоящее время мы наблюдаем бурный рост информационных систем в самых различных областях чело­веческой деятельности. После создания пер­сонального компьютера широкое распространение получили сети Интернет и службы World Wide Web (все­мирной паутины). Новые технологии принесли в мир тек­ста звук, видео и мультипликацию. Сама же сеть существует уже более 30 лет. В последние годы вы­росла не только интенсивность ее использования, но и число предостав­ляемых услуг.

Развитие электронного бизнеса. По мере активного подключения по­требителей к Интернет растет количество выходов деловых людей в сеть. Банки предлагают услуги в электронной форме, при которых физические лица смогут проводить банковские операции в режиме on-line, по сети заключают сделки с поставщиками и потребителями. Созданы технологии, обеспечивающие интерактивный дос­туп массового пользователя к информационным ресурсам в виде большого количества промышленно функционирующих баз данных, содержащих информацию практически по всем видам деятельно­сти общества.

Расширяются функциональные возможности информационных сис­тем, обеспечивающих параллельную одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой данных в различных гиперсредах.

Сближение рынков бытовой и компьютерной техники про­изошло благодаря смене формы записи видео и звука с аналоговой формы на циф­ровую. В основе работы простейшего проигрывателя CD и сложнейшего компьютера лежит один и тот же принцип — обработка цифрового сигна­ла.

Наиболее перспективным является системный подход управления организации. Рассмотрим основные концепции.

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. При системном подходе организация рассматривается как система. Системный подход — это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению. В системе все должно быть подчинено цели функционирования предприятия.

Организации являются системами и представляют собой сово­купность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в ус­ловиях меняющейся внешней среды.

Поскольку наряду с техникой люди являются социальными компонентами организа­ций, то такие сис­темы называются социотехническими.

Под системой управления понимается совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для поиска и реализации оптимальных параметров управляемого экономического объекта.

Информационное обеспечение управления осуществляется посредст­вом функционирования информационной системы.

Информационная система (ИС) — это средство организации инфор­мационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом, предприятием, корпорацией.

Важной функцией информационных систем в организациях является осуществление коммуникаций. Коммуникация — это обмен информацией между людьми. Осуществление коммуникаций — это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.

Между организацией и ее окружением, между выше и ниже располо­женными уровнями, между подразделениями организации необходим об­мен информацией.

Обмен информацией в организации можно улучшить, внедрив ИС, ко­торая позволит создать системы обратной связи, регулировать информационные потоки, предпринимая управленческие действия. С помощью информационных систем можно планировать объем работ, материальные и других ресурсы, осуществлять контроль за ходом выпол­нения плана, за производственным процессом.


Влияние информационных систем на развитие бизнеса и

управления


К основным изменениям, характеризующим тенденции развития современной экономики, относятся:

-глобализация;

-переход от индустриальной экономики к информационному обществу;

-перестройка предприятия.

Глобализация стала одной из главных тенденций современной экономики. Многие сферы деятельности человека стали интернациональными. Появились глобальные группы производителей, глобальные системы поставки, конкуренция на мировых рынках.

Чтобы выжить, российские предприятия должны успешно конкуриро­вать не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Для этого, им нужна актуальная информация о ценах на мировых рынках, о курсах акций, маркетинговые исследования соответствующих рынков. Эту информацию они должны получать из ин­формационных систем.

Кроме того, само предприятие может состоять из подразделений, рас­положенных в разных странах, с которыми для нормального функциони­рования нужно поддерживать связь, формировать консолидированную от-

четность. Поэтому современному предприятию нужна информационная система, удовлетворяющая всем вышеперечисленным требованиям.

Процессы глобализации экономики стали в значительной мере возмож­ны благодаря развитию телекоммуникаций, средств связи, информацион­ных систем.

Другой чертой современной экономики является переход от индустри­альной экономики к экономике, основанной на знаниях, к информацион­ному обществу. Знания в современной экономике становятся капиталом, появляются новые продукты и услуги, для производства которых требует­ся большой объем исследований и знаний.

Для получения конкурентных преимуществ нужно постоянно совершенствовать и обновлять продукцию, постоянно следить за рынком и быстро реагировать на новую информацию. Сокращается время жизни продукта. Разработка и внедрение новой продукции ведется быстро. Технологии и организация производства и сбыта настраиваются так, чтобы с наибольшей скоростью давать заказчикам продукцию и информацию.

Системы автоматизированного проектирования (САПР или Computer Aided Design, CAD) поддерживают технологическую подготовку производства, проектирование, помогая фирме сократить время, издержки и разработать более качественную продукцию, чем у конкурентов.

Исследование, проведенное McKinsey & Co, показало, что если товар попадает на рынок с шестимесячным отставанием от графика, то компания теряет 36% прибыли, потенциально возможной за период жизни этого товара. Интересно отметить, что компании Toyota, Nissan и Honda тратят на создание новой модели в среднем 24 месяца. У компаний Ford, Chrysler и General Motors на это уходит от 36 до 48 месяцев. При этом японские компании тратят на разра­ботку модели от 1 до 1,5 млрд. долларов, а американские — от 3,2 до 4 млрд. дол.

Совершенствуется структура предприятия, организации ищут новые более эф­фективные методы управления. Ликвидируется жесткая иерархия, осуществляется децентрализация, гибкость, независимость от местоположения. Информационные технологии становятся дополнительным рычагом повышения эффективности в случае координированного процесса управления.

Меняется роль информационных систем в управлении предприятиями. Они должны выполнять не только функции автоматизации процессов учета, но и функции стратегического управления, а также обеспечивать конку­рентное преимущество предприятия.


Классификация информационных систем

Информационные системы управления ИС классифицируют обычно по следующим признакам:

по типу объекта управления (ИС управления технологическим
процессом, ИС организационного управления);

по степени интеграции (локальные, интегрированные);

по уровню автоматизации управления (информационно-
справочные системы, системы обработки данных, информацион­
но-советующие системы, системы принятия решений, эксперт­
ные системы);

по уровню управления (информационные системы управления
предприятием, корпорацией, отраслью);

по характеру протекания технологических процессов на объекте
управления (автоматизированная система управления дискрет­
ным производством, автоматизированная система управления
непрерывным производством).

В организации выделяют следующие уровни управления:

эксплуатационный;

уровень знаний;

тактический уровень;

стратегический уровень.

В соответствии с этим за рубежом разработаны шесть основ­ных типов информационных систем.

Организация имеет исполнительные системы поддержки руководства -Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне; управляющие информационные системы - Management Information Systems (MIS) и сис­темы поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS) на тактическом (управленческом) уровне; системы управления знаниями -Knowledge Work System (KWS) и системы автоматизации делопроизводст­ва - Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; и системы обра­ботки транзакций - Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатаци­онном уровне.

Отметим, что наиболее эффективны интегрированные ИС, объединяющие функции всех функциональных подсистем и различных уровней управления.

Фирма использует ИТ на трех различных уровнях конкурентной стра­тегии:

· уровень бизнеса;

· уровень фирмы;

· уровень отрасли.

Нет ни одной стратегической ИС, охватывающей все уровни стратегии. Для различных уровней используются различные системы. Для каждого уровня бизнес-стратегии существует стратегия использования ИС, и для каждого уровня существует модель для анализа и оценки использования ИС.

Особую важность приобретает стадия принятия решений, включающая следующие операции: диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев принятия решения, определение альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернативы, реализация, обратная связь.

Обратная связь или система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с теми, которые руко­водитель надеялся получить. Обратная связь — т. е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения - позволяет руково­дителю скорректировать процесс в соответствии с функцией цели. Оценка решения руководством осуществляется, прежде всего, с помощью функции контроля.


2. Корпоративные информационные системы


Рассматривая классификацию информационных систем, мы отмечали, что наибольший эффект дает применение интегрированных систем, охва­тывающих все сферы деятельности предприятия, и что информационная система дает положительные результаты, если на предприятии успешно работает система управления. В последнее время интегрированные системы управления предприятиями называют корпоративными информационными сис­темами.

Корпоративная система управления (КИС) предприятием построена на управ­ленческой идеологии, объединяющей бизнес-стратегию предприятия и передовые информационные технологии. Ведущую роль здесь играет система управления, а автомати­зация выполняет второстепенную роль. «Корпоративность» в определении КИС означает соответствие системы нуждам крупной фирмы, имеющей сложную территориальную структуру.


2.1. Стандартизация и интеграция систем


Специальных стандартов, регламентирующих функции КИС, не существует, но такие системы ориентируются на широко распро­страненные методологии MRPII и ERP, фактически являющиеся стандар­тами управления бизнесом. Данные стандарты разработаны американским обществом по контролю за производством и запасами (American Production and Inventory Control Society, APICS).

Исходным стандартом систем управления предприятием стал стандарт MRP (Material Requirements Planning), появившейся в 70-х годах. Он вклю­чает в себя планирование материалов для производства.

Следующим был MRP II (Manufacturing Resource Planning), позволяю­щий планировать все производственные ресурсы предприятия (сырьё, ма­териалы, оборудование и т.д.).

Его развитием стала концепция стандарта ERP (Enterprise Resource Planning). В нем интегрировалось управление всеми ресурсами предпри­ятия с добавлением управления заказами, финансами и т.д.

Последней появилась концепция стандарта CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), регламентирующая взаимодействие с кли­ентом, субподрядчиком — выходя из рамок внутренней во внешнюю дея­тельность предприятия.

В настоящее время на мировом рынке существует около 500 систем, соответст­вующих стандартам MRP II и ERP и всего лишь единицы из них разработаны в России. Количество успешных инсталляций систем данного класса на российских предприятиях не превышает трех сотен.

На российском рынке информационных систем управления предприятием можно выделить три группы.

Первая группа — это крупные интегрированные пакеты зарубежных разработчиков класса MRP II/ERP/ERP II, ориентированные на управление на ос­нове бизнес-процессов..

Данную группу образуют комплексы интегрированных приложений для автоматизации всей деятельности предприятия различного уровня: от крупной корпорации до среднего предприятия. К данной группе относятся продукты обладающие богатым функционалом от SAP AG (R/3), ORACLE (Oracle Ap­plication), BAAN (BAAN V), Microsoft Dynamics AX и др. Поставщики внедряют свои сис­темы как самостоятельно, так и с помощью российских партнеров. Форми­рование стоимости систем трехуровневое и включает стоимость лицензии на инсталляцию, стоимость консалтинга и обучения персонала, стоимость настройки и внедрения. Причем, стоимость настройки и внедрения в три-четыре раза выше стоимости инсталляции системы.

Вторая группа — это интегрированные пакеты отечественных разработчиков класса MRP II/ERP такие, как Галактика, Парус, БОСС-Корпорация, М3. Используя запад­ные базы данных, например СУБД ORACLE или MS SQL, российские производители предлагают свои корпоративные системы управления, превосходящие за­падные по двум основным параметрам — доступным ценам и учету рос­сийской специфики уже в исходных модулях. Однако, они еще не достигли полной реализации технологий MRPII/ERP.

Третья — малые интегрированные и локальные пакеты отечественных разработчиков.

Крупные КИС не являются готовым продуктом, но представ­ляют собой совокупность программных модулей и баз данных, с заложенной идеологией, а также техноло­гию их настройки и применения. В связи с высокой стоимостью и сложностью таких систем, они доступны только крупным предприятиям. Процесс внедрения КИС на предприятии обычно занимает от 6 месяцев до нескольких лет. При этом предпола­гается, что предприятие имеет четко определенную структуру управления, ко­торая не подвержена резким изменениям. Модель этой организационной струк­туры закладывается в основу информационной системы. Предприятие, находя­щееся на этапе выбора стратегии развития, не имеющее четко определенной эффективной организационной структуры, не в состоянии внедрить КИС. Таким предприятиям нужны легко настраиваемые недорогие средства оперативного управления и поддержки принятия решений.


2.2. Примеры информационных систем управления предприятием


SAP R/3. SAP R/3 (разработчик германская фирма SAP AG) — наибо­лее широко используемое в мире стандартное решение класса ERP, слу­жащее для электронной обработки информации на основе архитектуры «клиент-сервер». Система позволяет обеспечить одновременную работу до 30 тысяч пользователей.

Все компоненты системы R/3 настраиваются на конкретное предпри­ятие и позволяют обеспечивать внедрение эволюционным путем. Заказчик может выбрать оптимальную конфигурацию из более чем 800 готовых бизнес-процессов. В состав системы входят следующие подсистемы, по­строенные по модульному принципу: IS - отраслевые решения; WF -управление информационными потоками; PS - проекты; AM - основные средства; СО - контроллинг; FI - финансы; SD - сбыт; ММ - управление материальными потоками; РР - планирование производства; QM - управ­ление качеством; РМ - техническое обслуживание и ремонт оборудования; HR - управление персоналом.

BAAN V. ВAAN V ( разработка одноименной фирмы) — комплексная система ERP-класса, охватывающая следующие виды управленческих за­дач:

BAAN-Моделирование предприятия;

BAAN-Производство;

BAAN—Процесс;

BAAN-Финансы;

BAAN-Сбыт, Снабжение;

BAAN-Проект;

BAAN—Администратор деятельности предприятия;

BAAN-Транспорт;

BAAN-Cepвuc.

Система BAAN является открытой и позволяет пользователю допол­нять существующую функциональность собственными разработками: от удобных экранных форм и рапортов до описания полноценных бизнес-процессов. Для этого предназначен «Инструментарий», в который входят средства работы с программными компонентами системы: меню, экран­ными формами, рапортами, сеансами, таблицами, программными скрипта­ми и библиотеками.

Внедрения: «Нижфарм», УралАЗ, КамАЗ, БелАЗ, Челябинский трак­торный завод, Иркутское авиационное производственное предприятие, Шелеховский алюминиевый завод и др.

ORACLE E-BUSINESS SUITE. Разработчик — фирма Огасlе. Oracle Е-Business Suite - это полный интегрированный комплекс приложений для электронного бизнеса, работающий в корпоративном Интернете и гло­бальном Интернете. Сегодня комплекс включает все приложения, необхо­димые предприятию: маркетинг, продажи, снабжение, производство, об­служивание заказчиков, бухгалтерия, учет кадров и пр.

Современную версию Oracle E-Business Suite Hi можно условно разде­лить на три функциональных блока:

Oracle ERP (Enterprise Resource Planning);

Oracle CRM (Customer Relationship Management;

Oracle E-Hub (Электронная коммерция).

Комплекс приложений Oracle для построения ERP (Enterprise Resource Planning) системы на предприятии (более известный под торговой маркой Oracle Applications) объединяет приложения для оптимизации и автомати­зации внутрихозяйственных процессов предприятия (производство, фи­нансы, снабжение, управление персоналом и др.). Он включает в себя бо­лее 90 модулей, которые позволяют предприятию решать основные биз­нес-задачи, связанные с финансовыми и материальными потоками: плани­рование производства, снабжение, управление запасами, взаимодействие с поставщиками, управление персоналом и расчеты по заработной плате, финансовое планирование, управленческий учет и др. Комплекс ERP-приложения Oracle включает: Управление производством; Управление финансами; Управление персоналом; Логистика; Управление проектами.

БОСС-КОРПОРАЦИЯ. Разработчик — компания АйТи, Россия. БОСС-КОРПОРАЦИЯ — отечественная система для крупных организа­ций.

Разработана для автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельности корпораций, производственных и торговых объединений на базе Oracle 7 Server. В состав системы входят модуль "Администратор" и подсистемы, содержащие следующие модули: Управление финансами, производством, закупками, запасами и реализацией, персоналом, основными средствами и оборудованием.

1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0. (Компания 1C, Россия). Система "1С:Предприятие": комплексная конфигурация "Бухгалтерия; Торговля; Склад; Зарплата; Кадры" представляет собой универсальную программу — конструктор, которая позволяет вести учет в одной информационной базе от имени нескольких организаций.

"1C" продвигается в класс малых корпоративных систем.

КИС «М3». Разработчик - «КСТ» - российская система ERP класса.

Разработана для учета Финансво-хозяйственной деятельности предприятия. Включает модули: Логистика, Производство, Управление проектами, Бюджетирование, Управленческий учет, Финансы, Бухгалтерский учет, Кадровый учет, Документооборот.


2.3. Технология и системы поддержки корпоративного

планирования и аналитических исследований


Рыночные отношения заставили руководителей большинст­ва предприятий пристальнее изучать мировой опыт. Обращаясь к практике деятельности западных фирм, нельзя не отметить, что вопросам финансо­вого анализа и планирования там уделяется существенное внимание. Эффективное управление фирмой, ее ре­сурсами — процесс поиска оптимальных управленческих решений во взаимосвязи с внешним окружением и имеющимися возможностями. С од­ной стороны, оно предполагает использование своего опыта, интуиции и логики, с другой — требует применения в повседневной практике форма­лизованных методов управления, основанных на обработке информации.

Системы управления проектами применяются для планирования и контроля исполнения работ. Они поддерживают организационную дея­тельность руководителей различных уровней.

В основе систем этого класса лежат алгоритмы сетевого планирования и расчета временных параметров проекта по методу критического пути. Они позволяют представить проект в виде сети, рассчитать ранние и позд­ние даты начала и окончания работ проекта и отобразить работы на вре­менной оси в виде диаграммы Ганта. Кроме того, имеются возможности ресурсного и стоимостного планирования, контроля над ходом выполне­ния работ.

Обычно выделяют две группы систем управления проектами: системы "высшего" класса (стоимостью свыше $1000) и более простые системы (продающиеся по цене ниже $1000). Стоимостные различия определяются полнотой и гибкостью функций, необходимых для разработки плана и оперативного управления проектом, а также качеством представления ин­формации по проекту (диаграммы Ганта и PERT) и количественными ха­рактеристиками пакета, такими, как скорость вычислений, печати, измене­ния экранов.

Microsoft Project. Разработчик Microsoft, USA. Наиболее распростра­ненный в мире инструмент планирования работ, доступный для начинаю­щих пользователей. Обладает достаточными возможностями для планиро­вания несложных комплексов работ, групповой работы над проектом, управления ресурсами.

Time Line 6.5. Разработчик Time Line Solutions. Применяется для раз­работки проектов средней сложности или комплекса малых проектов. Не имеет ограничений на размерность проекта. Позволяет хранить все дан­ные, касающиеся проектов организации в единой SQL базе данных.

Primavera Project Planner (P3). Разработчик Primavera Systems, Inc. Хорошо известен в среде профессиональных менеджеров проектов во всем мире. Сегодня РЗ применяется для управления средними и крупными про­ектами в самых различных областях, хотя наибольшее распространение

данный продукт получил в сфере управления строительными и инженер­ными проектами.

Системы поддержки аналитических исследований представлены двумя классами программ: для фи­нансового анализа предприятий и для оценки эффективности инвестиций. Такое деление отражает различие как в перечне решаемых задач, так и в источниках используемой при анализе информации.

Программы финансового анализа предприятий ориентированы на ком­плексную оценку прошедшей и текущей деятельности. Они позволяют полу­чить оценки общего финансового состояния, включая оценки показателей финансовой устойчивости, ликвидности, эффективности использования капитала, оценки имущества и др.

Источником информации служат документы бухгалтерской отчетности, которые составляются по единым формам независимо от типа собственности и включают собственно бух­галтерский баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их ис­пользовании, отчет о состоянии имущества предприятия и отчет о наличии и движении денежных средств. Практически все программы предполагают специальные приемы корректировки статей баланса, позволяющие форми­ровать баланс-нетто и использовать его для последующей аналитической обработки. Даже предварительное знакомство с балансом может дать спе­циалисту достаточно информации, чтобы понять общую картину текущего состояния предприятия, его устойчивости и перспектив развития.

Среди программ данного класса можно выделить следующие: Audit-Expert фирмы PRO-INVEST Consulting, ЭДИП фирмы "ЦентрИнвест-Софт", "Альт-Финансы" фирмы "Альт", "Финансовый анализ" фирмы "Инфософт", АФСП фирмы ИНЭК.

Другой класс компьютерных программ ориентирован на оценку эф­фективности капиталовложений и в качестве методической основы ис­пользуют хорошо известную специалистам так называемую методику ЮНИДО (Организация объединенных наций по промышленному разви­тию).

Методика ЮНИДО адаптирована к российским условиям и с ее помощью разработаны программы: "Project Expert" фирмы PRO-INVEST Consulting, FOCCAL фирмы "ЦентрИнвестСофт".

Существует также особый класс универсальных компьютерных про­грамм для проведения комплексного сравнительного анализа объектов ка­питаловложений. В ходе анализа учитывается и предыстория развития предприятия, реализующего проект, и прогноз его будущей деятельности. К этой группе можно отнести программный комплекс "Инвестор" фирмы "ИнЭк".

Фирма PRO-INVEST Consulting разработала комплекс аналитиче­ских программ, позволяющих получить оценку деятельности за прошлые периоды и разработать прогноз на будущее.

Audit Expert - программа оценки финансового состояния предприятия. На основе, включенных в систему стандартных (или настроенных пользо­вателем) сценариев анализа, позволяет преобразовать российские бухгал­терские отчеты в аналитические таблицы, соответст­вующие требованиям Международных Стандартов Бухгалтерского Учета. Содержит специальный модуль переоценки стоимости предприятия.

Questionnaire&Risk — экспертная система анализа рисков на стадии подготовки проекта.

Forecast Expert — система прикладного прогнозирования. Позволяет получить достоверный прогноз любых событий, которые можно описать рядом чисел (изменение курса акций, цены на различные товары и т.д.), учесть сезонные колебания и влияние других факторов.

Sales Expert—_система для анализа продаж.

Marketing Expert - программа для разработки стратегического и такти­ческого планов маркетинга, включая аудит маркетинга, конкурентный ана­лиз и сегментный анализ прибыльности.


Экспертные и справочно-правовые системы


Постоянно возрастающие требования к средствам обработки информа­ции в экономике и социальной сфере стимулировали компьютеризацию процессов решения эвристических (неформализованных) задач типа «что будет, если», основанных на логике и опыте специалистов. Основная идея при этом заключается в переходе от строго формализованных алгоритмов, предписывающих, как решать задачу, к логическому программированию с указанием, что нужно решать на базе знании, накопленных специалистами предметных областей. Для решения задач подобного класса используются так называемые экспертные системы (ЭС).

Основу экспертных систем составляет база знаний, в которую заклады­вается информация о данной предметной области. Имеются две основные формы представления знаний в ЭС: факты и правила. Факты фиксируют количественные и качественные показатели явлений и процессов. Правила

описывают соотношения между фактами, обычно в виде логических усло­вий, связывающих причины и следствия.

Экспертные системы — это системы обработки знаний в узкоспециа­лизированной области подготовки решений пользователей на уровне про­фессиональных экспертов.

Экспертные системы используются для таких целей как:

интерпретация состояния систем;

прогноз ситуаций в системах;

диагностики состояния систем;

целевое планирование;

устранение нарушений функционирования системы;

• управление процессом функционирования; и т. д.

В качестве средств компьютерной реализации экспертных систем ис­пользуют так называемые оболочки экспертных систем. Примерами обо­лочек экспертных систем, применяемых в экономике, являются: Шэдл (Диалог), Expert-Ease и др. Сложность создания ЭС и поддержки их в акту­альном состоянии порождает их высокую стоимость.

Справочно-правовые системы работают по принципу выбора информации по запросу. Запрос, в свою очередь, представляет собой совокупность поиско­вых признаков (дескрипторов), характеризующих искомый объект.

Сегодня на рынке предлагается более десятка видов автоматизированных справочно-поисковых систем законодательных актов, различающихся по тематике, количеству документов, содержащихся в базе данных, способом поиска информации и интерфейсом. Среди всех систем выделяют универ­сальные, содержащие нормативные акты по всем видам законодательства и специализированные по какой-либо одной отрасли права.

К системам универсального типа относятся "Консультант Плюс", "Га­рант", "Эталон", "ЮСИС", "Кодекс", "Юрисконсульт", "ИНЭК", "1 С:Кодекс", "Референт". К системам специализированного типа можно отнести пакеты фирм "Инфосетъ", "Крокус Интернешнл", "Мастер Хелп". Разработчики универсальных пакетов предлагают и специализиро­ванные пакеты. Например, "Консультант Плюс" предлагает пакет "Кон­сультант Бухгалтер", "Деловые бумаги", "Региональное законодательство" и другие.


3. Введение в раздел «Управление проектами»


3.1. Обоснование постановки курсовой работы “Управление проектами”


Экскурс в теорию информационных технологий в экономику показал, что эффективное управление фирмой непосредственно связан с процессом поиска оптимальных управленческих решений во взаимосвязи с внешним окружением. Это требует применения в повседневной практике форма­лизованных методов управления. Поэтому разрабатываются специальные программные приложения, реализующие эти методы. Одним из перспективных приложений является отмеченный ранее комплекс ERP-приложения Oracle, включающий управление проектами, управление производством, управление финансами и другие.

Системы управления проектами применяются для планирования и контроля исполнения работ. Они поддерживают организационную дея­тельность руководителей различных уровней.

Как было отмечено в теоретической части, в основе систем этого класса лежат алгоритмы сетевого планирования и расчета временных параметров проекта по методу критического пути. Они позволяют представить проект в виде сети, рассчитать ранние и позд­ние даты начала и окончания работ проекта и отобразить работы на вре­менной оси в виде диаграммы Гантта, а также имеются возможности ресурсного и стоимостного планирования, контроля над ходом выполне­ния работ.


3.2. Краткие сведения о методе управления проектами


Метод управления проектами (СРМ метод) используется при планировании крупных объектов, при оперативном управлении и контроле за выполнением проектных работ, при различных научных исследованиях и в производственном процессе. Решение задач с помощью этого метода дает нам возможность получить ответы на следующие вопросы:

длительность выполнения всего проекта;

определение начала выполнения и сроки завершения работ;

определение критического пути;

нахождение работ, начала которых могут быть изменены, при сохранении длительности выполнения проекта.

Для построения сетевого графика и определения продолжительности выполнения проекта необходимо рассмотреть общие принципы и правила метода.

Вершина сети - это некое событие, связанное с завершением всех работ, входящих в данную вершину и изображенное в виде кружочка

Работа в сетевом графике изображается в виде стрелки




Где: А - работа; 1,2 - номер события; tA - длительность работы; tН- начало выполнения работы А; tK- окончание работы А

Путь является последовательностью взаимосвязанных работ, ведущих из начального узла к конечному. Наиболее длинный путь - критический. Работы, принадлежащие критическому пути, являются работами критического пути проекта.

Для обозначения сроков выполнения работ вводятся понятия наиболее ранних (Е) и наиболее поздних (L) сроков выполнения работ проекта. Например, для работы В:



где: tB - ожидаемое время выполнения работы В; S- начало выполнения работы; F- завершение выполнения работы;EF = ES + t; ES - наиболее раннее начало выполнения работы; EF - наиболее позднее начало выполнения работы; LS - наиболее раннее окончание выполнения работы; LF – наиболее позднее окончание выполнения работы.

Величина запаса времени (Кi) является разницей между наиболее поздним сроком начала и наиболее ранним сроком завершения работы и определяется для каждой работы следующим образом: Кi = LSi – ЕSi (или: Кi= LFi –EF i )

Работы с нулевым запасом времени образуют критический путь.

Наиболее раннее время начала работы, выходящей из данного узла, равно наибольшему из показателей наиболее ранних сроков окончания работ, входящих в данный узел: ЕSi == мах {ЕFj , где j - все работы, входящие в вершину, i - работы на ее выходе.

Наиболее позднее время окончания работы, входящей в данный узел, равно наименьшему из показателей наиболее позднего времени начала работ, выходящих из данного узла: LFj = min { LSj}.

Начальное событие называется истоком, финальное событие — стоком.

Время выполнения проекта Т равно сумме времен выполнения всех работ, лежащих на критическом пути: Т = tкрi .

Работы, лежащие на критическом пути, нельзя отложить. Они должны быть выполнены в точно указанные сроки. Задержка начала выполнения работы приводит к увеличению сроков выполнения всего проекта.

С целью упорядочения процесса изучения основ теории управления проектами предлагается типовой пример выполнения курсовой работы.

4. Пример выполнения курсовой работы


4.1. Задание на выполнение курсовой работы


Между строительным комбинатом и компанией «Фонтан» был подготовлен предварительный проект на строительство производственного объекта. Проект включал укрупненные виды работ с указанием продолжительности (ti) и сметные затраты (Сi) каждой из них (см. Приложение 1, табл.П.1.1).

1. На стадии формирования задания студент должен:

1.1. Найти в таблице 2 свой вариант V и исключить из проекта работы, указанные в своем варианте. Например, в варианте V=22 из проекта исключаются работы E и O.

1.2. В таблице П.1.1 срок выполнения работы С принять равным номеру группы. Так для группы 9-ЭФМ-4 принимаем Г=4 и вписываем это значение в 3-ю строку в столбец t i таблицы П.1.1.(Для студентов заочного отделения численные значения С и Г задаются при рассылке задания).

2. На стадии предварительной подготовки студенту необходимо построить сеть проекта и получить следующие результаты:

2.1 Срок выполнения проекта (Т) в целом;

2.2. Построить график Ганта;

2.3. Графики наиболее ранних и наиболее поздних начал и завершений каждого вида работ;

2.4. Суммарные и помесячные затраты всех работ (для графиков по п. 2.3.)

Предварительные результаты удовлетворили заказчика.