Реклама как бизнес

устой­чиво в нашем мире. Со временем меняют­ся приёмы решения, форма, материаль­ные, технические и финансовые возмож­ности исполнения наружной рекламы. Неизменным остаётся главное предъяв­ляемое к ней требование — быть яркой, выделяться в окружении. До недавнего времени оно no-существу не выполня­лось. Распространены были щиты, трудно различимые в тротуарной зоне, и вывес­ки, совершенно пропадавшие на фоне фасадов зданий. Сегодня положение в корне изменилось. Появилось много но­вой, яркой, хорошо освещённой и видной издалека рекламы. Парадоксально то, что она, при всей своей яркости, стала плохо выделяться в окружении. Это особенно заметно при её концентрации в город­ских участках. Отдельные рекламные объекты стали спорить друг с другом, «за­бивать» друг друга. В целом образовались перенасыщенные информационные по­ля, трудно воспринимаемые человеком. Исследованиями установлено, что в та­ких полях так называемый «информаци­онный шум» составляет до 25% от общего количества воспринимаемой информа­ции. В его условиях обратить внимание на отдельную рекламу чрезвычайно труд­но. Но задача остаётся прежней — её нужно выделить из окружения. Путей достижения цели несколько.

Сразу отметим, что давно освоенный путь использования в рекламе просто яр­кого цвета уже не ведёт к желаемому ре­зультату. Применённый и в соседней рек­ламе, он становиться неэффективным, усиливающим пестроту общей информа­ционной картины на улице. Яркий цвет, действительно, работает на рекламу, на улучшение её видимости только в том случае, когда он выступает в контрасте к цвету фона. Фоном может быть как поле вокруг главного элемента (надписи или знака), так и окружение вокруг реклам­ного объекта. Как известно, контрастны­ми являются цвета хроматического ряда, резко отличающиеся по светлоте. Это жёлтый и синий цвет, а также соответст­вующие им оттенки. К контрастным цве­там примыкают близкие им по светлоте ахроматические цвета — белый и чёрный. С ними ряд контрастирующих цветов зна­чительно расширяется. Противоположно­стью белому являются также насыщен­ные красные и зелёные цвета. Возможно самое разное сочетание полярных цветов.

Контрастные цвета обеспечивают хо­рошее восприятие отдельной рекламы, но не решают задачу её выделения из окру­жения. Они, как и отдельный яркий цвет, способствуют образованию пестрого ин­формационного поля. Задача его упорядочения в значительной степени решает­ся при помощи нейтрализации фона за главным элементом рекламы — надписью или знаком. Нейтрализация касается разработки как самого поля рекламного объекта, например, постера или эксклю­зивного брандмауэра, так и фона за ним. Нужный эффект достигается устранени­ем лишних ярких деталей фона, споряще­го с главным элементом. Фоном может служить небо, деревья, забор, стена и пр. При сложном таком поле требуется со­здание нейтральной фоновой плоскости за надписью или знаком.

Ещё один перспективный путь — ак­центирование внимания к рекламе за счёт её особого расположения. Эффек­тивно вертикальное расположение над­писи в общем ряду горизонтальных над­писей, её наклон или размещение гори-, зонтальной надписи в ряду вертикальных вывесок. Лучше, когда реклама контраст­но располагается и по отношению к ар­хитектурным элементам: окнам, простен­кам, карнизам и др. Рационально исполь­зование, например, вертикального брандмауэра, зрительно соединяющего по­этажный ленточный ряд окон и балконов, или горизонтальной растяжки по карни­зу, к которому подходят снизу вертикаль­ные импосты фасадного остекления. Ана­логичен и эффект от рекламы, занимаю­щей всю торцевую стену здания, фасады которого разбиты рядом окон. Он снижа­ется, если такая реклама расчленяется ар­хитектурными деталями, например, теми же окнами. Весьма эффективно профиль­ное к фасадам расположение вывесок на улице или устройство еще более замет­ных растяжек между фасадами.

Реклама хорошо выделяется за счёт разделения уровней её размещения на здании. Таких уровней четыре: пояс вит­рин, над витринами, средний уровень между первым и последним этажом зда­ния и высотный (по крышам). Сосредото­чение рекламы в одном из уровней (на­пример, в горизонтальной полосе над ви­тринами или в среднем поясе) ведёт к ухудшению её восприятия. Надо рацио­нально распределять устройства по раз­ным уровням, что создаёт условия для их зрительного отделения друг от друга. По­вышение уровня ведёт также к расшире­нию поля восприятия рекламы.

Нельзя не указать и на такую возмож­ность, как рациональный выбор размеров рекламы. Конечно, даже самое простое их увеличение — уже дело. Но оно не все­гда допустимо, часто ограничивается предписаниями. К тому же, его эффект значительно ослабевает в соседстве с большой рекламой. Более рационально контрастное сочетание размеров рекла­мы, её главных элементов с размерами, точнее, площадью фонового поля. По раз­мерам реклама может контрастно соче­таться не только друг с другом, но и с ар­хитектурными элементами. Например, хорошо выделяется маленькая изящная вывеска на фоне огромных витрин или стены и, наоборот, большая крупная рек­лама — в соседстве со стандартным вхо­дом или мелко расчленённым фасадом.

Весьма эффективна акцентировка внимания к рекламе за счёт формы. Иде­альный случай, когда в нейтральное (на­пример, воздушное) пространство вклю­чается богатая по пластике и силуэту объ­ёмная реклама. Она не просто органично вписывается в него, но и чётко выделяет­ся на его фоне. В окружении же разных по форме элементов уличного простран­ства такая реклама менее заметна. Здесь приходится учитывать форму элементов окружения, скажем, тех же фасадов зда­ний. Например, плоская, нерасчленённая поверхность степы предполагает разме­щение объёмной, сложной по силуэту рекламы, а ярко выраженный объём, на­оборот — её плоскостное, лучше даже графическое решение. Эффективно в этом отношении размещение рекламной графики на сложных объёмных формах, какими характеризуются, например, средства транспорта. При таком разме­щении решается задача контрастного со­четания рекламно-графических средств (надписей и изображений) с элементами «фоновой» объёмной формы, скажем, с окнами и дверцами автомобилей. Выделя­ется реклама, которая не путается с ними, а чётко читается на их фоне. Эффект до­стигается за счёт либо значительного ук­рупнения по отношению к ним рекламы, либо её уменьшения. Продуктивно выде­лять мелкую надпись на фоне крупнога­баритного объёма и, наоборот, использо­вать крупное изображение на мелко рас­членённой объёмной форме.

Дополнительным средством выявле­ния рекламы может служить материал её изготовления. Он работает на рекламу только в том случае, когда опять-таки контрастирует с материалом фона. Хоро­шо, например, воспринимается надпись, выполненная из полированной стали на фоне стоны, облицованной известняком.

Заметен аппликативно исполненный знак (из матовой плёнки) на поверхности стекла. Столь же эффективно размеще­ние рекламы из молочного оргстекла на кирпичной стене.

Несколько слов о специфике устрой­ства и восприятия световой рекламы. Она ярка сама по себе, особенно при исполь­зовании неона, и хорошо видна в нейт­ральном, тёмном окружении. Однако в случае её концентрации эффект повы­шенной яркости снижается. Образуется настолько пёстрая картина световых форм, что в ней зрительно трудно выде­лить отдельную рекламу. Эта ситуация весьма характерна для вечернего облика современных центров крупных городов мира. Проблема в этом случае решается, в принципе, аналогично решению днев­ной рекламы. Специфичным является чёткое разделение собственно световых форм, их контрастное сочетание друг с другом. Конкретно оно выражается в со­четании разных видов света — открытого линейного (неона), экранированного, вы­являющего плоскость или объём, и скры­того, представляющего световой ореол вокруг рекламы — надписи или изобра­жения. Распространена и внешняя под­светка, выделяющая пластику рекламы, воспринимаемую днём. Характер каждого вида очевиден. Задача заключается в том, чтобы чётко его выявить в контрасте к форме другого элемента световой рекла­мы или соседней световой форме, будь то другая реклама или элемент световой сре­ды города — световая архитектура, уличное освещение, подсветка зданий и пр.

Так выявляется основной путь реше­ния проблемы, связанной с улучшением видимости рекламы в современных усло­виях, её концентрации в уличном прост­ранстве. Это -- разработка рекламных объектов в прямой, точнее, обратной связи с окружением и создание на этой основе эффективной и плане восприятия общей картины рекламы в городе. Такое решение отвечает целям не только повышения эф­фективности самой рекламы, но и упоря­дочения и гармонизации городской среды.


Сколько стоит квадратный метр вывески.


1.Чтобы понять, почему это происходит, не­обходимо разобраться, из чего складывается стоимость готовой продукции в наружной рек­ламе. Для того чтобы легче было понять суть нижеприведенных пояснений, прибегнем к помощи аналогий. Итак, представьте, Вы ре­шили купить автомобиль. Предположим, что это должна быть иномарка, но не самая доро­гая. Вы звоните в несколько автосалонов, кото­рые торгуют любыми автомобилями, в том чис­ле отечественными, и спрашиваете: «Сколько стоят автомобили в вашем салоне?». А Вам от­вечают: «От трех тысяч...» — в одном салоне, «От четырех...» — в другом. При этом Вы, не спрашивая марки автомобиля в каждом из слу­чаев, решаетесь ехать за покупкой туда, где Вам назвали меньшую стоимость. Конечно, на месте Вы уже подберете для себя нужную мо­дель, выберете для нее необходимые дополни­тельные функции и так далее. Но Вы уверены, что в этом автосалоне Ваш автомобиль окажет­ся самым дешевым? Ведь может оказаться так, что на самом деле во втором салоне от «четы­рех» стоили «Жигули», а в первом от «трех» — «Таврия», а «Жигули» там же стоят от четырех с половиной.

Похожая ситуация и на рынке наружной рекламы. Одну и ту же вывеску можно изгото­вить десятками различных способов, приме­няя сотни различных материалов. И в каждом из этих случаев вывеска будет не только стоить по-разному, но и по-разному выглядеть, по-разному эксплуатироваться, по-разному долго служить. А потому не имеет значения, какая цена стоит в прайс-листе, важно то, что Вам предлагают за эту цену.


2. В конкурентной борьбе за заказчика про­изводители применяют самые разные способы привлечь их. Самый примитивный способ за­влечь заказчика — показать ему низкие рас­ценки. Именно этим и объясняется порой не­вероятная разница в прайс-листах разных ком­паний. Кто-то честно отражает стоимость вы­вески со средними характеристиками, а дру­гой при разработке прайс-листа учитывает са­мые дешевые материалы. Например, в стои­мость светового короба можно заложить недо­рогой профиль, дешевые лампы, оргстекло с жуткими светорассеивающими характеристи­ками, а также самоклеящуюся пленку со сро­ком службы в полгода. Мало кто, изучив свойства вышеперечисленных материалов, согла­сится на их использование в своих конструк­циях. Тут и начинаются «накрутки». Замена пленки на долгосрочную — столько-то процен­тов в плюс, замена ламп — столько-то и т. д. То есть, смысл в том, что одни фирмы указывают стоимость продукции, которую Вы явно не бу­дете заказывать, а другие сразу учитывают не­обходимые качества конструкции, соответст­венно отражая их в своем прайс-листе.


3.Ни для кого не секрет, что помимо матери­альной части в себестоимость продукции за­кладывается и рабочая сила, а точнее, ее про­фессионализм. Чем выше уровень работника, тем дороже может стоить его работа. Но этого по стоит бояться, ведь качественно сделанная руками мастера вывеска прослужит долго и сэ­кономит средства на ее эксплуатации.


4.Изучая прайс-лист компании и, в особен­ности, те пункты, где стоит цена за квадратный метр, необходимо задуматься не только о мате­риальной составляющей продукции, но и о ее геометрической сути. Поясним на примере. Возьмем два двухсторонних световых короба площадью в 1 кв. метр. Первый имеет размер 1 х 1 м. А второй — 5 х 0,2 м. Допустим, что мы используем для их производства следующие материалы: профиль алюминиевый по цене 10$/п.м., акриловое стекло по цене 15$/кв.м, и люминесцентные лампы длиной 0,9 м по цене 5$/шт.

В первом случае будет израсходовано 4 п.м профиля, 2 кв.м стекла и 4 лампы общей стои­мостью 90$. Во втором случае это будут уже 10,4 п.м. профиля, 2 кв.м стекла и 5 ламп, что составит 154$. Цена разная, а площадь-то оди­наковая! Да и работы с прямоугольной вывес­кой больше, чем с квадратной. То есть из-за ис­пользования линейных составляющих в свето­вых коробах говорить о цене за площадь, как минимум, некорректно. А потому и здесь име­ются возможности для манипуляций: можно указать цену, вкладывая минимальный расход линейных комплектующих, принимая во вни­мание квадратные формы, а можно учитывая размер среднестатистической прямоугольной вывески (что, конечно же, честнее).


5.Но и это еще не все. Кроме линейных со­ставляющих, в любой световой конструкции имеются и количественные, такие, как лампы для подсветки. В нашем первом примере мы

учли 4 лампы. Но ведь кто-то может заложить всего 3. Особенно существенная экономия происходит при изготовлении световых конст­рукций большой площади. Такая экономия на лампах приводит к тому, что, во-первых, уменьшается яркость вывески, а, во-вторых, это одна из причин видимости так называемых «ребер» на световой поверхности.


6.Так значит, напрашивается вывод о беспо­лезности прайс-листов в производстве индиви­дуальных конструкций для наружной рекла­мы? И да, и нет.

Да, когда речь идет о сложных конструк­циях, нестандартных формах или больших размерах.

Нет, когда нужна совсем простецкая выве­ска, когда качество не имеет значения, а цена стоит на первом месте. Вот здесь можно и ра­зойтись — обзвонить сотню фирм, получить по факсу с километр прайсов, а, главное, требо­вать соответствия стоимости конечного про­дукта с указанной ценой в прайс-листе — ведь вывеска-то простая, накрутить не на чем!

И все-таки для того чтобы действительно иметь возможность сравнить стоимость изго­товления конструкций в разных компаниях, лучше всего отдать им для расчетов готовые эс­кизы, а затем обязательно поинтересоваться, на каких материалах будут проводиться рабо­ты. Ну, а если эскизов нет, то их нужно зака­зать.


7.И в заключение хотелось бы остановиться еще на одной детали. К сожалению, очень час­то менеджеры рекламных отделов компаний-заказчиков видят основное свое предназначе­ние в том, чтобы найти фирму-изготовителя подешевле (в этом случае вопрос «Из чего де­лаете?», как правило, не стоит). Результатом таких массовых поисков и стала ситуация на рынке, когда фирмы-производители ищут все­возможные способы завлечь заказчика низкой ценой, при этом зачастую страдает качество продукции, и заказчик в итоге платит больше. Когда вопрос «Сколько стоит?» будет звучать не в начале переговоров, а в завершение их, тогда и ситуация может измениться. На улицах появится больше рекламных конструкций, сделанных профессионалами, а к заказчикам под красивые вывески валом пойдет клиент. Хорошо будет всем.


Эффективность рекламы: аргументы ЗА и ПРОТИВ.

«Выбор целей и постановка задач и критериев эффективности РК»


Общая эффективность сегодня особенно зависит от максимальной эффективности на каждом из этапов, а конечный результат может быть не достигнут из-за ошибки или недоработок на любом из этапов. Залогом успешной РК является принятие наиболее правильного решения на каждом из этапов -выборе своей целевой группы (ЦГ), поста­новки информационных задач, разработки содержания Рекламного Обращения, состав­ления медиаплана, этапе контроля в период проведения РК за изменениями в состоянии выбранных для достижения показателей, этапе конечной оценке эффективности РК. Наибольший интерес могут представлять возможные пути повышения воздействия РК на этапе подготовки, не связанные с про­стым увеличением количества Рекламных Обращений и соответственно средств на их размещение, как основной затратной состав­ляющей рекламного бюджета РК. Первый шаг подготовки - постановка за­дач РК, в зависимости от задач, стоящих перед предприятием.

Рекламные усилия должны направляться на решение четко сформулированных задач, стоящих на данном периоде перед предпри­ятием, а соответственно и перед специалис­том по рекламе. Задачи предприятий, как правило, выливаются из общей проблемы - увеличение продаж, т.е. количества по­купок, совершаемых потребителями. Воз­действовать на потребителя с целью уско­рения принятия решения о покупке, скорее всего и будет основной целью РК. Но для того, чтобы воздействовать эффективно, нужно хорошо понимать текущее состояние потребителя по отношению к рекламируе­мому товару или услуге - нужно четко обо­значить «проблемные» точки в информированности потенциальных потребителей относительно Ваших товаров и услуг, най­ти способы нейтрализации этих проблем и усилить положительные составляющие по­требительского отношения к Вашим това­рам. Это и будут конкретные задачи, ко­торые ставятся перед РК. Основные вопросы, на которые должен по­лучить ответы специалист но рекламе на первом этапе планирования РК: КТО бу­дет являться потенциальным покупателем, а следовательно целевой аудиторией (ЦА) рекламного обращения, каким должно быть рекламное сообщение, что оно должно до­нести до целевой аудитории и как ЦА отре­агирует на это сообщение. Т.е. па первом этапе планирования мы предлагаем Вам довести все основные составляющие самого рекламного обращения до уровня макси­мального воздействия на ЦА. Основными ориентирами па этом этане слу­жат так называемые «потребительские знания». Весь опыт исследований поку­пательского поведения показывает, что в основу решения о покупке ложатся «дек­ларативные знания» человека о том товаре, который ему необходим - это субъективные знания людей, факты, извес­тные человеку, стереотипы, сложившиеся под влиянием общего информационного поля. Иными словами, предложение через своп рекламные сообщения приобрести у Вас тот или иной товар, найдет отклик у потенциального покупателя в том случае, если будет основано на Вашем полном по­нимании того, какими знаниями о Вас или о Вашем товаре обладает потенциальный покупатель, какими знаниями он облада­ет по отношению к конкурирующим фир­мам или товарам, что он хочет знать о Вас и Вашем товаре и что по его мнению бу­дет достойно покупки. Таким образом, при составлении эффектив­ного рекламного обращения мы предлагаем Вам ориентироваться на данные о том, что потенциальный покупатель уже знает Ва­шем товаре (или думает, что знает), на­сколько этих знаний ему достаточно или недостаточно и есть ли у покупателя мне­ние о том, что есть место или товар с луч­шими характеристиками. Имея такую ин­формацию Вы сможете точно понять, на что необходимо делать основной упор в своем рекламном сообщении: необходимо ли про­сто сформировать пли дополнить потребительские знания или целесообраз­но изменить знание потребителя относи­тельно Вашей фирмы и товара. Итак, После того, как Вы сформулировали ответы на вопросы:

кто является Вашим потенциальным поку­пателем, о чем Вы будете говорить потен­циальному покупателю, после того как Вы оценили, поймут ли и оценят по достоин­ству потенциальные покупатели Ваше пред­ложение наступает этап составления медиаплана «рекламной кампании.»


Методы расчета рекламного бюджета


Процесс медиапланирования является достаточно простым, интересным и увлека­тельным занятием, если руководство ком­панией:

— предельно ясно и точно изложило весь комплекс маркетинга, который будет при­меняться на предприятии и цели, стоящие перед рекламной кампанией;

— выбрало механизм формирования рек­ламного бюджета и утвердило цифры бюд­жета на сколько-нибудь разумный срок;

— определило способы и источники полу­чения информационных ресурсов, необхо­димых для эффективного медиаплана.

В случае невыполнения этих первичных задач, относящихся чаще всего к компетен­ции высшего руководства компании, ожи­дать эффективного проведения рекламной кампании маловероятно. Определив задачи своей рекламы, фирма может приступать к разработке рекламного бюджета на каждый отдельный товар. Су­ществует четыре основных метода расчета рекламного бюджета.

1. Метод исчисления «от наличных средств». Фирма выделяет о бюджет определенную сумму, которую она, по собственному мнению, может потра­тить. Подобный метод определения раз­меров рекламного бюджета целиком и полностью игнорирует влияние стимули­рования на объем сбыта. В результате из года в год величина бюджета остает­ся не определенной, что затрудняет пер­спективное планирование рыночной дея­тельности.

Чаще всего подобный метод применяется не из незнания его отрицательных сторон, а из суровой финансовой действительности.

Тем более в такой ситуации для специалис­та по планированию возрастает роль удель­ных стоимостных показателей эффективно­сти рекламы (соотношение различных по­казателей количества потенциальных кон­тактов с затратами на их достижение).

2. Метод исчисления «в процентах к сумме продаж». Рассчитывается опре­деленным процентном отношением к сумме продаж, либо к продажной цене товара. Считается, что этот метод обладает рядом преимуществ. Во-первых, расчет в процен­тах к объему продаж означает, что сумма ассигнований на рекламу будет скорее все­го меняться в зависимости от того, что фир­ма «может себе позволить». Во-вторых, этот метод заставляет руководство учитывать взаимосвязь между издержками на рекла­му, продажной ценой товара и суммой при­были в расчете па товарную единицу. В-третьих, он способствует поддержанию кон­курентной стабильности и такой мере, что фирмы конкуренты тратят на рекламу при­мерно один и тот же процент суммы своих продаж.

Однако, этот метод строится па рассужде­ниях о том, что сбыт является причиной стимулирования, а не следствием. Он ве­дет к тому, что размер бюджета определя­ется наличными средствами, а не имеющи­мися возможностями. Эта зависимость ме­шает перспективному планированию, этот метод не дает логических оснований для выбора конкретного процентного показате­ля. Этот метод не поощряет формирование бюджета с учетом того, чего заслуживает каждый отдельный товар и каждая сбыто­вая территория.

3. Метод конкурентного паритета. Размер рекламного бюджета фирмы уста­навливается па уровне соответствующих затрат конкурентов. В поддержку этого ме­тода говорят два довода. Во-первых, уро­вень затрат конкурентов олицетворяет со­бой коллективную мудрость отрасли. Во-вторых, поддержание конкурентного пари­тета помогает избегать острой конкурент­ной борьбы.

4. Метод исчисления «исходя из це­лей и задач». Этот метод требует, чтобы деятели рынка формировали свои бюдже­ты исходя из:

- выработки конкретных целей,

- определения задач, которые предстоит ре­шить для достижения этих целей, и оценки затрат на решение этих задач. Классически этот метод рассматривается как наиболее прогрессивный, позволяющий компании проводить активную рыночную политику. При формировании бюджета исходя из целей и задач предполагается гипо­тетически неограниченные средства и Ваша задача - предложить оптимальный размер рекламного бюджета. Таким образом воз­растает не только личная ответственность но и финансовый риск компании. Для со­кращения финансового риска я бы рекомен­довал при отталкивании от целей и задач: пользоваться методом конкурентно-паритет­ного анализа для получения контрольных показателей затрат по Вашему рынку; обра­тить внимание на квалификацию персона­ла, который будет непосредственно отвечать за планирование размера бюджета; опреде­лить источники информации, которой буде­те пользоваться, начать работу с исследова­ний, которые помогли бы снизить вероят­ность ошибок и соответственно потерь.

Эффективность рекламной кампании Методы расчета экономической эффективности рекламы На практике широко применяется метод оценки экономической эффективности рек­ламы, основанный на отношении дополни­тельной прибыли, полученной в результате применения рекламы, к затратам на нее. (таблица 2).Простейший метод определения экопомической эффективности рекламных объявлений основывается на анализе результатов экс­перимента, суть которого, в большинстве случаев, сводится к следующему - выбира­ются два или больше сопоставимых локаль­ных рынка, на которых фирма осуществ­ляет свою деятельность в течение опреде­ленного промежутка времени с различной степенью рекламной поддержки (при про­чих равных условиях). Разница торговых результатов соотносится с разницей в объе­мах ассигнований на рекламу, на основе чего и делается вывод о величине вклада рекла­мы в изменение оборота фирмы. В боль­шинстве


Таблица 2.

Сравнительная экономическая эффективность рекламных компаний операторов сотовой связи. (осень-весна 1998-99 года)

Прирост абонентов за полгода Оценка затрат на модульную рекламу в прессе (с учетом рекламы дилеров), млн. руб.
всего удельные затраты на 1 абонента
Сотел 5000 596.5 36258
Северо-кавказский GSM 6000 809.5 36257

Ставропольская сотовая

связь

1500 122.9 36203

случаен фирма, по различным при­чинам, не может позволить себе подобный «простейший» метод.

Основная проблема - выделение «чистого эффекта рекламы», то есть определение той доли прироста объема сбыта (прибыли), которая была обеспечена исключительно рек­ламой того периода, за который учитыва­ются затраты на рекламу. Вклад факторов в прирост сбыта можно оп­ределить на основе экспертных оценок, для чего необходимо в каждом конкретном слу­чае анализировать динамику объемов про­даж, иметь информацию от региональных дилеров, при наличии оных, иметь доста­точное представление об общеэкономичес­кой ситуации в регионе. Представим гипотетический расчет применительно к некой фирме. Фирмой за период была проведена рекламная кампа­ния, в результате которой объем сбыта фирмы увеличился на 35%, затраты на рекламу составили $5000, прирост объе­ма сбыта в стоимостном выражении -S7000. По данным многолетних наблюде­ний во втором квартале отмечался прирост сбыта подобной или аналогичной продук­ции (услуги) по сравнению с первым -6.5%. До текущего периода фирма реклам­ных акций и кампаний не проводила. В связи с тем, что товар длительного поль­зования инерция покупательского спроса равна практически нулю. В связи с рос­том «потребностей» наблюдается устойчи­вый прирост совокупного платежеспособ­ного спроса па подобную или аналогичную продукцию (услугу) - 2.5% за квартал. По оценкам экспертов политическая ситуация не влияет на сбыт. Ожидается резкий ска­чок цен па рекламируемый товар, это при­вело к тому, что спрос увеличился на 10% (экономическая нестабильность). Экологи­ческих катастроф и стихийных бедствий не наблюдалось или они не влияют на реа­лизацию продукции (услуги). Снижение совокупного платеже­способного спроса (па­дение уровня жизни населения) привело к снижению спроса на продукцию (услугу) на 10% за квартал. Таким образом, чистый вклад рекламной кам­пании в прирост сбыта можно оцепить в 26/35 так как (35 - 6.5 - 2.5 -10 + 10) = 26. Затраты на рекламу в $5000 явились при­чиной увеличения объема сбыта продукции фирмы на (7x26/35) тысяч долларов, то есть на $5200, или непосредственная при­быль от реализации рекламных мероприя­тий составила $200.

К сожалению, данный способ определения конечной эффективности рекламной кам­пании основан на множестве первичных данных, экспертных оценках, опыте рабо­ты в дайной сфере деятельности, и что са­мое главное, на множестве первичных дан­ных, определение достоверности и обосно­ванности которых является еще более труд­ной задачей, чем определение экономичес­кой эффективности рекламы любым дру­гим способом.


Наружная реклама глазами москвичей.


Необходимость изучения мнения москвичей о наружной рекламе в городе назрела дав­но. Насколько эффективна "наружка"? Что раздражает в ней горожан и что нравится? В каком направлении следует совершенствовать технологии наружной рекламы? Особен­но интересны эти данные именно сейчас, когда столицу ожидает вал предвыборных мас­совых рекламных акций.

Ты помидоры любишь ?

Кушать — да, а так — не очень.

Вот так и в рекламе!

Статистика - подруга скуки и мать достоверности

В июле 2001 года по заказу Московской мэрии Центром Социальных Исследований и Маркетин­говых Технологий (ЦСИМТ)был проведен уличный опрос жителей столицы. Цель опроса — выявление отношения респондентов к рекламе вообще и го­родской наружной рекламе в частности.

Социологическое исследование охватило девять округов Москвы. Всего было опрошено 60255 чело­век. Из них мужчин 44,2% и женщин 55,8%.

Москвичей среди респондентов оказалось 81,1%, не москвичей — 18,9%.

Основную группу опрошенных составляли мо­лодые люди в возрасте от 18 до 35 лет (50,4%) с выс­шим образованием (47,0%) и среднедушевым дохо­дом 501 — 1000 рублей (26,1%), работающие на част­ной фирме или в бюджетных организациях и пере­двигающиеся по городу в общественном транспор­те (66,1%).

Таким образом, данную группу можно условно назвать заинтересованной (или наиболее актив­ной), к которой в дальнейшем можно было бы ад­ресоваться при изучении рекламной тематики.

Пациент скорее жив, чем мертв

Так как же относятся москвичи к рекламе?

Как показал опрос (см. табл. 2), благожелатель­но или нейтрально ее воспринимают 73,7% рес­пондентов.

Не преподнесло никакого сюрприза и изуче­ние зависимости восприятия "наружки" от уров­ня дохода. Разумеется, респонденты с месячным среднедушевым доходом в категории 501 — 1000 рублей на душу населения и выше относятся к рекламе в целом более доброжелательно, нежели респонденты с более низким уровнем дохода.

А больше всего недовольны рекламой мужчины в возрасте от 36 до 45 лет с достатком 201—500 руб­лей месячного среднедушевого дохода. Что ж поде­лать, даже Джоконда не всем нравится, что уж тут о рекламе говорить!


Выяснив у респондентов отношение к рекламе вообще, интервьюеры переходили к ее частностям.

Для более точного определения отношения оп­рошенных к наружной рекламе в целом им было предложено согласиться или не согласиться с це­лым рядом утверждений (см. табл. 3).

Как мы видим, в результате ответов респонден­тов три высказывания дали отрицательную оценку рекламной деятельности в Москве, а четы­ре других положительную. Причина такого расхождения — эмоциональная реакция рес­пондентов на определенные виды рекламы. Други­ми словами, при излишней навязчивости рекламы у населения начинается се отторжение, которое при определенных обстоятельствах может сказаться на восприятии рекламы как таковой. Подтверждение данного тезиса мы получим позднее, при анализе конкретных видов наружной рекламы. Вместе с тем следует отметить, что большинство респондентов высказалось за увеличение числа оригинальных рекламных конструкций. Это свидетельствует о том, что москвичи хотят видеть разнообразную рекламу, гармонично вписывающуюся в облик города.


Таблица 3

Отношение москвичей к рекламе в целом