Исследование эффективности системы менеджмента качества ООО "Нефтегазинжиниринг"

3 приводятся показатели исходной информации, необходимые для расчета прибыли по трем блокам формирования экономического эффекта ООО «Нефтегазинжинириг». Они определены с учетом имеющейся информации по прошедшему периоду и с использованием экспертных оценок.


Таблица 1. Затраты и результаты функционирования СМК ООО СМТ «Нефтегазинжиниринг», обеспечивающей снижение издержек строительного производства

Блоки формирования экономического эффекта СМК Увеличение объёма работ на 1 млн.р. плановых работ, тыс.р. Текущие затраты на работу СМК на 1 млн.р. СМР, тыс.р.

Блок 1. Совершенствование системы контроля строительно-монтажных работ и строительной продукции.

1.1.Сокращение потерь от брака в процессе выполнения строительно-монтажных работ, в том числе за счёт:

- проверки качества поставок технологического оборудования заказчиком;

- входного контроля строительных материалов, деталей, конструкций;

- контроля качества продукции;

- контроля технологических процессов;

- контроля качества работ, выполняемых субподрядчиками.

1.2. Снижение издержек на гарантийное обслуживание, в том числе за счёт:

- окончательного контроля строительной продукции при сдаче объекта;

- управления несоответствующей продукцией;

- исправления дефектов в течении гарантийного срока.

Блок 2. Совершенствование системы взаимодействия и ответственности.

2.1. Повышение качества принимаемых решений, в том числе за счёт:

- оценки и выбора поставщиков и субподрядчиков;

- осуществление корректирующих действий при выполнении строительно-монтажных работ и работ по проверке качества;

- осуществления предупреждающих действий.

2.2. Повышения уровня компетентности персонала и обеспечение условий производства, в том числе за счёт:

- управления объектами инфраструктуры;

- обеспечения условий производственной среды;

- повышения квалификации персонала.


28


4


10

7

2

5


8

4

1


3


20

9


3

8


10

4

2

4


12


2


4

2

1

3


5

2

1


2


10

4


2

2


11

5

3

3

Итого по данному направлению: 66 38

В таблице 1 представлено 2 блока - совершенствование системы контроля строительно-монтажных работ и строительной продукции и совершенствование системы взаимодействия и ответственности, направленные на формирование экономического эффекта от внедрения СМК.


Таблица 2.

Затраты и результаты функционирования СМК ООО СМТ «Нефтегазинжинириг», обеспечивающие увеличение объёмов строительно-монтажных работ

Блоки формирования экономического эффекта СМК Увеличение объёма работ на 1 млн.р. плановых работ, тыс.р. Текущие затраты на работу СМК на 1 млн.р. СМР, тыс.р.

Блок 2. Совершенствование системы взаимодействия и ответственности.

2.1. Повышение качества принимаемых решений, в том числе за счёт:

- анализа требований заказчика;

- анализа со стороны руководства функционирования СМК;

- оценки и выбора поставщиков и субподрядчиков;

- осуществления корректирующих действий при выполнении строительно-монтажных работ и работ по проверке качества;

- осуществления предупреждающих действий.

Блок 3. Обеспечение конкурентоспособности и рейтинга ООО СМТ «Нефтегазинжинириг».

3.1. Увеличения портфеля заказов и доли строительного рынка, в том числе за счёт:

- анализа требований заказчика;

- анализа удовлетворённости потребителей.


95

11


23


36


10


15


75

50

25


9

1


2


3


2


1


6

4

2

Итого по данному направлению: 170 15

Таким образом, в результате совершенствования системы взаимодействия и ответственности, а также обеспечения конкурентоспособности и рейтинга ООО СМТ «Нефтегазинжинириг» произойдет увеличение объёма работ на 1 млн.р. плановых работ в размере 170 тыс.р. Между тем, текущие затраты на работу СМК на 1 млн.р. СМР составят 15 тыс.р.


Таблица 3.

Затраты и результаты функционирования СМК ООО СМТ «Нефтегазинжинириг», обеспечивающие повышение цены строительной продукции

Блоки формирования экономического эффекта Увеличение объёма работ на 1 млн.р. плановых работ, тыс.р. Текущие затраты на работу СМК на 1 млн.р. СМР, тыс.р.

Блок 1. Совершенствование системы контроля строительно-монтажных работ и строительной продукции.

1.1.Снижения расходов пользователя при эксплуатации построенного объекта, в том числе за счёт:

- окончательного контроля готовой строительной продукции при сдаче объекта заказчику;

- управления несоответствующей продукцией.

Блок 2. Совершенствование системы взаимодействия и ответственности.

2.1. Повышение качества принимаемых решений, в том числе за счёт:

- анализа со стороны руководства функционирования СМК;

- оценки и выбора поставщиков и субподрядчиков;

- осуществления корректирующих действий при выполнении строительно-монтажных работ и работ по проверке качества;

- осуществления предупреждающих действий.

2.2. Повышения уровня компетентности персонала и обеспечение условий производства, в том числе за счёт:

- управления объектами инфраструктуры;

- обеспечения условий производственной среды;

- повышения квалификации персонала.

Блок 3. Обеспечение конкурентоспособности и рейтинга ООО СМТ «Нефтегазинжинириг».

3.1. Увеличения портфеля заказов и доли строительного рынка, в том числе за счёт:

- анализа требований заказчика;

- анализа удовлетворённости потребителей.


9


7


2


13


3


5


3


2

20

3


7

10


17

10

7


7


6


1


8


2


3


2


1

14

2


5

7


12

7

5

Итого по данному направлению: 59 41

Тем самым, на основе анализа затрат и результатов функционирования СМК ООО СМТ «Нефтегазинжинириг», обеспечивающих повышение цены строительной продукции, было установлено, что увеличение объёма работ на 1 млн.р. плановых работ составит 59 тыс.р., а текущие затраты на работу СМК на 1 млн.р. СМР составят 41 тыс.р.

Произведем расчёт прибыли ООО «Нефтегазинжиниринг», получаемой при функционировании системы менеджмента качества. По разработанной модели рассчитана прибыль ООО «Нефтегазинжиниринг» с использованием приведённой выше исходной информации.


П = {[(135 + 135 * 0,17) * 66 + 135 * 170 *0,15 + (135 + 135 * 0,17) * 59] * (1 – 0,09) – (135 + 135 * 0,17) * 38 – (135 +135 * 0,17) * 15 – (135 + 135 * 0,17) * 41 – 240 -80 -40} * (1- 0,35) = 3831 тыс.руб. или 2,4% от общего объёма строительно-монтажных работ, составляющего 158 млн.руб.


Помимо общей оценки, определяем долю прибыли, полученную от использования СМК, в общей прибыли ООО СМТ «Нефтегазинжинириг»:


3831 : [(135 + 135 * 0,17) * 0,15 * 1000 + 3831] * (1 – 0,35) = 0,21, или 21%


Как видно из результата, увеличение прибыли за счёт функционирования СМК весьма значительное.

Общая дополнительная прибыль от основного производства ООО «Нефтегазинжиниринг» без вычета налога на прибыль составит:

3831 : (1 – 0,35) + 15800 * 0,15 = 29594 тыс.руб.


Рентабельность рассчитываем с учётом дополнительной прибыли без вычета налога на прибыль, по отношению к общему объёму строительно-монтажных работ:


29594 : 158000 = 0,187 или 18,7%.


Увеличение рентабельности ООО «Нефтегазинжиниринг» с 15 до 18,7% свидетельствует об экономической целесообразности внедрения СМК.

Результаты расчёта эффективности СМК сведены в табл. 4.


Таблица 4.

Эффективность СМК в ООО СМТ «Нефтегазинжинириг»

№ п/п Показатели эффективности Количественное значение показателя, %

1

2


3

Увеличение прибыли

Доля прибыли от внедрения СМК в общей прибыли ООО СМТ «Нефтегазинжинириг»

Увеличение рентабельности

2,4


21

3,7


Доля экономического эффекта от функционирования СМК ООО «Нефтегазинжиниринг»за счёт издержек производства составит:


{[158 * 66 * (1- 0,09) – 158 * 38 – 240 * 0,45 – 80 * 0,45 – 40 * 0,45] * (1 – 0,35)} : 3831 = 0,56 или 56%


Доля эффекта за счёт повышения цены строительной продукции составит:


{[158 * 59 * (1 – 0,09) – 158 * 41 – 240 * 0,35 – 80 * 0,35 – 40 * 0,35] * (1 – 0,35)} : 3831 = 0,32 или 32%.

Удельный вес источников эффекта в общей сумме экономического эффекта, полученного ООО «Нефтегазинжиниринг» за счёт внедрения СМК, сведем в табл. 5.


Таблица 5.

Удельный вес источников эффекта в общей сумме экономического эффекта, полученного ООО «Нефтегазинжиниринг» за счёт внедрения СМК

№ п/п Источники эффекта Удельный вес в общей сумме эффекта, %

1

2

3

Снижение издержек

Увеличение объёма работ

Повышение цены строительной продукции

56

12

32

Итого 100

Из выше приведённых расчётов можно сделать вывод, что наиболее существенное влияние на эффективность функционирования СМК в ООО «Нефтегазинжиниринг» оказывает снижение издержек. Это снижение, в основном, происходит за счёт уменьшения дефектов и брака в процессе производства строительно-монтажных работ и затрат на их ликвидацию.


3. Исследование эффективности системы менеджмента качества и разработка методики ее оценки в ООО «Нефтегазинжиниринг»


3.1 Зарубежный опыт оценки эффективности системы менеджмента качества


Современный этап развития научно-технического прогресса выдвигает в число первоочередных задач качество продукции, оказывающее значительное влияние на развитие экономики государства.

В промышленно развитых странах мира активно ищут пути решения проблемы повышения качества товаров и услуг, которые будут конкурентоспособны на мировом рынке [5, с.9].

Очень серьезной проблемой для промышленности Америки являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества, 20-25% всех текущих затрат американского производителя шло на обнаружение и устранение дефектов продукции.

Большинство специалистов Америки считали низкое качество тормозом роста производительности труда конкурентоспособности.

Проблемы качества в США решали различными протекционистскими мерами: тарифами, пошлинами, квотами, защищавшими американского производителя от конкурентов. Вопросы качества считались второстепенными.

Тем не менее, в Америке стали четче представлять проблему качества, а главное, что качеством необходимо управлять.

При системном управлении качеством главной целью контроля становится накопление данных для совершенствования процессов производства и повышения репутации продукции у потребителей.

Центром революции в области качества является удовлетворение требований потребителей.

В стране обратили внимание на вопросы повышения качества национальной продукции законодательная и исполнительная власть США.

Меры, принимаемые в США с целью постоянного качества продукции, позволили ликвидировать разрыв в уровне качества продукции, позволили ликвидировать разрыв в уровне качества между Японией и США, что усилило конкурентоспособность Америки на мировом рынке.

Опыт Японии убедительно показал, что повышение качества - это работа, которая никогда не кончается, и качеством занимаются на всех уровнях: государство – компания – рабочие - потребители.

Отличительной особенностью японских программ повышения качества и системного управления качеством является их направленность на предотвращение дефектов, а не обнаружение их путем контроля, результатом этого является то, что отказы у японских автомобилей возникают в 10 раз реже, чем у американских.

Для Японии характерен контроль качества технологических процессов, что явно превалирует над контролем качества продукции [6, с.110].

Для японской экономики присущ принцип поиска в управлении качеством новых методов, которые учитывали бы изменения экономических и общественных усилий и позволяли бы быстро реагировать на них.

В заключении следует выделить главное в отношении к качеству в Японии:

активное внедрение научных разработок в области управления;

широкое внедрение новейших технологий;

использование информационных технологий на всех стадиях управления;

постоянный анализ и контроль за производством;

работа по повышению морально-этических норм работников с целью воспитания патриотизма к своей фирме с максимальным использованием их возможностей и реализации творческого потенциала личности, для достижения корпоративных интересов фирмы.

В Европе, в отличие от США и Японии, долгое время, за редким исключением, управление качеством продолжало оставаться на уровне контроля. С 1980-х годов в Европе интенсивное движение к повышению качества продукции и услуг.

Многие фирмы внедрили системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Это не замедлило сказаться на изменении позиции по вопросам качества продукции, которая стала более высокого качества.

Следует отметить, целенаправленную деятельность европейских стран по подготовке к созданию единого европейского рынка, который мог обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами.

В процессе подготовки к общеевропейскому рынку были выработаны единые стандарты и подходы к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, основанные на стандартных ИСО серии 9000 вводятся в действие их европейские аналоги к серии 29000.

Большое внимание в Европе уделяется сертификации систем качества на соответствии стандартам ИСО. Принятые стандарты должны были не только гарантировать высокое качество, но и защитить потребителей от некачественной продукции, стимулировать производителей к постоянному улучшению качества.

Европейские фирмы проводят целенаправленную политику в области повышения качества, подвергая процессы жесткому контролю, с той целью, чтобы качество стало фактором, обеспечивающим конкурентоспособность продукции европейских стран.

Чтобы эффективно реализовать такую стратегию, создаются:

единые стандарты;

единые законодательные требования;

единые процессы проверки.

Основная цель удовлетворение – запросов потребителей единого рынка с минимальными затратами.

Чтобы быть конкурентоспособными, крупнейшие предприятия Европы объединяют усилия, направленные на выбор прогрессивных форм и методов управления качеством продукции, связывая их с надеждой на выпуск продукции высокого качества.

В Западной Европе под руководством Европейской организации по качеству развернута подготовка специалистов трех направлений:

профессионал по качеству;

менеджер по системам качества;

аудитор по качеству.

Потребность в таких специалистах очень остро ощущается промышленности и сфере услуг в условиях общеевропейского рынка.

Отличительными способностями европейского подхода к решению проблем качества являются:

законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества;

гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;

создание региональной инфраструктуры и национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитация лаборатории, регистрации специалистов по качеству.

При организации системного управления качеством фирма задается вопросом, что же она вкладывает в понятие «качество», и каковы его критерии.

Обобщая накопленный опыт, профессор Гарвардской школы бизнеса Д. Гарвин определяет пять наиболее существенных критериев качества:

соответствие стандарту;

соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов;

степень точности соблюдения всех производственных процессов;

соответствие качества требованиям покупателей;

соответствие качества платежеспособному спросу.

Для поддержания уровня качества нельзя нарушать ни один из выбранных критериев. Несоблюдение этого правила приводит к коммерческому провалу.

Опираясь на принятую концепцию качества и его критерии, фирма разрабатывает стратегию качества. Работа начинается с комплексного исследования рынка, которое обычно фирма заказывает специализированным консультационным центрам. Стратегия строится в соответствии с выбранным сегментом рынка или рыночной «нишей».

Важное значение в стратегии качества придается четкому определению ответственных лиц, а также контролю реализации программы повышения качества. Но, пожалуй, наиболее важным моментом, считается отношение руководства фирмы к проблеме качества.

Стратегия реализуется в программах повышения качества. Программа, как правило, рассчитана на различные сроки (2-18 месяцев и более). Некоторые фирмы используют готовые (типовые) программы, разрабатываемые специализированными организациями, или заказывают их.

В США программы «Ноль дефектов» предлагает фирма Ф. Кросби. Одна из наиболее популярных программ, составленная Ф.Кросби для фирмы «Хьюлет-Паккард» (США), включала такие положения:

убеждение сотрудников в важности осуществления программы и личного участия в этом каждого;

определение уровня дополнительных затрат на качество, разработку приемов мотивации качественного труда;

конкретизация методов контроля;

всеобщее обучение методам качественной работы и внедрения принципа «ноль дефектов»;

установление единого «дня размышлений» (дня качества);

разработка индивидуальных программ бездефектной работы, поощрение достигнутых результатов и т. д.

Вся работа в рамках программы заканчивается обычно анализом проделанной работы, подведением итогов, внедрением программы на следующий срок. Отношение к таким программам в разных странах неоднозначно.

В ФРГ, например, небольшие фирмы применяют такие программы, а ведущие компании принципиально против принципа «ноль дефектов». Отказ от подобных программ мотивируется тем, что «работник, не совершающий ошибок, вряд ли желателен на предприятии.

Кто работает много, тот ошибается больше». Отрицая, таким образом, реальное воплощение в жизнь принцип «ноль дефектов» и разрабатывая свои собственные программы, фирмы все же опираются на те принципы, которые можно считать общепринятыми в управлении качеством продукции.

Основные из них — это учет отраслевой структуры производства, общего уровня технологии, степени профессиональной подготовки кадров, четкого взаимодействия сотрудников (принцип «эстафетной палочки»), наличия специальной группы менеджеров по качеству, в которую включают представителей основных подразделений. Сюда же относят принцип предотвращения дефектов, обязательного стимулирования работников.

Незаинтересованность работников в повышении качества выпускаемой продукции рассматривается как свидетельство низкого уровня руководства предприятием.

В ряде случаев программы носят целевой характер, как, например, на фирме «Фольксваген» (ФРГ), где группа менеджеров по качеству составила 28 целевых программ. В их число входили программы по внедрению статистических методов контроля, обучению персонала, разработке фирменных стандартов, созданию кружков качества, организации производства по принципу «just in time» и т. д. Выбор той или иной программы и включение ее в действующую систему управления качеством зависели от затрат на ее реализацию и эффективность внедрения.

Приоритетность программ определялась на основе экспертных оценок. С этой целью каждая программа оценивалась в баллах (от 1 до 5) до пяти критериям:

сильна ли фирма в этой области; насколько улучшения в этой области необходимы;

какое воздействие окажет программа на последующие этапы;

степень удовлетворения нужд потребителя;

экономическая эффективность;

выявляются сильные и слабые стороны той или иной программы, проводится анализ ее совместимости с действующей системой управления качеством, а совместимость между собой нескольких программ служит основанием для их одновременного внедрения.

Такую практику можно рассматривать как метод непрерывного улучшения качества и совершенствования действующей системы управления качеством продукции [40, с. 78].

В России внимание к управлению качеством постоянно возрастает, вместе с тем многие менеджеры до сих пор основную часть рабочего времени посвящают «сиюминутным» проблемам и исправлению ошибок, а не планированию качества с самого начала.

Подход к качеству, возникший в советские времена и который ограничивался контролем, наказаниями и штрафами за брак, на настоящий момент все еще доминирует.

Необходимо время, чтобы владельцы бизнеса и управляющие осознали, что управление качеством товаров и услуг, основанное на планировании и удовлетворении потребителей - единственная основа их экономического процветания.

Особенно остро проблема качества встает в свете предстоящего вступления России в члены ВТО – Всемирной Торговой Организации. В этом случае многие таможенные пошлины, защищающиеся многие отечественные отрасли, будут снижены, количество импортных товаров, проникающих на отечественный рынок, существенно возрастет. При этом достойную конкуренцию импорту смогут составить только качественные российские товары. Недостаток времени, который сопровождает любые инициативы российских фирм по повышению качества, только усложняющих ситуацию.

Япония занимается управлением качества с 50-х годов, США – с начала 80-хгодов. В этой связи российским фирмам предстоит как можно быстрее проектировать и внедрять на предприятии всех форм собственности системы качества, в том числе соответствующие стандартам серии ИСО 9000.


3.2 Расчёт эффективности создания и функционирования системы менеджмента качества в ООО «Нефтегазинжиниринг»


Проблеме эффективности применения различных систем управления, контроля и оценки качества в строительстве в научной литературе уделяется достаточно внимания. Предлагаемые методы и показатели, как правило, сводятся к расчету снижения затрат на качество за счет уменьшения выпуска бракованной продукции. Некоторые методы позволяют оценить только отдельные эффекты, которые можно было выделить из общих показателей эффективности деятельности организаций.

В настоящее время имеются отдельные предложения по
оцениванию эффективности СМК, разработанных в соответствии со стандартами ИСО [27].

К примеру, в своих публикациях И.Г. Лукманова предлагает оценивать эффективность СМК в строительных организациях путем экспертного опроса с применением разработанной шкалы, характеризующей степень соответствия выполнения функций управления требованиям стандарта. Эксперты оценивают уровень выполнения отдельных функций управления в системе качества, затем по результатам этих оценок вычисляется интегральный показатель, величина которого сопоставляется со значениями коэффициентов в предлагаемой шкале. Шкала содержит четыре оценки: «хорошо», «приемлемо», «предел» «неприемлемо». Оценка «хорошо» означает, что система функционирует нормально; оценка «приемлемо» - отдельные элементы системы требуют доработки; оценка «предел» - система работает со срывами и не обеспечивает требуемого качества; «неприемлемо» система не решает поставленных задач по качеству, требуется полный ее пересмотр.

Этот метод можно использовать для предварительной оценки результативности отдельных элементов и системы в целом. Однако рассчитать экономический эффект от функционирования СМК с помощью предлагаемого метода невозможно.

Есть также предложение оценивать эффективность (или производительность) СМК отношением суммы выручки за реализованную продукцию (Qs) к общим затратам на изготовление этой продукции (З), то есть показатель эффективности (Э) определяется по формуле 6:


Э = Qs / З (6)


Этот показатель характеризует эффективность всей деятельности предприятия, так как на его величину оказывает влияние множество факторов, не имеющих отношение к функционированию СМК.

В периодической литературе встречаются предложения оценивать эффективность СМК уже апробированным путем расчета снижения себестоимости от уменьшения выпуска несоответствующей продукции (брака). Однако снижение затрат на исправление дефектов, это лишь одна составляющая ожидаемого экономического эффекта.

Некоторые авторы предлагают оценивать эффективность СМК величиной затрат на качество. Принцип оценки следующий: чем меньше затрат на достижение требуемого уровня качества, тем эффективнее СМК. Затратный метод более всех остальных соответствует рассматриваемой проблеме и концепции экономической оценки затрат на качество, принятой в стандарте ИСО. Несомненно, затраты на обеспечение качества продукции имеют очень важное значение для предприятия, но они не могут выступать единственным критерием оценки эффективности СМК.

Учитывая важность и масштабность проблемы качества в строительстве, предлагаются три подхода к оценке эффективности функционирования СМК:

определение затрат на обеспечение качества и оценка их эффективности по выбранному критерию;

расчет частных эффектов;

комплексная оценка эффективности функционирования СМК.

В зависимости от целей и задач оценивания эффективности два первых метода могут применяться либо отдельно, либо как дополнение одного к другому. Технология расчетов по этим подходам весьма не сложная, что обеспечивает им широкое применение. Эти подходы рекомендуется использовать для предварительной оценки эффективности СМК, проводимой на промежуточных этапах анализа.

Третий метод - комплексный, объединяет в себе принципиальную и содержательную суть первых двух подходов, так как учитывает и затраты на достижение заданного уровня качества продукции, и выгоды, полученные от се реализации. Этот метод рекомендуется как основной при составлении отчетности по результатам функционирования СМК на предприятии.

Все три подхода разработаны с учетом принципов рыночной экономики и требований действующих нормативных документов по определению эффективности.

При оценке эффективности функционирования СМК в строительной отрасли необходимо учитывать принципы и требования, отобранные из числа предлагаемых методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов с привязкой к исследуемой проблеме в сфере строительства и добавлением некоторых принципов рыночной экономики.

Экономическая цель управления качеством - обеспечить получение соответствующей продукции наиболее эффективным путем, т.е. при минимальных затратах. Обеспечение качества и дальнейшие программы по улучшению качества нацелены на устранение затрат, связанных с выпуском несоответствующей продукции.

Большинство организаций не учитывает затраты на качество, поскольку они не включены в общую бухгалтерскую отчетность, предоставляющую информацию о прибыли и убытках. Однако затраты на качество могут существенно влиять на величину прибыли предприятий. Если организация не проводит систематический анализ затрат на качество, то ей крайне сложно своевременно определить причины возникновения таких затрат, а также управлять ими или добиться их снижения.

При проведении анализа и оценивания затрат необходимо:

выявить и оценить размеры необходимых инвестиций в обеспечение (гарантирование) и улучшение качества;

обеспечить требуемый уровень качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство;

выявить взаимосвязи затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия;

определить критические «узкие» места в производственно-хозяйственной деятельности, требующие принятия мер по ее совершенствованию.

Как показывает зарубежный опыт, затраты на качество могут быть существенными. По результатам анализа, проведенного компанией «Бритиш Аэроспейс» в 2006 году, затраты на качество составили 11 % от стоимости продукции. Из них 22 % затрат были направлены на предотвращение, 30 % - на оценку и 48 % - на ликвидацию несоответствий.

Исследования, проведенные в 2005 году в Великобритании, показали, что затраты на качество могут достигать 10-20 % от общего оборота. В то же время только около 40 % компаний фиксируют информацию о затратах на качество. Большая часть затрат на качество (примерно 80 %) связана с устранением брака и проведением контроля.

Значительный объем затрат на ликвидацию брака свидетельствует также о наличии косвенных убытков, возникающих из-за неудовлетворенности потребителей, следствием чего является снижение спроса на продукцию, выпускаемую предприятием. Подобная ситуация приводит к потерям в бизнесе, причем величину таких потерь трудно измерить в финансовом эквиваленте.

Анализ и оценка затрат на качество дает возможность предприятию управлять затратами и оценить влияние функционирования СМК на результаты деятельности.

По данным строительных фирм Финляндии, применение СМК, разработанных в соответствии с требованиями стандарта ИСО серии 9000, обеспечивает снижение себестоимости строительной продукции до 20 % [31].

Оценка затрат на качество позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в рамках СМК, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, провести всесторонний анализ затрат на качество. Организация учета, анализа и оценки затрат па качество необходима для управления:

изменением затрат на качество;

инвестициями в улучшение качества;

обеспечением качества изготовления продукции и совершенствованием технологии производства;

развитием производства;

разработкой и выпуском новой продукции;

обеспечением интересов поставщика и потребителя.

Анализ затрат на качество - неотъемлемая часть экономической стратегии предприятия в области качества. Анализ должен базироваться на определении взаимосвязи и взаимовлияния качества продукции и экономических показателей деятельности организации.

Оценка затрат на качество проводится в организации для получения экономической информации при принятии руководством решений в области качества. Оценка осуществляется по различным критериям в зависимости от целей организации в области качества или от характера информации, которая необходима для принятия экономически обоснованных решений.

Затраты на обеспечение качества продукции предприятия подразделяются на три группы: Зп - на предупреждающие действия; Зк - на оценку качества продукции (контроль и подтверждение); Зд - на устранение дефектов (отказов). Затраты на предупреждающие действия (Зп) связаны с разработкой и внедрением мероприятий по предотвращению выпуска дефектной продукции и улучшения ее качества. Затраты на оценку качества продукции (3к) связаны с испытаниями, контролем и исследованиями с целью оценки выполнения требований к качеству продукции в процессе производства. Затраты на устранение дефектов (Зд) включают ликвидацию внутренних и внешних отказов. Расходы на устранение внутренних отказов вытекают из неспособности продукции выполнить требования к качеству перед поставкой и включают затраты на разработку, переделку, повторные испытания, утилизацию. Расходы на устранение внешних отказов вытекают из неспособности продукции выполнить требования к качеству после поставки и включают затраты, связанные с возвратом, возмещением ущерба и юридической ответственностью.

Затраты связанные с предупредительными мерами и оценкой качества продукции, считаются инвестицией, а затраты, связанные с отказами считаются потерей. Состав затрат на предупреждающие действия имеет следующий вид (формула 7):


Зп = Зт + Зу + Зс, (7)


где Зт - затраты на предотвращение дефектов;

Зу - затрат на улучшение качества;

Зс - затраты на содержание службы качества.

Издержки на оценку качества связаны с определением соответствия продукции предприятия установленным требованиям. Сюда входят затраты:

на входной контроль сырья, материалов, комплектующих;

на контроль и испытания в процессе производства;

на окончательный (приемочный) контроль и испытания готовой продукции;

на закупку и техническое обслуживание испытательного и контрольного оборудования.

Кроме этого, к издержкам на оценку качества продукции относятся затраты на содержание лаборатории и инспекторов по качеству продукции.

Затраты на контроль и оценку качества продукции определяем по формуле 8:


Зк = Зр + Зл, (8)


где Зр — затраты на проведение контроля и оценку,

Зл - затраты на закупку необходимого оборудования.

Издержки на устранение дефектов (отказов) — это затраты, связанные с производством бракованной продукции. К ним относятся затраты на устранение внутренних и внешних дефектов в процессе производства и в готовой продукции; переработку, переделку; замену поставленной потребителю несоответствующей продукции. К этой группе также отнесена оплата рабочего времени, затраченного инженерами по организации производства и инженерами-технологами на обследование дефектной продукции и последующую модификацию технологических процессов.

Затраты на устранение дефектов можно рассчитать по формуле 9:


Зд = Зв + Зн + Зм (9)


где 3в – затраты на ликвидацию внутренних дефектов,

Зн – затраты на исправление готовой продукции,

Зм – затраты на оплату работы ИТР.

Производство дефектной продукции может привести к снижению цен в результате рекламаций и к потере репутации и будущих заказов из-за неудовлетворенности потребителя и неблагоприятного общественного мнения.

Деятельность предприятий по изучению и анализу затрат на качество призвана обосновать действия организации в области качества и способствовать выбору лучших вариантов действий.

Опыт работы в этом направлении отечественных и зарубежных предприятий и организаций позволяет выделить несколько основных подходов к оценке и анализу затрат на качество. Выбор того или иного подхода зависит от целей, стоящих перед руководством предприятия: необходимо четко представлять, какая информация должна быть получена в результате анализа, и оценить возможность ее получения при применении выбранного подхода.

Общие затраты на качество определяем по формуле 10:


Зо = 3п + 3к + 3д (10)


Если провести анализ количественного соотношения трех составляющих в общем объеме затрат, то можно увидеть, что до внедрения СМК затраты на ликвидацию дефектов намного превышают остальные группы и составляют 65-75 % от общих затрат. Как известно, эти непроизводительные издержки являются причиной финансовых потерь, которые несет предприятие. На предупреждающие действия и контроль приходится 25-35 % от суммарных затрат.

В условиях функционирования СМК происходит перераспределение мест: снижаются затраты на ликвидацию брака и, соответственно, возрастают затраты на предупреждение и контроль, при этом суммарные затраты уменьшаются на 18-20%.

Одним из критериев с помощью которого предлагается оценивать эффективность СМК, может служить процентное соотношение затрат на ликвидацию дефектов и общих затрат Кi которое определяется по формуле 11:


Ki = 3д / 3о * 100% (11)


Чем меньше значение Кi тем ниже процент дефектной продукции, тем эффективнее функционирует СМК.

Как показывает многолетний опыт работы финских строительных фирм в условиях действующей СМК, минимальное значение, которое может принимать коэффициент Кi равняется 10-15 %.

Ki никогда не может быть равным нулю, так как сказывается действие человеческого фактора - невозможно предусмотреть все ошибки, которые может допустить исполнитель в силу различных субъективных причин.

В качестве основного критерия оценки эффективности СМК по методу определения затрат предлагается отношение общей выручки от реализованной продукции (Во) к общим затратам на качество.

Обозначим этот критерий Ко, он равняется (формула 12):


Ко = Во / 3о (12)


Чем выше значение Ко, тем большая сумма выручки приходится на один рубль затрат по качеству. Все исходные данные по производимым затратам можно получить из записей, которые осуществляются в рамках действующей СМК в соответствии с разработанными документированными процедурами. Провести оценку эффективности СМК по методу определения затрат возможно на любом этапе анализа.

В состав затрат на предупреждающие действия входят затраты на улучшение качества продукции. Однако необходимо помнить, что высокое качество продукции, как правило, невозможно получить без дополнительных затрат. Издержки на обеспечение качества могут возрастать с повышением качества продукции, поэтому показатели уровня качества и принятие мер по его улучшению планируются на основе анализа состояния рынка цен, которые покупатели согласны заплатить, и