Общий порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
неотъемлемая часть мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне и предусматривает реализацию электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении таможенной документации, а также реализацию опытных проектов по переходу на электронный документооборот с использованием механизма электронной цифровой подписи.Применение электронного декларирования привело к ускорению таможенного оформления и таможенного контроля, повышению прозрачности и сокращению влияния субъективного фактора при принятии решения должностным лицом таможенного органа, в чем особенно должны быть заинтересованы крупные участники внешнеэкономической деятельности. В среднем время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров составляет около 30 минут.
Необходимо учесть, что электронное декларирование до реорганизации Оренбургской и Орской таможен уже применялось ОАО «Уральская сталь» на Новотроицком таможенном посту Орской таможни. В связи с проведенной 1 декабря 2007 г. реорганизацией и упразднением Новотроицкого таможенного поста, отменилось и применение электронного декларирования, что, несомненно, отразилось на сроках оформления ГТД.
В настоящее время Оренбургской таможней осуществляется организация внедрения электронного декларирования на Орском таможенном посту;
- проведена работа по вводу в эксплуатацию мобильных инспекционно-досмотровых комплексов для досмотра товаров, перемещаемых автотранспортом, включая обучение личного состава, определение мест размещения ИДК, а также необходимый комплекс мероприятий совместно с Роспотребнадзором области. Указанные комплексы размещены на базе автомобиля «Мерседес» и будут размещены на АПП «Маштаково», «Сагарчин», «Орск», а также будут временно перемещаться на другие АПП таможни. Применение данных комплексов существенно повысит качество таможенного контроля, на основании рентгеновского изображения содержимого грузового помещения транспортного средства позволит с высокой степенью достоверности осуществлять пропуск товаров в автомобильных пунктах пропуска /14/;
- в соответствии с государственными контрактами начато строительство современных автомобильных пунктов пропуска «Маштаково», «Илек», «Орск». Строительство осуществляется в соответствии с утвержденными графиками. План сдачи в эксплуатацию всех пунктов пропуска - 2008 год;
- в ноябре 2007 г. открыт и принял первые товары на временное хранение СВХ «Мега – Транс». Общая площадь зон таможенного контроля данного склада составляет 19 230 квадратных метров. На СВХ имеются железнодорожные подъездные пути, складские помещения, оснащенные современным оборудованием, отвечающим требованиям таможенного законодательства, крытые площадки для осмотра и досмотра товаров.
На сегодняшний день это наиболее обустроенный крупнейший склад временного хранения в Оренбургской таможне, который в перспективе (1-2 года) должен стать складом терминального типа.
Однако, если вопрос по созданию таможенного терминала в г. Оренбурге уже практически решен, то по созданию терминала в восточном Оренбуржье остается открытым;
- проведена большая подготовительная работа по выполнению приказа ФТС России от 15 февраля 2007 г. № 203 «О создании на территории Оренбургской области зоны таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан» в части изготовления и установки соответствующих знаков. Необходимо отметить, что работы непосредственно по установке знаков проведены весной 2008 г.
Принятая в конце 2005 года Концепция развития таможенных органов Российской Федерации на 2006 – 2010 годы определила главную цель - создание конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и прозрачной для участников внешнеэкономической деятельности. Достижение этой цели невозможно без применения прогрессивных форм таможенного оформления и контроля, таких как специальные таможенные процедуры, определенные статьей 68 ТК РФ, применение участниками ВЭД электронной формы декларирования, а также использование предварительного информирования о перемещаемых через таможенную границу товарах.
В настоящее время в регионе деятельности таможни специальные таможенные процедуры установлены для некоторых участников внешнеэкономической деятельности: ОАО «Киембаевский горно-обогатительный комбинат «Оренбургские минералы» (г. Ясный) и ФГУП «Оренбургские авиалинии» (г. Оренбург) /15/.
Кроме этого, в отношении ЗАО «Бугурусланский завод «Радиатор» в стадии подписания находится распоряжения ФТС об установлении специальной упрощенной процедуры - временное хранение ввозимых на территорию РФ и находящихся под таможенным контролем товаров на складе Заявителя.
Предварительное информирование позволяет не только ускорить таможенные процедуры, но и получить важный рычаг в борьбе против недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости, а также сделать процесс таможенного оформления «прозрачным».
1 декабря 2007 г. вступил в силу приказ ФТС № 1145 от 17 сентября 2007 г. «О реорганизации Оренбургской и Орской таможен». Реорганизация произошла в форме присоединения Орской таможни к Оренбургской /16/.
Решение о реорганизации таможен отражает реальное соотношение в регионе объемов внешнеторгового оборота и штатной численности таможенников, обеспечивающих его. Среди основных критериев оценки – сравнительный анализ показателей деятельности таможенных органов, перспективы развития внешнеэкономических связей и транспортных коридоров в регионе, также была учтена необходимость перераспределения штатной численности в подразделения с более высокой интенсивностью работы.
В результате реорганизации были ликвидированы Новотроицкий, Медногорский таможенные посты и таможенный пост Орскнефтеоргсинтез. В связи с этим резко увеличился объем ГТД, оформляемых Орским таможенным постом. Учитывая это, в настоящее время набирается статистика по процессу таможенного оформления товаров участников ВЭД расположенных в г. Новотроицке. При обсуждении данного вопроса было принято решение направить обоснованные предложения в оргструктурную комиссию ПТУ о целесообразности создания структурных подразделений таможенного оформления и таможенного контроля в г. Новотроицке /17/.
Таким образом, Оренбургской таможней проделан довольно большой объем работ, но это далеко не все, что еще необходимо реализовать на практике.
Основные усилия в работе по таможенному оформлению и таможенному контролю на ближайшую перспективу следует сосредоточить на следующих направлениях:
- безусловное выполнение контрольных показателей по взиманию таможенных платежей и их перечислению в федеральный бюджет;
- улучшение таможенного администрирования;
- обеспечение законности принимаемых таможенными органами и их должностными лицами решений (совершаемых ими действий) в сфере таможенного дела;
- совершенствование таможенного законодательства Российской Федерации, повышение качества правоприменительной практики, сближение норм и принципов таможенного законодательства Российской Федерации и законодательства ЕС, выполнение международных обязательств Российской Федерации;
- развитие информационного взаимодействия с государственными органами, осуществляющими контрольные функции в сфере внешнеэкономической деятельности, а также с таможенными администрациями других государств;
- ускорение и упрощение процедур таможенного оформления товаров и транспортных средств при сохранении надлежащего уровня таможенного контроля товаров и транспортных средств путем расширения сферы применения электронного декларирования, совершенствования системы управления рисками, а также внедрения предварительного информирования таможенных органов;
- обустройство и техническое оснащение пунктов пропуска, увеличение их пропускной способности;
- борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, в том числе с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости, повышение эффективности контроля после выпуска товаров, пресечение деятельности фирм, нарушающих таможенное законодательство;
- подготовка квалифицированных кадров, способных работать с использованием современных таможенных технологий и технических средств таможенного контроля.
Заключение
Активное экономическое развитие страны, рост внешнеэкономических связей, продолжающаяся интеграция нашей страны в мировую экономику неизбежно приводит к увеличению товаро-, грузо-, пассажирооборота и количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу РФ. Вся эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые обязаны организовывать и регулировать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. От организации работы таможен, таможенных постов в регионе, в частности – в Оренбургской области, зависит соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД, их добросовестное декларирование товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений. Как уже отмечалось, эти факторы оказывают влияние как на пополнение государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, так и на экономическую, общественную и государственную безопасность страны.
В связи с этим, необходима модернизация и усовершенствование работы таможенных органов в области таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Это достигается планированием и постепенной реализацией на практике специальных мероприятий, предусмотренных ФТС и Правительством РФ.
Следует отметить, что Оренбургская таможня показывает стабильные положительные результаты в процессе управления перемещением товаров и транспортных средств, что подтверждается объемами перечисляемых средств в казну государства и количеством выявляемых правонарушений в области таможенного дела.
Необходимо подвести краткие итоги работы нашей таможни за последнее время и реализованных ей мероприятий.
Практика работы подразделений Оренбургской таможни показала, что за период 2005 – 2007 гг. таможенное оформление и таможенный контроль в зоне деятельности Оренбургской таможни осуществлялись с учетом особенностей внешнеэкономической деятельности региона.
Декларационный массив составил 27442 ГТД. На вывоз товаров было оформлено 18553 ГТД, на ввоз – 8889. На Оренбургском таможенном посту внедрено электронное декларирование.
Через таможенную границу проследовало свыше 1182 тысяч транспортных средств.
Основное количество правонарушений в рассматриваемый период связано с недекларированием товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащих оформлению в таможенном отношении.
Таможня перешла к таможенному оформлению грузовых таможенных деклараций с применением единого административного документа. Проведена работа по вводу в эксплуатацию мобильных инспекционно-досмотровых комплексов для досмотра товаров, перемещаемых автотранспортом. Начато строительство современных автомобильных пунктов пропуска, идет обустройство таможенной границы с республикой Казахстан. Это лишь самые крупные проекты, реализованные Оренбургской таможней в период 2005-2008 гг. Кроме того, выработана и существует концепция дальнейшего развития таможенной структуры нашего региона, включающая в себя различные необходимые мероприятия.
Таким образом, работа, осуществляемая Оренбургской таможней в регионе ее деятельности, оправдывает себя и дает положительные результаты, обеспечивая перемещение товаров и транспортных средств необходимым образом, в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Список использованных источников
1. Бакаева О. Ю. Таможенное право России: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. – 504 с.
2. Тимошенко И.В. Таможенное право России. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. - 512 с.
3. Габричидзе Б. Н. Таможенное право. - М.: Дашков и К, 2004. - 841 с.
4. Таможенный Кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2007
5. Таможенное право. - Под общ. ред. Андриашина Х.А. Учебник. – М.: изд. Юстицинформ. - 2006 - 264с.
6. Постановление Правительства от 29 ноября 2003 г. № 718.
7. Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2005. – 522 с.
8. Куприянов И.А. Юридические особенности перевозки автомобилей // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2007. - № 7. – С.34-36
9. Материалы официального сайта Федеральной Таможенной Службы: www.customs
10. Данные таможенной статистики за 2007-2008 гг. // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 7. – С.35-37
11. Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов регулирования внешнеторговой деятельности в России // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 11. – С.22-26
12. Ковалева Н.А. Таможне добавили полномочий // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 9. – С.8-9
13. Калинин М.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 5. – С.38-42
14. Бочаров Е.В. Электронный комплекс разгрузит границу // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 2. – С.2-4
15. Большаков А.Л. Таможенная стоимость: дискуссии продолжаются // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. - № 3. – С.24-25
16. Приказ ФТС № 1145 от 17 сентября 2007 г. «О реорганизации Оренбургской и Орской таможен»
17. Честным импортерам приоткроют границу // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2006. - № 12. – С.25-26
Приложение А
(дополнительное)
Товарооборот Приволжского региона по странам за январь 2009 г. (тыс.долл.США)
Таблица 1 - Товарооборот Приволжского региона по странам за январь 2009 г. (тыс.долл.США)
Страна | Товарооборот | Экспорт | Импорт | Доля в товарообороте (%) | Доля в экспорте (%) | Доля в импорте (%) |
АБХАЗИЯ | 24.87 | 24.87 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
АВСТРАЛИЯ | 508.68 | 506.41 | 2.27 | 0.03 | 0.05 | 0.00 |
АВСТРИЯ | 13 647.55 | 1 733.54 | 11 914.01 | 0.89 | 0.17 | 2.45 |
АЗЕРБАЙДЖАН | 32 481.21 | 31 949.04 | 532.17 | 2.12 | 3.06 | 0.11 |
АНГОЛА | 33.54 | 33.54 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
АРГЕНТИНА | 151.48 | 141.80 | 9.68 | 0.01 | 0.01 | 0.00 |
АРМЕНИЯ | 1 201.65 | 1 197.75 | 3.90 | 0.08 | 0.11 | 0.00 |
АФГАНИСТАН | 1 807.58 | 1 759.59 | 47.99 | 0.12 | 0.17 | 0.01 |
БЕЛЬГИЯ | 32 188.01 | 29 263.01 | 2 925.00 | 2.10 | 2.80 | 0.60 |
БОЛГАРИЯ | 4 357.78 | 3 120.60 | 1 237.18 | 0.28 | 0.30 | 0.25 |
БРАЗИЛИЯ | 5 659.96 | 5 438.72 | 221.24 | 0.37 | 0.52 | 0.05 |
ВЕНГРИЯ | 13 205.85 | 10 647.12 | 2 558.73 | 0.86 | 1.02 | 0.53 |
ВЕНЕСУЭЛА | 106.77 | 106.77 | 0.00 | 0.01 | 0.01 | 0.00 |
ВЬЕТНАМ | 4 358.69 | 4 217.94 | 140.75 | 0.28 | 0.40 | 0.03 |
ГАНА | 2 283.62 | 1 453.18 | 830.44 | 0.15 | 0.14 | 0.17 |
ГВАТЕМАЛА | 1 647.97 | 1 647.97 | 0.00 | 0.11 | 0.16 | 0.00 |
ГЕРМАНИЯ | 142 249.37 | 33 023.98 | 109 225.39 | 9.29 | 3.16 | 22.44 |
ГОНКОНГ | 283.80 | 264.13 | 19.68 | 0.02 | 0.03 | 0.00 |
ГРЕЦИЯ | 3 309.64 | 3 292.57 | 17.08 | 0.22 | 0.32 | 0.00 |
ГРУЗИЯ | 807.52 | 807.52 | 0.00 | 0.05 | 0.08 | 0.00 |
ДАНИЯ | 8 898.77 | 8 129.34 | 769.43 | 0.58 | 0.78 | 0.16 |
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ | 3.57 | 0.00 | 3.57 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
ЕГИПЕТ | 3 570.82 | 3 570.57 | 0.25 | 0.23 | 0.34 | 0.00 |
ИЗРАИЛЬ | 1 588.13 | 246.03 | 1 342.11 | 0.10 | 0.02 | 0.28 |
ИНДИЯ | 44 327.30 | 43 301.52 | 1 025.78 | 2.89 | 4.14 | 0.21 |
ИНДОНЕЗИЯ | 1 887.50 | 1 294.13 | 593.37 | 0.12 | 0.12 | 0.12 |
ИРАН, ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА | 14 486.73 | 14 223.56 | 263.17 | 0.95 | 1.36 | 0.05 |
ИРЛАНДИЯ | 3 737.27 | 3 221.13 | 516.15 | 0.24 | 0.31 | 0.11 |
ИСПАНИЯ | 7 338.85 | 4 645.25 | 2 693.59 | 0.48 | 0.44 | 0.55 |
ИТАЛИЯ | 50 894.16 | 31 094.72 | 19 799.44 | 3.32 | 2.98 | 4.07 |
КАЗАХСТАН | 195 777.30 | 146 758.17 | 49 019.13 | 12.78 | 14.04 | 10.07 |
КАНАДА | 4 691.74 | 1 442.86 | 3 248.88 | 0.31 | 0.14 | 0.67 |
КИПР | 661.49 | 661.49 | 0.00 | 0.04 | 0.06 | 0.00 |
КИРГИЗИЯ | 21 587.56 | 21 501.80 | 85.76 | 1.41 | 2.06 | 0.02 |
КИТАЙ | 166 937.76 | 141 393.77 | 25 543.99 | 10.90 | 13.53 | 5.25 |
КОЛУМБИЯ | 1 389.68 | 1 247.63 | 142.04 | 0.09 | 0.12 | 0.03 |
КОНГО | 218.00 | 0.00 | 218.00 | 0.01 | 0.00 | 0.04 |
КОРЕЯ, НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧ.РЕСПУБЛ. | 50.00 | 50.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА | 21 928.11 | 6 169.68 | 15 758.44 | 1.43 | 0.59 | 3.24 |
КУБА | 2 421.55 | 2 421.55 | 0.00 | 0.16 | 0.23 | 0.00 |
КУВЕЙТ | 341.48 | 341.48 | 0.00 | 0.02 | 0.03 | 0.00 |
ЛАТВИЯ | 24 335.90 | 24 093.04 | 242.86 | 1.59 | 2.31 | 0.05 |
ЛИВАН | 574.57 | 574.57 | 0.00 | 0.04 | 0.05 | 0.00 |
ЛИТВА | 19 674.62 | 19 190.56 | 484.06 | 1.28 | 1.84 | 0.10 |
ЛЮКСЕМБУРГ | 105.12 | 0.00 | 105.12 | 0.01 | 0.00 | 0.02 |
МАДАГАСКАР | 0.02 | 0.00 | 0.02 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
МАЛАЙЗИЯ | 2 470.47 | 55.28 | 2 415.19 | 0.16 | 0.01 | 0.50 |
МЕКСИКА | 9 865.99 | 9 385.44 | 480.55 | 0.64 | 0.90 | 0.10 |
МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА | 1 977.76 | 1 864.57 | 113.19 | 0.13 | 0.18 | 0.02 |
МОНГОЛИЯ | 3 327.41 | 2 781.66 | 545.75 | 0.22 | 0.27 | 0.11 |
НИГЕРИЯ | 2 222.86 | 2 222.86 | 0.00 | 0.15 | 0.21 | 0.00 |
НИДЕРЛАНДЫ | 47 274.39 | 32 683.85 | 14 590.54 | 3.09 | 3.13 | 3.00 |
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ | 854.88 | 25.98 | 828.89 | 0.06 | 0.00 | 0.17 |
НОРВЕГИЯ | 5 224.63 | 5 132.15 | 92.48 | 0.34 | 0.49 | 0.02 |
ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ | 242.01 | 197.84 | 44.17 | 0.02 | 0.02 | 0.01 |
ПАКИСТАН | 12.53 | 0.34 | 12.19 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
ПЕРУ | 2 575.09 | 2 568.44 | 6.65 | 0.17 | 0.25 | 0.00 |
ПОЛЬША | 24 973.09 | 19 830.01 | 5 143.08 | 1.63 | 1.90 | 1.06 |
ПОРТУГАЛИЯ | 796.83 | 203.90 | 592.92 | 0.05 | 0.02 | 0.12 |
РЕСПУБЛИКА МАКЕДОНИЯ | 479.98 | 0.00 | 479.98 | 0.03 | 0.00 | 0.10 |
РУМЫНИЯ | 5 562.81 | 1 559.83 | 4 002.99 | 0.36 | 0.15 | 0.82 |
СЕНЕГАЛ | 1 092.19 | 1 092.19 | 0.00 | 0.07 | 0.10 | 0.00 |
СЕРБИЯ | 5 463.04 | 4 410.31 | 1 052.74 | 0.36 | 0.42 | 0.22 |
СИНГАПУР | 16 754.77 | 16 722.56 | 32.22 | 1.09 | 1.60 | 0.01 |
СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА | 2 617.24 | 2 617.24 | 0.00 | 0.17 | 0.25 | 0.00 |
СЛОВАКИЯ | 7 427.36 | 2 389.69 | 5 037.67 | 0.48 | 0.23 | 1.03 |
СЛОВЕНИЯ | 729.36 | 363.74 | 365.62 | 0.05 | 0.03 | 0.08 |
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО | 29 586.06 | 20 197.83 | 9 388.23 | 1.93 | 1.93 | 1.93 |
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ | 78 537.75 | 61 688.16 | 16 849.59 | 5.13 | 5.90 | 3.46 |
ТАДЖИКИСТАН | 17 313.66 | 16 238.86 | 1 074.80 | 1.13 | 1.55 | 0.22 |
ТАИЛАНД | 3 586.32 | 3 110.15 | 476.17 | 0.23 | 0.30 | 0.10 |
ТАЙВАНЬ (КИТАЙ) | 6 786.88 | 2 379.84 | 4 407.04 | 0.44 | 0.23 | 0.91 |
ТУРКМЕНИЯ | 15 799.23 | 15 728.12 | 71.11 | 1.03 | 1.51 | 0.01 |
ТУРЦИЯ | 38 532.14 | 27 205.83 | 11 326.32 | 2.52 | 2.60 | 2.33 |
УЗБЕКИСТАН | 17 548.91 | 13 574.65 | 3 974.26 | 1.15 | 1.30 | 0.82 |
УКРАИНА | 155 744.02 | 38 816.07 | 116 927.95 | 10.17 | 3.71 | 24.02 |
ФИЛИППИНЫ | 18.48 | 0.00 | 18.48 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
ФИНЛЯНДИЯ | 76 377.56 | 71 459.28 | 4 918.28 | 4.99 | 6.84 | 1.01 |
ФРАНЦИЯ | 13 921.95 | 4 819.17 | 9 102.78 | 0.91 | 0.46 | 1.87 |
ХОРВАТИЯ | 78.40 | 44.93 | 33.47 | 0.01 | 0.00 | 0.01 |
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА | 12 287.32 | 2 445.26 | 9 842.06 | 0.80 | 0.23 | 2.02 |
ЧИЛИ | 671.58 | 646.64 | 24.94 | 0.04 | 0.06 | 0.01 |
ШВЕЙЦАРИЯ | 4 245.35 | 477.48 | 3 767.87 | 0.28 | 0.05 | 0.77 |
ШВЕЦИЯ | 20 559.55 | 19 584.38 | 975.17 | 1.34 | 1.87 | 0.20 |
ЭКВАДОР | 510.94 | 0.00 | 510.94 | 0.03 | 0.00 | 0.10 |
ЭСТОНИЯ | 1 328.94 | 1 237.16 | 91.78 | 0.09 | 0.12 | 0.02 |
ЮЖНАЯ АФРИКА | 118.28 | 0.00 | 118.28 | 0.01 | 0.00 | 0.02 |
ЯПОНИЯ | 25 610.96 | 21 089.58 | 4 521.38 | 1.67 | 2.02 | 0.93 |
Всего | 1 531 679.94 | 1 044 926.43 | 486 753.52 | 100.00 | 100.00 | 100.00 |