Инвестиционно-инновационная деятельность на предприятии
вся техническая документация с учетом современных специально подвижному составу, с учетом применения выпускаемых на Украине профилей проката, отсутствия необходимого литья и замены его сварными деталями и узлами, т. е. Конструкция хоппера – дозатора была приспособлена к условиям и возможностям завода и в тоже время полностью отвечала требованиям заказчика. Укрзалізниці. В течении года были изготовлены опытные образцы вагонов, проведен их комплекс испытаний, подготовлено и освоено производство хоппер – дозатора.Назрела проблема международных смешанных перевозок крупномонтажных контейнеров и автопоездов их самоходов без расцепа платформ. Использование таких платформ, сформированных в маршрутные поезда обеспечит перевозку массовых грузов из сопредельных государств в Украину, а также транзитом в страны СНГ, даст значительную экономию горючесмазочных материалов, снизит загрязнение окружающей среды автотранспортом и уменьшит аварийность и травматизм на автодорогах Украины.
В 98 году был проведен полный цикл испытаний платформы и в августе 98г. платформа принята межведомственной комиссией.
По плану новой техники разработан вариант думпкара с пониженными бортами для перевозки металлургических грузов, изготовлена партия вагонов для окатышей с усовершенствованной тормозной системой (замена тормозного цилиндра 16х14).
По заказу меткомбината «Азовсталь» разработана конструкция вагона для окатышей с пониженным кузовом. Продолжаются работы по разработке конструкции 6 – ти осного думпкара. Проблема обеспечения горнорудных и металлургических предприятий Украины думпкарами остается достаточно актуальной, однако рост цен на вагонную продукцию предприятия и спад производства этих предприятий затрудняет сбыт думпкаров и его прогнозирование.
В 1999 г. планируется проведение работ по созданию полувагона с глухим кузовом модели 12 – 4102 для экспортных поставок. Необходимо в 1-м полугодие 99г. разработать и согласовать конструкторскую документацию, изготовить опытные образцы, провести полный цикл испытаний, подготовит производство и со 2 – го полугодия приступить к изготовлению партии полувагонов.
В 1999 году будут производиться работы по разработке, изготовлению, испытаниям крытого вагона для тарно – штучных и понтированных грузов, 6 – ти осного думпкара грузоподъемностью 105 – 110 т.
В 99 г. намечается построить партию вагонов для охлажденного кокса с модернизированным кузовом.
Планом новой техники предусматривается разработать платформу для перевозки труб большого диаметра, построить головной образец вагонов для трейлеров по отработанной тех. документации.
Рассмотрев на первом этапе своего исследования основные виды продукции, разрабатываемые и внедряемые в производство на ОАО «ДВМ», а также высокоэффективные мероприятия перейдем к следующему этапу исследования, а именно: проследим и проанализируем динамику затрат на нововведения и получаемый от этого эффект (а также какое влияние оказали инновационные перемены на финансовую стоимость).
Затраты за счет собственных средств АО на проведение НИР, ОКР и ПТР в 1995 г. составили 119,17598 т.грн. кроме того, в сварочном производстве АО «Днепровагонмаш» внедрено 195 технологических процессов сборки, сварки термической и плазменной резки при изготовлении вагона – самосвала (думпкара) модели 32 – 4070, вагон платформы для листовой стали модели 13 – 4094, вагона для угля модели 12 – 4034. Общий годовой экономический эффект от внедрения мероприятий составил 6,042 т.грн. При этом снижен расход сварочных материалов на 16,4 т. (в расчете на год). Снижение трудоемкости изготовления вагонов составило 1637,4 кс/ч (с момента внедрения).
Согласно плана новой техники на 95г. внедрено 37 мероприятий. В результате внедрения этих мероприятий получен экономический эффект в сумме 87,344 т.грн.
В 95г. внедрены высокоэффективные мероприятия:
в кузнечном цехе освоено изготовление детали 100 – 40.008 – 3 (закладка триангеля) – экономический эффект 777,74 грн.;
отработана конструкция вагона для угля мод. 12 – 4034 – эффект 16,41 т.грн.;
внедрена облегченная конструкция нижней рамы думпкара м. 32 – 4070 – экономия: 2,47 т.грн.;
усовершенствована конструкция кузова думпкара: 10,55 т.грн.;
за счет усовершенствования технологии сварочно – сборочных работ – снижение себестоимости изготовления выпускаемых в 95г. вагонов на 6,042 т.грн.
Анализ ран. работы в АО за 95г. показал, что за счет внедрения рационализаторских предложений фактическая прибыль составила – 15,02 т.грн. сэкономлено:
металла на 11,87 т.грн.
полиматериалов – 1,416 т.грн.
з/п – 165 грн.
газа – 21 грн.
эмали черной – 1549 грн.
Наиболее эффективными внедренными рац. предложениями являются:
изменить технологию окраски наружных поверхностей колпака вагона для черной слябовой заготовки (внедрено в малярном цехе: фактически сэкономлено 1,629 т.грн.);
для газиорикации углекислого газа изготовить и смонтировать в котельном цехе газиорикатор, работающий на горячей воде с водонагревом, (позволило повысить надежность снабжения потребителей объединения углекислым газом при прекращении подачи пара).
За счет внедрения всех меропирятий на 95г. согласно плану новой техники снижена трудоемкость изготовления на 1954 н/ч, условное высвобождение численности составило 1 человек.
Финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ на 1995 г. провел бюджет (им профинансировано 101,5 т.грн.) и ЕФРПКТ им профинансировано 193,313862 т.грн.)
Затраты погашались за счет собственных средств.
Всего сумма финансирования составила: 294,8 т.грн.
Затраты по созданию и освоению новой техники в 1996 году погашались за счет собственных средств АО и составили 201,8 т.грн., что на 82,62 грн. больше, чем в 1995 году. Согласно плана новой техники на 96г. внедрено 20 мероприятий по повышению качества, технического уровня продукции, а также совершенствованию технологии и организации производства.
В результате внедрения запланированных мероприятий получен экономический эффект в сумме 222,7 т.грн., снижена себестоимость продукции на 222,7 т.грн, условное высвобождение численности работающих составило 3 человека.
В 96 году внедрены ряд высокоэффективных мероприятий:
за счет усовершенствования технологии сборочно – сварочных работ, расширение объемов механизированной сварки и оптимизации размеров сварочных швов снижена себестоимость изготовления вагонов на 117 грн.,
усовершенствована технология изготовления ребер на вагоне для рулонной стали мод. 13 – 4094, эффективность данного мероприятия составила 7228 грн.
отработана конструкция платформы для тяжеловесной обрези мод. 23 – 4052 с целью снижения себестоимости за счет использования металлопроката из углеродистых сталей общего назначения, эффективность разработки 1344 грн.
внедрены в производство облегченные балочки на раме и облегченные опоры на вагон-платформу для листовой стали мод. 13- 4094, экономический эффект составил 89418 грн.
Анализ рационализаторской работы в АО «Днепровагонмаш» за 96 г. показал, что за счет внедрения рационализаторских предложений фактическая прибыль составила 25080 грн. Сэкономлено:
металла 36т.;
лакокрасочных материалов на сумму 12035 грн.;
снижена трудоемкость на 935 нормо – часов;
использовано в производстве отходов металла на сумму 6065 грн.
Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских, технологических и проектных работ на 1996 год осуществляли главным образом инновационный фонд ЕФРПНГ. Сумма финансирования составила: 392,6 т.грн. по проектно-технологическим работам и 629 т.грн итого1021,6 т.грн., в т.ч. за счет инновационного фонда 350,35 т.грн.
Затраты по созданию и освоению новой техники в 1997 году погашались за счет собственных средств АО и составили 416,8 т.грн. В 1997 году разработано 220 технологических процессов сборки (сварки и термической резки для изготовления вагона для горячей слябовой заготовки), вагона для окатышей (при переводе литых деталей на сварные металлоконструкции), кроме того, в 97г. внедрено мероприятие плана новой техники по усовершенствованию технологии сварочно-сборочных работ, расширение объемов механизированной сварки и оптимизации размеров сварочных швов на платформе для перевозки длинномерных грузов мод. 13 – 4092 (Акт №10), что дало снижение себестоимости на платформе в размере 63,02 грн.
Согласно плана новой техники на 97г. предполагалось внедрить 31 мероприятие в общей сумме дающие экономический эффект 200 т.грн. Планом предусмотрено внедрение мероприятий и без экономического эффекта, а целесообразность их внедрения определено техническим советом предприятия, т.к. они направлены на:
повышение количества продукции;
решение экологических вопросов;
улучшение условий труда и техники безопасности;
обеспечение плана производства;
защиту физического изношенного оборудования;
соблюдение температурного режима в монтажном отделении полускатно – тележечного цеха при производстве колпар и тележек и т.д.
В 1997 году в рационализаторской и изобретательской работе приняло участие 22 человека.
Подготовлено 5 заявок на предполагаемые изобретения. За счет использования рацпредложений снизилась себестоимость продукции и сэкономлено:
на попутных изделиях – 11,3 т.грн.
металлопроката – 59,0 т.
электродов – 3,8 т.
электроэнергии – 15120 КВт/час или 1184 грн.
В результате рационализаторской работы снижена трудоемкость продукции на 69 н/ч и сэкономлено зарплаты 580 грн.
Экономический эффект от использования рацпредложений составили 25,4 т.грн.
Финансирование НИОКР проектных и технологических работ, как видно из плана финансирования в приложении, происходило за счет инновационного фонда (304 т.грн.) и ФРПНТ (515,76 т.грн.). Всего сумма финансирования составила 819,76 т.грн.
Затраты по созданию и освоению новой техники погашались за счет собственных средств АО и составили за 1998 г. 395,3 т.грн., в том числе в 1 полугодие 98г. 305 т.грн.
Согласно плану мероприятий по созданию и освоению новой техники на 98г., из приложения планировалось внедрить 36 мероприятий, в т.ч.:
общезаводских – 3
по прессовому цеху – 8
кузнечному цеху – 7
механическому цеху – 1
св/сб цеху №1 – 4
св/сб цеху №2 – 3
малярно сдаточному – 3
инструментальному – 5
котельному – 1
ПСДЦ – 1
Из них по разным причинам, например из – за отсутствия заказов на производство вагонов, исключено 5 мероприятий.
В общей сумме все мероприятия дают экономический эффект 20 т.грн.
Согласно плана финансирования на 98г., из приложения, всего профинансировано мероприятий на сумму 1415,76 т.грн., в т.ч. инновационным фондом – 120 т.грн., а ФРПНТ – 225,76 т.грн.
Из всего выше сказанного можно проследить динамику затрат на создание и освоение новой техники, а также динамику полученной эффективности от внедренных мероприятий, наглядно представив в таблицах 2.7 и 2.8 и на рисунках 2.1, 2.2.
Из данных диаграмм видно, что наибольшая сумма затрат на освоение новых видов продукции наблюдалось в 1997 году (416,8 т.грн.), а наименьшие затраты средств в 1995 году (119,18 т.грн.).
Наиболее существенный экономический эффект получен в 1996 году (222,7 т.грн.), а наименьший в 1995 г. (87,34 т.грн.).
По сравнению с 1995 г. в 1998г. затраты на освоение новых видов продукции увеличилось на 276,12 т.грн. и экономический эффект возрос на 112,66 (43,7%).
В целом можно сделать вывод, что с каждым годом увеличивается количество мероприятий по созданию новой техники, растут затраты на освоение новых видов продукции. Это обусловлено в первую очередь спецификой предприятия АО «Днепровагонмаш» специализируется на выпуске новой продукции. На предприятии разрабатываются новые процессы, новые технологии. Но очень важно (глобальные) проблемы на настоящий момент времени является поиск заказчиков. Предприятие ищет новые рынки сбыта своей продукции, заказчиков, а чтобы избежать остановки производства и компенсировать отсутствие денежных средств у предприятий – поставщиков, АО «Днепровагонмаш» вынуждено производить бартерный обмен. Удельный вес бартерных операций в 98г. составил 81,6%.
В таблице 2.9 можно проследить динамику отчисления средств в фонд развития производства, науки и техники (ФРПНТ).
Таблица 2.9 – Фонд развития производства, науки и техники
тыс. грн.
Статьи |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Прирост (+), падение (-) в 1998г по сравнению с 1995г |
1. Остаток на 01.01. 2. Начислено за счет прибыли 3. Возврат ссуд 4. Выручка от реализации выбывшего имущества и металлолома 5. Возврат уставного фонда 6. Возмещение НДС 7. 70% инновационного фонда 8. Выручка от реализации опытных образцов Итого начислено Израсходовано Остаток на 01.01. Финансирование НИОКР Приобретение ОФ Финансирование нецентрализованных средств ОКСа |
269 880 12 6 66 7 157 24 1152 1313 108 119 202 424 |
+108,2 1704,2 260,4 21 201,8 1190,8 479,8 |
- 819,5 285,1 35 1169,6 1489,9 - 262 516,6 |
- 234,4 293,1 17 247,2 1867,1 1519,9 212 |
-645,6 +136,1 7 -904,8 554,1 1411,9 93 |
Итого: |
2495,7 |
1489,9 |
1005,8 |
2.3 Влияние инновационных перемен на финансовую стабильность предприятия
Внедрение новшеств на предприятии главным образом улучшает его финансовую стабильность, а именно: уменьшается его себестоимость, увеличивается прибыль. Открываются новые возможности для улучшения условий труда и техники безопасности, улучшаются качества выпускаемых изделий, снижается трудоемкость изготовления продукции, происходит высвобождение численности и т.д.
В подразделе 2.2 было отмечено, какой экономический эффект от внедренных мероприятий был получен на АО «Днепровагонмаш», как снизилась трудоемкость и сколько человек высвободилось, а также сколько металла, заработной платы, газа, энергии было сэкономлено за счет внедрения рациональных предложений.
Но более конкретно рассмотреть, как именно повлияли инновационные перемены на финансовую стабильность предприятия мы сможем воспользовавшись актами новой техники, предоставленными на предприятии АО «Днепровагонмаш».
1. Мероприятие: «Усовершенствование технологии изготовления дет. 4034.02.144 на вагон для угля мод. 12 – 4034».
До внедрения мероприятия деталь 4034.02.144 изготавливалась из толстого листа 4х1250х6000 ст.3 кп.3. Согласно мероприятия предложена схема раскроя детали из отходов детали 4034.01.117 (лист).
Экономия металлопроката составила 39,5 т. на 1в/кт. вагона для угля мод. 12 – 4034.
Экономический эффект равен экономии от снижения себестоимости: 3,650 т.грн. в расчете на год и с момента внедрения.
2. Мероприятие. Разработать конструкцию платформы для тяжеловесной обрези мод. 23 – 4052 с целью снижения себестоимости за счет использования металлопроката из углеродистых сталей общего назначения. Результаты анализа испытаний и уточненные прогнозные расчеты позволили изменить конструкцию платформы для тяжеловесной обрези мод. 23 – 4052 в части изготовления данной платформы из углеродистых сталей обычного качества взамен низколигированных марок сталей, что привело к снижению себестоимости (01.04.96г.).
Экономический эффект составил:
в 1996 году: 21,947 т.грн.
в 1997 году: 22,394 т.грн.
3. Мероприятие. Отработать конструкцию платформы для тяжеловесной обрези мод. 23 – 4052 с целью снижения себестоимости за счет использования металлопроката углеродистых сталей общего назначения.
Таблица 2.10 - Сводная таблица изменения затрат на 1 в/кт. платформы для тяжеловесной обрези.
Наименование затрат |
Ед. изм. |
До внедрения |
После внедрения |
Изменение |
1.Изменение затрат по металлопрокату 2.Изменение затрат по по сварочным материалам |
т.грн т.грн |
3,287 3,436 |
2,853 3,305 |
-0,434 -0,131 |
3.Итого |
т.грн |
3,631 |
3,183 |
-0,448 |
Исходя из экономии от снижения себестоимости и их выпуска по плану экономический эффект равен экономии от снижения себестоимости:
в расчете на год: 22,4 т.грн. (0,448 50 шт);
с момента внедрения: 21,45 т.грн. (0,448 49 шт.).
Из рассмотренных выше мероприятий можно сделать вывод, что за счет внедрения инновационных перемен снижение себестоимости, а следовательно и улучшалась финансовая стабильность предприятия.
Себестоимость продукции является одним из важнейших экономических показателей деятельности предприятия. Именно в себестоимости продукции концентрируются все затраты на производство и реализацию продукции и именно здесь определяются резервы по их уменьшению.
Уменьшение затрат на производство пропорционально связано с уменьшением прибыли предприятия, а увеличение прибыли влечет за собой техническое развитие предприятия, также улучшение материального и социального благополучия работающих.
Проанализируем влияние выручки от реализации среднегодовой стоимости основных фондов, среднегодовой стоимости нематериальных активов на результативный показатель прибыли, используя взаимосвязанные факторные индексы. Исходные данные для расчета приведены в таблице 2.111
Таблица 2.11 – Показатели работы АО «Днепровагонмаш» за 1996-1997гг. (в сопоставимых ценах)
тыс. грн.
Показатели |
1996 |
1997 |
1. Выручка от реализации (без НДС и акцизов) 2. Среднегодовая стоимость основных фондов 3. Среднегодовая стоимость нематериальных активов 4. Чистая прибыль |
37212,8 4824,7 108,4 3960,30 |
40651,5 90459,5 162,3 2741,8 |
По данным таблицы 2.11 произведем расчет показателей рентабельности продукции, использования основных фондов и нематериальных активов (таблица 2.12)
Таблица 2.12 – Показатели рентабельности продукции, основных фондов и нематериальных активов на АО «Днепровагонмаш» за 1996-1997гг.
Показатели |
Услов-ное обо-значение |
1996г. |
1997г. |
Абсолют-ное значение |
Коэффи-циент динамики |
1. Рентабельность продукции, т. грн. 2. Рентабельность нематериальных активов, т. грн. 3. Коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов 4. Рентабельность основных фондов, т. грн. 5. Чистая прибыль, т. грн. 6. Среднегодовая стоимость основных фондов, т. грн. |
а б в Rф=аЧбЧв П=аЧбЧвЧЧг г |
0,1048 349,29 0,00222 0,0813 3960,3 48724,7 |
0,0676 250,47 0,00179 0,0303 2741,8 90459,5 |
-0,0372 -98,82 -0,000426 -0,05099 -1218,5 +41734,8 |
0,645 0,719 0,806 0,3728 0,692 7,856 |
По данным таблицы 2.12 произведем рассчет показателей рентабельности продукции использования основных фондов и нематериальных активов.
Индекс изменения чистой прибыли (результативный показатель):
абсолютное изменение
Индекс рентабельности продукции (фактор а):
Индекс рентабельности нематериальных активов (фактор б):
Индекс коэффициента соотношения нематериальных активов и основных фондов (фактов в):
Индекс средней годовой стоимости основных фондов (фактор г):
Итоговые результаты:
(таблица 1, графа 5);
что близко к значению графы 4 таблицы 1. Расхождение имеет место за счет округлений. Т.о., в расчетах прибыль в 1997г. уменьшилась по сравнению с 1996годом за счет уменьшения рентабельности продукции на 1508,7016 тыс. грн. или 28,3%. Однако объем основных фондов увеличился на 85,6%.
2.4 Органы управления инновационными ресурсами предприятия
Организационная структура управления АО создана с учетом производственно-технических и организационных факторов. Действует единая социально-бытовая сфера предприятия.
Организационная структура АО «Днепровагонмаш» показана в приложении Г.
Организационная структура АО ранее имела ряд особенностей: с целью централизации работ по изготовлению новых видов продукции была создана специальная конструкторско- технологическое бюро по вагоностроению, которое объединяла в себе конструкторские, технологические службы, отдел материальных нормативов и др. технические службы.
С недавнего времени управление инновационными ресурсами осуществляет гл. инженер через зам. гл. инженера (см. рисунок 2.3)
Рисунок 2.3 – Организационная структура управления инновационными ресурсами
Как видно из приведенной организационной структуры управления, между звеньями управления существует как прямая, так и обратная связь. Информация от одного звена орг. структуры передается др. и т.д. Это позволяет оперативно решать вопросы по разработке конструкторско-технологической документации, по изготовлению и испытанию опытных образцов и оснащенности производства при запуске новых видов продукции.
Главный инженер осуществляет организационно техническую развитие предприятия, обеспечивает развитие научно-технического прогресса, а также совершенствование работы технических служб предприятия.
Зам. главного инженера находится в непосредственной зависимости от главного инженера и собрав всю нужную информацию и переработав ее предоставляет непосредственно главному инженеру.
Информация о ходе выполнения инновационных мероприятий обеспечивается через инженера экономиста отдела технического контроля (ОТК).
ОТК обеспечивает конструкторскую подготовку основного производства предприятия, обеспечивает высокий технический уровень разрабатываемых конструкций, изделий на основе последних достижений науки и техники. При разработке нового вида изделия, ОТК должен изготовить опытный образец изделия или детали, обеспечивать экономическую эффективность создаваемой новой конструкции, предоставить заключение по рац. предложения и изобретения. А также в обязанности ОТК входит: разработка новых, технически совершенных конструкций, проведение исследовательских и экспериментальных работ.
Отдел главного технолога (ОГТ) обеспечивает внедрение новых прогрессивных технологий и совершенствованных технологической подготовки производства. При разработке нового изделия или современных технологий , ОГТ должен разработать и внедрить в производство наиболее прогрессивный технологический процесс, вид оборудования и технологическую оснастку, а также средства автоматизации и механизации. Также в обязанности ОГТ входит: систематический анализ прогрессивности действующих тех. процессов и их совершенствование в целях повышения производительности труда, улучшение качества, снижение себестоимости, участие в составлении планов развития научной техники, изучение и внедрение в производство передового опыта отечественной и зарубежной промышленности в области технологии работ, издание технических и справочных материалов в области применения новой техники и технологии, установления систематической связи с научно-исследовательскими институтами, контроль за выполнением научно-исследовательских работ.
Инструментальный отдел обеспечивает производственные подразделения предприятия инструментом и оснасткой высокого качества, планирует потребность производства в технологической оснастки и инструменте. При внедрении инновационных перемен, инструментальный отдел обеспечивает бесперебойное поступление в цеха и службы необходимых инструментов и приспособлений, полученных как со стороны, так и изготовленных своим инструментальным цехом. Инструментальный отдел также занимается: совершенствованием работы инструментальной службы и повышение качества и оперативный учет, контроль и анализ производственной деятельности инструментального цеха, внедряет прогрессивную технологию производства инструмента и приспособлений в целях их удешевления и повышения стойкости.
Отдел главного металлурга (ОГМет). Обеспечивает технологической оснасткой новых технологических процессов, внедряет прогрессивные технологические процессы металлургического производства, предусматривающее получение заготовок и деталей с наименьшими затратами труда, материалов и обеспечение качества, надежности и долговечности изделий. При внедрении инновационных разработок составляет заявки на необходимое металлургическое оборудование и материалы и разрабатывает технологические процессы для подчиненных ему цехов. Также Огмет осуществляет: предоставление заключений по рац. предложениям и изобретениям, касающимся металлургического производства, обеспечивает внедрение планов научно-исследовательских работ по механизации и автоматизации производства.
Отедел материальных норматив (ОМН) обеспечивает учет стандартов и унификацией на предприятии, направленных на выпуск высококачественной и экономной продукции на предприятии. При внедрении новых изделий, централизованно выдает соответствующие чертежи и технические документы в соответствии с действующими классификаторами.
Планово-экономический отдел (ПЭО) обеспечивает руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рац. хоз. деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности, а также организовывает комплексный экономический анализ деятельности предприятия и участвует в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства. При внедрении нововведений ПЭО составляет смету затрат на выпуск новых видов продукции, а также по актам новой техники рассчитывают экономический эффект от внедряемых мероприятий.
Управление материально-технического снбжения (УМТС) обеспечивает наиболее полное и экономное использование на предприятии материальных ресурсов, а также рационально организовывает работу снабженской службы предприятия. При внедрении инноваций обеспечивает комплексную своевременную и равномерную потребность предприятия качественными средствами производства.
Производственные цехи обеспечивают выполнение плановых заданий на основе постоянного повышения технического уровня производства и его эффективности. При внедрении новшеств производственные цехи осущетсвляют на основании заданий производственный процесс изготовления этих новых видов продукции. Также производственные цехи осуществляют: систематическое совершенствование систем внутризаводского планирования и экономическое стимулирование для достижения наибольшей экономической эффективности при наименьших затратах, внедрение новейших методов учета и отчетности на основе механизации и автоматизации управления и инженерного труда.
Должностные обязанности менеджера по управлению инновационными ресурсами следующие.
Менеджер по управлению инновационными ресурсами выполняет соответствующие функции и руководит инновационными ресурсами предприятия. В его обязанности входит:
Проведение научно-исследовательских и опытно-констукторских работ и внедрение в производство передовых достижений науки и техники.
Организация и координирование работ всех служб по разработки плана организационного и технического развития предприятия.
Анализ и использование информации о научно-технических достижениях и передовом опыте.
Содействие рационализаторству и изобретательства. Организация помощи рационализаторам и изобретателям в оформлении и техническом обновлении предложений и изобретений.
Оказание помощи совету новаторов производства.
Заключение договоров с научно-исследовательскими организациями, высшими учебными заведениями в творческом сотрудничестве.
Главная цель к которой стремится каждый менеджер по управлению инновациями – это эффективное использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового продукта, способы его производства и удовлетворение потребностей общества конкурентоспособными товарами и услугами.
Менеджер должен:
Контролировать сроки предпроизводственных стадий, чтобы избежать их растягивания во времени (иначе до стадии производства могут дойти устаревшие разработки ).
Управление подготовкой производства входит в обязанности функциональных менеджеров.
Менеджеры контролируют выполнение графика подготовки производства.
Менеджер обеспечивает согласованность в работе конструкторов и технологов.
Менеджер совместно с технологами может участвовать в разработке методов технического контроля.
Менеджер должен контролировать технологическую дисциплину.
1 Форма 1, 2, 3 бухгалтерской отчетности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ нынешнего положение экономики Украины показывает, что в условиях тотального дефицита товаров и услуг в стране, тем не менее производится продукция неудовлетворяющяя запросам потребителей, а это значит, что в пустую расходуется материально финансовая и трудовые ресурсы, общественные потребности остаются неудовлетворёнными. Найти рациональные пути оздоровления экономики определить наиболее эффективные методы использования инвестиции, устранитить несоответсвие спроса и предложения и помогает практика и теория менеджмента
Последствие реформирование общества которые коснулись инновационной сферы, пока ещё больше негативные чем позитивные. Сократились государства на развитие науки. Как показывает анализ инновационной деятельности из данной работы, уменьшается численность трудящихся в научных учреждениях, особенно отраслевого профиля, большая численность научных работников с высоким уровнем знания и квалификации эмигрирует.
Вывод из данной курсовой работы следующий: для того чтобы сократить негативные процессы, ухудшающие развитие инновации, как на Украине, так и на рассмотренном предприятии, необходимо реформировать государственную инновационную политику под которой понимается комплекс, мероприятий касающихся стимулирования разработки, управления, реформирования и контроля процессов инновационной деятельности в сферах науки, техники и производства.
Инновационная политика должна основываться на приорететах экономической политики, включая в себя:
законодательную базу регулированной деятельности;
систему стимулирования инновационного предпринимательства, через налоговую и амортизационную политику;
создание научной инфраструктуры.
Развитие инновационной деятельности - одно из основных путей выхода экономики Украины из кризисной ситуации и получение высокого уровня прибыли.
3 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
3. 1 Разработка мероприятий по эффективному использованию
инновационных ресурсов и их экономическое обоснование.
При анализе инновационных процессов на АО “Днепровагонмаш” можно было заметить тенденцию предприятия к выпуску новых видов продукции, обновлению базы.
Для выживания в столь сложных условиях существования предприятие стремится наилучшим образом выполнять заказы, тем самым, поднимая свой имидж.
В данной проектной части будут предложены мероприятия по эффективному использованию инновационных ресурсов как технологического, так и организационного характера и рассчитан экономический эффект от внедрения этих мероприятий.
В период становления рыночных экономических отношений в связи с резким повышением стоимости металлопродукции становится актуальным вопрос использования металлоотходов, эта проблема тесно связана с эффективностью общественного производства и является важнейшей частью формирования экономических условий создания безотходного производства.
Только на основе развития экономического механизма взаимосвязей основного производства и производств, использующих отходы в качестве исходного сырья для получения новой продукции, могут быть созданы предпосылки действительно безотходного производства, где в полной мере будут решены и экономические проблемы.
Реализация имеющихся резервов вторичного сырья позволят сохранить многие ценные материалы и сэкономить значительное количество энергии. Народнохозяйственный эффект будет получен за счет расширения сырьевой базы без выделения дополнительных вложений на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых; высвобождения земельных площадей от отвалов и свалок; сокращение нерациональных перевозок первичного сырья; затрат на охрану окружающей среды.
Одним из видов ценного вторичного сырья являются отходы металлообработки: металлическая стружка, обрези заготовок, шлансы шлифовальных станков.
При обработке металлов резанием большое количество смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) уносится со стружкой. Кроме того, на многих заводах при термической обработке металлов образуется большое количество опалены, которая осаждается в масле после закалки. СОЖ в стружке и окалине снижает их экономическую ценность, т.к. в процессе плавления возрастает содержание серы, углерода и примесей в выплавляемой стали. Для рационального использования в качестве шихтового материала стружку необходимо прессовать в брикеты и пакеты максимальной плотности.
Использование брикетов или пакетов способствует повышению его металлургической ценности, сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ.
Получение качественных брикетов или пакетов из стружки возможно только при тщательной очистке её от масла и эмульсии.
Главная цель мероприятия – обоснование и разработка оборудования и комплексных систем переработки металлической стружки. Идея заключается в получении максимально возможной плотности брикетов или пакетов за счет качественной подготовки исходного сырья и окускованию при минимальных энергетических затратах. При этом качественная подготовка исходного сырья должна обеспечить максимальную плотность брикетов или пакетов при использовании серийного прессового оборудования, что требует определенного совершенствования технологий окускования.
Рассчитаем экономический эффект переработки металлической стружки.
Применение комплексных систем переработки отходов и специального оборудования для сбора и окускования металлоотходов позволит:
- повысить производительность труда за счет сокращения числа вспомогательных рабочих, занятых сбором, транспортировкой и переработкой стружки;
- уменьшить затраты на перевозку стружки автомобильным и железнодорожным транспортом;
- улучшить условия труда, резко снизить травматизм, возникающий при сборе и транспортировке стружки вручную;
- улучшить качество вторичных материалов и резко снизить безвозвратные потери металла при переплавке;
- выбрать оптимальные решения применительно к конкретным условиям заводов;
- уменьшить трудоемкость проектирования и внедрения;
применить унифицированные механизмы и агрегаты для сбора, транспортировки и переработки стружки.
При выборе типовой схемы должны быть приведены следующие технико-экономические показатели:
количество удаляемой и перерабатываемой стружки: 1000т в год;
показатель концентрации стружки – количество стружки в год, приходящейся на 1м2 производственной площади