Инвестиционно-инновационная деятельность на предприятии

В приложении показана динамика роста прибыли и экономии от снижения себестоимости в виде диаграммы.


Таблица – Эффективность использования инноваций, т. грн.

Показатели 1994 1995 1996 1997
Прирост прибыли 70170 58730 21191,4 29908,2
Экономия от снижения себестоимости 3810 405910 15497,7 23846,3

Планирование и управление созданием, освоением и количеством инновационных ресурсов.


Для общего представления о планировании основных разделов плана по внедрению новой продукции представим в виде схемы.


Этапы планирования инноваций на предприятии в условиях рынка:

Этапы планирования инноваций на предприятии в условиях рынка:


Генерация идей и их отбор


Оценка новой продукции по общим, маркетинговым характеристикам


Оценка потребителей концепции новой продукции




Экономический анализ (возможный спрос, уровень издержек производства, размер прибыли, объем капитальных вложений и др.)





Разработка продукции

Пробный маркетинг

Коммерческая реализация


В конце теоретической части:

Из всего сказанного в теоретической части можно сделать вывод, что актуальность изучения и сопоставления тенденций роста научно – технической сферы в развитых странах и России обусловлено, с одной стороны, особым значением науки и инноваций для подъема нашего народного хозяйства и, с другой, необходимостью определения путей преодоления инновационного кризиса. Переход к рынку требует ясного понимания неизбежности изменений в науке в соответствии с новыми экономическими реалиями. Без этого невозможно ни ее реформирование, ни выработка долгосрочной государственной инновационной политики.


В конце аналитической части:

В заключении необходимо сделать вывод: в настоящее время стремительно меняются условия научно – технической деятельности предприятия. Поэтому для ее развития и управления необходимо регулярно осуществлять анализ состояния инновационного потенциала. Данные, полученные в соответствии с требованиями математической статистики, выявляют достоверную картину распределения научно – технического потенциала по отрасли и производствам, включая малые предприятия, помогают соотносить его с имеющимися ресурсами и формировать рекомендации инвесторам.


Заключение.

В заключении отметим, что в ближайшем будущем возможна реализация одного из трех сценариев развития отечественной науки и инновационной деятельности. Аналитический – это технологический рывок в ряде наукоемких отраслей на основе усиления инновационной активности частного сектора, ориентированного на платежеспособный спрос, приоритетной поддержки государством фундаментальной науки, образования и ограниченного числа критических технологий преимущественно оборонного значения. Пессимистический вариант предполагает углубление негативных тенденций в научно – технической сфере, т.е. деградацию академической и отраслевой науки, снижение стандартов среднего и высшего образования, потерю кадрового потенциала и, как следствие, не только не возможность перехода к наиболее перспективной модели экономического роста – инновационной, наукоемкой, - но и утрату основных признаков статуса великой державы, подрыв обороноспособности. Третий, промежуточный сценарий заключается в __________ развитии ряда сегментов научно – технической сферы, получивших по каким – либо причинам государственный приоритет, при деградации остальных секторов.

Учитывая нынешние тенденции в науке, наиболее реальны пессимистический и промежуточный варианты.

Высокая вероятность неблагоприятного развития научно – технической сферы требует расширение исследований ее проблем, доведение их результатов до органов законодательной и исполнительной власти, усиления открытых дискуссий в самом научном сообществе о путях и методах реформирования науки.

Учитывая значение инновационной деятельности для народного хозяйства Украины, необходимо создать на государственном уровне финансовый механизм поддержки инновационного бизнеса, суть которого должна лежать в обеспечении такой величины прибыли на капитал в данном виде деятельности, которая была бы ни меньше, чем в других отраслях.

Благоприятное развитие инновационной деятельности обеспечит повышение эффективности производства и общественного благосостояния общества.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Закон України Про внесення змін до закону України “Про основи державної політики у сфері науки і науково-технічної діяльності” від 1 грудня 1998 р. № 284 – ХIY // Голос України –98 –22 грудня с 6 – 9.

  2. Закон України Про внесення змін до деяких Законів України з метою підтримки науковой і науково-технічної діяльності.

  3. Указ Презедента Украины об утвержденнии положения О совете по вопросам науки и научно-технической политике при Президенте Украины от 11 июня 96 года № 409/96 // Деловая Украина 19 июня с.6.

  4. Постанова кабміну Про реалізацію пріорететніх напрямів розвитку науки і техніки // Вісник НАІ України –94 –9 –10 с.5.

  5. Постановление кабмина Украины “О внесение изменении и дополнении Постановления КМУ “Осоздании гос. Инновационнго фонда”” от 18.02.92 г. №77 // Дело –94 –5.

  6. Вакарина С.И. Инвестиции в Украине –К. : «Конкорд»,1996г.

  7. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник – 2е переработанное и дополненое . – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ 1995г.

  8. Ильнкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. –М.: Банки и биржи, 1997г.

  9. Покропівний С.Ф. Економіка підприємства. –К.: Хвиля – Пресс, 1995, 2т.

  10. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. -К.:

Товарищество «Знання», КОО ,1998г.

  1. Дронов Д. Информационный рынок инноваций и ноу-хау. «Бизнес-

информ» №21, 1996г.

  1. Ковальчук Т. Инновационная деятельность в Украине. «Бизнес- информ», №10, 1996г.

  2. Панасюк Б. Деякі підходи до прогнозування науково-технологічної та інноваційної сфер. “Економіка Украйни”, №3, 1999г.

  3. Тимощук Л. Винахідницька та ліцензіїнв інноваційна активність в економіці. “Економіст”, №3, 1999г.

  4. Новицкий Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности. «Економист», №3 1999г.

  5. “Інноваціїна діяльність, як фактор підвищення еффектівності відчизняної економіки” Фінанси України, №6,1998г.

  6. Бюллетень НДІС Держкомстату України, 3 квартал 1998р.


  1. Статистичний бюллетень за 1 півріччя // Міністерство статистики України. –1995р.

  2. Информаціїний бюллетень за липень-серпень 1997р. // Міністерство статистики України. –1998р.


3 Аналитическая часть


3.1 Общая характеристика предприятия.


АО “Днепровагонмаш” – один из крупнейших на Украине и в СНГ разработчиков и изготовителей грузовых и промышленных вагонов для различных отраслей промышленности. Хоппер – дозатор, думпкар грузоподъемностью 90тн, хоппер для угля грузоподъемность 8тн, цементовоз, хоппер для перевозки минеральных удобрений агломерата, окатышей, кокса, технического углерода, вагона бункерного типа для перевозки муки, гранулированных полимеров, а также вагоны – лесовозы разных модификаций, вагоны для аппатита, разгружающиеся силой тяги локомотива, были впервые разработаны, изготовлены, испытаны и освоены в производстве на АО «Днепровагонмаш».

Сейчас АО «Днепровагонмаш» – это более 16 производственных цехов и участков, 8 основных, 8 вспомогательных, оснащенных современной технической оснасткой и оборудованием, специализированными комплексно – механизированными линиями.

В состав АО «Днепровагонмаш» входит:

  1. Днепродзержинский вагоностроительный завод – главный завод;

  2. Сталелитейный завод.

АО «Днепровагонмаш» является предприятием с коллективной формой собственности. Предприятие приватизировалось через корпоратизацию путем открытой продажи акций за сертификаты граждан Украины. Созданный Уставный фонд общества в размере 629,8 т.грн., разделенный на 1259600 простых именных акций номинальной стоимостью 50 коп. Акции принадлежащие государству, предприятие не имеет. Дочернее предприятие Днепродзержинский сталелитейный завод, созданное на базе фасонолитейного цеха, наделено учредительным уставным фондом в размере 1060 т.грн. Уставной фонд не менялся на протяжении существования завода.

Руководит АО и организует работу совета Президент АО, который выбирается на собрании или на заседании Совета из числа ее членов простым большинством голосов. Совет акционеров утверждает положение о порядке приема и освобождения работников, правила внутреннего распорядка, положение о внутрихозяйственных расчетах, оплате работы, о порядке начисления и выплат дивидендов, о предоставлении обществом материальной помощи юридическим и физическим лицам, о исполнительной дирекции и др. положения, что регламентирует деятельность общества, порядок вознаграждения лиц, которые принесли дополнительную прибыль АО, порядок положений, взысканий с лиц, которые принесли АО


материальные убытки, определяют организационную структуру общества, определяют условия оплаты труда должностных лиц АО, утверждают условия контроля генеральным директором.

АО «Днепровагонмаш» является ведущим предприятием по изготовлению магистральных платформ и специализированного подвижного состава для различных отраслей промышленности. АО «Днепровагонмаш» поставляет серийно выпускаемые грузовые, магистральные и промышленные вагоны, узлы, запчасти к ним, по индивидуальным заказам потребителей, разрабатывает и изготавливает транспортные средства максимально учитывающие технологию погрузочно – разгрузочных работ, конкретные условия эксплуатации на заданном предприятии. Также АО «Днепровагонмаш» подбирает и поставляет вагоны любых др. моделей построенных в 1985-95г. после их восстановления и предпродажной подготовки в заводских условиях. Цены таких вагонов достаточно низки и устанавливаются индивидуально по каждому вагону (группе вагонов). АО «Днепровагонмаш» производит также различные ремонты и модернизации вагонов.

Маркетинговые исследования проведенные на предприятии в 1998г. показывают, что производственные мощности имеют очень низкую степень использования (см. таблицу 2.1)


Таблица 2.1 - Использования среднегодовой мощности АО «Днепровагонмаш».


Наименование продукции

Ед. изм.

Фактически изготовлено продукции

Использованная среднегодовая мощность, %



94

95

96

97

94

95

96

97

-Вагоны грузовые магистральные

-Вагоны промышленные

-Вагоны коксовые


шт.


шт.

т.гр.


887


300

1187


316


163

428


519


123

250


376


60

-


24,6


45,8


9,0


18,6



15,0


14,1


10,5


10,1


Как видно из таблицы на предприятии наблюдается очень низкое использование производственной мощности по основной продукции. Это объясняется снижением выпуска продукции вследствие снижения покупательного спроса, отсутствия рынков сбыта, неплатежеспособности заказчиков.

Устаревшей продукции предприятие не выпускает. Ежегодно обновляется и осваивается выпуск новых видов вагонов. Однако у завода имеются значительные трудности, поскольку в последние годы потребность в подвижном составе на Украине практически отсутствует, ровно как и сам рынок вагонов. Выживаемость в таких условиях, когда рынок отсутствует, а конкуренция существует, весьма затруднительна.

Кроме этого имеется другой фактор, который может значительно снизить уровень конкурентоспособности предприятия и самой продукции: примерно ровное технологическое оснащение вагоностроительных заводов, широкое применение стандартных и унифицированных узлов (тележки, автосцепное и тормозное оборудование), поставляемых по сложившейся кооперации, гибкость технологии позволяют при возникновении потребности организовать производство многих видов вагонов на любом вагоностроительном заводе Украины или России.

Характеристика продукции предприятия.


Таблица 2.2 - Динамика товарной продукции за 93 – 97г. и по месяцам 97г.


Год (квартал)

Товарная продукция приведенная в цены 97г., т.гр.

Темпы роста, %



базисные

цепные

1993

1994

1995

1996

1997

127921

87114

46432

50843

31776

-

88,1 (68,1)

36,3

39,7

24,8

-

68,1

53,3

109,5

62,5

По месяцам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


4081,7

3498,4

3407,4

2064,6

1132,0

4837,0

2926,6

648,5

2668,0

2388,6

951,0

3171,9


-

85,7

83,5

50,6

27,7

118,5

71,7

15,9

65,4

58,5

23,3

77,7


-

5,7

97,4

60,59

54,8

427,3

60,5

22,2

411,4

89,5

39,8


Номенклатурный перечень продукции АО «Днепровагонмаш» и цены на продукцию, находящуюся в производстве в настоящее время представлен в приложении В

Отгрузка продукции производилась согласно заключенным договорам только после получения предоплаты или по бартерным условиям. Политика правительства Украины и России в вопросах экспорта продукции сделала неконкурентной продукцию завода и ограничила рынок сбыта вагонов в России (см.табл.2.3).


Таблица 2.3 - Структура реализации продукции по странам


Страна

Удельный вес реализации продукции


Украина

Россия

Белоруссия

Казахстан

АФЕ

Гвинея

Продукция без потребителя

1995

32,5

38,2

10,6

3,5

0,2

-

15,0


1996

74,6

22,4

2,9

-

-

0,1

-

1997

73,0

10,4

3,0

-

1,0

-

12,6

Всего

100,0

100,0

100,0


Одной из причин падения объема выпуска вагонов явилось снижение экспортных поставок в страны СНГ, особенно Россию, обусловленное вводом в действие с 1.9.96 в соответствии с Указом Президента России от 18.8.96 налога на добавленную стоимость на товары, производимые в Украине и ввозимые на таможенную территорию России.

Другой причиной снижения экспортных поставок также является жесткая конкуренция со стороны российских производителей: на территории России расположены несколько крупных вагоностроительных предприятий с суммарной мощностью около 40 –45 тыс. вагонов в год: Нижнетагильский, Абаканский, Алтайский, Энгельский, Калининградский.

Ситуация с рынками сбыта внутри страны также продолжает ухудшаться. Основной потребитель магистральных вагонов – Укрзалізниця, ссылаясь на оснащенность железных дорог подвижным составом и финансовое положение, отказалась от платформ бортовых, вагонов для нефтибитума. В течении ряда лет (1994 – 1998гг.) Укрзалізниця продолжает эту практику отказов от уже изготовленных и готовых к отправке вагонов, хотя, как показывают исследования, потребность в магистральных вагонах на территории Украины велика. Поэтому предприятие вынуждено перестраивать производственные потоки для выпуска вагонов в зависимости от потребностей конкретных заказчиков. Так, например, в 1995 – 1996 гг. цех магистральных вагонов произвел перестройку и начал выпускать вагоны – самосвалы для металлургических предприятий.

Это крайне негативно влияет на деятельность предприятия, т.к. отсутствие стабильного потребителя, частые перестройки производственных потоков является причиной снижения темпов выпуска продукции, уменьшение рентабельности и эффективности производства, снижение уровня качества у конкурентоспособности продукции.

Другим негативным фактором при реализации продукции внутри Украины является высокая конкуренция среди украинских производителей вагонов. Основными конкурентами являются: Кременчугский, Стахановский и Мариупольский вагоностроительные заводы. Из них крупнейшим является Кременчугский, доля продаж которого в общем объеме продаж вагонов на Украине составляет около 60%.

Реализация изготавливаемой продукции производилась по ценам, рассчитанным на основе затратного метода, и ценам, рассчитанным по бартерным договорам с учетом установленных договорами бартерных коэффициентов.

Финансовые трудности АО «Днепровагонмаш», связанные с недостатком валюты России в 1995 – 1996 гг. и ее высоким обменным курсом, отрицательно сказались на обеспечении сырьем, материалами и комплектующими. Обеспечение производства необходимыми материалами производилось по прямым договорам при условии предоплаты или взаимозачетов (по бартеру), что только повышает себестоимость продукции завода.

За последние два года совместными усилиями конструкторов и технологов разработаны новейшие виды вагонов для перевозки угля, длинномерных грузов, платформы – контейнеровозы. Все выпускаемые заводом вагоны защищены авторским свидетельством и промышленными образцами. Все вагоны конкурентоспособны, обладают повышенной грузоподъемностью, надежностью, удовлетворяют требования заказчика по эксплуатации и ремонтопригодности.

Предприятие стремится искать новые рынки сбыта своей продукции. Основной потребитель продукции «Укрзаліниця» в связи с отсутствием средств финансирования полностью отказалось от заключения договора на поставку вагонов в 1998г. практически парализовав работу АО в І квартале 98г.

Несмотря на экстремальные условия в начале года коллектив искал пути выхода из сложившейся ситуации, обращался неоднократно за помощью в Министерство и к руководству «Укрзаліниці» оказать предметную поддержку коллективу в обеспечении заказами. Это дало свои результаты. Первый договор на производство вагонов с Приднепровской и Донецкой железными дорогами завод заключил в июне 98г.

По заявке «Укрзаліниці» в экстремально короткое время был освоен новый вид продукции вагон хоппер – дозатор, который принят межведомственной комиссией к серийному производству. Однако сложившаяся в 98г. система ведения финансовых расчетов за поставленные вагоны не через «Укрзаліницю», а с непосредственными потребителями – Управления железных дорого (Приднепровской и Донецкой) привело к уменьшению поступления денежных средств, увеличение доли бартера и отрицательно сказалось на финансовом состоянии завода.

План производства новых видов промышленной продукции 98г. показан таблицей 2.4:


Таблица 2.4 - План производства новых видов ромышленной продукции в 1998 году (первые промышленные серии)


Наименование изделий

Ед. изм.

Всего на 1998г.

В том числе по кварталам





І

ІІ

ІІІ

ІV

1

Вагон хоппер- дозатор

шт.

40

-

-

-

40

2

Вагон – платформа для автопоездов у крупнотоннажных контейнеров

шт.

10

-

-

10

-


2.2 Анализ инновационной деятельности предприятия и характеристика инновационных процессов.


Основные технико – экономические показатели работы АО «Днепровагонмаш» за период с 96- 97 г., представлены в таблице 2.5

Анализируя основные показатели работы предприятия за период с 1996 – 1997 год видно, что объем товарной продукции предприятия выполнен в 1996г. на 102,2%, а в 1997г. на 71,9%. Темп роста к уровню 1996г. составил 62,5%. По итогам работы за 1998г. объем товарной продукции предприятием выполнен на 63,9%, темп роста к уровню 97г. составил 48,9%. Снижение объема производства объясняется отсутствием рынков сбыта, трудностей с реализацией вагонов на Украине и в странах СНГ.

Себестоимость товарной продукции уменьшилась в 97г. по сравнению с 96г. на 10463,4 т.гр., что оказывает положительное влияние на финансовую устойчивость предприятия. Однако по итогам хозяйственной деятельности получен убыток в сумме 1100 т.гр. (на 1998г.). Причиной этому является спад объемов производства, что вызвало рост накладных расходов в росте на единицу продукции и увеличение себестоимости.

На протяжении всего 98г. предприятие работало с минимальной загрузкой и в условиях четырехдневной рабочей недели. ССЧ на 1998г. составила 1982 чел. и уменьшилось на 410 чел. против 97г., с 96 – 97г. наблюдалось уменьшение численности работающего промышленного персонала на 81 чел.

Ставки, оклады, тарифные сетки соответствуют отраслевому тарифному соглашению на 98г. Средняя з/п в 1998г. составила 146,4 грн. В 1996г. з/п составяла 162,85 т.гр., а в1997г. – 162 т.гр., как видно уровень средней з/п постоянно падает.

По «Программе стабилизации работы предприятия ОАО «Днепровагонмаш» на 99 год» дебиторская задолженность по состоянию на 1.01.99г. – 2053,9т.гр., кредиторская задолженность – 19337 т.гр., в т.ч.

  1. бюджету – 1412 т.гр.

  2. пенсионному фонду – 3373 т.гр.

Таблица 2.5- Основные технико – экономические показатели работы АО «Днепровагонмаш» за период с 96- 97 гг.


Показатели

Ед. изм.

1996

1997



план

факт

%

план

факт

%

1.Товарная продукция в сопоставимых ценах на 1.01.95-96гг.

Темп роста к соответствующему периоду к периоду 96-97гг.

2.Товарная продукция в действующих ценах

3.Себестоимость товарной продукции

4.Рентабельность товарной продукции

5.Прибыль балансовая

6.Численнсоть работающего промышленно- производственного персонала

7.Производительность труда

8.Средняя з/п

9.Сумма постоянной задолженности з/п –всего

в т.ч. непогашенная задолженность за прошлый год

10.Ликвидность баланса

на 1.01.97г.

на 1.07.97г.

на 1.10.97г.

на 1.01.98г.

11.Показатель общей платежеспособности

на 1.01.97г.

на 1.07.97г.

на 1.10.97г.

на 1.01.98г.

12. Затраты на 1 грн. товарной продукции


т.гр.


%


т.гр.


т.гр.


%

т.гр.


чел.


грн.

грн.

т.гр.


т.гр.


т.гр.


т.гр.



41060,9


46045,4


40654,3


5500,0


2419


16974

162,85


0,883


41945,4


46791,8


41426,7


5522,9


2304


18205


3,97

4,87

3,26

2,91


4,34

7,09

4,63

4,22


0,885


102,2


101,6


+772,4


95,2


107,3


100,22


40995,5


43357,2


3700,0


2337


17542

162


0,697


29475,1


31776,7


30963,3


+2,6

3748,1


2223


13259


1923,6


790,2


2,91

3,99

3,48

3,31


4,22

6,08

5,36

5,10


0,974


71,9


62,5


73,3


+48,1


95,1


75,6


140


В данный момент времени предприятие полностью освоило новый вагон – хоппер – дозатор по заявке “Укрзалізниці” и в состоянии нарастить его производство в 99г. до 200шт. АО «Днепровагонмаш» надеется заключить договор с “Укрзалізницей” на 100 вагонов для окатышей и 100 вагонов хоппер – дозаторов. Есть уже 80 штук вагонов для перевозки кокса.

Это позволит увеличить объем производства товарной продукции и обеспечить темп роста на 121,5% к прошедшему 1998 году.

Увеличение выпуска вагонов позволит улучшить финансовое состояние предприятия и даст возможность получить прибыль » 1500 т.гр.

ОАО является предприятием специализирующемся на выпуске вагонов магистральных, грузовых и вагонов промышленных для предприятий различных отраслей Украины. На данном предприятие совместными усилиями конструкторов и технологов разрабатываются новейшие виды вагонов, новейшие технологии, которые бы по своим качествам отвечали требованиям заказчика.

Проанализируем инновационную политику на АО «Днепровагонмаш» за период с 95 – 98г.г. можно сделать выводы, насколько увеличились или уменьшились мероприятия, направленные на создание научно-технических разработок, как изменилась динамика затрат на нововведения и их эффективность, как повлияли инновационные перемены на финансовую стабильность предприятия.

Основные показатели инновационной деятельности АО «Днепровагонмаш» показаны в таблице 2.6, а анализ в приложении Г, на рисунке П.2.

Освоение производства новой продукции на АО «Днепровагонмаш» идет нарастающими темпами: в 1998г по сравнению с 1996г удельный вес ее увеличился на 4,6%. Экономические последствия инноваций на предприятии наблюдались следующие: увеличение объема выпускаемой продукции, расширение рынков сбыта (как внутренних так и внешних); повышение конкурентоспособности и снижение материалоемкости.

Факторы, которые оказывали отрицательное влияние на тнновационную деятельность:

  1. Отсутствие финансовых средств.

  2. Высокие кредитные ставки.

  3. Высокий уровень инфляции.

  4. Трудности с поставками сырья и материалов.

  5. Отсутствие финансовых средств у заказчика.

  6. Несовершенность законодательной базы.

На первом этапе своего исследования рассмотрим, какие же основные виды продукций были внедрены за 3 года на АО «Днепровагонмаш» и какие новинки планируются к выпуску на 1999 год.

Инновационная политика АО «Днепровагонмаш» в 95 году была направлена на разработку, создание и освоение новых вагонов и модернизацию серийно выпускаемых, на обеспечение их конкурентоспособности. По договору с МинМашпромом Украины за счет бюджетного финансирования проводились работы по повышению


Таблица 2.6 – Основные показатели инновационной деятельности АО «Днепровагонмаш» за 1996-1998гг.


Название показателей

Годы


1996

1997

1997

Научно-технический потенциал, чел.

1. Среднесписочная численность работающих.

2. Численность специалистов, которые выполняют научно-технические работы.

Виды инновационных затрат, грн.

Общая сумма инновационных затрат, в т.ч. по направлениям, в %:

- выполнение научно-исследовательских работ:

а) собственными силами;

б) сторонними организациями

- технологическая подготовка производства

- приобретение новых установок

- маркетинг, реклама

- другие затраты

Источники финансирования,% :

1. Собственные средства

2. Госбюджет

3. Госинновационный фонд

4. Кредиты

5. Средства заказчика

6. Другие источники

Обновление продукции:

1. Удельный вес продукции, %:

- принципиально новой;

- усовершенствованной;

- продукции без изменений.

в Украине в отчетном году

- реализовано продукции, %:

в т.ч. на экспорт

Патентно-лицензионные работы:

1. Подано заявок на патенты:

- в Украине;

- за границу


2504


110


100


47,1

34,5


-

-

-

18,3

100

100

-

-

-

-

-


100

-

20

80


100

5,4


4

2


2438


57


100


32,1

21,9


19,6

-

-

26,4

100

100

-

-

-

-

-


100

21,3

-

78,7


100

7,3


5

-


1982


100


100


-

-


-

3,5

8

88,5

100

100

-

-

-

-

-


100

24,6

-

75,4


100

9,9


1

-


технического уровня , эксплуатационной безопасности и сертификации вагонов с целью повышения объема поставок на экспорт .

Исследованы условия эксплуатации универсальных вагонов и специализированных вагонов для перевозки угля на предприятиях Казахстана и спецанализ вагонов для перевозки листового проката на предприятиях России.

Анализ условий и эксплуатации данных видов вагонов показали, что для условий «Карагандауголь» наиболее эффективным типом передвижного состава является специализированный саморазгружающейся вагон для угля с разгрузкой на эстакадах, повышенных путях или приемных бункерах с пневматическим механизмом разгрузки и возможности эксплуатации как на промышленных, так и магистральных путях.

В условиях эксплуатации АО «СеверСталь» наиболее применяемым вагоном является вагон – платформа для листовой стали, обеспечивающий перевозки определенной номенклатуры типоразмеров рулонов листовой стали, исключающий воздействие внешней среды на листовую сталь, обеспечивающий крепление грузов без временных реквизитов.

Разработана программа и согласована в установленном порядке «Программа и методика конструкторских испытаний вагона для угля и др. сыпучих грузов модели 12-4034-02». Результаты испытаний показали, что конструкция вагона по своим прочностным показателям и ходовым качествам соответствуют уровню показателей зарубежных образцов и может согласно заключению ВНИИПСТ эксплуатироваться на промышленных и магистральных путях на общем основаниях. По результатам проведенных испытаний готовится сертификация указанных вагонов.

Наиболее эффективными мероприятиями в 95 году являлось:

  1. расширение объемов внедрения механизированной сварки полуавтоматами взамен ручной руговой сварки, что позволило повысить производительность сварочных работ, уменьшить размеры сварных швов вследствии более глубокого проплавления основного металла и соответственно уменьшить расход сварочных материалов и технологическую трудоемкость;

  2. внедрение 2-х резаковой механизированной термической резки скосов в листах пола думпкара вместо ручной газокислородной резки, что позволило значительно повысить качество поверхности реза и скорость резки;

  3. внедрение оснастки, обеспечивающей сборку под сварку с предварительным прогибом (стенд сборки рамы верхней думпкара с листами пола и др.), что позволило обеспечить прогиб рамы после сварки в пределах допусков, регламентированных конструкторской документацией;

  4. расширение объемов внедрения механизированной сварки тонкой проволокой (на 6п/автоматах внедрена сварка проволокой диаметром 1,2мм, что позволило производить сварку во всех пространственных положениях при обеспечении высоких механических характеристик сварных соединений;

  5. освоение технологии изготовления хребтовой балки думпкара из двутавра 70, что позволило избежать простоя цеха из – за окончания запаса двутавра 60.

Систематически ведутся работы, направленные на улучшение условий и сокращения применения ручного труда, повышение культуры производства, а также по замене морального и физически изношенного оборудования.

В 95 году по разработкам проектного отдела созданы и внедрены:

  1. в сварочно – сборочном №1 – механизированные стенды для испытания цилиндров думпкара и воздухозамедлителей, стенды для сборки и сварки хребтовой балки и продольного борта думпкара, кондуктора для сборки балок и др.;

  2. в сварочно – сборочном №2 – стенды для сборки и сварки хребтовой балки, крышки, стенки вагона углегаза. Стенды для сборки колпака вагона для перевозки горячекатанной стали в рулонах, установка для покраски колпака и др.;

  3. в полускатно – тележном цехе – специальный кондуктор для сверления отверстий в держаке мертвой точки, подъемное устройство для подъема узлов при ремонте кранов, специальный накатной станок КИС – 1843 и др.;

  4. в кузнечном цехе – специальный подъемник для подъема и спускания узлов при ремонте кранов, специальные огорождения механизмов при рубки проволоки и др.;

  5. в прессовом цехе – механизированный галтовочный барабан, специальные стелажи для складирования ножей и штамповой оснастки и др.;

  6. в ремотно-строительном цехе – осуществлен проект технического перевооружения – вытяжной вентиляции столярной мастерской.

В цехах внедрены механизированные устройства и тележки, консольно – поворотные краны, поворотные консоли и установки для сварочных полуавтоматов, ручные тележки, специальная тара и целый ряд других механизированных и простых устройств и приспособлений.

Разработана техническая документация на устройства и отдельные рабочие места для внедрения в 1996 году.

В отчетном 96 г. АО работал над созданием ряда новых специализированных и магистральных вагонов и усовершенствовании конструкции ранее созданных средств ж/д транзита.

Уже давно назрела проблема перевозок ж/д транзитом тяжелых трейлеров и автопоездов.

В 96 г. проведен комплекс испытаний опытного вагона для перевозки длинномерных (до 25 м) грузов – рельсы, шпукет, трубы.

Перевозка указанных грузов в настоящее время в Украине и странах СНГ производится на универсальных вагонах с «прикрытиях», т.е. сцепами. Крепления груза на вагонах осуществляется с большими материальными и трудовыми затратами, неэкономия. Все тары вагонов, на которых перевозится длинномерные грузы, как правило, превышает вес груза.

Внедрение осевого вагона значительно снизит затраты на перевозку и крепление грузов. Ведется подготовка к производству указанных вагонов, осваивается выпуск сварных двутавровых балок ~ 90, используемых в качестве боковых элементов рамы.

Конструкторами объединения проводится большая работа по доводке и совершенствованию конструкции промышленного думпкара грузоподъемностью

90 т. Первая промышленная партия таких думпкаров построена в 95 г. Эксплуатационные испытания подтвердили эффективность их применения на перевозках руды на открытых горных разработках Украины.

В 96 г. разработан вариант думпкара для металлургических предприятий, который может быть использован для перевозки горячих отходов металлургического производства, изготовлен опытный образец такого думпкара. Разработан проект модернизации тележки с осевой нагрузкой 32 т. Используемой в качестве ходовой части думпкара, выполнены разработки и эксперименты по созданию варианта – воздухозамедлителя для разгрузочной системы думпкара.

В 96 г. начаты поисковые работы по созданию вагона для перевозки угольной пыли. Применение угольной пыли в металлургической промышленности является прогрессивной энергосберегающей технологией, которая в ближайшие годы должна найти широкое применение на Украине. Предложено несколько вариантов доставки угольной пыли от помольных фабрик на металлургические заводы.

В отчетном году изготовлены первые промышленные партии вагонов для угля и вагонов для стали в рулонах и проведены их эксплуатационные испытания.

Для повышения качества конструкторско-технологических разработок объединением приобретен комплекс вычислительной и графопостроительной техники на базе «Силиконграфикс» и программы «Pro-Enginer», начато ее освоение.

В отчетном 1997 г. АО «Днепровагонмаш» работал над созданием ряда новых специализированных и магистральных вагонов. Назрела проблема перевозок железнодорожным транспортом тяжелых трейлеров и автопоездов.

Решение этой задачи обеспечит значительную экономию горюче - смазочных материалов, снизит загрязнение окружающей среды автотранспортом, уменьшит аварийность и травматизм на автодорогах Украины. С этой целью разработана конструкция платформы для перевозки трейлеров и автопоездов с погрузкой и разгрузкой их самоходом без расцепа.

Использование таких платформ, сформированных в маршрутные поезда, обеспечит перевозку массовых грузов из сопредельных государств в Украину, а также в транзитных направлениях.

В 1997 г. АО «Днепровагонмаш» совместно с ДИИТ провели предварительные испытания двух опытных образцов указанной платформы, в том числе:

- испытание от действия вертикальной статистической и продольной нагрузки 150 –250 т.;

- испытание по определению напряжения в элементах конструкции вагона от действия ударных нагрузок;

- тормозные испытания в порожнем режиме.

В первом квартале 98 г. будут проведены ходовые и эксплуатационные испытания.

В 1997 г. по программе, утвержденной «Укрзалізницій», проведен полный комплекс предварительных испытаний вагона для перевозки длинномерных (до 25 м) грузов – рельсов, шпунт, трубы. В ходе проведения испытаний полученные положительные результаты, подтверждающие высокую эффективность разработанной конструкции вагона по сравнению с универсальным подвижным ж/д составом в части значительного снижения затрат на перевозку и крепление длинномерных грузов.

Вагон для длинномерных грузов рекомендован межведомственной комиссией для серийного производства.

АО «Днепровагонмаш» проведена технологическая подготовка производства и выпуска установочной партии в количестве 10 вагонов данной модификации.

В 1997 г разработана конструкция и построен опытный образец думпкара г-п 90 т. для перевозки горячих металлургических грузов, который в первом полугодии 97 г. прошли эксплуатационные испытания. Результаты испытаний положительные. В 97 г. намечается изготовление установочной партии таких думпкаров.

Проведены предпроектные работы по общей компоновки промышленной тележки с тормозной системой с двухсторонним нажатием колодок.

В 97 г. по заказу Череповецкого меткомбината разработан проект и построены опытные образцы вагона для перевозки холоднокатанного листа в качках. Кузов указанного вагона оснащен приспособлением для крепления качек и имеет укрытие в виде объемного кожуха.

Указанная разработка проведена к эксплуатации и принята заказчиком. Выпуск в условиях рыночных отношения конкурентной продукции, отнесение затрат и сохранение сроков проектирования требует применения современных компьютерных технологий. Объединением в 1997г. приобретены 2 программно – технических проекта на базе «Pentium 266».

В 1998 г. АО «Днепровагонмаш» работало над созданием и освоением в производство новых вагонов, усовершенствованием конструкции серийно выпускаемых вагонов и их узлов. Наиболее объемная работа в прошлом году была проведена по отработке конструкции и освоение в производстве хоппера – дозатора.

Это самое сложное изделие по всей номенклатуре вагонов когда – либо выпускавшихся предприятием. В небывало короткие сроки ОГК переработано конструкция и