Анализ нефтесклада СХПК "Присухонское"

VALIGN=TOP>

Масло

м.куб.

2 по 3 куб.м.

Число работников

чел.

3

Общая земельная площадь

га

0,3856


Для работы гидросистемы тракторов и с.-х. машин как правило используют моторные масла. Для хранения топлива приняты резервуары сварные, горизонтально расположенные, цилиндрические при надземном хранении продуктов.


2.2.2 Проектирование (реконструкция) нефтесклада

2.2.2.1 Основные требования к устройству нефтескладов

Согласно инструкции по разработке проектов и смет, рекомендуется типовые проекты нефтескладов разрабатывать в одну стадию (технорабочий проект).

Основным документом, на основании которого проектная организация разрабатывает типовые проекты нефтескладов, является задание на проектирование. В нем должны быть указаны наименования нефтескладов, основание для их проектирования, вид строительства, режим работы нефтесклада, требования по площади земельных участков для строительства нефтескладов, требования по защите окружающей среды, необходимость автоматизации технологических процессов стадийность проектирования, наименование генеральной проектной организации.

Требования к сооружению и оборудованию нефтебаз (складов нефти и нефтепродуктов) изложены в "Строительных нормах и правилах". Согласно строительным нормам и правилам (СНиП), склады для хранения нефти и нефтепродуктов подразделяются на две группы.

К первой группе относятся склады для хранения и снабжения потребителей нефтью и нефтепродуктами, товарно-сырьевые парки нефтеперерабатывающих заводов и нефтепромыслов, склады при насосных станциях магистральных трубопроводов и перевалочные базы нефти и нефтепродуктов, а также склады предприятий.

В общую вместимость склада включаются вместимости резервуаров и тары.

Ко второй группе относятся расходные склады нефти и нефтепродуктов, входящие в состав предприятий.

Типовой проект центрального нефтесклада выбирают по производственному запасу топлива в хозяйстве или по количеству топлива, необходимого для наиболее напряженного месяца полевых работ.

При выборе типового проекта центрального нефтесклада допустимо отклонение

+/- 20…30% от расчетного объема.

Нормы проектирования генерального плана нефтесклада

Территория нефтесклада в зависимости от выполняемых операций делится на зоны:

  • приема и отпуска нефтепродуктов (сливно-наливные устройства, погрузочно-разгрузочные рампы, хранилища нефтепродуктов в таре, разливочная для затаривания нефтепродуктов в бочки, насосная станция);

  • хранения нефтепродуктов (резервуарный парк и технологические насосы для внутрискладских перекачек);

  • производственно-подсобных зданий и сооружений (операторская, химическая лаборатория, бытовые помещения, сарай для пожарного оборудования и т. п.).

  • очистных сооружений (нефтеловушки).

2.2.2.2 Краткая характеристика выбранного проекта

Схема генерального плана разработана с учетом следующих положений:

- обеспечение заправок топливом средств машинно-тракторного парка;

- учет допустимых радиусов поворота транспортных средств большого и малого габаритов;

- режим работы нефтебазы: ежедневно с 7.00 – 10.00 и 13.00 - 15.00.

На нефтебазе предусмотрена возможность хранения н отпуска бензина А-76, дизельного топлива, хранение и выдача на ПТО основных сортов моторного и трансмиссионного масла. Завоз ТСМ на нефтебазу принят автотранспортом.

Конструкция проезжей части нефтебазы принята из однослойного бетона М-300 на песчаном основании. В местах возможного пролива топлива предусматривается цементное покрытие с железнением поверхности.

К установке принято и топливо - раздаточные колонки модели «Нара 27 1МС»

Слив топлива из автоцистерн в резервуары осуществляются черет сливные быстроразъемные муфты типа МС -1 и через специальные фильтры, предохраняющие от попадания механических примесей и воды в резервуары.

Сливная груба монтируется на высоте 100 мм от дна резервуара (на 50 мм ниже всасывающего клапана, установленного на всасывающей трубе) , ею ликвидируется необходимость установки специального гидравлического затвора.

Подача топлива из резервуаров производится насосной установкой топливораздаточной колонки. Всасывающее устройство состоит из приемного двухседельного клапана, огневого предохранителя ОП-50, запорной арматуры и трубопроводов. Приемный клапан установлен на высоте 150 мм от дна резервуара и служит для поддерживания на постоянном уровне топлива. Огневой предохранитель установлен под крышкой горловины резервуара и служит для предохранения резервуара от попадания в него открытого огня или искры.

Дыхательное устройство состоит из совмещенного дыхательного клапана с огневым предохранителем и трубопровода. Дыхательный клапан СНДХ-50 устанавливается па конце вертикального участка дыхательного трубопровода на высоте 2,5 метров от поверхности и служит для выравнивания давления в резервуаре и окружающем пространстве при «больших» и «малых» дыханиях в резервуаре.

Для уменьшения потерь нефтепродуктов от «больших» и «малых» дыханий проектом предусматривается газоуравнительная система, представляющий собой трубопровод, блокирующий дыхательные устройства резервуаров с одинаковыми по свойствам нефтепродуктами. Для предотвращения перехода открытого огня или искр из резервуаров на газонаполнительной трубе устанавливаются разделяющие огневые предохранители. Трубопроводы газоуравнительной системы прокладываются с уклоном 0,0002 в сторону от одною из крайних резервуаров, объединенных данной системой. Соединение трубопроводов с резервуарным оборудованием осуществляется на фланцах с бензостойкими прокладками, а также муфтами с соединением на кране. Резервуары и трубопроводы изолируются против коррозии.

Высота фундамента между грунтом и основанием резервуара 500мм, толщина стенки фундамента 600мм.

В комнате оператора установлен стол, шкаф для документации, пульт управления топливо – раздаточными колонками.

Обслуживает нефтебазу оператор, который проводит прием и отпуск топлива и смазочных материалов.

Отвод поверхностных вод с территории площадки производится бетонными лотками, дно которых спланировано в сторону очистных сооружений. Лотки спланированы сменными решетками. Для уменьшения напряжений в бетоне, которое вызывается изменением температуры, влажности и усадки бетона, по длине площадки устанавливаются температурные швы.

2.2.2.3Водоснабжение и канализация

Проектом предусматривается оборудование нефтебазы производственно-ливневой канализацией и очистными сооружениями. Производственно-ливневые стоки образуются в результате уборки и полива территории водой, а также в случае атмосферных осадков. Сети производственной канализации выполняются из керамических труб диаметром 150 мм. Для приема ливневых вод и стоков от обмыва территории предусматривается лоток с уклоном в сторону приемного колодца.


2.3 Организация завоза нефтепродуктов и расчет потребности в транспортных средствах


2.3.1 Проектирование схемы доставки нефтепродуктов

В сельском хозяйстве применяют различные схемы обеспечения нефтепродуктами. Выбор схемы зависит от ряда факторов: удаленности хозяйства от баз нефтесбыта, разбросанности производственных подразделений – бригад и отделений состояния дорог, наличия подвижных средств заправки и др.

Если бригады рассоложены на небольших расстояниях (до 15 км) (как и в случае с хозяйством СХПК «Присухонское») от центральной усадьбы, а состояние дорог позволяет доставлять нефтепродукты в поле круглый год, то тракторы заправляют на месте их работы при помощи механизированных заправочных агрегатов, поставляющих нефтепродукты с центрального нефтесклада хозяйства.

В тех случаях, когда производственные подразделения удалены от центральной усадьбы на значительное расстояние (более 15 км), а состояние дорог позволяет доставлять нефтепродукты в бригады (отделения), то отпадает необходимость в создании центрального нефтесклада. Нефтепродукты с баз нефтесбыта доставляют прямо на посты заправки хозяйств. Машины заправляют как на пунктах, так и в поле.

Если в хозяйстве плохие дороги, то нефтесклады создают как на центральной усадьбе, так и в производственных подразделениях. Тракторы, используемые на ближних участках, заправляют на постах заправки, а используемые на отдаленных участках – непосредственно на месте их работы при помощи передвижных заправочных средств.

Схема доставки нефтепродуктов показана на рис.1




Рисунок 1 «Схема доставки нефтепродуктов в СХПК «Присухонское»»


2.3.2 Расчет потребности в транспортных средствах

Для доставки топливо - смазочных материалов от распределительных нефтебаз в хозяйства применяют транспортные автоцистерны АЦ-4,2-53А, АН-4,2-130, АЦ-8-500А и др. Технические характеристики автоцистерн приведены в таблице 2.5.


Таблица 2.5 Технические характеристики механизированных заправочных агрегатов

Показатели

ОЗ-1926 ГОСНИТИ

ОЗ-3607 ГОСНИТИ

ОЗ-5467 ГОСНИТИ

ОЗ-1362 ГОСНИТИ

ОЗ-1401И ГОСНИТИ

Марка автомобиля или прицепа, на котором смонтирован агрегат

ГАЗ-51А

Автомобиль

ГАЗ-52-01

ГАЗ-53А

Прицеп 2ПТС-4М

Вместимость, л






Для дизтоплива

1800

1900+30

3200

1770+30

1770+30

Для бензина

75

80

150

85

80

Для моторного масла

85

80

150

105

160

Для трансмиссионного масла

60

80

150

105

100

Для воды

85

80

150

100

100

Для пластичного смазочного материала

20

20

20

20

20

Производительность, л/мин, при заправке






Дизтопливом

25…36

40

40

35

35

Бензином или водой

20…25

25

40

15…20

20

Моторным или трансмиссионным маслом

3…4

3…4

4

4

5…7


Для транспортировки нефтепродуктов наиболее экономично использовать автомобили и автопоезда большой грузоподъемности.


Таблица 2.6

Технические характеристики специализированного подвижного состава автотранспорта для перевозки нефтепродуктов

Тип подвижного состава

Тягач

Шасси базового автомобиля

Вместимость, л

Грузоподъемность, кг

Полуприцеп – цистерна 70-ПЦ-12

КамАЗ-5410

-

17000

19000

Полуприцеп – цистерна 70-ПЦ-13Н

-

-

18000

19000

Автомобиль - цистерна

-

Урал-377

7800

11300

Специализированная цистерна

-

ЗИЛ-133ГЯ

9200

7500

Специализированная цистерна

-

КамАЗ-5320

7800

6700

Автоцистерна

-

ЗИЛ-133ГЯ

9000

7350

Специализированная цистерна

В кузове автомобиля

ЗИЛ-133ГЯ

8400

7200


Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару (индустриальные масла и др.) доставляют бортовыми автомобилями, специально оборудованными подставками и стеллажами.

Потребное количество средств транспортировки нефтепродуктов подсчитывают для наиболее напряженного месяца, т.е. понадобится 3 цистерны марки 70-ПЦ-13Н.


2.4 Организация заправки машин нефтепродуктами и расчет потребности в передвижных средствах заправки


Для заправки машин непосредственно на месте их работы используют передвижные механизированные заправочные агрегаты и агрегаты технического обслуживания. Технические характеристики заправочных агрегатов указаны в таблице 2.5, а агрегатов технического обслуживания в таблице 2.7.


Таблица 2.7 Технические характеристики агрегатов технического обслуживания

Показатели

АТО-4822 ГОСНИТИ

АТО-9996Б ГОСНИТИ

АТО-1500Г ГОСНИТИ

АТО-1768А ГОСНИТИ

Тип и марка машины

Автомобиль ГАЗ-52-01

Двухосный тракторный прицеп

Самоходное шасси Т-16М

Общая вместимость, л, в том числе:

1380

1340

1130

980

Для дизельного топлива

350

-

-

500

Для моторного масла

175

400

230

50

Для гидравлического масла

-

100

60

25

Для трансмиссионного масла

-

20

60

25

Для отработанного масла

80

100

75

25

Для свежей промывочной жидкости

175

100

125

25

Для использованной промывочной жидкости

80

100

-

-

Для пластичного смазочного материала

20

20

20

20

Для воды

500

500

560

300

Производительность при выдаче, л/мин:





Моторного масла

5…10

5…10

5…10

5…10

Трансмиссионного масла

-

4…5

5…10

5…10

Промывочной жидкости

20

30

40…50

20

Дизельного топлива

45

-

-

25…30


Необходимое количество передвижных средств заправки зависит от числа работающих тракторов и комбайнов и их рассредоточенности по полям хозяйства (бригады):


(2.14)


Где Q сут. – наибольший суточный (сменный) расход топлива, т;

Qз.а. – вместимость заправочного агрегата, л;

К – коэффициент использования вместимости агрегата (0,94 0,97);

nр – число рейсов агрегата за сутки (смену).



В нашем случае достаточно одного заправочного агрегата.


2.5 Организация хранения нефтепродуктов


При хранении однородного продукта (например нефти) выбирают однотипные резервуары с расчетом максимального снижения потерь нефтепродукта от испарения при хранении. Так, расстояние между стенками стальных вертикальных резервуаров при хранении нефтепродукта с температурой вспышки до 45 °С включительно должно быть равным 0,6 диаметра большего резервуара, а с температурой вспышки свыше 45 °С— равным 0,4 диаметра большего резервуара. Иногда при хранении на нефтебазе этилированных бензинов устраивают еще специальную канализацию с сооружениями для очистки стоков от тетраэтилсвинца. Особое внимание уделено организации сооружения объектов хранения нефтепродуктов, внедрению передовых методов строительства. Сбор и хранение твердой части стока осуществляется в шла-монакопителях. Нефтепродукты обладают специфическими свойствами, существенно влияющими на организацию процесса их хранения.

Высокая испаряемость светлых нефтепродуктов приводит к значительным потерям их при хранении, причем потери эти как количественные, так и качественные, так как испаряются главным образом наиболее легкие и ценные фракции горючего. Процесс образования потерь нефтепродуктов от испарения при хранении в резервуарах происходит следующим образом:

При хранении резервуар и находящийся в нем нефтепродукт подвержены влиянию окружающих их атмосферных условий. Так, при хранении темных нефтепродуктов эти потери незначительны. И наоборот, при хранении легкоиспаряющихся нефтепродуктов они могут быть более 2 кг в месяц с 1 м2 поверхности испарения. Выбор тех или иных конструктивных мер для уменьшения потерь зависит от назначения резервуара и условий хранения. Так, при длительном хранении и малой оборачиваемости (менее 10 раз в год) преобладают потери от «малых дыханий». Резервуары с понтоном различного объема, предназначенные для хранения бензина могут быть снабжены плавающим понтоном для снижения потерь нефтепродукта от испарения. Для низкокипящих нефтепродуктов во избежание больших потерь от испарения при длительном хранении сооружают резервуары, рассчитанные на повышенное давление в газовом пространстве (10000—70000 Па). Практикой установлено, что для хранения нефтепродуктов под избыточным давлением до 0,04 МПа наиболее выгодны резервуары с коническими днищами пригодны для хранения нефтепродуктов под давлением до 0,05МПа при диаметре 2,8—3,25м и объеме 25,5 и 75м3. Для хранения нефтепродуктов под рабочим давлением до 0,07 МПа, при объеме 75, 100 и 150м3 рентабельнее горизонтальные резервуары диаметром 3,25 м с цилиндрическими днищами. Хранение нефтепродуктов под давлением выше 0,07 МПа не практикуется.

При хранении в резервуаре этилированных бензинов откосы основания должны быть покрыты бетонной плитой.


2.6 Учет и контроль качества нефтепродуктов


Задачи оперативного контроля, учета и управления — своевременное обеспечение количественного и качественного учета нефтепродуктов, поддержание оптимальных режимов перекачки, контроль состояния технологического оборудования, ритмичное обеспечение потребителей нефтепродуктами при наилучших экономических показателях и т.д.

Ответственным моментом количественного и качественного учета нефтепродуктов является операция отбора проб.


2.6.1 Общие требования к обеспечению сохранения качества нефтепродуктов

1. Выбор средств и условий хранения и транспортирования, обеспечивающих сохранение качества нефтепродуктов, должен отвечать установленным требованиям.

Технологические операции по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов выполняют в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.

2. Сохранение качества нефтепродуктов в организациях при осуществлении технологических операций обеспечивают за счет:

своевременного технического обслуживания, ремонта и соблюдения правил эксплуатации средств хранения, транспортирования, перекачки, трубопроводных коммуникаций и технологического оборудования;

обеспечения подготовки резервуаров, трубопроводных коммуникаций, сливно-наливных средств к приему и отпуску нефтепродуктов, исключающей смешение различных марок нефтепродуктов, попадания в них воды и механических примесей;

проверки полноты и правильности оформления сопроводительной документации принимаемого нефтепродукта, исправности транспортных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, судов) и пломб, соответствия маркировки сопроводительным документам, фактического качества принимаемого нефтепродукта;

запрещения смешения разных марок нефтепродуктов при приеме (отпуске) и внутри складских перекачках;

соблюдения условий хранения, контроля качества и учета изменения численных значений показателей качества, сроков зачистки резервуаров и трубопроводов в процессе хранения нефтепродуктов;

контроля за чистотой тары и правильностью подготовки тары и транспортных средств при отпуске нефтепродуктов и своевременной проверки качества отпускаемого нефтепродукта;

осуществления операций по приему, отпуску и затариванию нефтепродуктов только на оборудованных эстакадах, причальных сооружениях и площадках через специальные сливно-наливные устройства;

своевременного обнаружения и устранения причин, способных влиять на ухудшение качества нефтепродуктов.


2.6.2 Контроль качества при приеме, хранении и отпуске нефтепродуктов

1. До подачи транспортных средств под слив:

проверку качества подготовки или зачистки резервуаров, предназначенных для приема прибывающих нефтепродуктов, исправность и чистоту технологического оборудования;

подготовку приборов и посуды для отбора проб и проведения лабораторных испытаний.

2. По прибытии транспортных средств с нефтепродуктами:

сверяются номера железнодорожных цистерн (вагонов) с номерами, указанными в товарно-транспортных накладных;

проверяются наличие и исправность пломб на железнодорожных цистернах (вагонах) и чистота нижних сливных устройств, наличие маркировки на таре с нефтепродуктами, соответствие маркировки отгрузочным документам и исправность тары;

проверяются наличие, полнота и правильность заполнения паспорта качества и копии сертификатов (деклараций) соответствия или информации о сертификации (декларировании), приложенных к документам отправителя, и сверить данные паспортов с требованиями нормативного документа;

проверяется наличие воды (с помощью водочувствительной пасты) и механических примесей в нефтепродуктах путем отбора донной пробы из каждого транспортного средства или тары, выбранных для отбора точечных проб;

отбираются точечные пробы и составляются объединенная проба (в соответствии с установленными требованиями) для проведения приемо-сдаточного анализа;

регистрируется отобранная объединенная проба нефтепродукта в журнале регистрации проб и проводится приемо-сдаточный анализ;

сравниваются данные приемо-сдаточного анализа с данными паспорта качества поставщика, и дается разрешение на слив нефтепродукта;

заносятся данные паспорта качества поставщика и результаты приемо-сдаточного анализа в журнал анализов;

делается отметка в паспортах качества поставщика и в журнале регистрации проб номеров транспортных средств, которыми доставлены нефтепродукты, и номер резервуара, в который они слиты (в какое хранилище помещены);

при сливе нефтепродукта в резервуар на остаток нефтепродукта той же марки после двухчасового отстоя продукта отбирается объединенная проба и проводится контрольный анализ;

разрешается слив нефтепродуктов, поступивших автомобильным транспортом, при наличии паспорта качества поставщика после проверки: плотности, цвета, прозрачности нефтепродукта, отсутствия воды и механических примесей.

Если нефтепродукт некондиционный либо невозможно установить его качество, слив его осуществляется в отдельный резервуар. В этом случае отбирается проба в присутствии представителя железной дороги или незаинтересованной организации. Одну часть пробы хранят на случай необходимости проведения арбитражного анализа, другую часть подвергают анализу в объеме требований нормативного документа.

3. О нарушениях, выявленных в ходе подготовки к приему нефтепродуктов, осмотра прибывших транспортных средств и тары, проверки сопроводительной документации и фактического качества поступившего нефтепродукта, необходимо поставить в известность руководителя организации.

4. При приеме нефтепродуктов объединенную пробу для проведения приемо-сдаточного анализа отбирают и разделяют ее на три части. Две части оформляют как арбитражные пробы, а третью - как контрольную - проверяют с использованием экспресс-методов. Если на предприятии отсутствует комплект экспресс-методов, то в пробе проверяют наличие воды и механических примесей (визуально). При положительных результатах анализа и отсутствии других замечаний разрешают слив нефтепродукта. После двух часов отстоя продукта из резервуара, в который слит нефтепродукт, отбирают пробу и направляют на анализ (в объеме контрольного) в прикрепленную лабораторию.

Если по результатам контрольного анализа будет установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа, то вторая часть пробы направляется на анализ (в объеме требований нормативных документов) в аккредитованную лабораторию. Третью часть пробы используют как арбитражную в случае предъявления претензии поставщику нефтепродукта.

5. Все образующиеся в организации остатки нефтепродуктов от зачистки резервуаров, технологических трубопроводов, смеси нефтепродуктов от перекачек, ловушечные пробы и т.п. актируют и реализуют только после проведения анализа в лаборатории.

Для решения вопроса об их реализации оформляют следующие документы: паспорт качества, акт отбора проб, акт комиссии о причинах и количестве остатка, образовавшегося при зачистке или смешении нефтепродуктов.

6. Качество масел, расфасованных в заводскую герметичную тару, проверяют в объеме контрольного анализа или в объеме требований нормативного документа после истечения гарантийного срока.

7. В процессе хранения нефтепродуктов необходимо:

осуществлять периодическую проверку соблюдения условий хранения нефтепродуктов в резервуарах и таре;

отбирать пробы и проводить анализы нефтепродуктов:

после каждого налива нефтепродукта в резервуар (контрольный анализ);

после слива прибывшего нефтепродукта - (контрольный анализ, а при необходимости - в объеме нормативного документа);

в соответствии с графиком проведения анализов (контрольный или в объеме нормативного документа);

вести в журналах анализов учет качественного состояния всех хранящихся нефтепродуктов, при этом:

в случае перекачки нефтепродукта из одного резервуара в другой порожний резервуар, подготовленный в соответствии со стандартом, в журнал анализа для этого резервуара записывают результаты анализа пробы, отобранной из первого резервуара (сохраняется старый паспорт качества, в котором указывается номер нового резервуара);

в случае перекачки из одного резервуара в другой, имеющий нефтепродукт той же марки, в журнале анализов делать запись по результатам контрольного анализа пробы, отобранной после перекачки, а по другим показателям - на основании данных анализов нефтепродукта в обоих резервуарах до перекачки с указанием значений, имеющих меньший запас качества.

8. При возникновении подозрения на ухудшение качества нефтепродукта независимо от графика или гарантийного срока хранения проводят анализ в объеме требований нормативного документа и оценивают численное значение каждого показателя качества нефтепродукта.

9. Перед наливом нефтепродуктов в транспортные средства и тару получателя производят осмотр внутренней поверхности предназначенных под налив цистерн (танков) и тары. Налив нефтепродуктов в грязные и не соответствующие установленным требованиям цистерны и тару запрещается.

10. По окончании налива из железнодорожных цистерн (наливных судов) отбирают пробу нефтепродукта для определения его качества в объеме контрольного анализа и на случай проведения арбитражного анализа. Контрольный анализ проводят не позднее 24 часов после налива транспортного средства. При установлении некондиционности отгруженного нефтепродукта об этом немедленно сообщают руководителю организации и получателю.

11. При отпуске нефтепродуктов наливным судном в адрес одного получателя каждую пробу делят на три равные части (одну часть - для проведения приемо-сдаточного анализа, две части - на случай арбитражного анализа отправителю и получателю). Пробы отбирают в присутствии представителя судна с оформлением акта на отбор проб, опечатывают печатью отправителя и вручают капитану судна для передачи получателю. При отпуске нефтепродуктов наливным судном в адрес нескольких получателей число проб, вручаемых капитану судна, должно соответствовать числу получателей.

12. Паспорт качества прилагают к каждой товарно-транспортной накладной, а при отпуске авиационных топлив и смазочных материалов паспорта качества во всех случаях прилагают к товарно-транспортной накладной на каждый вагон (цистерну).

Приложение одного паспорта на весь маршрут или группу цистерн допускается только в случае, если маршрут или группа цистерн с одним нефтепродуктом адресуется одному получателю в один пункт слива и при условии, что загрузка этого маршрута производилась из одного резервуара, о чем делается соответствующая отметка в паспорте. Если налив производится из двух резервуаров, то паспорт качества оформляется по пробе из резервуара, в котором нефтепродукт имеет меньший запас качества.

13. При отпуске нефтепродуктов необходимо:

проверить дату последнего контрольного (в объеме требований нормативного документа) анализа нефтепродукта в резервуаре, из которого предполагается его отпуск;

отобрать пробу нефтепродукта, отгружаемого железнодорожным и водным транспортом, из резервуара, незапаянной тары и произвести приемо-сдаточный анализ (не позднее, чем за 10 суток до отпуска нефтепродукта); проверить состояние внутренней поверхности танков, тары (в том числе и тары получателя), предназначенных под налив нефтепродукта, и дать разрешение на налив;

оформить паспорт качества и передать его для отправки;

по окончании налива проверить отсутствие воды в железнодорожной цистерне (танке судна), отобрать пробы для проведения контрольного анализа и на случай арбитражного анализа;

провести контрольный анализ, оформить и опечатать пробы на случай арбитражного анализа и для передачи (при отпуске в наливное судно) получателю нефтепродукта.

14. Прием нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации и поступающих на автозаправочную станцию (далее - АЗС) в автоцистернах и расфасованных в мелкую тару, производят по паспорту качества и товарно-сопроводительным документам с указанной в них информацией о сертификации нефтепродукта или с приложением копии сертификата соответствия.

15. На нефтепродукты, поступающие на АЗС из одного резервуара организации (нефтебазы) в течение дня (если в течение, дня налив в данный резервуар не производился), может действовать один паспорт качества, выданный предприятием с первым рейсом автоцистерны на АЗС. В этом случае в дальнейшем на товарно-транспортной накладной ставится номер паспорта качества и номер резервуара нефтебазы, из которого заполнялась автоцистерна.

16. Перед сливом нефтепродукта из автоцистерны в резервуар АЗС в ней проверяют наличие подтоварной воды и механических примесей, отбирают контрольную пробу в соответствии с установленными требованиями, которая используется в качестве арбитражной, и определяют:

для автобензинов - плотность, температуру и визуально - цвет, прозрачность, содержание воды и механических примесей;

для дизельного топлива - плотность, температуру, содержание воды и механических примесей (визуально).

Контрольную пробу, на случай необходимости проведения арбитражного анализа, сохраняют в течение суток после полной реализации принятого нефтепродукта в резервуаре АЗС.

17. Для выполнения перечисленных работ АЗС обеспечивают лабораторными комплектами (специально разработанным набором приборов, лабораторной посуды и приспособлений), содержащими необходимое оборудование, приборы и принадлежности, позволяющие контролировать качество поступающих на АЗС нефтепродуктов. В состав комплекта могут входить экспресс-методы, позволяющие оператору определять некоторые показатели качества поступающих нефтепродуктов (октановое число, содержание свинца, серы и др.).

Если с помощью экспресс-методов определена некондиционность нефтепродукта, то выдачу нефтепродукта необходимо приостановить и полученный результат проверить в лаборатории стандартными методами.

18. Запрещается принимать нефтепродукты в резервуары АЗС при:

несоответствии качества принимаемого нефтепродукта (по данным паспорта поставщика) требованиям нормативного документа;

отсутствии пломб на автоцистерне в соответствии со схемой пломбировки;

неисправности нижнего сливного устройства автомобильной цистерны;

неправильном оформления товарно-транспортной накладной;

отсутствии паспорта качества или информации о сертификации нефтепродукта, подлежащего обязательной сертификации;

неправильном оформлении паспорта качества на нефтепродукт (отсутствие номера, заполнен не по всем показателям качества);

наличии воды и механических примесей в нефтепродукте;

несоответствии нефтепродукта по результатам испытаний по п. 6.22 требованиям нормативного документа.

19. Сохранение качества нефтепродуктов на АЗС обеспечивают за счет:

исправности и чистоты сливных и фильтрующих устройств, резервуаров, топливо- и маслораздаточных колонок;

постоянного контроля за герметичностью резервуаров, трубопроводов и запорной аппаратуры с целью исключения попадания в них атмосферных осадков, воды и пыли, а также смешения различных марок нефтепродуктов;

слива нефтепродуктов из автоцистерн через сливной фильтр, самотеком или под напором;

проведения не реже 1 раза в месяц, а также немедленно в случае поступившей жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов, лабораторных испытаний реализуемого нефтепродукта в объеме контрольного анализа;

хранения нефтепродукта в пределах гарантийного срока, установленного нормативными документами;

отбором контрольной пробы из резервуара при истечении смены, которая хранится в течение суток после реализации нефтепродукта.

20. Резервуары, предназначенные для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, должны быть обеспечены и зачищаться в соответствии с установленными требованиями согласно графику с составлением акта зачистки.


3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


3.1 Анализ существующего в хозяйстве производственного процесса


3.1.1 Антикоррозийная защита емкостей

Нефтепродукты при хранении, транспортировке и выдаче, а также засоряются механическими примесями – грязью, песком, ржавчиной и т.п. Засорение продуктов ржавчиной при хранении в резервуарах происходит вследствие постоянно протекающих в них коррозии (ржавления). Коррозию внутренних поверхностей резервуаров вызывают: влажный воздух, поступающий в резервуары при их дыхании;

вода, находящаяся , под слоем нефтепродуктов, а также некоторые химические соединения, входящие в состав нефтепродуктов.

При поступлении влажного воздуха в паровое пространство резервуара происходит коррозия резервуара, конденсирующего из этого воздуха водой, находящейся в осадке под нефтепродуктом, которая почти во всех случаях содержит растворимые соли. Такая вода является хорошим электролитом, она вызывает образование источников коррозии в виде гальванических пар из неоднородных по своему физическому составу металлических листов резервуаров и стенах очистного сооружения.

Попадание воды и грязи в автоцистерны, бочки и бидоны может происходить при наливе нефтепродуктов в момент выпадения атмосферных осадков или в условиях большой запыленности воздуха. Чтобы не допускать накопления большого количества осадков в нижней части резервуаров, из них периодически, не реже одного раза в три месяца, спускают отстой.

Для предохранения от коррозии и уменьшения нагревания, поверхности резервуаров покрывают теплоотражающими эмалями ПФ-5135 и ЭФ-5144.


3.1.2 Техническое обслуживание оборудования нефтебазы

Техническое обслуживание оборудования нефтебазы в СХПК «Присухонское» проводится своими работниками ТО-1 и ТО-2 выполняют специализированные бригады. Операции ТО-1 и ТО-2 выполняются 1 раз в год.

Техническое обслуживание № 1 выполняют следующим образом: осматривают запорный кран и его соединение с трубопроводами. Ослабленные затяжки болтов во фланцевом соединении или повреждения уплотнительных прокладок у крана устраняют, затягивая болты и меняя прокладки.

На корпусе резервуаров проверяют состояние швов. Подтекания топлива устраняют используя бензостойкую замазку. Техническое обслуживание дыхательных клапанов заключается в проверке и регулировке клапанов вакуума и давления.

Осматривая узел управления хлопушкой особое внимание уделяют целостности троса и резиновых шайб. Водогрязесливную пробку проверяют при сливе отстоя.

Техническое обслуживание № 2 предусматривает выполнение операций ТО-1 и дополнительно: зачистку резервуара; проверку на герметичность и окраску внешней поверхности.

Техническое обслуживание топливо-раздаточных колонок и приемо-раздаточного стояка предусматривает проверку агрегатов, их крепления, регулировку отдельных узлов и механизмов, а также смазку трущихся деталей и частей, производится восстановление лакокрасочных покрытий . Прежде, чем приступить к выполнению указанных работ, топливораздаточную колонку необходимо очистить от грязи и пыли, проверить исправность и надежность крепления облицовки, раздаточного рукава и крана.

При ТО-2 выполняется объем работы ТО-1. Проверяются и устраняются неисправности топливного насоса и электродвигателя и дополнительно проверяют производительность насосной установки и производится проверка погрешности металлического счетчика.


3.1.3 Мероприятия по сокращению потерь нефтепродуктов

Потери нефти и нефтепродуктов имеются как при транспорте, так и при хранении их. Величина потерь иногда достигает больших размеров (2—5%), что наносит значительный ущерб народному хозяйству. Особенно велики потери испарения легкоиспаряющихся нефтепродуктов (бензина), при этом наряду с потерей количества теряется и качество нефтепродуктов, так как в первую очередь испаряются наиболее ценные легкие фракции. В результате, ухудшается физико-химическая характеристика топлива, например, увеличивается плотность жидкости, понижается октановое число и снижается величина упругости паров.

Потери нефтепродуктов возникают при различных сливно-наливных операциях, на эстакадах и в разливочных пунктах, при охранении в резервуарах, при отпуске нефтепродуктов потребителям, а также в результате утечек и аварий. По характеру потерь они подразделяются на эксплуатационные и аварийные потери. Эксплуатационные потери, в свою очередь, делятся на количественные, качественно-количественные и качественные.

Количественные потери, это потери от утечек и разливов; утечки возникают в результате различных неплотностей в резервуарах, трубопроводах, насосах, арматуре и в другом оборудовании; разливы нефтепродуктов имеются главным образом при отпускных операциях в результате переполнения наливаемой тары, при неисправных сливно-наливных устройствах, при выпуске подтоварной воды, а также при переполнении резервуаров, хранилищ, нефтеналивных судов и различных емкостей.

К качественным относятся потери от смешения различных сортов нефтепродуктов, их обводнения или загрязнения механическими примесями. Основные причины этих потерь — неправильная подготовка и зачистка резервуаров из-под одного сорта нефтепродукта для приема другого сорта, перекачка нефтепродуктов разных сортов по одному трубопроводу без соответствующей его подготовки или в результате нарушения эксплуатационного режима последовательной перекачки. К этим же причинам относится изменение качества топлива за счет окисления в условиях хранения и транспортировки. Контакт с кислородом воздуха, металлами, проникновение света в хранилище, а также повышение температуры приводит к тому, что наиболее активная часть соединений вступает в реакцию окисления, обусловливающую образование смол и нерастворимых осадков.

К качественно-количественным относятся потери, при которых происходит количественная потеря с одновременным ухудшением качества остающегося продукта. Это получается главным образом при испарении нефтепродуктов. Чем выше испаряемость нефтепродуктов, тем больше потери от испарения и тем заметнее ухудшается их эксплуатационная характеристика.

При хранении легкоиспаряющихся жидкостей в резервуарах различают два основных вида потерь — это потери от так называемых «малых дыханий» и «больших дыханий».

Потерями от «малых дыханий» называют потери при неподвижном хранении, возникающие в результате суточных изменений температуры.

Потерями от «больших дыханий» называются такие потери, которые происходят при наполнении резервуара, из которого вытесняется паровоздушная смесь. При поступлении в резервуар нефти или нефтепродукта паровоздушная смесь сжимается до давления, соответствующего давлению дыхательных клапанов, затем при повышении этого давления вытесняется наружу — происходит «выдох». Эти потери называют также потерями от вытеснения паров наливаемой жидкостью.

Потери от "малых дыханий" в резервуарах зависят от объема газового пространства и расчетного избыточного давления. Чем меньше объем газового пространства и больше расчетное избыточное давление резервуара, тем будут меньше потери от "малых дыханий". Потери от "малых дыханий" могут быть значительно уменьшены, если отводить вытесняемую из резервуара паровоздушную смесь по трубопроводу (газовой обвязке) в специальный газо-сборник – резервуар с "дышащей" крышей или газгольдер.

Для уменьшения потерь от "малых" и "больших дыханий необходимо:

- хранить легкоиспаряющиеся нефтепродукты в резервуарах с плавающей крышей или понтоном;

- повысить расчетное давление в газовом пространстве;

- доводить заполнение в резервуарах со стационарной крышей до верхнего максимального предела;

- хранить нефтепродукты в резервуарах больших объемов, для которых удельные потери будут меньшими. Чем больше объем резервуара, тем меньше процент потерь;

- использовать газовую обвязку резервуаров с одинаковым нефтепродуктом в одной группе резервуаров;

- установить диск-отражатель под дыхательным клапаном внутри резервуара, с помощью которого изменяется направление входящего воздуха, с вертикального на горизонтальное;

- конденсировать нефтепродукты при помощи искусственного холода и сорбции. Процесс сорбции основан на поглощении паров или газов поверхностью жидких или твердых сорбентов;

- окрашивать резервуары в светлые тона, что дает хороший эффект и не требует больших затрат.

Одновременная покраска внешней и внутренней поверхности крыши резервуара уменьшает потери от испарения на 30 – 60 %. Обычно поверхности резервуаров окрашивают алюминиевой краской или белой эмалью, которые в наибольшей степени снижают поток тепла во внутрь резервуара.

Один из эффективных способов хранения легкоиспаряющихся нефтепродуктов — хранение в заглубленных и подземных резервуарах, отличающихся относительным постоянством температурного режима. При хранении в заглубленных резервуарах почти полностью исключается потери от «малых дыханий», так как, будучи засыпаны грунтом, они не подвергаются солнечному облучению, и, следовательно, в них почти отсутствуют суточные изменения температуры газового пространства. По сравнению с наземными резервуарами потери от «малых дыханий» в заглубленных резервуарах сокращаются в 8—10 раз и несколько снижаются потери от «больших дыханий».


3.2 Технологическая карта по обслуживанию заправочных емкостей, применяемых для хранения нефтепродуктов


3.2.1 Защита металлоконструкций от коррозии

- Коррозия стальных металлических резервуаров резко сокращает эксплуатационную надежность резервуаров и оборудования, снижает срок их службы, вызывает разрушение отдельных элементов конструкций и может приводить к потерям хранимого нефтепродукта и авариям.

- К основным методам защиты внутренних поверхностей стальных резервуаров с нефтепродуктами от коррозии относят нанесение лакокрасочных и