Анализ рынка соков

до $23,85 млн., увеличившись по сравнению с 2003 годом на 8,5%. Выручка компании в 2004 году выросла на 26% и составила $1189,3 млн.

Валовая прибыль = 327,63

Общие издержки = 861,67

Сейчас результативность производства у компании «Вимм-Билль-Данн» меньше, так он снизил свои позиции, занимаемые на рынке.

ЗАО «Мултон»

«Мултон» производит соки марок Rich, Nico и Добрый. Компания работает на рынках Санкт-Петербурга, Москвы и Урала. В 2004 году выручка составила $336 млн., объем производства сока около 500 млн. литров. Занимаемая доля на рынке – около 25%.

CCHBC работает в 26 странах и обслуживает население, численностью более 500 млн. человек. Акции CCHBC присутствуют в листингах Афинской Биржи, вторичных листингах на Лондонской и Австралийской Фондовых Биржах. По данным годовой отчетности, в 2008 году выручка CCHBC составила 4 201,9 млн. евро, чистая прибыль – 372,1 млн. евро, активы компании на 01.01.05 – 5 956,7 млн. евро.

Коэффициент рентабельности.

Подсчитаем индекс рентабельности для ведущих фирм за 2008 год.


Табл. 12

Производитель Прибыль Pr млн.руб Общая выручка TR, млн.р. Общие издержки ТС (TR-Pr) Индекс рентабельности (Pr/TC)
Лебедянский 8849,8 14040 5190,2 1,7
Мултон 6388,4 11080 4691,6 1,36
Нидан 4270 7819 3549 1,2
ВБД 4495,5 8000 3504,5 1,28

Заключение


Проведя анализ рыночной власти и рассчитав различные коэффициенты концентрации, мы сделали следующие выводы:

Рынок соков один из самых концентрированных рынков России — доля четырех крупнейших игроков превышает 85% общего объема продаж. Уровень концентрации на рынке соков весьма высок, несмотря на то, что на нём действуют около 200 мелких региональных компаний. Все индексы концентрации колеблются от 0,25 до 0,8.

Самое главное, нужно отметить, что с 2007 года уровень рыночной концентрации на рынке соков увеличивается, и в 2009 все коэффициенты показывают наибольшее значение, так как фирмы – лидеры занимают большую долю рынка, а мелкие региональные - незначительную долю.

Так как 4 фирмы господствуют на рынке, то это «жесткая» олигополия.

Олигополия на рынке соков создает благоприятную почву для развития сговора. То есть одним из типов олигополистического поведения является Картельное соглашение.

Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж.

При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.

Однако, известно, что российское законодательство запрещает сговор фирм, поэтому существует мнение, сто крупнейшие компании стремятся вступить в тайный сговор.

Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей.

Препятствия для тайного сговора:

Различия в спросе и издержках.

Число фирм в отрасли.

Внезапный спад деловой активности.

Возможное вступление в отрасль других фирм.

Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.

Уже в 2007 году произошло постепенное насыщение рынка, особенно в развитых городах, поэтому к 2010 году ожидается замедление темпов его роста.

Дальнейший рост рынка соков будет происходить за счет экспансии в регионы, и одним из факторов успеха в этом направлении является наличие у производителей развитой инфраструктуры. Сдерживающими факторами развития рынка будут являться: Неудовлетворительное состояние железнодорожных объектов; Автодорожной инфраструктуры; Энергетических объектов; Плохая система коммуникаций; Неудовлетворительные объекты жилого фонда. Федеральное правительство ведет активную работу по рассмотрению планов реорганизации системы железнодорожных, электрических и телефонных коммуникаций страны. Любая такая реорганизация может привести к повышению цен и тарифов на транспортные услуги, электроэнергию и услуги связи. Существенные события и факторы, которые могут улучшить результаты отрасли производства соков, это улучшение роста жизненного уровня населения.


Список литературы


1. Авдашева С., Розанова Н. «Теория организации отраслевых рынков»

2. Рой Л.В., Третьяк В.П. «Анализ отраслевых рынков».

3. Веселова Н.В. Методология исследования рыночных структур: Учебно-методическое пособие.

4. expert-rating/market/product/sok_1.html

5. marketbaza/product895/product_info.html

6. aqua-mercatus/?mag=2&op=journal&txt=14

7. microeconomica.economicus/index1.php?file

11