Реклама как бизнес
BORDER=1 BORDERCOLOR="#000000" CELLPADDING=3 CELLSPACING=0>Отношение
%
Таблица 3
Восприятие москвичами наружной рекламы.
Утверждение |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Реклама помогает потребителю выбрать наиболее подходящий товар или услугу | 43,6 | 36,7 | 19,7 |
Реклама навязывает потребителю выбор определенного товара (услуги), не давая достоверной информации о его подлинном качестве | 73,4 | 13,9 | 12,7 |
Политическая реклама на щитах и в общественном транспорте должна быть запрещена | 47,0 | 33,5 | 19,5 |
В центре Москвы не должно быть крупных рекламных конструкций | 40,3 | 38,3 | 21,1 |
Щитов 3x6 в городе слишком много | 32,9 | 37,2 | 29,9 |
Каждый округ или район должен оформляться к празднику с учетом его архитектурно-исторических традиций | 88,5 | 4,1 | 7,4 |
В городе необходимо увеличить число оригинальных рекламных конструкций | 53,6 | 25,9 | 20,5 |
Swot-анализ(данные приведены в таблице)
Год | Выручка от деятельности (Нетто) | Себе-стоимость проданных товаров | Внереализационные расходы | Налог на прибыль и иные налоги |
Кол-во физ. лиц получивших доход |
Амор-тизация (итоговая) |
Средне-годовая стоимость имущества организации | Остаток денежных средств на конец года |
2000 | 940987 | 891662 | 16947 | 9714 | 46 | 43448 | 409560 | 6622 |
2001 | 1004337 | 999525 | 23456 | 10343 | 55 | 43782 | 559666 | 9429 |
2002 (планируемый результат) |
1252145 | 1009430 | 35056 | 12957 | 66 | 44563 | 743600 | 15013 |
В заключение хотелось бы еще раз вернуться к вопросу об эффективности наружной рекламы. Проведенный опрос показал скорее безразличное отношение горожан как к рекламе в целом, так и к ее недостаткам.
Причем при общей нейтральной оценке крайне низка дифференциация внутри различных категорий населения: практически невозможно выделить значимые группы, которые формировали бы основу общего мнения или хотя бы создавали некую шкалу, благодаря полярным оценкам. Распределение оценок по всем категориям остается во многом одинаковым.
Кстати, интересный парадокс: при общем положительном фоне в отношении наружной рекламы, доверие к ней у потенциальных потребителей остается довольно низким. 73,5% опрошенных считают, что реклама навязывает потребителю выбор определенного товара (услуги), не давая достоверной информации об его подлинном качестве. Это означает, что, говоря о своем отношении к наружной рекламе, респонденты оценивают ее как элемент современного городского пейзажа, а не как обладающий определенной ценностью информационный ресурс.
Таким образом, можно сделать вывод, что, интерес к наружной рекламе пока остается низким. Соответственно не велика и ее эффективность. И об этом следует задуматься уже сейчас.
Выборные технологии: слово-дело.(психология рекламы)
Приписывать людям не характерные для них, но очень желаемые для нас качества — естественная особенность группы людей, типичный зигзаг массового мышления. Народ сам создает своего героя. Важно лишь дать ему понять, что вот он — герой. И это задача слова. Магических формул, которые проникают в мозг избирателей, как спирт в медицинскую вату.
Константы общественного сознания определены давно. Без их использования немыслим современный предвыборный процесс. Замечено, например, что группа людей ведет себя совсем по-другому, нежели каждый член группы в отдельности.
Люди одним своим присутствием сильно влияют друг на друга. Прежде всего, это влияние сказывается на их способности к критическому мышлению. Помните, как у Жванецкого: "Один думает, двое думают меньше, трое совсем не думают". Бывает достаточно одной реплики, чтобы увлечь тысячи, а спустя мгновение другая реплика меняет настроение толпы на противоположное.
Другая важная особенность массы — резкое снижение интеллектуального уровня. Своего рода помутнение сознания индивидов, ее составляющих. И никакого усреднения! Группа всегда ориентируется только на самый низший уровень. На самом деле это не порок, а просто условие ее существования. Разногласия в группе убивают ее, она начинает дробиться и исчезает. А вниз, как известно, проще, чем вверх. Низшим через голову не прыгнуть, зато высшим легко опуститься на любую ступень ниже, отсюда все стремления к подражанию и неприятие инакомыслия. Инакомыслящий — это тот, кто сопротивляется общему нисходящему потоку, а значит, потенциально опасен для целостности группы.
Отсутствие аналитического мышления влечет за собой невозможность убеждения, сколько-нибудь крупной группы людей. Логические доводы могут быть хороши только для частной беседы с каждым членом группы в отдельности. Однако ее стихийным мнением можно управлять почти с такой же надежностью, с какой рельсы задают направление движению поезда. Об этом и разговор.Язык, на котором следует говорить с толпой, это язык не убеждения, а — влияния. Причина тому — особенность восприятия массы (электората).
Яркие, мощные лозунги минуют фильтры высшего сознания и напрямую давят на красную кнопку, запуская действие. Вакуум, созданный отсутствием мышления, заполняется чувством, эмоциями.
Создание определенного эмоционального фона — один из путей к народной любви. Когда удается его создать, то черное становится белым, а лицо генерала приобретает классический греческий профиль.
Но как прикоснуться к тайне? Как найти те самые магические слова, способные привлечь, увлечь, заставить действовать? Придумывать нечто из ряда вон здесь не полезно, а даже вредно. Так можно промахнуться. А попасть нужно наверняка.
Категории, которыми оперирует массовое мероприятие, называются образами. Это определенные клише, которые уже существуют в "банке данных", древнем подсознании целевой аудитории. Речь идет об "архетипах коллективного бессознательного", которыми мы обязаны Юнгу.
Наведение "моста", создание ассоциации с уже принятыми когда-то в детстве образами, воспроизведение которых всегда желательно, — безотказный путь к завоеванию симпатий электората.
Фразы, обладающие силой влияния, наводят такие мостики. Вспомнить хотя бы слоган предвыборной президентской кампании "Голосуй сердцем". А на что еще было рассчитывать президенту, имеющему накануне выборов 1996г. примерно такой же рейтинг, как и перед новыми выборами 2000 г., как не на эмоциональный подъем, пробуждение стремлений вне разума, вне действительности.
Ценность слогана определяется тем, насколько он точно совпадает с одним из уже имеющихся клише, насколько он способен вздохнуть жизнь в глубоко запрятанные воспоминания. Людям нравится узнавать в словах, которые они слышат или читают, свои мысли, а скорее — чувства. Один только процесс пробуждения, возвращения к этим воспоминаниям уже доставляет им большое удовольствие. А в случае их особой значимости воспринимается как откровение.
По-настоящему хороший слоган входит в жизнь и делает первый шаг для внушения идеи. Политический лидер без идеи смешон и никчемен. Более того, он сам является олицетворением идеи, которую несет. Так чувствует толпа. Он не обязан считаться с ее переменчивым мнением, но должен разбираться во всех тонкостях его формирования.
При некотором углублении мы обнаружим, что психологически масса — это женщина. Вспыльчивая и непредсказуемая, истеричная и желанная, глуповатая и увлекающаяся в полной мере, она живет лишь тогда, когда находит своего мужчину. Свой идеал и божество, своего лидера. Аналогия почти стопроцентная, что касается ее поведения, а также того, как с ней должно обращаться. Редко кому придет в голову убеждать женщину влюбиться. Здесь уместнее обольщение. Чем опытнее, умнее и терпеливее обольститель, тем вернее возникнет взаимность. Удачливый покоритель женских сердец как никто другой усвоил истину, что "женщина любит ушами". Поэтому и шепчет ей в ушко пленительные, те самые слова.
Эротическая наполненность взаимоотношений толпы и вождя несомненна, известна со времен Наполеона и подтверждена многими властителями народной души и тела. Но влияние вождя многогранно и основано не только на обольщении, но и на авторитете. Причем, на абсолютном авторитете, не допускающем оговорок и сомнений. Как авторитет отца для ребенка. И лидер — это даже не муж, а скорее отец, любящий свою дочь, своих избирателей. Подтверждений правильности такого сопоставления множество. Сами за себя говорят имена, которые присваивают вождям в различных социальных группах, — "крестный отец "в мафии, "батя
в армии, "святой отец "в церкви. И так же как дочь питает смутные эротические чувства к своему отцу, так и толпа подсознательно отдается мужчине, из уст которого она слышит слова своего отца-любовника.
Не стоит осуждать мастеров предвыборных технологий из команд Ельцина и Лебедя за понимание социальной психологии и стремление к манипулированию общественным мнением. У масс есть не только свое мнение, но и свой язык, на котором это мнение формируется. Поэтому говорить с народом необходимо на языке, ему понятном.
Жириновский, умеющий интуитивно уловить тональность звучания душевных струн своих избирателей, имеет огромное преимущество перед гораздо более компетентным Гайдаром, который изъясняется пугающими экономическими терминами и поэтому имеет имидж человека, который, по словам Никиты Михалкова, оставленный один, не сможет найти выход из парка Горького.
Интересно, что феномен массового сознания действует в приложении не только имиджа политиков, но и в "раскрутке" различного рода товаров, проще говоря, в рекламе. Если принять во внимание все вышесказанное за аксиому, то процесс продажи товара должен выглядеть следующим образом. Во-первых, нужно создать толпу и снизить тем самым уровень сопротивляемости к информации. Во-вторых, сделать внушение.
Облегчает работу обращение в средства массовой информации. Поскольку, в этом случае, масса уже создана. Каждый, кто смотрит телевизор или читает газету, в подсознании ощущает себя единицей массы.
О том, какая роль отводится силе влияния современных СМ И на общественное мнение и утверждение власти свидетельствуют последние события в Югославии. Первое, что сделали американцы в Принcтоне, — разбомбили телецентр. Первое, с чего они начали мирный процесс, — это его восстановление. "Я видел это по телевизору!" — то же, что и: "Я знаю абсолютную истину!"
Остается лишь предоставить потребителю доступные ответы еще до того, как у него успеют сформироваться вопросы.
Реклама должна быть правильной.
Многие компании, несмотря на то, что до конца года время еще есть, уже начинают формировать рекламные бюджеты на 2000 год. Среди прочих рекламоносителей телевидение занимает далеко не последнее место, поэтому за консультацией по разумному размещению рекламных денег «ПР» обратился к директору по продажам «ОРТ-Петербург» Тимофею Каребе и руководителю питерского отделения «Gallup Media» Алексею Вальскому.
По его мнению, существует два совершенно отличных друг от друга способа расчета и составления рекламных кампаний. Первый предусматривает выбор телевизионного капала в зависимости от объема аудитории и объема получаемых в том или ином месте скидок. Причем, если размер дисконта определятся длительностью и интенсивностью кампании, а также глубиной и качеством взаимоотношений «заказчик-рекламоноситель», то выбор канала у нас до сих пор зачастую определяется «смотрибельностью» данного ТВ, руководителем данной конкретной фирмы и его ближайшим окружением. Разумные убеждения и документальное подтверждение несостоятельности рекламирования, например, стрелкового оружия в передаче «Спокойной ночи, малыши» рушатся о незыблемый аргумент: «Ну, как же?! Это любимая программа моей тещи (моего друга и т.д.)!». Более профессиональный, более сложный и адекватный способ в аналогичной ситуации предусматривает выбор телеканала и времени размещения с учетом наибольшего соответствия выбранной целевой группе. Чаще всего в этом случае используется параметр Affinity Index (индекс соответствия), который позволяет распределить время размещения в порядке приоритетности, а затем учитывать стоимость такого размещения. Данный способ приемлем для расчета небольших рекламных кампаний. В случаях же, когда нет данных, необходимых для качественного медиапланирования (например, невозможно рассчитать накопление аудитории за период рекламной кампании, частоту контакта и т.д.), такой метод оказывается единственно возможным. Другой, более трудоемкий способ медиапланирования, предусматривает использование медиапланировочных программ, когда учитываются реальные показатели рекламной кампании (о них мы расскажем далее). На сегодняшний день существует несколько медиапланировочных пакетов, которые позволяют строить оптимальные медиапланы для радио, телевидения и прессы, рассчитывая как отдельные проекты, так и комплексные, с использованием всех средств массовой информации одновременно. При этом надо помнить, что любой медиапланировочный пакет использует данные по аудиториям СМИ, формат которых должен удовлетворять техническим требованиям к пакету и не может быть заменен произвольным набором данных. Остановимся подробнее на показателях рекламной кампании. Большинство терминов медиапланирования существуют на английском языке. Из общего числа показателей (а их свыше тридцати) мы рассмотрим четыре, которые необходимы при грамотном расчете размещения рекламы на телевидении.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что заказчик должен четко представлять цели рекламной кампании и целевую группу, то есть кого и зачем ему нужно привлечь рекламой своего товара или услуга.
При выборе телеканала важную роль играет ОХВАТ аудитории (Reach). Это количество человек, которые увидят рекламу за время рекламной кампании. Данный показатель рассчитывается в натуральных числах (тысячи человек) или в процентах от целевой группы. При этом каждый человек, хотя бы раз видевший рекламу, учитывается только один раз. Следующий показатель - ЧАСТОТА (frequency) - какое количество раз в среднем один человек увидит рекламу. GRP (Gross Rating Point) - валовый оценочный коэффициент - это суммарное количество контактов за всю рекламную кампанию. В отличие от охвата при расчете этой величины каждый человек учитывается столько раз, сколько раз он видел рекламу.
Показатель СРТ (Cost Pet Thousand) - затраты на тысячу человек - определяет стоимость достижения рекламой одной тысячи представителей целевой группы. Процентный аналог этого показателя - CPR (СРТ на рейтинг) -определяет затраты на рекламу па 1 % целевой группы.
Расчет всех показателей обычно ведется для периода 4-6 недель.
Рассмотрим подробнее показатель GRP.Это «начало начал», которое требует oт рекламщика знаний арифметики и является основой продаж рекламного времени на телевидении многих арап мира. GRP рассчитывается как сумма показателей Reach (охват) для каждого выхода рекламы за время кампании. Эта величина выражается в процентах от целевой группы. Например, если рейтинг рекламного блока в среднем составляет 5 процентных пунктов, то 10 выходов ролика дают Вам GRP=50. Иногда вместо GRP используют его аналог, выраженный в тысячах человек, показатель OTS (Opportunity To See, т. е. «возможность увидеть»). Не стоит пугаться, когда GRP больше 100%. Это связано с тем, что один человек может увидеть одну и ту же рекламу неоднократно. Формула расчета GRP выглядит следующим образом:
GRP = Reach * Frequency, т. с. количество людей, видевших рекламу хотя бы один раз, умноженное на количество раз, кагоров человек видел рекламу. При планировании рекламы на телевидении обычно придерживаются следующего принципа: для массированного продвижения новой марки па рынок, сравнимый по размерам с Санкт-Петербургом, необходимо набрать 600-900 GRP в течение 8-12 недель. Для поддерживания кампании достаточно 300-400 GRP за тот же срок. Технология продаж рекламного времени на телевидении при помощи GRP предусматривает размещения не в фиксированных блоках, а в плавающем режиме, когда продавец распределяет рекламу заказчика таким образом, чтобы в результате кампании получить заданное количество GRP.
При планировании рекламной кампании целесообразно оцепить се эффективность, что можно осуществить такими способами, как предварительная оценка достижения целевой аудитории, анализ текущих продаж или пост-анализ рекламной кампании.
Для достижения максимальной эффективности и снижения общей стоимость размещения рекламы на телевидении стоит учитывать такие факторы, как использование различной длительности ролика в течение рекламной кампании, а также преимущества спонсорских пакетов, когда ставятся спонсорские ролики и (или) упоминание спонсора программы. Подводя итог, можно сказать, что общая схема построения корректной рекламной кампании па телевидении состоит из следующих стадий:
1. Выбор целевой группы на основе социально-демографических и поведенческих характеристик потребителей продукта с учетом их режима обращения к средству массовой информации, то есть время, частота, широта опросов в отношении различных СМИ
2. Выбор рекламоносителей и конкретных средств массовой информации
3. Расчет целей рекламной кампании (охват, частота, график подачи)
4. Составление медиаплана и предварительная оценка эффективности
5. Пост-анализ рекламной кампании.
РекламоФИЛЫ и рекламоФОБЫ.
Пробовали ли вы спрашивать у обывателя (т.е. у того самого гражданина или гражданки, на которых рассчитано изобилие товаров и услуг), что такое «хорошая» реклама? Вряд ли вы получите ответ-дефиницию. Он, наш многоуважаемый обыватель, мыслит категориями «нравится не нравится» и лишь потом выстраивает объясняющую цепочку.
Как печально замечали одни участники опроса, проведенного в начале октября исследовательской группой «ЭКРО-RG», «тампаксы, прокладки, Орбит постоянно крутятся и голове, а нормальной, хорошей рекламы нет». Другие были более категоричны: «Her такой рекламы, которая имела бы право нахально вмешиваться в эфир!». Женщины-респонденты эмоционально объясняли, что не верят рекламе и не смотрят ТВ, когда она вдет, т.к. она «очень противная и нет такой, после которой хотелось бы пойти в магазин и что-то купить». А пенсионеры лишь огорченно вздыхали: «Реклама - это смех над нашими нищенскими пенсиями...». Бесцеремонность и навязчивость - две особенности телевизионной рекламы.
Посоревноваться с нею может разве что ее почтовая сестра. Но если на назойливость последней можно ответить адекватным действием, то попытки «убежать» от телевизионной рекламы обречены: она настигает зрителя снова и снова, пока светится голубой экран. Единственное, что остается телезрителю - не любить се.
Из 10943 петербуржцев, опрошенных в сентябре нынешнего года социологами «ЭКРО-RG» (таблица 4.), на вопрос: «Реклама каких товаров и услуг Вам нравится в настоящее время?» - 43,1% ответили резко-раздражительно: «Никакая!». 16% респондентов декларировали, что не смотрят рекламу, а 13,3% - затруднились развить тему. И, наконец, 27,6% участников опроса с меньшей или большей степенью энтузиазма обозначили свои предпочтения.
Таблица 4.
Социально-демографические характеристики группы, которой не нравится никакая реклама (в %%) | ||
пол | м | 42 |
ж | 58 | |
Возраст, лет | 16-19 | 6 |
20-24 | 5 | |
25-34 | 16 | |
35-44 | 22 | |
45-54 | 14 | |
55-64 | 19 | |
более 65 | 18 | |
образование | Неполное среднее | 9 |
Среднее общее | 15 | |
Среднее специальное | 39 | |
Нвысшее, высшее | 36 | |
Доход на 1 члена семьи | До500 | 25 |
500-1000 | 36 | |
1001-1500 | 5 | |
1501-2000 | 2 | |
1001-3000 | 2 | |
3000-5000 | 1 | |
Более 5000 | - | |
Отказ отв. | 29 | |
Социально-демографические характеристики группы утверждающих, что не смотрят рекламу (в %%) | ||
пол | м | 47 |
ж | 53 | |
Возраст, лет | 16-19 | 4 |
20-24 | 5 | |
25-34 | 17 | |
35-44 | 17 | |
45-54 | 15 | |
55-64 | 14 | |
более 65 | 28 | |
образование | Неполное среднее | 7 |
Среднее общее | 25 | |
Среднее специальное | 34 | |
Нвысшее, высшее | 34 | |
Доход на 1 члена семьи | До500 | 28 |
500-1000 | 31 | |
1001-1500 | 12 | |
1501-2000 | 5 | |
1001-3000 | 1 | |
3000-5000 | 1 | |
Более 5000 | 1 | |
Отказ отв. | 21 |
Реклама каких конкретных товаров и услуг Вам нравится в настоящее время? а) с указанием товарных марок |
|
Реклама товаров | %% ответов |
Стиморол | 12,5 |
Вискас | 8,4 |
Пепси-кола | 8,0 |
Твикс | 7,3 |
Нескафе | 7,3 |
•Ситекэт | 5,2 |
Кока-кола | 3,1 |
Рондо | 2,4 |
Айрн-брю | 2,4 |
Дирол | 2,1 |
Фанта | 2,1 |
Орбит | 1,7 |
Пикник | 1,7 |
Тото | 1,4 |
Пепсодент | 1,0 |
Банк «Империал» (с Екатериной Второй) | 1,0 |
Старый мельник | 1.0 |
Педи гри | 1.0 |
Спикерс | 1.0 |
Магги | 0,7 |
Вапороне | 0,7 |
Макс Фактор | 0,7 |
6) без указания товарных марок | |
Реклама товаров | %% ответов |
шампуни | 3,5 |
корма для животных | 3,1 |
косметика | 1,7 |
реклама с животными | 1,7 |
автомобили | 1,0 |
детская реклама | 1,0 |
лекарства | 0,7 |
дубленки и шубы | 0,7 |
Реклама турфирм (в газетах) | 0,7 |
Далее в этом списке с определенным отрывом мелькают: «Савинов», «Кальве», «Тайд», «Золотая бочка», «Балтика», и другие товарные марки. Однако чаще петербуржцы декларируют симпатию не к рекламе конкретных брендов, а к рекламе товарных ipyim (лекарства, корма для
животных, продукты питания и др.) или воспроизводят полюбившийся рекламный сюжет. Что катается конкретных рекламных роликов, то, например, у «Стиморола» особой любовью пользуется последний, условно называемый «с луковым бутербродом». В рекламе «Вискас» -информация о корме по 10 рублей, у «Пепси» - сюжет на знойном пляже со второй бесплатной банкой. «Твикс» -ролик «Держи, голова», «Дирол» - Кристина Орбакайте (иногда респонденты затруднялись вспомнить марку жевательной резинки, зато четко воспроизводили «забывчивость» самой героини ролика). В рекламе «Рондо» лидирует ролик «К маме, значит, к маме». Выводы, которые лежат на поверхности результатов опроса, достаточно закономерны: 1 .При вопросе о рекламе респондент спонтанно вспоминает прежде всего телевизионную рекламу (и очень редко другие рекламоносители). 1.1. Большей симпатией пользуются рекламные ролики, в которых есть здоровое юмористическое зерно.
2. Особенно удавшиеся с точки зрения телезрителей ролики «живут» самостоятельной жизнью (т.е. в отрыве от рекламируемой марки).
3. Никто из респондентов в настоящий момент не обозначил симпатии к социальной и/или политической рекламе.
Хорошо дёшево не бывает.
- Здравствуйте, мы хотели бы заказать изготовление и монтаж вывески нашего магазина.
- У Вас уже разработан эскиз?
- Да. Посчитайте, пожалуйста, сколько будет стоить ваша работа.
На следующий день.
- Мы исследовали место размещения Вашей вывески, изучили эскиз и сделали расчеты. Стоимость всех работ составит 1000 долларов.
— Да что Вы, нам предложили то же, но в два раза дешевле!
Подобные ситуации встречаются сплошь и рядом в фирмах, профессионально занимающихся производством наружной рекламы.
Обычно клиента интересует только стоимость выполнения работ. В редком случае он интересуется гарантийными обязательствами, материалами, из которых будет изготовлен объект, и только в исключительных случаях — расчетным сроком эксплуатации установки, продолжительностью работы фирмы-исполнителя на рынке рекламы, ее репутацией, наличием необходимых лицензий и т.д.
А зря. Ведь любой объект наружной рекламы можно изготовить, как минимум, десятью различными способами, а уж выбор материалов — просто безграничен.
Я уже не говорю о квалификации изготовителей.
Если сравнить цены на типовую продукцию серьезных фирм, специализирующихся на производстве наружной рекламы, то можно увидеть, что они варьируются в пределах + 10%. Наивно предполагать, что несколько десятков фирм договорились держать цены примерно на одном уровне. Естественно, ценовую политику диктует рынок и себестоимость. Из чего состоит стоимость при изготовлении той же вывески?
Во-первых, из стоимости материалов. Если фирма-изготовитель серьезно подходит к вопросу качества своей продукции, она не будет применять материалы низкого качества. А значит, затраты по этой позиции у разных фирм, выпускающих продукцию высокого качества, практически равны. Сократить затраты можно лишь за счет выбора поставщика либо при закупке оптовых партий материалов.
Во-вторых, в стоимость изготовления любой продукции входят расходы на оплату труда. При достаточной квалификации сотрудников эти затраты у различных фирм вряд ли серьезно отличаются, так же как и транспортные расходы. А накладные расходы, ожидаемая прибыль и другое могут иметь большой разброс, но эта позиция регулируется, с одной стороны, конкурентоспособной ценой, а с другой, возможностью фирмы нормально функционировать в целом.
Отсюда и минимальный разброс цен на рекламном рынке у профессионалов.
Так откуда же берутся предложения типа «вывеска за полцены»?
Мы видим, что такое серьезное сокращение затрат при сохранении приемлемого качества работ, просто невозможно. Покупая вывеску за «полцены», клиент получает (если вообще получает) продукцию из материалов самого низкого качества, либо его заказ выполняют люди с крайне низкой квалификацией, либо фирма-изготовитель не имеет офиса, собственного производства, профессионального оборудования и т.д.
Как правило, итог подобных сделок плачевен для всех. Клиент, затратив определенные средства, получает продукцию самого низкого качества (что само по себе антиреклама), которая начинает разваливаться или непосредственно после окончания монтажа, или через месяц-другой.
Переделывать такую вывеску для клиента накладно. Судиться с исполнителем при нашем законодательстве почти бесполезно, к тому же нередко исполнителя сначала надо найти.
Вот и висят полуразвалившиеся вывески с искореженным пластиком и облезающей краской. Конечно, существуют штрафы за неприглядный вид наружной рекламы. Но возможности Административно-технической инспекции, при всей ее активности, не безграничны, да и критерии того, «что такое хорошо и что такое плохо», размыты.
Клиент, столкнувшись с подобной ситуацией, часто, во избежании головной боли, просто вычеркивает расходы по наружной рекламе из своего бюджета.
Помимо этих отрицательных моментов есть еще один — реальное сокращение рынка и недополучение прибылей фирмами, делающими ставку на качество. А это подталкивает их делать некачественную продукцию.
Кому это выгодно? Да никому, кроме тех же халтурщиков. Возникает исконно русский вопрос: «Что делать?»
В феврале 2000 года несколькими рекламными фирмами и физическими лицами был учрежден Фонд «Реклама - Качество» (полное наименование «Некоммерческая организация «Фонд поддержки высокого качества рекламных услуг»), основной целью которого является содействие формированию цивилизованного рынка рекламных услуг и обеспечение их высокого качества.
Одно из направлений деятельности Фонда — это разработка и реализация системы добровольной сертификации конструкций средств наружной рекламы и информации (рекламные щиты, крышные установки, вывески, кронштейны и т.д.).
Что может дать подобный шаг?
Во-первых, грамотно проведенная сертификация позволит постепенно расчистить Москву от наружной рекламы низкого качества и откровенного хлама.
Во-вторых, это укрепит позицию малых и средних предприятий в сфере рекламного бизнеса, сориентированных на реальное производство качественной продукции.
В-третьих, увеличатся шансы рекламодателей получить действительно качественную рекламу, а не выбросить деньги на ветер.
О рекламных перетяжках.
Даешь старым формам современное содержание! Московским улицам новые перетяжки и транспаранты! На смену кумачовым полотнищам с фразами "Привет депутатам очередного съезда!" или "50 лет Комсомолу" приходят призывы "Покупайте наши мобильные телефоны!" и заявления типа "Поздравляем наш банк с пятилетием!"
Несмотря на то, что времена меняются, испытанное советское средство наглядной агитации — уличные перетяжки - успешно используются сегодня рекламодателями. А для некоторых рекламных акций, таких
как объявление сезонных скидок, презентация нового магазина, очередной коллекции одежды или
анонсы приближающихся концертов и выставок, этот вид рекламы, как утверждают специалисты, один из наиболее действенных.
Сегодня годовой оборот рынка рекламных перетяжек измеряется миллионами долларов. Как полагают эксперты рекламного агентства "Ньютон", он составляет 12—13% от всего рынка наружной рекламы в Москве. По официальным данным Московского правительства, в столице сейчас используется порядка 200—250 рекламных перетяжек, большая часть из которых расположена в пределах Садового кольца, а также на основных лучевых магистралях города.
В советские годы их было существенно меньше — по 2—4 штуки на каждой из центральных улиц города, таких как Ленинский проспект или улица Горького, причем вывешивались они только к праздничным датам.
Первые коммерческие "транспаранты" в Москве в начале 90-х годов стали размещать коммерческие
банки. Сегодня структура клиентов этого рынка существенно изменилась. Согласно исследованию рынка агентства "Ньютон", среди пользователей перетяжек лидирует социальная реклама — 25%, далее следуют анонсы концертов и спортивных мероприятий — 14%, салоны одежды, обуви — 13%, выставки — 10%, автомобили, автосалоны — 9%, бытовая техника и компьютеры — 8%, пейджинговая и сотовая связь — 8%, мебель, интерьер (жалюзи) — 5%, сантехника, стройматериалы — 3%.
Главным преимуществом рекламных перетяжек перед другими средствами наружной рекламы является их оперативность. Если билборды, троллейбусы или трамваи необходимо арендовать, как минимум, на месяц или квартал и бронировать их нужно заранее, то перетяжку можно изготовить и разместить, как правило, за неделю. Вешают ее обычно на 10 дней -дольше по распоряжению мэра висеть на одном месте она не должна, поскольку к этому времени может загрязниться и испортить облик города. Некоторые рекламодатели, использующие их постоянно, считают что это чуть ли не единственное средство, которое позволяет быстро провести рекламную кампанию, особенно когда необходимо срочно оповестить о чем-либо своих клиентов.
"Она [перетяжка] наиболее эффективна для рекламы каких-то событийных мероприятий".
"Ее плюсы в оперативности, этим она и отличается от других, — говорит рекламный менеджер компании "Джамилько", использующей перетяжки для рекламы одежды марок "Наф-наф" и Levi's. - Перетяжки пропагандируют у нас либо новые поступления в магазины, новые коллекции, либо открытие новых торговых точек. То есть не торговую марку, не брэнд -это вообще глупость для перетяжки, а вот какие-то событийные моменты она рекламирует хорошо".
Перетяжку действительно чаще всего используют как афишу, с помощью которой можно оперативно проинформировать большое количество людей. Это могут быть какие-то разовые события: музыкальный концерт, спортивные соревнования, выставка, открытие магазина, переезд офиса, юбилей компании. И, как показывает практика, в этом случае она действительно работает. "У нас было 2-3 клиента сделавших покупки, которые сказали, что они прочитали о нас на перетяжке,и приехали, — говорит менеджер открывшегося недавно бутика Валентино, разместившего одну перетяжку на Тверской. Хотя, может, таких покупателей было и больше. Но в нашем бизнесе и 2—3 новых клиента — это тоже хорошо".
Помимо анонса разовых событий, на перетяжке можно поместить и "долгоиграющую" новость: например, сообщение о завозе очередной сезонной коллекции одежды, появлении в продаже новой автомодели или начале месяца скидок. Московское правительство активно использует перетяжки для того, чтобы поздравлять горожан с различными праздниками. А в последнее время все больше частных рекламодателей также вешают сообщения типа: "Наша компания поздравляет женщин с 8 марта!" При анонсе событийных мероприятий перетяжки можно также комбинировать с другими видами "оперативной" рекламы — например с объявлениями по радио.
Другое преимущество натянутого через всю улицу полотнища в том, что оно действует на автомобилистов — наиболее активную и обеспеченную часть потребителей — лучше, чем многие другие средства рекламы. Те же рекламные щиты чаще всего расположены с краю дороги и поэтому могут остаться незамеченными. А на перетяжку не обратить внимания невозможно, поскольку ее протягивают по всей длине улицы и она как бы