Шпоры к ГОСу по менеджменту

j – номер окончания работы. Кажд. функц.группа в процессе реализации предусм. планов и работ выполняет их в опред. «технологич.» последовательности, предусмотренной для данной группы. Др. группа реализует свою последовательность иногда незав-мо от 1-ой группы, а иногда для нее или после нее. Данная методология четко отработана в виде матем.аппарата («модели»), получила название метода «сетевого планир-я и упр-я», позволяющего рассчитать все необх. числен. значения как для кажд. работы, так и для всех их послед-ти в виде «продолжительности пути», выраж. суммарным временем Te = i=1j=n t(i,j).

На осн-и рассчитанных в ходе прогноза значений для кажд. работы выстраивается четкая технол.-ф-циональная последовательность планир. работы и вычисляется суммарно необх. время i=1j=n tom ( i,j).

Для всей последовательности выполняемых работ. Параллельные участки сравниваются по времени и в плане учит-ся max из параллельных очередностей.


24. Взаимосвязь полномочий в пирамиде мен-ров при стратегическом планировании и «зоны ответственности» разл.уровней рук-лей.

Мен-том доказано, что планир-е д.б. постоянным и непрерывным, сопровождаться наличием пост. целей у фирмы во времени. Поцессу планир-я д. предшествовать тщательный анализ «узловых» точек плана. Цели стратегии: персонал, кач-во, объем продаж, цена, система и структура. Общ. предварительная работа опирается на след. последовательность «шагов»: 1. изучение «узловых» элементов в виде факторов внутр.среды. 2. предв.анализ указ.факторов для прогнозир-я для послед. использ-я в планах. 3. выявление общ. страт.напр-я и осн. условий для детального планир-я предст.деят-ти на ближ.год. Методы работы мен-ров, участв. в процессе планир-я, значит-но зав. от того, какие уровни иерархии в нем, каково их число и квалификация (опыт работы по планир-ю). Фирма м. построить для себя св.систему планир-я и соотв. распределения в ней «зон ответственности», но рпедложенная система проверена практикой и для большинства «больших» фирм именно такое распред-е наиболее целесообразно (см. рис. ниже).

Top мен-ры несут отв-ть за орг-цию планир-я, формир-е плана фирмы, за срок планир-я и кач-во плана. Приведенные «зоны отв-ти» как бы определяют осн. «заказчика» и категорию лиц, кот. несет отв-ть за кач-во собранной для мен-ровт инф-ции и «приемлемость» плана для соотв. исп-телей. Планир-е д. соотв-ть специфике самих планов. Весьма условно в целях анализа специфики планир-я все планы м. разделить на «регулярные» (для стабильных орг.структур, действующих в рамках, опред-х Уставом) и социальные. В данном случае – «целевые комплексные программы» (планы), кот. наз-ся бизнес-планами. Middle мен-ры [отв. за: 1) Продажа. Задача – лучше продать свой товар. 2) Получение бульшей прибыли путем экономизации и продаж. 3) Расширение клиентов. 4) Оптимизация коммуникаций и информаций по фирме. 5) Оптимизация делопроизводства. 6) Оптимизация нормативной базы.] (хар-но меньшее число сотрудников, т.к. этот уровень перегружен информацией, он ее должен переработать и передать в нужном направлении.), Low мен-ры [1) минимизация издержек по вверенному участку работы, 2) обучение или наставничество исполнителей на конкретном месте работы].

Top

(отв.

за внеш.

среду)

Борьба за экономию ресурсов


Увел-е объема продаж Нов. рынки, товары, технол-и, квалиф-я => нов. инвест-и

Middle (отв.

за внутр. среду)

Low (отв.

за внутр. среду)

t0

t+1г.

t+2-5л.

t+5+10л.


25. Взаимосвязь товарно-технологич., кадровой и финанс. стостявляющих в стратегич. планах.

Оценка внеш.среды форм-ся из неск. достаточно самостоят. частей, опред-щих общ. конечн. результат анализа: анализ общ. ситуации, так наз. «пятиугольник» анализа; SWOT-анализ. Анализ общ. ситуации, как правило, опред-ют как «PEST» – анализ в виде аббревиатуры осн. элементов в анализе: «P»-политика (влияние полит. ситуации на общ. и конкретн. бизнес-деят-ть, положение и отн-е людей в рез. воздействия полит. факторов на покупат. способность, изменения во вкусах, демограф. тенденции и др.); E-эк-ка (при эк.ситуации изучается не тол. состояние, но и хар-р развития в пределах прогнозируемых сроков – тенденции по отраслям и конкретн. факторам влияния); S-соц. среда (анализ-ся тенденции, происх-щие в сфере чел. отн-й в общ-ве: люди и политика, изм-я в стиле их жизни, разв-е соц. активности и др.); T-технол-я и техника (рассм-ся «положение» этих составляющих отн-но сост-я их «жизн. цикла», тенденции к замене на новые и возм. сроки такой замены). «Пятиугольник» анализа - уточнение и конкретизация получ. рез-тов в виде воздействия на конкр. обстановку в дан. рын. нише («отрасли»): поставщиков, потребителей, продаваемых товаров и предост. услуг и «угрозы» разл-ным сост-щим рын. отн-й. SWOT-анализ – наиб. распр. подход изуч-я сост-я и перспективы разв-я конкр. фирмы в виде «матрицы» системы взаимосвяз. факторов: сила, слабость, возможность и угрозы. Анализ параметров по кажд. из частей в системе с результатами анализа др. позволяют получить необх. для объективн. выводов по внеш.среде.


26. Покажите роль и значимость в инновац.процессах: простоты, полноты анализа, ориентации на господство на рынке и ориентации на конкретных клиентов, наличии четкого «ядра» инновации.

Иннов.мен-т – 1 из напр-й страт.упр-я, осущ-мого на высш. уровне рук-ва компании. Его целью явл. опред-е осн. напр-й науч.-тех. и пр-венной деят-ти фирмы в след. областях: разработка и внедрение нов. продукции (инн. деят-ть), модернизация и усоверш-е выпускаемой пр-ции, дальнейш. разв-е пр-ва традиц. видов пр-ции, снятие с пр-ва устаревш. пр-ции. Главное внимание в инн. мен-те уделяется выработке стратегии инн-ции и мер, напр. на ее реализацию. Разработка и выпуск нов. видов пр-ции станов-ся приоритетным напр-ем стратегии фирмы, т.к. опред-ет все ост. напр-я ее развития. Осущ-е инн. мен-та в целом предполагает: разработку планов и программ инн. деят-ти, наблюдение за ходом разработки нов. пр-ции и ее внедрением, рассм-е проектов создания нов. продуктов, проведение единой инн. политики, обеспеч-е материальн. рес-сами. обесп-е квалиф. персоналом, создание временных целевых групп для комплексн. реш-я инн. проблем – от идеи до серийного пр-ва пр-ции. Особ. заметно это в японских компаниях, кот. завоевали мир. рынок через разработку нов. видов пр-ции. Напр., комп-я «Сейко» 1-ой разр. часы на жидких кристалах, в рез. чего захватила крупнейш. часть мир. рынка. Комп-я «Хонда» создала высококач. модель небол., скоростн. мотоцикла, кот. вскоре стала доминирующей на мир. рынке в своем классе. Тем самым яп. комп-и стремятся за счет монополизации выпуска таких изд-й обесп-ть быструю амортизацию кап-ла и сохр. лидерство в опред. секторах рынка машин и оборуд-я. Одновременно они стремятся к значит. снижению издержек пр-ва в традиц. отраслях пр-ва. Обычно науч.-тех. политикаразрабат-ся по3 важнейш. напр-ям: ориентация пр-ва на выпуск нов. товаров, ориент. пр-ва на быстрое тех. обновление выпускаемой пр-ции, ориент. пр-ва на выпуск традиц. товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отд. рынках. Осн. этапы процесса инн-ции: 1. систематизация поступающих идей (сбор инф-ции о технол. изм-ях на рынке). 2. отбор выявлен. идей и выработка идей нов. продукта (опред. возм-ей и практич. реализации идей). 3. анализ эк. эф-ти нов. пр-та, разработка программы маркетинга (технич. разработка продукта, когда идея приобретает вид конкр. проекта). 4. создание нов. пр-та (разработка конкр. программы развития нов. пр-та с праспред-ем обяз-й по подразд-ям фирмы). 5. тестирование на рынке (тестир-е на органич. рынке в теч. не менее 3 мес. по цене и др. коммерч. усл-ям -> предост-е скидок с цены, кредит и др.) 6. принятие реш-я о внедрении нов. изд-я в пр-во (массовое, сериное) на осн. программы маркетинга по продукту (объем продаж, рентабельность пр-ции, степень удовлетворенности спросом, каналы и методы сыбта и т.д.).


27. Охарактеризуйте значимость осн. признаков классификации инноваций в соц. и технико-технологич. (и товарной) сферах по проблемным признакам.

Иннов.мен-т – 1 из напр-й страт.упр-я, осущ-мого на высш. уровне рук-ва компании. Его целью явл. опред-е осн. напр-й науч.-тех. и пр-венной деят-ти фирмы в след. областях: разработка и внедрение нов. продукции (инн. деят-ть), модернизация и усоверш-е выпускаемой пр-ции, дальнейш. разв-е пр-ва традиц. видов пр-ции, снятие с пр-ва устаревш. пр-ции. Главное внимание в инн. мен-те уделяется выработке стратегии инн-ции и мер, напр. на ее реализацию. Разработка и выпуск нов. видов пр-ции станов-ся приоритетным напр-ем стратегии фирмы, т.к. опред-ет все ост. напр-я ее развития. Осущ-е инн. мен-та в целом предполагает: разработку планов и программ инн. деят-ти, наблюдение за ходом разработки нов. пр-ции и ее внедрением, рассм-е проектов создания нов. продуктов, проведение единой инн. политики, обеспеч-е материальн. рес-сами. обесп-е квалиф. персоналом, создание временных целевых групп для комплексн. реш-я инн. проблем – от идеи до серийного пр-ва пр-ции. Особ. заметно это в японских компаниях, кот. завоевали мир. рынок через разработку нов. видов пр-ции. Напр., комп-я «Сейко» 1-ой разр. часы на жидких кристалах, в рез. чего захватила крупнейш. часть мир. рынка. Комп-я «Хонда» создала высококач. модель небол., скоростн. мотоцикла, кот. вскоре стала доминирующей на мир. рынке в своем классе. Тем самым яп. комп-и стремятся за счет монополизации выпуска таких изд-й обесп-ть быструю амортизацию кап-ла и сохр. лидерство в опред. секторах рынка машин и оборуд-я. Одновременно они стремятся к значит. снижению издержек пр-ва в традиц. отраслях пр-ва. Обычно науч.-тех. политикаразрабат-ся по3 важнейш. напр-ям: ориентация пр-ва на выпуск нов. товаров, ориент. пр-ва на быстрое тех. обновление выпускаемой пр-ции, ориент. пр-ва на выпуск традиц. товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отд. рынках. Осн. этапы процесса инн-ции: 1. систематизация поступающих идей (сбор инф-ции о технол. изм-ях на рынке). 2. отбор выявлен. идей и выработка идей нов. продукта (опред. возм-ей и практич. реализации идей). 3. анализ эк. эф-ти нов. пр-та, разработка программы маркетинга (технич. разработка продукта, когда идея приобретает вид конкр. проекта). 4. создание нов. пр-та (разработка конкр. программы развития нов. пр-та с праспред-ем обяз-й по подразд-ям фирмы). 5. тестирование на рынке (тестир-е на органич. рынке в теч. не менее 3 мес. по цене и др. коммерч. усл-ям -> предост-е скидок с цены, кредит и др.) 6. принятие реш-я о внедрении нов. изд-я в пр-во (массовое, сериное) на осн. программы маркетинга по продукту (объем продаж, рентабельность пр-ции, степень удовлетворенности спросом, каналы и методы сыбта и т.д.).


28. Структура построения актива бух.баланса предприятия в РФ по степени ликвидности.

Говорят, что баланс выглядит так, как если бы аудиторы пронеслись по компании в назначенный деть и час, составит список всего, чем владеет компания, и приписам ст-ть каждому элементу. Подсчитав активы компании, аудиторы затем составляют список всех неоплаченных обяз-в компании. Прикинув т.о. все, чем владеет компания, и все, что она должна, аудиторы называют разницу между этими 2 величинами чистой ст-тью или чистыми активами компании. Чист. ст-ть компании – бух. оценка ст-ти инвестиций акцонеров в активы компании. Это похоже на то, как Вы владеете домом, читая ст-ть кот. равняется ст-ти самого здания за вычетом ипотечного кредита. Чист. ст-ть – это, иначе говоря, есть кап-л акционеров или просто кап- компании. Активы – это то, во что фин. мен-ры вклад-ют деньги в надежде получить доход. Активы – это то, что принаджлежит компании, имеет ст-ть, а при использ-и м. приносить прибыль. Для того чтобы тот или иной актив м.быть занесен в баланс, он должен: обладать способностью генерировать прибыль, подвергаться контролю и использ-ся пр-ве. Активы бывают текущие и фиксированные. К текущим активам относ.: деньги и их эквиваленты, дебиторская задолженность, запасы. К фиксиров. активам относ.: земля, здания, машины и оборуд-е, незаверш. строит-во, амортизация. Приобретая ресурсы (активы) мен-ры надеются на то, что данный вид ресурсов будет приносить доход. Контроль за ресурсами хорош тем, что им можно пользоваться лишь в случае необх-ти. 3-я хар-ка – право исполь-ть ресурсы в пр-ве, опред-ся и особенностями, и сложивш-ся традициями конкр. пр-ва. В аналитич. балансе активы перечисляются в порядке ликвидности или в зас. от времени, кот. необх. для их обращения в деньги. Ликвидность – это мера, с пом. кот. оценивается способность предпр-я платить по своим краткосрочным обязательствам. Высок. ликвидность очевидно обеспеч-ся высок. текущ. активами, соотнесенными с тек. обяз-вами, а также высок. долей ликвид. тек. активов, представленных денежной наличностью и дебиторской задолженностью.


29. Формула расчета коэффициента текущей ликвидности.

Ликвидность – это мера, с пом. кот. оценивается способность предпр-я платить по своим краткосрочным обязательствам. В практике фин.анализа исп-ся 3 коэф-та ликвидности: текущий коэф. или коэф. тек. лик-ти, коэф. срочной лик-ти, а также коэф. критической лик-ти. Эти коэф-ты предназнач. для того, чтобы оценить реальн. способ-ть предпр-я своевременно выполнить тек. обяз-ва. Коэф. тек. лик-ти – есть просто соотн-е между тек. активами и тек. пассивами. Разница между большим и малым предприятием в нашем примере очевидна, если подсчитать тек. коэф. для этих двух компаний. Этот коэф-т очевидно демонстрирует, что у болього предприятия ликвидность меньше, чем у малого.

Тек. коэф-т лик-ти = Тек.активы/Тек. пассивы.

внеоб.

активы

Актив
Пассив

собств. кап-л

нематер. осн. ср-ва (матер.активы)

долгосроч. фин. влож-я

устав.кап-л, резерв, прибыль прош. лет и тек. года

оборотн.

активы

запасн.деб.задолж.


долгосроч. обяз-ва (>1г.) заемный кап-л

ден.ср-ва,

касса, банк р/с,

краткосроч. ц/б

краткосроч.обяз-ва (на 3-9 мес.):

-текущие; -кредитор. задолж.; - долг. поставщикам, налоги, з/п


Итого: влюта баланса

30. Осн. ф-ции финансового менеджера предприятия.

Фин.мен-р – упр-щий фин. ресурсами предприятия. В его обяз. входят: опред-е фин. структуры предп-я и его потреб-ей в ден. ср-вах; выявление альтернативн. фин. источников и их оценка; практич. получ-е фин. рес-сов из выбранных источ-ков; контроль за исполь-ем получ. ден. ср-в; обесп-е приращения ден.ср-в в ходе их циклич. движения (см. рис. ниже).


Фин.мен-р д. стремиться к максим-ции рын. (эк.) ст-ти компании, т.е. все усилия фин. мен-ров д.б. напр. на рост доходности кап-ла компании, тем самым не рост эк.ст-ти (т.е. тек. ст-ти будущих доходов предприятия). Сфера интересов фин.мер-ра: Орг. аспекты деят-ти компании, ее фин. стратегии и рычаги упр-я, фин. планир-е и прогнозир-е, упр-е рабочим кап-лом, работа с цен.бумагами, принятие инвест. реш-й, междунар. аспекты деят-ти своей компании (напр., умение работать с валютой и рисками на межд. фин. рынках). Фин. мен-ры бывают разными. Есть гл. фин. мен-р, есть функциональны и линейный мен-р. Фин.дир-р – это гл. фин. мен-р, кот. отв. за всю фин. деят-ть компании. Он м. делегировать отв-ть по многим напр-ям фин. деят-ти контролеру и казначею. Контролер занимается теми напр-ями, кот. требуют зананий бух.учета, по своим ф-циям он приравнивается к рос. гл.бух-у. Казначей отв. зат финансир-е и инвестиции, выступает посред-ком между компанией и рынками кап-ла. Распределение ф-ций между фин. мен-рами: Фин.дир-р – долгосрочное планир-е, кот. отражает фин. треб-я и стратегич. упр-е;;участие в форм-и сратегии, подготовка и оценка перспект. бюджетов; распределение чист. дохода, опред-е нормы кап-лизации прибыли, политика дивидендов; оценка инвест. проектов; опред-е структуры кап-лов, форм-е политики займов, выбор эф. фин. инструментов; реструктуризация предпр-я, слияние, присоединение и т.д. Казначей – упр-е ликвидностью и рабочим кап-лом; взаимоотн-я с кредиторами; упр-е цен. бумагами; упр-е заемным кап-лом; страх. деят-ть; упр-е запасами; операции с недвижимостью; налоговое планир-е и т.д. Контролер – орг-ция бухучета; анализ прибыли; анализ цен; анализ учета и затрат; составление фин. отчетности; орг-ция контроля за движением ден.ср-в; налог. платежи; внутр. аудит; упр-е дебиторами и кредиторами; кассовые операции и т.д.

«Цикл движ-я ден. ср-в»



10