Ирак

5,2 млрд. долл. каждые полгода. До введения международных санкций Ирак добывал 3,6 млн. баррелей нефти в день.
На сегодняшний день его добыча составляет около 2-2,4 млн. баррелей в сутки, что соответствует ценам 12-14 долл. за баррель иракской смеси Kirkuk. В случае отмены эмбарго Ирак быстро увеличит добычу до 2,85 млн. баррелей в сутки, которая уже через 6-10 лет может достичь 6 млн. баррелей в день. В настоящий момент Ирак добывает около 120 млн. тонн нефти в год (около 2-2,4 млн. баррелей в сутки) согласно квотам, предоставленным ООН. До введения санкций Ирак добывал 138 млн. тонн нефти в год. Всего же эта страна может добывать около 180 млн. тонн нефти в год (до 2,85 млн. баррелей в сутки). Уже через 6-10 лет добыча нефти в Ираке может достичь 6 млн. баррелей в день. По мнению руководителя Центральной топливной компании Юрия Шафраника, риск увеличения добычи нефти Ираком может резко пошатнуть мировой рынок нефти.

С другой стороны, бывший министр топлива и энергетики РФ, депутат Госдумы РФ Сергей Генералов считает, что серьезного увеличения предложения нефти от Ирака после снятия санкций не будет. Причина в том, что Ирак "уже сегодня недовыполняет те квоты, которые ему разрешены программой ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Комитет по санкциям блокирует закупки новой нефтедобывающей техники, пояснил он. По мнению С.Генералова, при отмене санкций Ираку предстоит оснастить нефтедобывающую промышленность новым оборудованием, что потребует времени, поэтому никаких "рывков" в поставках нефти на мировой рынок после снятия эмбарго произойти не должно.

Факторы распада: сохранится ли Ирак после войны

Хотя американцы считают, что оккупационный корпус наведет в стране порядок, приведет к власти демократические силы и обеспечит мирное развитие самой воинственной из арабских стран, многие специалисты-востоковеды, уверены, что так не будет.

Потому что Ирак сегодня это:арабы-шииты, арабы-сунниты и загадочные сабеи, туркоманы, курды-барзанисты и курды-талабанисты, йезиды и христиане-ассирийцы, коммунисты и левые баасисты, националисты и пансирийские национал-социалисты, могущественные бедуинские племена.

Этнические противоречия таким образом тесно переплетены с религиозными, политическими и региональными.

Сегодня его единство обеспечено диктатурой Саддама Хусейна,

опирающегося, помимо армии, на партийные структуры Партии арабского

социалистического возрождения (Баас). Ликвидация или отстранение Саддама

приведет к мгновенному развалу обруча, скрепляющего страну).

Этнический фактор

Курдские лидеры, декларирующие стремление превратить Ирак в федерацию, на самом деле будут стремиться к сохранению своего непризнанного государства, причем попытаются присоединить к нему богатые нефтью Мосул и Киркук и вообще усилить свое влияние в жизни страны. Это неизбежно приведет к столкновениям как с арабами-суннитами, так и с мосульскими туркоманами. Последнее особенно опасно, так как на контроль над этим районом претендует Турция. Скорее всего, негласный контроль над Мосулом - та цена, которую США заплатят Турции за участие в иракской операции. Находящееся под протекторатом Анкары туркоманское квазигосударство априорно будет находиться в конфликте с курдами, составляющими большинство населения района.

Нельзя забывать также, что сама курдская автономия расколота - Демократическая партия Курдистана (ДПК) Масуда Барзани и Патриотический союз (ПС) Джеляля Талабани объединяются только под сильнейшим давлением извне или при серьезной угрозе со стороны Багдада. В Курдистане действуют также враждебные и ДПК, и ПС многотысячные отряды Рабочей партии Курдистана (ныне - Народные силы самообороны), вытесненные из Турции, сторонники бен Ладена, обосновавшиеся в многострадальной Халабдже, 'Партия Аллаха' - организация курдов-шиитов, ополчения ассирийцев и йезидов, балансирующие между ДПК и ПС, закаленные в боях иранские моджахеддины - фанатичные сторонники Саддама Хусейна.

Стабильность Иракского Курдистана - явление временное, и любое нарушение баланса сил вокруг него приведет к новому витку междоусобной войны.

Политическая оппозиция

Сильнейшей оппозиционной организацией Ирака является Высший совет исламской

революции (ВСИР), в состав которого входят шиитские движения, многие из которых

экстремистски настроены. Глава ВСИР, бывший главный муфтий Ирака шейх Мухаммед

Аль-Хаким Бакр, ведет переговоры с США. Совет, конечно, заинтересован в свержении Саддама, хотя бы и руками американцев, - входящие в состав Совета движения ведут партизанскую войну с баасистским режимом с 1981 года, но успеха не достигли. ВСИР базируется в Иране, опирается на фундаменталистское крыло иранского духовенства и рассчитывает создать в Ираке исламскую республику наподобие соседнего Ирана.

Как сложатся отношения между американской оккупационной армией и ВСИР? Трудно представить, что они будут безоблачными, особенно в условиях противостоянияВашингтона и Тегерана. Если иметь в виду, что вооруженные силы ВСИР, по разным данным, насчитывают от 60 до 200 тысяч бойцов, положение американцев в болотах Южного Ирака может оказаться трудным. Кроме того, ВСИР может рассчитывать на вооруженную помощь иранских пасдаранов - бойцов Корпуса стражей исламской революции и ополченцев-басиджей: обе эти организации контролируются реакционным крылом иранского духовенства. В случае конфликта с американской армией хорошо обученные и фанатичные пасдараны могут оказаться очень опасным противником.

Ираком традиционно правят арабские суннитские кланы. Отдавать власть шиитам они не согласятся, да и США этого не позволят. Именно на суннитскую общину опирается Баас,в том числе диссидентские группировки, готовые сотрудничать с американцами.

Помимо партии Саддама, в суннитской среде действуют малочисленные исламистские группировки: Исламское движение, 'Молодежь Мухаммада', 'Молодые мусульмане' и даже 'Партизаны-сунниты'. Идеологически они дрейфуют к 'талибскому' типу и будут пытаться воспользоваться падением режима для расширения своего влияния. Среди суннитов действуют и остатки недобитых Саддамом коммунистов, социалистов, насеристов. Арабы-сунниты, составляющие 30-40% населения Ирака, попытаются сохранить свое доминирующее положение в стране, но сделать это им будет трудно: более многочисленные и пользующиеся поддержкой Ирана шииты и курды могут выставить сильные армии, а суннитам придется опираться на остатки саддамовской армии и баасистской милиции.

Скорее всего, США не допустят полномасштабной войны между различными иракскими

общинами и движениями, но сохранить Ирак единым не удастся - общих интересов у

курдов, суннитов и шиитов нет, хотя вожди всех общин и партий говорят о приверженности единству страны, рассчитывая получить власть над всем Ираком.

США и Ближний Восток

США были одним из инициаторов создания независимых арабских государств, которые до Первой Мировой войны, в основном, были провинциями Османской Империи.

Президент США Вудро Вильсон (был президентом в 1913 - 21 годах) был сторонником самоопределения всех народов, и когда США вступили в первую Мировую войну (1917), он выступал за расчленение Османской империи.

В 1930-е годы нефтяные компании США начали устанавливать тесные связи с арабскими лидерами в районе Персидского залива. В 1950-е годы США поставили своей целью установить союз со всеми прозападно настроенными арабскими государствами. Ирак и Ливия, с которыми ныне у США крайне напряженные отношения, тогда были ближайшими союзниками Америки.

При этом США часто мирились с не вполне правильным поведением своих арабских друзей. К примеру, в 1963 году дружественный Египет захватил Йемен и установил в этом государстве марионеточный режим - США довольно быстро признали легитимность новой йеменской власти. Между режимом Саддама Хуссейна и США до определенного момента существовали вполне мирные отношения: Ирак, воевавший с Ираном, где прошла исламская революция, рассматривался, как один из потенциальных союзников США в этом регионе. Ситуация в корне изменилась в 1991 году, после нападения Саддама Хуссейна на Кувейт.

После образования еврейского государства в 1948 году (любопытно, что США первыми признали Израиль "де-факто", а СССР - "де-юре"), арабские государства пытались заставить США сделать однозначный выбор между Израилем и ними. Эти попытки до сего дня остаются безуспешными.

В 1948 году позиция США по отношению к Израилю не была однозначной. Когда началась война между Израилем и его арабскими соседями, США ввели режим эмбарго на поставку оружия в этот регион, что объективно играло на руку арабским армиям.

США часто выступали против Израиля. Так произошло, например, во время Суэцкой войны (1956), когда Англия Франция и Израиль выступили против Египта. Тогда США выступили в поддержку Египта. До 1972 года США не применяли право "вето" в Совете Безопасности ООН, чтобы блокировать резолюции, направленные против Израиля.

Тем не менее, за период после окончания Второй Мировой войны Израиль получил от США большую помощь, чем любая другая страна мира. По предварительным данным в 2002 году Израиль получит от США $720 млн экономической помощи и $2.04 млрд - военной.

Вторым крупнейшим получателем американской помощи является Египет. Впрочем, до распада СССР многие арабские государства получали экономическую и военную помощь сразу из двух источников - от США и СССР.


Нефть или Саддам?

В эти дни пропаганда США особо подчеркивает, что вовсе не борьба за контроль над иракской нефть является главной причиной того, что США предлагают провести военную операцию по свержению Саддама Хусейнаа.

США утверждают, что их более всего беспокоит оружие массового уничтожения, предположительно имеющееся у Ирака, и агрессивный характер Хусейна. Ныне иракская нефть значительно менее важна для США чем, например, нефть Мексики или Канады.

Режим Саддама Хусейна обладает богатым опытом создания и использования оружия массового уничтожения. Ирак - первая и пока единственная страна мира, которая применяла нервно-паралитический газ. Всего за два года иракские специалисты смогли создать горчичный газ и табун.

Ирак ранее успешно использовал баллистические ракеты против Саудовской Аравии, Ирана, Бахрейна и Израиля. Кроме того, режим Саддама Хусейна неоднократно обвинялся в проведении политики геноцида. К примеру, Хусейна лично отдал приказ уничтожить всех жителей во возрасте от 15 до 70 лет в курдских деревнях на севере Ирака. 40 деревень были уничтожены с помощью химического оружия. В ходе инспекций ООН были обнаружены неопровержимые доказательства того, что иракский режим испытывал биологическое оружие на людях.

Не опровергнуты подозрения, что Ирак сохранил возможности для производства и применения оружия массового уничтожения. Это вызывает в США опасения за собственную безопасность, поскольку Саддам может сам использовать оружие массового уничтожения против Соединенных Штатов, а также может передать его в руки террористических организаций, многие из которых давно базируются в Багдаде.

По мнению администрации Джорджа Буша, сегодня не существует рычагов, способных удержать иракского лидера от принятия подобных решений. США также не очень доверяют эффективности действий инспекторов ООН, поскольку, например, для обнаружения иракской программы создания биологического оружия им в свое время потребовалось четыре года работы.

Так, Николай Злобин, директор российских и азиатских программ Центра Оборонной Информации считает, что если бы США были заинтересованы лишь в доступе к иракской нефти, то им не надо посылать туда четверть миллиона солдат, часть которых будет неизбежно убита, и тратить на военную операцию колоссальные деньги. Они могут просто купить нефть у Хусейна. Злобин пишет: "Восстановление нефтяной индустрии Ирака хотя бы до уровня 1990 года потребует не менее трех лет и еще $5 миллиардов, но при этом увеличит мировое производство нефти лишь на 4%. Наивно думать, что это повлечет за собой стабилизацию цен на нефть, тем более что ничто не помешает странам - членам ОПЕК сократить на этот объем свое производство. Ирак никогда не будет в состоянии гарантировать США низкие цены на нефть".

Ныне иракская нефть значительно менее важна для США чем, например, нефть Мексики или Канады. По мнению Макса Бута, старшего научного сотрудника Совета по Внешней Политике простейшие расчеты показывают, что США экономически невыгодно пытаться захватить контроль над иракской нефтью военным путем. Никакое понижение цен на нефть не способно в ближайшие десятилетия компенсировать эти колоссальные затраты. Американский контроль над Ираком недостижим. При всей своей мощи США не в состоянии контролировать нефтяную политику иных государств.

Американский экономист Стивен Дэвид подсчитал, как мировые цены на нефть зависят от ситуации в Персидском заливе. Периоды войн и нестабильности обязательно сопровождались скачками цен на нефть. В 1973 году с началом войны Судного Дня (арабские государства, включая Ирак, против Израиля) цены на нефть поднялись на 400%. В 1979 году (попытка исламских радикалов захватить власть в Саудовской Аравии) они поднялись на 150%. В 1990 году (захват Ираком Кувейта) - на 50%. Ожидание войны с Ираком подняло мировые цены на нефть с $24 за баррель (1 баррель составляет примерно 158,8 л) в сентябре до $30 за баррель в ноябре 2002 года и $36 за баррель в феврале 2003 года, что, как минимум, на $10 дороже, чем ожидалось. Однако причиной скачков цен было отнюдь не приобретение или утрата контроля за теми или иными месторождениями.

А по данным Brookings Institution, если события в Персидском заливе приведут к уменьшению добычи нефти на 4 млн баррелей в день (примерно 6% мировой нефтедобычи), то это может вызвать удвоение мировых цен на нефть и, в перспективе, привести к застою и даже кризису в мировой экономике. Однако наихудший вариант развития событий - не прекращение доступа иракской нефти на мировой рынок.

Саддам Хусейна несколько раз прекращал продажу нефти, что не оказывало серьезного влияния на уровень цен, поскольку другие государства-экспортеры нефти легко компенсировали это. Гораздо большую угрозу представляют теракты на нефтяных объектах Саудовской Аравии, единственной страны региона, которая в состоянии быстро увеличить объемы добычи нефти. По прогнозу консалтинговой фирмы Fahnestock & Co, атаки саудовских месторождений это может вызвать рост цен на нефть до $80 за баррель и серьезно ухудшить положение дел в мировой экономике.

Кроме того, зависимость экономики мира и США от нефти стран Персидского залива постепенно уменьшается. По подсчетам Раджива Дхавана, директора Центра Экономического Прогнозирования Университета Джорджии, в 1973 году Ближний Восток производил примерно 38% мировой нефти. Ныне это значение уменьшилось до 30%. По данным Администрации Энергетической Информации в 2001 году главным поставщиком нефти в США была Саудовская Аравия.

В 2002 году крупнейшим поставщиком нефти на рынок США стала Канада (1 926 тыс. баррелей в день). В десятку крупнейших стран-поставщиков нефти в США ныне входят лишь две страны из Персидского залива - Саудовская Аравия (1 525 тыс. баррелей) и Ирак (449 тыс. баррелей). Большую часть нефти США получают из Канады (1 926 тыс.), Мексики (1 510 тыс.), Венесуэлы (1 439 тыс.), Нигерии (591 тыс.), Великобритании (483 тыс.), Норвегии (393 тыс.), Анголы (327 тыс.) и Алжира (272 тыс.).

Существует и обратная зависимость - положение нефтедобывающих государств Персидского залива зависит от состояния мировой экономики. Экономика Саудовской Аравии на протяжении 1980-1998 годов находилась в состоянии стагнации: она росла не более, чем на 0.2% ежегодно. Застой закончился лишь после начала роста цен на нефть. Экономические кризис в Азии в середине 1990-х годов уменьшил мировое потребление нефти примерно на 1.5 млн баррелей в день (США ежедневно используют 11.3 баррелей). Но мировые цены на нефть упали почти на треть - на $10 за баррель.

Нефть и факты

По оценкам аналитиков компании Amoco, на территории государств Персидского залива содержится две трети всех мировых запасов нефти. Государства Персидского залива в 2001 году обеспечили 22.8% всего импорта нефти в США.

На территории Ирака разведаны нефтяные месторождения, в которых находится 112.5 млрд баррелей нефти. По данным BP Statistical Review of World Energy, Ирак обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире, уступая только Саудовской Аравии (261.8 млрд баррелей). Запасы Кувейта оцениваются в 98.6 млрд баррелей, Ирана - 89.7, России - 48.6. При этом себестоимость иракской и саудовской нефти самая низкая в мире.

Стратегические нефтяные запасы США ныне составляют 599 млн баррелей - такое количество нефти США импортируют за 53 дня. В 1991 году (война с Ираком) стратегический запас составлял 568.5 млн баррелей. Столько нефти США тогда ввозили за 86 дней. Стратегический нефтяной запас США начали создавать после войны Судного Дня (1973 год), когда арабские страны заморозили экспорт нефти в США и Западную Европу.

Экономисты Майкл Экономидес и Рональд Олни, авторы книги "Цвет Нефти" сравнили прибыль, которую получили в 2000 году различные отрасли экономики США. Авиастроение и коммерческая авиация вместе получили $250 млрд прибыли, производители компьютеров и программного обеспечения - $420 млрд, автомобилестроители $435 млрд, компании, действующие в сфере финансов, - $616 млрд, нефтяные и химические компании - $478 млрд

Любопытно, что зарплаты в нефтяной отрасли США - одни из самых высоких в стране. Аналогичная ситуация сложилась и в Европейском Союзе. К примеру, в США инженер - электронщик , в среднем, получает $71 тыс. в год, а равный ему по стажу и квалификации инженер-нефтяник - более $100 тыс.


Инспекция ООН

Комиссия Организации Объединенных Наций по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) была создана в результате принятия резолюции 1284 Совета Безопасности от 17 декабря 1999 года.


ЮНМОВИК пришла на смену Специальной комиссии ООН (ЮНСКОМ), созданной в 1991 году. ЮНМОВИК отличается от своей предшественницы, ЮНСКОМ, тем, что штат ЮНМОВИК составляют сотрудники Организации Объединенных Наций.


ЮНМОВИК следит за ликвидацией иракского оружия массового уничтожения (химического и биологического оружия) и ракет дальностью свыше 150 км, а также обеспечивает функционирования системы постоянного наблюдения и контроля в целях проверки выполнения Ираком его обязательств не приобретать вновь оружие, которое Совет Безопасности запретил ему иметь.
Исполнительного председателя Комиссии назначает Генеральный секретарь ООН. Эту должность с марта 2000 года занимает Ханс Бликс, в прошлом в разное время работавший генеральным директором МАГАТЭ и министром иностранных дел своей страны.
Кроме того, Генеральным секретарем назначена Коллегия уполномоченных при ЮНМОВИК из 16 человек, которая должна давать рекомендации и советы Исполнительному председателю в его работе. В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций сотрудники Комиссии подбираются с учетом необходимости обеспечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности и важности подбора персонала на максимально широкой географической основе. В штат сотрудников Комиссии входят специалисты по вооружению, аналитики, ученые, инженеры и специалисты по вопросам оперативного планирования.

В настоящее время это:

  • Адигун Адэ Абиодун (Нигерия)

  • Рейнгард Бём (Германия)

  • Рональд Клеминсон (Канада)

  • Тереза Дельпеш (Франция)

  • Юрий Федотов (Россия)

  • Константин Грищенко (Украина)

  • Гунтерио Хейнекен (Аргентина)

  • Ханнелоре Хоппе(аппарат ООН)

  • Ли Цзиньхуа (Китай)

  • Таканори Казухара (Япония)

  • Роке Монтелеоне-Нето (Бразилия)

  • Аннасвами Наряна Прасад (Индия)

  • Марьятта Раутио (Финляндия)

  • Брайан Уэллс (Великобритания)

  • Чейх Силла (Сенегал)

  • Джон Вулф (США)


Комиссия финансируется за счет небольшой доли средств, поступающих в виде доходов от экспорта нефти из Ирака в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие".
Помимо Канцелярии Исполнительного председателя, на которую возложены исполнительные функции, правовые вопросы и вопросы связи, в состав ЮНМОВИК входят четыре отдела (Отдел планирования и операций, Отдел анализа и оценки, Отдел информации и Отдел технической поддержки и подготовки кадров), а также Административная служба. Штаб-квартира Комиссии находится в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке; кроме того имеются полевое отделение в Бахрейне и центр наблюдения и контроля в Ираке.
Исполнительный председатель должен каждые три месяца представлять Совету Безопасности доклад о деятельности ЮНМОВИК. В соответствии с резолюцией, которой была учреждена ЮНМОВИК, он должен консультироваться с Коллегией уполномоченных относительно письменных докладов, представляемых Совету. Таким образом, Коллегия уполномоченных при ЮНМОВИК собирается не менее четырех раз в год, проводя закрытые заседания для обсуждения доклада и других организационных и оперативных мероприятий.


За что США невзлюбили Ирак: полный список претензий

Какова официальная позиция США по отношению к Ираку? Какие доводы выдвигает американская администрация в защиту своей позиции?

США - Ирак: хронология конфликта


По материалам агентства The Washington ProFile

Война не является ключом к экономическому или политическому процветанию. Антииракской коалиции война в Персидском заливе 1991 года обошлась примерно $60 млрд. Основные финансовые расходы легли на плечи США, Саудовской Аравии, Кувейта и Японии. В результате войны в Персидском заливе мировые цены на нефть резко выросли, а экономики США, Западной Европы и Японии вступили в полосу кризиса.
Победитель Саддама Хуссейна - президент США Джордж Буш-старший, обладавший высочайшей популярностью в стране, тем не менее проиграл президентские выборы.

1990 год. 2 августа Ирак захватывает Кувейт. 7 августа ООН вводит экономические санкции против Ирака, которые действуют до сего дня.
1991 год. 17 января военно-воздушные силы международной антииракской коалиции начинают бомбардировки Ирака. После наземной операции, которая длилась 100 часов, силы коалиции полностью освобождают Кувейт, 28 февраля вступает в силу соглашение о прекращении огня.
На юге Ирака повстанцы-шииты, а на севере - курды начинают восстание против Саддама Хуссейна. Иракские войска подавляют оба восстания, однако на севере Ирака курды, поддерживаемые союзниками из международной коалиции, получают контроль над своей территорией. Курды до сих пор контролируют значительную часть территории Ирака.
Совет Безопасности ООН издает резолюцию, которая требует от Ирака прекращения своих программ создания ядерного, химического и биологического оружия и ограничения дальности действия иракских баллистических ракет до 150 км. Она также запрещает продажу или поставку Ираку всех вооружений и относящихся к ним материалов. Для мониторинга этого процесса создается специальная организация экспертов UNSCOM (с 1999 года эта структура называется United Nations Monitoring Verification and Inspection Commission (UNMOVIC). Ирак соглашается с этим решением.

В 1991-1999 годы Совет Безопасности принял 13 резолюций, обязывающие Ирак к сотрудничеству с международным сообществом. Инспекторы ООН обнаруживают документы о программах Ирака по производству оружия массового уничтожения и выясняют, что Ирак был близок к созданию собственного ядерного оружия.

1992 год. На юге и севере Ирака созданы зоны, запретные для полетов иракской военной авиации. Это сделано для защиты шиитов и курдов от бомбежек. Патрулирование этих зон осуществляют самолеты ВВС США и Великобритании.

1993 год. США заявляют, что Саддам Хуссейн перевез ракеты "земля-воздух" в южный Ирак. Багдад отказался вывести ракеты. Самолеты ВВС США и Великобритании атаковали пусковые установки, а боевые корабли обстреляли крылатыми ракетами предприятие по производству ядерного оружия вблизи Багдада. Это первая операция такого рода.
13 апреля, за день до того, как президент США Джордж Буш-старший прибыл в Кувейт, спецслужбы арестовали 14 человек, которые готовили на него покушение. Расследование установило, что заговорщики были связаны с иракскими спецслужбами. 27 июня самолеты ВВС США выпустили крылатые ракеты по зданию, в котором размещалось руководство иракской разведки.
1994 год. Иракские войска придвигаются к границе с Кувейтом. Президент США Билл КлинтонBill Clinton отдает приказ направить в Персидский залив авианосную группу и 54 тыс. военнослужащих сухопутных войск. Иракские войска вернулись на исходные позиции.
Организация Иракский Национальный Конгресс (ИНК)Iraqi National Congress открыла боевые действия против Саддама Хуссейна в иракском Курдистане. По некоторым сведениям глава ИНК Ахмад ЧалабиAhmad Chalabi получил политическую поддержку от США. Формирования ИНК были быстро разбиты. В 1998 году президент США Билл Клинтон подписал Акт Освобождения ИракаIraq Liberation Act, который предусматривал помощь силам иракской оппозиции.
1995 год. Хуссейн Камель аль-МаджидHussein Kamel al-Majid, который возглавлял иракскую программу по созданию оружия массового уничтожения, бежит в Иорданию. С ним Ирак покидают его родной брат и их жены - дочери Саддама Хуссейна.
Резолюцией Совета Безопасности ООН введена в действие программа "Нефть в обмен на продовольствие" в качестве временной меры по обеспечению возможности продажи иракской нефти для получения средств, необходимых для удовлетворения насущных потребностей иракского народа. Потребовалось восемнадцать месяцев, чтобы Ирак договорился с Советом Безопасности о реализации этой программы. Экспорт нефти начался лишь в декабре 1996 года, а первые поставки продовольствия, закупаемого в рамках этой программы, были осуществлены только в марте 1997 года - спустя почти два года после принятия резолюции.
1996 год. Иракские войска атакуют город Ирбиль в Северном Ираке, который контролируется курдами.
1997 год. Резолюция Совета Безопасности ООН обязывает Ирак сотрудничать с военными инспекторами ООН. Тем не менее, Ирак сперва отказывается допустить в страну трех инспекторов ООН - американцев, а затем высылает еще шестерых сотрудников миссии ООН. В ответ ООН отказывается от проведения дальнейших проверок. Чуть позже, под угрозой применения силы со стороны США, Ирак соглашается вернуть инспекторов ООН.
1998 год. Инспекторы ООН заявляют, что иракская сторона чинит им препятствия, не позволяющие проводить проверки. Президент Клинтон предупредил Ирак, что США могут применить военную силу, если Саддам Хуссейн не откажется от проведения подобной политики. Тем не менее, Ирак полностью отказался сотрудничать с ООН в области инспекций по созданию им оружия массового уничтожения. Все инспектора покинули Ирак. Их возвращение остается "камнем преткновения" в отношениях Ирака и ООН.
1999 - 2000 год. ПВО Ирака обстреливают американские и британские самолеты, те наносят ответные удары по военным целям. Ирак обвиняет США в агрессии, гибели мирных жителей. Ирак проводит испытания баллистической ракеты малого радиуса действия (не запрещены резолюцией ООН) и отказывается допустить в страну не только инспекторов ООН, которых он обвиняет в шпионаже и подтасовке фактов, но и любых независимых наблюдателей.
Министр иностранных дел России Игорь Иванов направляет генеральному секретарю ООН Кофи Аннану письмо, в котором утверждается, что в