Космос против хаоса
Игорь Шайтанов
Что такое миф?
Помнишь: мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Это сказка.
А если бы яичко не разбилось, а, допустим, взлетело на небо и превратилось в солнце или в луну?
Тогда, скорее всего, это была бы не сказка, а миф.
Мифы есть у всех народов. Миф рождается вместе с языком, вместе с сознанием человека как первый проблеск мысли, пытающейся сопоставить близкое с далёким, понятное с непонятным. Сопоставить, чтобы объяснить, кем создан мир и человек, как появилось небо, а на нём солнце, звёзды, луна. Мифические объяснения нам кажутся фантастичными и сказочными.
Они не казались такими тем людям, которые творили мифы. В миф безусловно верили. Этим он отличался от сказки. Сказка — ложь, вымысел. Миф — правда. Первоначально в мифе было заключено всё знание, каким обладал человек. Он вмещал в себя всё, что позже разовьётся в религию, искусство, науку, философию. В этом смысле миф синкретичен.
Это слово нам уже встречалось, но по другому поводу. По какому? Когда мы говорили о древнем обряде, нераздельно соединившем в себе танец, музыку, слово (см. раздел предшествующей главы «Память жанра»). Миф тоже синкретичен, поскольку в нём все будущие формы сознания слиты и неразличимы.
Понятие:
Миф — первое творение коллективного человеческого разума, задумавшегося об окружающем мире и пытающегося объяснить его. В более позднем значении миф — это рассказ о богах и о героическом начале человеческой истории.
В любом музее есть скульптуры, изображающие греческих богов и героев. Они могли быть созданы две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции или сто-двести лет назад в любой европейской стране. Образец красоты и совершенства, найденный в античности, по сей день называют классическим.
Понятие:
Слово “античность” восходит к латинскому “antiquitas”, означающему “древность, старина”. Говоря об античности, подразумевают Древнюю Грецию и Древний Рим — культурное прошлое, общее для всей Европы.
Тот, кто хочет свободно чувствовать себя в европейском искусстве, не может обойтись без знания хотя бы основных событий и имён античной мифологии. Иначе стихи Пушкина и Тютчева придётся читать со словарём, чтобы узнать, кто такие Зевс и Геракл, Венера и Марс.
Греческие боги и сейчас кажутся прекрасными. Такими мы их помним. Но не такими они были при своём рождении. И греческие мифы первоначально были не такими, какими их хранит память европейского искусства.
Как современный человек знакомится с античной мифологией? Чаще всего, читая книгу Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Она неоднократно издавалась. Её обязательно нужно прочесть. В ней учёный стройно и увлекательно восстанавливает весь греческий пантеон (от греч. слов “пан” — всё и “теос” — бог). Открывая её, ощущаешь себя вошедшим в греческий зал современного музея.
Однако мы договорились, что попытаемся читать тексты исторически, различая в них глубину и движение. В таком случае необходимо помнить, что совершенство классических богов это не весь греческий миф, а лишь его заключительная часть. Боги не сразу стали прекрасными, а было время, когда богов вовсе не было.
Первым объектом поклонения для человека была природа. Она представлялась ему живой и радостной. Из неё родились боги.
Цитата на поля:
«Боги Греции» — так называется знаменитое стихотворение немецкого поэта Фридриха Шиллера. На русский язык его перевёл не менее замечательный поэт — Афанасий Фет:
Здесь на высях жили Ореады,
Без Дриад — ни рощи, ни лесов,
И из урны радостной Наяды
Пена прядала ручьёв.
Шиллер перечисляет нимф — природных божеств, которых греки различали по месту их обитания. Для гор — Ореады, для деревьев — Дриады, для рек — Наяды. Каждое место охраняет своя нимфа, открывающая доступ человеку, если он умеет войти так, чтобы не нарушить природную гармонию.
Да, поклонение природе явилось для человека первой верой. В этом поэт прав. Но нимфы и другие прекрасные божества не были первыми образами, созданными этой верой. На первой стадии человек одухотворял саму природу, поклонялся животным и растениям. Эту веру называют анимизмом.
Понятие:
Анимизм (от латинского анима — душа) — ранняя стадия мифологического мышления, когда одушевление природы ещё не привело к созданию человекоподобных богов.
К тому же первое впечатление от общения с природой не было светлым и радостным. Она не столько пленяла и восхищала, сколько пугала и представляла для человека смертельную опасность. Вот почему в своём воображении он населил её чудищами, демонами.
Круг понятий:
Миф:
синкретизм | пантеон |
анимизм | правда или вымысел? |
Рождённые из Хаоса
Мир возник до того, как появились боги. Сначала царил первозданный Хаос. Он противоположен и враждебен Космосу, что по-гречески значит “мир”, “мироздание”. Космос — это порядок. Хаос — это то, что существовало до того, как мир образовался и был упорядочен.
Первой из Хаоса явились Земля — Гея и подземное царство — Тартар.
Едва ли не самым ранним источником, стройно излагающим греческие мифы, служат две поэмы Гесиода.
Имя на поля:
Гесиод жил то ли в VIII, то ли в VII веке до нашей эры. Первая из его поэм — «Труды и дни». Так её чаще называют, хотя в переводе В.В.Вересаева (в котором она здесь приводится) название звучит иначе — «Работы и дни». Мы уже имели случай убедиться, что перевод — дело творческое. Название второй поэмы — «О происхождении богов». Впрочем, иногда его оставляют и вовсе без перевода, пользуясь греческим слово «Теогония».
Обе поэмы Гесиода написаны гекзаметром.
Примечание. Гекзаметр по-гречески означает шестистопный размер. Стопа — это повторяющаяся единица стихотворного ритма. В каждой стопе гекзаметра три слога: долгий, а за ним два кратких. Поскольку в русском языке нет различения по долготе гласных звуков, то в стопе русского гекзаметра за первым ударным слогом следуют два неударных.
Вот как выглядит торжественный гекзаметр, которым Гесиод повествует о рождении мира:
Прежде всего во вселенной Хаoс зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос.
Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
(Гесиод. «Работы и дни»)
Прервёмся на этом месте. Многое неясно в этом торжественном рассказе. Строй фраз непривычен, усложнён. Да и сами слова необычны, не только имена собственные. Слово “хаос” употреблено с редким и устаревшим ударением на втором слоге.
А что значит “сладкоистомный”? Ясно, что это слово составлено из двух гораздо более простых: “сладкий” и “истома”. Первое из них общеупотребительно. Второе встречается реже, имеет оттенок чуть устаревший или поэтический и означает “чувство приятной расслабленности”. В данном случае этот составной эпитет избран в качестве определения к Эросу, что по-гречески значит “любовь”.
Такого рода сложные эпитеты, как и гекзаметр, характерны для торжественного стиля эпической поэзии.
Понятие:
Эпическая поэзия — стихотворный рассказ о деяниях богов и героев.
Есть ли в приведённом отрывке аналогичные эпитеты? Они часты не только потому, что производят впечатление чего-то возвышенного и необычного, что и соответствует избранному предмету. Они служат устойчивой характеристикой явления, закрепляются за ним как его одушевляющий (персонифицированный) образ. Сладкоистомный Эрос и широкогрудая Гея — это уже не просто любовь и земля, а живые существа, божества.
Продолжим:
Чёрная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
Даже такие слова, как “день” и “ночь”, здесь пишутся с заглавной буквы. Обозначаемое ими тоже персонифицируется. Всё, что невозможно охватить взглядом в силу огромности или отвлечённости явления, представляется неким божественным существом.
Сюжет на поля:
Начало мира
Под Землёй — мрак. На Земле — свет. Имя мрака — Эреб; света — Эфир. Из света Земля породит звёздное Небо — Уран. Гея и Уран соединятся любовью — Эросом.
Так мы можем реконструировать характер греческих представлений о начале мира. В нескольких предложениях мы уместили смутные образы, складывавшиеся сотни или даже тысячи лет и предшествовавшие стройной картине классической мифологии.
Первыми явились природные стихии. От их соединения родились боги. Сами стихии были обожествлены и стали богами, принявшими человекоподобный образ. На языке современной науки эта поздняя стадия называется антропоморфизмом. К ней относится всё, что сами греки помнили о своих богах.
Понятие:
Антропоморфный (от греч. антропос — человек и морфе — форма) — подобный человеку.
Сначала о происхождении мира рассказывали в песнях и поэмах. Почти одновременно с Гесиодом о греческих богах поведал Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» (о них пойдёт речь в следующей главе). Впоследствии многие поэты и учёные возвращались к мифологическим сюжетам. Они стали основой греческой классики.
Лет через пятьсот после Гесиода Аполлодор создал ряд поэм, в которых систематизировал всё накопленное к тому времени знание о греческой мифологии.
Имя на поля:
Поэмы Аполлодора не сохранились. Однако под его именем известна то ли написанная им, то ли составленная в прозе на основе его поэм «Мифологическая библиотека». К ней восходит многое из того, что мы знаем о системе греческой мифологии.
Аполлодор начинает с брака Урана и Геи: Уран первый стал править всем миром. Вступив в брак с Геей, он произвёл на свет прежде всего так называемых гекатонхейров — Бриарея, Гия и Котта, которые превзошли всех ростом и силой, имея по сто рук и по пятьдесят голов каждый.
Примечание. Гекатонхейры (греч. сторукие) представляют собой наглядный образ природы, пугающей человека огромностью и разрушительной силой своих стихий.
Вслед за ними родила ему Гея киклопов — Арга, Стеропа и Бронта, каждый из которых имел на лбу один глаз.
Примечание. Киклопы (чаще по-русски — циклопы) также принадлежат к числу древнейших мифологических образов. Имена этих первых киклопов обусловлены тем, что они будут ковать молнии для бога-громовержца: Арг — блистающий, Стероп — сверкающий, Брант — гремящий.
Но Уран связал их и сбросил в Тартар. Это объятое мраком место в Аиде, удалённое от поверхности земли на то же расстояние, как земля от неба.
Примечание. Аид — царство мёртвых.
Затем Уран и Гея произвели на свет сыновей, так называемых титанов — Океана, Кея, Гипериона, Крия и Иапета, а после всех Крона, а также дочерей, прозванных титанидами, — Тефию, Рею, Фемиду, Мнемозину, Фебу, Диону, Тейю.
Примечание. Титаны будут враждовать со следующим поколением греческих богов, которые займут их место. Так богом солнца вместо Гипериона станет Аполлон. Однако некоторые из титанов сохранят своё значение, в особенности те, кто вносит порядок в мироздание, подобно Фемиде — богине правосудия или Мнемозине — богине памяти.
Гея, негодуя по поводу гибели детей, сброшенных в Тартар, убедила титанов восстать против отца и дала стальной кривой меч Крону. Все титаны, за исключением Океана, напали на отца, и Крон, отрезав детородный орган Урана, бросил его в море. Из капель хлынувшей крови родились эринии — Алекто, Тисифона, Мегера. Свергнув отца, титаны вывели из Тартара брошенных туда братьев и передали власть Крону.
Примечание. Жестокость расправы с Ураном знаменует невозможность продолжения рода титанов и наступление нового времени (греч. кронос — время). Гея, бывшая родоначальницей старого мира, сама обрекла его на гибель. Последним его порождением стали мрачные эринии — богини мщения, карающие за преступления, совершённые против семьи, рода.
Крон же снова заковал их и заключил в Тартар. Крон женился на сестре Рее и, так как Гея и Уран предрекли ему, что власть у него отнимет его собственный сын, стал пожирать рождавшихся у него детей. И первой он проглотил родившуюся Гестию, затем Деметру и Геру, вслед за ними Плутона и Посейдона. Разгневанная этим Рея отправилась на Крит, в то время когда она была беременна Зевсом, и родила его в пещере горы Дикте, поручив воспитывать его куретам и дочерям Мелиссея нимфам Адрасте и Иде.
Примечание. Куретами назывались жрецы Зевса на острове Крит. Кроме версии, связывающей рождение бога на горе Дикте, существует другая, относящая событие к горе Иде. У Аполлодора это имя одной из нимф — воспитательниц Зевса. Миф легко превращает название места в имя божества, якобы там обитающего.
Последние вскармливали Зевса молоком Амалфеи, а куреты в полном вооружении охраняли находившееся в пещере дитя, ударяя копьями о щиты, чтобы Крон не услышал голоса ребёнка. Рея же, завернув в пелёнки камень, дала его проглотить Крону вместо новорождённого.
Примечание. Амалфея — в разных версиях мифа это то нимфа, жена Мелиссея, вскормившая Зевса молоком козы, то сама коза. Пример характерного для древнего мифа оборотничества или неразличимости явлений человеческого и природного мира.
Став взрослым, Зевс призвал на помощь Метиду, дочь Океана, и она дала Крону выпить зелье, которое заставило его изрыгнуть вначале камень, а затем и детей, которых он проглотил. В союзе с ними Зевс начал войну с Кроном и титанами.
Примечание. Метида — первая жена Зевса, олицетворение разумного начала.
После того как они сражались десять лет, Гея предсказала Зевсу победу, если он привлечёт в качестве союзников тех, кто был низвергнут в Тартар. Тогда Зевс, убив сторожившую их Кампу, освободил их от оков. Киклопы дали Зевсу гром, молнию и перун, Плутону шлем, а Посейдону трезубец.
Примечание. Перун — громовая стрела или раскат грома, поражающий врага.
Вооружившись, они одержали победу над титанами и, заключив побеждённых в Тартар, поставили над ними в качестве стражей гекатонхейров. Сами же они, метнув жребий, разделили власть: Зевсу выпало господство на небе, Посейдону — на море, Плутону — в Аиде.
Здесь прервём свидетельство Аполлодора. Мы дошли вместе с ним до того времени, когда устанавливается новый порядок, который и назовут классическим. Одержана победа сначала над силами Хаоса, потом над первоначальным и всё ещё примитивным миром нестройной, жестокой природы.
Победа одержана, но попытки бунта будут давать о себе знать. Чудовищные существа навсегда поселились в греческой мифологии. Они напоминают о тех временах, когда люди, ещё не создавшие богов по собственному образу и подобию, поклонялись природе такой, какой её знали, — в образах предметов, растений, животных. Это и были первые изображения божества. Некоторые из них сохранились и много позже в качестве спутников того или иного бога. Так что, когда вы видите рядом с богом орла или змею, или когда бога постоянно сравнивают с тем или иным животным, то помните — это и есть его первоначальный вид, который, как правило, бог вновь умеет принять, обернувшись тем, кем он некогда был.
Понятие:
Оборотничество — напоминание о ранней стадии мифа, когда всё представлялось неустойчивым, таинственным, не обретшим окончательной формы. Одновременно это свидетельство о том, что устойчивость зримого порядка обманчива. Под тонкой оболочкой стройных форм таится стихийный Хаос.
Древний грек никогда не чувствовал себя в безопасности от природных стихий. Живший на берегу моря, он в память о разрушительности шторма создал миф о трёх страшных сёстрах Горгонах: Стено, что значит “сильная”, Эвриала — “далеко прыгающая”, Медуза — “владычица”. А выглядели они, по свидетельству Аполлодора, так: