Рынок: понятие и сущность
написании этого раздела: изложение должно быть предельно простым, не нужно злоупотреблять применением технического жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего, будут люди без специального инженерного образования.Вместе с тем нельзя думать, что финансистов не интересуют производственные проблемы и их обоснование- все главные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес- плане.
План маркетинга. Для того чтобы достичь успеха, фирма должна создать эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана.
Маркетинговый раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы:
предприниматель смог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы;
работники маркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара;
инвесторы могли убедится в достаточной ёмкости и перспективности рынка.
Организационный план знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.
Финансовый план. Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.
План исследований и разработок.Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок. Ведь эта сфера деятельности требует значительных вложений капитала, наличия высококвалифицированных специалистов и менеджеров, высокой степени специализации производства. Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.
Четвертый шаг, оформление и стиль бизнес – плана. Оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдёт понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.
Специалисты по бизнес- планированию рекомендуют выполнять следующие правила составления и оформления бизнес- плана:
1. Предложения должны быть короткими , ясными, чёткими, энергичными. Не стоит вкладывать в текст слишком много эмоций. Не рекомендуется употреблять многозначительные и расплывчатые выражения. Читатель плохо воспринимает слишком академичное, наукообразное сочинение.
2. Не нужно увлекаться использованием технического жаргона. Иначе читатель может подумать, что автор недостаточно хорошо владеет предметом, о котором пишет. Глубокое знание дела в первую очередь выражается в том , что специалист может рассказать о нём ясно и доходчиво, не прибегая к специфическим, ходовым выражениям.
3. Бизнес - план должен включать только относящуюся к делу информацию.
4. Идеи, представленные в бизнес- плане, не должны быть чрезмерно амбициозными. Не нужно завышать планку будущих достижений без учёта реальных возможностей бизнеса- даже если это предпринимается в рекламных целях. Потенциальные инвесторы- банки, государство, венчурные компании и т. п. – часто гораздо лучше осведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста, запланированной доле рынка фирмы.
5. Очень помогает уяснение положений плана использование фотографий, диаграмм, графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно повышает впечатление о бизнес- плане.
6. Необходимо позаботится о чёткой структуре плана. Материал должен разделён на короткие, хорошо выделенные параграфы. Для обозначения различных частей бизнес- плана можно использовать разные цвета, образцы шрифта и т. д. Хорошо структурированный и оформленный материал легко читается, быстрее попадает в поле зрения.
7. Нужно особо выделять основные предложения бизнес- плана, его главные выводы.
8. Не стоит утяжелять основные разделы бизнес- плана различной объёмной информацией. Если она действительно необходима и разъясняет суть дела, выбрасывать её из бизнес- плана не нужно.
9. Важно правильно выбирать время для работы над бизнес- планом. Это занятие требует большой сосредоточенности, поэтому бизнес- план нужно писать тогда, когда над вами не тяготеют серьёзные проблемы и всё идёт относительно гладко.
10. При составлении бизнес- плана нельзя забывать о таком важном принципе, как гибкость планирования. Необходимо определять основные положения бизнес- плана так, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в среде фирмы.
11. Общий объём бизнес- план может быть назван приемлемым, если он не превышает 100 страниц.
12. Если бизнес- план составляется для достижения целей развития и диверсификации в новые сферы бизнеса для уже существующего предприятия, он должен дать ответ, не пострадают ли текущие, основные операции в связи с запланированными изменениями?
Пятый шаг бизнес- планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручится поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана.
Это могут быть внутренние участники- работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно также привлечь внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут вовлечены экономисты широкого профиля ( в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.
Следующий, шестой шаг в бизнес- планировании- непосредственное написание бизнес- плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап.
Главное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внешние и внутренние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют её первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю.
Когда все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить резюме основных идей бизнес-план.
В целом работа по бизнес планированию - это очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.
Глава 3. Исследование деятельности «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК»
3.1 Организационно – экономическая характеристика деятельности «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК»
1.Общие положения.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Курская биофабрика - фирма «БИОК», основанное на праве хозяйственного ведения, в дальнейшем именуемое "Предприятие", создано в соответствии с решением Экономического Совета при Совете Народных Комиссаров СССР от 4 января 1939г. (протокол №1) как Курская биофабрика, зарегистрировано распоряжением главы администрации Ленинского района г. Курска от 9 февраля 1994 г. № 54-р как государственное предприятие «Государственная ордена Трудового Красного Знамени Курская биофабрика - фирма «БИОК» (Свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия от 29 июля 1994г., регистрационный номер 525), переименовано приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 4 ноября 1999 г. № 755 «О Федеральном государственном унитарном предприятии «Курская биофабрика -фирма «БИОК» в Курской области» в федеральное государственное унитарное предприятие «Курская биофабрика — фирма «БИОК», зарегистрировано в этом качестве администрацией г. Курска (Свидетельство о государственной регистрации от 8 декабря 1999 г. № 525), внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией МНС России по г. Курску за основным государственным регистрационным номером 1024600940792 (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., от 23 августа 2002 г. серия 46 №000225941), с изменениями, зарегистрированными Инспекцией МНС России по г. Курску за государственным регистрационным номером 2034637038489 (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, от 8 октября 2003 г. серия 46 № 000290922), с изменениями, зарегистрированными Инспекцией ФНС России по, г. Курску за государственным регистрационным номером 2054639026891 (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, от 11 алреля 2005 г. серия 46 №000258088).
Сокращенное фирменное наименование Предприятия на русском языке: ФГУП «Курская биофабрика».
Предприятие является коммерческой организацией.
Предприятие
находится в
ведомственном
подчинении
Министерства
сельского
хозяйства
Российской
Федерации, в
дальнейшем
именуемого
«Минсельхоз
России».
Предприятие
является юридическим
лицом, имеет
самостоятельный
баланс,
расчетный и
иные счета в
банках, круглую
печать, содержащую
его полное
фирменное
наименование
на русском
языке и указание
на место нахождения
унитарного
Предприятия.
Предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Место нахождения Предприятия: 305004, г. Курск, ул. Разина, 5. Почтовый адрес: ул. Разина, 5, г. Курск, 305004.
2. Цели Предприятия:
а) удовлетворение общественных потребностей в результатах его деятельности;
б)получение прибыли.
3.Имущество Предприятия.
Имущество Предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества Предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
Размер уставного фонда Предприятия 50000000 (пятьдесят миллионов) рублей.
Уставный фонд Предприятия может формироваться за счет денег, а также иных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Источниками формирования имущества Предприятия являются: имущество, переданное Предприятию по решению Росимущества; доходы Предприятия от его деятельности, в том числе дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует Предприятие; заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций; целевое бюджетное финансирование, дотации; иные источники, не противоречащие законодательству Российской федерации.
Прибыль
Предприятия-используется
в соответствии
с Программе
деятельности
Предприятия
в следующих
целях:
а) покрытия расходов Предприятия;
б) формирования доходов федерального бюджета;
в) проведения мероприятий по развитию Предприятия.
4. Права и обязанности Предприятия.
Предприятие свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.
Предприятие обязано: выполнять утвержденные в установленном порядке Программу деятельности Предприятия, а также показатели экономической эффективности деятельности Предприятия; обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат, проводить индексацию заработной платы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; обеспечивать своим работникам безопасные условия труда; обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников; ежегодно перечислять в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в установленном порядке; осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово - хозяйственной и иной деятельности; вести статистическую отчетность; отчитываться о результатах деятельности и использовании имущества с предоставлением отчетов в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации; ежегодно проводить аудиторские проверки; предоставлять федеральным органам исполнительной власти информации: в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществлять мероприятия по гражданской обороне и мобилизационное подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации; хранить, предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.
5. Управление Предприятием.
Предприятие возглавляет Генеральный директор, назначаемый на эту должность Минсельхозом России.
Права и обязанности Генерального директора, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируются трудовым законодательством,а также срочным трудовым договором, заключаемым Минсельхозом России.
Генеральный директор действует от имени Предприятия без
доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории российской Федерации и за ее пределами.
Генеральный директор действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом и заключенным с ним срочным трудовым договором.
Компетенция
заместителей
Генерального
директора
Предприятия
устанавливается
Генеральным
директором
Предприятия.
Заместители Генерального директора действуют от имени Предприятия, представляют его в государственных органах, в организациях Российской Федерации и иностранных государств, совершают сделки и иные юридические действия в пределах полномочий, предусмотренных в доверенностях, выдаваемых Генеральным директором Предприятия.
Взаимоотношения работников и Генерального директора Предприятия, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором.
6. Филиалы и представительства.
Предприятие может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, законодательства иностранных государств по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени предприятия, которое несет ответственность за их деятельность.
7. Реорганизация и ликвидация Предприятия.
Реорганизация Предприятия без изменения формы собственности на переданное ему имущество осуществляется, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При реорганизации Предприятия вносятся необходимые изменения в Устав и Единый государственный реестр юридических лиц. Реорганизация влечет за собой переход прав и обязанностей Предприятия к его правопреемникам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Предприятие может быть ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ликвидация Предприятия влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Ликвидация
Предприятия
считается
завершенной,
а Предприятие
прекратившим
свою деятельность
после внесения
записи об этом
в Единый государственный
реестр юридических
лиц.
При
ликвидации
и реорганизации
Предприятия
увольняемым
работникам
гарантируется
соблюдение
их прав и интересов
в соответствии
с законодательством
Российской
Федерации.
При
реорганизации
и ликвидации
Предприятия
все документы
(управленческие,
финансово -
хозяйственные,
по личному
составу и другие)
передаются
в порядке,
установленном
действующим
законодательством
Российской
Федерации.
Таблица основных показателей деятельности «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года.
№ п/п | Показатель | 2008 | 2009 |
Отклонение +, - |
% изменения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 |
Выручка от реализации (товарооборот), тыс. руб. |
589163 | 617775 | 28612 | 104,9 |
2 | Себестоимость, тыс. руб. | 499156 | 569796 | 70640 | 114,2 |
3 | Удельный вес себестоимости, (%) | 84,7 | 92,2 | 7,5 | 108,9 |
4 | Валовой доход, тыс. руб. | 89997 | 47979 | -42018 | 53,3 |
5 | Уровень валового дохода, (%) | 15,3 | 7,8 | -7,5 | 50,8 |
6 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
6793 | 10875 | 4082 | 160,1 |
7 | Уровень издержек обращения, (%) | 1 | 1,8 | 0,8 | 179,6 |
8 | Прибыль от реализации, тыс. руб. | 84204 | 37104 | -47100 | 44,1 |
9 | Рентабельность продаж, (%) | 14,3 | 6 | -8.3 | 42 |
10 | Прочие доходы, тыс. руб. | 16137 | 69762 | 53625 | 432,3 |
11 | Прочие расходы, тыс. руб. | 14193 | 57966 | 43773 | 408,4 |
12 |
Внереализационные доходы, тыс. руб. |
9435 | 11571 | 2136 | 122,6 |
13 |
Внереализационные расходы, тыс. руб. |
24615 | 19255 | -5360 | 78,2 |
14 |
Балансовая прибыль. тыс. руб. |
70968 | 48900 | -22068 | 68,9 |
15 | Налог на прибыль, тыс. руб. | 9063 | 15081 | 6018 | 166,4 |
16 | Чистая прибыль, тыс. руб. | 55575 | 32757 | -22818 | 58,9 |
17 | Средняя стоимость основных фондов, тыс. руб. | 349887 | 467859 | 117972 | 133,7 |
18 | Фондоотдача, руб. | 1,7 | 1,3 | -0,4 | 194,1 |
19 | Фондоемкость, руб. | 0,6 | 0,8 | 0,2 | 128,8 |
20 | Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 448230 | 490533 | 42303 | 109,4 |
21 | Оборачиваемость оборотных средств, раз | 1,3 | 1,3 | 0 | 100 |
22 | Время обращения оборотных средств, дни | 273,8 | 285,9 | 12,1 | 104,4 |
23 | Среднесписочная численность работников, человек | 540 | 546 | 6 | 101,1 |
24 | Производительность труда одного работника, тыс. руб. | 1091 | 1131,5 | 40,5 | 103,7 |
25 | Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 132714 | 144864 | 12150 | 109,2 |
26 | Средняя заработная плата одного работника, тыс. руб. | 245,7 | 265,3 | 19,6 | 107 |
Проанализировав основные показатели деятельности предприятия «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года, мы видим, что выручка от реализации (товарооборот) – увеличился на 28612 тыс. руб.; себестоимость увеличилась на 70640 тыс. руб.; удельный вес себестоимости увеличился на 7,5 %; валовой доход уменьшился на 42018 тыс. руб.; уровень валового дохода уменьшился на
7,5 %; издержки обращения увеличились на 4082 тыс. руб.; уровень издержек обращения увеличился на 0,8 %; прибыль от реализации уменьшилась на 47100 тыс. руб.; рентабельность продаж уменьшилась на 8,3 %; прочие доходы увеличились на 53624 тыс. руб.; прочие расходы увеличились на 43773 тыс. руб.; внереализационные доходы увеличились на 2136 тыс. руб.; внереализационные расходы уменьшились на 5360 тыс. руб.; балансовая прибыль уменьшилась на 22068 тыс. руб.; налог на прибыль увеличился на 6018 тыс. руб.; чистая прибыль уменьшилась на 22818 тыс. руб.; средняя стоимость основных фондов увеличилась на 117972 тыс. руб.; фондоотдача уменьшилась на 0,4 тыс. руб.; фондоёмкость увеличилась на 0,2 тыс. руб.; средняя стоимость оборотных средств увеличилась на 42303 тыс. руб.; оборачиваемость оборотных средств не изменилась; вреня обращения оборотных средств увеличилось на 12,1 дней; среднесписочная численность работников увеличилась на 6 человек; а производительность труда одного работника на 40,5 тыс. руб.; фонд оплаты труда увеличился на 12150 тыс. руб., а средняя заработная плата одного работника увеличилась на 19,6 тыс. руб.
Процент изменения основных показателей деятельности предприятия «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» за период с 1 января 2008года по 31 декабря 2009 года составил:
Выручка от реализации – 104,9 %
Себестоимость – 114,2 %
Удельный вес себестоимости – 108,9 %
Валовой доход – 53,3%
Уровень валового дохода – 50,8 %
Издержки обращения – 160,1 %
Уровень издержек обращения – 179,6 %
Прибыль от реализации – 44,1 %
Рентабельность продаж – 42 %
Прочие доходы – 432,3 %
Прочие расходы – 408, 4 %
Внереализационные доходы – 122,6 %
Внереализационные расходы – 78,2 %
Балансовая прибыль – 68,9 %
Налог на прибыль – 166,4 %
Чистая прибыль – 58,9 %
Средняя стоимость основных фондов – 133,7 %
Фондоотдача – 194,1 %
Фондоемкость – 128, 8 %
Средняя стоимость оборотных средств – 109, 4 %
Оборачиваемость оборотных средств, раз – 100%
Время обращения оборотных средств, дни – 104,1 %
Среднесписочная численность работников – 101, 1 %
Производительность труда одного работника – 103,7 %
Фонд оплаты труда – 109, 2 %
Средняя заработная плата одного работника – 107 %
3.2 Планирование товарооборота на предприятии «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК»
Обоснованность плана розничного товарооборота можно проверить и посредством критической точки продаж, которую иногда называют порогом рентабельности. Она совпадает не с тем периодом, когда предприятие начинает нести убытки, а с тем отрезком времени, когда полученный доход не будет покрывать постоянные издержки.
Критическую точку можно рассчитать по формуле:
,
где Т – расчетный плановый товарооборот; –переменные издержки обращения;
;
.
Чем выше разность между фактической выручкой торгового предприятия и выручкой в критической точке, тем выше запас финансовой прочности и финансовая устойчивость предприятия. Запас финансовой прочности можно рассчитать по формуле:
,
где – плановый расчетный товарооборот; – товарооборот в критической точке.
Запас финансовой устойчивости предприятия «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» составит:
Следовательно, снижения товарооборота в 2005 году более, чем на 78,1% и в 2006 году ниже, чем на 79,9 % от прогнозируемого объема означает для предприятия снижение платежеспособности и вероятность банкротства.
Заключение
Написав курсовую работу мы выяснили что, рынок – это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.
Хотя рынок и не является идеальным по своей сути, но при правильном его использовании государством и умелой коррекцией соответствующими институциональными структурами он превращается в мощный инструмент развития общества.
В первой главе курсовой работы мы изучили сущность рынка, его виды и функции, субъекты и объекты рынка, определили положительные и отрицательные стороны рыночного механизма.
Во второй главе мы изучили планирование деятельности предприятия в условиях рынка и пришли к выводу, что планирование играет очень большую роль. Оно призвано обеспечить полную занятость ресурсов, справедливое распределение доходов и рост качества жизни. Так же мы рассмотрели методы и принципы планирования, содержание бизнес-плана. В целом работа по бизнес планированию - это очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс, на который предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.
В третьей главе мы дали организационно-экономическую характеристику деятельности торгового предприятия «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» за 2008 – 2009 гг. Затем мы рассчитали таблицу основных показателей деятельности предприятия за 2 года. На основании проделанной работы сделали соответствующие выводы.
При планировании розничного товарооборота предприятия «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» мы рассчитали критическую точку продаж, которая в 2008 году составила млн. руб., а в 2009 млн. руб. и запас финансовой устойчивости, который составил 78,1 % в 2008 году и 79,9 % в 2009.
Я считаю, что для того, чтобы увеличилась выручка предприятия «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» надо увеличить численность рабочих на предприятии и производительность труда каждого рабочего, а так же реализовывать как можно больше товаров.
Список литературы:
1. В. Ф. Максимова - Рыночная экономика. Учебник . Т. 1 . Теория рыночной экономики.
Часть 1. Микроэкономика. - М.: "Совмин-ТЭК",1992.-168 С.
2. Экономика и бизнес. Под редакцией В.Д. Камаева. Москва. Издательство МВТУ им. Баумана. 1993 г.
3. Журавлева Г. П. Экономика. Учебник. – М.: Юристъ, 2001
4. Гуськова, П.Ф. Стерликов, Ф.Ф. Экономика. 100 вопросов-100 ответов. - М.: Владос, 1999. - 280 с.
5. Казначевская Г.Б. Экономическая теория :учебник для колледжей. Изд. 2-у доп. и перераб./Г.Б. Казначевская.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. (СПО)
6. Курс экономической теории. Учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н. - Киров: «АСА», 1999. - 752 с.
7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997. - 496 с.
8. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М., 1994. - 422 с.
9. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности под ред. В,И, Стражева. – Мн.: Выш. Шк., 1999
10. Елизаров Ю. Ф. Экономика организаций: Учебник для вузов / Ю. Ф. Елизаров. – М.: Издательство «Экзамен», 2005 – 496 с.
11. Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия) : Учебник. – 4-е изд. перераб и дополн. – М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и », 2003. – 1012 с.
12. Жиделева В. В., Каптейн Ю. Н. Экономика предприятия: учеб. пособие. – 2-у изд., перераб. и дополн. – М.: ИНФРА – М, 2005-133 с.
13. Экономика и организация деятельности предприятия: Учеб./Под ред. А. Н. Соломатина. – М.: ИНФРА – М, 2001-295 с.
14. Сергеев М. В. Экономика организации (предприятия). Учеб. пособие. - 3-е изд. перераб. и дополн. – М.: Финансы и статистика, 2006- 576 с.: ил.
15. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательство. – М.: «Софит», 1994
16. Мокий М. С. Экономика организации (предприятия) : Учебное пособие/М.С. Мокий. – 2-е изд., испр. М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 256, [2] с. (Серия «Курс лекций»)
17. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие/С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков ; под. Ред. С. Н. Лебедевой. – 4-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2005. – 240 с.
18. Куликов Л. М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 400 с.
19. Валевич Р. П. «Экономика торгового предприятия»