МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Руководителям служб и функциональных подсистем РСЧС Ставропольского края по организации деятельности функциональных подсистем РСЧС (служб), министерств, ведомств и организаци
обстановкиОпределить (уточнить) масштабы инфекционного очага.
Определить источники инфекционного заболевания.
Определить возможности медицинских формирований.
Сделать расчет необходимых сил и средств для проведения противоэпидемических мероприятий.
Предусмотреть резерв сил и средств.
- определение сил и средств, привлекаемых для ликвидации (локализации ЧС)
Привлечь:
- силы и средства службы охраны общественного порядка;
- силы и средства специальных и специализированных медицинских формирований;
- силы и средства службы защиты животных и растений;
- силы и средства транспортной службы.
- обеспечение проведения АСДНР
Определить количество сил и средств, места (участки) проведения АСДНР.
Определить время начала и продолжительность противоэпидемических работ.
Организовать питание, места отдыха, жизнеобеспечение и порядок доставки медицинских и других формирований к месту проведения работ.
- издаваемые нормативно-правовые акты
Закрепить принятые решения постановлениями, распоряжениями и приказами:
- о создании оперативной группы, с указанием задач и функций членов группы и руководителей служб;
- о выводе ОГ в район ЧС;
- о назначении своих представителей в состав ОШ ЛЧС и определении им обязанностей;
- о введении установленного режима функционирования функциональной подсистемы РСЧС, органов управления служб, министерств, ведомств и организаций (при необходимости);
- об организации управления и связи в зоне ЧС;
- о проведении санитарно-гигиенических и противо-эпидемических мероприятий в зоне инфекционного заболевания;
- и другие.
Подготовить тексты оповещения населения и персонала объектов о порядке действий в условиях данного вида ЧС (готовятся заблаговременно).
4.
Ведение АСДНР
Лично руководить или осуществлять руководство проведением противоэпидемических мероприятий через ОГ.
Проводить корректировку и уточнение принятых решений (в зависимости от развития обстановки).
Осуществлять контроль выполнения поставленных задач и принятых решений.
Организовать оценку ущерба и подготовку материалов на возмещение ущерба.
5.
Ликвидация последствий ЧС
Организовать проведение работ до полной ликвидации последствий ЧС.
Провести анализ действий сил и средств при проведении АСДНР, установить причины возникновения ЧС и виновных лиц (при необходимости).
Подготовить комплект документов на возмещение материального ущерба (при необходимости).
Принять меры по решению социальных и материальных проблем пострадавших.
Перечень
основных превентивных мероприятий по снижению риска возникновения ЧС и уменьшению их последствий
Режимы проведения мероприятий:
режим повседневной деятельности
2. режим повышенной готовности
Мероприятия |
Характеристика мероприятий, параметры их проведения |
Размещение сил вблизи потенциально опасных объектов для ведения АСДНР (территорий, опасных возникновением ЧС) |
Режим 1. Группировка сил РСЧС: ГПС МЧС РФ; формирования ПГ министерств и ведомств; силы ГО; ВСМК МЗ. Срок приведения в готовность - от 1, 5 часов до 3 суток. Основные задачи определены. Решение принимается на уровне министров. |
Поддержание сил в готовности к действиям по предназначению |
Режимы 1, 2. Доукомплектование группировки, повышение оснащенности: приборами поиска, комплектами АС-инструментов, средствами защиты спасателей, средствами локализации и нейтрализации АХОВ, инженерной техникой, комплектами ПМП, приборами разведки и контроля, средствами связи. Обновление образцов, находящихся на оснащении. Планомерная и экстренная реализация по решению ответственных лиц. |
Инженерная подготовка (защита) территорий и населенных пунктов от поражающего воздействия источников ЧС |
Режимы 1, 2. Для районов возможных разрушительных землетрясений, затоплений и подтоплений, оползней, обвалов, карста, селевых потоков, снежных лавин, переработки берегов морей, водохранилищ, озер и рек. Осуществляется в соответствии со СНиП 2.06.15-85, СНиП 2.01.15-90. Бюджетное и иное финансирование разработанных схем инженерной защиты территорий (в настоящее время реализация не превышает 1 - 2%). |
Подготовка к проведению эвакуации населения из зон возможной ЧС |
Режимы 1, 2. Создание эвакуационных и эвакоприемных комиссий решениями глав территориальных, районных государственных администраций, городов и руководителей объектов. Определение сборных (приемных) эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации, групп управления на маршрутах эвакуации, групп по выводу (вывозу) эваконаселения. Подготовка транспорта, дорог, районов размещения. Подготовка (обучение) населения. Подготовка к временному жизнеобеспечению населения. |
Подготовка к дублированию производства важнейших видов продукции на случай выхода из строя основных ее производителей |
Режим 1. Решение принимается на уровне Правительства, Губернатора Ставропольского края. Налаживание межрегиональных связей, подготовка соответствующих соглашений, договоров и др. документов. Создание страхового фонда документации. |
Создание неснижаемых запасов продукции и материально-технических средств первоочередного жизнеобеспечения |
Режим 1. Определение порядка, норм обеспечения, номенклатуры продуктов и средств, источников финансирования - осуществляется местной администрацией. Планирование доставки продуктов и средств жизнеобеспечения населению, подготовка подвижных формирований материального обеспечения. |
Подготовка к обеспечению устойчивого снабжения объектов экономики энергией, топливом, водой от автономных источников энерго- и водоснабжения |
Режимы 1, 2. Планирование, согласование схем, графиков работы объектов коммунально-энергетического хозяйства на случай ЧС, проведение мероприятий ИТМ ГО на объектах обеспечения. СНиП 2.01.51-90. |
Определение наличия ресурсов жизнеобеспечения на базах и складах и подготовка маршрутов их доставки в зоны возможных бедствий и в районы эвакуации |
Режим 2. Корректировка планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Инвентаризация созданных запасов и резервов. Развертывание формирований обеспечения. Оборудование пунктов сбора и доставки необходимых ресурсов. Уточнение потребностей и пополнение ресурсов жизнеобеспечения, закупка и их доставка в зоны возможных бедствий из других территорий. Обеспечение охраны ресурсов и защита их от загрязнения (заражения). |
Подготовка органов управления, сил и средств жизнеобеспечения к действиям в условиях ЧС |
Режимы 1, 2. Создание комиссий, обучение персонала, планирование и согласование схем, вариантов взаимодействия. Обеспечение нормативно-методической документацией, средствами обработки информации, отработка порядка принятия и реализации решений на ликвидацию ЧС. |
Развитие систем связи и оповещения в зонах возможных ЧС |
Режим 1. Развитие и совершенствование системы связи РСЧС. Завершение реконструкции стационарных узлов связи органов управления, оснащение их современными техническими средствами связи, системами спутниковой и радиоподвижной связи, автоматизированной системой управления связью, сетями линейного шифрования. Реконструкция и развитие СЦО и ТСЦО, выделение денежных средств на проведение этих работ. Создание и поддержание в постоянной готовности ЛСО. Внедрение АИУС РСЧС, ИНС «Лидер». |
Перечень превентивных мероприятий при авариях
на гидротехнических сооружениях, угрозе подтопления и затопления
Режимы проведения мероприятий:
1. режим повседневной деятельности
режим повышенной готовности
Мероприятия |
Характеристика мероприятий, параметры их проведения |
Прогноз параметров волны прорыва, зон возможного затопления и возможной обстановки при прорыве гидротехнических сооружений напорного фронта. Прогноз обстановки при аварийном сбросе воды, доведение результатов прогноза до органов власти, учреждений, организаций, предприятий и населения |
Режимы 1, 2. Проведение расчетов по известным методикам, моделирование гидрологических процессов с использованием моделей и режимов реального времени. Проверка и уточнение проектных решений с учетом последних методических разработок. Доклад результатов расчета (прогноза) руководству МЧС, ЮРЦ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, доведение его до ГУ ГОЧС, органов власти на местах. В случае возникновения реальной угрозы затопления - оповещение населения. |
Обеспечение функционирования системы непрерывного наблюдения за состоянием ГТС и оповещение органов власти, организаций и населения об угрозе прорыва сооружений напорного фронта и подготовке и проведении аварийного сброса воды из водохранилища (в случае необходимости) |
Режимы 1, 2. Использование данных традиционных и автоматизированных гидрометрических постов Гидрометцентра, показаний сети метеорологических радаров, данных спутникового наблюдения. Контроль за непревышением наблюдаемых параметров, критических для конкретных ГТС, выдача предупреждения на проведение сброса воды по результатам наблюдения и расчетов. Финансирование и техническое перевооружение системы наблюдения. Автоматизация процесса контроля за состоянием плотин, дамб и т.п. Согласование времени сброса воды из водохранилищ. |
Организация работ по усилению ГТС (плотин, дамб и т.п.) |
Режимы 1, 2. Наличие технических решений на проведение работ. Определение мест выемки грунта, бутовых материалов и пр. Определение подрядных организаций на производство работ. Планирование работ. Обеспечение материально-техническими ресурсами работ по реконструкции ГТС. |
Осуществление контроля над регулированием паводкового стока водохранилищ (частичного опорожнения водохранилищ для принятия паводковых вод) |
Режимы 1, 2. Сезонный сброс воды из верхнего бьефа в соответствии с расчетами по данным многолетних наблюдений. Усиление контроля в предпаводковый и паводковый периоды, периоды половодья. Корректировка графика сброса воды по данным конкретного периода. Согласование на межрегиональном уровне графика сброса воды для крупных водохранилищ. Оперативное обобщение данных о наполнении водохранилищ и выработка предложений по времени и объему сброса для принятия решения ответственными лицами. |
Планирование эвакуации (населения из зон возможного затопления и заблаговременное ее проведение при угрозе затопления |
Режимы 1, 2. Отработка планов проведения эвакуации. Определение мест размещения эвакуированного населения, порядка обеспечения его жизненноважных потребностей. Доведение до населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации. Установление порядка и норм обеспечения, определение источников финансирования эвакуационных мероприятий. Создание формирований транспортного и материального обеспечения. Проведение расчетов по определению потребности в транспортных средствах, ГСМ и ресурсах первоочередного жизнеобеспечения. Планомерное проведение эвакуации в случае возникновения реальной угрозы (по данным наблюдений и прогноза). |
Подтопление |
|
Дренирование территорий (по результатам изысканий и проектирования) |
Режим 1. Изучение геоморфологических, геолого-гидрогеологических и инженерно-геологических условий осваиваемых территорий, проведение специальных изысканий на участках слабопроницаемых и набухающих грунтов, со слабо развитой эрозионной сетью, неглубоким залеганием водоупорных слоев с неровной кровлей, затрудненным поверхностным и подземным стоком. Изучение естественных и искусственных (техногенная деятельность) факторов подтопления. Прогнозирование возможности подтопления при помощи аналитических методов и моделирования. Сооружение перехватывающих, пластовых, горизонтальных, вертикальных, пристенных и сопутствующих дренажей, противофильтрационных экранов и завес СНиП 2.06.15-85. |
Оповещение населения |
Режим 2. Задействование систем оповещения, в т.ч. локальных, в случае возникновения реальной угрозы ЧС. Использование ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление СО объектов экономики, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения. |
Предотвращение смыва загрязнений, ГСМ и т.п. |
Режим 2. Зачистка территории, обвалование емкостей хранения ГСМ. Перемещение сыпучих материалов на незатапливаемую территорию. Снижение запасов хранимых материалов в угрожаемый период. Применение сорбирующих материалов на площадках хранения детергентов. Контроль за состоянием систем отвода производственных стоков, очистными сооружениями, полями фильтрации, орошения, снижение нагрузки на низкорасположенные площадки утилизации отходов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 |
Подготовка и реконструкция насыпей, дамб |
Режимы 1, 2. Выработка технических решений на проведение работ. Определение мест выемки грунта, бутовых материалов и пр. Определение подрядных организаций на производство работ. Планирование регламентных работ по месту и времени производства, а также в угрожаемый период. Обеспечение работ материально-техническими ресурсами. Определение порядка привлечения строительных организаций и механизированных колонн. СНиП 2.06.01-86, СНиП 2.06.05-85, СНиП 2.06.06-85 |
Контроль за состоянием зданий, сооружений |
Режимы 2. Усиление строительных конструкций ответственных объектов по результатам обследования. Запрещение эксплуатации аварийных зданий и сооружений. Обследование оснований и фундаментов, гидроизоляция. Определение перечня ремонтно-восстановительных организаций и служб. Создание запасов строительных материалов и изделий для ремонтных работ. СНиП 2.01.09-91, СНиП 2.02.01-85, СниП 3.02.01-87. |
Подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС |
Режимы 1, 2. Создание, экипировка и оснащение, подготовка и аттестация профессиональных, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований (АСФ). Поддержание в готовности аварийно-спасательных служб. Создание запасов материально-технических средств по профилю ЧС. Выделение материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации последствий ЧС. Планирование действий, отработка взаимодействия, проведение учений и тренировок. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя». |
Распашка поперек склонов, террасирование склонов |
Режим 1. Проводится с целью перевода скоротечного поверхностного стока в замедленный подземный. Может проводиться распашка снежных полей с образованием снежных валов в весенний период для задержки снеготаяния. Хороший эффект - в сочетании с созданием лесозаградительных полос.СНиП 2.06.15-85. |
Берего- и дноукрепительные работы |
Режимы 1, 2. Проводятся по результатам гидрогеологических изысканий. Контроль за состоянием береговой линии, набережных в черте населенных пунктов. Разработка и планомерная реализация проектов производства работ для населенных пунктов, подверженных воздействию фактора. Использование местных строительных естественных и искусственных материалов. Завоз материалов и конструкций для производства работ (в случае необходимости). Контроль за своевременностью выполнения работ (готовность к паводковому периоду). СНиП 2.06.15-85, СНиП 2.01.14-83. |
Спрямление русла (для малых рек и водотоков) |
Режимы 1, 2. Проводится только на основании технико-экономического обоснования с целью увеличения скорости потока. Составление проекта производства работ, выполнение по решению местных органов власти (резервный вариант). Особенная эффективность для рек с заторно-зажорными явлениями. СНиП 2.06.15-85. |
Обвалование сплошное и по участкам |
Режимы 1, 2. Применяется для защиты населенных пунктов, объектов экономики, транспортных коммуникаций по результатам обследования и данных многолетних наблюдений. Проведение расчетов и выбор места для достижения максимального эффекта. Использование местных строительных материалов (грунт, бутовая насыпь, бетонные и железобетонные конструкции). Способствует предотвращению смыва загрязнений и ГСМ (см.). СНиП II-50-74, СНиП 2.06.15-85, СНиП 2.01.14-83. |
Подсыпка территорий |
Режимы 1, 2. Применяется, в основном, для вновь застраиваемой территории при сравнительно небольшой средней высоте подсыпки (до 2 - 2,5 м), определяемой по результатам изысканий и расчетов. СНиП 2.06.15-85. |
Обследование транспортных коммуникаций, кабельных линий, мостов, дюкеров, шлюзов, закрытых водоемов, шламоотстойников, водопропускных труб, попадающих в ЗВЗ |
Режимы 2. Производится специалистами визуально и с применением специального оборудования на предмет физической устойчивости и способности функционировать в экстремальных условиях. По результатам обследования принимается решение на усиление, дублирование, вывод из эксплуатации и т.п. Решение согласуется (ведомства, владельцы, арендаторы и др.). |
Ограничение использования некоторых объектов |
Режимы 2. Решение принимается по результатам обследования или данных прогноза. Производится оценка последствий ограничений для населения и экономики. Компенсация продукции или услуг за счет внешних поступлений. Согласование порядка введения ограничений и получения компенсаций. |
Разработка планов и различных сценариев. Подготовка руководящего состава |
Режимы 1,2. Планирование и корректировка планов в соответствии со складывающейся обстановкой. Использование данных мониторинга и прогнозирования. Проведение учений и тренировок. Отработка взаимодействия. Внедрение систем поддержки принятия решений на основе ПЭВМ. Подготовка руководящего состава к действиям при угрозе возникновения ЧС на основе современных методических и практических разработок. |
Составление проектов защиты территорий, их планомерная реализация |
Режим 1. Проведение обследований селитебной зоны, изучение геоморфологических, геолого-гидрогеологических и инженерно-геологических условий. Выбор рационального комплекса защитных мероприятий на основании технико-экономических расчетов. Составление и увязка графика реализации мероприятий по защите территорий. Выделение финансовых и материально-технических ресурсов. Контроль за выполнением графика реализации мероприятий. СНиП 2.06.15-85. |
Водопоглощающие скважины (по результатам изысканий) |
Режим 1. Смотри «Дренирование территорий». СНиП 2.06.15-85. |
Контроль за размещением и строительством объектов в соответствии с законодательством, требованиями норм и правил |
Режим 1. Контроль за выдачей разрешений на отвод земли, лицензий на проведение строительных работ. Экспертиза проектов размещения и строительства объектов. Сертификация производства вновь сооружаемых объектов. Перевод (перемещение) производств на другие площадки в случае невыполнения требований норм и правил. СНиП II-89-80, СП 2.1.4.031-95, СанПиН 2.1.4.027-95, СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96. |
Создание запасов материально-технических средств и сорбирующих материалов для ликвидации ЧС и их последствий |
Режимы 1, 2. Анализ порядка и номенклатуры используемых материально-технических ресурсов при ликвидации ЧС для районов с частой повторяемостью по данным многолетних наблюдений. Выработка предложений по составу и объему создаваемых резервных запасов, порядку финансирования, подготовка заявок. Контроль за состоянием неснижаемых (нормируемых) запасов. Определение мест хранения и порядка доставки в район бедствия. Подготовка площадок для приема поступающих в ходе ликвидации ЧС грузов. |
Подготовка команд для подрыва льда с целью предотвращения и ликвидации заторов на реках |
Режимы 1, 2. Создание специальных команд, обучение методике проведения взрывных работ на реках с различной ледовой обстановкой. Сертификация формирований. Экипировка и оснащение команд. Согласование порядка применения взрывного способа ликвидации заторов и порядка использования команд подрывников. Планирование доставки команд в места проведения взрывных работ. Проведение учений и тренировок. |
Готовность коммунальных служб |
Режимы 1, 2. Разработка планов действий в условиях угрозы и в ходе ликвидации ЧС. Обеспечение материально-техническими ресурсами. Создание запасов резервных автономных источников энергоснабжения, тепла и т.п.. Проведение учений и тренировок по переводу коммунально-энергетических объектов на особый режим функционирования, отработка нормативов перевода на особый режим (подготовка к переводу - не более 12 часов, непосредственно перевод - не более 6 часов). Создание запасов реагентов, расходных материалов. Согласование порядка обеспечения эвакуированного населения коммунально-энергетическими услугами. ВСН ВК4-90. |
Организация круглосуточного дежурства |
Режим 2. При непосредственной угрозе ЧС на постах наблюдения, органах управления ГОЧС, коммунальных службах, хозяйственных органах, органах охраны порядка. Оперативная обработка информации и данных наблюдения, оценка обстановки и прогнозирование ее динамики. Установление связи и организация взаимодействия между службами различных ведомств, объектами экономики. |
Откачка воды и прочистка водоотводных каналов |
Режим 2. Осуществляется ревизия водооотводящих устройств и сооружений. Производится опорожнение водоперехватывающих сооружений, прочистка дренажных систем и каналов, их углубление и укрепление. |
Выделение финансовых средств на проведение мероприятий |
Режимы 1, 2. Средства выделяются из федерального и местного бюджетов на основе технико-экономического обоснования и наличия проектно-технических решений. Финансирование мероприятий по защите объектов может осуществляться за счет их собственников. Утверждение смет на реализацию защитных мероприятий и контроль за целевым расходованием средств. |
Затопление |
|
Предварительно проводятся мероприятия, характерные для подтопления |
Режимы 1, 2. Контроль за степенью реализации мероприятий и наблюдаемым эффектом. |
Оповещение населения |
Режимы 2. Задействование систем оповещения, в т.ч. локальной, в случае возникновения реальной угрозы ЧС. Использование ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление СО объектов экономики, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения. |
Готовность транспорта к проведению эвакуации и доставки необходимого оборудования и материалов |
Режимы 2. Выделение транспортных средств, предназначенных для эвакуации. Планирование использования транспорта и закладка карточек с указанием маршрутов и приписанным контингентом. Подготовка товарно-транспортной документации. Гарантированное обеспечение транспортных средств ГСМ. Контроль за техническим состоянием, исправностью транспортных средств. Резервирование транспортных единиц. |
Эвакуация |
Режимы 2. Проводится заблаговременно при непосредственной угрозе ЧС, если другие мероприятия не дали эффекта, либо при спрогнозированной крупномасштабной ЧС. Может проводиться экстренно при неблагоприятном варианте развития ЧС. Задействование планов проведения эвакуации в соответствии с вариантом (сценарием) ЧС. Развертывание эвакокомиссий, эвакопунктов, оборудование мест временного размещения населения. Организация охраны общественного порядка. Доставка продовольствия и необходимых грузов. |
Готовность медицинских сил и средств |
Режим 2. Приведение в готовность больничной сети, развертывание дополнительных пунктов оказания медицинской помощи. Закрепление медицинского персонала за местами размещения эвакуируемых. Пополнение запасов медикаментов и средств оказания медицинской помощи. Выдвижение медицинских формирований к предполагаемым местам проведения аварийно-спасательных работ. Подготовка транспорта для лечебно-эвакуационного обеспечения населения в зоне ЧС. Организация взаимодействия с местными органами власти, аварийно-спасательными формированиями, милицией, войсковыми частями, лечебными учреждениями, предприятиями и организациями в зонах ЧС. Подготовка медперсонала по курсу «Медицина катастроф». |
Готовность жизнеобеспечивающих служб |
Режим 2. Готовность - прибытие жизнеобеспечивающих формирований в зону ЧС не позднее, чем через 16 часов. Разработка планов действий в условиях угрозы и в ходе ликвидации ЧС. Создание мобильных формирований первоочередного жизнеобеспечения населения. Включение в штатное оснащение мобильных комплексов средств первоочередного жизнеобеспечения. Обеспечение материально-техническими ресурсами. Создание запасов резервных автономных источников энергоснабжения, тепла и т.п.. Проведение учений и тренировок по переводу коммунально-энергетических объектов на особый режим функционирования, отработка нормативов перевода на особый режим (подготовка к переводу - не более 12 часов, непосредственно перевод - не более 6 часов). Создание запасов реагентов, расходных материалов. Согласование порядка обеспечения эвакуированного населения коммунально-энергетическими услугами. ВСН ВК4-90. |
Готовность спасательных сил и средств |
Режимы 1, 2. Создание, экипировка и оснащение, подготовка и аттестация профессиональных, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований. Поддержание в готовности аварийно-спасательных служб. Создание запасов материально-технических средств по профилю ЧС. Выделение материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации последствий ЧС. Планирование действий, отработка взаимодействия, проведение учений и тренировок. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя». |
Защита объектов |
Режимы 2. Изучение условий размещения объектов. Оценка риска. Разработка и обоснование технических решений для конкретных объектов с учетом возможного характера воздействия ЧС на здания и сооружения объекта, технологический процесс. Увязка решений с общим комплексом мероприятий по предотвращению затоплений. Снижение вероятности возникновения вторичных факторов поражения за счет инженерных решений и введения особого технологического режима, снижения запасов опасных веществ, ограничения мощности производства. В некоторых случаях - остановка производства, прекращение деятельности. |
Перемещение ценного оборудования |
Режимы 2. Оценка риска повреждения оборудования. Подготовка мест временного размещения оборудования, организация его охраны и обеспечение сохранности в рабочем состоянии (при необходимости - регламентные работы). Подготовка погрузочно-разгрузочного оборудования и транспорта для перемещения. Увязка изъятия оборудования из мест постоянного размещения по технологическим параметрам. Заблаговременное перемещение оборудования складского хранения. |
Контроль за состоянием зданий, сооружений, переходов и транспортных коммуникаций |
Режимы 2. Усиление строительных конструкций ответственных объектов по результатам обследования. Запрещение эксплуатации аварийных зданий и сооружений. Обследование оснований и фундаментов, гидроизоляция. Определение перечня ремонтно-восстановительных организаций и служб. Создание запасов строительных материалов и изделий для ремонтных работ. СНиП 2.01.09-91, СНиП 2.02.01-85, СниП 3.02.01-87. |
Разработка и корректировка планов |
Режимы 1, 2. Производится на объектовом, местном и региональном уровнях с учетом данных многолетних наблюдений и данных прогноза. Типовая структура планов: два раздела и приложения. Раздел 1 - основные данные, необходимые для планирования защиты населения и объектов экономики. Раздел 2 - основные мероприятия по защите населения и объектов экономики, рекомендации по планированию их реализации. Приложения - документы дополняющие и графически иллюстрирующие основные данные для защиты населения и объектов экономики, формы для выполнения расчетов сил и средств для проведения мероприятий по защите, их материально-технического обеспечения и другие необходимые данные. |
Организация взаимодействия |
Режимы 2. Взаимодействие организуется между органами управления ГОЧС, органами исполнительной власти, местного самоуправления и другими органами, развертываемыми в зоне ЧС. Сущность взаимодействия заключается в целенаправленной, управленческой деятельности, согласованной по целям, задачам, месту, времени и способам действий подчиненных и взаимодействующих органов управления и сил РСЧС на всех этапах предупреждения и ликвидации ЧС. Взаимодействие организуют Председатель Межведомственной Комиссии по ЧС - Министр МЧС России, начальники региональных центров, Губернатор края (председатель комиссий по ЧС) руководитель ОШ ЛЧС), главы органов местного самоуправления, руководители функциональных подсистем РСЧС, служб, министерств, ведомств, организаций, командиры воинских частей ГО, начальники формирований и объектов экономики. |
Определение карьеров выемки грунта, материалов для сооружения дамб |
Режимы 1, 2. Производится на основе инженерно-геологических изысканий и технико-экономического обоснования. Определение порядка разработки карьеров и порядка доставки к местам производства работ. Проведение расчетов по определению объемов выемки. Определение сроков доставки. |
Предотвращение смыва ГСМ, удобрений и других загрязнений |
Режим 2. Зачистка территории, обвалование емкостей хранения ГСМ. Перемещение сыпучих материалов на незатапливаемую территорию. Снижение запасов хранимых материалов в угрожаемый период. Применение сорбирующих материалов на площадках хранения детергентов. Контроль за состоянием систем отвода производственных стоков, очистными сооружениями, полями фильтрации, орошения, снижение нагрузки на низкорасположенные площадки утилизации отходов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96. |
Защита сельхозугодий, кормов |
Режим 2. Производится, в основном, за счет обвалований, сооружения дамб (см.), а также мер, применяемых при защите объектов. Перемещение хранимых запасов кормов на незатапливаемую территорию. Определение номенклатуры и объемов перемещаемых запасов. Транспортное обеспечение. |
Защита низководных мостов |
Режим 2. Обследование состояния, укрепление конструкций из соображений рациональности решения и места в транспортной схеме. Применение отбойников, ледорезов, искусственного нагружения. Анкерное крепление. |
Обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости |
Режим 2. Применение мобильных формирований первоочередного жизнеобеспечения и мобильных комплексов первоочередного жизнеобеспечения. Завоз продовольствия и предметов первой необходимости, гуманитарной помощи с применением авиации и судов маломерного флота при невозможности доставки автомобильным транспортом. Оборудование площадок разгрузки и хранения. Создание запасов в угрожаемый период. Обеспечение охраны и сохранности. Организация распределения. |
Временное отселение населения в безопасные места |
Режимы 2. Подготовка мест временного отселения (пансионаты, школы, клубы и т.п.). Транспортное обеспечение. Обеспечение охраны в отселенных пунктах. Предоставление услуг жизнеобеспечения по месту отселения. Организация связи (почтовой, телеграфной, телефонной, радиорелейной) в местах отселения. Организация службы регистрации перемещаемого населения. |
Вывод, вывоз, перегон сельхозживотных в безопасные места |
Режимы 2. Определение безопасных мест размещения животных. Транспортное обеспечение в случае необходимости. Обеспечение кормами. Обеспечение охраны. Обеспечение сбора и транспортировки к местам потребления (переработки) сельхозпродукции (мяса, молока, яиц и т.п.) |
Подготовка вертолетных площадок |
Режимы 2. Производится выбор и оборудование площадок с учетом удобства и безопасности дальнейшей транспортировки людей и грузов при условии гарантированной защиты площадок от затопления. |
Выделение финансовых средств для проведения мероприятий |
Режимы 1, 2. Средства выделяются из федерального и местного бюджетов на основе технико-экономического обоснования и наличия проектно-технических решений. Финансирование мероприятий по защите объектов может осуществляться за счет их собственников. Утверждение смет на реализацию защитных мероприятий и контроль за целевым расходованием средств. |
Критические параметры (летальный исход для человека): Н = 1, 5 м V = 2, 5 м/с (высота (скорость потока) потока) t = 2 - 3о Т = 10 - 15 мин (температура (время пребывания воды) в воде) |
Перечень превентивных мероприятий при авариях на химически опасных объектах
Режимы проведения мероприятий:
режим повседневной деятельности
режим повышенной готовности
Мероприятия |
Характеристика мероприятий, параметры их проведения |
Прогнозирование зон возможного заражения АХОВ (аварийно-химически опасное вещество) |
Режимы 1, 2. Сбор данных: характеристики объектов, размещение запасов АХОВ по емкостям и трубопроводам, общее количество веществ, характер возможного разлива, метеоусловия, характер местности, застройки, характеристики близкорасположенных объектах и населенных пунктах. Прогнозирование радиуса и площади района аварии, глубины и площади заражения местности, глубины и площади зон распространения первичного и вторичного облаков, времени испарения АХОВ и времени заражения воздуха, времени заражения открытых источников воды, возможного количества пораженных, объема и состава сил и средств для ликвидации аварии. Использование утвержденных методик и их компьютерных версий. |
Приведение в готовность систем оповещения и информирования населения о заражении территории |
Режим 2. Развитие локальных систем оповещения. Автоматизация процесса предупреждения об аварии. Тренировка диспетчерских служб, проверка времени и полноты прохождения сигнала оповещения о химической опасности. |
Приведение в готовность защитных сооружений к укрытию населения (подготовка к выдаче СИЗ) |
Режимы 2. Укрытие в ЗС осуществляется в случае отсутствия противогазов с последующей экстренной эвакуацией. Проверка режима полной изоляции (без забора наружного воздуха). Контроль за состоянием и своевременным обновлением СИЗ на объектах хранения и переработки АХОВ. |
Оповещение населения об угрозе поражения |
Режимы 2. Задействование систем оповещения в случае возникновения реальной угрозы ЧС. Использование ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление СО объектов экономики, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения. |
Подготовка к привлечению при необходимости дополнительных сил и средств в соответствии с планами взаимодействия |
Режим 1, 2. Разработка планов взаимодействия, планов использования сил и средств в случае аварии. Определение медицинских учреждений для оказания помощи пораженным. Согласование планов с привлекаемыми к ликвидации ЧС организациями и формированиями. |
Планирование и заблаговременное проведение эвакуации из опасных районов |
Режимы 1, 2. Отработка планов проведения эвакуации. Определение мест размещения и укрытия эвакуированного населения, порядка обеспечения его жизненноважных потребностей. Доведение до населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации. Установление порядка и норм обеспечения, определение источников финансирования эвакуационных мероприятий. Создание формирований транспортного и материального обеспечения. Проведение расчетов по определению потребности в транспортных средствах. Планомерное проведение эвакуации в случае возникновения реальной угрозы (по данным наблюдений и прогноза). |
Использование средств индивидуальной защиты |
Режимы 2. Закладка на хранение для использования в случае аварии гражданских и детских фильтрующих противогазов, камер защитных детских и подручных средств (марлевых повязок, пропитываемых гипосульфитом натрия). Применение промышленных противогазов с соответствующими патронами для производственного персонала химических производств. Определение порядка выдачи СИЗ. |
Защита продовольствия и воды |
Режимы 2. Герметизация скважин и трубчатых колодцев. Оборудование резервуаров фильтрами-поглотителями. Создание запасов реагентов для специальных режимов очистки воды. Применение кислых коагулянтов для очистки воды. Введение одного из восьми специальных режимов очистки. Переход на специальный режим очистки: подготовка к переводу - не более 12 часов, собственно перевод - не более 6 часов. Контроль за степенью зараженности и очистки. Применение специальной защитной тары. Дегазация помещений для хранения. ВСН ВК4-90. |
Готовность медицинских сил и средств |
Режимы 2. Приведение в готовность больничной сети, развертывание дополнительных пунктов оказания медицинской помощи. Закрепление медицинского персонала за местами размещения эвакуируемых. Пополнение запасов медикаментов и средств оказания медицинской помощи. Выдвижение медицинских формирований к предполагаемым местам проведения аварийно-спасательных работ. Подготовка транспорта для лечебно-эвакуационного обеспечения населения в зоне ЧС. Организация взаимодействия с местными органами власти, аварийно-спасательными формированиями, милицией, войсковыми частями, лечебными учреждениями, предприятиями и организациями в зонах ЧС. Подготовка медперсонала по курсу «Медицина катастроф». |
Готовность средств и материалов для ликвидации (авторазливочные станции, машины, мотопомпы, нейтрализаторы, пены, песок, адсорбенты и т.п.) |
Режимы 2. Создание запасов средств и материалов для ликвидации аварий, связанных с выбросом АХОВ в окружающую среду, на объектах производства, хранения и переработки АХОВ и вблизи их расположения. Контроль за сохранностью и своевременным пополнением и обновлением. |
Создание и обучение формирований |
Режимы 1, 2. Создание, экипировка и оснащение, подготовка и аттестация профессиональных, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований. Поддержание в готовности аварийно-спасательных служб. Создание запасов материально-технических средств по профилю ЧС. Выделение материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации последствий ЧС. Планирование действий, отработка взаимодействия, проведение учений и тренировок. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя». |
Взаимодействие со специальными войсками (химические, инженерные) и горноспасателями |
Режимы 1, 2. Отработка и согласование планов действий. Проведение совместных учений и тренировок. Закрепление подразделений за объектами. Обмен прогностической и поступающей информацией. Координация действий при ликвидации аварий единым органом (КЧС (ОШ ЛЧС). |
Перечень превентивных мероприятий при авариях
на радиационно опасных объектах
Режимы проведения мероприятий:
1. режим повседневной деятельности
2. режим повышенной готовности
Мероприятия |
Характеристика мероприятий, параметры их проведения |
Прогнозирование зон возможного радиоактивного заражения |
Режимы 1, 2. Проведение расчетов по известным методикам, моделирование запроектных аварий и процессов переноса РВ с использованием моделей и режимов реального времени. Проверка и уточнение проектных решений с учетом последних методических разработок. Зонирование территорий. Доклад результатов расчета (прогноза) руководству МЧС, ЮРЦ, доведение его до ГУ ГОЧС, органов власти на местах. В случае возникновения реальной угрозы загрязнения РВ окружающей среды - оповещение населения. |
Приведение в готовность систем оповещения и информирования населения о заражении территории |
Режим 1, 2. Развитие и совершенствование системы связи РСЧС. Завершение реконструкции стационарных узлов связи органов управления, оснащение их современными техническими средствами связи, системами спутниковой и радиоподвижной связи, автоматизированной системой управления связью, сетями линейного шифрования. Реконструкция и развитие СЦО и ТСЦО, выделение денежных средств на проведение этих работ. Создание и поддержание в постоянной готовности ЛСО. Внедрение АИУС РСЧС, ИНС «Лидер». |
Приведение в готовность защитных сооружений к укрытию населения и подготовка к выдаче СИЗ и радиозащитных препаратов |
Режимы 2. Проверка защитных свойств сооружений, состояния систем очистки и регенерации воздуха. Закладка комплектов одежды, средств обработки, радиозащитных препаратов. Установление режимов пользования ЗС и ПРУ. Обеспечение приборами разведки и контроля. Заполнение резервуаров чистой воды. Оборудование указателями маршрутов к ЗС и ПРУ. Проведение тренировок заполнения сооружений по тревоге. Отработка схемы экстренной эвакуации из сооружений. |
Подготовка к привлечению при необходимости дополнительных сил и средств, в соответствии с планами взаимодействия |
Режимы 1, 2. Осуществляется на этапе планирования действий на случай аварии. Организация взаимодействия с министерствами и ведомствами Российской Федерации (Минпром России, Миноборонпром России, МВД России, Росгидромет). Группировка сил РСЧС: ГПС МЧС РФ; формирования ПГ министерств и ведомств; силы ГО; ВСМК МЗ. Срок приведения в готовность - от 1, 5 часов до 3 суток. Основные задачи определены. Решение принимается на уровне министров. |
Планирование проведения эвакуации из опасных районов |
Режимы 1, 2. Создание эвакуационных и эвакоприемных комиссий решениями глав территориальных, районных гос. администраций, городов, руководителей объектов. Определение сборных (приемных) эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации, групп управления на маршрутах эвакуации, групп по выводу (вывозу) эваконаселения. Подготовка транспорта, дорог, районов размещения. Подготовка (обучение) населения. Подготовка к временному жизнеобеспечению населения. |
Оповещение населения |
Режим 2. Задействование систем оповещения в случае возникновения реальной угрозы ЧС. Использование ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление СО объектов экономики, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения. |
Готовность медицинских сил и средств |
Режим 2. Приведение в готовность больничной сети, развертывание дополнительных пунктов оказания медицинской помощи. Закрепление медицинского персонала за местами размещения эвакуируемых. Пополнение запасов медикаментов и средств оказания медицинской помощи. Выдвижение медицинских формирований к предполагаемым местам проведения аварийно-спасательных работ. Подготовка транспорта для лечебно-эвакуационного обеспечения населения в зоне ЧС. Организация взаимодействия с местными органами власти, аварийно-спасательными формированиями, милицией, войсковыми частями, лечебными учреждениями, предприятиями и организациями в зонах ЧС. Подготовка медперсонала по курсу «Медицина катастроф». |