Дефицит государственного бюджета в Российской Федерации
в 1996 году – 13%; в 1997 году – 14,8%.Эти показатели показывают удорожание государственного долга и увеличение бюджетных средств на его обслуживание, а значит – сокращение социальных и инвестиционных программ, финансируемых за счет бюджетных средств. В такой ситуации лучше не привлекать новых займов, а направлять усилия на увеличение срока обращения ценных бумаг, регулирование их до холодности и снижение ставки рефинансирования.
Глава III. Федеральный бюджет
и его дефицит в РФ
Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджетная система России состоит из трех звеньев: федерального бюджета: бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Структура консолидированного бюджета РФ включает в себя 1 Федеральный, 21 Республиканский, 55 краевых и областных, 10 окружных, 29 тысяч местных бюджетов, 2 бюджета городов федерального значения и 1 бюджет автономной области. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ являются государственной (центральное и региональной властей соответственно) собственности, местные бюджеты – муниципальной. Неотъемлемой частью бюджетного процесса РФ является перераспределение средств – бюджетное регулирование, осуществляемы из вышестоящих к нижестоящим бюджетам. Бюджетно-финансовая политика РФ включает налоговую политику, увязанную с бюджетно-налоговой политикой субъектов федерации и с денежно – кредитной ценовой и валютной политикой РФ. Начиная с 1990 года состояние федерального бюджета начало критически ухудшаться. К 1992 году дефицит бюджета достиг 30% ВВП, на территории СССР в то время 15 Центробанков республик проводили свою бюджетную политику. Золотой запас сократился с 4 тыс. т. до 289, в т. (по источнику 4). Дисбаланс государственных расходов и доходов были связаны в основном с падением объемов производства (в первом квартале 1993 по сравнению с первым кварталом 1992 года произведенный национальный доход сократился на 19%) [9;стр.276] и его эффективности увеличением государственных расходов на социальные программы и расширением социальных льгот, а также с несовершенством налоговой системы. При рассмотрении таблицы 5 где сравниваются показатели бюджетной политики в разных группах стран, нетрудно заметить, что важнейшая особенность экономики РФ в 1992 – 1996 – высокие темпы роста дефицита, эмиссии и инфляции в результате бюджетной мягкости и бюджетной политики.
Таблица 5
Показатели |
Развитие страны |
Развивающиеся страны |
С переходной экономикой |
|||
1992 - 1996 |
1996 |
1992-1996 |
1996 |
1992-1996 |
1996 |
|
Дефицит бюджета, % ВВП |
-2,5 |
-2,1 |
-2,9 |
-3,0 |
-7,0 |
-2,9 |
Темпы прироста |
47,6 |
17,9 |
3,5 |
4,4 |
193,7 |
28,2 |
Опережение темпа прироста реального ВНП, % |
41,4 |
11,6 |
1,6 |
2,4 |
197,8 |
23,9 |
Темпы инфляции, % |
31,7 |
12,6 |
2,4 |
2,3 |
223,6 |
14,9 |
Темпы прироста реального ВВП, % |
6,2 |
6,3 |
1,9 |
2,0 |
-4,1 |
4,3 |
Для РФ в 1992-1996 показатели составляют / для 1996 показатели.
Дефицит бюджета: -12,0/-13,1.
Темпы прироста:283,7/53,6
Опережение темпов прироста реального ВВП:292,9/59,6
Темпы инфляции:685,3/31,9
Темпы прироста реального ВВП:-9,2/-6,0
Источник: данные МВФ и Госкомитета РФ[14; стр.40].
В1997 федеральный бюджет РФ оказался в критическом состоянии, особенно по исполнении его доходной части (57,7% к 11.1996г.). Из таблицы 5мы видим, что в странах с эмиссией ниже 4% в год ВВП на душу населения растет до 1,9% в год; при эмиссии – 4-15% - 1,8%; от 15 до 30% - 17%; 30-100% - 0,4% при темпах эмиссии свыше 100% в год- экономический спад в среднем до 22% в год. В РФ максимальным темпам эмиссии (в 1992-499%)
Соответствовали максимальные темпы спада, в 1996-1997 годах переходом стали расти реальный спрос на деньги, уровень монетизации экономики и кредитные вложения в экономику. Финансовый кризис 1998 года сорвал этот процесс.
Таблица 6
Бюджетный дефицит (в % к ВВП) в РФ
Годы |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
2000 |
2001 |
Доход |
17,7 |
14,7 |
12,7 |
14,3 |
12,7 |
12,4 |
12,3 |
14,9 |
15,4 |
Расход |
47,2 |
24,5 |
24,5 |
19,2 |
20,1 |
18,4 |
14,1 |
16,5 |
15,4 |
Дефицит |
-29,5 |
-9,8 |
-11,8 |
-4,9 |
-7,4 |
-6,0 |
-2,8 |
-1,6 |
0 |
Рассмотрим более подробно один из периодов временного промежутка на государственный дефицит бюджета в Российской Федерации: период с начала 1996 года по август 1997 года.
Основные предпосылки бюджетных кризисов РФ были заложены в исходной модели экономических реформ еще в 1991 году и по мере нарастания кризиса все более четко проявлялись через бюджетную систему. Экономический кризис в период 1996-1997 годов деформировал систему налогов и между бюджетных отношений до такой степени, что все изменения в то время предложения о оптимизации налоговой системы и бюджетного устройства нашли абстрактный и отвлеченный характер. Снижения в тот момент ежемесячных темпов инфляции при сохранении объемов ВВП «промышленного производства, ухудшения финансового состояния предприятия лишь усугубило ситуацию налоговой системы России в 1997 году, где основную роль играла НДС, была ориентирована в основном на пополнение за счет инфляционных доходов. Именно поэтому бюджетный кризис не совпал с началом кризиса неплатежей, а проявился в условиях сокращения темпов роста инфляции, когда налогооблагаемая база сократилась за счет как сжатия массы прибыли, так и за счет уменьшения инфляционного роста цен. Критическое состояние доходной базы усугубилось и перекосом расходов бюджета на первое полугодие 1996 года в результате решений Правительства в период предвыборной компании, носящих выраженный политический и коньюктурный характер.
Таблица 7
Исполнение консолидарного бюджета РФ в % к ВВП
1996 |
I |
II |
III |
IV |
V |
VII |
|
Налоги и платежи |
20,97 |
12,99 |
14,15 |
16,07 |
18,39 |
19,7 |
19,43 |
Неналоговые доходы |
2,83 |
2,32 |
2,65 |
2,51 |
2,43 |
2,51 |
2,64 |
Всего доходы |
24,9 |
15,31 |
16,8 |
18,58 |
20,82 |
22,21 |
22,07 |
Всего расходов и ссуд |
29,7 |
18,22 |
20,11 |
23,5 |
25,31 |
26,21 |
26,76 |
Бюджетный дефицит |
4,17 |
2,91 |
3,31 |
4,92 |
4,49 |
4,0 |
4,69 |
В июле 1997 года произошло увеличение величины задолженности в федеральный бюджет по налогам поступлениям до 85 триллионов рублей в итоге. Усилиями налоговых служб удалось погасить 43 триллиона, в том числе до 35 триллионов рублей налогоплательщики погасили добровольно после предъявления им требования. По исполнению доходной части федеральный бюджет отказался к критическом состоянии. Объем налоговых поступлений на ноябрь 1996 год составил лишь 57,7% проектировок [15; стр. 79]. В первом полугодие 1996 года также предприняли меры по мобилизации средств в бюджет: реализация государственных займов на 6,4 триллионов рублей; изъятие в бюджет прибыли Центробанка (5 триллионов рублей), конвертация валюты на 17,2 триллиона рублей [15; стр. 79]. В приложении к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 1997 год” “Поквартальном распределении расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1997 год” даны такие цифры:
Всего расходов – 529765200,0 миллионов рублей
Всего доходов – 434365100,0 миллионов рублей
Дефицит федерального бюджета – 95400100 миллионов рублей.
Из-за нехватки средств правительство прибегло к займам. В 1996 году финансового рынка в бюджет было привлечено свыше 30 триллионов рублей чистой выручки (за вычетом расходов на погашение займов) [15; стр. 79]. Для повторения таких мер в 1997 году уже не было условий. Из-за нехватки средств расходы федерального бюджета сократили на 40% только за первые 10 месяцев; в 1996 году расходы были не дофинансированы в целом на 30%, особенно сильно урезали ассигнования на науку, промышленность, энергетику, здравоохранение, инвестиции, финансовую помощь субъектам РФ. Одновременно превысили плановые расходы на создание пенсионного фонда, угольную промышленность, сельское хозяйство и оборону [15; стр. 79]. Основным источником финансирования бюджета остались внешние займы. Однако неисполнение утвержденного Федеральным собрание бюджета по сути означало откол государства от исполнения своих важных функций регуляции “открыло дорогу злоупотреблениям.
В начале 1996 года экономика РФ в острую фазу кризиса. Произошло падение потолка поступлений налогов с 21,0% ВВП на конец 1995 года до 16,6% ВВП на 01.02.1996 год [16; стр. 8]. Налоговые доходы консолидированного бюджета к середине 1996 года вновь достигли 19% ВВП, однако потребности централизации ресурсов для реализации общегосударственных путей в современном обществе требует более высокой доли централизации финансовых ресурсов, который на конец 1996 года был ниже, чем в Японии - в 1,58 раз; в США – в 1,9 раз; в Канаде и ФРГ – в 2,47 раз; во Франции и Италии – 2,9 –3 раза. Неплатежи и уклонений предприятий от налогов создали все возраставшее удержание потенциальных бюджетных ресурсов консолидированного бюджета РФ в оборотных предприятий и в задолженности. Все уровни бюджетной системы смогли аккумулировать в 01.04.1996 года – 140,5 триллионов рублей, при просроченной задолженности предприятий государству 70,8 триллионов рублей и дефиците консолидированного бюджета в 39,2 триллионов рублей [15; стр. 8].
Таблица 8
Просроченная кредиторская задолженность предприятий,
в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в триллионах рублей на 1996 год
В % к прядущему месяцу |
Количество имеющих задолженность предприятий |
Просроч-я кредиторская сумма |
В том числе поставщикам |
В бюджет (в т.ч.) |
Во внебюд-жетные фонды |
По зарплате |
Январь |
14179 (80%) |
262,4 (110%) |
131,4 (107%) |
66,6 (116%) |
34,0 (194%) |
18,4 (136%) |
Февраль |
46576 (103%) |
276,4 (105%) |
137,2 (104%) |
67,6 (102%) |
40,3 (119%) |
15,8 (86%) |
Март |
47728 (103%) |
297,6 (108%) |
145,5 (106%) |
66,6 (99%) |
45,8 (114%) |
17,2 (109%) |
Апрель |
48194 (109%) |
323,2 (109%) |
158,1 (109%) |
70,8 (106%) |
50,9 (111%) |
18,1 (105%) |
На спад налогового поступления повлияло постоянно ухудшающееся финансовое состояние предприятий. Сказывается также сокрытие доходов субъектами хозяйственной деятельности и недопоступления налогов и прочих финансовых платежей от субъектов РФ [16; стр. 8].
IV. Анализ некоторых последствий кризиса и возможных перспектив
Дефолт 1998 года послужил толчком к разрешению ряда проблем в экономике и к изменениям в социальной сфере. Для частного бизнеса, например:
Изменился спрос товаров широкого потребления (берут больше отечественные); из сделок вытеснили посредников и мелких производителей; уменьшилось число взяток чиновников: формализация отношений (заключение контрактов) и уровень отбора и контроля управленческого аппарата, окрепла установка на короткую игру и накопления валюты.
Социальные установки ориентировались на быстрое решение проблем, здоровое самоограничение уровня жизни; бреши на рынке, появившиеся в результате банкротства фирм, заполнили новые производители, началось активное внедрение инноваций.
В психологическом плане вырос скепсис, пессимизм, осторожность в отношениях с государством и другими субъектами хозяйствования [26].
Для Сибири основные последствия в том, что в условиях спада производства в общем по РФ увеличилась доля Сибири в промышленном производстве страны: см. таблицу 9
Таблица 9
Доля Сибири в % в промышленном производстве РФ
1990 |
1991 |
1992 |
1994 |
1996 |
1998 (8 мес.) |
|
Сибирь |
16,2 |
17,2 |
23 |
22 |
23,5 |
23,1 |
Западная Сибирь |
10,5 |
10,8 |
15,4 |
14,3 |
16,2 |
16,3 |
Восточная Сибирь |
5,7 |
6,4 |
7,6 |
7,7 |
7,3 |
6,8 |
Но при этом в 1995 году промышленный уровень объемов производства упал до уровня начала 1970-х, а в 1998 составил 60% уровня 1986 года. По сравнению с 1990 годом, уровень 1997 составил 51% [Н.В. Бобымва, Ю.С. Ершов, Л.В. Мельникова. Экономика регионов Сибири в 1990-х ЭКО, 7, 1999 г.]. Положение в крае усугубляется развитием ВПК, полностью технологических процессов, отсутствие средств и развитых связей с рынком. Однако следует помнить, что в условиях кризиса, охватившего государства, любой его регион может рассчитывать на преуспевание лишь в крайне ограниченных временных рамках. Ресурсы Сибири и их экспорт позволили уменьшить темпы спада, а не преодолеть его. И поэтому, хотя Сибирь и является лидером по количеству в % среднего класса с доходом 300-1000$ (50%), её ВВП с 1990 по 3. 1998 год упал до 52-55% дореформенного.
Еще одним последствие – уже для РФ вообще – явилось разгосударствление экономики: за 1997 год позиции государства сократились в промышленности на 6%, в сельском хозяйстве - на 3,8%, в образовании – на 6,9%, СМИ – 0,4%, ЖКХ – 13,4%, НТР – 1,4%.
Налицо стабилизация экономики, но ее поддержание зависит от политики государства в этом вопросе – мы слишком повязаны с ценами на нефтепродукты на мировом рынке.
Заключение
Экономика стала стабильной
(из речи М. Касьянова на пленарном заседании Государственной думы 2001 год)
Подводя итог, можно определенно сделать вывод о преодолении кризиса бюджетной политики.
Уже бюджет на 2000 год был сформулирован с дефицитом всего в размере 1,08% ВВП (57872,1 миллионов рублей) при доходах 7972000,9 и расходах 855073 миллионах рублей. Собираемость налогов за 2001 год при снижении их ставок и расширении налоговой базы выросла на 1,5 раза, без контроля для бюджета. Кредитование реального сектора в 2002 году выросло на 60%, золотовалютные резервы ЦБ на 10 миллиардов долларов. Прекратился рой долгов по зарплате и рост задолженности предприятий. Есть надежды, что бюджет на 20002 год, принятый с профицитом 1,6% ВВП (расходы 1947386,3 миллионов рублей, доходы 2125718,2 миллионов рублей) окажется вполне реалистичным и выполнимым [6].
Уже достигли: сокращения диспропорций минимальной обеспеченности регионов, дополнили общее нормативное регулирование экономики административным; сократили количество программ совместного финансирования; увеличили взаимную ответственность бюджетов разных уровней. Далее следует проводить жесткую бюджетную политику с усиление контроля за использование средств; сократить государственные расходы и государственные закупки; ввести ренту на сырьевые ресурсы (на нефть поднять её с 22% до 50%). Сделать составление плана бюджета белее подробным, прозрачным и гласным. Сократить число регионов, дотационных, закрепив законодательно статус “северности”. По возможности, не привлекать внешние займы. Инвестировать не “как можно больше”, а “сколько и куда конкретно нужно”.
Россия исчерпала свой лимит на радикальные преобразования, потому все дальнейшие реформы проводить медленно, осторожно и постепенно, учитывая специфику страны. Так же следует как можно быстрее завершить войну в Чечне, съедающую изрядную часть средств: например, аналогичное политике “санации” (Польша, 1920-е) замирание.
Список использованной литературы
“История. Большой справочник для абитуриентов” Сб. М. “Дрофа”, 2000г.
«Экономика» в 2-х томах, т.1. Кэмпелл Р. Макконнел; Стенли Л. Брю; 11-е изд.М. « Республика», 1993.
В.В. Путин. Россия на рубеже тысячелетия// Рос. Газета от 31.12.1999.
Социально-экономические проблемы Росси. Сб. Спб.»Норма».2001.
Федеральный закон о федеральном бюджете на 2001 год с приложениями М. «Воскресенье»2000.
Федеральный закон о федеральном бюджете на 2001 год с приложениями М. «Воскресенье»2002.
Ред.: М. В. Романовский: О.В. Врублевский. « Бюджетная система РФ» Уч. М. «Юрайт».2002.
Современная экономика: общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
В.Д. Камаев и др. Учебник по основам экономической теории (Экономика). М. «Владос», 1994.
Бюджетные отношения в РФ: Новые подходы к анализу и правовому регулированию. Под ред. В. И. Ленина, А. Н. Швецова. М., «Фрмула права»,2001.
Федеральный закон о федеральном бюджете на 1997// Российская газета от 4.03.1997.
И.О. Подпорина О проекте федерального бюджета на 1997// “Экономист”,1996.
С.В. Казанцев Год 1997: замедление спада? //ЭКО; 3-1998.
А. Илларионов Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике//Вопросы экономики, №12,1996.
Е. Строев Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики//Вопросы экономики,№1, 1997.
В. Коков, Ю. Любимцев Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы//Экономист, №11,1996.
Ю. Степанов, Т. Еремина Проблема финансовой стабилизации, неплатежи//Экономист,№9,1996.
Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям//Вопросы Экономики: №1,1996.
И. Подпорина Современные проблемы бюджетного регулирования//Экономист,№7,1996.
Экономика. Учебник под ред. А.С. Булатова М.; Изд-во БЕК;1996.
С. Большаков Финансовая политика в условиях кризиса//Финансы, №2, 1993.
Л. Павлова Бюджетное финансирование и проблема государственного долга.// Экономист,№4,1994.
Ю. Бобылев Промышленный спад, структура производства.// Экономист, №12,1996.
О. Богачева Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов.//Вопросы экономики,№6,1996.
В. Горегляд, И. Подпорина Бюджетный кризис и пути его преодоления.// Российский экономический журнал,№10,1996.
С.Ю. Бирюкова Кризис 1998 и российский бизнес.// ЭКО, №4,2000.