Дефицит государственного бюджета в Российской Федерации

в 1996 году – 13%; в 1997 году – 14,8%.

Эти показатели показывают удорожание государственного долга и увеличение бюджетных средств на его обслуживание, а значит – сокращение социальных и инвестиционных программ, финансируемых за счет бюджетных средств. В такой ситуации лучше не привлекать новых займов, а направлять усилия на увеличение срока обращения ценных бумаг, регулирование их до холодности и снижение ставки рефинансирования.


Глава III. Федеральный бюджет

и его дефицит в РФ


Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджетная система России состоит из трех звеньев: федерального бюджета: бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Структура консолидированного бюджета РФ включает в себя 1 Федеральный, 21 Республиканский, 55 краевых и областных, 10 окружных, 29 тысяч местных бюджетов, 2 бюджета городов федерального значения и 1 бюджет автономной области. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ являются государственной (центральное и региональной властей соответственно) собственности, местные бюджеты – муниципальной. Неотъемлемой частью бюджетного процесса РФ является перераспределение средств – бюджетное регулирование, осуществляемы из вышестоящих к нижестоящим бюджетам. Бюджетно-финансовая политика РФ включает налоговую политику, увязанную с бюджетно-налоговой политикой субъектов федерации и с денежно – кредитной ценовой и валютной политикой РФ. Начиная с 1990 года состояние федерального бюджета начало критически ухудшаться. К 1992 году дефицит бюджета достиг 30% ВВП, на территории СССР в то время 15 Центробанков республик проводили свою бюджетную политику. Золотой запас сократился с 4 тыс. т. до 289, в т. (по источнику 4). Дисбаланс государственных расходов и доходов были связаны в основном с падением объемов производства (в первом квартале 1993 по сравнению с первым кварталом 1992 года произведенный национальный доход сократился на 19%) [9;стр.276] и его эффективности увеличением государственных расходов на социальные программы и расширением социальных льгот, а также с несовершенством налоговой системы. При рассмотрении таблицы 5 где сравниваются показатели бюджетной политики в разных группах стран, нетрудно заметить, что важнейшая особенность экономики РФ в 1992 – 1996 – высокие темпы роста дефицита, эмиссии и инфляции в результате бюджетной мягкости и бюджетной политики.


Таблица 5

Показатели

Развитие страны

Развивающиеся страны

С переходной экономикой


1992 - 1996

1996

1992-1996

1996

1992-1996

1996

Дефицит бюджета, % ВВП


-2,5

-2,1

-2,9

-3,0

-7,0

-2,9

Темпы прироста

47,6

17,9

3,5

4,4

193,7

28,2

Опережение темпа прироста реального ВНП, %

41,4

11,6

1,6

2,4

197,8

23,9

Темпы инфляции, %

31,7

12,6

2,4

2,3

223,6

14,9

Темпы прироста реального ВВП, %

6,2

6,3

1,9

2,0

-4,1

4,3


Для РФ в 1992-1996 показатели составляют / для 1996 показатели.

Дефицит бюджета: -12,0/-13,1.

Темпы прироста:283,7/53,6

Опережение темпов прироста реального ВВП:292,9/59,6

Темпы инфляции:685,3/31,9

Темпы прироста реального ВВП:-9,2/-6,0

Источник: данные МВФ и Госкомитета РФ[14; стр.40].

В1997 федеральный бюджет РФ оказался в критическом состоянии, особенно по исполнении его доходной части (57,7% к 11.1996г.). Из таблицы 5мы видим, что в странах с эмиссией ниже 4% в год ВВП на душу населения растет до 1,9% в год; при эмиссии – 4-15% - 1,8%; от 15 до 30% - 17%; 30-100% - 0,4% при темпах эмиссии свыше 100% в год- экономический спад в среднем до 22% в год. В РФ максимальным темпам эмиссии (в 1992-499%)

Соответствовали максимальные темпы спада, в 1996-1997 годах переходом стали расти реальный спрос на деньги, уровень монетизации экономики и кредитные вложения в экономику. Финансовый кризис 1998 года сорвал этот процесс.

Таблица 6

Бюджетный дефицит (в % к ВВП) в РФ

Годы

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

2000

2001

Доход

17,7

14,7

12,7

14,3

12,7

12,4

12,3

14,9

15,4

Расход

47,2

24,5

24,5

19,2

20,1

18,4

14,1

16,5

15,4

Дефицит

-29,5

-9,8

-11,8

-4,9

-7,4

-6,0

-2,8

-1,6

0


Рассмотрим более подробно один из периодов временного промежутка на государственный дефицит бюджета в Российской Федерации: период с начала 1996 года по август 1997 года.

Основные предпосылки бюджетных кризисов РФ были заложены в исходной модели экономических реформ еще в 1991 году и по мере нарастания кризиса все более четко проявлялись через бюджетную систему. Экономический кризис в период 1996-1997 годов деформировал систему налогов и между бюджетных отношений до такой степени, что все изменения в то время предложения о оптимизации налоговой системы и бюджетного устройства нашли абстрактный и отвлеченный характер. Снижения в тот момент ежемесячных темпов инфляции при сохранении объемов ВВП «промышленного производства, ухудшения финансового состояния предприятия лишь усугубило ситуацию налоговой системы России в 1997 году, где основную роль играла НДС, была ориентирована в основном на пополнение за счет инфляционных доходов. Именно поэтому бюджетный кризис не совпал с началом кризиса неплатежей, а проявился в условиях сокращения темпов роста инфляции, когда налогооблагаемая база сократилась за счет как сжатия массы прибыли, так и за счет уменьшения инфляционного роста цен. Критическое состояние доходной базы усугубилось и перекосом расходов бюджета на первое полугодие 1996 года в результате решений Правительства в период предвыборной компании, носящих выраженный политический и коньюктурный характер.

Таблица 7

Исполнение консолидарного бюджета РФ в % к ВВП


1996

I

II

III

IV

V

VII

Налоги и платежи

20,97

12,99

14,15

16,07

18,39

19,7

19,43

Неналоговые доходы

2,83

2,32

2,65

2,51

2,43

2,51

2,64

Всего доходы

24,9

15,31

16,8

18,58

20,82

22,21

22,07

Всего расходов и ссуд

29,7

18,22

20,11

23,5

25,31

26,21

26,76

Бюджетный дефицит

4,17

2,91

3,31

4,92

4,49

4,0

4,69


В июле 1997 года произошло увеличение величины задолженности в федеральный бюджет по налогам поступлениям до 85 триллионов рублей в итоге. Усилиями налоговых служб удалось погасить 43 триллиона, в том числе до 35 триллионов рублей налогоплательщики погасили добровольно после предъявления им требования. По исполнению доходной части федеральный бюджет отказался к критическом состоянии. Объем налоговых поступлений на ноябрь 1996 год составил лишь 57,7% проектировок [15; стр. 79]. В первом полугодие 1996 года также предприняли меры по мобилизации средств в бюджет: реализация государственных займов на 6,4 триллионов рублей; изъятие в бюджет прибыли Центробанка (5 триллионов рублей), конвертация валюты на 17,2 триллиона рублей [15; стр. 79]. В приложении к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 1997 год” “Поквартальном распределении расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1997 год” даны такие цифры:

Всего расходов – 529765200,0 миллионов рублей

Всего доходов – 434365100,0 миллионов рублей

Дефицит федерального бюджета – 95400100 миллионов рублей.

Из-за нехватки средств правительство прибегло к займам. В 1996 году финансового рынка в бюджет было привлечено свыше 30 триллионов рублей чистой выручки (за вычетом расходов на погашение займов) [15; стр. 79]. Для повторения таких мер в 1997 году уже не было условий. Из-за нехватки средств расходы федерального бюджета сократили на 40% только за первые 10 месяцев; в 1996 году расходы были не дофинансированы в целом на 30%, особенно сильно урезали ассигнования на науку, промышленность, энергетику, здравоохранение, инвестиции, финансовую помощь субъектам РФ. Одновременно превысили плановые расходы на создание пенсионного фонда, угольную промышленность, сельское хозяйство и оборону [15; стр. 79]. Основным источником финансирования бюджета остались внешние займы. Однако неисполнение утвержденного Федеральным собрание бюджета по сути означало откол государства от исполнения своих важных функций регуляции “открыло дорогу злоупотреблениям.

В начале 1996 года экономика РФ в острую фазу кризиса. Произошло падение потолка поступлений налогов с 21,0% ВВП на конец 1995 года до 16,6% ВВП на 01.02.1996 год [16; стр. 8]. Налоговые доходы консолидированного бюджета к середине 1996 года вновь достигли 19% ВВП, однако потребности централизации ресурсов для реализации общегосударственных путей в современном обществе требует более высокой доли централизации финансовых ресурсов, который на конец 1996 года был ниже, чем в Японии - в 1,58 раз; в США – в 1,9 раз; в Канаде и ФРГ – в 2,47 раз; во Франции и Италии – 2,9 –3 раза. Неплатежи и уклонений предприятий от налогов создали все возраставшее удержание потенциальных бюджетных ресурсов консолидированного бюджета РФ в оборотных предприятий и в задолженности. Все уровни бюджетной системы смогли аккумулировать в 01.04.1996 года – 140,5 триллионов рублей, при просроченной задолженности предприятий государству 70,8 триллионов рублей и дефиците консолидированного бюджета в 39,2 триллионов рублей [15; стр. 8].

Таблица 8

Просроченная кредиторская задолженность предприятий,

в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в триллионах рублей на 1996 год

В % к прядущему месяцу

Количество имеющих задолженность предприятий

Просроч-я кредиторская сумма

В том числе поставщикам

В бюджет (в т.ч.)

Во

внебюд-жетные фонды

По зарплате

Январь

14179 (80%)

262,4 (110%)

131,4 (107%)

66,6 (116%)

34,0 (194%)

18,4 (136%)

Февраль

46576 (103%)

276,4 (105%)

137,2 (104%)

67,6 (102%)

40,3 (119%)

15,8 (86%)

Март

47728 (103%)

297,6 (108%)

145,5 (106%)

66,6 (99%)

45,8 (114%)

17,2 (109%)

Апрель

48194 (109%)

323,2 (109%)

158,1 (109%)

70,8 (106%)

50,9 (111%)

18,1 (105%)


На спад налогового поступления повлияло постоянно ухудшающееся финансовое состояние предприятий. Сказывается также сокрытие доходов субъектами хозяйственной деятельности и недопоступления налогов и прочих финансовых платежей от субъектов РФ [16; стр. 8].


IV. Анализ некоторых последствий кризиса и возможных перспектив


Дефолт 1998 года послужил толчком к разрешению ряда проблем в экономике и к изменениям в социальной сфере. Для частного бизнеса, например:

  1. Изменился спрос товаров широкого потребления (берут больше отечественные); из сделок вытеснили посредников и мелких производителей; уменьшилось число взяток чиновников: формализация отношений (заключение контрактов) и уровень отбора и контроля управленческого аппарата, окрепла установка на короткую игру и накопления валюты.

  2. Социальные установки ориентировались на быстрое решение проблем, здоровое самоограничение уровня жизни; бреши на рынке, появившиеся в результате банкротства фирм, заполнили новые производители, началось активное внедрение инноваций.

  3. В психологическом плане вырос скепсис, пессимизм, осторожность в отношениях с государством и другими субъектами хозяйствования [26].

Для Сибири основные последствия в том, что в условиях спада производства в общем по РФ увеличилась доля Сибири в промышленном производстве страны: см. таблицу 9


Таблица 9

Доля Сибири в % в промышленном производстве РФ


1990

1991

1992

1994

1996

1998 (8 мес.)

Сибирь

16,2

17,2

23

22

23,5

23,1

Западная Сибирь

10,5

10,8

15,4

14,3

16,2

16,3

Восточная Сибирь

5,7

6,4

7,6

7,7

7,3

6,8


Но при этом в 1995 году промышленный уровень объемов производства упал до уровня начала 1970-х, а в 1998 составил 60% уровня 1986 года. По сравнению с 1990 годом, уровень 1997 составил 51% [Н.В. Бобымва, Ю.С. Ершов, Л.В. Мельникова. Экономика регионов Сибири в 1990-х ЭКО, 7, 1999 г.]. Положение в крае усугубляется развитием ВПК, полностью технологических процессов, отсутствие средств и развитых связей с рынком. Однако следует помнить, что в условиях кризиса, охватившего государства, любой его регион может рассчитывать на преуспевание лишь в крайне ограниченных временных рамках. Ресурсы Сибири и их экспорт позволили уменьшить темпы спада, а не преодолеть его. И поэтому, хотя Сибирь и является лидером по количеству в % среднего класса с доходом 300-1000$ (50%), её ВВП с 1990 по 3. 1998 год упал до 52-55% дореформенного.

Еще одним последствие – уже для РФ вообще – явилось разгосударствление экономики: за 1997 год позиции государства сократились в промышленности на 6%, в сельском хозяйстве - на 3,8%, в образовании – на 6,9%, СМИ – 0,4%, ЖКХ – 13,4%, НТР – 1,4%.

Налицо стабилизация экономики, но ее поддержание зависит от политики государства в этом вопросе – мы слишком повязаны с ценами на нефтепродукты на мировом рынке.


Заключение

Экономика стала стабильной

(из речи М. Касьянова на пленарном заседании Государственной думы 2001 год)


Подводя итог, можно определенно сделать вывод о преодолении кризиса бюджетной политики.

Уже бюджет на 2000 год был сформулирован с дефицитом всего в размере 1,08% ВВП (57872,1 миллионов рублей) при доходах 7972000,9 и расходах 855073 миллионах рублей. Собираемость налогов за 2001 год при снижении их ставок и расширении налоговой базы выросла на 1,5 раза, без контроля для бюджета. Кредитование реального сектора в 2002 году выросло на 60%, золотовалютные резервы ЦБ на 10 миллиардов долларов. Прекратился рой долгов по зарплате и рост задолженности предприятий. Есть надежды, что бюджет на 20002 год, принятый с профицитом 1,6% ВВП (расходы 1947386,3 миллионов рублей, доходы 2125718,2 миллионов рублей) окажется вполне реалистичным и выполнимым [6].

Уже достигли: сокращения диспропорций минимальной обеспеченности регионов, дополнили общее нормативное регулирование экономики административным; сократили количество программ совместного финансирования; увеличили взаимную ответственность бюджетов разных уровней. Далее следует проводить жесткую бюджетную политику с усиление контроля за использование средств; сократить государственные расходы и государственные закупки; ввести ренту на сырьевые ресурсы (на нефть поднять её с 22% до 50%). Сделать составление плана бюджета белее подробным, прозрачным и гласным. Сократить число регионов, дотационных, закрепив законодательно статус “северности”. По возможности, не привлекать внешние займы. Инвестировать не “как можно больше”, а “сколько и куда конкретно нужно”.

Россия исчерпала свой лимит на радикальные преобразования, потому все дальнейшие реформы проводить медленно, осторожно и постепенно, учитывая специфику страны. Так же следует как можно быстрее завершить войну в Чечне, съедающую изрядную часть средств: например, аналогичное политике “санации” (Польша, 1920-е) замирание.


Список использованной литературы


  1. “История. Большой справочник для абитуриентов” Сб. М. “Дрофа”, 2000г.

  2. «Экономика» в 2-х томах, т.1. Кэмпелл Р. Макконнел; Стенли Л. Брю; 11-е изд.М. « Республика», 1993.

  3. В.В. Путин. Россия на рубеже тысячелетия// Рос. Газета от 31.12.1999.

  4. Социально-экономические проблемы Росси. Сб. Спб.»Норма».2001.

  5. Федеральный закон о федеральном бюджете на 2001 год с приложениями М. «Воскресенье»2000.

  6. Федеральный закон о федеральном бюджете на 2001 год с приложениями М. «Воскресенье»2002.

  7. Ред.: М. В. Романовский: О.В. Врублевский. « Бюджетная система РФ» Уч. М. «Юрайт».2002.

  8. Современная экономика: общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

  9. В.Д. Камаев и др. Учебник по основам экономической теории (Экономика). М. «Владос», 1994.

  10. Бюджетные отношения в РФ: Новые подходы к анализу и правовому регулированию. Под ред. В. И. Ленина, А. Н. Швецова. М., «Фрмула права»,2001.

  11. Федеральный закон о федеральном бюджете на 1997// Российская газета от 4.03.1997.

  12. И.О. Подпорина О проекте федерального бюджета на 1997// “Экономист”,1996.

  13. С.В. Казанцев Год 1997: замедление спада? //ЭКО; 3-1998.

  14. А. Илларионов Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике//Вопросы экономики, №12,1996.

  15. Е. Строев Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики//Вопросы экономики,№1, 1997.

  16. В. Коков, Ю. Любимцев Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы//Экономист, №11,1996.

  17. Ю. Степанов, Т. Еремина Проблема финансовой стабилизации, неплатежи//Экономист,№9,1996.

  18. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям//Вопросы Экономики: №1,1996.

  19. И. Подпорина Современные проблемы бюджетного регулирования//Экономист,№7,1996.

  20. Экономика. Учебник под ред. А.С. Булатова М.; Изд-во БЕК;1996.

  21. С. Большаков Финансовая политика в условиях кризиса//Финансы, №2, 1993.

  22. Л. Павлова Бюджетное финансирование и проблема государственного долга.// Экономист,№4,1994.

  23. Ю. Бобылев Промышленный спад, структура производства.// Экономист, №12,1996.

  24. О. Богачева Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов.//Вопросы экономики,№6,1996.

  25. В. Горегляд, И. Подпорина Бюджетный кризис и пути его преодоления.// Российский экономический журнал,№10,1996.

  26. С.Ю. Бирюкова Кризис 1998 и российский бизнес.// ЭКО, №4,2000.