Использование дидактических игр для развития познавательной деятельности 6-классников

и настойчивость в преодолении трудностей.

2.      Использовать различные формы проведения уроков ( урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут, урок-конференция, урок-конкурс).

3.     Применять прогрессивные методы обучения- системы методов проблемного обучения, гарантирующие развитие творческого мышления учащихся.

4.     Устанавливать демократический стиль общения с учащимися.

5.     Предоставлять учащимся право на ошибку.

6.     Учить работать с книгой, уделять внимание организации и методике проведения творческих работ.

7.     наблюдать, изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся.

8.     Руководствоваться правилом: если в данных условиях тема посильна для учащихся, надо организовать ее самостоятельную обработку, если нет, учитель сам обязан излагать материал.

9.     Планомерно готовить ученика к выполнению домашнего задания (ясность, однозначность, понятность). «Задаешь - проверяй, не проверяешь - не задавай».

10.Сопоставлять то, что предлагалось сделать на уроке с тем, что фактически  осуществлено.

11.Постоянно выяснять степень  продвижения учащихся (в знаниях, навыках, развитии) по сравнению с предлагаемым результатом.

12.Учитывать, охотно ли работают учащиеся на уроке.

13.Требования на уроке должны быть позитивны, определены, посильны и доведены до конца.

Словарь.

1.                Познавательная деятельность, как и любая другая, направлена на развитие ребенка, имеет свою специфику как в содержании деятельности детей, так и в применениях ими методах

2.                Познавательный интерес-стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлением действительности в процессе деятельности.

3.                Дидактическая игра-это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях.

4.                Обучение-это процесс целенаправленной передачи общественно-математического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.

5.                Игра-это вид деятельности, где ребенок может проявить себя в разных позициях; просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры.

6.                Метод-это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи.

7.                Игра на уроке математики - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего

8.                Игра для детей - это способ познания мира и своего места в нем, а потому, она необходима для развития личности ребенка.

9.                Игровая роль-отражение какой-то реальной социальной роли или положения участника в структуре уже существующих игровых отношений.

10.           Игровая деятельность – особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и психических сил.

Структура организации игры.

1.Выбор игры.

2. Подготовка игры

а) предварительная подготовка учащихся к игре.

б) Подготовка непосредственно перед игрой.

3. Введение в игру.

а) Предложение игры детям.

б) Объяснение правил игры.

в)  Выбор участников игры.

4. Ход игры.

а) Начало игры

б) Развитие игрового действия.

5. Подведение итогов

6. Анализ игры.

Структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.

2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.

4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения правил.

Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:

умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;

обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

уметь организовывать начало игры;

широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д.р.;

создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения);

регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

учить детей обсуждать игру и оценить её.

Требования к организации и проведению дидактических игр, выработанные методистами:

1) целесообразность дидактической игры, ее эффективность в данных условиях;

2) оптимальное сочетание дидактических игр с другими средствами (например, задачи на рефлексию, а также определение уровня знаний и умений);

3) учет не только особенностей изучаемого материала, но и специфики коллектива обучаемых: уровень подготовленности (игра должна быть посильной, не легкой, но и не очень сложной), психологических особенностей всего коллектива и каждого его члена (при распределении ролей);

4) однозначность и простота;

5) направленность на решение некоторой дидактической цели;

6) продуманность системы оценивания за участие и результат игры;

7) динамичность, эмоциональная привлекательность;

8) обсуждение хода игры и ее итогов;

9) проведение диагностики достижения дидактической цели.

По характеру деятельности игроков можно выделить:

репродуктивные игры, в которых обучаемые воспроизводят известную им информацию, припоминают, узнают знакомые явления, разгадывают или угадывают, применяя неспецифические игровые действия (кроссворды, ребусы, загадки, мозаики);

манипуляционные игры, в которых играющие осуществляют действия по определенной схеме, алгоритму; с помощью таких игр отрабатываются умения и навыки (домино, шашки, лото, карты по различным учебным предметам);

частично-поисковые (эвристические) игры, в которых ученики должны выработать собственный способ решения, создать свой алгоритм, комбинируя известные алгоритмы или создавая нечто субъективно новое, в этих играх возможно не только логическое решение, но и решение методом проб и ошибок, возврат к исходному пункту и рефлексия. Конечный результат однозначен (игры расследования, моделирования, некоторые ролевые, деловые и логические игры);

креативные игры, особенность деятельности в этих играх заключается в том, что конечный результат неоднозначен, вообще никому не известен, оригинален, нет готовых средств для решения игровой задачи, решений множество (метод генерации идей, ситуативные игры, проектирование).

 



9 8 7 6 5 4 3 2 3 4 5 6 Финиш
-10 -9 -8 -7 -10 -9 -8 -7 -10 -9 -8 -7
47 45 50 42 39 37 50 35 52 40 38 35
-7 -6 -4 -5 -6 -9 -7 -8 -9 -7 -8 -9
23 24 25 26 24 28 29 30 22 31 32 33
100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 Старт

Участие школьников в играх способствует их

 

самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

1)изучение специальной литературы по данной проблеме;

2)характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;

3)разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся начальных классов;

4)проведение педагогического эксперимента по данному исследованию;

5) обобщение результатов исследования.

В исследовании использовались следующие методы:

-теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

-наблюдение, беседа, тестирование;

-констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

Ф.И.О. ученика Результаты  ответов на вопросыанкеты
1 Арсланова Лариса 1,5
2 Бареева Алена 3,7
3 Бареева Ольга 8,10
4 Батыров Артем