Роль Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

требования к Правительству снизились в 9,0 раз за счет роста остатков на счетах Правительства, прочие чистые внутренние активы Национального Банка – в 2,1 раза. Вместе с тем, требования к финансовым организациям в результате предоставления банкам кредитов рефинансирования выросли на 184,3%. Требования к остальной экономике увеличились с 0,4 млрд. тенге до 181,4 млрд. тенге, основной причиной такого значительного роста послужил рост требований к государственным нефинансовым организациям.

За 2009 год денежная масса выросла на 17,9% и составила 7 386,5 млрд. тенге.

Основной причиной ее роста послужило увеличение чистых внешних активов банковской системы.

В структуре чистых внешних активов банковской системы в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года увеличились как чистые международные резервы Национального Банка, так и чистые внешние активы банков. Рост чистых внешних активов банков (на 58,0%) был в основном обусловлен снижением обязательств банков перед нерезидентами.

В структуре внутренних активов банковской системы требования к нефинансовым организациям выросли на 16,9%, требования к Правительству снизились в 2,4 раза, тогда как требования к небанковским финансовым организациям увеличились незначительно (рост на 2,6%), требования к домашним хозяйствам снизились на 3,0%.

Уровень монетизации экономики вырос с 39,0% на конец 2008 года до 46,5% по итогам 2009 года.

Денежный мультипликатор снизился с 4,11 в декабре 2008 года до 3,01 в декабре 2009 года в результате опережающих темпов расширения денежной базы по сравнению с темпами роста денежной массы. Этому способствовало повышение коэффициента резервирования из-за накопления банками значительных избыточных резервов в Национальном Банке.

В структуре денежной массы наличные деньги в обращении (М0) за 2009 год выросли на 6,5% до 913,5 млрд. тенге, депозиты резидентов – на 19,7% до 6473,0 млрд. тенге.

Позитивная тенденция увеличения доли депозитов в структуре денежной массы сохранилась вследствие опережающего темпа роста депозитов резидентов по сравнению с темпами роста наличных денег в обращении. В течение 2009 года этот показатель вырос с 86,3% до 87,6%.

Рост наличных денег в обращении связан с повышением и ростом выплат по заработной плате, пенсиям и пособиям. Тем не менее, в 2009 году темпы роста наличных денег в обращении сократились с 16,0% в 2008 году до 6,5%. Среди факторов, которые сдерживали рост наличных денег в обращении, следует выделить низкую кредитную активность банков, увеличение объемов продаж обменными пунктами наличной иностранной валюты, поступления наличных денег в кассы банков от реализации товаров, работ и услуг, а также поступления наличных денег на срочные депозиты населения.


2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка за 2009 гг.


Проведение сбалансированной политики, то есть постепенный отказ от дальнейшей значительной поддержки государством экономики, позволил восстановить темпы экономического роста при сохранении ценовой стабильности. При этом восстановление роста ожидается медленным, несмотря на улучшение экономических и финансовых условий в мировой экономике со второй половины 2009 года.

В целом, рассматривая Динамику изменения кредитной политики (Рис. 2.5.), можно отметить в 2009 году стабильный рост.


Рис. 2.5. Диаграмма изменения кредитной политики


В макроэкономическом развитии Республики Казахстан в 2009 году также наметился переломный момент.

Начало 2009 года характеризовалось девальвацией национальных валют в странах –торговых партнерах Казахстана, а также низкими ценами и невысоким спросом на энергоресурсы, вызванным рецессией в мировой экономике.

Проведенная в феврале девальвация тенге способствовала улучшению состояния экономики, нисходящий тренд которой стал ослабевать. Однако слишком медленный рост цен на основные товары казахстанского экспорта, снижение внешнего и внутреннего спроса, стагнация кредитной деятельности банковского сектора привели к падению экономики в 1 полугодии 2009 года.

Улучшение со второго полугодия 2009 года внешнего спроса и ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках, а также антикризисные меры Правительства значительно снизили глубину падения экономики, в результате чего наметившиеся признаки восстановления, укрепившись в последнем квартале года, позволили завершить 2009 год с небольшим ростом.

Объем ВВП в текущих ценах по оперативным данным в 2009 году достиг 15,9 трлн.тенге. Темп реального роста ВВП по сравнению с 2008 годом составил 1,2% (Рис. 2.6.).


Рис. 2.6. Динамика реального ВВП


Начиная с 3 квартала 2009 года, наблюдается некоторое восстановление экономического роста, которое компенсировало существенное снижение реального ВВП в первом полугодии 2009 года. По предварительным итогам 2009 года реальный ВВП увеличился на 1,1%. Несмотря на то, что в 2009 году темпы экономического роста были ниже, чем в 2007-2008 годах, меры государственной поддержки позволили восстановить позитивные ожидания субъектов экономики и стабилизировать экономическую ситуацию.

Рост ВВП в целом был обеспечен увеличением на 2,0% сегмента производства товаров, где ведущую роль сыграли горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство. В производстве услуг, которое снизилось на 0,4% рост в операциях с недвижимым имуществом, связи, а также в государственном управлении и социальной сфере, не смогли в полной мере компенсировать падение других отраслей данного компонента.

При этом реальный сектор экономики более болезненно отреагировал на последствия мирового кризиса. Поквартальная динамика объема производства товаров, по оценке Национального Банка, продемонстрировала начало падения данного компонента в 3 квартале 2008 года, которое, продолжаясь на протяжении 4 периодов, лишь в 3 квартале 2009 года вышло на нулевой показатель роста, в то время как объем производства услуг снижался лишь на протяжении 1, 2 и 3 кварталов 2009 года. В итоге оба компонента отметились значительным ростом в 4 квартале 2009 года, который «вытянул» в положительную зону годовой показатель ВВП.

В структуре ВВП по прежнему большая часть приходится на услуги (54,8%), при этом с 2002 года их доля устойчиво превышает половину объема ВВП (рис.2.7.)


Рис. 2.7. Структура ВВП


Инфляционный потенциал в экономике Республики Казахстан в 2009 году был минимальным. Отмечалось стабильное снижение темпов инфляции. По итогам 2009 года инфляция сложилась на уровне 6,2% (в декабре 2008 года – 9,5%). Накопленный уровень инфляции можно проследить на графике (рис 2.8.)


Рис. 2.8. Накопленный уровень инфляции


В 2009 году отмечалось стабильное снижение темпов инфляции в Казахстане.

По итогам 2009 года инфляция сложилась на уровне 6,2%. Данный уровень инфляции в 1,5 раза ниже по сравнению с инфляцией 2008 года. (Рис. 2.9.)


Рис. 2.9. Уровень годовой инфляции


Фактически сложившийся уровень инфляции в 4 квартале 2009 года (1,4%) был

ниже прогноза (1,8-2,0%), который был опубликован в предыдущем выпуске «Обзора инфляции». Инфляция на протяжении всего периода была ниже прогнозных значений.

В 4 квартале 2009 года цены на продовольственные товары росли низкими темпами, что нехарактерно для данного периода. Прирост цен составил лишь 0,6%, что является исторически минимальным, за исключением 4 квартала 1998 года, когда цены на продовольственные товары снижались.

Формирование инфляционных процессов происходило, главным образом, под воздействием удорожания платных услуг населению. В их структуре наибольший прирост цен пришелся на регулируемые услуги. Влияние со стороны непродовольственных товаров было незначительным, и динамика цен на данные товары определялась, главным образом, фактором сезонности.

В 2009 году инфляционный фон в экономике оставался минимальным. Как следствие, ситуация на потребительском рынке характеризовалась постепенным снижением инфляции. Ее незначительное ускорение произошло лишь в конце года ввиду повышения потребительского спроса и фактора сезонности.

Фактический уровень инфляции в годовом выражении на конец декабря 2009 года также сложился ниже прогнозного, опубликованного в предыдущем выпуске «Обзора инфляции». Так, в декабре 2009 года годовая инфляция сложилась на уровне 6,2% при прогнозе 8,0% (график 2.10.).


Рис. 2.10. Факт и прогноз инфляции в 2009 г.


Невысокая деловая активность, стагнация кредитной активности банков, низкие темпы роста реальных денежных доходов населения, ограниченный потребительский спрос послужили основными факторами снижения инфляционного фона в экономике.

Тем не менее, следует отметить, что макроэкономическая ситуация в Казахстане в 2009 году характеризуется большей стабильностью по сравнению с ситуацией 2007-2008 годов. При этом, если в первой половине года сокращался объем производства во многих отраслях экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, грузооборот, розничный товарооборот), то уже во второй половине 2009 года наметился переломный момент. По предварительным данным реальный рост ВВП по итогам 2009 года составил 1%.

Мировые цены на товарных рынках в 2009 году оставались волатильными. При этом отмечался рост цен на нефть, металлы, тогда как цены на пшеницу постепенно снижались. Рост мировых цен сказался на удорожании промышленной продукции казахстанских производителей, тем не менее, он не оказал значительного влияния на инфляционные процессы на потребительском рынке.

Минимальный инфляционный фон в экономике позволил Национальному Банку проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны. В частности, Национальный Банк продолжил предоставление банковскому сектору займов рефинансирования.

Необходимость сохранения золотовалютных резервов и поддержания конкурентоспособности отечественных производителей потребовала пересмотра подходов к валютной политике со стороны Национального Банка. В феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило значительно снизить девальвационные ожидания на рынке.

В 2009 году Национальный Банк постепенно снизил официальную ставку

рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2009 года были снижены минимальные резервные требования к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.

Предпринятые меры позволили стабилизировать ситуацию на финансовом рынке. Спрос на ресурсы Национального Банка со стороны банков сократился, тогда как объем операций по изъятию ликвидности увеличился. В результате банки накопили значительный объем ликвидности в инструментах Национального Банка, в то время как роста кредитования экономики не произошло.

В этих условиях Национальный Банк внес некоторые изменения в инструменты денежно-кредитной политики. Были увеличены сроки и снижены ставки по привлекаемым от банков депозитам и выпускаемым краткосрочным нотам Национального Банка.

В конце 2008 года – начале 2009 года на внутреннем валютном рынке отмечалось значительное нарастание негативных девальвационных ожиданий. При этом Национальный Банк Республики Казахстан принимал значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса и сохранению неявного коридора в пределах 120 тенге за доллар США ±2%.

Только за период с октября 2008 года по февраль 2009 года Национальный Банк Республики Казахстан использовал более 9 млрд. долл. США на обеспечение стабильности обменного курса тенге. Объем золотовалютных резервов за этот период снизился на 10,4%.

Однако ситуация, сложившаяся к началу 2009 года в мировой экономике, в том числе девальвация валют стран – торговых партнеров Республики Казахстан и значительное снижение цен на энергоресурсы, являющиеся основой казахстанского экспорта, не обеспечивала устойчивость показателей платежного баланса на 2009 год и могла привести к их резкому ухудшению.

В условиях неизбежности изменения подходов при проведении денежно-кредитной политики Национальным Банком Республики Казахстан были изучены варианты смещения акцентов с обеспечения стабильности цен и продолжения политики перехода к инфляционному таргетированию к установлению валютного коридора. Анализ мирового опыта продемонстрировал, что единственно правильным решением в сложившихся условиях является проведение единовременной девальвации национальной валюты с последующим удержанием курса на новом уровне.

В этой связи Национальным Банком Республики Казахстан в феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило не только значительно снизить девальвационные ожидания на рынке, но и обеспечить восстановление конкурентоспособности отечественных производителей и сохранение золотовалютных резервов.

В результате данных мер, а также возобновления роста мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта ситуация на внутреннем валютном рынке стабилизировалась, а к концу 2009 года наметилась тенденция укрепления национальной валюты. Национальному Банку Республики Казахстан удалось восполнить объем золотовалютных резервов. На конец 2009 года он составил 23,2 млрд. долл. США, что на 16,8% больше по сравнению с 2008 годом.

Минимальный инфляционный потенциал в экономике позволил Национальному Банку Республики Казахстан в качестве основного направления денежно-кредитной политики определить принятие мер по восстановлению доверия населения к национальной валюте.

Для этого Национальный Банк Республики Казахстан принимал меры по предоставлению краткосрочной тенговой ликвидности банкам. В рамках данного направления предоставлялись займы рефинансирования банкам, был скорректирован перечень инструментов, принимаемых в качестве залогового обеспечения по данным операциям. Была постепенно снижена официальная ставка рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2009 года были снижены нормативы минимальных резервных требований к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.

Кроме того, поддержка банковской системы со стороны государства в рамках Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, способствовала значительному улучшению ситуации с банковской ликвидностью. Как следствие, со 2 квартала 2009 года сократился спрос на ресурсы Национального Банка Республики Казахстан со стороны банков.

Сохраняющиеся высокие риски в экономике Республики Казахстан и ограниченный спрос на кредитные ресурсы со стороны реального сектора, а также низкое качество ссудного портфеля банков не способствовали росту кредитной активности. В результате банки накопили значительный объем ликвидности в инструментах Национального Банка Республики Казахстан, несмотря на снижение ставок вознаграждения и увеличение сроков по привлекаемым от банков депозитам и выпускаемым краткосрочным нотам Национального Банка Республики Казахстан.


3. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2010 г.


Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка Республики Казахстан по достижению данной цели будут способствовать поддержанию экономического роста, развитию потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского сектора.

Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение политики обменного курса, направленной на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Курсовая политика будет проводиться с целью недопущения значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

В целях создания условий для повышения гибкости курсообразования коридор колебаний тенге с 5 февраля 2010 года будет расширен: 150 долларов/тенге (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Преобладающие тенденции в динамике курса тенге будут обусловлены ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках и состоянием платежного баланса.

Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Проводимые мероприятия будут обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан, будет определяться как нижняя граница коридора краткосрочных ставок на денежном рынке. При этом она будет устанавливаться на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном Банке Республики Казахстан.

С целью изъятия избыточной ликвидности Национальный Банк Республики Казахстан продолжит эмиссию краткосрочных нот. Их выпуск будет также направлен на поддержание вторичного рынка государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года.

При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных факторов Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими.

Национальный Банк Республики Казахстан будет способствовать дальнейшему переориентированию банков на внутренние источники при формировании базы фондирования. Для этого Национальный Банк Республики Казахстан увеличит в 2010 году капитализацию АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 11 млрд. тенге.

Также для стабилизации ресурсной базы банков будет рассмотрен вопрос о переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке Республики Казахстан, на депозиты отечественных банков.

Реализация данных мер денежно-кредитной политики позволит Национальному Банку Республики Казахстан достичь установленных ориентиров по инфляции. Это будет способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого и качественного роста.


Таблица 3.1.Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2010 год


2008

(факт)

2009

(оценка)

2010 (прогноз)


1 сценарий

2 сценарий

3 сценарий


Инфляция, %


- на конец года, %

9,5

6,2

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0


Официальная ставка рефинансирования, %

10,5

7,0

6,0

7,0

8,0


Денежная база, млрд. тенге

1525

2451

2395

2697

2728


изменение в %

4,2

60,7

-2,3

10,0

11,3


Денежная масса, млрд. тенге

6267

7386

7042

8097

8524


изменение в %

35,4

17,9

-4,7

9,6

15,4


Депозиты резидентов в банковской системе, млрд. тенге

5409

6473

6123

7070

7459


изменение в %

39,0

19,7

-5,4

9,2

15,2


Кредиты банков экономике, млрд. тенге

7460

7644

7539

8092

8296


изменение в %

2,8

2,5

-1,4

5,9

8,4


Уровень монетизации экономики, %

39,0

46,2

45,9

46,5

46,5



Заключение


Денежно-кредитное регулирование является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитное регулирование нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.

Цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Методы денежно-кредитного регулирования –кредитное регулирование, процентное регулирование, управление государственным долгом, валютное регулирование.

Инструменты денежно-кредитного регулирования - официальные процентные ставки, норма обязательных резервов, валютная интервенция, операции на открытом рынке, кредиты банкам, прямые количественные ограничения.

Национальный Банк Казахстана – центральный банк страны и является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.

Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любой экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:

Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого рынка Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.

Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в Государственной Думе новый налог либо поднять ставку уже имеющегося значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Центрального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того, даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного положения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

Однако, следует признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:

1. Циклическая ассиметрия, то есть если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки станут вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка, покупая у населения облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуд.

Эта циклическая ассиметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляция, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.

3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудие государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики ЦБ на внутригосударственную деловую активность.

В современной экономике широко используются кредитные отношения. Поэтому знание теоретических основ кредита является необходимым условием для рационального использования ссуд в качестве инструмента, позволяющего обеспечить удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах.

Кредитная система расширяет масштабы денежного накопления, позволяет осуществить переход денежных средств из одной отрасли в другую и поэтому способствует росту эффективности производства.

Роль и значение кредитной системы характеризуются рядом показателей: общий объем кредитных вложений, доля банковских ссуд в формировании основного и оборотного капитала предприятий и организаций, совокупный платежный оборот и др.

Ситуация на финансовом рынке страны в 2010 году будет постепенно улучшаться, однако резкого роста кредитной активности банков не произойдет ввиду сохранения экономических и финансовых рисков.

В целом, дальнейшее развитие экономики Республики Казахстан будет зависеть от многих факторов, влияние которых в настоящее время однозначно оценить практически не возможно, а контроль над ними со стороны Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан достаточно затруднителен.

В условиях сохранения нестабильности и неопределенности на мировых и внутреннем рынках Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать основные направления денежно-кредитной политики на один год – на 2010 год. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен вернуться к практике разработки основных направлений денежно-кредитной политики на трехлетний период.


Список использованной литературы


1.Закон РК от 30 марта 1995 г. №2155 «О национальном Банке Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями)

2.ТаттимбетоваЖ.К. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения по дисциплине: Денжно-кредитное регулирование экономики, Караганда 2009г.

3.www.nationalbank.kz – официальный сайт Национального банка

4.Правила о минимальных резервных требованиях, Утверждены Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 мая 2006 года №38

5.afn.kz/

6.Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.02.2006 г.)

7.Постановление Правления Агенства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 г. №358 «Инструкция о нормативных значенияхи методике расчетов пруденциальных нормативов для БВУ»

8.Правила об условиях и минимальных требованиях к порядку предоставления информации поставщиками информации, о порядке оформления согласия субъектов кредитных историй на предоставление информации о них в кредитные бюро, оформления согласия на выдачу кредитного отчета и об условиях и порядке предоставления кредитного отчета от 21 августа 2004 года N 250

9.Абрамова М., Александрова Л. «Финансы, денежное обращение и кредит» - М., 1996

10.Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина.- М.: Финансы и статистика, 1998год

11.Борисова Е.И. Финансирование и кредитование инвестиций / УПП – Караганада 2004

12.«Деньги Кредит Банки» /под ред. Конакбаева А.Г.: Учебное пособие.-Караганда,2007.-223с

13.Есекина Б. Финансовые механизмы обеспечения устойчивости национальной экономики. //Финансы Казахстана. – 2004. – N5

14.Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система Казахстана.- Астана, 2008 г.

15.Журнал «Банки Казахстана»

16.Жуков В. Политика Национального банка по развитию системы безналичных платежей для физических лиц. //Банки Казахстана. – 2005.

17.Ковалев В.В. Финансы: учебник. / Под ред. В.В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006

18.Исина С. Переход от корпоративного кредитования к розничному. //Мир финансов №11, 2006г.

19.Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово- кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 1994.

20.Лапуст М.Г. Современный финансово-кредитный словарь. / Под. общ. ред. М.Г. Лапуста, П.С. Никольского – 2-е изд. доп.– М.: ИНФРА, 2002,

21.Мельников В.Д. Основы финансов.- Алматы, 2007

22.Сейткасимов Г.С. Банковская система Казахстана. – Алматы, 2008

23.Сейткасимов Г. С Банковское дело.- Алматы, 2007

24.Гарбузов, А.К. Финансово-кредитный словарь, том II. Москва, Финансы и статистика, 1986 г.

25.Лаврушина, О.И. Организация и планирование кредита. Москва, Финансы и статистика, 1991 г.

26.Долан Э. Дж. Кэмпбелл Р. Дж. «Деньги, банковское дело и денежно- кредитная политика» - Москва – Ленинград, 1991


Размещено на