Роль Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

Размещено на /

Карагандинский экономический университет

Казпотребсоюха

Кафедра Банковское дело


Курсовая работа

По курсу: Банковское дело

На тему: Роль Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики


Караганда 2010

План


Введение

1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования

1.1 Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты

1.2 Национальный Банк – центральный банк страны

2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка

2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики

2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка за 2008 – 2009 г.г.

3. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2010 г

Заключение

Список использованной литературы


денежный кредитный регулирование политика


Введение


Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус. [1]

Национальный Банк представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Национальный Банк при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли.

Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности.

Национальный Банк координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.

Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.

Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

- разработка и проведение денежно-кредитной политики государства

- обеспечение функционирования платежных систем

- осуществление валютного регулирования и валютного контроля

- содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Национальный Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

- проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;

- осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;

- осуществление функции банка банков;

- осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;

- организация функционирования платежных систем;

- осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;

- управление золотовалютными активами Национального Банка;

- осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка и др.

- осуществление доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан.

Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.

Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен.

Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:

- официальной ставки рефинансирования;

-уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;

-нормативов минимальных резервных требований;

Целью данной курсовой работы является оценка роли Национального Банка Республики Казахстан в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования, цели и объекты;

-дать определение Национальному Банку, как центральному банку страны;

-охарактеризовать и провести анализ инструментов Национального Банка Республики Казахстан в регулировании денежно-кредитной системы;

-проанализировать денежно-кредитную политику Национального Банка за 2008 – 2009 г.г.

- изложить основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка на 2010 г.


1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования


1.1 Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты


Денежно-кредитное регулирование – это осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота. [2]

Основные цели денежно-кредитного регулирования:

На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

поддержание стабильности цен;

достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);

обеспечение экономического роста;

обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;

поддержания равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;

обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен – в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Уменьшение инфляционных процессов способствует улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долгосрочного экономического роста.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

уменьшение макроэкономических рисков;

расширение внутреннего кредита;

концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

Реализуя государственные и общественные интересы в области управления денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать:

-удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота;

защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг;

создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проинфляционных) процессов в денежном обороте;

формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;

развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений;

расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;

совершенствование системы безналичных расчетов.

Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты регулирования.

В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:

спрос на деньги и предложение денег;

объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;

скорость оборота денег;

объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;

коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;

объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;

курс национальной денежной единицы.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.

Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложение денег.

Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне, (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.

Для этого необходимо:

создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков; формирование соответствующих показателей денежного оборота, снижение рисков для инвестиций участников денежного оборота;

проведение мероприятий по снижению издержек участников денежного оборота и расходованию полученных в результате экономии средств на возврат займов;

достижение определенной динамики денежного оборота для потребителей (пользователей) банковских услуг.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также являются важным фактором денежно-кредитного регулирования.

Собственники денежных ресурсов, каковыми являются министерство финансов или центральный банк, согласно законодательству располагают всеми необходимыми полномочиями для проведения преобразований, результатом которых должно стать снижение риска инвестирования и повышение кредитоспособности страны.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Роль государства ограничена регулированием отношений и защитой прав участников денежного оборота, установлением основных его принципов, норм и правил. Правовое регулирование не должно отменять права и свободы участников денежного оборота, а возможные ограничения должны быть соразмерными и обуславливаться необходимостью защиты основ конституционного строя путем соответствующей законодательной регламентации – определения содержания прав участников, основных гарантий осуществления таких прав. Это обеспечит недопущение возможных ошибок или своевременное их устранение и тем самым гарантирует реальное восстановление нарушенных прав.

При правовом регулировании устанавливаются пределы осуществления прав, то есть возможные их ограничения, принимаются меры к достижению разумного баланса конкурирующих прав и законных интересов. Правовые нормы этим требованиям часто не удовлетворяют, поскольку допускают (следовательно, создают возможность определенных ограничений) регулирование ведомственными (прежде всего банковскими) нормативными актами существенных элементов конституционного права.

В связи с этим нормативная база государственного денежно-кредитного регулирования формируется по следующим направлениям:

снижение барьеров входа участников денежного оборота на отдельные сегменты финансового рынка;

введение системы регистрации участников денежного оборота;

мониторинг их деятельности;

ограничение административного регулирования.

При регулировании денежного оборота применяется принцип разграничения действия норм гражданского и банковского законодательства в части регламентации отношений по использованию денег. Регулирование конституционного права ведомственными нормативными актами служит основанием неправомерных ограничений данного права, ставя реализацию права в зависимость от наличия специального разрешения.

Особое внимание уделяется мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений, клиринговые (неттинговые) расчеты.

Благодаря строгой, подчас жесткой правовой регламентации денежно-кредитного регулирования вырабатывается действенный механизм его реализации.

Таким образом, денежно-кредитное регулирование является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитное регулирование нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.

Цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Методы денежно-кредитного регулирования –кредитное регулирование, процентное регулирование, управление государственным долгом, валютное регулирование.

Инструменты денежно-кредитного регулирования - официальные процентные ставки, норма обязательных резервов, валютная интервенция, операции на открытом рынке, кредиты банкам, прямые количественные ограничения.


1.2 Национальный Банк – центральный банк страны


Центральные банки занимают особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны и выступают государственными органами экономического управления. Главенствующая их роль обусловлена широкими полномочиями, которые предоставлены им государством.

Центральный банк является эмиссионным, резервным, кассовым центром страны, обладает правом нормотворчества, контроля, выполняет роль «кредитора последней инстанции», «банка банков», определяет денежно-кредитную и валютную политику; основная цель его деятельности – не извлечение прибыли, а воплощение в жизнь денежно-кредитной политики и руководство кредитной системы страны.

Как показывает мировой опыт, наделение центрального банка государством широкими полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы.

Наделенный государством эмиссионным правом, центральный банк проводит общегосударственную политику стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного, платежеспособного спроса. поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер, то есть денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование структуры и объема денежного оборота центральный банк осуществляет посредством управления операциями банков второго уровня.

Центральный банк последовательно реализует разные стратегии денежно-кредитного регулирования.

Центральным банком Республики Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан, который является верхним уровнем банковской системы и представляет интересы страны в отношениях с центральными банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Правовая основа деятельности Национального Банка Казахстана основывается на Конституции, на Законе Республики Казахстан « О Национальном Банке Республики Казахстан», Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», а также другими законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, а также международными договорами, заключенными Республикой Казахстан.

Национальный Банк Казахстана подотчетен Президенту Республики Казахстан.

Подотчетность Президенту Республики Казахстан означает:

- назначение Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента Республики Казахстан Председателя Национального Банка Казахстана; освобождение его от должности;

- назначение на должность и освобождение от должности Президентом Республики Казахстан заместителей Председателя Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана;

- утверждение Президентом Республики Казахстан структуры и общей штатной численности, системы оплаты труда Национального Банка Казахстана; - утверждение Президентом Республики Казахстан Положения о Национальном Банке Казахстана;

- утверждение Президентом Республики Казахстан годового отчета Национального Банка Казахстана;

- утверждение Президентом Республики Казахстан концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты - казахстанского тенге;

- представление Национальным Банком Казахстана по вопросам своей компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан [2]. Национальный банк Казахстана является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру.

Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г.Алматы. Национальный Банк Казахстана может открывать свои филиалы и представительства в Республике Казахстан и за ее пределами.

Основной целью Национального Банка Казахстана является, обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан.

Для реализации основной цели на Национальный Банк Казахстана возлагаются следующие задачи:

разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;

обеспечение функционирования платежных систем;

осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Основные функции Национального банка следующие:

- проводит государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан, является единственным эмитентом банкнот и монет на территории Республики Казахстан, эмитирует ценные бумаги;

- участвует в обслуживании государственного долга Правительства Республики Казахстан по согласованию с ним и обслуживает государственный долг Национального Банка Казахстана;

- является кредитором последней инстанции для банков; осуществляет воздействие на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке;

- определяет порядок, систему и форму осуществления платежей и переводов денег в Республике Казахстан, организует, а также осуществляет надзор (оверсайт) за платежными системами;

- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в Республике Казахстан и вправе проводить все виды валютных операций;

Уставный капитал Национального Банка Казахстана принадлежит государству и формируется в размере не менее 20 миллиардов казахстанских тенге путем отчислений от нераспределенного чистого дохода.

Резервный капитал Национального Банка Казахстана формируется в размере не менее уставного капитала, пополняется за счет нераспределенного чистого дохода и предназначается исключительно для компенсации потерь и возмещения убытков по проводимым операциям в порядке, установленном Правлением Национального Банка Казахстана.

Национальный Банк Казахстана представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Органами Национального Банка Казахстана являются Правление и Совет директоров (Директорат).

В структуру Национального Банка Казахстана входят центральный аппарат, состоящий из департаментов и других подразделений, филиалы, представительства и организации.

Председатель Национального Банка Казахстана назначается Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента сроком на 6 лет.

Председатель действует от имени и представляет без доверенности Национальный Банк Казахстана в отношениях с государственными органами, банками, финансовыми, международными, иностранными и другими организациями. Председатель Национального Банка Казахстана наделен полномочиями принимать оперативные и исполнительно-распорядительные решения по вопросам деятельности Национального Банка Казахстана, за исключением полномочий, оговоренных настоящим Законом для Правления Национального Банка Казахстана, заключать от имени Национального Банка Казахстана договоры. Председатель Национального Банка Казахстана ответственен за деятельность Национального Банка Казахстана.

Председателем Национального Банка Казахстана на сегодняшний день является Марченко Г.А.

Заместители Председателя Национального Банка Казахстана назначаются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Национального Банка Казахстана сроком на 6 лет, независимо от сроков назначения Председателя Национального Банка Казахстана. Заместители Председателя представляют Национальный Банк Казахстана без доверенности, подписывают документы в пределах своей компетенции.

Заместителями Председателя Национального Банка Республики Казахстан на данный момент являются Акишев Д.Т., Альжанов Б.А., Галиева Д.Т., Таджияков Б.Ш.

Высшим органом Национального Банка Казахстана является Правление. Основные функции Правления Национального Банка Казахстана:

- одобрение государственной денежно-кредитной политики;

- утверждение нормативных правовых актов Национального Банка Казахстана, касающихся отдельных вопросов банковской деятельности, бухгалтерского учета, платежей и переводов денег, вексельного обращения, осуществления валютных операций и надзора за их соблюдением;

- определение номинальной стоимости и дизайна банкнот и монет на основе утвержденной Президентом Республики Казахстан концепции, принятие решения о выпуске банкнот и монет национальной валюты Республики Казахстан, замене банкнот и монет при изменении их дизайна или формы, а также установление порядка обмена ветхих и поврежденных банкнот и монет;

- установление официальной ставки рефинансирования;

- утверждение нормативов минимальных резервных требований для банков, нормативного правового акта о минимальных резервных требованиях для банков и другие.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Правление Национального Банка Казахстана принимает постановления.

Правление Национального Банка Казахстана состоит из девяти человек. В состав Правления Национального Банка Казахстана входят Председатель Национального Банка Казахстана и четыре должностных лица Национального Банка Казахстана, один представитель от Президента Республики Казахстан и два представителя от Правительства Республики Казахстан, а также руководитель уполномоченного органа.

Члены Правления Национального Банка Казахстана от Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Казахстана назначаются и освобождаются соответственно Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и Председателем Национального Банка Казахстана.

Национальный Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана и Правительство обязаны информировать друг друга о предполагаемых действиях и достигнутых результатах, имеющих общегосударственное значение, и проводить регулярные консультации.

Национальный Банк Казахстана учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.

Председатель Национального Банка Казахстана или один из его заместителей вправе принимать участие в заседаниях Правительства с правом совещательного голоса.

Правительство не несет ответственности по обязательствам Национального Банка Казахстана, также как и Национальный Банк Казахстана не несет ответственности по обязательствам Правительства, за исключением случаев, когда он принимает на себя такую ответственность.

Национальный Банк Казахстана может действовать как банк, финансовый советник и агент государственных органов по соглашению с ними.

Национальный Банк Казахстана выступает в качестве финансового советника Правительства Республики Казахстан при разработке и реализации политики государственного заимствования, формировании бюджетной политики по вопросам, связанным с денежно-кредитной политикой государства.

Национальный Банк Казахстана вправе осуществлять операции с государственными ценными бумагами, выпущенными по решению Правительства Республики Казахстан.

Национальный Банк Казахстана не вправе приобретать в свою собственность государственные ценные бумаги центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета при их размещении на первичном рынке. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета согласовывает с Национальным Банком Казахстана ежемесячные объемы выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Правительства с учетом их воздействия на ликвидность банковской системы и приоритетов денежно-кредитной политики, условия допуска финансовых организаций к первичному размещению государственных ценных бумаг, выпущенных по решению Правительства.

Таким образом, Национальный Банк Казахстана – центральный банк страны и является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.


2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики


2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка


Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен.

Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:

- официальной ставки рефинансирования;

- уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;

- нормативов минимальных резервных требований;

- в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.

В целях реализации денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:

- предоставление займов;

- прием депозитов;

- валютные интервенции;

- выпуск краткосрочных нот Национального Банка Казахстана;

- покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;

- переучет коммерческих векселей;

- другие операции по решению Правления Национального Банка Казахстана.

Национальный Банк Казахстана устанавливает официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий.

Национальный Банк Казахстана производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей.

Официальная ставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения для основных операций денежно-кредитной политики.

Официальная ставка рефинансирования Национального Банка на состояние 01.10.2010 г. составляет 7 %. [3] В таблице 2.1. приведены данные за период 2008- 2010 г.


Таблица 2.1.Официальная ставки Национального Банка

Дата установ-

, дата постановления

Размер ставки, %

ления ставки

Правления НБК /

рефинансирования

РЕПО/

(с)

Cов.Директоров

(единая)

Обратное РЕПО

01.01.2008 №144 от 24.12.2007 11,0 11
01.04.2008 №20 от 28.03.2008 11,0 11
01.07.2008 №53 от 23.06.2008 10,5 10,5
01.10.2008 №76 от 22.09.2008 10,5 10,5
01.01.2009 №115 от 22.12.2008 10,0 10,0
05.02.2009 № 8 от 04.02.2009 9,5 9,5
01.04.2009 №23 от 20.03.2009 9,5 9,5
12.05.2009 №41 от 12.05.2009 9,0 9,0
10.06.2009 №54 от 10.06.2009 8,5 8,5
10.07.2009 №62 от 09.07.2009 8,0 8,0
10.08.2009 №72 от 07.08.2009 7,5 7,5
04.09.2009 №88 от 04.09.2009 7,0 7,0
01.01.2010 №119 от 29.12.2009 7,0 7,0
01.04.2010 №17 от 29.03.2010 7,0 7,0
01.07.2010 №58 от 25.06.2010 7,0 7,0
01.10.2010 №79 от 27.09.2010 7.0 7,0

В целях регулирования объемов и ставок вознаграждения по депозитам и займам банков Национальным Банком Казахстана используются нормативы минимальных резервных требований.

Нормативы минимальных резервных требований рассчитываются Национальным Банком Казахстана как процент от суммы обязательств банков. Структура обязательств банков, принимаемых для расчета, условия выполнения минимальных резервных требований и порядок их резервирования, а также нормативы минимальных резервных требований устанавливаются Национальным Банком Казахстана.

Изменение нормативов минимальных резервных требований вводится в действие не раньше чем через месяц со дня принятия такого решения. При нарушении нормативов минимальных резервных требований банки несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Минимальные резервные требования – это обязательная доля от суммы обязательств банка, которую банк поддерживает в виде наличных тенге в своей кассе и денег на корреспондентских счетах в Национальном Банке в национальной и свободно- конвертируемой валютах (резервные активы). [4].

Для определения минимальных резервных требований для каждого банка используются нормативы минимальных резервных требований.

Нормативы минимальных резервных требований – это доля в процентах от суммы обязательств, перечень которых установлен Правилами о минимальных резервных требованиях.

Структуру обязательств банка, принимаемых для расчета минимальных резервных требований, составляют внутренние и иные обязательства банка.

Внутренние обязательства банка – это обязательства банка перед резидентами по балансовым счетам.

Нормативы минимальных резервных требований устанавливаются постановлением Правления Национального Банка отдельно по внутренним и иным обязательствам.

Минимальные резервные требования на определенную дату рассчитываются банком, как сумма резервных требований по внутренним обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по внутренним обязательствам на величину внутренних обязательств на определенную дату, и резервных требований по иным обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по иным обязательствам на величину иных обязательств банка на определенную дату.

Так на 25.06.2008 г. Национальный Банк Республики Казахстан распространяет пресс-релиз, в котором сообщается об изменении нормативов минимальных резервных требования для банков второго уровня.

В целях регулирования краткосрочной ликвидности банков второго уровня Правлением Национального Банка Республики Казахстан были изменены нормативы минимальных резервных требований. Вместо действующих нормативов в размере 6% по внутренним обязательствам и 8% по иным обязательствам вводятся новые нормативы на уровне 5% по внутренним обязательствам и 7% по иным обязательствам.

В соответствии с действующим законодательством нормативы минимальных резервных требований вводятся в действие не раньше чем через месяц после принятия такого решения. Соответственно, новые нормативы вступают в силу с 29 июля 2008 года.

Снижение нормативов минимальных резервных требований позволит банкам высвободить, по оценке, около 90 млрд. тенге. Высвобожденные средства могут быть направлены на поддержание кредитной активности банков.

Национальный банк Казахстана в 2009 г. понизил нормативы минимальных резервных требований для коммерческих банков. по внутренним обязательствам минимальные резервные требования снижены с 2% до 1,5%, по иным обязательствам — с 3% до 2,5%.

Данная мера позволила предоставить банковской системе ликвидность в размере 50 млрд тенге.

В настоящее время нормативы минимальных резервных требований по внутренним обязательствам составляют 1,5%, по иным обязательствам - 2,5%. Пересматривались они в последний раз в марте 2009 года.При этом в прошлом году было принято постановление правления Национального Банка, в котором был установлен отдельный лимит по минимальным резервным требованиям для банков, находящихся в процессе реструктуризации долгов по решению суда. Для них установлен лимит 0. Данное решение было введено в действие в ноябре 2009 года.

Покупка и продажа государственных и других ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Казахстана в рамках общей денежно-кредитной политики.

Национальный Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики.

Национальный Банк Казахстана регулирует общий объем заимствования банков в соответствии с принятыми ориентирами денежно-кредитной политики. Порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов определяются Национальным Банком Казахстана. Национальный Банк Казахстана предоставляет займы как под обеспечение высоколиквидными и безрисковыми ценными бумагами и другими активами, так и без обеспечения на срок не более одного года. Данный срок может быть продлен Правлением Национального Банка Казахстана. При этом Национальный Банк Казахстана вправе предоставлять банкам займы в качестве заимодателя последней инстанции в порядке, на условиях и в сроки, которые установлены Правлением Национального Банка Казахстана.

2.2 Анализ инструментов денежно кредитной политики за 2009 год


Замедление инфляционных процессов в 2009 году позволило Национальному Банку проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны.

В феврале 2009 года Национальным Банком был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за долл. +/-3%. Одномоментное изменение обменного курса позволило значительно снизить девальвационные ожидания, улучшить состояние платежного баланса, сохранить золотовалютные резервы Национального Банка.

На внутреннем валютном рынке в 2009 году Национальный Банк выступал преимущественно в качестве продавца иностранной валюты. За 2009 год нетто-продажа Национального Банка на внутреннем валютном рынке составила 5,4 млрд. долл. При этом, если с января по октябрь Национальный Банк обеспечивал предложение иностранной валюты на внутреннем рынке, то в ноябре-декабре 2009 года Национальный Банк проводил операции по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, объем которых в этот период составил около 4 млрд. долл.

В 2009 году Национальным Банком приняты дополнительные меры по обеспечению стабильности на финансовом рынке. Принимались меры по предоставлению банкам краткосрочной тенговой ликвидности, а также по совершенствованию системы рефинансирования банков Национальным Банком.

В 2009 году Национальный Банк предоставлял займы рефинансирования банкам посредством операций обратного РЕПО и в январе-феврале 2009 года – операций СВОП.

Общий объем операций обратного РЕПО за 2009 год составил 5,9 трлн. тенге, операций СВОП – 1,4 трлн. тенге. Данные операции рефинансирования проводились со сроком 7 дней и 1 месяц.

В марте 2009 года Национальный Банк прекратил проведение операций валютный СВОП и СВОП под залог остатков денег на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке.

По состоянию на конец 2009 года объем непогашенной банками задолженности перед Национальным Банком по операциям обратного РЕПО составлял 404,9 млрд. тенге (рис. 2.!.)


Рис. 2.1. Объем непогашенной задолженности по выданным банкам займам рефинансирования (на конец периода)


Был скорректирован перечень залогового обеспечения при проведении операций обратного РЕПО, который включает государственные ценные бумаги, облигации национальных компаний Казахстана, иностранных государств, международных финансовых организаций, АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Банк развития Казахстана», АО «Евразийский банк развития», а также долговые ценные бумаги банков, эмитенты которых находятся в прямой 100% собственности у государства или АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», или АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро».

В результате предпринятых Национальным Банком мер на протяжении 2008-2009 годов по обеспечению стабильности финансового сектора ситуация с тенговой ликвидностью в банковском секторе значительно улучшилась. Как следствие, во второй половине 2009 года увеличился спрос со стороны банков на операции Национального Банка по изъятию ликвидности. Несмотря на то, что за 2009 год по сравнению с 2008 годом объем выпущенных краткосрочных нот уменьшился в 2,0 раза и составил 1,4 трлн. тенге, их объем в обращении в 2009 году вырос на 51,6% до 473,3 млрд. тенге (рис. 2.2.).


Рис. 2.2. Краткосрочные ноты в обращении (на конец периода)


Средневзвешенная доходность по нотам снизилась с 5,82% в декабре 2008 года до 2,23% в декабре 2009 года (рисунок 2.3.).


Рисунок 2.3. Эффективная доходность по краткосрочным нотам Национального Банка


С 10 августа 2009 года Национальный Банк приостановил размещение краткосрочных нот со сроком обращения 1 месяц, и начал выпускать ноты со сроками обращения 3 и 6 месяцев.

От банков в 2009 году было привлечено депозитов на сумму 16,3 трлн. тенге, что в 2,7 раза больше, чем в 2008 году. Остатки по депозитам банков в Национальном Банке выросли с 33,0 млрд. тенге на конец 2008 года до 488,9 млрд. тенге на конец 2009 года, т.е. в 14,8 раза.

Итогом операций Национального Банка на внутреннем рынке стало изъятие ликвидности банков на 1,3 трлн. тенге за 2009 год (таблица 2.2.).


Таблица 2.2.Сальдо операций Национального Банка на внутреннем рынке млрд. тенге


Cальдо операций

Национального Банка на

денежном рынке

(«-» – изъятие, «+» –

увеличение тенговой

ликвидности)

Участие Национального Банка

на валютном рынке

(«-» – нетто-продажа валюты,

«+» – нетто-покупка валюты)

Чистое изъятие

ликвидности

(«-» – изъятие

ликвидности, «+» –

увеличение тенговой

ликвидности)

2004 г. - 303,5 478,0 174,5
2005 г. 211,2 -48,6 162,6
2006 г. -997,8 1271,0 273,2
2007 г. 644,5 -771,8 -127,3
2008 г. 447,4 404,8 852,1
2009 г. -596,1 -729,9 -1326,0

Также Национальный Банк привлек депозиты Министерства финансов в тенге на общую сумму 5 732,8 млрд. тенге по средней ставке 0,25% годовых, средний срок привлечения составил 7 дней.

В 2009 году Национальный Банк постепенно снизил официальную ставку

рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. С 10 августа 2009 года Национальный Банк принимает депозиты от банков сроком на 7 дней и 1 месяц. Ставки по данным депозитам были первоначально установлены на уровне 2,0% и 2,5%, соответственно, а в последствии постепенно снижались. С 1 декабря 2009 года ставки по депозитам от банков сроком на 7 дней составляют 0,5%, по депозитам сроком на 1 месяц – 1,0% (рисунок 2.4.).

Рисунок 2.4. Ставки по операциям Национального Банка


С 3 марта 2009 года нормативы минимальных резервных требований для банков были снижены с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам банка и с 3% до 2,5% по иным обязательствам банка. Данное снижение по оценке высвободило около 50 млрд. тенге ликвидности. С 30 ноября 2009 году в целях регулирования краткосрочной ликвидности для банков, находящихся в процессе реструктуризации, были установлены отдельные нормативы минимальных резервных требований в размере 0% для внутренних обязательств и 0% для иных обязательств банка.

В 2009 году векселя к переучету не принимались. В портфеле Национального Банка на 1 января 2010 года векселей не имелось.

Динамика показателей денежного предложения в 2009 году демонстрировала показатели роста: денежная масса выросла на 17,9%, наличные деньги в обращении увеличились на 6,5%, расширение денежной базы составило 60,7%.

За 2009 год чистые международные резервы Национального Банка выросли на 14,2% до 22,7 млрд. долл.

Увеличение остатков на корреспондентских счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке и поступления валюты на счета Правительства в Национальном Банке были частично нейтрализованы операциями по продаже валюты на внутреннем валютном рынке и операциями по обслуживанию внешнего долга Правительства. В результате чистые валютные запасы (СКВ) за 2009 год выросли на 13,0%. Активы в золоте в результате роста его цены на мировых рынках выросли на 25,0%.

За 2009 год международные резервы страны в целом (в текущих ценах), включая активы Национального фонда в иностранной валюте (24,4 млрд. долл.), выросли незначительно – на 0,5% до 47,6 млрд. долл. Активы Национального фонда в национальной валюте на конец 2009 года составили 750 млрд. тенге (облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» по номинальной стоимости).

В 2009 году денежная база расширилась на 60,7% до 2 451,2 млрд. тенге (в 2008 году – на 4,2%). Основной причиной расширения денежной базы стал рост как чистых внутренних активов (в основном, за счет роста требований к банкам и государственным нефинансовым организациям), так и чистых внешних активов Национального Банка.

Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков в Национальном Банке, расширилась на 31,5% до 1 962,1 млрд. тенге.

За 2009 год чистые внутренние активы Национального Банка (без учета активов Национального фонда) увеличились на 167,0%. В их структуре чистые