Использование дидактических игр для развития познавательной деятельности 6-классников

прихожу в школу для того, чтобы..» 10 учеников ответили «узнать что-то новое», 9- «встретиться с такими хорошими учителями, как Михласулина Рхия Гатаулловна» и 1 ученик приходит в школу, чтобы  пообщаться с друзьями. Было выявлено, что домашнее задание выполняют совершенно самостоятельно 15 учеников, 3 обращаются за помощью к взрослым и 2  выполняют под контролем родителей. Большинство учащихся (16 учеников) считают, что для того чтобы хорошо учиться, нужно иметь интерес к предмету, 2 учеников считают, что необходимо иметь способности к предмету и два ученика считают, что необходимо уметь списывать. На вопрос «когда я получаю плохую отметку, то..» 14 человек согласились с ответом «стараюсь тут же ее исправить», 6 с ответом «стараюсь исправить ее на следующем уроке». Ученики 6 класса на 6 вопрос все однозначно ответили положительно. Им очень нравится, когда на уроках математики используются игры. Проводили такие игры как: «Что? Где? Когда?», «Лото», «КВМ», «Умники и умницы».

Таким образом, тестирование показало, что у учащихся сформировано представление об учебном предмете, они очень ответственно подходят к выполнению как классных, так и домашних  заданий, очень любят, когда проводятся дидактические игры на уроках математики.

 Исходя из данных тестирования выстраивается диаграмма. (см. приложение 13). Исследования мотивации дает возможность подготовить психолого- педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.

Результаты опытного обучения

Прежде чем подбирать упражнения и  всевозможные игры для использования на уроках, выявила, какие знания  лежат в основе (положительные и отрицательные числа)

           Все эти знания необходимы для сознательного  и прочного усвоения материала. Поэтому первым шагом было выяснение того, насколько этими знаниями и соответствующими умениями  владеют учащиеся.   Для  этого  была проведена самостоятельная работа, которая дала возможность определить имеющийся у учащихся уровень знаний по данным вопросам.

 В самостоятельной работе были даны следующие   задания:

1. Найдите значение выражения:

а) I-8I-I-5I; б) I240I:I-80I; 

в)  I28,52I:I-2,3I;  г) I-4,7I-I-1,9I;

2. Сравните числа и результат запишите в виде неравенства:

а) 8,9 и 9,2;  б) -96,9 и -90,3; 

в) -5,5 и -7,2;  г) - и ;

3. Найдите неизвестный член пропорции:

а) 3,5:х=0,8:2,4;

б) 6,8:2,5=х:1,5;

в) х:2=20:5;

Самостоятельная работа проводилась в 6 классе «А» (контрольном) и в 6классе «Б» (экспериментальном). Результаты самостоятельной работы были занесены в таблицу 1 (см. Приложение 22)

Анализ работ показал, что на начало эксперимента уровень знаний у ребят контрольного и экспериментального классов находится на одном уровне. Проведенный анализ позволил спланировать дальнейшую работу. В экспериментальном  классе учла, что некоторые учащиеся не совсем хорошо усвоили необходимый материал. Поэтому на уроках использовала дидактические игры, способствующие развитию мотивации познавательной деятельности. (Формирующий эксперимент представлен в 2.1. Проведение дидактических игр на уроках математики, анализ игровой деятельности). Они были направлены:

на подготовку к изучению нового материала;

на изучение нового материала;

на закрепления изученного материала.

Игры давались систематически, в соответствии с  целями и задачами урока. Дети охотно включались в дидактическую игру, с охотой принимали ее условия. Здесь даже пассивные, несмелые дети активно включались в работу, применяя на практике свои знания и умения. Особенно учащимся нравились задания, в которых надо исправить ошибки. От них требовалось не только исправить ошибки, но и объяснить, почему допущена ошибка.

Отобранные дидактические игры позволили повысить активность учащихся в их деятельности, ведь ребенок сам активно участвует в процессе познания, сам решает какие знания и умения ему потребуются для выполнения поставленной задачи. В уроки  также включались сюжеты знакомых ребятам сказок и герои литературных произведений. Старались объединить  уроки одной темой, одной сюжетной игрой. Так, например, при проведении урока-игры дети отправились путешествовать в Математическое Королевство.

По пути дети делали остановки, во время которых не только повторяли изученный материал, но и вспоминали литературные произведения, с их героями, вспомнили   о дружбе, о друзьях, которым надо помогать, в игре-путешествии дети расширяли свой кругозор.  Отобранные игры давались на каждом уроке, естественно, форма подачи, виды и время игры или задания  менялись в зависимости от цели и задачи урока.

В дальнейшем в контрольном и экспериментальном классах была проведена еще одна самостоятельная работа.

1. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел:

а) -5 и 6; б) - и ;

в) -3 и 6;  г) -3 и -2;

2. Сравните числа:

а) -5,2 и -3,7;   б) - и -;

в) -3,5 и -1;      г) - и -;

Результаты этой работы были занесены в таблицу 2 (см. Приложение 23) 

В самостоятельной работе надо было найти значения выражений за ограниченный промежуток времени (15минут). Результаты этой работы показывают, что в экспериментальном классе дети лучше усвоили материал, выполнили  работу быстрее, допустив меньше ошибок  при решении.

Далее в экспериментальном классе была продолжена работа с использованием на уроках дидактических игр. В конце педагогической практики была дана итоговая работа.

1.          Вычислите:

 а) -49+(-57);  б) -32-(-13);

 в) -13,97+6,79;  г) -3,15+( -6,75);

2. Сравните числа:

 а) I-4,7I и 3,5;      б) 2,35 и -I-6,45I;

в) - и ;          г) -1,11 и -I-3,24I;

д) -295 и -I-925I;   д)-367 и -366;

Результаты были проанализированы и занесены в таблицу 3 (см. Приложение 24)

Сопоставительный анализ уровня знаний учащихся в контрольном и экспериментальном классах показал, что учащиеся экспериментального класса лучше справились с работой. В экспериментальном классе 17 человек выполнили работу верно, а в контрольном классе - 9 человек. Допустили ошибки на вычитание  в экспериментальном классе 2 человека, а в контрольном - 6 человек. Сопоставительный анализ уровня знаний учащихся в экспериментальном классе на начало и конец эксперимента показал, что качество знаний повысилось на 25%. Если в первой контрольной работе выполнили работу верно 12 человек, то в последней контрольной работе выполнили верно 17 человек. С работой справились все. Мы убедились, что игровая деятельность способствует не только активизации познавательной деятельности, но и формированию умения безошибочно вычислять.

Применение дидактических игр позволило сделать обучение школьников более интересным, занимательным, активизировать познавательную деятельность, повысить уровень внимания и памяти. Использование дидактических игр стимулирует активность каждого ребенка, повышает качество процесса обучения школьников. Дидактические игры помогают разнообразить виды учебной деятельности детей на уроке, ведут  к систематизации знаний и жизненного опыта, являются хорошим средством для создания комфортной  атмосферы урока. 

Таким образом, результаты самостоятельных работ, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках подтвердили то, что включение в урок дидактических игр, отобранных в соответствии с целями урока, возрастными особенностями детей, оказывает существенное влияние на развитие мотивации познавательной деятельности.


Заключение

 

         В свете требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое  значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного деятельного отношения к учебному процессу. При этом  не менее важным требованием является снижение психических  и  физических перегрузок   школьников. Дидактическая игра содержит в себе реальную возможность решения этих задач. Для решения поставленных задач  были использованы следующие методы:      

  1. изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

  2. опытное обучение, включающее наблюдение, анализ письменных работ учащихся.

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации развивают мотивацию познавательной деятельности учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.

Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно  для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого  интереса. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством развития мотивации познавательной  деятельности школьника, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

Всякая игра, предлагаемая ученикам на уроках математики, не может быть самоцелью. Она обязательно должна нести смысловую нагрузку, т.е. всякая игра должна развивать мышление ученика, расширять кругозор. С этой точки зрения и следует подходить к выбору той или иной игры. Кроме того, игра по своей сложности должна соответствовать умственному и физическому развитию учащихся, участвующих в ней. Перед игрой надо разъяснить правила игры так, когда каждый игрок отвечает только за свои действия. Игра не дает общественно значимого продукта. Игровая деятельность всегда мотивированна интересом. Она связана со свободной организацией – ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени, как хочет, сколько хочет и когда хочет» По определению Петровского А.В. , -деятельность – активность, регулируемая целью.

В ходе написания  выпускной квалификационной работы были реализованы поставленные цели и задачи. Гипотеза дала  положительный результат

Теоретической базой исследования послужили 36 источников литературы. Выявлена результативность использования дидактических игр, проведено анкетирование с целью выявления развития мотивации познавательной деятельности учащихся, разработано, проведено и проанализировано 5 конспекта уроков,  подобрано 12 игр по разным темам программы 6 класса. Получены следующие выводы:

1.           Игра- это одна из форм обучения. Она должна включаться в учебный процесс по предметам в тесной связи с другими приемами учебной работы.

2.           Учителю необходимо продумывать методику работы с игрой на уроке.

3.           Учителю нужно уметь организовать игру так, чтобы заинтересовать детей учебным материалом.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие                                      требования к ним:

1.           Каждая дидактическая игра должна включать в себя упражнения, полезные для умственного развития учащихся и их воспитания

2.           В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления  некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С.Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра»

3.           Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Таким образом, использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока, и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования вычислительных навыков. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности, умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.

Выпускная квалификационная работа может стать методическим пособием для студентов Кунгурского педагогического училища, как при подготовке докладов, сообщений на эту тему, так и при проведении пробных уроков или преддипломной практики. А также ею могут воспользоваться учителя математики, преподающие в средней школе, стремящиеся вызвать интерес к урокам математики, используя для этого дидактические игры.


Алгоритм подготовки к проведению дидактической игры

 

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний. Развитие сенсорных способностей, активизация  психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.

Установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения.

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.

Определение количества играющих (весь класс, небольшие подгруппы, индивидуально).

Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры.

Подготовка к игре самого учителя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, методы руководства игрой.

Подготовка к игре учащихся.

Организации познавательной деятельности учащихся

1.                Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование  установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.                Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытии», формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуации, разные уровни проблемно - эвристического решения задач и т.д.)

- руководство повышением уровня понимания(от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.                Закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений;

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Факторы необходимые при подборе занятия,  игры

 

1.           Сколько будет участников?

2.           Какими умениями и навыками обладают они?

3.           Какую цель должна преследовать игра? (Развить определенное знание, закрепить некоторые навыки, дать разрядку от напряженной умственной  работы, выдвинуть для решения какую-то проблему.)

4.           Какое оборудование потребуется для игры и как его подготовить?

5.           Как отметить победителей в игре?

Советы молодому учителю

по руководству познавательной деятельности учащихся

1.     Делать обучение ярким, занимательным, при этом вырабатывать у учащихся и волю,