Шпаргалка
отказом государственного или частного обвинителя от обвинения;3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4-8 части первой статьи 27 УПК РФ;
4) осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 УПК РФ;
5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, — в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.
Право на возмещение вреда в порядке, установленном УПК, имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.
Указанные положения не распространяются на случаи, когда примененные в отношении лица меры процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор отменены или изменены ввиду издания акта об амнистии, истечения сроков давности, недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния.
В соответствии с порядком реализации права на реабилитацию,суд в приговоре, определении, постановлении, а прокурор, следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
При отсутствии сведений о месте жительства наследников, близких родственников, родственников или иждивенцев умершего реабилитированного извещение направляется им не позднее 5 суток со дня их обращения в органы дознания, органы предварительного следствия или в суд.
Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрено возмещение реабилитированному морального и имущественного вреда, а также восстановление иных прав.
Стадии уголовного процесса Стадии — это относительно самостоятельные части процесса, отделенные друг от друга итоговыми процессуальными решениями и характеризующиеся непосредственными задачами, кругом органов и лиц, участвующих в производстве по делу, порядком (формой) процессуальной деятельности (процедурой) и характером уголовно-процессуальных правоотношений. Стадии уголовного процесса образуют логическую систему, создающую оптимальные условия для выполнения его задач. Возбуждение уголовного дела — первая и обязательная стадия, на которой прокурор, следователь, орган дознания, а также суд или судья решают вопрос о наличии повода и оснований для начала производства по уголовному делу. Дело возбуждается при обнаружении признаков преступления (чаще объективная сторона). Предварительное расследование имеет место по большинству уголовных дел. Оно проводится в форме предварительного следствия и дознания или же при их сочетании. Сущность этой стадии состоит в установлении всех обстоятельств преступления, изобличении лиц, причастных к его совершению, формировании обвинения в целях создания условий для быстрого рассмотрения дела в суде. Назначение судебного заседания (принятие дела к производству судом) состоит в рассмотрении судьей единолично материалов поступившего в суд уголовного дела на предмет правильности и полноты проведенного расследования, законности и обоснованности привлечения обвиняемого к уголовной ответственности. При наличии ходатайств обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных дело проходит предварительное слушание, которое производится по правилам ст. 234 УПК РФ. Судебное разбирательство - центральная стадия уголовного процесса, т.к. в ней осуществляется правосудие по уголовному делу, т.е. судом решается вопрос о виновности или невиновности подсудимого и применении или неприменении к нему уголовного наказания. Стадия по общему правилу заканчивается вынесением приговора, но в ней принимаются и другие важные решения (о прекращении дела, о направлении его на доследование и т.п.) В судебном заседании рассматривается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера. Кассационное производство - стадия, на которой вышестоящий суд по жалобам участников процесса или протесту прокурора проверяет законность и обоснованность приговора суда первой инстанции, не вступившего в законную силу. Исполнение приговора заключается в разрешении судом, постановившим приговор, вопросов, связанных с обращением приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу, к исполнению, с контролем за их исполнением, с самим исполнением решений и разрешением вопросов, возникших во время исполнения приговора. Пересмотр приговоров в порядке надзора и возобновление уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам имеет место не по всем делам. Эти стадии называются исключительными, так как здесь пересматриваются приговоры, уже вступившие в законную силу, нередко исполненные или исполняемые. Для того чтобы уголовное дело вступило в одну из этих двух стадий, нужны исключительные обстоятельства и особое усмотрение высокопоставленных должностных лиц прокуратуры и суда, специально указанных в законе. |
Повод к возбуждению УД, Порядок, Отказ в возбуждении УД Повод к возбуждению уголовного дела — это источник, из которого становится известно о преступлении. Ст. 140 УПК РФ предусматривает три повода для возбуждения УД: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Устное заявление гражданина и добровольное сообщение о совершенном им преступлении заносится в протокол заявления и протокол явки с повинной, сообщение из иных источников отражается в рапорте должностного лица, получившего сообщение (ст.ст. 140—143 УПК РФ). Решение о возбуждении УД оформляется постановлением, которое незамедлительно направляется прокурору. К нему прилагаются материалы проверки сообщения, а если проводились следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, то на соответствующие протоколы и постановления прокурор может принять следующее решение: либо дает согласие на возбуждение уголовного дела, либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение или о возвращении материалов для дополнительной проверки. Обязанность уведомить заявителя и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, о решении, принятом прокурором, возлагается на следователя или дознавателя (ст. 146 УПК РФ). В гл. 20 УПК РФ закреплен порядок возбуждения уголовного дела. При возбуждении уголовного дела публичного обвинения, а также при наличии повода и основания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: 1) дата, время и место его вынесения; 2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело. В ст. 148 УПК РФ предусмотрены основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в установленном законом порядке. При рассмотрении жалобы прокурор вправе в течение 48 часов с момента вынесения дознавателем или следователем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя. |
Условия предварительного расследования и следствия Существуют положения, которые раскрывают назначение и содержание отдельных уголовно-процессуальных институтов предварительного следствия, обеспечивающих производство следственных действий в целях полного и объективного установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Эти положения называются общими условиями предварительного расследования и предварительного следствия. К ним относятся: 1) соблюдение подследственности (ст.ст. 150—151 УПК РФ); 2) соблюдение места производства предварительного расследования (ст. 152 УПК РФ); 3) соблюдение порядка соединения и выделения уголовного дела (ст.ст. 153-154 УПК РФ); 4) соблюдение порядка производства неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ); 5) обязательность рассмотрения ходатайств (ст. 159 УПК РФ); 6) обязанность по принятию мер попечения о детях, иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и мерах по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ); 7) недопустимость неразглашения данных предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ); 8) обязательность соблюдения срока предварительного следствия (ст. 163 УПК РФ); 9) соблюдение правил производства следственных действий (ст. 164 УПК РФ); 10) обязательность ведения протоколов следственных действий (ст. 166 УПК РФ); 11) участие специалиста, понятых, переводчика (ст.ст. 168-170 УПК РФ); Рассматривая место производства предварительного расследования необходимо запомнить, что, как правило, оно осуществляется по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, однако возможно его расследование по месту окончания преступления, совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Необходимо помнить, что началом предварительного расследования является момент возбуждения уголовного дела и принятия следователем или дознавателем его к своему производству (ст. 156 УПК РФ). |
Понятие и виды подследственности Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых расследование данного преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания. Действующий утоловно-процессуальный закон дает основания для выделения следующих признаков подследственности: предметный (родовой), альтернативный (смешанный), персональный и территориальный. Предметный признак выражается в том, что подследственность уголовного дела определяется в зависимости от квалификации преступления по конкретной статье Особенной части Уголовного кодекса РФ. Другой признак, по которому определяется подследственность следователей прокуратуры, называется персональным. Он выражается в указании закона на специфику субъекта преступления и в специфике служебного положения потерпевшего (например, преступления в отношении военнослужащих). Существует еще один признак подследственности следователей прокуратуры — территориальный, согласно которому она определяется в зависимости от места совершения преступления (например, в расположении воинской части, учреждения, гарнизона и т.д.). Альтернативный признак подследственности заключается в установлениях закона, в силу которых предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащим к различным ведомствам. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями. |
Предварительное расследование Сроки дознания и предварительного следствия Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено. Срок предварительного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями. Если прокурором возвращено уголовное дело для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия, установленный прокурором, не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его прокурору не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника о продлении срока предварительного следствия. В ст. 223 УПК РФ определены порядок и сроки дознания. Дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, производится в порядке, установленном главами 22 и 24—29 УПК РФ. Дознание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. При возбуждении органом дознания уголовного дела, по которому необходимо производство предварительного следствия, орган дознания наделен лишь правом проведения неотложных следственных действий, перечень которых определен ст. 146 УПК РФ. Их осуществление законодатель ограничивает сроком в 10 суток, не позднее которого дело должно быть передано следователю. |
Предварительное расследование Взаимодействие следователя с органами дознания Деятельность органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, является одной из форм предварительного расследования и именуется «дознание в полном объеме». Общее у дознания в полном объеме и предварительного следствия: 1) момент начала и окончания; 2) перечень, основания и порядок производства следственных действий; 3) перечень, основания, процедура избрания, изменения и отмены основных мер пресечения и применения иных мер процессуального принуждения; 4) участие защитника; 5) требования к составляемым в ходе расследования процессуальным документам. Орган дознания — это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления. К органам дознания относятся: 1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; 2) главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховно го Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов. На органы дознания возлагаются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений. Взаимодействие следователя и органа дознания производится в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством. |
Предварительное расследование Действия следователя и дознавателя при окончании расследования Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель выносит соответствующее постановление, которое должно быть согласовано с прокурором. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству. Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. Неотложные следственные действия производят: 1) органы дознания, указанные в пункте 1 части третьей статьи 151 УПК РФ, — по всем уголовным делам, за исключением некоторых уголовных дел (ч. 2—5 ст. 156 УПК РФ); 2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 УПК РФ; 3) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона; 4) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами; 5) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 УПК РФ. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. |
Предварительное расследование Действия следователя и дознавателя пои окончании расследования Как правило, предварительное следствие заканчивается направлением уголовного дела прокурору с обвинительным заключением для последующего направления его в суд для разрешения вопроса о виновности либо невиновности обвиняемого и назначения ему наказания. Такой вид окончания включает не только составление обвинительного заключения, но и анализ достаточности собранных по делу доказательств, при условии выполнения всех возможных по делу следственных действий; после чего следователь уведомляет обвиняемого, защитника, законного представителя обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и разъясняет им принадлежащие права, знакомит указанных лиц с материалами уголовного дела в прошитом и пронумерованном виде. Далее следователь рассматривает и разрешает ходатайства, при необходимости производит необходимые следственные действия и только потом составляет обвинительное заключение — процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев — о принятых мерах по обеспечению их прав. После подписания следователем обвинительного заключения уголовное дело немедленно направляется прокурору. Обвинительное заключение — процессуальный документ, завершающий предварительное следствие, в котором подводятся его итоги, формулируются окончательное обвинение, обосновывается доказательствами вывод следователя о виновности обвиняемого, юридическая квалификация. Обвинительный акт — это итоговый процессуальный документ, которым завершается дознание (ст. 225 УПК РФ). По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются: 1) дата и место его составления; 2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; 3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; 4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; 5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации; 6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты; 7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда; 9) список лиц, подлежащих вызову в суд. Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления материалы уголовного дела в том же порядке, который установлен для обвиняемого и его защитника. Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору. |
Предварительное расследование Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия Предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований: 1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено; 2) обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам; 3) место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует; 4) временное тяжелое заболевание обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. О приостановлении предварительного следствия следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору. Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых. До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление. Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления предварительного следствия по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части первой статьи 208 УПК РФ, об этом уведомляются также обвиняемый и его защитник. После приостановления предварительного следствия следователь: 1) принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; 2) устанавливает место нахождения обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску. После приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается. |
Следственные действия Обыск (ст. 182) Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Обыск производится на основании постановления следователя. Обыск в жилище производится на основании судебного решения. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, — судебное решение, разрешающее его производство. Также следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск. При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. Он вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска. При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота. Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц. С разрешения следователя при обыске могут присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск. При производстве обыска составляется протокол. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации. Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов. Личный обыск – ст. 182, подозреваемого, обвиняемого, в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, имеющих значение для УД. |
Следственные действия Выемка (ст. 183) При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для УД, и если точно известно, где и у кого они находятся, производятся их выемка. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно. Выемка — это следственное действие, заключающееся в изъятии (добровольном или принудительном) из помещений, участков местности и у конкретных лиц предметов или документов, имеющих значение для дела, без предварительного их поиска. Основаниями для принятия решения о производстве выемки являются фактические данные, полученные самим следователем или сообщенные ему органом дознания, с достоверностью указывающие на нахождение подлежащих изъятию в интересах дела конкретных предметов и документов в определенном месте помещения, занимаемого учреждением, организацией, предприятием или гражданином. Выемка производится по мотивированному постановлению следователя. В постановлении указывается, какие именно предметы или документы и у кого подлежат изъятию. Выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, производится только с санкции прокурора или его заместителя и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения. Выемка производится в присутствии понятых. Ее процессуальный порядок такой же, как и для обыска. Вначале следователь предъявляет постановление, разъясняет лицам, у которых производится выемка, понятым, представителям их права и обязанности, а затем предлагает выдать предметы и документы. В случае отказа в добровольной их выдаче следователь производит принудительное изъятие. Если предметы и документы хранятся в закрытом помещении, сейфе, шкафе, ящике стола или ином хранилище, следователь предлагает открыть их добровольно, а при отказе — вскрывает сам или с помощью приглашенного специалиста. Однако при отсутствии предметов или документов в тех местах, в которых следователь рассчитывал их обнаружить, он не вправе предпринимать их поиск в рамках производства выемки. Если следователь имеет основание полагать, что интересующие его предметы или документы могут находиться здесь же, то он должен вынести постановление об обыске. Процессуальные правила выемки включают в себя обязанность следователя принимать меры к неразглашению обстоятельств интимной жизни проживающих в помещении или других лиц. Кроме предметов и документов, указанных в постановлении о производстве выемки, следователь вправе изымать также предметы и документы, запрещенные к обращению. Выемка почтово-телеграфной корреспонденции в почтово-телеграфных учреждениях согласно ст. 23 Конституции РФ производится при наличии соответствующего судебного решения (постановления судьи). |
Следственные действия Наложение ареста на почто-телеграфные отправления (ст. 185) При наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела» могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся только на основании судебного решения. В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются: 1) фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться; 2) основания наложения ареста, производства осмотра и выемки; 3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту; 4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления. В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя. Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем в соответствующем учреждении связи с участием понятых из числа работников данного учреждения. В необходимых случаях для участия в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны. Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о наложении ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу. Основания осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений отличаются от наложения ареста. И осмотр, и выемка имеют место уже после наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. Поэтому фактическим основанием выемки почтово-телеграфных отправлений будет наличие закрепленных в протоколе осмотра корреспонденции достоверных данных о том, что в таковой содержатся сведения, имеющие значения для дела. Специального постановления о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции не требуется. |
Следственные действия Контроль и запись переговоров (ст. 186) При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях только на основании судебного решения. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются: 1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры; 2) основания, по которым производится данное следственное действие; 3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи; 4) срок осуществления контроля и записи; 5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу. Следователь в течение всего срока производства контроля записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании. |
Допрос свидетеля и потерпевшего на суде Потерпевший допрашивается в порядке, установленном действующим УПК РФ (ст. 278). Потерпевший с разрешения председательствующего может давать показания в любой момент судебного следствия. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда. Свидетели допрашиваются порознь и в отсутствие недопрошенных свидетелей. Перед допросом председательствующий устанавливает личность свидетеля, выясняет его отношение к подсудимому и потерпевшему, разъясняет ему права, обязанности и ответственность, о чем свидетель дает подписку, которая приобщается к протоколу судебного заседания. Первой задает вопросы свидетелю та сторона, по ходатайству которой он вызван в судебное заседание. Судья задает вопросы свидетелю после его допроса сторонами. Допрошенные свидетели могут покинуть зал судебного заседания до окончания судебного следствия с разрешения председательствующего, который при этом учитывает мнение сторон. При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление. В случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, в связи 6 необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями. |
Следственные действия Предъявление для опознания (ст. 193) Предъявление для опознания — следственное действие, в результате которого следователь (дознаватель к др.) в присутствии понятых устанавливает тождество или различие опознаваемого с ранее наблюдавшимся лицом, предметом и т.д. Фактические данные, полученные в результате этого следственного действия, могут быть проверены путем допроса лиц, при нем присутствующих. Виды предъявления для опознания. Для опознания предъявляются: 1) люди (обвиняемый, подозреваемый, потерпевший и даже свидетели); 2) иные живые существа; 3) предметы; 4) трупы. Следователь может предъявить для опознания лило или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Для опознания может быть предъявлен и труп. Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет, а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать. Не может проводиться повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам. Лицо предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Это правило не распространяется на опознание трупа. Перед началом опознания опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись. При невозможности предъявления лица опознание может быть проведено по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, внешне сходных с опознаваемым лицом. Количество фотографий должно быть не менее трех. Предмет предъявляется для опознания в группе однородных предметов в количестве не менее трех. При невозможности предъявления предмета его опознание проводится в порядке, установленном частью ватой настоящей статьи. Если опознающий указал на одно из предъявленных ему лиц или один из предметов, то опознающему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данные лицо или предмет. Наводящие вопросы недопустимы. В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего. |