Социальная политика государства и ее совершенствование

СОДЕРЖАНИЕ


1 Введение

2 Социальная политика государства и социальные проблемы современной России

3 Основные направления социальной политики

а) поддержка безработных

б) пенсионное обеспечение России

в) социальные программы (пособия и др)

4 Результаты реализации социальной политики в России на сегодняшний день

5 Заключение

6 Приложение

7 Список литературы


СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.


Социальные проблемы любого государства всегда очень остро стоят перед руководством страны. Социальные проблемы больше всего волнуют население. Социальная защищенность населения способствует политической ориентации населения ,предпочтение отдаётся той партии или тому политическому движению, которое обещает и выполняет обещания о социальных реформах ,улутшения жизни населения ,повышения уровня доходов.

Основная цель работы состоит в том ,что бы показать социальные проблемы в общем,социальные проблемы в России, программы, мероприятия, проводимые провительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Меры по обеспечению населения рабочими местами, возможностью заработать себе на проживанию в достатке. Меры по защите социально не защещённых слоев общества(стариков,детей). Осветить результаты социальных реформ в пенсионном, трудовом аспекте жизни общества. Раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий не защещенным слоям общества. Показать важность социальных преобразований. Необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защите тех кто не может по ряду причин по средствам труда обеспечить себя, или в преклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим от желания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень должен соответствовать среднему прожиточному минимуму в данной стране.


Экономическая деятельность человека в конечном счете имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, поскольку и изменения условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

В XX веке в промышленно развитых странах всё более распространя-ется концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность преобретает теория и практика “социального рыночного хозяйства”, означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.

Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различ-ных потоков доходов путем их перераспределения.

Что же такое социальная политика государства?

Социальная политика государства — одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Сутьсоциальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в фор-мированииэкономических стимулов для участия в общественном производстве. Cоциальная политика государства, выступающая как основная часть мероприятий, проводимых государством в целях регу-лирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Социальная политика играет , с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассмат-риваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развитиятем выше требования к любям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной полиники. Учитывая тесную взаимосвязь современногол мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической групп стран и даже континентов).

Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ ( обеспеченность населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью (обычно используется показатель обеспечен-ность в расчете на 100 семей). Немаловажное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, какова доля в структуре потребления продуктов питания наиболее биологически ценных продуктов).

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является “потребительская корзина”, включаю-шая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. Вэтой связи выделяют “минимальный уровень потребления” и “рациональный уровень потребления”. Под первым понимают такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая “черта беднасти”. При этом не следует путать “минимальный уровень потребления” с “физическим уровнем потребления”, ниже которого человек просто не может сущуствовать физически. Доля населения, находящегося за “чертой бедности”, явля-ется одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране.

“Рациональный уровень потребления” отражает количество и струк-туру потребления, наиболее благотриятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика, приближенная к такому потребителю.

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни насемения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда,состояние Среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т. п. Здесь требуется интегральные социологическии оценки, имеющии скорее качественную, чем количественную определённость.

Необходимо так-же отметить, что оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассмат- ривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать “черту бедности”. То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт “внедрения” европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяется ресурсами, которые может напра-вить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общественного уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны с экономическим развитеем страны.

В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышанны посравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор напровлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.


Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальнай политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономическии преобразования достигает макси-мума тогда, когда становится очивидной неспособность решить назревшии социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

С другой, радикальный слом существующих экономических механиз-мов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономи-ческих преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким подением жизненого уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.

Так, рост цен в 1992 г. на потребительские товары был 26-кратный. В то же время денежные доходы населения увеличились примерно в 10 раз, в том числе зароботная плата в 12 раз. Соответственно сократились потребительские расходы, что не могло не сказаться на реальных доходах населения.


Таблица 1

Индексы реальных доходов, потребительских расходов, заработной платы и пенсии в России.1








Год

Доход

Потребительские

доходы

Средняя

раплата

Средняя

пенсия





1985

74.5

88.5

87.3

63.1





1990

101.0

109.4

111.4

74.3





1991

100.0

100.0

100.0

100.0





1992

48.7

43.3

67.7

36.6





1993

45.4

43.8

64.8

------















Падение реальных доходов, в свою очередь,повлекло за собой не только сокращение потребление основных продуктов, но и ухудшение структуры потребления.





Таблица 2

Потребление основных продовольственных (кг/чел) и непродовольственных (ед. изм/чел) товаров в России.2








Товар

1991 г.

1992 г.

Хлебобулочные изделия

101

104

Картофиль

98

106

Овощи и бахчевые

87

78

Фрукты и ягоды

35

29

Сахар

29

26

Мясо и мясопродукты

65

58

Молоко и молочные продукты

349

294

Рыбные продукты

14

12

Яйца

229

243

Растительное масло и жиры

6

7

Ткани

9

6

Трикотажное бельё

7

5

Носки и чулки

15

10

Обувь

8

6

Мыло

4

2


Падение жизненого уровня сопровождалось социальной дифференциацией общества, в том числе по зароботной плате. Так, заработки 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышали заработки 10% наименее оплачиваемых до 1991 г. в 4 раза, в марте 1992 г. в 11 раз и в сентябре в 16 раз.

Значительно увеличельно увеличилось число лиц, находящихся за “чертой бедности”, которое, по данным государственной статистики, к концу 1992 г. составило почти треть населения. “Средний” же класс, который служит основным стабилизатором социальной напряжённости, по существу, так и не сформировался.

Мероприятия по финансовой поддержки государственных предприятий, проведение во второй половине 1992 г., приостановили массовую безработицу, обусловленную банкротством предприятий. Однако, ситуация на рынке труда постепенно обострялась.

Обострилась проблема охраны труда. Заметно ухудшилась демографическая ситуация. Начался процесс депопуляции населения.

В следствии обострения социальных проблем в стране усилина социальная ориентация реформ.3

































































ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В результате реформ социально-трудовая сфера преобрела новое качество. Институциональные нововведения повияли, во-первых, на возникновение принципеально новых сфер и видов деятельности и , во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое иреальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

— становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест.

— образование нового источника доходов -предпренимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый “челночный” бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.

Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработици, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой легентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые ( или частично оплачиваемые ) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

Существование большой скрытой безработици обусловленно сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т. п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очивидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово- экономических структур провительства России. Социальный его “блок” (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федерольную миграционную службу и т. д.) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.

Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ. регулирующихповедение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то что Закон о занятости — первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны:минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 небель за предыдуший год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Обнако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.

Хуже всего положоние лиц , длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенбенция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ — сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой струкрурной политики и складывающийся экономической конъюктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и перепобготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально.

Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 г., заключённое между правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпренимателей, в котором нашли отражение основные направления соействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на периобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по меспу последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, навосстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочие.


СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ


Система пенсионного обеспечения в России в период перехода к новым экономическим отношениям не была кординально разрушена, а всего лишь реформированна. Многие трабиционно сложившиеся принципы её функционирования, в том числе общегосударственный характер пенсионной системы , сохранились. В России, как и ранее в СССР, действует единое пенсионное законодательство на всей территории страны, прова пенсионеров зависят не от места их проживания, национальности, социальной группы, а от возраста, состояния здоровья, степени утраты источников самообеспечения, трудового стажа, уровня получаемой до назначении пенсии трудового дохода.

Наиболее важное изменение в системе пенсионного обеспечения явился переход от формального к реальному страхованию трудовых пенсии. В традиционной системе (плановой) государство было единственным работодателем для наёмных рабочих. Трудовые отношения регулировались единым для всех участников законодательством и априорно предлагали обязательное государственное страхование каждого работающего.

Однако установленные тарифы страхования были низки и не полностью покрывали всю потребнасть в средствах на выплату трудовых пенсий. Так, в 1988 г. средства государственного социального стахования в СССР составили всего лишь 43% общей суммы выплаченных пенсий и пособий страхового характера, остальное поступало из государственного бюджета.

Перемены, начавшиеся в 1990 г., в основном заключались в выделении системы социального страхования из сферы бюджетного финансирования. Это было связано с усилением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций, перехода к рыночным отношениям. Была сформулированна новая самостоятельная структура — Пенсионный фонд, отделённый от бюджета. Он должен аккомулировать средства из всех источников на выплату государственных пенсий. Таких источников формирования два: работодатель, в обязательном порядке страхующихся за счёт затрат на производство своих наёмных работников (обязательное страхование распространяется также на само занятых предпренимателей, не образующих юридического лица, фермиров и т. д.), и государство, взявшее на себя обязанность обеспечивать за счёт бюджета пенсии военнослужащим, социальные пенсии и накоторые другие виды социальных выплат. Доли участников составляют 90 и 5% соответственно. Хотя в данном случае государство выступает в качестве гаранта социальной обеспеченности перечисленных категорий пенсионеров, на самом беле его расходы на выплаты пенсий гораздо выше, ибо оно, само является работодателем и следовательно, стахователем для государственных служащих, работников бюджетных отраслей, государственных предприятий и т. д.


Таблица 3

Примерная структура Пенсионного фонда РФ(в%)4


Всего поступлений 100

в том числе

страховые взносы

91.5
средства федерального бюджета 5.1

из них:

выплаты военнослужащим, их семьям и припавненым к ним категориям

3.2
Социальные пенсии 1.6
Компенсоции жертвам чернобыля 0.3
прочии поступления 1.5

Современная ситуация в областе пенсионного обеспечения в России характеризуется отсутствия накоплений пенсионного характера. В результате тратит на пенсионеров исключительносвои текущие доходы. Пенсионный фонд теперь работает так, что ежемесячные отчисления тут же направляются на выплату пенсий за исключением необходимого резерва оборотных средств (примерно 5%) и собственных расходов на содержание аппарата управления (0,5%) и т. п. Подобное положение отличают Россию от развитых зарубежных стран, где пенсионные фонды распологают крупными денежными резервами в банках, науопленных в течении многих лет.

Неустойчивость финансового положения Пенсионного фонда, помимо отсутствия накоплений предыдущих лет, связана с падением доходов платильщиков, а также с дифицитом государственного бюджета, который сейчас недостаточно возмещает расходы Пенсионного фонда в своей части. В результате Пенсионный фонд