Разработка стратегии развития бизнес-инкубаторов (на примере Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора)

возросла с 345 руб. (декабрь 1998 г.) до 819 руб. (ноябрь 2001 г.): обучение на бухгалтера пользователя выросло в цене с 419 руб. (июль 1999 г.) до 1084 руб.


Таблица 6. Динамика оказанных бизнес-услуг

№ п/п Наименование Количество по годам


1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

2001 г.

на 01.11

Всего
1 Бизнес-планы 13 94 70 28 17 222
2 Разработка уставов 4 18 16 12 7 59
3 Содействие в микрокредитах


59 32 91

Сокращение числа подготовленных за год бизнес-планов обусловлено следующими факторами:

– повышение требований кредитных учреждений к качественной проработке бизнес-планов, к документальному подтверждению залогового обеспечения;

– повышение цены услуги с 350 руб. (декабрь 1998 г.) до 5380 руб.;

– увеличение затрат рабочего времени на разработку бизнес-плана.

Отсюда можно сделать вывод, что в денежном выражении доходов ИКЦ, как структурное подразделение НЗБИ, только выиграло. При это выросло качество выполнения услуг.

На рынке г. Новошахтинска НЗБИ занимает лидирующее положение в предоставлении вышеперечисленных услуг, что обусловлено:

– высокой квалификацией специалистов, прошедших обучение современным технологиям антикризисного управления;

– наличием продолжительного опыта по сотрудничеству с Администрацией города в вопросах разработки и реализации СПРГ;

– постоянным повышением квалификации и навыков сотрудников;

– отличным знанием рынка консалтинговых услуг;

– постоянными контактами с ведущими международными и российскими организациями, аккумулирующими передовой опыт поддержки предпринимательства и консалтинговых услуг;

– формированием предложений новых услуг, соответствующих самым современным потребностям рынка;

– богатым опытом работы с инициаторами инвестиционных проектов и с организациями, способствующими продвижению проектов и привлечению инвестиций.

Учитывая все особенности социально-экономического положения города с самого момента формирования НЗБИ, основной его задачей являлась разработка Стратегического Плана Развития города (СПРГ), а также его внедрение, мониторинг и корректировка, что предполагало тесное сотрудничество с Администрацией города, Наблюдательным Советом, городским Центром занятости, Попечительским Советом фонда, Конкурсной комиссией, Руководящим комитетом и рабочими группы по разработке СПРГ, представителями проекта МЕРИТ (TASIS) и Фондом местного развития.

В задачи НЗБИ как элемента системы развития территории входило:

– разработка, внедрение и мониторинг СПРГ;

– поддержка субъектов малого и среднего бизнеса;

– поиск инициаторов инвестиционных проектов;

– отбор и продвижение проектов;

– привлечение инвестиций;

– разработка предложений по реструктуризации действующих предприятий.

Таким образом, НЗБИ, после его объединения с АМР, является ключевым звеном – непосредственным разработчиком и исполнителем СПРГ, то есть механизмом реализации политики администрации города по развитию бизнеса и возрождению города. Отсюда исходит самый тесный характер взаимоотношений между НЗБИ и администрацией. При этом НЗБИ, в свою очередь, является одним из разработчиков этой же самой политики Администрации (и разработки СПРГ в целом).

Это обусловлено тем, что при разработке предложений по общей политике города в вопросах развития бизнеса НЗБИ опирается на предложения обширного круга предприятий, организаций, предпринимателей и физических лиц, как учредителей некоммерческого партнерства, так и клиентов НЗБИ, а также на мониторинг ситуации.

Равноправное участие учредителей некоммерческого партнерства НЗБИ в обсуждении всех возможных направлений по поддержке предпринимательства и развитию города, а также участие в деятельности рабочих групп по разработке СПРГ, еще более широкого круга юридических и физических лиц, обеспечивает в конечном итоге возможность консолидации интеллектуального потенциала и социальное партнерство всех социальных групп населения города

Самому тесному характеру взаимоотношений НЗБИ с Администрацией города, Администрацией Ростовской области и с Министерством Энергетики РФ, в лице государственного учреждения «Соцуголь» способствует тот факт, что именно НЗБИ является уполномоченным органом Администрации города, осуществляющим обслуживание средств государственной поддержки угольной отрасли, выделяемой городу, в связи с реструктуризацией этой отрасли по программам местного развития.

Важность этого момента заключается в том, что эти средства являются на данном этапе (с 1997 года по настоящее время) чуть ли не единственным реальным источником финансирования всех мероприятий по поддержке малого бизнеса и по реализации более крупных инвестиционных проектов.

Именно за счет этих средств в свое время были созданы и НЗБИ и МФ ПМП и до настоящего времени часть средств господдержки город продолжает направлять на финансирование части затрат НЗБИ и на пополнение фонда.

Можно констатировать, что у НЗБИ тесные и выгодные для обеих сторон взаимоотношения, как с органами власти, так и с организациями-учредителями.

Это, конечно, важно для успешной текущей деятельности и стабильности в будущем. Однако не все так уж гладко, особенно с точки зрения стабильности. Тот факт, что основным внешним источником для НЗБИ являются средства господдержки, которые выделяются Администрацией и Наблюдательным Советом города для софинансирования его текущей деятельности, имеет и отрицательные стороны:

– во-первых, средства господдержки в ближайшем будущем перестанут поступать в город;

– во-вторых, так как это не бюджетные средства города, а все-таки внешние средства для города, все эти годы отсутствовало четкое определение соразмерности объемов средств, выделяемых НЗБИ, с объемом работ, выполняемых им для города или с размером убытков НЗБИ, из-за того, что он вынужден в своей ценовой политике учитывать интересы города.

Все средства выделяются, конечно, строго по сметам, заранее просчитанным и согласованным, но все же это не одно и то же, если бы город оплачивал Бизнес-инкубатору из своих средств по конкретным договорам за конкретные услуги или за конкретный вид разработок.

Сейчас, по прошествии более 5-ти лет видятся другие схемы взаимоотношений и уже готовится обоюдное предложение по их изменению, а именно созданию Бизнес-центра на базе НЗБИ, где Администрация будет выглядеть уже как один из клиентов Бизнес-центра.

При этом Администрация не потеряет своего влияния на Бизнес-центр, но это позволит более четко разграничить услуги на требующие и не требующие финансовой поддержки муниципалитета.

В случае перехода на такую схему взаимоотношений возможно и сокращение объемов софинансирования и степени самих взаимоотношений.

Но все же общее понимание важности совместно проводимой работы по поддержке предпринимательства и развития города должны сохранить основы сотрудничества, а более четкое разделение функций по источникам финансирования будет способствовать быстрейшему переходу НЗБИ на самофинансирование.

Этому естественно уже в большей мере способствует и сама социально-экономическая обстановка в городе.

Как бы там ни было, уже проделанная работа и общее улучшение экономической ситуации в стране приносят реальные результаты. Потенциальных клиентов НЗБИ, которым требуется его услуги, а главное способных и готовых за них платить становится все больше.

В новых условиях появляется необходимость в новых видах услуг НЗБИ, в изменении приоритетов осуществляемых услуг, в изменении услуг, в изменении структуры НЗБИ и опять же во взаимоотношениях с органами власти и организациями – учредителями.

Состояние рынка


Таблица 7. Динамика экономических показателей г. Новошахтинска (1 пол. 2001 г. – 1 пол. 2002 г.)

№ п/п Показатели

I полугодие

2002 г.

I полугодие 2001 г. I полугодие 2002 г. к I полугодию 2001 г
1. Общий объем выпуска продукции, работ, услуг по полному кругу предприятий, (млн. руб.) 871,5 451,5 193,0%
2. Объем выпуска продукции, работ, услуг по крупным и средним предприятиям (млн. руб.) 755,2 393,0 192,2%

Удельный вес в общем объеме, (%) 86,7% 87,1%
3. Объем выпуска продукции, работ, услуг по Малым предприятиям и предпринимателям, (млн. руб.) 116,2 58,5 198%

Удельный вес в общем объеме (%) 13,3% 12,9%
4. Выпуск промышленной продукции, (млн. руб.) 650,4 301,9 215,4%

Удельный вес в общем объеме (%) 74,6% 66,9%
5. Индекс физического объема по выпуску промышленной продукции 193,3% 100,1% 193%

Трудовые ресурсы:

Постоянное население города составляет – 117,8 тыс. человек

I. Занято в народном хозяйстве – 28,1 тыс. чел., в том числе:

В материальном производстве – 14,9 тыс. человек, из них в промышленности – 11,2 тыс. чел.

2. В непроизводственной сфере занято – 9,7 тыс. человек, в том числе:

– жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание – 1,4 тыс. человек;

– образование – 3,3 тыс. чел. (из них 1317 чел. – педагоги);

– здравоохранение и спорт – 2,8 тыс. чел. (из них 255 чел. – врачи);

– культура – 0,4 тыс. чел.

– частные предприниматели – 3,5 тыс. человек.

II. Незанятое население города составляет – 89,7 тыс. человек, в том числе:

Нетрудоспособное население – 53,8 тыс. человек, из них:

– дети и подростки (до 16 дет) – 17,5 тыс. человек;

– неработающие пенсионеры – 36,3 тыс. человек.

Трудоспособное население – 35,9 тыс. человек, из них:

– школьники, учащиеся ПТУ, студенты – 3,4 тыс. чел.;

– желающие и готовые приступить к работе – 9,2 тыс. чел. (из них 0,5 тыс. чел. признаны безработными);

– незанятые в отраслях экономики города – 23,3 тыс. чел., т.е. это люди, работающие в личном хозяйстве или за пределами города и при благоприятных условиях могут быть задействованы в экономике города.


Земельные ресурсы:

Свободные земли под жилую застройку, из них: 69,8 га
-под многоэтажную застройку 54,8 га
-под низкоплотную застройку 9,5 га
-под коттеджную застройку 5,5 га
Земли, временно отданные под огороды горожан и подсобные хозяйства предприятий, использование которых возможно для растениеводства 593 га
Земли, закрепленные за сельхоз. Предприятиями и фермерами (возможно частичное использование по договору аренды для растениводства) 6 569 га
Свободные земли под промышленную застройку (3 промзоны) 149 га

Промышленные зоны:

1. Промзона №1 – в северо-западной части города прилегает с юга к промплощадке шахты «Западная-Капитальная», площадью – 25 га, в 750 метрах от Федеральной автодороги (Ростов-Харьков).

Имеются железнодорожные подъездные пути в 700 метрах от площадки.

Возможна газификация строящихся объектов.

2. Промзона №2 – в юго-западной части города в районе бывшей шахты им. Горького. Площадь участка – 24 га.

Расстояние до основных транспортных магистралей города 1500 метров.

Возможна газификация строящихся объектов.

3. Промзона №3 – юго-восточная часть города, в пос. им. Кирова площадью 100 га (возможна для размещения вредного производства) расстояние до жилья 2 км. Расстояние до Федеральной автодороги 3,5 км.

В перспективе возможна газификация строящихся объектов.

Экспертная оценка компонентов внутренней и внешней среды НЗБИ

В качестве экспертов для оценки компонентов внутренней и внешней среды были привлечены: Налесный А.И. (руководитель НЗБИ), Пиляев П.В. (руководитель Консалтингового центра), Щербаков А.И. (руководитель бизнес-парка), Седегов А.В. (консультант по вопросам организации и ведения бизнеса), Шопен Н.А. (руководитель учебного центра).

При оценке компетентности экспертов были учтены следующие факторы: специализация эксперта, стаж работы, опыт работы в данной области, научная классификация, широта кругозора

Экспертам были предложены специально разработанные анкеты, содержащие перечень оцениваемых компонентов. В процессе заполнения анкет были соблюдены необходимые требования: обеспечена взаимная независимость суждений экспертов, однозначное понимание экспертами оцениваемых компонентов.

По результатам анкетного опроса были получены средние оценкикомпонентов внутренней и внешней среды бизнес-инкубатора.


Таблица 8. Оценка компонентов внутренней среды НЗБИ


Таким образом, результаты анкетного опроса показали, что состояние внутренней среды бизнес-инкубатора оценивается как «хорошее», удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменений.

К наиболее сильным сторонам внутренней среды можно отнести:

– результаты деятельности организации (качество, оказываемых услуг);

– трудовые ресурсы (высокая квалификация специалистов);

– организационная культура (богатый опыт работы с организациями, способствующими продвижению проектов и привлечению инвестиций);

– организационная структура (хорошо развита система использования инструментов PR).

Слабые стороны внутренней среды НЗБИ:

– отсутствие обычной электросвязи в районе размещения бизнес-парка;

– ограниченность учебного центра оборудованным помещением;

– отсутствие соразмерности объемов средств, выделяемых НЗБИ, с объемом работ, выполняемых им для города.


Таблица 9. Оценка компонентов внешней среды


Состояние внешней среды оценивается как «ненадежное», т.е. требуется наблюдение за ее динамикой. Количество угроз, создаваемых внешними факторами, значительно превышает количество возможностей.

Возможности:

– повышение спроса на консультационные услуги и услуги учебного центра;

– формирование устойчивого положительного мнения у населения города о деятельности НЗБИ.

Угрозы:

– неготовность потенциальных клиентов оплачивать рыночную стоимость услуг (слабая покупательная способность населения);

– низкий уровень компьютеризации малых и средних предприятий;

– «утечка молодых умов»;

– средства господдержки в ближайшем будущем перестанут поступать в город.


3.3 Рекомендации новых стратегий


Примененный для анализа среды метод SWOT-анализа является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями.

В результате построения матрицы SWOT – анализа (см. прил. 3) сформулированы основные проблемы и предпосылки развития НЗБИ, осуществлено обоснование рекомендаций по основным стратегическим направлениям развития бизнес-инкубатора.

Главной задачей для Бизнес-инкубатора на сегодняшний день является переход к самофинансированию. К основным препятствиям на этом пути относятся:

1. В сфере информационных и консультационных услуг, в бизнес-планировании

а) Неготовность потенциальных клиентов оплачивать рыночную стоимость услуг

Предоставление услуг по льготным тарифам, которые на порядок ниже рыночной стоимости, создало у потенциальных клиентов впечатление, что такое положение будет продолжаться всегда, никто из них не задумывался о реальной стоимости услуг. Резкий переход на увеличенные тарифы очень может оказаться весьма болезненным как для клиентов, так и для Бизнес-инкубатора.

Поэтому, необходим переходный период, в который стоимость услуг придётся повышать поэтапно, сначала до уровня окупаемости затрат, а затем до рыночной их стоимости. Также, будет необходимо временное разделение клиентов условно на тех, кто способен оплачивать полную стоимость услуг, и на тех, кто действительно нуждается в поддержке в виде льготных тарифов. Этот этап может продлиться около 6 месяцев.

б) Низкий уровень компьютеризации малых и средних предприятий города затрудняет распространение современных видов услуг.

Сотрудникам НЗБИ необходимо прилагать максимальные усилия, чтобы убедить возможных клиентов в необходимости тех или иных видов услуг, и ещё больше нужно усилий, чтобы убедить клиента потратить средства на приобретение компьютеров.

В целях развития новых видов услуг планируется приобретение переносного компьютера (ноутбука), позволяющего наглядно демонстрировать возможности и выгоды услуг с выездом на предприятия.

2. В сфере услуг бизнес-парка.

а) Из-за недостаточности средств у Бизнес-инкубатора для восстановления помещений бизнес-парка в полном объёме, большая часть помещений сдавалась и сдаётся в настоящее время в аренду с условием, что арендатор часть затрат по восстановлению помещений несёт сам, а затем предъявляет их Бизнес-инкубатору в счёт оплаты за аренду.

б) Отсутствие обычной электросвязи в районе размещения Бизнес-парка.

Для возможности предоставления таких видов услуг арендаторам бизнес-парка, как факсимильная связь, междугородние переговоры, электронная почта и поиск информации в Интернете, Бизнес-инкубатор вынужден был в своё время с участием проекта МЕРИТ (Тасис) установить радиотелефон с факсом и радиодоступ к Интернету со сравнительно высокими затратами, как первоначальных, так и постоянных эксплуатационных, что затрудняет их окупаемость за счёт клиентов, особенно, в первоначальный период, когда клиентов очень мало.

Бизнес-инкубатор вынужден предоставлять эти услуги по льготным тарифам. Необходимо усиленно пропагандировать эти услуги среди всех возможных клиентов этого района города, чтобы за счёт увеличения числа клиентов снизить фактическую стоимость единичной услуги каждому.

3. Связанные с вновь внедряемым услугам.

Нетрадиционные для города услуги, такие как полный компьютерный учёт, оценка имущественного комплекса, оценка менеджмента, разработка программы реструктуризации требуют большого по протяжённости периода и значительных усилий со стороны консультантов, чтобы внедрить их на предприятиях города.

Трудность заключается в отсутствии возможности у Бизнес-инкубатора приобрести необходимое программное обеспечение и оплачивать работу консультантов в период, когда их услуги не окупаются, а без предоставления таких услуг невозможно добиться их увеличения числа заказов до уровня окупаемости. Только при наличии внешних источников финансирования можно решить данную проблему.

4. Связанные с услугами учебного центра.

Возможности учебного центра в настоящее время существенно ограничены имеющимся оборудованным помещением (1 компьютерный класс на 10 мест), который эксплуатируется 12 часов в сутки (4 смены в день по 3 астрономических часа). При этом существует устойчиво растущий спрос на этот уже традиционный для бизнес-инкубатора вид услуг (запись на курсы ведется уже на декабрь текущего года).

Есть потребность в осуществлении других, более современных, более доходных обучающих программ. Есть и интеллектуальный потенциал для их осуществления, но в виду названной выше проблемы Бизнес-инкубатор и учебный центр не приступают к их реализации. Из-за значительного объема требуемых первоначальных затрат, в настоящем времени не планируется увеличение учебных площадей. Необходимо в большей степени использовать интеллектуальные возможности для проведения разовых обучающих семинаров, что позволит также в большей степени загружать по времени имеющийся учебный кабинет и имеющиеся специальное оборудование.

В виде краткосрочной стратегии необходимо за счет расширения номенклатуры услуг, увеличения их объемов и повышения качества и перевода всех услуг на коммерческую основу добиться перехода на самоокупаемость.

Перечень услуг, на которые предполагается повышение тарифов до их коммерческой стоимости:

– разработка бизнес-планов;

– разработка обоснований инвестиций;

– обучение предпринимательству, работе на компьютере и др.;

– маркетинговые исследования;

– информационные услуги через Интернет.

За время работы НЗБИ постоянно отслеживались все пожелания клиентов, которые на тот период не могли быть удовлетворены в силу ряда проблем, имевших под собой технические, организационные, образовательные и пр. причины.

На сегодня эти пожелания клиентов сформированы в плане доходов в виде конкретных услуг, рассчитана их цена и планируемый объем; специалисты НЗБИ получили соответствующее образование. Вводится 12 видов новых услуг:

– юридическое оформление. Представляет собой пакет услуг по составлению учредительных документов вновь организуемого юридического лица, регистрации юридического лица во всех внебюджетных фондах, получение кодов статистического учета в отделении Госкомстата РФ и индивидуального номера налогоплательщика в ИМНС РФ;

– исследование и изучение технологии. Услуга, реализуемая под конкретный специфический заказ производственных предприятий. Представляет собой подбор оптимального варианта производственного оборудования в зависимости от финансовых возможностей заказчика, площади производственного помещения, подведенных к помещению коммуникационных сетей, наличия подготовленных трудовых ресурсов;

– поиск экспертов и специалистов. Услуга, по своему наполнению аналогичная предыдущей. Будет оказываться в случае невозможности подбора технологии, решения других производственных, финансово-управленческих проблем своими силами.

– организация занятий и семинаров. Для оказания данной услуги имеются все возможности: помещение, техническое обеспечение.

– проведение семинаров. Специалистами НЗБИ уже проведен ряд семинаров по следующим темам: основы малого предпринимательства; маркетинг; анализ финансово-хозяйственной деятельности. Наработан первичный опыт, учтены пробелы в проведении занятий, подготовке материалов семинара. Проведенное по окончании семинаров анкетирование слушателей показало, что данная услуга будет пользоваться спросом и дальше.

– реструктуризация. В данную услугу входит полный пакет плановых мероприятий, проведение которых позволит предприятию выйти из состояния кризиса. На сегодня в г. Новошахтинске есть ряд предприятий, попадающих по своим финансово-экономическим показателям в разряд кризисных.

– услуги 2.12, 2.15, 2.16, 2.17, 2.18 (см. табл. 10). По своей сути являются одними из составляющих предыдущей.

– оценка имущественного комплекса. На сегодня в г. Новошахтинске нет лицензированного специалиста-оценщика. Потребность в данной услуге удовлетворяется за счет специалистов со стороны. Решением данной проблемы может стать подготовка местного лицензированного специалиста.

– составление сметной документации. Данная услуга предусмотрена как пакетная при подготовке бизнес-плана в случае необходимости подготовки смет строительно-монтажных и других работ, включенных в инвестиционный план бизнес-плана.

Ставится задача перевода системы взаимоотношений НЗБИ с Администрацией города также на коммерческую основу, а именно упорядочения видов услуг, определения стоимости каждого вида и заключения договоров на их оказание по установленной стоимости.

Перечень работ и функций, выполняемых для Администрации города и переводимых на коммерческую основу:

– организация и проведение предварительного конкурсного отбора инвестиционных проектов и проектов по проведению общественных работ, включая экспертную проверку проектов;

– разработка программ местного развития и программ реинвестирования;

– подготовка проектов договоров на финансирование всех направлений ПМР и программ реинвестирования;

– контроль за выполнением ПМР и программ реинвестирования, отчётность за средства господдержки;

– подготовка заседаний и ведение документации для Наблюдательного Совета;

– разработка, мониторинг и корректировка СПРГ, выполнение отдельных мероприятий по внедрению СПРГ;

– предпроектные разработки бизнес-идей, поиск исполнителей, продвижение проектов, не имеющих конкретных инициаторов, привлечение инвестиций.

– проведение выставок и семинаров, выполнение мероприятий по улучшению инвестиционного климата и др.

Кроме расширения видов услуг субъектам малого предпринимательства, перевода услуг Администрации на коммерческую основу, предусмотрено расширение перечня клиентов-партнеров по их статусу и организационно-правовой форме.

В городе имеется более 10 средних предприятий, сохранившихся в период стагнации экономики, но так и не преодолевшие всех трудностей перехода на рыночные условия. Сохранились или созданы в последние годы около десятка муниципальных организаций и служб, выполняющих функции социальной направленности (водоснабжение, теплоснабжение, обслуживание и ремонт жилья, ремонт автодорог, обслуживание электрических сетей, газопроводов и др.). Все названные предприятия, также как и развивающиеся малые предприятия, переходящие в разряд средних, требуют в той или иной степени таких видов услуг, как:

– анализ финансовой деятельности;

– анализ имущественного комплекса;

– анализ менеджмента;

– оценка бизнеса;

и (или) полного комплекса этих услуг с разработкой программы реструктуризации предприятия. При этом обязательным видом услуг вытекает оценка имущества, как отдельно лицензируемая деятельность. В настоящее время в городе нет ни одного специалиста или организации, имеющих право ведения этого вида деятельности, а спрос на него ощущается постоянный, в том числе в малом бизнесе и коммерческой среде.

Не охвачен в городе и такой вид услуг, как перевод предприятий на механизированный учет по программам «1С: Предприятие» и «1С: Бухгалтерия», а также на их основе оказание услуг централизованной бухгалтерии для малых предприятий.

Поэтому настоящим НЗБИ в качестве долгосрочной стратегии определено следующее: за счет объединения задач и функций всех подразделений инфраструктуры поддержки предпринимательства и развития города в бизнес-инкубатор, за счет охвата, кроме субъектов малого предпринимательства, всех средних предприятий и муниципальных организаций стать во главе развития малого и среднего бизнеса на территории города.

При этом предполагается не ограничиваться объединением лишь структурных подразделений существующего бизнес-инкубатора, а выделять из его состава, создавать и вовлекать на взаимных интересах в Бизнес-центр новые структуры различных организационно-правовых форм.


Заключение


Для достижения цели дипломного проекта были решены следующие задачи:

– определена роль и место бизнес-инкубаторов в системе государственной поддержки малого предпринимательства в России;

– выявлены цели, задачи и этапы разработки стратегии;

– дана характеристика НЗБИ;

– исследован потенциал организации (внутренняя среда);

– рассмотрены внешние факторы, их влияние на внутреннюю среду НЗБИ;

– разработаны рекомендации по целенаправленному развитию и функционированию бизнес-инкубатора, основанные на интеграции соответствующих экономических и организационных решений.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась довольно непростая ситуация в области создания и поддержки малых предприятий: сложная система налогообложения, неадекватные механизмы изыскания средств на организацию и развитие бизнеса; несоразмерный уровень планирования и современных навыков управления; неразвитые рынки деловых услуг, а также распространение и разлагающее влияние коррупции и организованной преступности. Эти препятствия зачастую взаимосвязаны и лишь усиливают друг друга, что требует принятия срочных мер в экономической политике.

Российское малое предпринимательство нуждается во всесторонней поддержке, в том числе и государственной. Ее главным инструментом является создание специальной инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого и среднего бизнеса. Этим объясняется бурно растущий интерес к инкубатором бизнеса – структурам, целенаправленно ориентированным на стимулирование роста новых фирм.

Инкубаторы малого бизнеса помогают молодому бизнесу вырасти и выжить в стартовый период, т.е. в период наибольшей уязвимости с финансовой точки зрения.

Стремительное развитие и бурный рост числа бизнес-инкубаторов доказывает эффективность использования этой модели для решения целого ряда задач, среди которых можно выделить следующие:

– оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков, диверсификация регионов;

– рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, и, следовательно, расширение налогооблагаемой базы регионов и государства;

– наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.;

– повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и «ноу-хау»;

– создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупным бизнесом, государственным, финансовым сектором и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем;

– рост занятости и уровня жизни населения.

В мире не существует одинаковых бизнес-инкубаторов, но в целом набор услуг, оказываемых ими малым предприятиям, довольно стандартен:

– сдача в аренду помещений и офисное обслуживание;

– обучение предпринимателей;

– консультационные услуги;

– продвижение проектов к инвестициям.

При грамотном планировании и управлении бизнес-инкубаторы могут стать не только самоокупаемыми, но и коммерчески выгодными предприятиями.

Цель разработки стратегии развития бизнес-инкубатора – сформулировать и предложить конкретные действия, которые обеспечат организации конкурентные преимущества, тем самым уменьшить риск и повысить эффективность развития.

Определение стратегии позволяет решить следующие задачи:

Оценить потенциал организации, ее возможности и резервы для достижения общих целей.

Определить внешние факторы, требующие принятия мер, направленных на приспособление к изменившейся обстановке и возникшим ситуациям.

Выработать оптимальные варианты для достижения поставленных целей, определить стратегию как программу конкретных действий.

Для оценки целесообразности разработки стратегии НЗБИ было проведено анкетирование, результаты которого подтвердили необходимость проведения исследования.

Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор – это некоммерческое партнерство, членами которого являются 24 юридических и физических лица, в том числе: Комитет по управлению имуществом г. Новошахтинска, городской Центр Занятости населения, Новочеркасский Промышленно-Гуманитарный Колледж (Морозовский проект) и ОАО «Ростовуголь».

Миссия НЗБИ – содействие развитию малого и среднего бизнеса в г. Новошахтинске и городах восточного Донбасса.

Анализ внутренней и внешней среды НЗБИ был проведен посредством заполнения специально разработанных анкет, содержащих перечень оцениваемых компонентов. В основе анкеты по состоянию внешней среды были использованы элементы СТЭП-анализа. Проведенный анализ выявил сильные и слабые стороны потенциала организации, а также внешние угрозы и возможности.

К наиболее сильным сторонам внутренней среды можно отнести:

– результаты деятельности организации (качество, оказываемых услуг);

– трудовые ресурсы (высокая квалификация специалистов);

– организационная культура (богатый опыт работы с организациями, способствующими продвижению проектов и привлечению инвестиций);

– организационная структура (хорошо развита система использования инструментов PR).

Слабые стороны внутренней среды НЗБИ:

– отсутствие обычной электросвязи в районе размещения бизнес-парка;

– ограниченность учебного центра оборудованным помещением;

– отсутствие соразмерности объемов средств, выделяемых НЗБИ, с объемом работ, выполняемых им для города.

Состояние внешней среды оценивается как «ненадежное», т.е. требуется наблюдение за ее динамикой. Количество угроз, создаваемых внешними факторами, значительно превышает количество возможностей.

Возможности:

– повышение спроса на консультационные услуги и услуги учебного центра;

– формирование устойчивого положительного мнения у населения города о деятельности НЗБИ.

Угрозы:

– неготовность потенциальных клиентов оплачивать рыночную стоимость услуг (слабая покупательная способность населения);

– низкий уровень компьютеризации малых и средних предприятий;

– «утечка молодых умов»;

– средства господдержки в ближайшем будущем перестанут поступать в город.

На основании построения матрицы SWOT-анализа, позволяющей установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями, были разработаны новые стратегические направления развития НЗБИ.

В виде краткосрочной стратегии необходимо за счет расширения номенклатуры услуг, увеличения их объемов и повышения качества и перевода всех услуг на коммерческую основу добиться перехода на самоокупаемость.

Перечень услуг, на которые предполагается повышение тарифов до их коммерческой стоимости:

– разработка бизнес-планов;

– разработка обоснований инвестиций;

– обучение предпринимательству, работе на компьютере и др.;

– маркетинговые исследования;

– информационные услуги через Интернет.

Ставится задача перевода системы взаимоотношений НЗБИ с Администрацией города также на коммерческую основу, а именно упорядочения видов услуг, определения стоимости каждого вида и заключения договоров на их оказание по установленной стоимости.

В качестве долгосрочной стратегии НЗБИ определено следующее: за счет объединения задач и функций всех подразделений инфраструктуры поддержки предпринимательства и развития города в бизнес-инкубатор, за счет охвата, кроме субъектов малого предпринимательства, всех средних предприятий и муниципальных организаций стать во главе развития малого и среднего бизнеса на территории города.


Список использованных источников


1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»: 7-ФЗ. Введен 12.04.96. – М., 1996.

2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»: 128-ФЗ. Введен 08.08.2001. – М., 2001.

3. Устав Некоммерческого Партнерства «Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор». Утвержден 27.04.99. – Новошахтинск, 1999.

4. Положение о структурных единицах Некоммерческого Партнерства «Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор». Утвержден 01.03.97. – Новошахтинск, 1997.

5. Положение о деятельности информационно-консалтингового центра. Утверждено 03.03.97. – Новошахтинск, 1997.

6. Ажекбаров К.А., Атаканов Н.А. О государственной поддержке малого предпринимательства в странах СНГ. // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.

7. Алексеев М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Филинъ, 1997.

8. Аралов А.С. Системные решения в управлении малым и средним бизнесом. // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2000.

9. Гуияр Ф.Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организации. – М.: Дело, 2000.

10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: МГУ, 1995.

12. Волков К.А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М.: НОРМА, 1997.

13. Горбунов В.Л., Сошников Е.А. Концепция развития сети бизнес-инкубаторов в Российской Федерации. // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.

14. Горбунов В.Л., Сошников Е.А. Национальное содружество бизнес-инкубаторов. // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.

15. Деловое планирование: методы, организация, современная практика./ под ред. Попова В.М. – М.: Финансы и статистика, 1997.

16. Ефремов В.С. Проектное управление: модели и методы принятия решений // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998.

17. Заведеева В.А. Опыт успешных бизнес-инкубаторов. // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.

18. Змиев Е.Е. Организационно-экономический механизм управления развитием малых промышленных предприятий: Автореф. дис… канд. эконом. наук. – Краснодар, 2002.

19. Каганов В.Ш, Рыбин М.В. Как создать и сделать успешным бизнес-инкубатор: Учебно-практическое пособие. – М.: Агроконсалт, 1996.

20. Каганов В.Ш. Технология поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.

21. Кадровое обеспечение объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и организация подготовки, консультационного и информационного обслуживания предпринимателей. // Малое предпринимательство в шахтерских городах: ключевые проблемы, успехи и перспективы. – М.: Комплекс-Прогресс, 2001.

22. Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия. – М.: ИНФРА-М, 1996.

23. Мартеллер В. Питательная среда для новорожденных. // Бизнес предложения. – М.: Инвестор НТ, 2001.

24. Менеджмент: практические ситуации, деловые игры, упражнения./ под ред. Страховой О.А. – СПБ.: Питер, 2000.

25. Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учебное пособие./ под ред. Короткова Э.М., Резника С.Д. – М.: ИНФРА-М, 2002.

26. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учебное пособие/ под ред. П.Н. Завлина и др. – М.: ОАО «НПО» Издательство «Экономика», 2000.

27. Пешкова Е.И. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: Ось-89, 1996.

28. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России: Аналитический сборник. Отв. ред. Заведеева В.Ю.. – М.: АМиР, ИПИ, 2001.

29. Проект «Создание и развитие бизнес-инкубаторов в Тамбовской области». // Национальное содружество бизнес-инкубаторов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2001.

30. Рекомендации по определению приоритетных направлений развития системы комплексной поддержки малого предпринимательства. // Малое предпринимательство в шахтерских городах: ключевые проблемы, успехи и перспективы. – М.: Комплекс-Прогресс, 2001.

31. Румянцева З.П. Общее управление организацией: принципы и процессы/ Мод. прогр. для менеджеров №3. – М.: ИНФРА-М, 1999.

32. Смирнов В.Г. Организация и